/>/>
Контрольная работа №2
на тему: «Характеристикивнутренних водных путей РФ»
Характеристика Бельского бассейна
Река Белая (длина1430 км) берет свое начало в горном узле Урал-Тау и в верхнем течениииз-за большого падения и каменистого русла для судоходства непригодна.Судоходный участок реки (от г. Табынска) 656 км. Но и здесь вплоть доустья Уфы извилистый фарватер изобилует каменистыми перекатами. Начиная отустья Уфы гарантированная глубина постепенно повышается от 2,1 до 2,25 м,а к устью – до 4 м. Несмотря на пересеченный рельеф, р. Белая объединяетсеть судоходных путей бщей протяженностью свыше 1200 км. Относительнокрупные судоходные притоки: Уфа, Сим. Внижнем течении Уфы возведен Павловскийгидроузел с судоходным шлюзом, что позволило на участке в 229 кмгарантировать глубину в 1,2–1,5 м.
/>/>
Шахматная таблица расстояний между пунктамибассейнаГидро-узел Река Пло-щадь зеркала, км Максимальный напор, м Обьем водохранилища, млн. м (полный/ полезный) Установленная мощность ГЭС, тыс. кВт Среднегодовая выработка электроэнергии, млн. кВТ-ч Год ввода первого агрегата Павловский Уфа 120 32,9 1410/ 895 166 590 1959 Уфа Бирск Груздевка Вострецово Актаныш Ежово 138 56 227 118 248 Куреч 65 129 300 186 321 Печенкино 140 54 225 96 246 Питяково 155 39 210 96 231 Первушено 69 125 296 182 317
Переченьпортов, связанных с железной дорогой Бельского бассейна
Порты
Город
Река
Ж/д Уфимский Уфимск Белая Куйбышевская Бирск Бирск Белая Куйбышевская
Основныесудоходные компании, находящиеся в бассейне
Перевозчик
Место регистрации Бельское речное пароходство Уфа БАШВолгоТанкер Уфа
2.Характеристика Центрального бассейна
Канал имениМосквы (длина 128 км) является уникальным гидротехническим сооружениемкомплексного назначения. Трасса канала начинается на правом берегу р. Волга отИваньковского водохранилища и на протяжении 73 км идет к северному склонупреодолевая Клинско-Дмитриевскую гряду и постепенно поднимаясь при помощи 5шлюзов на высоту 38 м к водораздельному бьефу. Водораздельный бьеф канала (длина51 км) расположен между 6 и 7 шлюзами. На этом участке создано 5водохранилищ общей площадью 54 км судоходной трассы. Кроме перечисланныхимеется еще одно водохранилище – отстойник. На трассе канала сооружено свыше200 гидротехнических объектов, включая 9 крупногабаритных шлюзов, 5 насосныхстанций. Габариты канала (ширина по зеркалу 85 м, ширина по дну 46 м,проектная глубина 5,5 м) и камер шлюзов позволяют проходить по нему судамвсех типов и размеров. Главное транспортное назначение канала – обеспечениезавоза грузов в столицу.
