Реферат по предмету "Уголовное и уголовно-исполнительное право"


Уголовно-исполнительное право в системе права, его предмет, функции и система

РГПУ имени А.И.Герцена
                                 Юридическийфакультет
Реферат на тему: УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕПРАВА, ЕГО ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ И СИСТЕМА.
Выполнила:                                                                  
студентка 4 курса 2группы
Финистов О.В.
                                         С-Пб, 2004
Уголовно-исполнительное право – одна из важнейших отраслейправа, средство противодействия преступности, особенно в таком её крайнемпроявлении, как рецидивная преступность. Это единственная отрасль, регулирующаяисполнение всех уголовных наказаний, предусмотренных Уголовным кодексомРоссийской Федерации.
Уголовно-исполнительное право – это самостоятельная отрасльроссийского права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессеи по поводу исполнения и отбывания всех видов уголовных наказаний.
Уголовно-исполнительное право характеризуется собственнымипредметом и методом правового регулирования, также системой норм. Традиционносчиталось, что предмет данной отрасли права – регулирование порядка и условийисполнения (отбывания) уголовных наказаний, связанных с применением мерисправительно-трудового воздействия. Это прямо вытекало из ст. 2 ИТК. К этимвидам наказаний относились лишение свободы, ссылка, высылка, исправительныеработы. Однако в начале 90-х гг. из уголовного законодательства были исключенытакие виды наказаний и меры уголовно-правового воздействия, как ссылка,высылка, направление в воспитательно-трудовой профилакторий, условное осуждениек лишению свободы с обязательным привлечением к труду. Одновременно из ИТК былиисключены разделы и главы, регулирующие порядок их исполнения. В 1984 году былопринято Положение о порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, несвязанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осуждённых. В результатепредмет правового регулирования исправительно-трудового права существенноизменился: оно всё менее оставалось исправительно-трудовым. С принятиемУголовно-исполнительного кодекса (УИК) завершилось формирование предметаотрасли. В его предмет согласно ч. 2 ст. 2 УИК входит установление:
ü общих положений и принциповисполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового воздействия,предусмотренных УК;
ü порядка и условий исполнения иотбывания наказания, применения средств исправления осуждённых;
ü порядка деятельности учреждений иорганов, исполняющих наказания;
ü порядка участия органовгосударственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций,общественных объединений, а также граждан в исправлении осуждённых;
ü порядка освобождения от наказания иоказание помощи освобождаемым лицам.
Общие положения и принципы исполнения наказаний закреплены вглаве 1 УКИ, они образуются из целей и задач, структуры и содержанияуголовно-исполнительного законодательства, из его места в системемеждународно-правовых актов, относящихся к обращению с осужденными. Онивключают нормы этой отрасли права определяющей действияуголовно-исполнительного законодательства в пространстве и во времени,основания исполнения наказаний, и применения иных мер уголовно-правовогохарактера, основные средства исправления осужденных.
Впервые в данной отрасли законодательства установлены егопринципы (ст. 8 УИК).
В общих положениях УИК определены основные средстваисправления осуждённых (ст. 9):
ü режим,
ü воспитательная работа,
ü общественно полезный труд,
ü получение общего образования,
ü профессиональное обучение иподготовка осуждённых,
ü общественное воздействие наосуждённых.
Уголовно-исполнительный кодекс отказался от употреблениятермина «меры исправительно-трудового воздействия», содержание которых не былораскрыто в законе и, как следствие этого, вызывало разноречивое их толкованиекак в теории данной отрасли права, так и на практике.
К предмету уголовно-исполнительного права ч. 2 ст. 2 УИКотносит регламентацию деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание.Наиболее полно уголовно-исполнительным законодательством урегулирован порядокдеятельности исправительных учреждений, на которое возложено исполнение лишениясвободы на определённый срок и пожизненного лишения свободы. Этому посвященраздел 4 УИК, а также главы 2 и 3 закона РФ «Об учреждениях и органах,исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Порядок деятельностиуголовно-исполнительных инспекций, исполняющий такие виды наказаний, какобязательные и исправительные работы, лишения права занимать определённыедолжности или заниматься определённой деятельность, урегулирован в главах 4, 6,7 раздела 2 УИК. Кодекс также подробно регламентирует деятельность другихучреждений уголовно-исправительной системы, а также органов, исполняющихнаказания в отношении военнослужащих.
