Министерство внутренних дел России
Волгоградская АкадемияКафедра уголовногоправа
ДИПЛОМНАЯ РАБОТАТЕМА: “Уголовнаяответственность за взяточничество”
выполнил : слушатель 404 учебнойгруппы
младший лейтенант юстиции
Ковалёв Е.С.
научный руководитель:
кандидат юридических наук
майор милиции
Намнясева В.В.
ВОЛГОГРАД 2002
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение — стр.3-4
Глава 1. История развитияРоссийского законодательства о взяточничестве. Современноесостояние борьбы со взяточничеством--------------------------------------------- стр. 5-12
Глава 2. Уголовно-правовая характеристикавзяточничества — стр. 13-60
2.1. Объект и предмет взяточничества — стр.13-24
2.2. Объективная сторона взяточничества------------------ стр.25-34
2.3. Субъективные признаки взяточничества-------------- стр.35-61
Глава 3. Особенности квалификации взяточничества---------- стр.62-75
3.1. Квалифицирующие признакивзяточничества -------- стр.62-65
3.2. Отграничение от смежных составов--------------------- стр.66-75
Заключение--------------------------------------------------------- стр. 76
Литература---------------------------------------------------------- стр. 77-79
ВВЕДЕНИЕ.
Взяточничествоявляется одним из проявлений коррупции. В правовом понимании коррупция- это злоупотребление властными полномочиями для получения выгод в личныхцелях. Коррупция не является правонарушением как таковым. Отдельные еепроявления запрещены УК под угрозой уголовного наказания (взяточничество — ст.290 и 291 УК; злоупотребление должностными полномочиями — ст. 285; незаконноеучастие в предпринимательской деятельности — ст. 289; служебный подлог — ст.292 и др.), другие — могут рассматриваться в качестве дисциплинарных проступков(служебные злоупотребления, не причинившие существенного ущерба; поборы инезаконные подарки, не являющиеся взятками).
Социальнаясущность коррупции (от латинского corruptio — порча,испорченность) в потере функций, деградации аппарата публичной власти(государственного аппарата и аппарата местного самоуправления).Коррумпированный аппарат уже не пригоден для отправления функций государства иместного самоуправления, он бесполезен для общества. Это корпорация, котораяобслуживает лишь внутренние свои потребности и работает в собственныхинтересах, сохраняя при этом видимость государственных форм.
Чиновнику предоставляются властныеполномочия от имени и в интересах государства и общества. Он же использует эти полномочия, злоупотребивоказанным доверием, в личных интересах и вопреки интересам службы (т.е.общественным и государственным интересам). В отличие от государственной изменытут измена носит частный характер — лицо не участвует во враждебнойдеятельности иностранного государства, а предает вверенный его попечениюинтерес исключительно в частных (обычно корыстных) целях.
Взяточничествоявляется самой опасной формой коррупции. Опасность ее в особой дерзостивзяточника, превращающего властные полномочия в предмет торговли. Он не толькоиспользует властные полномочия вопреки интересам общества и государства,полномочия эти предоставивших, но и “продает” их посторонним лицам. Длявзяточничества, как проявления коррупции, характерны все ее основные черты(извлечение выгод из должностного положения, изменнический характер, поражениеаппарата публичной власти).
Вышеизложенные тезисыявились основанием для выбора темы данной дипломной работы. Ее актуальность неможет вызывать сомнений. От уровня ее теоретической разработки во многом зависит практические результаты, чтоопределяет ее теоретическое и практические значение.
В данной дипломнойработе предпринята попытка решить задачу: дать уголовно-правовую характеристикувзяточничеству, отграничить указанные составы от смежных.
При написании работыбыли использованы монографии и статьи ученых, действующее законодательство иматериалы следственной и судебной практики, личный опыт при прохождениистажировки в органах внутренних дел.
