Реферат по предмету "Транспорт"


Экономика грузовых перевозок

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
На тему: «Экономика грузовых перевозок»
 
 

Введение
Развитие логистики оказало существенное влияние на транспортнуюполитику и структурные изменения в характере деятельности предприятий даннойотрасли, которая в конце 1970-х годов превратилась в своего рода узкое место вэкономике промышленно развитых стран. Ее относительно низкая эффективность былаобусловлена тем, что органы государственного регулирования чрезмерно жесткорегламентировали тарифы, расстояния транспортировки, номенклатуру перевозимыхгрузов, направления капиталовложений и некоторые другие параметры деятельноститранспортных компаний, а также проводили политику ограничения числа фирм вкомплексе. В итоге конкурентная борьба была вялой, а действовавшие компаниипользовались монопольным положением, что давало им возможность сдерживать объеми ассортимент услуг и компенсировать высокие издержки высокими тарифами.
Дерегулирование транспорта сняло все вышеуказанные ограничения. Благодаряснижению уровня государственного регулирования транспорта фирмы данной отраслиполучили свободу предложений в предоставлении услуг, высвобождающих частьоборотных средств у клиентуры посредством определенной синхронизации работытранспорта и производственных подразделений фирм.

1.Особенности транспортной отрасли
ЕщеК. Маркс в своей работе «Капитал» отмечал, что кроме добывающей промышленности,земледелия и обрабатывающей промышленности существует еще четвертая сфераматериального производства. Это – транспортная промышленность, все равно,перевозит ли она людей или товары. Поэтому, рассматривая транспорт как отрасльматериального производства, необходимо учитывать характерные его особенности.
Кпервой особенности транспортной отрасли материального производства следует отнести то, чтотранспорт не создает новых вещественных продуктов. В результатепроизводственного процесса – перевозки груза, изменяется место пребываниепоследнего и одновременно создается новая потребительная стоимость.
Этаособенность транспортной отрасли материального производства привела к тому, чтодо сих пор ведутся дискуссии по вопросу о том, что считать транспортнойпродукцией. Отдельные авторы высказывают мнения о том, что поскольку натранспорте нет натуральной формы продукции, не может быть и натуральныхизмерителей объема этой продукции. Другие говорят, что транспорт производитуслуги (т.е. это не отрасль материального производства, а сфера обслуживания).Третьи считают, что перемещение грузов является одновременно и производственнымпроцессом и продукцией транспорта, что транспортная продукция и транспортнаяработа – понятие идентичные, что продукция транспорта не может накапливаться, т.е.производиться в запас и др.
Произведенныйпродукт в добывающей, сельскохозяйственной и обрабатывающей отраслях неявляется «товаром» в экономическом смысле, пока он не доставлен в пунктпотребления конечному потребителю. В этом случае транспорт является отраслью,сохраняющей созданную потребительную стоимость произведенных товаров, т. с.участвующий в завершающей стадии технологии производственного процесса всехдругих отраслей материального производства.
Еслирассматривать перевозочный процесс грузов как составную часть общего процессапроизводства товара, то транспортная отрасль наряду с перевозкой может взять насебя функции по хранению, сортировке, упаковке, распределению продукции идругие – т.е. функции транспортно-экспедиционного обслуживания.
Передачаэтих функций транспорту должна преследовать цель снижения затрат, связанных ссохранением потребительной стоимости произведенных товаров.
Транспорткак самостоятельная отрасль материального производства подразделяется на видытранспорта: железнодорожный, воздушный, морской, речной, автомобильный,трубопроводный, которые можно рассматривать как транспортные подотрасли. Наотдельных видах транспорта различны соотношения между массой применяемогоживого и овеществленного труда, различны структура основных и оборотных фондов,а также технический и организационный уровень производства. Каждый видтранспорта имеет свои преимущества в определенных условиях организацииперевозок, поэтому, в целях снижения издержек, между ними постоянно должнаясуществовать определенная пропорциональность.
Посвоемуэкономическому содержанию все перевозки грузов автомобильнымтранспортом можно разделить натри группы: перевозки в сфере личногопользования, перевозки в сфере обращения и технологические перевозки грузоввнутри предприятия (рис. 1). Перевозки грузов в сфере личногопользования связаны с удовлетворением потребностей населения в перевозкегрузов, которые получили название – транспортно-экспедиционное обслуживаниенаселения.
Перевозкив сфере обращения разделяются на перевозки в сфере потребления и в сферепроизводства. Объем перевозимых грузов в сфере потребления ограничен, главнымобразом, предметами личного потребления и связан с перемещением готовойпродукции – товаров от места производства до предприятий торговой сети.Характерной особенностью для этой сферы является максимальная скоростьтранспортирования, позволяющая сократить время нахождения товаров в процессеперевозки, уменьшить запасы товаров в торговой сети, сократить норматив в дняхоборота и норматив оборотных средств.
Всфере производства выполняется основной объем перевозок грузов. В настоящеевремя все большее число предприятий участвует в производстве какого-либопродукта, что приводит к расширению транспортных связей и вовлекает все большуюмассу материалов в сферу перемещения. В качестве примера можно привестиавтомобильную промышленность.
Условноавтомобильное производство включает автосборочные предприятия, ориентированныена win глубину сборки, и поставщиков автомобильных комплектующихнескольких уровней, от первого до n – го.
Поставщикипервого уровня ориентированы на обеспечение автосборочных предприятий узлами иагрегатами с наибольшим уровнем сборки.
Поставщикивторого уровня специализированы на обеспечение поставщиков первого уровня, апоставщики третьего – на поставщиков второго и т.д.
Специализацияи кооперирование производства с одной стороны проявляются в снижение затрат наполучение готового продукта, а с другой – в росте затрат со все большимвовлечением транспорта в производственный процесс. Готовая продукция одногопредприятия является сырьем или полуфабрикатом для других предприятий.
Еслидля грузов сферы потребления характерной особенностью является обеспечениемаксимальной скорости транспортирования, то для сферы производства – перевозкагруза в установленный срок, обеспечивающий нормальную производственнуюдеятельность предприятия – получателя груза.
Чтобыпонять характер взаимодействия между сферами материального производства итранспортом, перевозки в сфере производства разделены на перевозки в добывающейотрасли, строительстве, промышленности и сельском хозяйстве. Характернойособенностью перевозок в добывающей отрасли является то, что запас сырьяотносительно бесконечен и отсутствуют затраты, связанные с его хранением. Встроительстве отсутствуют перевозки готовой продукции (зданий и сооружений) изатраты, связанные с хранением готовой продукции. Таким образом, в добывающейотрасли и строительстве грузопотоки имеют одностороннее направление. Впромышленности и сельском хозяйстве одновременно осуществляются перевозки сырьяи готовой продукции, причем величина грузопотоков – является переменной. Технологическиеперевозки (промышленный транспорт) – предназначены для обслуживания внутрипроизводственных процессов, перемещения сырья, полуфабрикатов и готовойпродукции. Они подразделяются на перевозки из склада в цех, из цеха в цех,внутри цеха и из цеха в склад.
До экономической реформы в стране, без учета работы промышленного транспорта,основной объем перевозок грузов – 96% выполнялся в сфере производства.
Втораяособенность транспортной сферы материального производства состоит в том, чтоосновной экономический эффект от работы транспорта происходит не внутриотрасли, а за ее пределами (в организациях для которых выполняются перевозки).
Эффективностьфункционирования транспорта – это айсберг, надводная часть которого сейчаспоказывает насколько рационально в существующих условиях работает саматранспортная отрасль, а подводная часть – какой экономический эффект получают(имеют) отрасли материального производства, в которых транспорт работает.
Однаиз задач транспорта – минимизировать затраты связанные с сохранениемпотребительной стоимости созданных товаров. Здесь не только снижениесебестоимости перевозок, но главным образом снижение затрат связанных снесвоевременными перевозками и «замораживанием» оборотных средств, как нахранение сырья, так и готовой продукции.
Чтовключать в себестоимость? К. Маркс отмечал, что относительная величинастоимости, которую издержки транспорта при прочих равных условиях присоединяютк цене товара, прямо пропорциональна объему и весу товара; перевозка требуетпринятия мер предосторожности, а поэтому вызывает большую или меньшую затратутруда и средств труда в зависимости от относительной емкости продукта, егоподверженности порче.
Такимобразом, увеличение стоимости товара в процессе перевозки происходит за счетсебестоимости перевозок, т.е. за счет издержек, связанных с затратой живоготруда транспортных работников и эксплуатационных материалов, и стоимостисредств производства, которые, в свою очередь, зависят прямо пропорционально отобъема и расстояния перевозки и, в какой-то степени, от стоимости перевозимоготовара.
