Оглавление
Введение. 2
Преступленияпротив мира.5
Военныепреступления. Применение запрещенных средств и методов ведения войны.12
Преступленияпротив человечества.18
Заключение. 21
Литература. 23
Введение
Глава 34 УК «Преступления против мира и безопасностичеловечества» впервые включена в уголовное законодательство России.Необходимость в этом вытекает из тяжкого опыта человечества, столкнувшегося стакими международными преступлениями, которые — например, крупномасштабныеагрессивные войны, геноцид, экоцид и т.д. — ставили под угрозу само егосуществование или по крайней мере существование наций (народов). Напоминаниемоб этом явился Устав Нюрнбергского трибунала, определивший понятиепреступлений против человечества и их отдельных видов.
Этот Устав, как и Устав Токийского трибунала,документы ООН, принятые в конце второй мировой войны и в первые послевоенныегоды с активным участием СССР, дали толчок созданию разветвленной системы международно-правовых договоров, призванных противодействовать новымагрессивным войнам, уничтожению населения и природы, другим международнымпреступлениям. Включение данной главы в УК вытекает из требований ст. 15Конституции РФ, предусматривающей, что общепризнанные положения международногоправа, международно-правовые договоры РФ являются частью внутреннего права.Это, конечно не означает необходимость дословной их ретрансляции, но смыслдолжен быть воспроизведен во внутреннем законодательстве, с учетомотечественной традиции законодательной техники. Внутреннее законодательствоможет также расширить объем соответствующих уголовно-правовых запретов, так какмеждународные договоры обычно ориентированы на консенсус на основе минимума.Самостоятельно определяет внутреннее законодательство и санкции замеждународные преступления.
Таким образом, характерным признаком рассматриваемойглавы является то, что преступления, описанные в ней носят конвенциальныйхарактер: соответствующие уголовно-правовые запреты вытекают измеждународно-правовых обязательств страны. Упомянем также о том, что наиболеетяжкие из этих преступлений, а именно предусмотренные ст.ст. 353, 356, 357, 358УК влекут ответственность и наказание, независимо от давности их совершения(ст. 78 УК).
Необходимо отметить большой вклад отечественных ученыхв разработку концепции уголовной ответственности за преступления против мира ибезопасности человечества (международные преступления) и их классификацию. Втом числе в период выработки международных соглашений о законах и обычаях войныи основополагающих международно-правовых документов о наказании главныхвоенных преступников. В частности, академик А.Н. Трайнин сформулировал понятиепреступлений против человечества и указал на их основные группы (против мира,военные, против человечности)[1].Разработанные им положения почти буквально вошли в Устав Нюрнбергскоготрибунала.
В настоящее время, когда еще не завершена кодификациямеждународного уголовного права относительно преступлений, родовым объектомкоторых является мирная жизнь и безопасность человечества и входящих в негонародов, основы существования и сотрудничества государств, мирное разрешениемежгосударственных конфликтов, определенные трудности при усвоении материаламожет вызвать рядоположенное использование в литературе двух сходных терминов:«международные преступления» и «преступления международногохарактера». Для того, чтобы избежать эти трудности, надо руководствоватьсяследующим:
· международные преступления — это деяния такого масштаба и такойтяжести наступивших или возможных последствий, что они представляют реальнуюугрозу для судеб человечества в целом либо народов, других значительных групп людей,входящих в его состав: субъектами этих преступлений являются в большинствеслучаев высшие представители государственной власти или лица, действующие по ихуказаниям, либо в созданной государственной властью обстановке, поощряющейконкретные преступные действия;
· преступления международногохарактера - это общеуголовныепреступления, но охватывающие территорию двух или нескольких государств иугрожающие не только внутренней безопасности и правопорядку в них, но инормальным межгосударственным отношениям (экономическим, туристским и т.д.). Нопри всей опасности, например, преступлений международного характера, связанныхс терроризмом, международным оборотом наркотиков и оружия и т.д., этипреступления обычно не достигают масштаба, При котором делается возможнойугроза безопасности человечества в целом. Эти преступления обычно неинициируются и не поддерживаются государственной властью, которая ведет борьбус ними. Имеется и формальный разграничительный признак: наличие или отсутствиеквалификации соответствующих деяний, как преступлений против мира ибезопасности человечества в международно-правовых документах.
Конечно, разграничение названных групп преступлений неносит абсолютного характера в международной практике борьбы с преступностью мывстречаемся с фактами обвинения некоторых стран в государственной поддержкетерроризма и незаконного оборота наркотиков. И в ряде других случаев названныепреступления представляют при их выходе на международный уровень серьезнуюнепосредственную угрозу миру и безопасности, Вот почему не исключено появлениев рассматриваемой главе новых составов преступлений в соответствии смеждународно-правовыми документами о борьбе с терроризмом и незаконным оборотомнаркотиков.
Преступленияпротив мира.