Впервые в предмет регулирования уголовно-исполнительногозаконодательства включён порядок участия органов государственной власти иорганов местного самоуправления в исправление осуждённых и в контроле задеятельностью учреждений и  органов,исполняющих наказание (ст. 19, 24, 56, ч. 4 ст. 96 и др.).
В предмет уголовно-исполнительного права входит регулированиедеятельности организаций, в которых работают осужденные к лишению свободы илица, в отношении которых исполняется наказание, не связанное с лишениемсвободы. Так, ст. 43 УИК подробнее регламентирует обязанности администрациипредприятий, учреждений и организаций по месту отбывания осужденнымиисправительных работ, в частности контроль за их поведением на производстве и вбыту и проведение с ними воспитательной работы. На администрацию организацийвозлагается ряд обязанностей, которые подлежат выполнению для обеспеченияисполнения конкретных видов наказаний (ч. 4 ст. 33, ст.34 УИК и др.).
К предмету этой отрасли права относится регулирование порядкадеятельности общественных объединений (ст. 23 УИК), но только в связи соказанием ими содействия учреждением и органам, исполняющим наказания, иосуществления общественного контроля за их деятельностью.
Ряд норм уголовно-исполнительного законодательства регулируетдеятельность администрации исправительных учреждений по отношению к гражданам,находящимся на территории этих учреждений, а также устанавливает правилаповедения этих лиц. Такие случаи предусмотрены для обеспечения безопасностисвященно служителей при посещении ими штрафных изоляторов и одиночных камерколоний особого режима, а также помещений камерного типа, иных граждан,работающих на производственных объектах, где используется труд осужденных.Кроме того, устанавливаются определённые правила поведения этих лиц (ст. 13, 14Закона РФ «Об учреждениях и органах исполняющих уголовные наказания в виделишения свободы»).
Таким образом, предметомуголовно-исполнительного права является регулирование общественныхотношений, возникающих: при исполнении (отбывании) всех видов уголовногонаказания и иных мер уголовно-правового характера, а также при применении косужденным средств исправления; в связи с участием  органов государственной власти и органов местногосамоуправления по контролю за деятельностью учреждений и органов, исполняющихнаказания, и оказанию им помощи в исправлении осужденных; между администрацииорганизаций, общественными объединениями, а также гражданами в связи с ихучастием в исправлении осужденных или посещением исправительных учреждений.
Уголовно-исполнительное право – самостоятельная отрасль праваи характеризуется наличием собственного методарегулирования общественных отношений, входящих в её предмет. Хотяданный признак вспомогательный, тем не менее, он влияет на характеробщественных отношений, возникающих между субъектами, а также на соотношение ихправ и обязанностей. Метод правового регулирования обусловливает, прежде всегота мировоззренческая концепция, которая лежит в основе соответствующей политикии законодательства. В наших условиях это диалектический метод, который требуетпридания юридическим нормам такого содержания, которое обеспечиваетрегулирование определённых общественных отношений комплексно, с учётом реальносуществующих взаимосвязей:
1)    по способу правового регулирования –императивный;
2)    по способу воздействия на поведениелюдей – запрещающий;
3)    по характеру воздействия –карательный;
4)    по способу реализации – методсанкции;
5)    по характеру связей между участникамиправоотношений – метод власти-подчинения.
 Поскольку наказаниепредставляет собой форму государственного принуждения, его исполнениепредопределяет характер основного метода правового регулирования –императивный, предполагающий неравенство субъектов правоотношений. Однако этоне исключает применение и иных методов правового регулирования: диспозитивного(т.е. предоставление осужденному до известных пределов право выбора вариантовсвоих действий в предусмотренных законом случаях), поощрения (например: отменаотдельных ограничений, перевод на лучшие условия, благодарность и т.д.) идругих.
В качестве признака самостоятельности отрасли права в теорииправа указывается на наличие особойсистемы правовых норм, создающихся для регулирования определённого видаобщественных отношений. В систему норм уголовно-исполнительного права входятуголовно-исполнительный кодекс, а также другие федеральные законы. В Законе овведении в действие УИК предусмотрено также принятие правительством РФположений об уголовно-исполнительных инспекциях, о дисциплинарной воинскойчасти, об арестных домах и исправительных центрах. Кроме того,предусматривается принятие федерального закона об уголовно-исполнительнойсистеме Министерства юстиции РФ и иных федеральных законов.
