1. Социальная организация труда как предметтрудового права
2. Трудовые отношения как предмет ТП.
3. Отношения, тесно связанные с трудовыми, какпредмет ТП.
4. Метод трудового права
5. Система трудового права
6. Понятие ТП, его отграничение от смеж-ных отраслей.
7. Принципытрудового права
8. Понятие и виды источников трудового права
9. Экономико-правовые основы привлечения работниковк управлению производством.
10. Роль профсоюзов в социальной организации труда.
11. Классификация прав профсоюзов.
12. Права трудовых коллективов.
13. Коллективный договор: понятие, место врегулировании труда.
14. Порядок заключения коллективного договора.
15. Содержание колдоговора, классификация егоусловий.
16. Соглашение: понятие, виды, содержание.
17. Понятие трудового правоотношения.
18. Возникновение, изменение и прекращение трудовыхправоотношений.
19. Занятость и признание гражданина безработным.
20. Правовое положение безработных.
21. Понятие и содержание трудового договора
22. Виды трудового договора.
23. Перевод на другую работу, его отличие от смежныхобластей.
24. Перевод на другую постоянную работу.
25. Временные переводы на др. работу.
26. Классификация оснований прекращения трудовогодоговора
27. Увольнение по п.1 ст.33 КЗоТ
28. Увольнение по п.п. 2,5 ст.33 КЗоТ.
29. Увольнение за систематическое нарушение трудовойдисциплины.
30. Увольнение по п.п. 4, 7 ст.33 КЗоТ.
31. Увольнение по п.7 ст.29 и п.8 ст.33 КЗоТ.
32. Дополнительные основания для прекращениятрудового договора.
33. Увольнение по требованию третьих лиц.
34. Увольнение по инициативе работника.
35. Оформление увольнения, выходное пособие.
36. Рабочее время: понят., виды, режим.
37. Сверхурочная работа. Дежурства.
38. Понят. и виды времени отдыха.
39. Порядок предоставления отпусков.
40. Зарплата: понят., организация, минимум.
41. Тарифная сис-ма оплаты труда раб-их.
42. Тарифная система оплаты труда служащих.
43. Основные системы оплаты труда.
44. Премиальная си-ма оплаты труда.
45. Нормирование труда, сдельные расценки.
46. Оплата труда при отклонении от обычных условийтруда.
47. Охрана труда как институт тр. пр..
48. Правила и инструкции по охране труда.
49. Организация охраны труда.
50. Охрана труда женщин, несовершеннолет. и лиц спониженной трудоспособностью.
51. Понят. дисциплины труда и методы ее обесп-я.
52. Внутренний труд. распорядок.
53. Поощрения за успехи в работе.
54. Дисциплинарная ответ-ть.
55. Понятие и усл-я мат. ответственности.
56. Виды мат. отв-ти.
57. Порядок привлечения к мат. ответств-ти.
58. Надзор и контроль за соблюдением законодат-ва отруде.
59. Ответ-ть за нарушение законодат-ва о труде иправил охраны труда.
60. Понятие и классификация трудовых споров.
61. КТС: организация, компетенция, порядокрассмотр-я споров.
62. Рассм-е индивидуал. труд. споров в суде
63. Понят. колл.ых труд. споров, порядок их рассмотрения.
1. Социальная организация труда как предмет трудового права
Отрасль права – регулирует общественныеотношения, которые складываются в процессе функционирования рынка труда,организации и применения наемного труда. В своей совокуп-ности эти отношения исоставляют основные элементы (ядро) предмета трудового права России.
Как известно,возникающие при производстве материальных и духовных благ общественныеотношения носят объективный характер и присущи любому совместному труду. Приэтом совместный труд нужно рассматривать в качестве неотъемлемого свойстваобщественного производства, как связь людей, взаимодействующих в коллективномприменении орудий и средств труда. Причем это взаимодействие всегда имеет чертыорганизованного труда. Такимобразом, совместный труд представляет собой систему организованного поведениялюдей, осознавших необходимость соблюдения определенных правил применениятруда в коллективе.
В зависимостиот экономического положения участников совместного труда (то есть от их отношенияк средствам производства), следует различать две его основные разновидности: самостоятельный труд (труд сособственников) и наемный труд (труд несобственников).Вторая разновидность обусловливает возможность эксплуатации наемных работникови необходимость существования рынка труда (рабочей силы) как составной частирыночных экономических отношений. Наряду с указанными основными разновидностямисовместного труда существует и смешанная форма, предполагающая коллективный трудсобственников и несобственников.