Планирование, подготовка, развязывание или ведениеагрессивной войны (ст. 353 УК).Наличие двух частей рассматриваемой статьи не означает, вопреки мнениюнекоторых авторов, что налицо основной и квалифицированный составы. В рамкаходной нормы УК фактически объединены два состава, объективная сторона одного из которых состоит в подготовительных действиях к агрессивнойвойне, а второй — в ведении этой войны. Различия в санкциях (ч.1предусматривает лишение свободы на срок от 7 до 15 лет, а ч.2 — на срок от 20до 30 лет) понятны. Они связаны с различием тяжести наступивших или возможныхпоследствий.
Ключевое слово при характеристике рассматриваемыхсоставов -агрессивная война. Речь таким образом идет не о любой войне, каквооруженной борьбе между государствами для достижения определенных целей, а оприменении государством вооруженной силы первым в нарушение Устава ООН[2].Имеется ввиду применение вооруженной силы против суверенитета, территориальнойнеприкосновенности, политической независимости другого государства. Предполагается,что оценку действий государства как развязывания и ведения агрессивной войны(акта агрессии) дает Совет Безопасности ООН, если достигнуто единогласие егопостоянных членов. Оборонительная война, когда государство защищается отагрессора, очевидно не создает ситуаций, предусмотренных в ст. 353 УК.
Непосредственный объект деяний, предусмотренных рассматриваемой статьей, — состояние мира между государствами ибезопасность человечества. Применение вооруженной силы для подавления внутреннего мятежа, попыток незаконных вооруженных формирований установитьконтроль над определенной территорией, даже, если это связано ссамопровозглашением независимости, не влечет для государства применившего всоответствии с Конституцией силу защиты своей целостности, оценки его действийкак акта агрессии. Такая оценка применима только к вооруженной борьбе двух илинескольких государств.
Не охватываются понятием агрессии и действиявооруженных сил, выделяемых государствами по решению ООН или региональноймеждународной организации для миротворческих действий.
Объективная сторона деяний, предусмотренных ст. 353УК, четко определена в ней.
Планирование агрессивной войны, уже факт которого является оконченным преступлением — это разработка ее политических и стратегических целей, расчеты необходимых людских и материальных ресурсов для осуществления и закрепления результатовагрессии, разработка планов военных операций, перевода народного хозяйства навоенные рельсы, мобилизации людей и технических средств; разработка плановуправления оккупированными территориями, дипломатического ипропагандистского обеспечения агрессии, создания повода для нее и т.д.Подчеркнем вместе с тем, что нельзя отождествлять деятельность Генеральногоштаба и других органов, отвечающих за военную безопасность страны, попланированию операций и их обеспечению в случае нападения на страну спланированием агрессивной войны. Последнее имеет место лишь при осознании, чторечь идет именно о подготовке и в (нападения на другую страну) и стремлениидобиться этого.
Подготовка агрессивной войны - другой вариант объективной стороны состава,предусмотренного ч.1 ст. 353 УК — включает в широком смысле и ее планирование.«Разведение» этих понятий означает, что в качестве самостоятельноговарианта выделяются уже не «кабинетные» действия, а реальные — ввоинских частях, соединениях и объединениях, в народном хозяйстве, в средствахмассовой информации, в дипломатии, на местности, прилегающей к будущему театрувоенных действий и т.д. Речь идет, в частности, о фортификационном икоммуникационном оборудовании исходных позиций, о сосредоточении войск врайонах, из которых начнется вторжение, о приведении их в повышенную боевуюготовность, об интенсивной разведке сопредельной территории, об«обработке» общественного мнения и т.д.
Наконец, развязывание агрессивной войны такжеупомянутое в ч. 1 ст. 353 УК — это предъявление ультиматума, блокадасухопутных, водных, воздушных коммуникаций страны, в отношении которойразвязывается война, вторжение ограниченного контингента для разведки боем изахвата опорных пунктов, захват дипломатических представителей, интернированиедругих граждан страны, на которую осуществляется нападение, захват ее имуществаи т.д. Если планирование и подготовка агрессивной войны обычно отделены от ееразвязывания достаточно значительным промежутком времени, то действия поразвязыванию агрессии немедленно переходят в полномасштабное ведениеагрессивной войны (ч. 2 статьи). Речь идет о бомбардировке территории илимасштабном применении иного оружия, военном вторжении, оккупации всей или частистраны, подвергнувшейся нападению. Агрессивной войной являются и боевыедействия, которые развертывают вооруженные силы страны агрессора, уже ранеевведенные на территорию какой-либо страны по соглашению с ней для выполнениякаких-либо совместных задач (например, по договору о взаимопомощи) если онипредпринимают военные операции, вопреки условиям соглашения.
Рассматриваемое деяние является длящемся: составы. охватываемые ст. 353 УК, в принципе носят формальный характер, нофактически всегда налицо особо тяжкие последствия или их реальная угроза. Субъективнаясторона составов ст. 353 УК предполагает для подготовки, развязывания иведения агрессивной войны прямой умысел. Для планирования возможен икосвенный умысел в виде безразличия к возможным результатам действийвиновного-Субъект рассматриваемых деяний, хотя это и не оговорено в тексте ст.353 УК, является специальным, поскольку перечисленные в ней действия могутосуществлять только высшие государственные должностные лица, высшие военныеруководители, наделенные полномочиями принятия и осуществления соответствующихрешений. В круг исполнителей или соучастников входят и разработчики агрессивныхпланов, командующие объединениями (соединениями), ведущими агрессивную войну.Ссылка, на отданные приказы их не оправдывает, так как с точки зрениямеждународного уголовного права эти приказы заведомо незаконны. Что же касаетсярядовых участников агрессивных войн, то они отвечают за совершенные в их ходеконкретные военные преступления и преступления против человечества.
Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны(ст. 354 УК). Расположение даннойстатьи указывает, что законодатель по существу рассматривает описанное в нейпреступление как элемент подготовки агрессивной войны. Выделение этого составаиз общего определения подготовки войны связано, по видимому со спецификойобъективной стороны и субъекта деяния.
Основной состав, описанный в ст. 354 УК, предполагаетобращение в любой форме (устной, письменной, графической и т.д.) к достаточнозначительной аудитории (на митинге, собрании, в общественном месте, гденаходится много людей и т.д.) для того, чтобы убедить ее в необходимости начатьагрессивную войну для разрешения возникшего или прогнозируемого межгосударственногоконфликта. Таким образом, непосредственный объект здесь -состояние мирамежду государствами и — хотя в более отдаленной перспективе " безопасностьчеловечества.
Но, говоря об объективной стороне деяния,подчеркнем, что призыв должен быть конкретизирован: указывать на конкретнуюстрану и формировать у аудитории из нее «образ врага».Абстрактно-ностальгические рассуждения типа «хорошо бы вымыть сапоги вИндийском океане» преступления в смысле ст. 354 УК не образуют. Важно такжеустановить в конкретном случае пределы возможностей лица, выступающего спризывами, реально воздействовать на общественное мнение значительной группынаселения. Конечно, используемое нами понятие носит оценочный характер, но безего использования. исходя из условий места, времени и т.д. нельзя придти кобоснованному выводу о реальности 'воздействия призывов, а следовательно и обобщественной опасности действий лица (лиц). Должна учитываться грань междубрюзжанием в бытовой среде и целенаправленной масштабной деятельностью понавязыванию населению убеждения В необходимости агрессивной войны.
Одним из условий ответственности по ст. 354 УКявляется неоднократность, так как закон говорит о «призывах».Вместе с тем, изменение терминологии УК 1996 г., по сравнению с предыдущим УК,в котором говорилось q пропаганде войны свидетельствует о том, что теперь нетребуется ни обращения к одной и той же аудитории, ни специальной подготовкивыступлений, ни их систематичности, Достаточно повторности и конкретности,
Квалифицированный состав (ч. 2) предусматривает усиление наказания в случаяхиспользования средств массовой информации, либо, если субъект деяния занимаетгосударственную должность РФ или субъекта федерации. Эти понятиярассматривались в предыдущих лекциях.
За обозначенным исключением субъект преступления — любое лицо, достигшее 16 лет. Субъективная сторона — прямой умысел.
Производство или распространение оружия массовогопоражения (ст. 355 УК). Ключевоеслово при характеристике данного состава преступления — массовое поражение.Речь идет не об обычном стрелковом оружии, не об артиллерийских снарядах илиавиабомбах даже большой мощности или снабженных устройствами для особо точногоприцеливания, а об оружии (боеприпасах к нему), применение которого влечетмассовую гибель людей или уничтожение природной среды, не ограниченное полембоя, а охватывающее значительную территорию и не имеющее избирательногохарактера. Владение и подготовка к использованию оружия массового пораженияимеет важное значение для планирования и подготовки агрессивной войны,создавая у виновных психологическую уверенность в результативностинападения; в свою очередь применение такого оружия агрессором (оно находитсяза рамками данного состава и предусмотрено ст. 356 УК) может явиться — как, например,применение химического оружия германской армией в первой Мировой войне — предпосылкой успеха наступления и создания паники среди мирного населения,масштабы поражающего воздействия на которое оказываются еще большими, нежели навооруженные силы.
С учетом изложенного, непосредственным объектомрассматриваемого преступления, так же как и деяний, описанных в предыдущихстатьях, является состояние мира между государствами и безопасностьчеловечества.
Объективная сторона предполагает производство оружия массовогопоражения, начиная с создания экспериментальных образцов м кончая серийнымпроизводством; приобретение или сбыт в любой форме.