Уголовно-исполнительное право как самостоятельная отрасльсодержит ряд норм, заимствованных из других отраслей права (гражданского,трудового, семейного, уголовного и т.д.). Данное обстоятельство дало основаниевысказать в литературе мнение, что исправительно-трудовое право –предшественник уголовно-исполнительного права – являлось комплексной отраслью.Известно, однако, что приём рецепции (заимствования) норм широко применяется ив других отраслях права (семейном, финансовом, трудовом, административном ит.д.). Данный прием отражает, прежде всего, системность права и служатинструментом, обеспечивающим взаимосвязанное, согласованное развитие егоотраслей, прежде всего смежных институтов и норм. Кроме того, рецепиированные нормы регулируют иные по своей правовойприроде отношения и, следовательно, меняют своё содержание.
Рецепиированныенормы в уголовно-исполнительномправе в основном регулируют правовой статус осужденных к лишению свободы. Этообусловлено прежде всего тем, что уголовно-исполнительное право выступает вкачестве вторичной по отношению к базовой (фундаментальной) отрасли –конституционному праву, исключительная прерогатива которого состоит вустановлении прав и свобод человека и гражданина.   
Уголовно-исполнительное право входит в общий комплексотраслей права, регулирующих борьбу с преступностью, который образуют такжеуголовное и уголовно-процессуальное право. В этой связи важное значениеприобретает место уголовно-исполнительного права в указанном правовомкомплексе, его взаимосвязь и разграничение с уголовным иуголовно-процессуальным правом.
Уголовное право – базовое по отношению ко всем правовымотраслям, регулирующим борьбу с преступностью, что предопределяет егопервичность и одновременно единство целей, принципов и методов правовогорегулирования, достаточно единообразный понятийный аппарат этих отраслей.
Уголовное и уголовно-исполнительное право регулируютобщественные отношения, возникающие при применении наказания и освобождении отнего. В данной сфере правового регулирования отчётливо можно выделить приоритетыуголовного права по отношению к уголовно-исполнительному.
Уголовное право определяет понятие, цели, виды, основанияответственности и наказания и освобождения от него, т.е. формулирует ключевыеюридические категории, оставляя для уголовно-исполнительного праварегулирование общественных отношений в сфере исполнения (отбывания) наказания.Базовая роль уголовного права по отношению к уголовно-исполнительномуопределяется ещё одним принципиальным положением. Как известно, форма жизниматериального права есть процессуальный закон. Для уголовного права такойформой его реализации служит не только уголовно-процессуальное, но иуголовно-исполнительное право. Имея общие с ним институты, уголовное правоопределяет их материальное содержание, а уголовно-исполнительное право –процедурное.
Сравнительный анализ уголовного и уголовно-исполнительногозаконодательства позволяет выделить три уровня взаимосвязи этих отраслей.
На первом, высшем, уровне обеспечивается единство целей,общих положений и принципов, понятийного аппарата, а также ведущих институтовданных отраслей законодательства (содержание наказания и его исполнение,система исправительных учреждений, основания освобождения от наказания). Навтором уровне их взаимосвязь усложняется. Уголовный закон лишь предопределяетхарактер правового регулирования исполнения (отбывания) конкретных видовнаказания. Он определяет сущность и содержание конкретных видов наказания иделегирует полномочия исполнительному закону устанавливать в определённомобъёме решения или ограничения прав и законных интересов осужденных приустановлении порядка исполнения (отбывания) конкретных видов наказания, но впределах, им очерченных. В частности, в УК и УИК прослеживается чёткаявзаимосвязь между классификацией осужденных к лишению свободы и системойисправительных учреждений. На третьем уровне их взаимосвязь ещё болееопосредуется. Уголовный закон создаёт лишь нормативные предпосылки для развитияотдельных институтов и норм уголовно-исполнительного права, например оценкауголовным законом степени тяжести совершённого преступления предопределяетусловия отбывания осужденным наказания.
Такая взаимосвязь этих отраслей права предполагаетнеобходимость их разграничения, что позволяет устранять конкуренцию идублирование смежных институтов и норм. Исходное положение для решения этойпроблемы – понимание нормы уголовного права как материальной, а исполнительного– как процедурной. Иными словами, уголовно-исполнительное право как процедурноеправо по отношению к уголовному представляет собой форму реализацииматериального права, в частности исполнение наказания. Поэтому рубежом вразграничении данных отраслей права должно стать понимание наказания с точкизрения его материального и исполнительного (процедурного) содержания.