ГЛАВА 1.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯРОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВЗЯТОЧНИЧЕСТВЕ. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ БОРЬБЫ СОВЗЯТОЧНИЧЕСТВОМ. Для того чтобы понять суть взяточничества(впрочем, как и любого явления, института) необходимо, прежде всего,рассмотреть его с позиции исторического развития. Это связано в первую очередьс тем, что право – явление динамичное. Социальные отношения постоянноизменяются, появляются новые, отмирают старые. Государство соответствующимобразом реагирует на такие изменения в обществе внося корректировки в старыенормы или принимая новые. Таганцев Н.С., известный ученый 19 века, отметил:“Известно то важное значение, какое имеет историческое толкование в сфередействующего законодательства. Если мы, например, желаем изучить какой-нибудьюридический институт, существующий в данное время, то для правильного егоуяснения себе мы должны проследить историческую судьбу его, т.е. те поводы, всилу которых появилось данное учреждение, и те видоизменения, которымподверглось оно в своем историческом развитии”1.Кначалу 19 века основным законом,определяющим круг преступного поведения, было Уложение о наказаниях уголовных иисправительных 1845 г.Вуказанном законе две статьи описывали составы взяточничества.Ст.401 говорила об ответственности чиновника или иного лица, состоящего на службегосударственной или общественной, который “ по делу или действию, касающемусядо обязанностей его по службе, примет, хотя и без всякого в чем-либо нарушениясих обязанностей, подарок, состоящий в деньгах, вещах или в чем бы то ни былоином”. Такое поведение принято было называть мздоимством.
Ст. 402 предусматривала ответственность запринятие в дар денег, вещей
_________________________________________________________________
1. ТаганцевН.С. Курс уголовного права. Спб., 1874. Вып. 1. С. 21.
или чего иного “ дляучинения или допущения чего-либо противного обязанностям службы”. Это считалосьлихоимством2.
Вымогательствопризнавалось высшей степенью лихоимства. Под таковым понималось:
· “Всякая прибыль или иная выгода, приобретеннаяпо делам службы притеснением или же угрозами и вообще страхом притеснения;
· Всякое требование подарков или неустановленной законом платы, или ссуды, или же каких-либо услуг, прибылей илииных выгод по касающемуся до службы или должности виновного в том лица делу илибездействию, под каким бы то ни было видом или предлогом;
· Всякие не установленные законом или визлишнем против определенного количества поборы деньгами, вещами или чем-либоиным;
· Всякие незаконные наряды обывателей насвою или же чью либо работу”.
Такимобразом, различались виды взяточничества в зависимости:
1. от способа получениявзятки (получения взятки по почину лиходателя и по почину самого берущего –вымогательство взятки);
2. от свойств деяниядолжностного лица, за которое дана или обещана взятка (правомерное примздоимстве и, напротив, с нарушением обязанностей при лихоимстве);
3. от времени получения мзды (до или послесоответствующего поведениядолжностного лица).
Предметвзятки в законе обозначался по-разному, однако, юристы были единодушны впонимании взяточничества как корыстного преступления. “Предметом подарка, дараили взятки, прибыли, выгоды могут быть деньги, вещи или что-либо иное, ноимеющее очевидно материальную ценность, так как взяточничество деяниекорыстное, учиняемое по побуждениям
_________________________________________________________________
2. ШиряевВ.Н. Взяточничество и лиходательство в связи с общим учением о должностныхпреступлениях. Ярославль, 1916. С. 429-430.
корыстным”3.
Законне придавал никакое значение стоимости предмета взятки как обстоятельству,влияющему на тяжесть ответственности. Наоборот, прямо указывалось, чтоответственность наступает сколько бы малозначительной ни была сумма денег илицена вещей, полученная лихоимцем.
Уложениео наказаниях оговаривало возможность получения взятки должностным лицом и черездругих, в том числе жену, детей, родственников, знакомых, предусматривалонекоторые завуалированные способы получения взятки под предлогом проигрыша,продажи, мены или другой какой-либо мнимо законной сделки.
Следующимшагом в развитии Российского законодательства относимо взяточничества явилосьУголовное уложение 1903 г.
Ст.656 предусматривала три ситуации принятия служащим взятки: простое мздоимство(ч.1), когда взятка принимается за уже учиненное служащим действие, входящее вкруг его обязанностей по службе; квалификационное мздоимство (ч.2) – принятиевзятки, заведомо данной для побуждения служащего к учинению такого действия послужбе; лихоимство (ч.3)- принятие взятки, заведомо данной служащему “дляпобуждению его к учинению в круге его обязанностей преступного деяния илислужебного проступка или за учиненные им такие деяния или проступок”.