Иными словами, речь идет о торговле, поставках, иныхформах передачи во владение, пользование и распоряжение (в том числе,безвозмездно, в кредит и т.д.), как на межгосударственном, так и навнутригосударственном уровне. Причем, не только государственными структурами,но и частными предприятиями, организациями, учреждениями, отдельными лицами. Существенный признак объективной стороны запрещенность производства,приобретения или сбыта оружия массового поражения международным договоромРоссии. В настоящее время этот запрет существует в отношении химического,биологического; установлен ряд договорных ограничений на оборот ядерногооружия, поражающее действие которого связано с ударным действием взрыва, проникающей радиацией и радиоактивным заражением (ядерное, термоядерное инейтронное оружие). В документах ООН содержится общее определение оружиямассового уничтожения (1984 г.), которое идет не от нереальной попытки датьзаранее исчерпывающий перечень видов такого оружия, могущих появиться вбудущем, а из их качественной характеристики; сравнимости с атомной бомбой попоражающему действию,
Субъективная сторона деяния характеризуется прямымумыслом. Виновный сознает, что его действия нарушают международно-правовыезапреты и желает этого. Ссылка на незнание международно-правовых договоровздесь неприемлема. Конвенция 1972 г. о запрещении биологического(бактериологического и токсичного) оружия, и Конвенция 1993 г. о запрещениихимического оружия, как и договоры об ограничении производства ираспространения ядерного оружия общеизвестны. Вместе с тем, по ст. 355 УК немогут быть квалифицированы действия внешне сходные по объективной стороне сзапрещенным оборотом оружия массового поражения, но обслуживающие реализациютребований международных договоров по уничтожению запасов такого оружия илиего приспособление для мирных целей. Нельзя квалифицировать как преступлениетакже оборот биологических и химически активных веществ, представляющих впринципе повышенную опасность, если речь идет о деятельности медицинскойили химической промышленности, преследующей народно-хозяйственные цели иосуществляемой с соблюдением необходимых мер безопасности.
Субъектдеяния, предусмотренного ст. 355 УК — общий. Но в большинстве случаев речь идет- за исключением сравнительно немногочисленных попыток изготовления илипохищения оружия массового поражения террористами, лицами, действующими изкорысти и т.д. — о лицах, связанных с оборотом такого оружия профессионально.
Нападение на лиц или учреждения, которые пользуютсямеждународной защитой (ст. 360 УК). Снекоторой долей условности, можно включить данный состав в группу преступныхдеяний против мира. Несмотря на гораздо более локальный характер, по сравнениюс деяниями, предусмотренными ст.ст. 353 и 355 УК (но не ст. 354 УК),непосредственный объект деяния — по существу тот же. Ведь нападение на лиц илиучреждения, которые пользуются международной защитой всегда нарушает или создаетугрозу нарушения нормальных отношений между государствами; в ряде случаев такоенападение может явиться провокацией вооруженного конфликта. Рассматриваемаянорма включена в УК в соответствии с конвенцией ООН «О предотвращении инаказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в томчисле дипломатических агентов» (1973 г.).
Объективная сторона рассматриваемого преступления заключается внападении на таких лиц или учреждения, то есть в применении силы или ее угрозыдля захвата людей, помещения, транспортного средства, для причинения вредаздоровью, имуществу, чести и достоинству лиц, пользующихся международнойзащитой. Поскольку преступление является законченным в момент нападения, причинениесущественного, а тем более тяжкого вреда рассматриваемым составом неохватывается. Иными словами, в ряде случаев имеет место и второй объектпосягательства — общественные отношения, защищающие личность и имущество — инеобходима квалификация по совокупности деяний.
Круг лиц, защищаемый рассматриваемым составом,достаточно широк. Это дипломатические, консульские, торговые, специальные представители иностранных государств, члены их семей; представители международных (в томчисле, региональных) организаций, статус которых предусматривает специальнуюзащиту их прав и законных интересов в государстве пребывания. Речь идет,конечно, и о главах и членах государственных делегаций.
Субъективная сторона рассматриваемого деяниявыражается в прямом умысле; лицо нападает, зная, что потерпевший (помещение,транспортное средство) пользуется международно-правовой зашитой. Вместе с тем,спорным представляется распространенное в учебной и методической литературе утверждение о необходимости специальной цели: провокации войны илимеждународных осложнений. Содержание рассматриваемой нормы не дает основанийдля подобных утверждений. Нельзя смешивать возможные объективныепоследствия с направленностью конкретного умысла. Виновный может желать этихпоследствий, а может желать лишь нападения на лицо, пользующееся международнойзащитой из хулиганских побуждений, из корысти, из стремления выразить протестпротив тех или иных акций государства (организации), которую потерпевшийпредставляет. Для квалификации деяния по ст. 360 УК необходимо и достаточнознание нападавшим статуса потерпевшего,
Субъектпреступления — общий. Если нападение является составной частью акта терроризмаили захвата заложников, представляется необходимой квалификация по совокупностидеяний.
Военныепреступления. Применение запрещенных средств и методов ведения войны.
Надо сразу же отметить (ст.356 УК), что использованноезаконодателем понятием «война» не полностью охватывает круг случаев,когда совершенные деяния подпадают под действие ст. 356 УК. Не случайно втексте статьи применяется другое понятие, носящее более широкий характер:«вооруженный конфликт». По буквальному смыслу дополнений, внесенных в1977 г. в пакет Женевских Конвенций 1949 г. понятие запрещенных средств иметодов ведения войны распространяется на любые вооруженные конфликты,связанные и не связанные с объявлением войны. В том числе, на вооруженныеконфликты внутригосударственного характера.