Продукттруда на транспорте только тогда становится товаром, когда он закончилпередвижение от места производства до места потребления. Если груз не доставленна место потребления, то подвижной состав и труд, необходимые для перемещения,использованы неэффективно. В результате такого перевозочного процесса либоникакой полезной транспортной продукции не создано, либо создан «полуфабрикат»,если груз доставлен в промежуточный пункт. Когда ранее прерванный перевозочныйпроцесс возобновляется, то такое перемещение бывает связано с дополнительнойтранспортной работой и дополнительными затратами труда рабочих и подвижногосостава как на транспортирование, так и на погрузочно-разгрузочные работы.Следовательно, равный объем транспортной продукции может создаваться приразличных затратах и различных объемах выполненной транспортной работы.Транспортные издержки на перемещение грузов можно представить как совокупностьчистых издержек обращения и издержек, связанных с производством. Последниеприбавляют к перевозимым товарам дополнительную стоимость в том размере, вкаком процесс производства продолжается в сфере перемещения грузов, т.е. покаперевозки товара являются неизбежными, транспортные издержки являются издержками,связанными с производством. При выполнении нерациональных перевозоктранспортные затра– ты становятся чистыми издержками обращения, которые неприбавляют к перевозимым грузам добавочной стоимости, а, наоборот, снижаютобщественные доходы. Поэтому объем перевозок грузов, а следовательно, – итранспортные затраты, выполняемые всеми видами транспорта, должнысоответствовать производимой товарной продукции. Перевыполнение этого объемаперевозок необходимо рассматривать не как положительное явление, а какотрицательное, ведущее к непроизводительному расходованию общественногобогатства. Другим выводом из этого следует то, что в стоимость товара должнывключаться не все транспортные затраты, а только издержки, связанные спроизводством.
Ктретьей особенности относится то, что транспорт не является независимой отраслью. Этаотрасль зависит от функционирования других отраслей материального производства,являясь открытой системой погруженной в экономику страны и связанной с нейсетью обратных связей.
Впоследние годы в печати, пытаясь привлечь внимание управляющих структур кпроблеме развития транспорта, появилось мнение, что в период экономическихпреобразований в экономике России действует закон опережения темпов развитиятранспорта. Так, в «Концепции государственной транспортной политики РоссийскойФедерации» одобренной правительством Российской Федерации в сентябре 1997 г.отмечается, что «для реализации эффекта от смягчения связанных с транспортомограничений на производстве, в сфере обращения и в социальной сфере, требующихглавным образом, снижения стоимости перевозок, улучшения их качества,сокращения сроков доставки пассажиров и грузов, необходимо опережающее развитиетранспорта по сравнению с развитием экономики в целом». Суть этого Законаформируется следующим образом. В условиях любого производства, любойсоциально-экономической формации на каждой стадии развития человеческогосообщества транспортные системы должны развиваться более ускоренными темпами посравнению с другими хозяйственными объектами, соразмерно как с ресурсами ивозможностями государства, так и с его перспективными потребностями в целяхдостижения сбалансированного прогресса экономики страны.
Мотивируетсяэто особенностями транспортной отрасли а также тем, что от состояния дел на транспортево многом зависят успехи во всех отраслях экономики. При дефиците подвижногосостава даже в условиях рынка потребитель лишен возможности выбирать наиболеедешевые и эффективные для себя виды транспорта, что приводит к росту издержек утоваропроизводителей, сбоям и аритмии в экономическом и социальном организместраны. По мнению авторов этого направления, избыток провозных возможностейтранспорта ускоряет, подталкивает другие отрасли, приобретает черты хозяйственногофорсажного агрегата.
Насамом деле, избыток провозных возможностей увеличивает затраты на перевозки исебестоимость промышленной и сельскохозяйственной продукции (о чемсвидетельствует работа автотранспорта России в перестроечный период).
Поэтомутранспортная отрасль требует сознательного поддержания определенных пропорциймежду провозными возможностями и общественными потребностями в перевозках.  
2.Транспортная логистика 2.1Сущность и задачи транспортной логистики
Транспорт – это отрасль материального производства. осуществляющаяперевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспортотносится к сфере производства материальных услуг.
Значительная часть логистических операций на пути движения материальногопотока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется сприменением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операцийсоставляют до 50% от суммы общих затрат на логистику.
Транспорт представляюткак систему, состоящую из двух подсистем:транспорт общего пользования и транспорт не общего пользования.
Транспорт общего пользования – отрасль народного хозяйства,которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населенияв перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживаетсферу обращения и население. Его часто называют магистральным (магистраль –основная, главная линия в какой-нибудь системе, в данном случае – в системепутей сообщения).
Понятие транспорта общего пользования охватывает железнодорожныйтранспорт, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушныйтранспорт и транспорт трубопроводный.
Транспорт не общего пользования – внутрипроизводственныйтранспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащиенетранспортным предприятиям, является, как правило, составной частью каких-либопроизводственных систем.
Транспорт органично вписывается в производственные и торговые процессы.Поэтому транспортная составляющая участвует во множестве задач логистики.Вместе с тем существует достаточно самостоятельная транспортная областьлогистики, в которой многоаспектная согласованность между участникамитранспортного процесса может рассматриваться вне прямой связи с сопряженнымипроизводственно-складскими участками движения материального потока.
К задачам транспортной логистики в первую очередьотносят задачи, решение которых усиливает согласованность действийнепосредственных участников транспортного процесса.
Применение логистики в транспорте, так же, как и г производстве илиторговле, превращает контрагентов и; конкурирующих сторон в партнеров,взаимодополняющих друг друга в транспортном процессе.
Логистика, как отмечалось, это единая техника, технология, экономика ипланирование. Соответственно, к задачам транспортной логистики следует отнестиобеспечение технической и технологической сопряженности участниковтранспортного процесса, согласование их экономических интересов, а такжеиспользование единых систем планирования. Кратко охарактеризуем каждую из этихзадач.
Техническая сопряженность в транспортном комплексеозначает согласованность параметров транспортных средств как внутри отдельныхвидов, так и в межвидовом разрезе. Эта согласованность позволяет применятьмодальные перевозки, работать с контейнерами и грузовыми пакетами.
Технологическая сопряженность подразумевает применениеединой технологии транспортировки, прямые перегрузки, бесперегрузочноесообщение.
Экономическая сопряженность – это общая методологияисследования конъюнктуры рынка и построения тарифной системы.
Совместное планирование означает разработку и применение единых плановграфиков.
К задачам транспортной логистики относят также:
• создание транспортных систем, в том числе создание транспортныхкоридоров и транспортных цепей;
• обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
• совместное планирование транспортного процесса со складским ипроизводственным;
• выбор вида транспортного средства;
• выбор типа транспортного средства;
• определение рациональных маршрутов доставки и др. 2.2 Выбор вида транспортного средства
Задача выбора вида транспорта решается во взаимной связи с другимизадачами логистики, такими, как создание и поддержание оптимального уровнязапасов, выбор вида упаковки и др.
Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки,служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта.
Рассмотрим основные преимущества и недостатки автомобильного,железнодорожного, водного и воздушного транспорта, существенные с точки зрениялогистики.
– Автомобильный транспорт. Традиционно используетсядля перевозок на короткие расстояния'. Одно из основных преимуществ – высокаяманевренность. С помощью автомобильного транспорта груз может доставляться «отдверей до дверей» с необходимой степенью срочности. Этот вид транспортаобеспечивает регулярность поставки, а также возможность поставки малымипартиями. Здесь, по сравнению с другими видами, предъявляются менее жесткиетребования к упаковке товара.
Основным недостатком автомобильного транспорта является сравнительновысокая себестоимость перевозок, плата за которые обычно взимается помаксимальной грузоподъемности автомобиля. К другим недостаткам этого видатранспорта относят также срочность разгрузки, возможность хищения груза и угонаавтотранспорта, сравнительно малую грузоподъемность. Автомобильный транспортэкологически неблагоприятен, что также сдерживает его применение.
Железнодорожный транспорт. Этот вид транспорта хорошоприспособлен для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях.Железнодорожный транспорт обеспечивает возможность сравнительно быстройдоставки груза на большие расстояния. Перевозки регулярны.
Здесь можно эффективно организовать выполнение погрузочно-разгрузочныхработ.
Существенным преимуществом железнодорожного транспорта являетсясравнительно невысокая себестоимость перевозки грузов, а также наличие скидок.
К недостаткам железнодорожного транспорта следует отнести ограниченноеколичество перевозчиков, а также низкую возможность доставки к пунктампотребления, т.е. при отсутствии подъездных путей железнодорожный транспортдолжен дополняться автомобильным.
Морской транспорт. Является самым крупнымперевозчиком в международных перевозках. Его основные преимущества – низкие грузовыетарифы и высокая провозная способность.
К недостаткам морского транспорта относят его низкую скорость, жесткиетребования к упаковке и креплению грузов, малую частоту отправок. Морскойтранспорт существенно зависит от погодных и навигационных условий и требуетсоздания сложной портовой инфраструктуры.
Внутренний водный транспорт. Здесь низкие грузовыетарифы. При перевозках грузов весом более 100 т на расстояние более 250 кмэтот вид транспорта – самый дешевый.
