Реферат по предмету "Культура и искусство"


Анализ сходств мотивов в мифах разных народов

Реферат по культурологии
Выполнили студенты I-ого курса Куликов Юрий Викторовичи Бужин Юрий Михайлович
Казанский Государственный Технический Университет им.Туполева
Кафедра философии.
Казань, 2003.
Введение.
Чтотакое миф? На этот вопрос ответить нелегко. С древних времён в нашей стране незнали даже самого слова «миф», оно возникло под влиянием других языков лишь впрошлом веке. Само слово «миф» очень легко вводит в заблуждение, так как оновключает в себя понятие удивительного и необычайного. Многие считают, что мифы- это плод человеческой фантазии, не имеющий ничего общего с действительностью.Это глубокое заблуждение. У нас в стране не много работ, посвященных мифологии,поэтому, разъясняя, что такое миф, мы можем привести только слова Горького отом, что мифология «в общем, является отражением явлений природы, борьбы сприродой и отражением социальной жизни в широких художественных обобщениях».Это высказывание объясняет происхождение мифов, а также то, что в их основележит реальная жизнь, а отнюдь не вымыслы, возникшие в головах людей.
Отеснейшей связи мифов с реальной жизнью Горький далее говорит: «Крайне труднопредставить двуногое животное, которое тратило все свои силы на борьбу зажизнь, мыслящим отвлечённо от процессов труда, от вопросов рода и племени».Поэтому, когда мы изучаем источники возникновения мифов, вопрос о специфическомсодержании, заключённом в каждом из мифов древности, и другие подобные вопросынельзя отрывать от реальной жизни людей того времени, их труда и борьбы иопираться лишь на пустые домыслы.
Позволюсебе остановиться на истоках мифов. История развития общества говорит нам, чтопервобытные люди вступают в историю «ещё как полу животные, ещё дикие,беспомощные перед силами природы, не осознавшие ещё своих собственных сил;поэтому они были бедны, как животные, и не намного выше их по своейпроизводительности».
Такимобразом, хотя при первобытном строе отсутствовала эксплуатация человекачеловеком, первобытные люди сами были рабами природы. Задавленные нуждой итрудностями борьбы за существование, в те далекие времена они ещё не отделялисебя от окружающей природы. В течение длительного периода времени первобытныелюди ни о самих себе, ни об окружающей их природе не имели каких-либо связныхпредставлений. Постепенно у них появились весьма ограниченные, наивныепредставления о себе и окружающем их мире.
Илишь в процессе социально-культурного роста людей, когда, по выражениюГорького, «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умные рукиснова уже сильнее способствуют развитию мозга», первобытные люди в своемвоображении начали наполнять окружающий мир сверхъестественными существами,добрыми духами и дьявольскими силами.
Разнообразныеявления природы, например ветер, дождь, гром, молния, и др., вызывали упервобытных людей чувство глубокого изумления. Не будучи в состоянии объяснитьэти явления, первобытные люди считали их одушевлёнными силами — духами; причёмне только солнце, луну и т.п., но они одухотворяли и различные растения иживотных, вплоть до мельчайших насекомых, например саранчу, и поклонялись им.Это так называемый анимизм. Из этих невежественных представлений возниклипервобытные мифы и первобытная религия, которые в свою очередь, будучисозданными в сознании людей, умнеющих в процессе труда день ото дня,одновременно определённым образом отражали и низкий уровень производительныхсил первобытного общества.
Дляпервобытного общества характерно, с одной стороны, отсутствие эксплуатациичеловека человеком, а с другой — низкий уровень производительных сил.Первобытные люди, угнетаемые трудностями борьбы с природой за своёсуществование и стремясь победить эти трудности, часто слагали энергичные ивоодушевляющие песни, воспевающие труд и героев труда. Все эти герои, своейтрудовой доблестью облегчавшие жизнь людей, пользовались наибольшим почитанием.Они были духами и в то же время людьми, о которых как раз говорил Горький,называя их мастерами своего дела, учителями людей и их товарищами по труду. Измифа мы узнаём о многих знаменитых героях, которые научили людей пахать,изобрели земледельческие орудия, повозку и лодку, лук, стрелы и другое оружиедля защиты от врага; придумали музыку и танцы, музыкальные инструменты и т.д.Все эти изобретения и открытия, о которых рассказывается в преданиях, лишнийраз свидетельствуют об уме и трудолюбии наших далеких предков.