Вотличии от Уложения о наказаниях новый закон 1903 г. проводил резкую граньмежду взяточничеством и другим видом корыстного должностного преступления — лихоимственными сборами. При таковомвиновный не принимает и не требует передачи мзды за свои противозаконныедействия, а прямо взимает неустановленные поборы под предлогом обращения их вгосударственную или общественную кассу.
Реагируяна события происходимые в стране и в мире в начале 20 века, законодательсущественно повышает ответственность за мздоимство и
_________________________________________________________________
3. Сборникдокументов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР, 1917-1952 гг.С. 147.
лихоимство, вчастности, в случаях, когда они были учинены по делам, касающимся снабженияармии и флота боевыми, продовольственными и иными припасами, пополнения личногосостава и вообще обороны государства в Законе от 31 января 1916 г. Это же законне признавал преступлением вручение подарка должностному лицу в порядкеблагодарности, без предварительной договоренности за совершение деяния безнарушения должностным лицом служебных обязанностей.
ПервыйУголовный кодекс РСФСР был введен в действие с 1 июля 1922 г. Переход к НЭПусопровождался резким увеличением должностных преступлений и прежде всеговзяточничества. Уже в октябре того же года был принят декрет, который придалсоответствующим статьям УК обратную силу4. Одновременно значительноповысилась ответственность за получение взятки без отягчающих обстоятельств, за дачу взятки, посредничество вовзяточничестве, оказания какого-либо содействия или непринятие мерпротиводействия взяточничеству.
Обстоятельствами,отягчающими ответственность за получение взятки признавались: 1) ответственноеположение должностного лица, принявшего
взятку, 2) нанесениеили возможность нанесения государству материального ущерба в результате взятки,3) наличие прежней судимости за взятку или неоднократность получения взятки, 4)вымогательство взятки.
Предусматривалосьправо суда освободить лицо от наказания в случаях, если: “1) оно добровольно инемедленно заявит о вымогательстве взятки и 2) своевременными показаниями идонесениями окажут содействие раскрытию дела”.
Вредакцию ст. 117 УК РСФСР от 26 ноября 1926 г. было внесено уточнение вхарактеристику действий, за выполнение или невыполнение которых должностноелицо получало вознаграждение. Если раньше акцентировалось, что это действия,входящие в круг служебных обязанностей
_________________________________________________________________
4. Еженедельниксоветской юстиции. 1927. № 14. С. 491.
лица, то теперь – этодействие, “которое должностное лицо могло или должно было совершитьисключительно вследствие своего служебного положения”.
Лица,виновные в получении взятки от уголовной ответственности за преступление неосвобождались не при каких обстоятельствах5.
Такоезаконодательное регулирование составов взяточничества сохранилось вплоть допринятия УК РСФСР 1960 г.
Вновом законе не вносилось изменений в описание признаков основного составаполучения взятки, который характеризовался как получение должностным лицомлично или через посредника в каком бы то ни было виде взятки за выполнение илиневыполнение в интересах дающего взятку какого-либо действия с использованиемсвоего служебного положения.
Однакоизменилось описание квалификационных видов этого преступления. Таковыми признавались:1) ответственное положение
должностноголица, получившего взятку; 2) судимость за взяточничество; 3) неоднократностьполучения взятки; 4) вымогательство взятки.
Квалифицирующимипризнаками дачи взятки считались неоднократность и судимость за взяточничество.Они же имели квалифицирующее значение для посредничества во взяточничестве.
Законв примечаниях к ст. 174 УК предусмотрел основания освобождения лица отуголовной ответственности: 1) если имело место вымогательство взятки; 2) еслилицо после дачи взятки добровольно заявило о случившемся.
Завремя действия УК 1960 г. было принято четыре постановления о судебной практикепо делам о взяточничестве: № 9 от 31 июля 1962 г., № 6 от 30 июля 1970 г., № 16от 23 сентября 1977 г., № 3 от 30 марта 1990 г6.
Значительнуюроль в уяснение содержания уголовного закона сыграло постановление ПленумаВерховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. “О судебной практике по делам озлоупотреблении властью или служебным
_________________________________________________________________
5. Сборникдокументов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР, 1917-1952.С.257.
6. БВССССР. 1962. № 5., БВС СССР. 1970. № 4., БВС СССР. 1977. № 6., БВС СССР. 1990. №3.
