Реферат по предмету "Транспорт"


Транспортное право 3

--PAGE_BREAK--  отнесение различных по сложности, точности и отв-ти работ, фактически выполняемых на предприятии, к опреде­ленным разрядам тарифной сетки. Она производится администрацией организации по согласованию с профкомом в соотв. с квалификационными характеристиками, содержащимися в ЕТКС. Тарифицируемая работа сопоставляется с работами, описанными в указ. характеристиках, и с типовыми примерами работ, поме­щенными в справочнике или в дополнительных перечнях примеров работ, утвержденных в установленном порядке.

Вопрос о присвоении (повышении) рабочим квалификационных разрядов, рассматривается специальной комиссией предприятия, цеха на основании заявления рабочего, прошедшего соотв.ее обу­чение и сдавшего квалификационный экзамен, по представлению руководителя подразделения (мастера, начальника смены и т.д.) с уче­том мнения коллектива бригады. Заключение квалификационной комиссии является основанием для утверждения рабочему нового разряда администрацией предприятия или цеха по согласованию с соотв.им профсоюзным комитетом и документального оформления этого приказом.


42. Тарифная система оплаты труда служащих.

Оплата труда служащих производится, как правило, на основе должностных окладов, которые устанавливаются администрацией организации в соотв. с долж­ностью и квалификацией раб-ка. Этим категориям раб-ков мо­жет устанавливаться и иной вид оплаты труда – в процентах от вы­ручки, в долях от прибыли и др. (ст. 81 КЗоТ).

Схемы должностных окладов в производственных отраслях народ­ного хозяйства носят, как правило, отраслевой характер. Для организаций бюджетной сферы в 1992 г. была введена Единая тарифная сетка (ЕТС), состоящая из 18 разрядов. Для служащих предназначены второй – восемнадцатый разряды. Второй разряд предназначен для должностей, для занятия которых не требуется особых знаний и подго­товки (например, для дежурного бюро пропусков).

Группировка должностей служащих в ЕТС произведена по призна­ку общности выполняемых работ (функций). Соотношение м/у первым и восемнадцатым разрядом определе­но как 1:10,07 (См. постановление Правительства РФ 95 г. «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда раб-ков бюджетной сферы»). Это значит, что в ЕТС с помощью коэффициентов заложено нарастание уровней окладов от разряда к разряду. При увеличении Правительством РФ оклада (ставки) низшего разряда в связи с инфляцией автоматически увеличиваются оклады по всем остальным разрядам. Разграничение окладов по разрядам в ЕТС осуществляется только по признаку сложности выполняемых работ и квалификации раб-ков. Учет в заработной плате других факторов – условий, тя­жести, напряженности труда, значимости сфер его приложения и пр. – возможен с помощью других элементов организации зарплаты: доплат, надбавок, премий, единовременных вознаграждений и т.д.

Законами РФ для отдельных категорий специалистов (гос.ых служащих, судей, раб-ков образования) и др. устанавливаются особые правила организации оплаты труда. Так, гос.ым служащим по результатам гос.ого квалифицированного экзамена или аттестации присваиваются квалификационные разряды, в соотв. с кот. и начисляется зарплата.


43. Основные системы оплаты труда.

Под системой оплаты труда понимается способ исчисления разме­ров вознаграждения, подлежащего выплате раб-кам, в соотв. с произведенными ими затратами труда, а в ряде случаев и с его результатами. Ст. 83 КЗоТ предусматривает две основные системы зарплаты раб-ков, соотв.ие двум основным применяе­мым на практике формам учета затрат труда – повременную и сдель­ную, а также дополнительную – премиальную, которая применяется при достижении заранее установл. показателей, в сочетании с какой-либо основной. Выбор системы оплаты труда зависит от особен­ностей технологического процесса, форм организации труда, состояния нормирования труда и пр.