При этом важноподчеркнуть, что трудовое право призвано регулировать не технологию процессатруда, а социальные связи по его организации и применению, ибо предметомтрудового права является не труд, а лишь общественная форма труда, его социальноеустройство, или иначе: отношения между людьми по участию их в общественномтруде.
2. Трудовые отношения как предмет ТП.
Складываютсякак в самом процессе производства материальных и духовных благ, так и в сфереуслуг и обслуживания, где применяется труд работников, организованных наначалах общественной кооперации труда. Объектом и основным содержанием трудовыхотношений выступает работа, то есть деятельность, связанная с непосредственнойреализацией способности граждан к труду (рабочей силы). Вследствие этого,главным предметом трудового права являются общественные отношения по поводуприменения и организации живого труда или работы.
Участниками(субъектами) трудовых отношений выступают работники работодатель (организация, собственник-предприниматель). которые своивзаимоотношения строят, как правило, на договорной (контрактной) основе и навозмездных началах. За свои труд работники получают либо заработную плату по заранееустановленным нормам (тарифам), либо часть дохода организации.
Трудовыеотношения как предмет трудового права характеризуютсяследующими специфическими чертами: во-первых, эти отношения протекают вусловиях внутреннего трудового распорядка с подчинением работника регламентированнымусловиям совместной деятельности; во-вторых, работник включается в трудовойколлектив конкретной организации; в-третьих, включение работника в трудовой коллективопосредовано особым юридическим фактом (трудовым договором (контрактом), актомоб избрании на должность и т.п.); в-четвертых, содержание трудовых отношенийсводится к выполнению работником определенного рода работы в соответствии с егоспециальностью, квалификацией, должностью.
Говоря отрудовых отношениях как предмете трудового права, следует иметь в виду, чторечь в данном случае идет лишь о тех из них, которые базируются на наемномтруде. Трудовые отношения, основанные на самостоятельном труде (трудесобственников), в соответствии с действующим законодательством не включаются впредмет трудового права.
Подводя итог,можно сделать вывод, что трудовые отношения как предмет труд. права представ.собой звено производств. отнош-й, складывающихся в процессе применения трудав общественной кооперации труда, когда гражданин включается в коллективорганизации для выполнения определенного рода работы (трудовой функции) сподчинением установленному трудовому распорядку
3. Отношения, тесно связанные с трудовыми, как предмет ТП.
В системуобщественных отношений, составляющих предмет трудового права, помимо собственнотрудовых, входят также отношения, которые тесно связаны с ними — предшествуют,сопутствуют им, либо вытекают из них. Это организационно-управленческие отношенияв сфере труда, отношения по трудоустройству, по профессиональной подготовке иповышению квалификации кадров непосредственно на производстве, по надзору заохраной труда и соблюдением трудового законодательства, по рассмотрениютрудовых споров (индивидуальных и коллективных).
Организационно-управленческие отношения всфере труда. Как правило, эти отношения складываются в процессе организациии управления трудом между работодателем, с одной стороны, и трудовым коллективом,либо профкомом — с другой. Они касаются, главным образом, установления иприменения условий труда в конкретной организации, улучшения материально-бытовыхи культурных форм обслуживания трудящихся, рационального использования фондоворганизации, нормирования и оплаты труда и других вопросов, затрагивающихколлективные и индивидуальные интересы работников.
Отношения по трудоустройству. Они возникаютв связи с обращением граждан к органам, ведающим трудоустройством (органам Государственнойслужбы занятости на местах), с просьбой подыскать им подходящую работу.
Отношения по профессиональной подготовке иповышению квалификации кадров непосредственно на производстве. Эти отношениявозникают в связи с получением гражданами рабочих специальностей в ходеиндивидуального, бригадного либо курсового ученичества, которое обычнопредшествует периоду их самостоятельной работы, а также в связи с углублениемтрудящимися своих профессиональных навыков на курсах повышения квалификации.
Отношения по надзору за охраной труда исоблюдением трудового законодательства. Указанные отношения складываются впроцессе надзорной деятельности компетентных государственных органов засостоянием охраны труда и соблюдением трудового законодательства в организациях(Рострудинспекции, специализированный надзор за охраной труда на предприятиях ив учреждениях – Госсанэпиднадзора, Госэнергонадзора, а также органы Государственногонадзора за ядерной и радиационной безопасностью.)