К недостаткам внутреннего водного транспорта, кроме малой скорости доставки,относят также низкую доступность в географическом плане. Это обусловленоограничениями, которые накладывает конфигурация водных путей, неравномерностьглубин и меняющиеся навигационные условия.
Воздушный транспорт. Основные преимущества – наивысшаяскорость, возможность достижения отдаленных районов, высокая сохранностьгрузов.
К недостаткам относят высокие грузовые тарифы и зависимость отметеоусловий, которая снижает надежность соблюдения графика поставки.
Трубопроводный транспорт. Обеспечивает низкуюсебестоимость при высокой пропускной способности. Степень сохранности грузов наэтом виде транспорта высока.
Недостатком трубопроводного транспорта является узкая номенклатураподлежащих транспортировке грузов (жидкости, газы, эмульсии).
Выделяют шесть основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта. Экспертнаяоценка значимости различных факторов показывает, что при выборе транспорта, впервую очередь, принимают во внимание следующие:
• надежность соблюдения графика доставки;
• время доставки:
• стоимость перевозки.
Следует отметить, что данные табл. 16 могут служить лишь дляприблизительной оценки степени соответствия того или иного вида транспортаусловиям конкретной перевозки. Правильность сделанного выбора должна бытьподтверждена технико-экономическими расчетами, основанными
на анализе всех расходов, связанных с транспортировкой различными видамитранспорта.
Например, стоимость доставки 5 т дорогостоящего груза (ценность – 50 000долл.) автомобилем составляла 1000 долл., самолетом – 3000 долл. Выбор пал наавтомобиль. Однако проведенный впоследствии анализ полной стоимости показал,что плюс к провозному тарифу при автомобильной перевозке пришлось заплатить:
• экспедитору: 5% от стоимости груза за экспедирование и охрану, т.е.2000 долл. (при перевозке самолетом эти затраты исключались);
• банкиру: 1,5% от стоимости груза в качестве процентов за кредит,так как перевозка автомобилем осуществлялась 15 дней, в течение которых 50 000долл. были отвлечены в запас, что составило еще 750 долл. (здесь 36 – годоваябанковская процентная ставка за кредит);
• суммарные затраты при доставке составили 3750долл. Выбор автомобиля, сделанный только лишь на сопоставлении тарифов,оказался неверен – самолет был выгоднее. 2.3 Транспортныетарифы и правила их применения
Расчеты за услуги, оказываемые транспортными организациями,осуществляются с помощью транспортных тарифов. Тарифы включают в себя:
• платы, взыскиваемые за перевозку грузов;
• сборы за дополнительные операции, связанные сперевозкой грузов;
• правила исчисления плат и сборов.
Как экономическая категория транспортные тарифыявляются формой цены на продукцию транспорта. Их построение должнообеспечивать:
• транспортному предприятию – возмещение эксплуатационных расходов ивозможность получения прибыли;
• покупателю транспортных услуг – возможность покрытия транспортныхрасходов.
Как показано в предыдущем параграфе, одним из существенных факторов,влияющих на выбор перевозчика, является стоимость перевозки. Борьба заклиентов, неизбежная в условиях конкуренции, также может вносить коррективы втранспортные тарифы. Например, железные дороги Российской Федерации испытываютсегодня серьезную конкуренцию автомобильного транспорта в области пере возокнебольших партий грузов так называемых мелких малотоннажных отправок. Этооказывает сдерживающее влияние на рост соответствующих железнодорожных тарифов.
Умелым регулированием уровня тарифных ставок раз личных сборов можностимулировать также спрос на дополнительные услуги,связанные с перевозкой грузов. На пример, относительное снижение в феврале 1994 г.уровня ставок сбора за охрану и сопровождение грузов подразделениямивоенизированной охраны Министерства путей со общения позволило увеличить спросна эту услугу и повысить сохранность перевозимых грузов.
Системы тарифов на различных видах транспорта имеют свои особенности.Остановимся наих краткой характеристике. На железнодорожном транспортедля определения стоимости перевозки грузов используют общие, исключительные,льготные и местные тарифы.
Общие тарифы – это основной вид тарифов. С еепомощью определяется стоимость перевозки основной массы грузов.
Исключительными тарифами называются та рифы, которые устанавливаются сотклонением от общи тарифов в виде специальных надбавок или скидок. Эти та рифымогут быть повышенными или пониженными. Они распространяются, как правило, лишьна конкретные грузы
Исключительные тарифы позволяют влиять на размещение промышленности, таккак с их помощью можно регулировать стоимость перевозки отдельных видов сырья,например, каменного угля, кварцитов, руды и т.п. Повышая или понижая с помощьюисключительных тарифов стоимость перевозок в различные периоды года, добиваютсяснижения уровня неравномерности перевозок на железных дорогах. Этой же целислужат исключительные пониженные тарифы на перевозку грузов в устойчивыхнаправлениях движения порожних вагонов и контейнеров.
Льготные тарифы применяются при перевозке грузов для определенных целей,а также грузов для самих железных дорог.
Местные тарифы устанавливают начальники отдельных железных дорог. Этитарифы, включающие в себя размеры плат за перевозку грузов и ставки различныхсборов, действуют в пределах данной железной дороги.
Кроме провозной платы железная дорога взимает с грузополучателей игрузоотправителей платы за дополнительные услуги, связанные с перевозкойгрузов. Эти платы называются сборами и взыскиваются за выполнение силамижелезной дороги следующих операций: за хранение, взвешивание или проверку весагруза, за подачу или уборку вагонов, их дезинсекцию, за экспедирование грузов,погрузочно-разгрузочные работы, а также за ряд других операций.
Перечислим основные факторы, от которых зависит размер платы приперевозке грузов по железной дороге.
Вид отправки. По железной дороге груз может бытьотправлен повагонной, контейнерной, малотоннажной – весом до 25 т и объемом дополувагона, и мелкой отправкой – весом до 10 т и объемом до 1/3 вместимостивагона.
Скоростьперевозки.По железной дороге груз может перевозиться грузовой, большой или пассажирскойскоростью. Вид скорости определяет, сколькокилометров в сутки должен проходить груз.
Расстояние перевозки. Провозная плата может взиматься зарасстояние по кратчайшему направлению, так называемое тарифное расстояние приперевозках грузов грузовой или большой скоростью либо за действительнопройденное расстояние – в случае перевозки негабаритных грузов или перевозкигрузов пассажирской скоростью.
Тип вагона, в котором осуществляется перевозка груза.По железной дороге груз может перевозиться в универсальных, специализированныхили изотермических вагонах, в цистернах или на платформах. Размер провознойплаты в каждом случае будет различным.
Принадлежность вагона или контейнера. Вагон, платформаили контейнер могут принадлежать железной дороге, быть собственностьюгрузополучателя или грузоотправителя.
Количество перевозимого груза – фактор, также оказывающийсущественное влияние на стоимость перевозки.
На автомобильном транспорте для определения стоимостиперевозки грузов используют следующие виды тарифов:
•сдельные тарифы на перевозку грузов;
• тарифы на перевозку грузов на условиях платных автотонно-часов;
• тарифы за повременное пользование грузовыми автомобилями;
• тарифы из покилометрового расчета;
• тарифы за перегон подвижного состава;
•договорные тарифы. На размер тарифной платы оказывают влияние следующиефакторы:
• расстояние перевозки;
• масса груза;
объемный вес груза, характеризующий возможность автомобиля. По этомупоказателю все перевозимые автомобильным транспортом грузы подразделяют начетыре класса;
• грузоподъемность автомобиля;
• общий пробег;
• время использования автомобиля;
• тип автомобиля;
• район, в котором осуществляется перевозка, а также ряд других факторов.
Каждый из тарифов на перевозку грузов автомобильным транспортом учитываетне всю совокупность факторов, а лишь некоторые из них, наиболее существенные вусловиях конкретной перевозки. Например, для расчета стоимости перевозки по сдельномутарифу необходимо принять во внимание расстояние перевозки, массу груза и егокласс, характеризующий степень использования грузоподъемности автомобиля. Прирасчетах по тарифу за повременное пользование грузовыми автомобилями учитываютгрузоподъемность автомобиля, время его использования и общий пробег.
Во всех случаях на размер платы за использование автомобиля оказываетвлияние район, в котором осуществляется перевозка. Это объясняется устойчивымиразличиями в уровне себестоимости перевозок грузов по районам. Коррективы втарифную стоимость вносятся с помощью так называемых поясных поправочныхкоэффициентов.
На речномтранспорте тарифы на перевозки грузов, сборы за перегрузочные работы идругие связанные с перевозками услуги определяются пароходствами самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка. Воснову расчета размера тарифа закладывается себестоимость услуг, прогнозируемаяна период введения тарифов и сборов в действие, а также предельный уровеньрентабельности, установленный действующим законодательством. Потребителитранспортных услуг вправе запросить от пароходств и портов экономическоеобоснование предлагаемых ими тарифов.
На морском транспорте оплата за перевозку грузов осуществляется либопо тарифу, либо по фрахтовой ставке, Если груз следует по направлениюустойчивого грузового потока, то перевозка осуществляется системой линейногосудоходства. При этом груз движется по расписанию и оплачивается пообъявленному тарифу.
В том случае, когда при выполнении перевозкиработа грузовых судов не связана с постоянными районами плавания, с постояннымипортами погрузки и выгрузки, не ограничена определенным видом груза, топеревозка оплачивается по фрахтовой ставке. Фрахтовая ставка устанавливается взависимости от конъюнктуры фрахтового рынка' и обычно зависит от вида итранспортных характеристик груза, условий рейса и связанных с ним расходов.
 