При повременной оплате труда величина заработка раб-ка зависит от фактически отработанного им времени и его тарифной ставки (оклада). Для рабочих промышленных предприятий чаще всего устанавливаются часовые ставки. Дневные тарифные ставки применя­ются в тех отраслях промышл-ти, где основой нормирования труда выступают сменные нормы выработки (например, в угольной промышл-ти). Труд рабочих-повременщиков может оплачиваться по среднегодовым месячным тарифным ставкам, рассчитанным на основе часовых ставок.

При сдельной оплате труда заработок рабочего зависит, по общему правилу, от количества фактически изготовленной продукции и затрат времени на ее изготовление. Он исчисляется с помощью сдельных рас­ценок, норм выработки, норм времени. При решении вопроса о вве­дении сдельной оплаты труда оценивается, имеется ли возможность установить количественные показатели выработки (вы­полняемых работ) и их учет, обеспеч. должное нормирование труда, увеличить выработку продукции без изменения технологического про­цесса, контролировать качество продукции.

Установление системы оплаты труда и форм мат. поощ­рения, утверждение положений о премировании и выплате вознаграж­дения по итогам работы за год производится администрацией организации по согласованию с соотв.им выборным профсоюз­ным органом (ст.ст. 83 и 84 КЗоТ).


44. Премиальная си-ма оплаты труда.

Премиальная сис-ма оплаты труда предполагает выплату премии определенному кругу лиц на основании заранее установлен-ных конкретных показателей и условий премирования. Круг лиц, под-лежащих поощрению, показатели и усл-я премирования, размеры премий (конкретные по каждой профессии, должности или их предель-ные размеры) предусматриваются в положениях о премировании. На

основании таких премиальных положений у раб-ка при выпол­нении и показателей и условий премирования возникает пр. требо­вать выплату премии, а у организации – обязанность уплатить премиальную сумму. Именно такие премии являются составной час-тью сдельно-премиальной и повременно-премиальной систем оплаты груда, о которых идет речь в статье 83 КЗоТ.


45. Нормирование труда, сдельные расценки.

В зависимости от способа организации труда (работы) сдельная оплата труда бывает индивидуальной и колл.ой. Индивидуаль­ная оплата возможна на работах, где труд каждого рабочего подлежит точному учету. Вознаграждение зависит от количества изготовленной раб-ком годной продукции и сдельной расценки на единицу изделия. Если рабочий выполняет несколько различных видов работ (операций), оплачивается каждый их вид по установл. на них расценкам.

При колл.ой сдельной оплате труда вознаграждение каждо­го рабочего зависит от результатов работы всего коллектива. Распределение колл.ого заработка м/у отдельными раб-ками не должно быть уравнительным, необходимо учитывать личный вклад каждого в общие результаты труда коллектива. Это де­лается чаще всего с помощью коэффициента трудового участия (КТУ).

Сдельная оплата труда имеет несколько разновидностей, которые отличаются друг от друга способом подсчета заработка. Помимо пря­мой сдельной оплаты есть косвенная, сдельно-прогрессивная, аккорд­ная. При косвенной сдельной оплате труда, применяемой для вспомо­гательных рабочих, размер зарплаты зависит от результатов труда обслуживаемых ими основных рабочих. При сдельно-прог­рессивной оплате труда зарплата за выработку продукции в пределах установленной нормы начисляется при неизменной расценке (как при прямой сдельщине), а за продукцию, выработанную сверх исходной нормы, по прогрессивно-нарастающим расценкам. Сущность аккордной оплаты труда заключается в том, что для отдельного исполнителя или группы (звена, бригады) размер вознаграждения ус­танавливается не за одну производственную операцию, а за комплекс работ.


46. Оплата труда при отклонении от обычных условий труда.

На тяжелых работах, на работах с вредными усл-ями труда и на работах в местностях с тяжелыми климатическими усл-ями уста­навливается, как сказано в ст. 82 КЗоТ, повышенная оплата труда.