положением, превышениивласти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге”. В немвпервые было дано официальное толкование таких понятий как:организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции,составляющие содержание полномочий должностного лица, существенный вред,корыстная или иная личная заинтересованность и т.д. Многие из этих разъясненийсохранили свою значимость и применительно к положениям УК РФ 1996 года.
Взяточничество- довольно распространенное явление в жизни российского общества. В 1999 г.выявлено 6,9 тыс, фактов взяточничества (на 18,3 % больше, чем в 1998 г.). Приэтом следует учитывать высокую латентность этих преступлений, которые вбольшинстве случаев остаются нераскрытыми.
Еще в 1991 г. Б.В. Здравомыслов отмечал: “весьгосударственный аппарат представляется подчас народу как структуры, состоящиеиз взяточников”7. Сегодня положение ухудшилось, хотя следуетотметить и то обстоятельство, что коррупция поражает звенья аппарата публичнойвласти в разной степени. Наиболее коррумпированным является аппарат исполнительнойвласти и органов местного самоуправления. Это связано с тем, что именно тутсосредоточены основные властные полномочия, связанные с принятиеминдивидуальных распорядительных решений в отношении частных лиц и
конкретных организаций.У законодателей значительно меньше возможностей участвовать в коррупции, т.к.они имеют дело не с индивидуальными, а с нормативными решениями и осуществляютсвои функции в составе широкой коллегии. Наименее пораженным коррупцией остаетсясудейский корпус (суды общей юрисдикции). Однако опыт судейского сообществанельзя использовать в других звеньях государственного аппарата, т.к.устойчивость судей к коррупции объясняется спецификой их должности. Социальныйстатус судьи высок, и судьи дорожат им. Высокий социальный статус отчастикомпенсирует скромные доходы и материальное неблагополучие. Занять
________________________________________________________________
7. Здравомыслов Б.В.Должностные преступления: Понятие и квалификация. М… С.160.
должность судьидовольно сложно. Формирование судейского корпуса производится в порядке, установленномзаконом, предусматривающим высокие квалификационные требования. Фактическитруд судьи также требует высокой квалификации и сложен, что препятствуетназначению на должности судей случайных лиц “по блату” и т.п. способами8.
Причинынеобычайного распространения взяточничества сегодня достаточно очевидны:
- низкая зарплата российского чиновника. Этойзарплаты не хватит даже на нормальное питание. Поэтому чиновник вынужден братьвзятки, т.к. он является биологическим организмом, которому нужна пища, жилье,которому
хочется иметь семью,детей;
- нравственная деградация общества, когдаденьги и возможность безнаказанногохамства (т.н. “крутизна”) оказались едва ли не единственными ценностямимассового этического сознания;
-низкий культурный уровень чиновника, ориентация его на удовлетворение почтиисключительно животных потребностей;
- незаинтересованность властей в борьбе скоррупцией, т.к. с коррумпированным, нравственно деградирующим чиновником легчеработать (без претензий, моральных принципов, собственного достоинства и внеограниченном подчинении);
- неразвитость демократических институтов, отсутствие действенных формсоциального контроля, низкая правовая и политическая культура и пассивность(по существу — “забитость”) населения, устраненность его от участия вуправлении делами общества и государства, бесконтрольность и произвол состороны властей и, в частности, правоохранительных органов, чрезмерноеувлечение негласными методами — агентурным и др. непроцессуальными методами,что ведет к сращиванию правоохранительных органов с организованнойпреступностью;
___________________________________________________________________
8.Кирпичников А.И. Взятка икоррупция в России. Спб. 1997. С. 214.
- монополизм и олигархия в экономике, продажность СМИ;
- низкое качество законодательства,ориентированного не на правовые, а на распорядительные методы регулированияпрактически всех сфер общественной жизни, оторванность законодательства отреальных условий общественной жизни;
- излишний аппарат публичной власти, вособенности аппарат местного самоуправления (например, на районном уровне ондаже более бесконтролен и оторван от избирателей, чем аппарат федеральной власти,деятельность которого освещается в СМИ).
ГЛАВА 2.
УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАВЗЯТОЧНИЧЕСТВА.
2.1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА.