3.Организация транспортного хозяйства на ОАО «НефАЗ»
 
3.1 Задачии структура транспортного хозяйства
Транспортно-экспедиционноепредприятие осуществляет комплексное транспортное обслуживание ОАО «НефАЗ».Деятельность его согласовывается с работой автозавода, а также сподразделениями железных дорог, к которым примыкают подъездные пути.
Задачамитранспортного хозяйства является – осуществление бесперебойной транспортировкивсех грузов в соответствии с производственным процессом, содержаниетранспортных средств в исправном и работоспособном состоянии, снижение издержекна транспортные и погрузо-разгрузочные работы.
Структуратранспортного хозяйства определяется главным образом объемом грузооборота,особенностями грузов и объемом производства. В состав транспортного хозяйствазавода могут входить железнодорожный транспорт с подъездными путями и депо,колесный транспорт с гаражами и ремонтными мастерскими, водный транспорт спричалами, подвесные дороги и т.д.
На крупныхзаводах с большим грузооборотом таких как ОАО «НефАЗ», требующимприменения всех видов транспорта, организуются специализированные цехижелезнодорожного, безрельсового (автомобильного) транспорта. Транспортноехозяйство на таких заводах возглавляет транспортно-технический отдел. Насредних заводах создается единый транспортный цех, включающий несколькоучастков по видам транспорта. Для мелких заводов с небольшим грузооборотом, нотребующим применения всех видов транспорта, создаются объединенные транспортныехозяйства для нескольких предприятий. Эти хозяйства могут создаваться приголовном заводе или выделяться в самостоятельные транспортные хозяйстваведомственного характера.
Транспортныецехи имеют в своем составе ряд служб и участков. Так, железнодорожный цех имеетслужбу движения (эксплуатации), службу тяги (подвижного состава), службу пути,службу погрузочно-разгрузочных работ. Цехи безрельсового транспорта обычноимеют службу эксплуатации (организации перевозок) и техническую службу поподдержанию подвижного состава в исправном состоянии. Транспортный цех (отдел)осуществляет планирование всех перевозок и грузовых работ, организациюпроизводства перевозок, оперативное управление эксплуатацией транспорта и егоремонт, учет работы транспортного хозяйства. Функции транспортной службыпредприятия:
– разработканормативов, применяемых в транспортной службе;
– планированиепотребностей во всех видах транспорта на основе расчетов грузопотоков игрузооборота;
– планированиеППР транспортных средств;
– планированиепотребности в запчастях и их приобретения;
– оперативноепланирование и диспетчирование обеспечения предприятия всеми видами транспорта;
– обеспечениепроизводственных процессов транспортными средствами;
– организацияосмотров и ремонта транспортных средств;
– организациябезопасности движения;
– организацияобслуживания транспортных средств (заправка ГСМ, мойка и т.д.);
– организацияприобретения новых транспортных средств, их регистрации в государственныхорганах, получения лицензий на перевозку грузов и людей, списания и утилизациитранспортных средств.
Отэксплуатационной службы предприятия зависит эффективное использование транспортныхсредств. Эксплуатационная служба осуществляет контроль за работой подвижногосостава, учет расхода ГСМ, учет показателей работы автомобилей.