Уголовно-исполнительное право тесно взаимосвязано суголовно-процессуальным правом, прежде всего с разделом последнего, относящимсяк исполнению приговора. Исполнение наказания есть составная часть исполненияобвинительного приговора, и со вступлением его в законную силу начинаютреализовываться нормы уголовно-исполнительного права. Уголовно-процессуальноеправо призвано обеспечить осуществление правосудия; в определённой мереуголовно-исполнительное право обеспечивает реализацию результатов правосудия,поскольку регулирует исполнение приговора в части наказания. Обе отрасли праваоперируют общим понятийным аппаратом, имеют смежные институты и нормы(освобождение от отбывания наказания по болезни, условно-досрочное освобождение(УДО) от наказания и замена наказания более мягким, изменение условийсодержания осужденных и т.д.). Разграничение названных отраслей праваопределяется тем, что уголовно-исполнительное право регулирует досудебнуюпроцедуру реализации указанных смежных институтов, а уголовно-процессуальноеправо – их судебную процедуру.
Уголовно-исполнительное право тесно связанно сконституционным правом при регулировании правового статуса осужденных, садминистративным правом в сфере управления учреждениями и органами,исполняющими наказания, прохождения службы сотрудниками этих органов,применения ими физической силы, спецсредств и оружия к осужденным, а также сгражданским, семейным, финансовым и другими отраслями законодательства.
Таким образом, в единстве и взаимосвязиуголовно-исполнительного права с другими отраслями выражается в системностьправа, реализуются его функции как самостоятельной правовой отрасли.
Изложенные положения позволяют определитьуголовно-исполнительное право как самостоятельную отрасль российского права,регулирующую общественные отношения, возникающие в процессе и по поводуисполнения (отбывания) всех видов наказания, применение средств исправительноговоздействия. В этих отношениях участвуют осужденные, учреждения и органы,исполняющие приговоры к различным видам наказания, органы государственнойвласти и местного самоуправления, общественность в связи с выполнениемвозложенных на них задач, администрация организаций, на которых работаютосужденные, а также отдельные граждане.  
Уголовно-исполнительное право выполняет следующие функции:      
1)    исправительная функция состоит в том,что уголовно-исполнительное право служит гуманной цели – выработке уосужденного социально-полезных свойств, не нарушая его человеческих прав;
2)    предупредительная функция заключаетсяв том, что уголовно-исполнительное законодательство направлено напредупреждение преступлений, имеет целью их общее и частное предупреждение;
3)    регулятивная функция означает, чтоуголовно-исполнительное законодательство регулирует правоотношения, возникающиев связи с исполнением (отбыванием) уголовного наказания, между осужденным игосударством, т.е. между субъектами уголовно-исполнительных правоотношений;
4)    охранительная функция состоит в том,что уголовно-исполнительное право служит охране прав, свобод и законных  интересов осужденных и персоналаисправительных учреждений;
5)    воспитательная функция состоит в том,что одним из основных средств исправления осужденных является воспитательнаяработа;
6)    социальная функция заключается воказании осужденным помощи в социальной адаптации.
Система права– это присущая ему внутренняяструктура, выражающая единство и разграничение его действующих норм иинститутов. Три части в уголовно-исполнительном праве:
1)    Общая часть определяет цели, задачи,принципы, систему и структуру уголовно-исполнительного законодательства,правовое положение осужденных, систему учреждений и органов, исполняющихнаказание и контроль за их деятельностью;
2)    Особенная часть изучает порядок иусловия исполнения всех видов уголовных наказаний, а также основания и порядокосвобождения от наказания, помощь осужденным и контроль за ними;
3)    Специальная часть –международно-правовое сотрудничество по пенитенциарным проблемам и исполнениенаказания в зарубежных странах.  
                                    ЛИТЕРАТУРА:
1.     Уголовно-исполнительное право России.под ред. А.И.Зубкова, 2002г.
2.     Уголовно-исполнительное право. подред. В.И.Селиверстова, 2003г.
3.     Уголовно-исполнительное право РФ. подред. М.К.Кислицына, 2002г.
4.     УгольниковаН.В. Уголовно-исполнительное правоРФ. /2002г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.