Непосредственный объектвзяточничества — правильное, в интересах общества и государства (а посредствомобщественного служения — и в интересах отдельных членов общества),функционирование государственного аппарата. Это объект всех правонарушений,составляющих коррупцию. Специфика взяточничества как одного из проявлений коррупциине в особом непосредственном объекте его, а в особой опасности, связанной сдерзостью и цинизмом, характерными для этого посягательства.
Втеоретической литературе существуют и иные точки зрения на объект этогопреступления. Б.В. Здравомыслов, например, в качестве непосредственного объектаполучения взятки понимал “функционирование тех или иных сфер или управленческихсистем государственного или общественного аппарата, правильную деятельностьего звеньев либо отдельных организаций, учреждений”9. Однакопредставляется, что уголовный закон охраняет не функционирование каких-либоотдельных сфер и звеньев аппарата публичной власти, а правильное функционированиеэтого аппарата в целом, независимо от того, какое звено его поражаетсяпреступлением.
Сложносогласиться с другой точкой зрения, что объектом этого преступления являетсяустановленный порядок оплаты труда (или служебной деятельности) должностныхлиц. Взятка не является оплатой труда или служебной деятельности. Этонезаконная выгода, извлекаемая преступником из своего служебного положениявопреки интересам службы. Взятка может даваться и за незаконные действия, приэтом объект преступления поражается
_________________________________________________________________
9. ЗдравомысловБ.В. Квалификация взяточничества. С. 79.
даже в большей мере,чем в случае получения взятки за совершение правомерных действий. Объектвзяточничества куда более важен для нормальной жизни общества, чем “порядокоплаты труда”, что и определяет высокую опасность этого преступления.
Предметпреступления, предусмотренного ст. 290 УК- взятка. Закон определяет взятку,как “деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественногохарактера”, получаемые должностным лицом лично или через посредника за“действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, еслитакие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лицалибо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям(бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство послужбе”.
Можноопределить признаки взятки:
1) имущественныйхарактер выгоды;
2) незаконность еепредоставления;
3) предоставление такойвыгоды за совершение действий (бездействия), связанных с использованиемслужебного положения должностного лица;
4) получение еедолжностным лицом.
Имущественный характер выгоды
Вкачестве взятки могут рассматриваться не только деньги и вещи (как движимые,так и недвижимые), но и любые имущественные (т.е. подлежащие денежной оценке)выгоды, в связи с чем Пленум Верховного суда РФ в п. 9 постановления от 10февраля 2000 г. “О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческомподкупе” разъяснил: “По смыслу закона предметом взятки или коммерческогоподкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут бытьвыгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, ноподлежащие оплате. Под выгодами имущественного характера следует понимать, вчастности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемыхобъектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользованиебанковскими ссудами”10.
В качестве имущественной выгоды можнорассматривать также прощение долга, занижение стоимости производимых работ,оказываемых услуг, беспроцентные кредиты и др.
Средивыявленных взяток преобладают взятки в виде денег и дорогих вещей,строительных работ и т.п… Правоохранительные органы снисходительно относятсяк другим видам взяток ввиду их широкого распространения. Например, считаетсянеоправданной суровостью привлекать чиновника за обед в ресторане за счеткоммерсанта или за бесплатные услуги стоматолога (несмотря на их высокуюстоимость). Однако в практике встречаются и подобные взятки. Обычно они идут всовокупности с более серьезными эпизодами (причем эти более серьезные эпизодыне всегда удается доказать, и тогда они исключаются из обвинения — остаетсястоматолог, обед и т.п., что вполне достаточно для осуждения). Так, Верховнымсудом Республики Башкортостан в 1997 г. осуждены 2 налоговых инспектора заполучение взяток, в частности, в виде систематических обедов и ужинов вподконтрольном им ресторане “Смак”. Директор ресторана собирал неоплаченныесчета инспекторов и требовал докладные записки у официантов. В результате втечение полутора лет по ресторанным расценкам накопилась сумма 5 658 666 руб.,которая и была вменена в качестве взятки. Приговор был обжалован в ВерховныйСуд (осужденные просили переквалифицировать эпизод с рестораном на статью озлоупотреблении служебным положением), однако кассационная инстанция оставилаприговор без изменений11.