Если непосредственный объект деяний, описанныхв предыдущем параграфе исходит из угрозы миру и безопасности человечества, то данный параграф охватывает составы, рассчитанные на применение в условиях ужеведущейся войны или иного вооруженного конфликта. Непосредственный объектздесь — общественные отношения, обеспечивающие минимизация вреда, причиняемоговоенными действиями (человеческих потерь, имущественного ущерба, страданийлюдей, уничтожения историко-культурного потенциала и т.д.). В этих целях ст.356 УК дает в соответствии с упомянутыми международно-правовыми документами,открытый перечень запрещенных средств и методов ведения военных действий.
Объективная сторона деяния, предусмотренного ч. 1 этойстатьи, это жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортацияпоследнего, разграбление национального имущества на оккупированной территории,применение иных средств и методов, запрещенных международным договором России.Часть 2 предусматривает применение оружия массового поражения.
Таким образом, рассматриваемая статья построена посхеме ст. 353 УК. В ней нет основного и квалифицированного составов, а налицодва самостоятельных состава, относящихся к категории особо тяжких,но дифференцированных по минимальному размеру санкции, которые находятся пододной «крышей».
Запрет жестокого обращения с Военнопленнымитребует некоторой конкретизации в части круга лиц, защищаемых этим запретом, ив части самого понятия жестокого обращения. Исходя из предшествующего опытачеловечества, Женевская Конвенция 1949 г. относит к числу военнопленных нетолько личный состав вооруженных сил, но и добровольцев (но не наемников),ополченцев, восставшее против захватчиков население, но при условии открытогоношения оружия и соблюдения законов и обычаев войны. На положении военнопленныхдолжны считаться также экипажи торгового флота и гражданской авиации,захваченные неприятелем. Жестокое обращение — это причинение не вызываемыхвоенной необходимостью физических или нравственных страданий, в том числепытки, эксперименты на людях, избиение, бесчеловечные условия содержания,унижение чести и достоинства и т.д. Появившиеся в уголовно-правовой литературеутверждения, что отсутствие физического насилия не позволяет применятьквалификацию деяний как жестокого обращения, не соответствует интерпретацииэтого понятия в международно-правовых документах. Даже пытка возможна путемприменения психического, а не физического воздействия.
Гражданское население, жестокое обращение с которымтакже составляет объективную сторону деяния, запрещенного ст. 356 УК -это любыелица, не участвующие в войне или ином вооруженном конфликте, независимо оттого, являются ли они гражданами воюющей страны или других стран либо лицамибез гражданства.
Запрещена под угрозой уголовной ответственности и депортациягражданского населения, то есть его высылка с занятой территории,. угон приотступлении и т.д. Но от депортации надо отличать: а) добровольную эвакуацию;б) действия воюющей стороны, направленные на предотвращение массовых потерьгражданского населения. Например, временное выселение из населенных пунктов, вкоторых предполагаются крупные боевые действия.
Один из вариантов объективной стороны рассматриваемогосостава — разграбление национального имущества на оккупированнойтерритории. Речь идет об организации воюющей стороной на занятой территориипротивника крупномасштабного изъятия и присвоения «по правупобедителя» исторических и культурных ценностей, а равно материальной базыэкономики, не зависимо от формы собственности. По этот запрет не подпадают действия,которые: а) предприняты с целью временно сохранить ценности от случайныхвоенных действий; б) предусмотрены мирным договором, например, в связи срепарациями; в) предусмотрены после безоговорочной капитуляции стороны,развязавшей агрессивную войну решением высшего органа стран -победительниц наоккупированной территории (с последующим решением этого вопроса в мирномдоговоре). Вместе с тем, разрешение, которое дает военное или гражданскоеруководство военнослужащим, на захват и вывоз определенного количестваимущества, в том числе «бесхозного», а тем более организация такогозахвата и вывоза (например, складирование имущества трофейными командами споследующей раздачей военнослужащим или транспортировкой для руководящихполитических и военных деятелей) несомненно является формой разграбленияимущества в смысле ст. 356 УК.
Наконец, законодатель установил наказуемость и за иныенарушения законов и обычаев войны. Но лишь для случаев, прямо предусмотренных международно-правовыми обязательствами России. Речь идет, например, опринудительном направлении военнопленных на предприятия, изготавливающиеоружие, боеприпасы, иное военное имущество или на оборонные работы вприфронтовой полосе.
Интересный вопрос — соотношение рассматриваемой нормыи нормы и крайней необходимости. Например, явится ли преступлением в смысле ст.356 УК разрушение определенного числа строений и вывоз полученных таким образомстроительных материалов для создания укреплений, предназначенных защититьвоеннослужащих от огня противника. Международно-правовые документы учитываютэту возможность, оговаривая, что незаконное присвоение имущества наказуемо,если оно не вызывается военной необходимостью. Но ее критерии могутопределяться лишь с учетом всех обстоятельств конкретного случая, а не заранее.Поэтому при квалификации деяния по ст. 356 УК надо уделять вниманиеаргументации отсутствия крайней (военной) необходимости.
То, что деяния, предусмотренные комментируемой статьей,относятся к категории особо тяжких не исключает, однако, вопроса о квалификациипо совокупности в случае тяжких последствий, так как рассматриваемоепреступление является оконченным с момента совершения указанных в законедействий.