Отношения по рассмотрению трудовых споров.Они складываются в связи с разрешением в органах по рассмотрению трудовыхспоров неурегулированных разногласий, касающихся применения или установленияусловий труда работников. Участниками этих отношений выступают спорящиесубъекты (работник — работодатель; трудовой коллектив — работодатель), с однойстороны, и орган по рассмотрению трудового спора — с другой.
4. Метод трудового права
Если предметтрудового права отвечает на вопрос, что или, иначе, какой круг общественныхотношений регулирует указанная отрасль права, то метод трудового права отвечаетна вопрос, как, каким образом осуществляется это регулирование.
Методтрудового права России можно охарактеризовать четырьмя основными признаками: 1. сочетаниемцентрализованного и локального регулир-я общ. отношений, составляющих предметэтой отрасли права; 2. сочетанием договорного, рекомендательного иимперативного способов регулир-я; 3. участием в регулировании обществ. отношенийтрудовых коллективов и профсоюзных органов: 4. своеобразием способов защитытрудовых прав и обеспечения обязанностей.
1. Этотпризнак отражает суть государственно-правового управления общественным трудом,ибо именно посредством такого сочетания достигается единство и дифференциацияусловий труда в зависимости от отраслевых и региональных особенностей производства, лучше учитываются общие и специфические условия труда в конкретных организациях.
Посредствомцентрализованного регулирования в настоящее время устанавливается обычноминимум гарантий трудовых прав работников: определяется экстенсивная мера труда— продолжительность рабочего времени; и пр. С помощью локального правовогорегулирования устанавливаются: режим рабочего времени на предприятиях, в учреждениях,организациях; льготы и преимущества работникам из фондов предприятия и пр.
2. Названныйпризнак метода трудового права России наиболее наглядно проявляется в воздействиина главный предмет этой отрасли —трудовые отношения. В соответствии с действующимзаконодательством договор здесь выступает основным юридическим фактом. Черезего посредство устанавливаются, изменяются и прекращаются трудовыеправоотношения, то есть реализуется конституционное право граждан на труд. Рекомендательный способ регулированияпредполагает принятие норм-рекомендаций, адресованных субъектам общественныхотношений, составляющих предмет трудового права. Этот способ характеризует«мягкое» регулирование путем указания на желательное для государства поведениесубъектов общественных отношений.
Оба указанныеспособа на практике нередко сочетаются с государственно-властным (императивным)способом регулирования. Такое сочетание диктуется необходимостью установлениястрогого порядка в трудовых отношениях, укрепления трудовой дисциплины, привлеченияк ответственности лиц, допускающих правонарушения. Поэтому работодатель(предприниматель, администрация предприятия) наделяется правом применять мерыдисциплинарного наказания, привлекать к материальной ответственности,увольнять по определенным в законе основаниям, давать обязательные дляработника указания по вопросам качественного выполнения его трудовой функции.
Специфическимпризнаком метода трудового права является активное участие в регулировании общественныхотношений в сфере труда трудовых коллективов и профсоюзных органов. В соответствиис действующим трудовым законодательством Российской Федерации трудовойколлектив организации решает вопрос о необходимости заключения с работодателемколлективного договора, рассматривает и утверждает его проект; рассматривает ирешает вопросы самоуправления трудового коллектива в соответствии с уставоморганизации; и пр.
5. Система трудового права
Система трудового права России —совокупность юридических норм, образующих единое предметное целое (отрасль) сразбивкой на отдельные относительно самостоятельные структурные образования(институты), а также на иные устойчивые общности норм, имеющие более дробнуюструктурную определенность (пединституты).
Наиболее характернымиструктурными подразделениями системы трудового права являются институты. Они включают в себя менее обширную,чем отрасль, совокупность юридических норм, которые различаются между собой попредметному признаку регулирования, то есть особенностям отдельных видов общественныхотношений либо отдельным сторонам (элементам) какого-либо конкретного вида общественныхотношений. Современная система трудового права России включает в себя следующиеинституты: 1. трудоустройства(объединяет нормы, регулирующие отношения, связанные с подысканием гражданамподходящей работы); 2. трудового договора (объединяет нормы, регулирующие приемна работу, переводы и увольнения); 3. профессиональной подготовки и повышенияквалификации кадров непосредственно на производстве; рабочего времени и времениотдыха; нормирования труда; оплаты труда: дисциплины труда; материальнойответственности; охраны труда; 4. надзора и контроля за охраной труда исоблюдением трудового законодательства.