3.2 Видывнутризаводского транспорта и организация транспортного обслуживания на ОАО «НефАЗ»
На Нефтекамскомавтозаводе из года в год возрастает выпуск промышленной продукции. Рациональнаяорганизация транспортного хозяйства служит предпосылкой снижения себестоимостипродукции. В связи с этим возникает необходимость лучшего использования напредприятии производственных площадей, транспортных путей и средств дляпередвижения и погрузки – выгрузки груза. Все большее значение приобретаетобслуживание производства транспортом (на пути от склада снабжения по всейсхеме доставки материалов к рабочим местам и к складу готовых изделий).Транспортно-погрузочные работы на предприятии поглощают в среднем 30% затраттруда.
Транспортныеработы, выполняемые ТЭП, можно сгруппировать по следующим направлениям:доставка топлива, сырья, материалов, полуфабрикатов, оборудования и т.п., а вотвыгрузка перечисленных грузов; дальнейшее их транспортирование к складам;обслуживание складских мест; доставка из складов к местам потребления ипереработки; транспортирование между цехами и сладами; транспортирование вцехах; транспортирование внутри складов; транспортирование готовых изделий иотходов и доставка их к месту назначения как раз и осуществляет внутризаводскойтранспорт.
Внутризаводскойтранспорт является не только средством перемещения грузов, но и орудием труда,организующим работу подразделений предприятия в заданном ритме или графике.Например, внутрицеховой транспорт является неотъемлемым элементомтехнологического процесса производства. Им осуществляется перемещениеобрабатываемых изделий между рабочими местами, участками и отделениями цеха впоследовательности и ритме, заданных технологическим процессом.Транспортно-конвейерные устройства автоматических и поточных линий существенновлияют на ритмичность их работы и длительность производственного цикла. Великозначение транспорта и в своевременном обеспечении предприятия материальнымиресурсами, а также в реализации готовой продукции.
Такимобразом, внутризаводское транспортное хозяйство должно решать следующие задачи:
– своевременноеобеспечение производства всеми видами транспортных средств и услуг;
– рациональнаяорганизация эксплуатации транспортных средств и подъемных механизмов приминимальных затратах на транспортирование;
– развитиетехнической базы и механизация всех трудоемких транспортных процессов.
Технологическиеперевозки на автозаводе выполняются промышленным транспортом. Здесьосуществляется значительная часть погрузочно-разгрузочных работ, связанных сперевозками магистральных железных дорог, речного и морского транспорта. Дляпромышленного транспорта характерен не грузооборот, так как расстояния егоперевозок невелики, а объем переработанных грузов. Промышленный транспорт имеетразвитые подъездные пути, многочисленный и разнообразный подвижный состав.Средняя дальность его перевозок 12 км.
В зависимостиот особенностей технологических процессов и типов производств на предприятииприменяются различные транспортные средства.
Признак Характеристика
1. Зонаприменения
1.1 Внешнийтранспорт для связи предприятия с внешними транспортными системами:
– железнымидорогами;
1.2Внутризаводской (для перемещения грузов между цехами, участками)
– межцеховойтранспорт;
– внутрицеховойтранспорт (для перемещения грузов между участками и рабочими местами)
– межоперационныйтранспорт (для перемещения грузов между рабочими местами)
2. Видтранспортного средства
2.1 Колесныйтранспорт
– железнодорожный;
– автомобильный;
– автопогрузчики;
– электротранспорт;
2.2Транспортные конвейеры.
2.3Монорельсоваые дороги.
К работевнутрицехового транспорта относятся все межоперационные перевозки внутри цеха,включая доставку материала, заготовок к первой операции и перевозку продукции споследней операции либо на центральный (цеховой) склад комплектации, либо наспециальную площадку для подготовки деталей к последующему транспортированию вдругие цехи. Межцеховой транспорт выполняет все внутризаводские перевозки,совершаемые между отдельными цехами, складами, между сладом и другимизаводскими структурными подразделениями. Внешний транспорт совершает всетранспортные операции вне заводской территории транспортными средствамипредприятия.
Промышленныйтранспорт представляет собой сложный комплекс технических средств, включающий всебя: железнодорожный транспорт широкой и узкой колеи; автомобильный транспорт;конвейерный транспорт; трубопроводный пневматический и гидравлический транспортдля перемещения в пределах заводской территории жидких, пылящих и кусковыхгрузов.
Внутризаводскойтранспорт является важным средством планового снабжения цехов материалами иполуфабрикатами, вывоза готовой продукции цехов, а также обеспечения чистотыцехов и заводской территории. Организацией перевозок внутри завода занимаетсяцех №27 напольного транспорта, где насчитывается 25 единиц транспорта, кудавходят автопогрузчики, электропогрузчики и т.д., занимается перемещением мелкихкомплектующих изделий внутри корпусов завода, а также автоколонна №4 котораязанимается выполнением обще-землеройных работ на объектах, уборкой территориизавода и прилегающих к нему дорог, а также выполнением строительно-монтажных ипогрузочно-разгрузочных работ автомобильными и самоходными кранами,обеспечением гидроподъемниками для подъема на высоту рабочих при производстверабот на строительстве и ремонте жилых и промышленных зданий, наземныхсооружений, устройств и коммуникаций.
При внутризаводскихперевозках широко применяется производственная тара. Тарный способпредусматривает транспортировку грузов в специальной таре (тазы, контейнеры,ящики и т.п.). он обеспечивает хорошую сохранность груза, позволяет сократитьвремя на погрузку и разгрузку, упрощает учет грузов в случае использованиямерной тары. При этом груз из тары извлекается непосредственно у оборудования(станка) перед обработкой. Тара обязательно должна быть приспособлена к легкойи удобной погрузке-разгрузке и к применяемым на заводе транспортным средствам иудовлетворять требованиям техники безопасности. Кроме того, она должнаудовлетворять следующим требованиям: приспособленность к перевозке такогоколичества данного груза, которое соответствовало бы размеру партий в массовомпроизводстве; пригодность для кратковременного хранения груза; обеспечениесохранности перевозимых грузов; приспособленность к хранению комплектов деталейпосле станочной обработки перед подачей на сборку.
Бестарныйспособ применяется для навалочных, штучных, жидких грузов и припневмотранспортировке. Этот способ не трудоемок, не требует затрат на тару иупаковку груза и может использоваться в том случае, когда не возникает опасенийза повреждение продукции и снижение ее качества. Бестарный способ требует большихзатрат на изготовление и монтаж транспортных устройств, но позволяет достичьвысокой степени механизации и автоматизации операций транспортировки.
Рациональнаяорганизация всех видов перевозок требует четкого согласования работывнутризаводского транспорта с работой всех цехов и хозяйств ОАО «НефАЗ».Координирование производственных и транспортных операций во времени ипространстве достигается построением контактных графиков работы. Дляпроектирования графиков необходимы следующие материалы: план, характеристика ипропускная способность путевого развития предприятия и всех путевых устройств;техническая характеристика всех складов, фронтов погрузки и выгрузки,механизмов и устройств, их обслуживающих; технологический процесс, размерпроизводства, объем перевозок, потребное количество вагонов всех типов покаждому цеху; техническая характеристика подвижного состава предприятия;нормативы затрат времени на передвижение, экипировку, маневровые ипогрузочно-разгрузочные операции; грузооборот и грузопотоки по участкам и вцелом по предприятию.
При выборевида транспортных средств предварительно рассчитывают грузопотоки игрузооборот, устанавливают технические свойства и габариты грузов. Для этогоразрабатывают подробную номенклатуру грузов, подлежащих перевозке, сразделением их на основные категории: жидкие, газообразные, сыпучие,перевозимые в таре и без нее. Затем каждое номенклатурное название грузаотносят к определенной категории в соответствии с применяемыми для перевозкикаждого из таких грузов транспортными средствами.
Послеопределения объема грузопотоков составляют план потребности в транспортныхсредствах. При расчете числа транспортных средств учитывают неравномерность вподаче грузов по дням планового периода. Но основании плана перевозок рассчитываютпотребность в транспортных средствах.
Потребность вжелезнодорожных вагонах:
Nв = Qв / qв,(2.1.)
где Nв – необходимоечисло вагонов в сутки; Qв – количество грузов, поступающих в среднем за сутки;qв – грузоподъемность одного вагона, т.
Потребность вавтомашинах, автокарах, электрокарах:
Nа = Qаt /(qаT), (2.2.)
где Nа – необходимоечисло автомашин в сутки; Qа – количество грузов, перевозимых на автомашинах засутки, т; t – продолжительность одного рейса, включая погрузку и разгрузку, ч;qа – грузоподъемность одной автомашины, т; T – время работы автомашины в сутки,ч.
С цельюэффективного использования внутризаводского транспорта составляются суточныеграфики, где указывается в какое время, куда и для каких перевозок должны бытьнаправлены транспортные средства. Работа транспортного цеха планируется последующим показателям: грузооборот, объем погрузочно-разгрузочных работ,степень использования парка транспортных средств, трудоемкость и себестоимостьтранспортных работ.
Пожелезнодорожному транспорту рассчитывается смета затрат цеха, куда входитзарплата производственных рабочих, отчисления в фонд социального страхования,топливо, горючие и смазочные материалы, расходы на содержание и эксплуатациюоборудования и цеховые расходы. По автотранспорту определяется себестоимостьодного тонно-километра. С этой целью составляется смета расходов, кудавключаются затраты по оплате труда рабочих, ИТР и служащих, отчисления в фондсоциального страхования, затраты на амортизацию, текущий ремонт и содержание автотранспортныхсредств.
Затратывнутризаводского транспорта включаются в себестоимость продукции ираспределяются между потребителями и заказчиками. Вся сумма затратвнутризаводского транспорта распределяется по следующим статьям себестоимостипродукции: транспортно-заготовительные расходы, общезаводские расходы, цеховыерасходы по отдельным цехам и производствам, сбытовые расходы, услуги сторонниморганизациям.
Оперативноеруководство работой транспорта осуществляет диспетчерская служба.Диспетчирование транспортных работ заключается в составлении, оперативномрегулировании и контроле выполнения графиков и сменно-суточных планов перевозокпутем устранения возникающих отклонений в работе транспорта.
Диспетчеризацияиграет важную роль в организации работы внутризаводского транспорта. Онаподразделяется на диспетчеризацию внешнего транспорта, межцеховых перевозоквнутрицехового транспорта.
Диспетчертранспортного цеха связан при помощи телефона с отделами снабжения и сбыта,диспетчером завода, производственными и вспомогательными цехами.
В будущемНефтекамским автозаводом предусматривается дальнейшее развитие промышленноготранспорта. Объем перевозок, выполняемых этим видом транспорта, должен возрастипримерно на 30%.
 