Субъективная сторона рассматриваемых деяний — прямой умысел за нарушение законов и обычаеввойны или иного вооруженного конфликта[3], минимизирующих их вредные последствия. Мотив не имеет значения дляквалификации, но важен для индивидуализации наказания (фанатизм, ложноепонимание служебного долга, корысть, месть за погибших и т.д.).
Субъектами рассматриваемых деяний могут быть как лица,отдающие приказы о нарушении законов и обычаев войны, так и лица, организующиеих исполнение, а равно совершающие действия, предусмотренные ст. 356 УК посвоей инициативе. Высказанное в литературе мнение, что речь идет только овысших политических и военных деятелях не вытекает из смысла закона. Наряду с«убийцами за письменным столом» (выражение, используемое в работахгерманских историков и юристов), ответственность, несомненно должны нести и лица, осуществляющие конкретные деяния, предусмотренные ст. 356 УК.
Часть 2 ст. 356 УК предусматривает ответственность заприменение оружия массового поражения, запрещенного международнымдоговором. Преступление является оконченным с момента запуска ракеты — носителятакого оружия, взлета воздушного судна с этим оружием, выпуска в сторонупротивника отравляющих или бактериологических веществ. О понятии оружиямассового поражения говорилось при рассмотрении ст. 355 УК.
Наемничество (ст. 359 УК). Мы отнесли наемничество к группе военныхпреступлений, так как речь идет о нарушении законов и обычаев войны (применениезапрещенных средств и методов ее ведения). Даже в тех случаях, когда действия,составляющие объективную сторону наемничества совершаются до начала боевыхдействий, они целенаправленны и на нарушение законов войны в ходе последних.Вместе с тем, говоря о непосредственном объект наемничества как преступления,надо отметить его двойной характер: посягательство осуществляется и наотношения мира между государствами, генерируя напряженность в этих отношениях.
Ответственность по ст. 359 УК наступает при наличии двухусловий. Одно из них, в отличие от текста предыдущей статьи УКподразумевается, а не оговорено прямо: уголовно-правовой запрет наемничестваосуществляется в рамках Устава ООН о запрещении вербовки, использования иобучения наемников. (1989 г.). Другое условие: использование определения наемника,которое дает закон. Согласно примечания к ст. 359 УК, воспроизводящемумеждународно-правовое определение, наемником признается лицо;
а) не являющееся гражданином государства, ведущегобоевые действия, или не проживающее на его территории, а также не направленноена эту территорию для выполнения официальных обязанностей;
б) реализующее цель получения материальноговознаграждения за участие в боевых действиях.
Ст. 359, как и ст. 356 УК карает за наемничество,обслуживающее не только войны (кстати, сам этот термин в статье неиспользуется), но и любой вооруженный конфликт или военные действия, как межгосударственного, так и внутригосударственного характера.
Объективная сторона деяний, предусмотренных ст. 359 УК многовариантна. Устанавливаетсяответственность за вербовку, обучение, финансирование или иное материальноеобеспечение наемника, а равно за его использование в боевых действиях.Наказуема вербовка, совершенная любым способом от предложений и обещанийдо принуждения. Финансирование или иное материальное обеспечение такженаказуемо, независимо от способов (предоставляется наемнику, или его близким,или лидеру группы для распределения; единовременно или регулярно;. в денежнойили иной форме и т.д.). Использование в вооруженном конфликте или военных действиях предполагает как непосредственное участие в боевых операциях, таки их обслуживание связью, транспортом и т.д.
Квалифицирующие обстоятельства деяния вербовщика,предусмотренные частью 2 ст. 359 УК: использование служебного положения или вотношении несовершеннолетнего. В последнем случае представляется, что действиявербовщика должны по совокупности квалифицироваться и по ст. 150 УК. Наряду сответственностью вербовщика предусматривается (часть 3 ст. 359 УК)ответственность самого нанятого лица (наемника) за участие в вооруженномконфликте или военных действиях. Представляется, что это деяние окончено смомента включения наемника в состав вооруженных сил стороны такого вооруженногоконфликта (военных действий).
Субъективная сторона всех форм наемничества квалифицируется прямым умыслом, при наличии квалифицирующих обстоятельств, в том числесвязанных с несовершеннолетием вербуемого лица, виновный должен осознаватьих наличие и связь с предпринимаемыми им действиями. Мотивация деяний,предусмотренных ст. 359 УК может быть самой разнообразной от корысти до чувствапатриотизма- Она влияет на индивидуализацию ответственности и наказание.
Субъектомвсех форм наемничества может быть лицо, достигшее 16 лет, действующее как попоручению другого лица, организации, государства, так и по собственной инициативе.Субъект преступления, предусмотренного часть 3 — специальный: лицо,завербованное в качестве наемника и включенное в вооруженное формированиезавербовавшей его стороны.
Деяние, предусмотренное основным составом (часть 1 ст.359 УК), является тяжким преступлением: квалифицированный состав (ч. 2) — особотяжким преступлением. Деяние, предусмотренное ч.3 (участие завербованного лицав боевых действиях) является тяжким преступлением.