/>
Гидро-узел Река Пло-щадь зеркала, км Максимальный напор, м Обьем водохранилища, млн. м (полный/ полезный) Установленная мощность ГЭС, тыс. кВт Среднегодовая выработка электроэнергии, млн. кВТ-ч Год ввода первого агрега-та Угличский Волга 249 16 1245/ 809 110 212 1940
Шахматнаятаблица расстояний между пунктами бассейна Тверь Коломна Серпухов Дзержинск Московский северный порт Углич 251 455 583 642 263 Рыбинск 378 582 710 515 390 Рязань 581 160 274 656 352 Муром 812 646 760 170 838 Касимов 876 455 569 361 647
Переченьпортов, связанных с железной дорогой Центрального бассейна
Порты
Город
Река
Ж/д Кимры Кимры Москва Московская Тверской Тверь Москва Московская Угличский Углич Волга Московская Коломенский Коломна Ока Московская Дзержинский Дзержинск Ока Горьковская Касимов Касимов Ока Московская Муромский Муром Ока Московская Рязанский Рязань Ока Московская Серпуховский Серпухов Ока Московская
Основныесудоходные компании, находящиеся в бассейне
Перевозчик
Место регистрации Московское речное пароходство Москва В флот Москва
/>/>Характеристика Азово-Донскогобассейна
Бассейннаходится на юго-востоке европейской части и охватывает значительную частьСеверного Кавказа и Центрального Черноземного района. Реки бассейнов Дона иКубани существенно отличаются друг от друга по водному режиму, навигационнымусловиям и перевозкам. На бассейн Дона приходится 3070 км судоходныхпутей, а на бассейн Кубани – 490 км. В бассейне Дона имеются только триреки длиной свыше 500 км (Хопер, Медведница, Сал) и две свыше 1000 км(Дон и Северский Донецк). Общая протяженность водных путей с гарантированнымигабаритами в бассейне Дона 2445 км. Продолжительность навигации от 209 до304 сут. Дон (длина 1870 км от устья р. Сосны на протяжении 1590)начинается в северной части Среднерусской возвышенности и впадает вТаганрогский залив Азовского моря. Гарантированная глубина судового хода вверхнем течении составляет по участкам от 0,8 до 1,2 м. Цимлянскоеводохранилище (площадь зеркала 2702 км) образованного гидроузлом, входящимв систему Волго-Донского судоходного канала имени В.И. Ленина. Глубоководныйпуть составил 509 км. Волго-Донской судоходный канал им. Ленина (длина 101 км)начинается от Калача на Дону и впадает в Волгу у Красноармейска. Имеется 13шлюзов и большое число других сооружений. Маныч (длина 420 км) беретначало на Ставропольской возвышенности и впадает с левого берега в Дон, в 99 кмот его устья. Северский Донец (длина 1053 км) начинается на Среднерусскойвозвышенности. Бассейн Кубани объединяет свыше 13,5 тыс. рек. Однакобольшинство рек очень коротки, имеют горный характер.
/>
Шахматнаятаблица расстояний между пунктами бассейна Азов Таганрог Ейск Жданов Бердянск Калач 489 549 623 651 730 Волгодонск 299 359 433 461 540 Ростов – на – Дону 31 91 165 193 272 Усть – Донецк 170 230 304 332 411 Устье р. Маныч 83 143 217 245 324
Переченьпортов, связанных с железной дорогой Азово-Донского бассейна
Порты
Город
Река
Ж/д Волго-Донской Волго-Дон Дон Сев-Кавказская Воронежский Воронеж Дон Юго-Восточная Калачевский Калачев Дон Сев-Кавказская Ростовский Ростов Дон Сев-Кавказская Усть-Донецкий Усть-Донецк Дон Сев-Кавказская Азовский Азов Дон Сев-Кавказская
Основныесудоходные компании, находящиеся в бассейне
Перевозчик
Место регистрации Волго-Донское пароходство Ростов-на-Дону
4.Характеристика Воронежской области
1) Воронежская область – один из крупнейших регионов в Черноземной зоне России, расположенав центре Европейской части Российской Федерации.
Граничит с 7 регионами Российской Федерации, а также с Луганскойобластью Украины.
Площадь – 52,4 тыс. км2.
Население – 2313,6 тыс. человек
Областной центр – город Воронеж (846,3 тыс. чел.) расстояние до Москвы 587 км.
Область входит в состав Центрального федерального округаРоссийской Федерации. Это наиболее крупный после Московской области потерритории, численности населения, а также экономическому потенциалу регионЦФО.