3.3Планирование деятельности транспортного хозяйства предприятия
Организация ипланирование работы внутризаводского транспорта ТЭП ОАО «НефАЗ» учитываеткалендарные и сменно-суточные планы изготовления и выпуска продукции каждымцехом и предприятием в целом, поэтому работа внутризаводского транспортаспланирована как технологическая операция, непосредственно связанная спроизводственным процессом.
Планированиепредставляет одно из важных условий обеспечения развития автозавода.
НаТранспортно-экспедиционном предприятии установлены следующие показателипланирования:
1. Общийобъем доходов;
2. Погрузовым перевозкам планируется общий объем перевозок в тоннах и грузооборот втонно-километрах с указанием перечня обслуживаемой клиентуры;
3. Поперевозкам пассажиров автобусами планируется коэффициент выпуска на линиюавтобусов; для автобусных перевозок – маршрутная сеть движения и расписаниедвижения автобусов;
4. Пофинансам планируется общая сумма прибыли, общая и расчетная рентабельность,платежи в бюджет;
5. Покапитальному строительству планируется общий объем капитальных вложений, в томчисле объем строительно-монтажных работ, ввод в действие основных фондов ипроизводственных мощностей;
6. Поматериально-техническому снабжению планируется объем поставок подвижногосостава, шин, топлива, смазочных и других фондовых материалов и оборудования.
Планируемыепоказатели утверждаются для Транспортно-экспедиционного предприятия вышестоящейорганизацией на год. ТЭП планирует полученные показатели по месяцам года.Остальные показатели плана и использования подвижного состава (пассажирооборот,коэффициент технической готовности и выпуска автомобильного парка, коэффициентиспользования грузоподъемности, время в наряде, производительность и др.)рассчитывают непосредственно на Транспортно-экспедиционном предприятии ииспользуют для целей учета и анализа работы.
Припланировании финансовых показателей себестоимость перевозок не утверждаетсяруководством ОАО «НефАЗ», а основными финансовыми показателями выступаютприбыль, рентабельность, платежи в бюджет и выплаты из бюджета.
Разработкатрансфинплана.
Ежегодно наТранспортно-экспедиционном предприятии разрабатывается трансфинплан, которыйявляется сводным планом производственно-финансовой деятельности предприятия.Основная цель этого плана – обеспечение использования производственной мощностипредприятия при возможно наименьших затратах на перевозки.
Трансфинпланохватывает планирование всей деятельности ТЭП и включает в себя следующиеразделы: план перевозок; производственную программу предприятия, включающуюпрограмму по эксплуатации подвижного состава и план технического обслуживания иремонта подвижного состава; план повышения эффективности производства;технико-экономические нормативы и нормы; план материально-техническогоснабжения; план по труду и заработной плате; план по себестоимости перевозок;план капитального строительства; план по фондам экономического стимулирования;финансовый план.
Исходнымиданными разработки трансфинплана ТЭП являются: перечень основныхгрузоотправителей и грузополучателей с указанием количества и номенклатурыотправляемых грузов, расстояние перевозки грузов и краткая характеристикапогрузочно-разгрузочных пунктов (состояние подъездных путей, оснащенностьпогрузочно-разгрузочных пунктов средствами механизации), списочный состав паркапо маркам грузоподъемности, годовой пробег подвижного состава, фонд заработнойплаты и штатное расписание инженерно-технических работников, а также нормы инормативы по техническому обслуживанию и текущему ремонту подвижного состава,материально-техническому снабжению, фондам экономического стимулирования.
Эксплуатационнаяработа автобусного транспорта отличается от работы грузового автомобильноготранспорта. Это находит свое отражение при разработке трех разделовтрансфинплана: план перевозок, производственной программы по эксплуатацииавтомобильного парка и плана по труду и заработной плате.
Составлениютрансфинплана предшествует работа по анализу производственно-финансовойдеятельности предприятия в предшествующем и отчетном периодах.
Разработкатрансфинплана осуществляется в два этапа: первый этап включает разработкуплана, второй – согласование, уточнение и утверждение плана.
Так кактехтрансплан охватывает большое количество разделов планирования деятельностиТЭП, мы расмотрим наиболее важные из них.
Определениегрузооборота и грузопотоков
Планированиеперевозок грузов является начальным моментом при разработке трансфинпланатранспортного предприятия.
Планперевозок грузов в первую очередь разрабатывается по предприятиям иорганизациям, утвержденным для обслуживания руководством ОАО «НефАЗ». Приналичии провозных возможностей в план включаются другие предприятия иорганизации Краснокамского района. Исходными данными для составления планаперевозок грузов являются заявки предприятий и организаций.
Разработанныйплан перевозок грузов на планируемый период сопоставляют с провознымиспособностями автомобильного парка. При этом обеспечивается выполнение объемаперевозок в установленные сроки.
Объемтранспортных работ по заводу (грузооборот) определяется на основании данных околичестве поступающих и отправляемых грузов с учетом их номенклатуры ивнутризаводских перемещений в процессе использования. Перевозки основныхматериалов – топлива, сырья, полуфабрикатов, готовой продукции – составляют 70–95%общего грузооборота.
Дляэффективного планирования потребности ТС определяются грузооборот предприятия игрузопотоки.
Грузооборот –это сумма всех грузов, перемещаемых на предприятии за определенный промежутоквремени (или сумма всех грузопотоков предприятия).
Грузопоток – количествогрузов (т, шт., кг), перемещаемых в определенном направлении между цехами искладами за определенный промежуток времени.
Грузопотокирассчитываются на основании:
– видовперемещаемых грузов;
– пунктовотправления и доставки;
– расстояниймежду пунктами;
– объемовперемещаемых грузов;
– частотыи регулярности перевозок.
Перевозкиподразделяются на разовые и маршрутные.
Разовыеперевозки – перевозки по отдельным неповторяющимся заказам (заявкам).
Маршрутныеперевозки – постоянные или периодические перевозки по определенным маршрутам.
В этойведомости отражаются все перемещения грузов. По вертикали перечисленыцехи-отправители и склады, а по горизонтали в том же порядке указаныцехи-получатели и склады.
Каждый цех исклад представлен графой и строкой. Итоги граф показывают общее поступлениегрузов в данный цех, итоги строк – величину отправления грузов. Сумма итоговграф или строк по всем цехам и складам отражает величину внутреннихгрузопотоков.
Количествотранспортных средств рассчитывается как по межцеховым перевозкам, так и повнутрицеховым и межоперационным транспортным системам.
По даннымшахматной ведомости, планировок цехов и генеральным планам предприятийсоставляют диаграмму грузопотоков, т.е. графическое изображение всоответствующем масштабе всех грузопотоков на схеме генерального плана завода.Анализ диаграммы грузопотоков способствует выявлению нерациональных перевозок иустановлению оптимальной транспортной схемы, являющейся основой всех расчетовработы транспорта. По грузообороту и грузопотокам устанавливают тип и структурупарка транспортных и подъемно-транспортных машин, количествопогрузочно-разгрузочных постов, вид маршрутов средств прерывного (циклического)действия – маятниковый или кольцевой, обеспечивающий большую загрузку транспортныхсредств.
Расчетыработы транспорта ведутся преимущественно по наибольшему суточному грузооборотуQсут с учетом коэффициента неравномерности Кнер поступления и отправлениягрузов:
Qсут =,(2.3.)
где Qг – годовойгрузооборот; D – число рабочих дней в году. Коэффициент неравномерностиперевозок показывает отношение максимально возможного грузооборота ксреднерасчетному за определенный период времени (Кнер = 1,13,0).
План подоходам, прибыли и рентабельности.
Валовыедоходы ТЭП (Двал) определяются суммированием доходов, полученных от всех видовдеятельности ТЭП (перевозочной работы Дпер, транспортно-экспедиционных операцийДтэо, погрузочно-разгрузочных работ Дп-р и прочих работ и услуг Дпр).

Двал = Дпер +Дтэо + Дп-р + Дпр. (2.4.)
Приопределении доходов в основном используют метод прямого счета. Доходы отгрузовых перевозок при сдельной оплате труда водителей определяют какпроизведение сдельного тарифа на объем выполненной транспортной работы втоннах. При почасовой оплате доходы определяют сложением произведенияустановленного тарифа на количество отработанных часов и суммы дополнительнойоплаты за каждый километр пробега. При покилометровой оплате доходы равныпроизведению установленного тарифа на общий пробег. Доходы от других видовдеятельности определяют умножением установленного тарифа на соответствующийобъем работ.
Общая суммаприбыли ТЭП устанавливается суммированием прибыли от выполнения перевозок (завычетом отчислений на строительство дорог), транспортно-экспедиционных,погрузо-разгрузочных и других работ и услуг.
Балансоваяприбыль АТП определяется как разность между суммой доходов от всех видовдеятельности и суммой расходов:
Пбал = [(Дпер– 0,02Дпер) + Дтэо + Дп-р + Дпр] – (УЗпер + УЗтэо + УЗп-р + УЗпр), (2.5.)
где УЗпер, УЗтэо,УЗп-р, УЗпр – затраты, соответственно, на перевозки, транспортно-экспедиционныеоперации, погрузо-разгрузочные и другие работы; 0,02Дпер – отчисления в размере2% от доходов по перевозкам на строительство и реконструкцию автомобильныхдорог.
Грузооборот
P = Q lср
25780,055
Себестоимостьединицы транспортной работы