Преступленияпротив человечества.
В эту группу преступлений по УК входят геноцид(ст. 357 УК) и экоцид (ст. 358 УК). Их непосредственным объектомявляются общественные отношения, обеспечивающие безопасные условия жизнинародов, этносов, социальных или религиозных групп населения и т.д. Пригеноциде преступные действия непосредственно направлены на уничтожение людейили создание таких условий для их жизни, которые рано или поздно приведут к ихгибели или к исчезновению данной общности. При экоциде преступные действиянаправлены на разрушение природной среды, но тем самым и на разрушениежизненных условий населения, проживающего на данной территории.
Геноцид и экоцид могут осуществляться как в ходе войн,иных вооруженных конфликтов (как это было, например, во Вьетнаме, где с помощьюхимических веществ американцами был уничтожен растительный и животный мир наобширных территориях), так и в мирное время. В частности, в результатезахоронения радиоактивных отходов в условиях заведомо влекущих отравление имиприродной среды.
Геноцид объявлен международным преступлением против человечности резолюцией ООН1946 г. В настоящее время действует Конвенция о предупреждении геноцида инаказании за него (1948 г.). Понятие геноцида по объективной сторонеохватывает убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, насильственное воспрепятствование деторождению, насильственное изъятие детей ипередачу их в другую воспитательную среду в целях ассимиляции, если этидействия направлены на полное или частичное уничтожение национальной,этнической, расовой или религиозной группы.
Ранее уже упоминалось о двойном смысле понятия«нация». В данном случае речь идет о народе или его части(территориальной, культурной, исторической, психологической общности людей,могущих принадлежать к одному или к разным этносам). Этническая группаопределяется принадлежностью к нации (национальности) во втором смысле этоготермина, то есть к генетической, имеющей общих предков, общности. Расоваягруппа — это общность людей, выделенная по наследуемым внешним признакам (цветкожи, разрез глаз, форма головы, структура волос и т.д.). Термин«религиозная группа» не нуждается в расшифровке. Уголовный закон невыделяет специально ответственность за геноцид в отношении социальной группы,хотя Конституция РФ запрещает дискриминацию по признаку принадлежностик такой группе. По-видимому имеется ввиду, что понятие геноцида в отношениинациональной группы охватывает и геноцид по социальному признаку. Помимоперечисленных выше действий, составляющих объективную сторону геноцидазаконодатель в соответствии с международно-правовым его определениемпредусматривает и насильственное перечисление либо создание таких жизненныхусловий, которые рассчитаны на физическое уничтожение членов соответствующейгруппы населения.
Преступление, предусмотренные ст. 357 УК с субъективнойстороны характеризуется прямым умыслом, ориентированным на цель полного иличастичного уничтожения соответствующей группы населения,
Хотя преступление является оконченным с моментасовершения соответствующих действий, но в силу отнесения его к категории особотяжких, например, с тяжкими деяниями против личности, не является обязательной.
Субъектомрассматриваемого деяния является любой его участник, достигший 16 лет (лица с14 до 16 лет, участвующие в геноциде, например, из религиозного фанатизма несутответственность за тяжкие преступления против личности). Вместе с тем,необходима индивидуализация ответственности организаторов, в том числе, высшихдолжностных лиц, исполнителей, пособников. При этом возможна и констатация наличия преступной организации (преступного сообщества).
В связи с утверждениями в некоторых комментариях УК,что преступление геноцид является оконченным с момента наступления указанных взаконе последствий подчеркнем, что нельзя отождествлять преступную цель и ее реализацию. Закон предусматривает, например, ответственность занасильственное переселение. Это деяние надо считать оконченным с момента началапринудительных действий (погрузка и этапирование), а не после вымирании переселенныхлиц.
Что касается экоцида, то его объективнаясторона состоит в массовом уничтожении растительного или животного мира,отравлении атмосферы или водных ресурсов, а также о совершении иных действий,способных вызвать экологическую катастрофу. Это преступление также относится кчислу особо тяжких.
Речь идет о совершении не только выделенных в законе,но и любых других действий военного, производственного, научного, социальнообслуживающего характера, создающие угрозу экологической катастрофы, тоесть разрушения природной среды на значительной территории и превращенияусловий жизни на ней в опасные для жизни и здоровья людей, нормальногосуществования животного и растительного мира.
Надо отметить, что характеристика объективной стороныэкоцида имеются некоторые внутренние противоречия. С одной стороны, прямо,прямо выделенные в ней действия предполагают обязательное наступление тяжкихпоследствий, то есть их характеристика носит материальный характер. Причем, по определению массовое уничтожение, массовое отравление и т.д. — это и естьэкологическая катастрофа. Но с другой стороны, закон предусматривает ивозможность совершения иных действий лишь способных ее вызвать. По-видимому, вэтих случаях наступление экологической катастрофы требует квалификации посовокупности деяний.