Сырьевая база. Минерально-сырьевые ресурсы Воронежской области – основаразвития промышленности строительных материалов. В области разведаныместорождения: кварцевых песков, строительных камней, глин, цементного сырья,минеральных красок, мела. Имеются залежи бентонитовых глин, торфа, сапропелей,которые используются в сельском хозяйстве. Территория области перспективна наместорождения титана, фосфоритов, каолина. Имеются положительные результаты повыявлению никеля, алмазов и других полезных ископаемых.
Транспортнаяинфраструктура. Выгодность местоположенияобласти обусловлена благоприятными природно-климатическими условиями и экономико-географическимположением в центре европейской части России, в непосредственной близости кпромышленно развитым регионам, в узле транспортных коммуникаций, связывающихобласть с индустриальными районами России стран СНГ.
– Аэропорт «Воронеж» с 1995 года имеет статус «международного».
– На территории области действуют речной порт Лискинский.Судоходные внутренние водные пути составляют 573 км. Имеется возможностьобеспечивать судоходную связь по р. Дон с Азовским, Каспийским и Черным морями.
– Юго-Восточная железная дорога – одна из мощных транспортныхартерий в сети железных дорог России и связывает центр Европейской части страныс Северным Кавказом, Поволжьем, Украиной, восточной частью страны. Онаобслуживает области Центрально-Черноземного региона, частично Саратовскую,Волгоградскую, Ростовскую, Тульскую, Рязанскую и Пензенскую области.Протяженность магистральных путей ЮВжд составляет 4286 км.Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования в границахВоронежской области составляет 1149 км., в т.ч. электрифицированных – 721 км.(62,8%).
– По территории Воронежскойобласти проходят:
федеральнаяавтомагистраль E 115-М4 «Москва–Ростов-на-Дону»;
федеральнаяавтомагистраль E 119-М6 «Москва–Астрахань»;
автомагистраль E 38-А144«Курск–Саратов»;
трасса Р193.
5.Характеристика Ленинградской области
Ленингра́дскаяо́бласть – субъект РоссийскойФедерации, расположенный на северо-западе европейской части страны. Входит всостав Северо-Западного федерального округа и Северо-западного экономическогорайона.
Территория – 85 300 км², что составляет 0,5% площади России.По этому показателю область занимает 39-е место в стране. С запада на востокобласть протянулась на 450 км, а наибольшая протяжённость с севера на югсоставляет 320 км.
Численность населения – 1 631 894 человек (2009 год).
Граничит:
· насевере – с Республикой Карелия
· навостоке – с Вологодской областью
· наюго-востоке – с Новгородской областью
· наюге – с Псковской областью
· сСанкт-Петербургом (полуанклав)
с Европейским союзом:
· назападе – с Эстонией
· насеверо-западе – с Финляндией
С запада территория области омываетсяводами Финского залива.
Место нахождения высшихорганов государственной власти – городСанкт-Петербург
Транспортная сеть региона хорошоразвита, что обусловлено соседством с одним из крупнейших в России транспортныхузлов – Санкт-Петербургом.Железнодорожныйтранспорт
Протяжённость железных дорог более 3 тыс.км, большая часть из них электрифицирована. Плотность железнодорожнойсети – 33 км на 1000 км². Грузооборот – более 100 млнт в год. Основными железнодорожными магистралями являются:
· Санкт-Петербург –Москва
· Санкт-Петербург –Псков
· Санкт-Петербург –Хельсинки
· Санкт-Петербург –Петрозаводск
· Санкт-Петербург –Вологда
· Мга – Таллин
· Санкт-Петербург –Дно
· Санкт-Петербург –Сортавала
Главными железнодорожными узлами областиявляются Мга, Гатчина, Волховстрой.
Железные дороги области входят в составСанкт-Петербургского, Санкт-Петербург-Витебского, Петрозаводского иВолховстроевского отделений Октябрьской железной дороги.Метрополитен
В посёлке Мурино Всеволожского районарасположены станция «Девяткино» и электродепо «Северное» Петербургскогометрополитена.