Неможет рассматриваться в качестве взятки предоставление неимущественных выгод и“благ”. Так, например, нельзя рассматривать в
________________________________________________________________
10. БВС РФ.2000 г. № 4. П. 9.
11. Определение СКВерховного Суда РФ от 6 октября 1997 г. «Ответственность за получениедолжностным лицом взятки наступает как за совершение незаконных действий(бездействие), так и за действия (бездействие),входящие в его служебные полномочия»
качествеимущественного блага (и, соответственно, взятки) половое сношение, в том числе и сексуальные услугипроституток. Пока проституция запрещена законом, такие “услуги” не подлежатоплате ни при каких условиях. Понимание таких “услуг” в качествеимущественного блага противоречит основам правопорядка и нравственности. Фактическаяоплата таких услуг не придает им имущественного характера. Фактическиоплачиваются услуги киллера, благосклонность чиновника, однако очевидно, чтотакие предоставления не могут рассматриваться в качестве взятки. В случае,когда должностное лицо совершает за сексуальные услуги действия, повлекшиепоследствия, указанные в ст. 285 УК — содеянное квалифицируется какдолжностное злоупотребления. При наличии признаков понуждения к действиямсексуального характера ответственность наступает по ст. 133 УК.
Вместес тем предметом взяточничества могут быть вещи, оборот которых ограничен(оружие, наркотики). То обстоятельство, что закон устанавливает особый порядокоборота тех или иных вещей, не лишает их качества имущественного блага.
Нельзярассматривать в качестве имущественной выгоды (и взятки) попустительство илипродвижение по службе (даже связанное с повышением оклада), отказ от разглашениякомпрометирующих сведений, положительные характеристики, рекомендации идругие неимущественные блага. Сложным является вопрос о понимании в качествевзятки трудоустройства должностного лица, его родственников, близких, выгодныхусловий при заключении договоров (например, издательских и др.). Есливыгодность условий трудового договора, иных сделок явно завышена — содеянноебудет завуалированной взяткой. Например, сын должностного лица устроен наработу, не соответствующую его квалификации, или труд его оплачиваетсяработодателем выше оплаты труда более квалифицированных работников. В практикеуже имеются случаи осуждения за такое взяточничество. Очевидно, будет взяткой ипредоставление указанных выгод, если работа фактически не выполнялась. Однаконельзя рассматривать в качестве взятки трудоустройство, если труд должностноголица или его близкого оплачивается эквивалентно трудовому вкладу, на тех жеусловиях, что и труд других работников той же квалификации. Во всяком случае,при расследовании прикрытых взяток необходимо установить то действие(бездействие, общее покровительство или попустительство) должностного лица, закоторое предоставлена имущественная выгода.
Впрактике не рассматривается в качестве взяток предоставление имущественных выгодв виде услуг за счет учреждений, оказывающих такие услуги бесплатно (в томчисле и в случае, когда учреждение наряду с бесплатными услугами оказывает теже услуги платно). Речь идет, например, о ситуации, когда родственникадолжностного лица незаконно или в обход конкурса или установленного порядкабесплатно “устраивают” в государственное или муниципальное учреждениеобразования или здравоохранения. Однако об устойчивой и единообразной судебнойпрактике по этому вопросу говорить нельзя — такие дела просто невозбуждаются и не доходят до судов.
Незаконность предоставления
Вкачестве взятки может рассматриваться только незаконное вознаграждение.Например, премирование должностного лица вышестоящим начальником за хорошуюработ не может рассматриваться в качестве взятки.
Однакоследует учитывать, что в качестве взятки могут рассматриваться имущественныевыгоды, незаконно предоставляемые и от имени государственных, муниципальныхорганов и организаций (например, глава местной администрации за счет средствмуниципального образования незаконно предоставляет квартиру следователю запрекращение уголовного дела в отношении своего родственника). С другойстороны, взятка может быть дана не только в интересах частных лиц, но и в“интересах” государственных и муниципальных организаций (например,руководитель государственного учреждения дает взятку должностному лицувышестоящего органа за разрешение оказывать платные услуги населению). ПленумВерховного суда в п. 12 постановления от 10 февраля 2000 г. в связи с этимразъяснил: “Должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции вкоммерческой или иной организации, предложившее подчиненному ему по службе работникудля достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организациидать в