S = C / P
260,69
Рентабельностьперевозок, %
15
Доходнаяставка единицы транспортной работы (dст)
dст = S Кр
Кр – коэффициентрентабельности        
300,955
Среднеерасстояние перевозки грузов (lср), км       
lср = P / Q
70
Тариф наперевозку 1 т. груза (Тпл), руб.     
Тпл = dст lср
20938,81
Доход (Д),тыс. руб.
Д = dст P = ТQ
7758637,9573
Затраты (С),тыс. руб.
С = S P

6746641,702
Прибыль отперевозок (Пр), тыс. руб.
Пр = Д – С
1012140,6
Прибыльявляется важнейшим показателем, определяющим образование фондов экономическогостимулирования, взносов в бюджет и уровень рентабельности предприятия.
Определениесебестоимости перевозок
Себестоимостьперевозок является комплексным экономическим показателем, характеризующимэкономические результаты и качество работы ТЭП и представляет собой денежноевыражение затрат, произведенных ТЭП на производство единицы транспортнойработы.
Затраты наперевозки группируют по статьям в зависимости от их назначения.
Статья «Основнаяи дополнительная заработная плата персонала на ТЭП с начислениями посоциальному страхованию» включает в себя: основную заработную плату всехработников ТЭП, надбавки, доплаты к заработной плате, премии, начисления назаработную плату (38,5% от общего фонда зарплаты).
В статьюрасходов «Топливо для автомобилей» входит стоимость всех видов топлива,используемых при эксплуатации автомобилей на данном ТЭП.
Расходы постатье «Смазочные и прочие эксплуатационные материалы» учитывают затраты наданный вид ресурсов на ТЭП.
По статье «Техническоеобслуживание и текущий ремонт подвижного состава» планируют затраты на ТО и ТР(капитальные ремонты выполняют за счет средств фонда амортизации). Сюда входитстоимость материалов и запасных частей к автомобилям.
Расходы постатье «Восстановление износа и ремонт автомобильных шин» определяют наосновании пробега автомобилей, количества шин, гарантийного пробега одной шиныи стоимости одного комплекта шин.
В статью «Амортизацияподвижного состава» входят амортизационные отчисления, предназначенные дляполного восстановления подвижного состава, которые перечисляются на расчетныйсчет ТЭП. Сумму амортизационных отчислений определяют в соответствии с нормамиотчислений в зависимости от стоимости автомобиля и его амортизационного(ресурсного) пробега:
1). Зам =Цавт Нам /100; (2.6.)
2). Зам =Цавт Lр Нам / (1000 100). (2.7.)
По первомуварианту рассчитывают амортизационные отчисления для:
грузовыхавтомобилей, грузоподъемностью до 2 т;
карьерныхавтосамосвалов;
прицепов и полуприцепов;
легковыхавтомобилей (кроме автомобилей-такси);
автобусовособо малого класса (длиной до 5 м) кроме маршрутных такси;
ведомственныхавтобусов;
специальныхавтомобилей.
Для данныхавтомобилей норма амортизационных отчислений (Нам) установлена в процентах отпервоначальной стоимости автомобилей.
Для всехостальных автомобилей, затраты на амортизацию рассчитывают исходя из нормыамортизационных отчислений в процентах от первоначальной стоимости автомобилейна 1000 километров ресурсного пробега.
Величины нормамортизационных отчислений приведены в справочниках
В статью «Общехозяйственныерасходы» включают стоимость электроэнергии, тепловой энергии; плату запользование землей; стоимость содержания вышестоящих организаций по уставам идоговорам; амортизацию на полное восстановление по прочим основным фондам;плату за воду; медицинское страхование и страхование имущества, загрязнениеокружающей среды, содержание автомобилей хозобслуживания; плату по процентам закраткосрочный кредит; налоги: с владельцев транспортных средств, наприобретение транспортных средств и др.
Величинаобщехозяйственных расходов принимается исходя из сложившейся на ТЭП структуресоответствующих затрат. В целях планирования данные затраты, условно, могутбыть рассчитаны исходя из следующего условия: 4,5 рублей накладных расходов на1 авточас работы автомобилей. После того, как рассчитаны расходы по каждойстатье, определяют себестоимость автомобильных перевозок делением суммы затратпо содержанию автомобильного парка за определенный период времени (УЗ) навыполненную за то же время транспортную работу (Ргод). Все эти результатырасчетов сводятся в таблицу, которая приведена в демонстрационном листе №5,таблицы 2.4. Там же в таблице 2.5. приведен пример расчета себестоимости дляавтомобиля КамАЗ 5410 на 21 декабря 2007 года. Общая калькуляция себестоимостипо ТЭП за октябрь 2007 года приведена в таблице 2.6. того же приложения. Данныестатистической отчетности ПЭО ТЭП
 
3.4 Оценкаэффективности деятельности транспортного хозяйства
Эффективностьпроизводственной деятельности предприятия характеризуется производительностьютруда и выражается в увеличении количества продукции в единицу рабочего времениили уменьшении количества времени, затраченного на производство единицыпродукции. По своему экономическому содержанию производительность трудаотносится к комплексному, обобщающему показателю, в котором сосредоточены итогидеятельности работников по производству продукции.
Производительностьтруда по ТЭП определяется формулой:
Пт = D /Nраб, (тыс. руб. / чел.) (2.8.)
Где: D –годовой доход от реализации, тыс. руб. (см. табл. 2.3.)
Nраб –численность работающих, чел.
Пт =7758636,5 / 218 = 35508,6 (тыс. руб. / чел.)
Составоборотных средств ТЭП.
Эффективностьдеятельности автотранспортного предприятия в значительной степени зависит и отналичия и состава оборотных средств. Оборотные средства предприятий составляютсовокупность фондов оборотных и обращения, выраженных в деньгах. Оборотныесредства предоставляются предприятием для образования запасов материальныхценностей, покрытия затрат по незавершенному производству, расходов будущихпериодов, а также для осуществления расчетов в установленные сроки. Структураоборотных средств по отдельным предприятиям существенно различается. Оназависит от особенностей процесса производства, характера работы, степенитехнической вооруженности, уровня организации производства.
Рациональноеи эффективное использование оборотных средств является важнейшей задачей хозяйственногоруководства и обеспечивает значительную экономию материальных и денежныхресурсов предприятия. На эффективность использования оказывает влияние скоростьих движения за производственный цикл, то есть оборачиваемость оборотных средствза определенный период, которая характеризуется количеством оборотов за год идлительность оборота.
Стоимостьосновных фондов.
В современныхусловиях оснащение отраслей основными фондами влияет на формированиематериально-технической базы, выполнение программ социально-экономическогоразвития, расширенное воспроизводство. Основные производственные фонды отрасли –это те средства труда, которые участвуют во многих производственных циклах,сохраняя при этом свою натуральную форму, а их стоимость переносится на готовыйпродукт по частям в течение длительного времени. Все основные фонды народногохозяйства разделяются на производственные и непроизводственные.
Непроизводственныеосновные фонды не принимают непосредственного участия в создании продукции. Оникосвенно способствуют осуществлению процесса, удовлетворяя бытовые и культурныепотребности трудящихся. Сюда относятся жилые дома, здания, сооружения,оборудование учреждений и организаций. К непроизводственным относятся такжесредства труда, находящиеся в процессе монтажа, списанные, но не переданные илиполученные, но не установленные машины, оборудование, транспортные средства.Средства труда становятся тогда производственными основными фондами, когда онипринимают участие в создании стоимости продукции. Основные производственныефонды делятся на активную и пассивную части. К активной части относитсякомплекс средств и механизмов, непосредственно участвующих в производственномпроцессе (транспортные средства, машины, измерительные и регулирующие приборы),к пассивной части – все остальные виды основных фондов, являющиеся необходимымусловием производственного процесса.
Большоезначение для деятельности транспортного хозяйства имеет эффективноеиспользование производственных фондов, которое оценивается в натуральном (дляопределения технического состава основных фондов производственной мощностипредприятия, для установления путей повышения использования производственныхмощностей) и денежном (для установления при планировании их расширенноговоспроизводства, а также для определения себестоимости продукции ирентабельности предприятия) выражениях.
В связи сдлительностью функционирования, постепенным изнашиванием основных фондовсуществует несколько методов их денежной оценки:
– попервоначальной стоимости, т.е. по фактической, включающей полную стоимостьвведенного в эксплуатацию объекта или прейскурантную цену покупаемых машин,других средств труда, а также стоимость их к месту использования;
– повосстановительной стоимости;
– поостаточной стоимости
Кромеоценочных показателей, существуют показатели, отражающие экономическуюэффективность использования производственных основных фондов. Обобщающимпоказателем является показатель фондоотдачи, который определяет количестводоходов, приходящихся на 1 руб. стоимости производственных основных фондов:
Фо = Д /Сс.г,
где Д – доходыот вспомогательной работы, тыс. руб.
Сс.г – среднегодоваястоимость производительных основных фондов, тыс. руб.
Сс.гсоставляет 6291000 тыс. руб.
Фо =7758636,5 / 6291000 = 1,23 (тыс. руб./тыс. руб.)
Экономическаяэффективность использования производственных основных фондов может определятьсярентабельностью, то есть количеством прибыли на 1 руб. стоимости этих фондов.
Рф = П /Сс.г,