Перечисленныеинституты трудового права России — объективно сложившиеся структурныеподразделения, призванные в рамках предмета данной отрасти права регулировать стребуемой детализацией и качеством отдельный вид общественных отношений либоотдельный элемент (сторону) единого сложного трудового отношения.
Систематрудового права России не исчерпывается делением объединяемых этой отрасльююридических норм на институты и пединституты. Структурно вся система трудовогоправа России подразделяется на две большие части — Общую и Особенную. НормыОбщей части трудового права регламентируют наиболее общие вопросы организациии применения труда работников, независимо от региональной и отраслевойпринадлежности организаций, на которых они работают. Нормы Особенной части трудового права конкретизируют положения Общейчасти. Они регламентируют отдельные виды общественных отношений и их элементы,группируясь в институты и пединституты, о которых говорилось выше.
В настоящеевремя наиболее полно система трудового права России отражена в КЗоТ РоссийскойФедерации. Поэтому изучение системы трудового права связано прежде всего сизучением структуры и содержания этого кодифицированного законодательногоакта.
6. Понятие ТП, его отграничение от смежных отраслей.
Отрасль права – регулирует общественныеотношения, которые складываются в процессе функционирования рынка труда,организации и применения наемного труда. В своей совокупности эти отношения исоставляют основные элементы (ядро) предмета трудового права России.
Важнейшиеположения, относящиеся к предмету, методу и системе ТП России дают возможностьотграничить эту отрасль права от других, смежных отраслей права РоссийскойФедерации. К числу смежных относятся такие отрасли права, которые имеют сходныепредметы и методы регулирования. Применительно к трудовому праву России смежными отраслями права выступают:гражданское право, сельскохозяйственное право, административное право, правосоциального обеспечения.
В предметгражданского права входят общественные отношения, которые близко примыкают ктрудовым отношениям, базирующимся на трудовом договоре (контракте). Этоотношения по выполнению договоров бытового подряда, поручения, литературногозаказа и т.п. Различия, обусловливающиеих разную отраслевую принадлежность. Во-первых, предметом и основным содержаниемтрудовых отношений выступает процесс труда, живой труд, в то время какпредметом отношений по бытовому подряду, поручению, литературному заказувыступает овеществленный труд, продукт труда. Во-вторых, по трудовому отношениюработник обязуется выполнять работу определенного рода (по определенной специальности,квалификации, должности), в то время как в указанных гражданских отношенияхтруд связан с выполнением индивидуально-конкретного задания и проч.
Смежной с трудовым правом отрасльювыступает сельскохозяйственное право. Трудовое и сельскохозяйственноеправо имеют немало общего: они регулируют совместный труд, основанный на единыхпринципах общественной организации труда: и той, и другой отрасли присуща функцияохраны труда и трудовых прав работников. Различия состоят в трудовое право регулируеттрудовые отношения, базирующиеся на несамостоятельном (наемном) труде;сельскохозяйственное же право регулирует трудовые отношенияработников-кооператоров, которые являются сособственниками орудий труда исредств производства и потому не являются субъектами наемного труда. и пр.
Смежный характер по отношению к трудовомуправу имеет и административное право. Это проявляется, во-первых, всходстве предмета регулирования (в трудовом праве — организационно-управленческиеотношения в сфере труда; в административном праве — отношения в сферегосударственного управления) и, во-вторых, в сходстве метода регулирования(использование в обеих отраслях права способа государственно-властныхпредписаний).
Государственно-управленческаядеятельность Российской Федерации, составляющая предмет административногоправа, носит универсально-властный характер. Для нее типично то, что субъектыадминистративных отношений всегда находятся в соподчиненном (неравном) положении,то есть один обладает властью давать предписания и распоряжения, а другой обязаних выполнять. Так, например, строятся отношения между Президентом РФ и Правительством,между Правительством РФ и министерствами, между прокурором области (края) ипрокурором района. В отличие от них организационно-управленческие отношения,составляющие предмет трудового права, основаны на действиях равноправныхсубъектов, строящих свои взаимоотношения на договорных началах. (характеротношений между работодателем и трудовым коллективом, между администрациейгосударственного предприятия и профкомом при осуществлении деятельности поорганизации труда и управлению производством).