По существу Типовые перечни, кот. утверждались в свое время Госком­трудом СССР и ВЦСПС и сегодня служат основой для введения доплат за усл-я труда, поскольку иное рос. законодат-вом не определено. Постановлением Правительства РСФСР от 15 ноября 1991 г. ус­тановлено, что размеры доплат за усл-я труда определяются организацией самостоятельно, но они не должны быть ниже размеров, установл. соотв.ими решениями Правительства России. Нижний предел доплат за усл-я труда в законодат-ве РФ не определен. Не был он назван и в прежнем союзном законодат-ве (там упоминался лишь верхний предел таких доплат –12и24% ставки (оклада) в зависимости от степени тяжести и вредности условий труда). =>, организации, вводя доплаты за усл-я труда, каким-либо определенным их размером не связаны. Повышение оплаты труда раб-ков, занятых в неблагоприятных климатических усл-ях, производится с помощью районных коэффициентов и надбавок к заработной плате раб-ков, трудящихся в определенных регионах страны.

Районный коэффициент определяет размер увеличения зарплаты раб-ков предприятий, расположенных в определенных районах. К таким районам, в частности, относятся районы Дальнего Востока, Восточной Сибири и др. Размер районного коэффициента колеблется от 1,1 до 2,0. Он начисляется на фактический заработок, полученный раб-ком в данном месяце. В заработок включаются доплаты и надбавки, оплата за сверхурочную работу, премии, обусловленные системой оплаты труда и т.д.

Повышенная оплата работы в ноч. время (с 10 час. вечера до 6 час. утра) реализуется с помощью доплат к основной заработной плате раб-ка за каждый час ноч. работы. Определение размеров этих доплат входит в сферу локального нормотворчества – они должны быть названы в колл.ом договоре или в положении об оплате труда, разработанном и принятом в организации.

Работа в сверхурочное время (см. ст. 54 КЗоТ) компенсируется оплатой в повышенном размере по нормам, установл. ст. 88 КЗоТ. Следует иметь в виду, что в ст. 88 установлен низший предел оплаты сверхурочных работ – за первые два часа не высокий размер оплаты. Работа в праздничный день оплачивается не

По желанию раб-ка, работавшего в праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха (см.ст.ст.65 и 89 КЗоТ).


47. Охрана труда как институт тр. пр..

Труд и здоровье людей в РФ охраняются государством. Это провозглашено в ст.7 -К- РФ. В широком смысле под охраной труда понимается сис-ма обесп-я безопасности жизни и здоровья раб-ков в процессе труд. деят-ти, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические и иные мероприятия.

Охр. труда как институт тр. пр. – совокупность норм, направленных на обесп-е условий труда, безопасных для жизни и здоровья раб-ков. В этих нормах конкретизируется закрепленное в ст.37 -К- и в ст. 2 КЗоТ пр. на труд в усл-ях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Правовой институт «охр. труда» включает в себя нормы, устанавливающие пр. и обязанности работодателя и раб-ков по вопросам безопасности и гигиены труда, а также конкретизирующие их: 1) правила и инструкции по охране труда; 2) спец. нормы о компенсациях и льготах для лиц, работающих в тяжелых, вредных или опасных усл-ях; 3) нормы об охране труда женщин, несовершеннолет. и лиц с пониженной трудоспособностью; и пр.

Здоровые и безопасные усл-я труда в значительной степени обеспечиваются техническим прогрессом, совершенствованием техники и технологии производства (замена тяжелого физического труда машинами). Но если техника и технология производства данной продукции сами по себе не исключают вредностей, то для их устранения должны применяться меры, предусмотренные в нормах тр. пр. об охране труда и направленные на предотвращение или нейтрализацию воздействия на работающих опасных и вредных производственных факторов. Важнейшие нормы, направленные на обесп-е безопасных для жизни и здоровья условий труда, закреплены в «Основах законодат-ва РФ об охране труда», утвержденных парламентом РФ 6 августа 1993 г. В этих Основах закреплены такие принципиально важные положения, определяющие содержание и направление развития законодат-ва об охране труда и практики его применений, как: 1) признание и обесп-е приоритета жизни и здоровья раб-ков по отношению к результатам производственной деят-ти предприятия; 2) установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности. В Основах предусматривается также необходимость взаимодействия и сотрудничества гос.ых органов с работодателями, профсоюзными и иными уполномоч. раб-ками, представит. органами.