где П –размер прибыли за год, тыс. руб.
Рф =1012254,2 / 6291000 = 0,16 (тыс. руб./тыс. руб.)
При анализеработы автомобильного транспорта, а также для характеристики состояния основныхфондов используются следующие показатели:
Фондоемкость:Фем = 1 / Фо = 1 / 1,23 = 0,813
Степеньоснащенности каждого работника основными производственными фондами представляетсобой фондооруженность:
Фв = Сс.г /N,
где N – среднесписочнаячисленность работников, чел.
Фв = 5291000/ 158,5 = 39690,9
Кпоказателям, характеризующим состояние основных производственных фондов,относятся коэффициенты, Rоб, kи, kг, kв.
Коэффициентобновления характеризует интенсивность ввода в действие новых производственныхмощностей:
Rоб = Сп /Ск,
Где – стоимостьосновных фондов вновь поступивших в эксплуатацию за отчетный период, тыс. руб.
Сп по балансусоставляет 69431 тыс. руб.
Ск – стоимостьосновных фондов на конец отчетного периода, тыс. руб.
Ск = 27793049тыс. руб. (см. табл. 1.13.)
Rоб = 69431 /27793049 = 0,0025
Коэффициентизношенности:

kи = А / Ск,
где А – сумманачислений амортизации за год, тыс. руб.
А = 21502049тыс. руб.
kи = 21502049/ 27793049 = 0.77
Коэффициентгодности:
kг = 1 – kи =1 – 0,77 = 0,23
Коэффициентвыбытия определяют необходимость пополнения основными фондами:
kв = Св / Сн,
где Сн –стоимость основных производственных фондов на начало отчетного периода, тыс.руб.
Св – стоимостьвыбывших основных фондов за отчетный перод, тыс. руб.
Св по балансусоставляет 2733909 тыс. руб.
kв = 2733909/ 30457527 = 0,09
Приведенныеданные позволяют сделать вывод, что основные производственные фонды изношены на77%. Для их замены у предприятия на сегодня средства отсутствуют.


Заключение
Транспортпредставляет важнейшую отрасль материального производства, которую К. Марксназвал транспортной промышленностью: «Кроме добывающей промышленности, земледелияи обрабатывающей промышленности существует еще четвертая сфера материальногопроизводства, которая в своем развитии тоже проходит различные ступенипроизводства: ремесленную, мануфактурную и машинную.
В курсовомпроекте мы рассмотрели организацию транспортного хозяйства на предприятии ОАО «НефАЗ».Предприятие является машиностроительным комплексом по производству самосвалов,автобусов, цистерн и других товаров ориентированых на выпуск большегрузнойтехники. Практически в любой отрасли функции и средства транспортнойорганизации одинаковы, однако есть небольшие различия, определяемыеособенностями производственных и технологических процессов и организациейосновного производства.
Транспортноехозяйство, без сомнения, является очень важным для предприятия любой отрасли.Без него невозможно перемещать материалы и продукцию по территории завода,доставлять сырье и полуфабрикаты и отправлять готовую продукцию потребителю.Поэтому рациональная организация работы транспорта необходима для рентабельнойработы предприятия. На больших заводах и фабриках еще сохранился парктранспортных средств, закупленных в советское время, также у них есть ресурсыдля покупки новых. Для маленьких предприятий или недавно образованных естьсмысл арендовать транспорт или объединяться нескольким предприятиям для егопокупки. В настоящее время расходы на топливо и обслуживание транспортапостоянно увеличиваются, что естественно, отражается на себестоимости и ценепродукции. Поэтому необходимо изыскивать резервы для снижения доли этихрасходов.
Отличительнойособенностью транспорта от других отраслей материального производства являетсято, что в результате транспортного процесса (перевозки) не создается новогопродукта в виде особой вещи. Продукцией транспорта является сам материальныйпроцесс перемещения грузов и пассажиров, осуществляемый при помощи транспортныхсредств. В результате транспортного процесса с перевозимыми грузами ипассажирами происходит особая материальная перемена – изменение ихместонахождения в пространстве и во времени.
Как мывыяснили в ходе написания курсового проекта продукция транспорта, как отраслиматериального производства, измеряется количеством перевезенных тонн груза илипассажиров на определенное расстояние. Единицей измерения транспортной работыявляется по грузовому транспорту тонно-километр (1 ткм), по пассажирскомутранспорту пассажиро-километр (1 пасс-км).
Рациональнаяорганизация внутризаводского транспорта, оптимизация грузопотоков игрузооборота способствуют сокращению длительности производственных цикловизготовления продукции, ускорению оборачиваемости оборотных средств, снижениюсебестоимости продукции, росту производительности труда.
Внутризаводскоетранспортное хозяйство должно решать следующие задачи: своевременноеобеспечение производства всеми видами транспортных средств и услуг;рациональная организация эксплуатации транспортных средств и подъемныхмеханизмов при минимальных затратах на транспортирование; развитие техническойбазы и механизация всех трудоемких транспортных процессов.
Как мы видим,на транспортном предприяти ОАО «НефАЗ» используют различные видытранспортных средств:
* по сфереобслуживания – средства межцехового и внутрицехового транспорта;
* взависимости от режима работы – транспортные средства непрерывного (конвейерные системыи т.п.) и периодического действия (автомашины, самоходные тележки и т.п.);
* понаправлениям движения – транспортные средства для горизонтального,вертикального (лифты, элеваторы и т.п.) и смешанного перемещения (краны и т.п.);
* по уровнюавтоматизации – автоматические, механизированные, ручные;
* по видуперемещаемых грузов – транспортные средства для перемещения сыпучих, наливных иштучных грузов.
Также мывыяснили что организация транспортного хозяйства действующего предприятиявключает выполнение следующих работ:
– стратегическоепланирование обновления транспортных средств;
– анализпроизводственной структуры предприятия, разработка и внедрение мероприятий поее совершенствованию (с точки зрения рациональности транспортных схем,обеспечения прямоточности, пропорциональности, непрерывности и ритмичностипроизводственных процессов);
– анализпрогрессивности, уровня загрузки и эффективности использования транспортныхсредств во времени и по производительности;
– выбори обоснование транспортных средств;
– расчетнорм и нормативов расхода (потребности) в материальных ресурсах наремонтно-эксплуатационные нужды транспортного хозяйства;
– проектированиесхем грузопотоков;
– оперативно-календарноепланирование транспортных операций;
– диспетчеризацияработы транспорта предприятия;
– учет,контроль и мотивация высококачественной и эффективной работы транспортногохозяйства.

Списоклитературы
 
1. Аникин, Б.А. Коммерческая логистика:учеб. / Б.А. Аникин, А.П. Тяпухин. – М.: Велби, Проспект, 2005.
2. Кузьбожев, Э.Н. Логистика: учеб.пособие / Э.Н. Кузьбожев, С.А. Тиньков. – М.: КНОРУС, 2004.
3. Логистика: учеб. / под ред. Б.А. Аникина.– М.: ИНФРА-М, 2002.
4. Миротин, Л.Б. Логистика дляпредпринимателя: основные понятия, положения и процедуры: учеб. пособие / Л.Б. Миротин,Ы.Э. Ташбаев. – М.: ИНФРА-М, 2003.
5. Родионова, В.Н. Логистика:конспект лекций / В.Н. Родионова, О.Г. Туровец, Н.В. Федоркова.– М.: ИНФРА-М, 2002.
6. Чеботаев, А.А. Логистика.Логистические технологии: учеб. пособие. – М.: Дашков и К, 2002.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.