7. Принципы трудового права
Под принципами трудового права следуетпонимать закрепленные в действующем законодательстве основополагающие руководящиеначала (идеи), выражающие сущность норм трудового права и главные направленияполитики государства в области правового регулирования общественных отношений, связанных с функционированиемрынка труда, применением и организацией наемного труда.
Принципытрудового права России можно подразделить начетыре основные группы: 1) выражающие политику государства в областиправового регулирования рынка труда и эффективной занятости (свобода труда – возможность свободно распоряжатьсякаждым трудоспособ. гражданином своейспособностью к труду (рабочей силой), выбирать род деятельности и профессию; свобода трудового договора – разработкаконтракта для достижения максимальной отдачи того и другого); 2) содержащиеруководящие начала в области установления условий труда работников (актив. участие трудящихся и профсоюзов в установленииусловий труда – право работников участвовать в управлении организациямичерез общие собрания трудового коолектива и иные органы, вносить предложения поулучшению работы организации, а также по вопросам соц.-культкрного и бытового обслуживания(ст. 227 КЗоТ); 3) определяющие правовое регулирование применения труда наемныхработников (определённость трудовойфункции – рациональное использование кадров, которое означает, в частности,что каждый трудящийся должен выполнять работу по опред. труд. договоромспециальности, квалификации, должности; обеспечениенормальной дисциплины труда – поведение отдельных работниковсогласовывается с поведением всего колектива и отвечает их общим интересам.);4) отражающие главные направления правовой политики в области охраны здоровья изащиты трудовых прав работников (обеспечениеохраны труда и здоровья работников; гарантированность трудовых прав работников– возложение ответственности на должностное лицо, виновное в незаконномувольнении или переводе работника (ст. 214 КЗоТ).
Основныепринципы трудового права нашли свое закрепление в Конституции РоссийскойФедерации и важнейших законодательных актах этой отрасли права. Так, в ст. 37Конституции РФ закреплен принцип свободы труда: «Труд свободен. Каждый имеетправо свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельностии профессию». Ряд важных принципов закреплен в КЗоТ РФ.
8. Понятие и виды источников трудового права
В общейтеории права принято различать понятия источника права в материальном и в формальномюридическом смыслах. В первом значении под источником права понимаются тефакторы, которые определяют сущностное содержание права. К ним принято относитепрежде всего. материальные условия жизни общества, свойственные ему экономическиеотношения. В юридическом смысле в качестве источника нрава расматриваютсяформы, в которых объективируются правовые нормы, получают оощеобязательность и общеизвестность. Формами, выполняющими такую функцию,выступают в РФ соответствующие нормативные правовые акты. В свете вышесказанного под источниками трудового права следует пониматьрезультаты правотворческой деятельности компетентных органов государства всфере регулирования трудовых и иных обществ. отношений, составляющих предметэтой отрасли права.
1. Особоеместо среди источников Конституция РоссийскойФедерации. Конституция РФ законодательнозакрепила свободу труда, запрет принудительного труда, право на труд вусловиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение затруд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральнымзаконом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.(ст. 37).
2. Законы РФ. Законы какисточники трудового права России по органам их принятия и юридической силеможно классифицировать на следующие тригруппы: 1) федеральные конституционные законы; 2) федеральные законы; 3) законысубъектов Российской Федерации.
Важнейшееместо среди федеральных законов в области трудового права занимает Кодекс законов о труде ( КЗоТ) РоссийскойФедерации. Будучи основньГм кодифицированнымисточником трудового права России, он регулирует по существу весь комплексобщественных отношений, который входит в предмет данной отрасли права. Принят9 декабря 1971 г.Со времени его принятия в КЗоТ неоднократно вносились дополнения и изменения.Также Основы Законодательства Российской, Федерации об охране трудаот 6 августа1993 г., федеральный закон «Об основах государственной службы РФ» от 31 июля 1995.
3. Средиподзаконных источников трудового права ведущую роль играют указы През. РФ. Ониобязательны для исполнения на всей территории России и не должны противоречитьКонституции РФ и федеральным законам. (Указ от 31 марта 1995 г. «О должностныхокладах в органах государственной власти», Указ от 16 августа 1995 г. «О некоторыхсоциальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности федеральныхгосударственных служащих».)