Сразложением первобытного общества и появлением частной собственности возникаетделение на классы и эксплуатация человека человеком. С этого временичеловечество вступает в новый продолжительный период своего существования — эпоху классового антагонизма. Уже в очень давние времена люди мечтали овозможности летать по воздуху — так появилась сказка о «ковре-самолёте»; мечтаябыстро передвигаться по суше, люди создали сказку о «сапогах-скороходах».Истории, с одной стороны, созданные примитивной, непосредственной фантазией, ас другой — содержащие глубокий социальный смысл.
Вмифах непосредственно отражался мир человеческих отношений. Поэтому мифы посвоей сущности можно рассматривать как сказания о людях. Они возникли какнадстройка над определённым общественным базисом и являются произведениямиискусства, выражающими идеологию определённого общества.
Почемуже они так похожи?
Воснове любого мифа лежит история о каком-либо боге, сыне бога, герое или же огерое, который является человеком и в то же время сыном бога или, в концеконцов, о животных наделённых неприсущими им качествами. В связи с теснойсвязью мифов с реальностью, в большинстве мифов различных стран наблюдаетсяаналогичность. Так почему же мифы разных народов так похожи? Давайтепроанализируем ситуацию и посмотрим, почему же так вышло.
Намизвестно несколько древних цивилизаций мирового значения: китайская, индийская,греческая и египетская. Каждая из них имела богатую мифологию, причём наиболееполно сохранились мифы греков и индийцев. К большому сожалению, китайские мифыв значительной степени утрачены, и от них сохранились лишь разрозненныеосколки, которые, будучи рассеяны в сочинениях древних авторов, не представляюткакой-либо системы и не могут соперничать с мифологией древней Греции.
Например,египетская мифология ближе всего подходит к греческой. Греки, покорив Египет,стали интересоваться его историей и культурой и изучать его верования; онипридали и египетским мифам свою окраску и отождествили многих египетских боговс олимпийскими богами.  
«Навершине божественного египетского пантеона, — говорит Мариэтт, известныйфранцузский египтолог, — восседает бог единый, бессмертный, несотворенный,невидимый и скрытый для обыкновенных смертных в глубине его сущности. Он — творец, неба и земли, он сотворил все, что существует, и ничто не сотворено безнего. Это бог, существующий исключительно для посвященных в таинствосвятилища». Новейшие открытия египтологии подтвердили эти предположения. Но внесвятилища  бог принимает тысячу образов, самых разнообразных, потому что егособственные атрибуты, воплощенные, являются для непосвященной  толпы  видимымибогами, которых искусство воспроизводит и как бы размножает в бесчисленныхобразах, разнообразных до бесконечности. Все разнообразные формы, которыеегипетские боги принимают в изображениях художников, могут быть объяснены различнымиусловиями страны и верований. Религия египетская была собранием различныхкультов, которые подвергались в продолжение многих веков многочисленнымизменениям. Народы  всевозможных рас сошлись в долине Нила, и каждый внес врелигиозные  верования отпечаток своего общего характера и ума, философскогоили суеверного.  
Востокбыл и есть страна мечтателей и великих основателей      религиозных систем.Африка же есть страна фетишизма и чистого идолопоклонства. ОбитателиЦентральной Африки, так называемая черная  раса, всегда поклонялись хищнымзверям своих пустынь. Там человек чувствовал себя несравненно ниже этих зверей,потому что они о6ладали в  более высокой степени силой, проворством иловкостью, поэтому все божества этих рас что-нибудь да заимствуют у животных.  
Впрочем,греки, всегда склонные искать в своих собственных мифах объяснение чужих Богов,несколько иначе объясняют верования египтян и образы их богов. Вот каковы ихвоззрения. Во время страшной, ожесточенной борьбы олимпийских богов с великанамимногие боги, спасаясь от преследований своих противников, принуждены былибежать в Египет, приняв, для того чтобы их не узнали враги, образ или формуживотных. А египтяне приняли за действительный их вид те заимствованные имиформы, под которыми они их увидали впервые.  