К 2016 году в будущем городе КудровоВсеволожского района планируется построить станцию «Кудрово» и электродепо«Правобережное» Петербургского метрополитена.Автомобильныйтранспорт
Протяжённость автодорожной сетиобласти – 22 515 км. Состояние автомобильных дорог вызывает нареканиясо стороны участников движения[38].
Основные автодороги области представленыв таблице
Российский
номер
Европейский
маршрут
Название
Информация о трассе
М10 E105 «Россия»
Санкт-Петербург – Тосно – Любань – Великий Новгород – Тверь – Москва
М10 E18 «Скандинавия» Санкт-Петербург – Выборг – граница с Финляндией
М11 E20 «Нарва» Санкт-Петербург – Кингисепп – Ивангород
М18 E105 «Кола» Санкт-Петербург – Лодейное Поле – Мурманск
М20 E95 «Псков» Санкт-Петербург – Гатчина – Луга – Псков – граница с Белоруссией
А114 Иссад – Тихвин – Вологда
А115 Новая Ладога – Волхов – Кириши – Зуево
А120 «Магистральная» Серово – Кировск – Большая Ижора
А121 Санкт-Петербург – Сосновый Бор – Первое Мая
А122 Санкт-Петербург – Первомайское – Толоконниково
А123 Сестрорецк – Зеленогорск – Выборг
А124 Выборг – Светогорск – граница с Финляндией
А125 Молодёжное – Каменка – Выборг
А127 Лосево – Житково – граница с Финляндией
А129 Санкт-Петербург – Приозерск – Сортавала
Ведётся строительство кольцевойавтомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга, участки которой проходят потерритории Всеволожского и Ломоносовского районов области.
В области развито регулярное автобусноесообщение, осуществляемое как муниципальными автопредприятиями, так и частнымиавтоперевозчиками [39]. В 2006 году пассажирооборот автобусноготранспорта общего пользования составил 747 млн пассажиро-километров. Также вгородах и посёлках области осуществляются перевозки пассажиров легковыми такси.Водный,воздушный и трубопроводный транспорт
Большое значение для внешних связей играетводный транспорт. Активно развиваются морские порты: Усть-Луга, Приморск,Выборг, Высоцк. Протяжённость судоходных речных и озёрных путей 2054 км.Главные реки области – Нева, Свирь, Волхов – судоходны на всёмпротяжении, а Плюсса, Луга, Сясь, Паша, Оять, Вуокса – на отдельныхучастках. На территории области находятся главные участки Волго-Балтийского и Беломоро-Балтийскоговодных путей.
По территории области проходит участокстроящегося Северо-европейского газопровода. «Газпром» компенсирует ущерб, причинённыймагистралям региона в процессе строительства в объёме 160 млн. рублей, из нихпорядка 100 млн. могут быть получены в 2007 году. Предполагается, что этиденьги будут потрачены на ремонт дорог Волховского и Бокситогорского районов,наиболее сильно пострадавших в процессе реализации проекта.
6. Характеристика Нижегородской области
Нижегородскаяобласть расположена в среднем течении реки Волги. Граничит: на юге – среспубликой Мордовия, на юго-западе – с Рязанской областью; на западе – сВладимирской и Ивановской областями, на северо-западе и севере – с Костромскойобластью, на севере и северо-востоке – с Кировской областью, на востоке – среспубликой Марий Эл и Чувашской республикой.
Волга делитНижегородскую область на возвышенное правобережье (высота до 247 м) инизменное Заволжье. Главные реки: Волга (с притоком Окой), Ветлуга, Сура.Климат умеренно континентальный, средняя температура января – –12 градусов,средняя температура июля – +19 градусов, количество осадков – около 500 ммв год. На территории Нижегородской области распространены главным образомдерново-подзолистые и подзолистые почвы.
Нижегородскаяобласть отличается высоким уровнем урбанизации и неблагоприятнойдемографической ситуацией. Численность населения постоянно снижается, рождаемостьнаходится на очень низком уровне. Среди населения области преобладают русские,хотя имеются и районы проживания татар.