4. Постановления Правительства РФ. Онипредставляют собой акты исполнительной власти Российской Федерации, носящиеподзаконный характер. Постановление Правительства РФ от 24 августа 1995 г. «О повышениитарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетнойсферы».
5.Постановления, инструкции и разъяснения Минтруда Российской Федерации.Эти акты Минтруда РФ относятся к специфической разновидности источниковтрудового права, поскольку исходят от компетентного органа государственногоуправления, наделенного полномочиями издавать акты по применению и разъяснению законов РФ о труде и соответствующихуказов Президента и постановлений Правительства РФ. Постановления, инструкциии разъяснения Минтруда РФ издаются в целях обеспечения правильного единообразноготолкования и применения законов о труде и актов вышестоящих органов государственногоуправления, регулирующих общественные отношения в сфере труда. Акты Минтруда РФ как источники трудовогоправа по юридической силе относятся к подзаконным актам органов государственногоуправления.
6. акты органов власти иуправления субъектов Российской Федерации.
7. Акты высших судебных органов —Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ. Эти акты не могут рассматриватьсяв качестве источников трудового права, хотя в ряде случаев и КонституционномуСуду и Верховному Суду приходится соответственно решать либо вопрос оконституционности того или иного нормативного акта о труде, либо об ориентированиисудебной практики на единообразное понимание и разрешение трудовых споров.
Однако указанные суды в такихслучаях не уполномочены «творить» право. Они лишь толкуют нормативные акты сточки зрения их конституционности и дают руководящие указания судам о применениидействующего законодательства о труде.
9. Экономико-правовые основы привлечения работников к управлениюпроизводством.
Характернойчертой законодательства Российской Федерации является то, что оно в последниегоды не предусматривает широкое участие трудовых коллективов в политической,экономической и социальной жизни общества.
Как субъект трудового права трудовойколлектив представляет собой объединение граждан, участвующих своим трудом вдеятельности организации на основе трудового договора с ней. Помимоработников, осуществляющих обычные трудовые функции, в состав трудового коллективавходит администрация, то есть должностные лица, главной обязанностью которыхявляется управление процессом труда и руководство производственно-хозяйственнойдеятельностью.
Независимо отего организационно-правовой формы, трудовой коллектив решает вопрос онеобходимости заключения с администрацией коллективного договора, рассматриваети утверждает его проект; рассматривает и решает вопросы самоуправлениятрудового коллектива в соответствии с уставом предприятия; определяет переченьи порядок предоставления работникам предприятия социальных льгот из фондовтрудового коллектива; определяет и регулирует формы и условия деятельности напредприятии общественных организаций: решает иные вопросы в соответствии сколлективным договором.
В связи спереходом страны к рыночной экономике, разгосударствлением и приватизациейпредприятий законодательство предусмотрело наделение отдельных видов трудовых коллективов рядом специфических полномочий. Так. трудовые коллективы государственногоили муниципального предприятия, а также предприятия, в имуществе котороговклад государства или местного органа государственной власти составляет более50 процентов, вправе: рассматривать и утверждать совместно с учредителемпредприятия изменения и дополнения, вносимые в устав предприятия; совместно сучредителем определять условия контракта при найме руководителя; приниматьрешение о выделении из состава предприятия одного или нескольких структурныхподразделений для создания нового предприятия; принимать решение о создании наоснове трудового коллектива товарищества для перехода на аренду или выкупапредприятия. Статья 235 КЗоТ РФ
10. Роль профсоюзов в социальной организации труда.
Профсоюзыпредставляют собой добровольные независимые общественные организации, объединяющиеработников, связанных общими интересами по роду их деятельности как впроизводственной, так и в социальной сфере. Своей главной задачей профсоюзывсех направлений: Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР), Соцпроф и другиесчитают защиту прав и законных интересов трудящихся, установление социальнойсправедливости, эффективной и гуманной экономики.
В качествеосновной функции профсоюзов России — защиту интересов людей труда. При этом оптимальнымметодом реализации защитной функции становится организация правового социальногопартнерства — цивилизованной формы взаимоотношений между профсоюзами,предпринимателями (работодателями) и правительственными (государственными)структурами. Помимо главной — защитной функции профсоюзы выполняют и иные функции.