Когдагреки захотели посредством искусства изобразить египетских богов, то они ихсовершено преобразили, отняв у них их животный характер, который казался грекамчем-то постыдным для богов. Итак, над этими бесчисленными божествами различныхформ находится один высший бог, которому поклоняются под различными именамисообразно с местностью. Этот бог, которого все священные мифы называют “единымдействительно живущим существом”, породил всех низших богов. И этот бог, неимеющий ни конца, ни начала, воплощает в себе и мужские образы, и женский,играющий роль матери, которая остается  вечной  девственницей, потому что сын унее зарождается сам собой. Египетская мифология не представляет правильнойопределенной системы, обнимающей в своих мифах землю и небо.
Историзациямифов, заключавшаяся в стремлении очеловечить действия всех мифическихперсонажей, была главной задачей. Стремясь привести мифические предания всоответствие с догмами своего учения, историки и летописцы немало потрудилисьдля того, чтобы превратить духов в людей, а для самих мифов и легенд найтирациональное объяснение. Именно поэтому мифы так схожи.
Аналогия в мифологии.
Изучениедревнейших закрепленных в памятниках письменности религиозных текстов далообширный сравнительный материал для объяснения сходства мифов, верований икультов у народов в разных частях света. Была показана связь религиозногосознания с развитием языка и общим культурным развитием древнего мира(например, связь иудаизма с культурным миром Древнего Востока, зарождающегосяхристианства — с восточно-эллинистическим синкретизмом).
/> 
Рис. 1
Предполагаемое изображение Макоши.
Русская вышивка. Север Руси. Начало XIXв.
Аналогиюмифов можно проследить в совершенно неожиданных местах. Например, рисунки измифов Древних Славян, богини земли Макошь, и рисунки Египетской мифологии, богсолнца Ра, очень схожи. Хоть здесь и прослеживается только графическаяаналогия, уже можно заметить, что люди на разных концах света имеют схожиепредставления.
Давнозамечено сходство мифов Евразии. Все они утверждают одно и то же, потому чтомифы, легенды, сказания и Священные Писания – это жреческие учебники, в которыхизложено единое Учение о явлениях.
Вдревнегреческих мифах творение мира описано так же, как в книге “Бытие”.Сначала в мире царил Хаос, и явлений мира еще не существовало: “Земля же былабезвидна и пуста, и тьма над бездною…” Затем появился жестокий ритм – ходвремени – жестокий Хронос, который порождал и пожирал своих детей. Такизображалось, что картины-кадры событий мира порождаются ритмом времени и “пожираются”им – исчезают с каждым тактом бытия.
Учениео ритме, о двойственности существования мира отражалось также мифом облизнецах-братьях. Один из близнецов-братьев бессмертный, а другой – смертный.Смертный брат-близнец оживает в каждый такт события: “Бог являет свой лик …”.Отсюда происходят мистерии смерти и воскрешения божеств: Осириса-Ра в Египте,Адониса в Финикии, Аттиса и Диониса в Греции и т.д.
Индо-арийскиесвященные книги объясняют такт бытие-событие на тех же образах воскрешенияБога. В “Бхагавадгите” Кришна говорит:
Когдазавершается ночь времени, все вещи возвращаются к моей природе;
припервом же проблеске зари нового дня я снова являюсь миру света.
Виндо-арийской “Ригведе”, которую создали “семь высоких мудрецов”, такт со-бытияназван “Ри”, а такт бытия назван “Та” – “живая, текущая вода”. Поэтому ритмсуществования мира там назван “РиТа”. Ход времени обеспечивает танцор Шива.Шива говорит в “Бхагавадгите”:
еслибы я не участвовал в движении, эти миры прекратили бы свое существование.
“ТанецШивы” – это танец жизни – ритм, создающий мир, ритм существования мира.
Вбуддизме также утверждается ритм бытие-событие. Будда говорил: “Все вещивозникают и исчезают”.
Индо-арийские“законы МаНу” (“МаНу” – это мены, перемены) описывают ритм мира как переменудня и ночи, где в такт со-бытия “замерзшие воды принимают причудливые формы”.
Индо-арийским“законам МаНу” соответствуют даосские “Великие Перемены”, которые отражены“Символом Великого Передела” – “Тай-ЦиТу”. Великие Перемены тактов бытия исо-бытия описаны так:
Янь,достигнув пика своего развития, отступает перед лицом инь;
инь,достигнув пика своего развития, отступает перед лицом янь.