Многие общие и спец. нормы об охране труда закреплены в КЗоТ (главы 10-12). В Основах и КЗоТ предусм-ны обязанности работодателей, пр. и обязанности раб-ков в области охр. труда.


48. Правила и инструкции по охране труда.

Производственные здания, сооружения, оборудование, технологические процессы, рабочие места должны отвечать требованиям, обеспечивающим здоровые и безопасные усл-я труда. Такие требования предусм-ны в обязательных для администрации единых межотраслевых и отраслевых правилах по охране труда, санитарных правилах и нормах, которые разрабатываются и утверждаются в установленном законодат-вом порядке. В РФ действует сис-ма нормативных пр.-вых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда, которые должны соблюдаться федеральными органами исполнительной власти, организациями при проектировании, строит-ве и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов, оборудования и пр., организации производства и труда. Перечень таких актов с указанием органов, которые их утверждают, предусмотрен в постановлении Правительства РФ № 937 от 12 августа 1994 г. Ни одно предприятие, цех, участок, производство не могут быть приняты и введены в эксплуатацию, если на них не обеспечены здоровые и безопасные усл-я труда (ст. 141 КЗоТ). Ни один образец новой машины, механизма и другого производственного оборудования не может быть запущен в серийное производство, если он не отвечает требованиям охр. труда (ст. 142 КЗоТ).

Акты регулируют санитарно-бытовое обслуживание рабочих, в т.ч. устройство санитарно-бытовых помещений. Единые для всех отраслей правила по охране труда содержат требования, которые должны выполняться на всех предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от отраслевой принадлежности, ведомственной подчиненности. Межотраслевые правила и нормы содержат требования безопасности труда при выполнении определенных работ (например, электро- и газосварочных), при эксплуатации определенных типов оборудования и пр. Единые и межотраслевые нормы закрепляются в гос.ых стандартах системы стандартов безопасности труда, утверждаемых Госстандартом России и Минстроем России.

Отраслевые правила по охране труда утверждают федеральные органы исполнительной власти (например, министерства РФ). Органы исполнительной власти субъектов РФ на основе гос.ых нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, разрабатывают и утверждают соотв.ие нормативные правовые акты по охране труда. Предприятия, учреждения, организации разрабатывают и утверждают стандарты предприятия, системы стандартов безопасности труда (СТП ССБТ), инструкции по охране труда для раб-ков и на отдельные виды работ.

При отсутствии в правилах требований, соблюдение которых при производстве работ необходимо для обесп-я безопасных условий труда (например, в связи с освоением новой продукции, внедрением изобретения или рационализаторского предложения) админ-я организации по согласованию с соотв.им выборным профсоюзным органом принимает меры, обеспечивающие безопасные усл-я труда.


50. Охрана труда женщин, несовершеннолет. и лиц с пониженной трудоспособностью.

Охр. труда женщин. В соотв. со ст. 19 -К- РФ женщины имеют равн. с мужчинами пр. и свободы и равн. возм-ти для их реализ-и. В целях обесп-я фактич. равноправ. с учетом особенност. женск. организма в труд. законодат-ве предусм. спец. правила охр. труда женщин, льготы и доп. гарантии их труд. прав.