Некоторую специфику по сравнению с геноцидом, имеет субъективнаясторона экоцида. Здесь возможен как прямой умысел, ориентированный наспециальную цель создания экологической катастрофы (например, при актетерроризма, диверсии, а также из мести и т.д.), так и косвенный умысел. Впоследнем случае лицо осознает неизбежность или реальную возможностьпоследствий, о которых говорит ст. 358 УК, но относится к ним безразлично.Однако, признак заведомости представляется обязательным. При неосторожных формахвины ответственность должна наступать не за преступления против человечества, а за соответствующее экологическое преступление.
Характеристика субъекта преступления сходна ссубъектов геноцида. В заключение отметим, что хотя преступление имеетмеждународный характер (в том числе, в связи с угрозой, котораяраспространяется на соседние страны), понятие экоцид, в отличие от геноцида некодифицировано в международно-правовом плане. Вместе с тем, содержание егообъективной стороны можно вывести из ряда международных конвенций по борьбе сзагрязняющими воздействиями на окружающую среду. Норма об экоциде в УК 1996 г.не только является новой для отечественного законодательства, но в определенномсмысле — экспериментальной для международного уголовного права.
Заключение
Планирование, подготовка, развязывание или ведениеагрессивной войны в соответствии с общепризнанными нормами международного праваявляются преступлением против мира, поскольку ведут к нарушению мирногососуществования народов и государств, непредсказуемым человеческим жертвам инеоправданным материальным затратам, неимоверным страданиям мирного населения,в том числе женщин и детей, разрушению или уничтожению народно — хозяйственныхобъектов, архитектурных памятников и культурных ценностей.
Общественная опасность публичных призывов кразвязыванию агрессивной войны заключается в том, что такие действия формируютв обществе и соответствующих структурах государственной власти социально — психологическую атмосферу морального оправдания и готовности к ведению войны, аследовательно, создают соответствующую поддержку лицам, занимающимгосударственные должности государственной службы Российской Федерации икомпетентным принимать решения о начале ведения войны, при принятии ими решенийо развязывании агрессивной войны.
Общественная опасность производства и распространенияоружия массового поражения заключается в том, что в случаях межгосударственныхили внутринациональных конфликтов создается реальная возможность ихиспользования в качестве средства решения конфликта в пользу стороны,обладающей таким оружием, а это создает угрозу массовой гибели людей, зараженияили уничтожения животного или растительного мира в регионе конфликта, к инымвредным для общества и окружающей природной среды последствиям.
Общественная опасность действий, заключающихся вприменении запрещенных нормами международного права средств и методов ведениявойны, состоит в том, что при их применении не только попираются нормымеждународного права, но главным образом причиняются неоправданные страданияучастникам вооруженного конфликта и мирному населению, увеличиваютсячеловеческие жертвы и уничтожаются или разрушаются народно — хозяйственныеобъекты, обеспечивающие жизнедеятельность людей, утрачиваются безвозвратнокультурные ценности и архитектурные памятники как достижения человеческойцивилизации.
Общественная опасность геноцида заключается в том, чтов результате совершения составляющих это преступление действий, полностью иличастично прекращает или может прекратить существование определеннаянациональная, этническая, расовая или религиозная группа людей,характеризующаяся самобытностью традиций, образа жизни и культуры, инымиособенностями жизнедеятельности. Это ведет или может привести к обеднениюразнообразия человеческого сообщества, подрывает основы международногоправопорядка. Во Всеобщей декларации прав человека, принятой ГенеральнойАссамблеей ООН 10 декабря 1948 г., провозглашается, что каждый человек имеетправо на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, что никто не долженподвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинствообращению и наказанию, что каждый человек, где бы он ни находился, имеет правона признание его правосубъектности, что все люди равны перед законом и имеютправо, без всякого различия, на равную защиту закона. Опасность экоцидазаключается в том, что составляющие это преступление действия могут нанестилибо наносят огромный вред окружающей природной среде как естественной основеобитания людей, устойчивого социально — экономического развития страны иобщества, сохранению генофонда народа, животного и растительного мира.
Общественная опасность наемничества заключается в том,что определенная часть людей в качестве источника средств к существованиюизбирает участие в вооруженных конфликтах или военных действиях на сторонегосударства, гражданином которого лицо не является и где постоянно непроживает. Такие действия глубоко безнравственны и особо опасны потому, что вчеловеческом сообществе формируется группа людей, профессиональным занятиемкоторых становятся убийства, причинение тяжкого и иного вреда здоровью лиц,участвующих в вооруженном конфликте или военных действиях, уничтожение илиразрушение народно — хозяйственных и иных объектов конфликтующей стороны,разворовывание национального богатства государства и имущества гражданскогонаселения.
Литература
1. Карпушин М.П., Курляндский В.И.Уголовная ответственность и состав преступления. — М.: Юридическая литература,1974г.
2. Козаченко И.Я. Уголовнаяответственность: мера и форма выражения. — Свердловск: Свердловскийгосударственный университет, 1987г.
3. Комментарий к Уголовному кодексуРоссийской Федерации// под редакцией Ю.И.Скуратова. — М.: Издательская группаИНФРА М — НОРМА, 1996г.
4. Наумов А.В. Уголовное правоРоссии. Общая часть. — М.: Издательство БЕК, 1996 год.