Капли-бусинкинитей взаимодействия “воды живой”, которые в современной физике называютквантами энергии, в древнем Китае называли ци и полагали, что мир состоит изчастичек ци, которые то двигаются – в такт бытия, то замирают – в тактсо-бытия. В даосизме остановка квантов ци в такты событий и появление “тверди”– событийных картин мира описывается так:
Когдаци конденсируется, оно становится видимым, в результате чего появляютсяочертания. Рассеиваясь, ци перестает быть видимым, и очертания исчезают.
Вдаосизме такт бытия назван “Тай” (“Та”), а ход времени символизируется даосским“Танцем Воина” и называется соответственно “Тай-Ци”:
То,что позволяет явиться то мраку, то свету, есть ДАО.
Дао– это ход времени, Хронос, ход “Великих Перемен”. Нетрудно заметитьсоответствие между индуистским “Танцем Шивы” и даосским “Танцем Воина”.
Триединая Богиня Судьбы
Авот довольно интересный случай, аналоги данного мифа встречается среди народовразных концов света. И они не просто похожи, они очень похожи!
Ещев древние времена власть Великой Богини над временем выражалась впредставлениях о ней, как о богине судьбы. В наиболее древней западнойцивилизации, греческой, мы впервые встречаемся с этой богиней. Позднее схожиемифы появятся у других народов, в том числе у древних германских племен. Угреков судьба управлялась тремя сестрами, богинями судьбы, или, иначе, мойрами.У германских народов также были три сестры, распределяющие людскую судьбу иименуемые норнами. Эти мифы слишком сходны, чтобы считать это простымсовпадением. Пожалуй, единственная разница состоит в именах трех сестер. Грекиназывали их Клото, Лахезис и Атропос (“дающая жребий”, “прядущая”,“неотвратимая”, все они — дочери богини Ананке). Германцы называли их Урд,Верданди и Скулд (или иногда Вирд, Вертенда и Скулд).
Сходствомифов проявляется буквально во всем. Мойры ассоциировались с потоками, ручьямии фонтанами. В свою очередь, норны появились из источника Урд, того самогоисточника жизни, из которого черпает силу великое дерево ясень Иггдрасиль.
Вобоих мифах три сестры прядут нить жизни и обрезают ее, завершая тем самымпребывание данного человека на земле. В греческой мифологии самая юная из трехсестер, Клото, держит веретено и сучит нить. Лахезис (средняя сестра) отмеряетдлину нити, а Атропос обрезает ее. В германском предании младшая из сестер,Скулд, обрезает нить, в то время как Урд (старшая) готовит пряжу, а Верданди(средняя сестра) сучит ее. Волшебные сказания говорят, что многие женскиезанятия, такие как ткачество, вязание и вышивание, пользовались особымпокровительством трех сестер. Мойры управляли троичными таинствами: рождением, жизньюи смертью; прошлым, настоящим и будущим; началом, серединой и концом. Сестрыимеют также непосредственное отношение к лунным таинствам и к трем луннымфазам: растущей Луне, полной Луне и Луне на ущербе.
Конец дней.
Нетрудно заметить что почти во всех религиях можно найти мифы про конец света,апокалипсис или Армагеддон.
Список литературы
1.«Мифы древнего Китая.», 1965 — c.11-32
2.«Мифы в искусстве старом и новом» ,  1993
3.«Египет Рамсесов», 2000 год
4.Статья А. Склярова


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Молодіжна субкультура
Реферат Назви художніх і публіцистичних творів: структурно-семантичні та функціонально-стилістичні особливості
Реферат «Одеська юридична академія»
Реферат Финансы предприятия. Оборотные активы предприятия
Реферат Управление запасами товарно-материальных ценностей
Реферат Депортации с оккупированных территорий
Реферат “ Лелеющая душу гуманность...” в поэзии Александра Сергеевича Пушкина
Реферат Дослідження ціннісних орієнтацій у осіб молодшого шкільного віку
Реферат США от экспансии в прошлом к новому мировому порядку в будущем
Реферат Фискальная политика, ее виды, инструменты
Реферат Descartes Vs Hume Essay Research Paper Rationalism
Реферат Роль русского народного музыкального творчества в воспитании любви к своей малой родине детей старшего дошкольного возраста
Реферат Семантические трансформации возникающие при переводе художественного фильма
Реферат Andy Is Unsympathetic I
Реферат Об рунтування напрямків прискорення обігу оборотних коштів підприємства