Статья 226КЗоТ РФ закрепила общее право профсоюзов представлять интересы трудящихся иопределила области его применения — производство, труд, быт и культуру.Указанные области общественной жизни являются, таким образом, объектом преимущественногоприложения их разнообразных правомочий.
11. Классификация прав профсоюзов.
Права профсоюзов в сфере труда классифицируются по ряду признаков:
1) по ихположению в системе прав данной организации;
2) по степениобщности;
3) по степенисамостоятельности;
4) по формамреализации;
5) посодержанию (кругу вопросов, решаемых профсоюзами или с их участием);
6) по кругулиц, чьи права и интересы вправе представлять и защищать профсоюзы.
Классификация по положению всистеме прав позволяет соотнестикаждое право в зависимости от того, каким органом (в акте какого органа) этоправо закреплено: в федеральном законе или законе субъекта РФ, в соглашении иликоллективном договоре.
Классификация по степени общности позволяет выделить общие для всех профсоюзовправа и права, предоставленные определенным профсоюзным органам. В результатепоявляется возможность соотнести принцип единства в регулировании общественныхотношений, в которых участвуют профсоюзы, с принципом дифференциации.
Когда права профсоюзов носят общий характер, ими обладают все профсоюзы ивсе их органы. Дифференциация прав дает возможность конкретному звенупрофсоюзных органов пользоваться помимо общих еще и конкретными правами, дляних предусмотренными.
Классификация прав профсоюзов постепени самостоятельности позволяетподразделить их на права: а) по участию в принятии решений работодателями(администрацией), государственными и местными органами вопросов, связанных суправлением трудом (регулированием трудовых отношений); б)по решению вопросов на паритетных началах или в) самостоятельно приниматьрешения. Например, законом прямо предусмотрено участие профсоюзов вустановлении и применении условий труда в случаях, предусмотренных законодательством.
По содержанию права профсоюзовклассифицируются в зависимости отвопросов, в решении которых они участвуют. Это вопросы: а)трудового договора; б) обеспечения занятости; в) рабочего времени; г) времени отдыха; д) оплаты инормирования труда; е) гарантий и компенсаций; ж)дисциплины труда; а) охраны труда; и) контроля за соблюдением трудовогозаконодательства и законодательства об охране труда; к) разрешения трудовыхспоров. (Полномочия для осущ-я прав всм. ст. 226 КЗоТ).
По кругу лиц, в защиту которыхвыступают профсоюзы, их права подразделяются на права по защите: а) членов профсоюза и б) работников, внезависимости от членства в профсоюзе. Государство гарантирует равенство прав исвобод человека и гражданина независимо от принадлежности к общестеннымобъединениям (см. п. 2 ст. 19 Конституции РФ).
12. Права трудовых коллективов.
Трудовойколлектив наделен правами в сфере гражданско-правовых отношений (например, приприватизации). В сфере труда ему также предоставлены определенные права.
1. Вуправлении организацией и, следовательно, управлении трудом (участие представителейв составе коллегиальных органов управления организаций и принятии ими решений, т.е. в планированиипроизводства, определении структуры организации, решении финансово-экономическихвопросов, определении доли расходов на заработную плату и т.д.).
2. Вформировании руководящих органов организации (избрании руководителя там, гдесохраняется этот порядок).
Трудовыеколлективы обладают правами на самостоятельную деятельность:
1) Они насобрании (конференции) формируют (избирают) свои органы (советы, комитеты идр.). 2) В таком же порядке избирают членов комиссии по трудовым спорам (КТОорганизации (они могут избираться и в подразделениях коллективамиподразделений). 3) Проявляют через своих полномочных представителей инициативув заключении коллективного договора. 4) Избирают своих представителей иуполномочивают их на ведение коллективных переговоров и подписание коллективногодоговора от их имени. 5) Ведут коллективные переговоры по поводу коллективногодоговора через своих представителей. 6) Заключают коллективный договор сработодателем, вносят в него изменения и дополнения в том же порядке, в какомон заключен. 7) Контролируют выполнение коллективного договора. 8) Утверждаютпо представлению администрации правила внутреннего трудового распорядкаорганизации. 9) Применяют за успехи в труде меры общественного поощрения,выдвигают работников для морального и материального поощрения, а за нарушениятрудовой дисциплины —меры общественного взыскания. 10) Устана