Нижегородскаяобласть не обладает сколько-нибудь значительными запасами минерального сырья,кроме местных строительных материалов и каменной соли. Однако чрезвычайновыгодное, «узловое» транспортно-географическое положение обусловило ростНижнего Новгорода сначала как торгового, а в годы индустриализации – каккрупнейшего промышленного центра.
Нижегородскаяобласть специализируется на производстве продукции машиностроения и химическойпромышленности.
2.Определение граничных пунктов железнодорожного, водного и автомобильноготранспорта Новгородской области
Граничнымипунктами автомобильного транспорта Новгородской области являются:
– с Ленинградскойобластью: Кусино, Конезерье, Огорелье, Зуево, Пчево, Клинково, Смолино,Заручевье, Калижецкое;
– сВологодской областью: Неумовское, Залесье;
– сТверской областью: Федаково, Ротино, Сопки, Выползово, Яблонька, Волговерховье;
– сПсковской областью: Мухаревка, Марино, Луково, Большое Юрково.
Граничнымипунктами железнодорожного транспорта Новгородской области являются:
– сЛенинградской областью: Оредеж, Огорелье, Зуево, Кусино, Пчевка;
– сВологодской областью: Белые кресты;
– сПсковской областью: Марино.
Граничнымипунктами внутреннего водного транспорта Новгородской области являются:
– сЛенинградской областью: Кусино, Зуево, Пчевка, Клинково;
– сВологодской областью: Белые кресты;
– сТверской областью: Бор-Пруды, Озера, Яблонька, Ореховка, Кочута;
– сПсковской областью: Станки, Марино, Большое Юрково.
3. Определениедлины эксплуатационной транспортной сети
Вологодской,Новгородской, Ленинградской областей
1) Железнодорожнаясеть Вологодской области.
Участки:Вотега – Харовская – 60 км; Вологда I – Бабаево – 78 км;Харовская – Вологда I – 89 км; Вологда I – Нефедово – 93 км; Вологда I – Лежа – 61 км.
Общая длинасети – 551 км.
2) Сетьводных путей Новгородской области.
Участки:Пчетва – Новгород – 116 км; Устье р. Ловать – Новгород – 38 км; Устьер. Шелонь – Новгород – 44 км.
Общая длина сети– 188 км.
3) Автодорожнаясеть Ленинградской области.
Участки:Ленинград – Усть-Луга-Круглово – 173 км; Ленинград – Ивангород – 147 км;Ленинград – Городец – 163 км и т.д.
Общая длинасети – 1134 км.
4. Схематранспортных сетей Нижегородской области и республики Марий Эл
Границыобластей и схема транспортных сетей приведены на рис. 2.
/>
Списокиспользованной литературы
бассейн портсудоходный пункт
1. Аксенов, И.Я.Единая транспортная система. Учебник для вузов / И.Я. Аксенов – М.: Высшаяшкола, 1991. – 282 с.
2. Аникин, Б.А.Логистика. Учебник. 3-е изд. / Б.А. Аникин – М.: Инфра-М, 2008. – 368 с.
3. Атлас водныхпутей, МРФ, ГУ ВП и Гидросооружений, 1973.
4. Атлас железныхдорог России. – М., 1990
5. Галабурда, В.Г.Единая транспортная система / В.Г. Галабурда, В.А. Персианов, А.А. Тимошин– М.: Транспорт. –1999. –295 с.
6. Громов, Н.Н.Единая транспортная система. Учебник для вузов / Громов Н.Н., Напченко Т.А.,Чудновский А.Д. – М.: Транспорт, 1987. – 304 с.
7. Неруш, Ю.М. Логистика.Учебник / Ю.М. Неруш – М: Проспект. – 2008. – 520 с.
8. Тарифноеруководство №4-Р «Тарифные расстояния речных пароходств Северо-Западного иСеверных бассейнов» – Ленинград: Транспорт, 1977. –184 с.