Запрещ. применен. труда женщин на тяж. работах и на работах с вредн. или опасн. услов. труда. Перечень так. работ утвержд. Правительством РФ с учетом консультаций с объединениями работодателей, профсоюзами в лице их соотв. органов и иными уполномоч. раб-ками представительными органами. Субъекты РФ вправе дополнять этот перечень. Запрещ. также применен. женского труда на подземных работах в горнодобывающей промышл-ти и на строит-ве подзем. сооруж-й за некоторыми исключениями. На этих работах разрешается применен. труда женщин, занимающих руководящ. посты и не выполняющих физ. работы; занятых санитарно-бытовым обслуживанием и т.п. Для женщин установлены предельные нормы переноски и перемещения тяжестей (10кг при чередован. с др. работой, а если работа связ. с постоян. в течение смены подъемом и перемещением тяжестей – 7 кг ну и проч.) Законодат-во предусматр. необходимость огранич-я труда женщин в ноч. время. Так. труд допуск. Толь. в тех отраслях народ. Хоз-ва, где это вызывается особой необх-ю (ст. 161 КЗоТ).

Особ. гарантии и льготы установлены для беременных женщин и матерей, имеющих малолет. детей. К ним относ.: гарантии при приеме на работу и запрещение увольнения по инициативе админ-ции беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, обязательное трудоустройство этих женщин при увольнении их в случае ликвидации организации, а также по окончании срочного труд. договора (ст. 170 КЗоТ); перевод на > легкую работу беремен. женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет (ст. 164 КЗоТ). Для этих женщин установл. льготы и гарантии в области рабочего времени, отдыха, в т.ч. пр. на доп. отпуска по беременности и родам, по уходу за детьми (ст.ст. 161-163, 165-169 КЗоТ). Не допускается привлечение к работам в ноч. время, к сверхурочным работам и работам в выход. дни и направление в командировки беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет. На промышл. предприятиях, в кот. широко применяется женский труд, обеспечивается необходим. Санит.-быт. обслуж-е женщин (путем оборудования комнат для кормления грудных детей, комнат личной гигиены), организуются детские ясли и сады (ст. 172 КЗоТ).

Охр. труда несовершеннолет. Несовершеннолетние в труд. правоот-ях приравниваются в пр.х к совершеннолетним. Наряду с этим для них установлены доп. льготы и гарантии труд. прав. В интересах охр. здоровья несовершеннолет. запрещ. применен. их труда на работах с тяжелыми, вредн. или опасн. усл-ями труда, а также на подземн. работах. Список таких работ утверждается в порядке, установл. законодат-вом (ныне действует Список, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 10.09.1980.). Запрещ. переноска и передвижение несовершеннолетними тяжестей, превышающих установл. для них предельные нормы. Лица, моложе 21 года, принимаются на работу лишь после предварит. обязат. мед. осмотра. Работники в возрасте до 18 лет подлежат ежегодн. обязат. мед. осмотру. Для несовершеннолет. установлены спец. правила трудоустр-ва (ст. 181, 182 КЗоТ), доп. гарантии при увольнении (ст. 183 КЗоТ), льготы и гарантии в области рабочего времени и времени отдыха (ст.ст. 43,54,67, 74, 177, 178 КЗоТ), оплаты труда (ст. 179,180 КЗоТ).

Охр. труда лиц с пониженной трудоспособностью. В труд. и пенсионном законодат-ве предусм-ны льготы и доп. гарантии инвалидам и работающим пенсионерам по старости. Одной из таких льгот является выплата пенсий работ. пенсионерам. Трудовое законодат-во предусм-т также спец. правила о трудоустройстве инвалидов, льготы и гарантии в области рабочего времени и времени отдыха (ст. 157 КЗоТ). Для инвалидов 1 и 2 групп установлено сокращ. рабочее время (35 часов в неделю). Пенсионерам по старости и инвалидам 1 и 2 групп по их желанию предоставляется доп. отпуск без сохранения содержания продолжит-ю до двух месяцев.


49. Организация охраны труда.

Исполнение администрацией обязанности обеспеч. здоровые и безопасные усл-я труда требует от нее активных действий, проведения организационно-технических мероприятий. Это необходимо в частности, при изменении технологии, в связи с амортизацией станков, механизмов, сооружений, а также средств техники безопасности и т.д. Админ-я обязана внедрять современные средства техники безопасности, предупреждающие производственный травматизм и обеспечивать санитарно-гигиенические усл-я и пр. Все это требует организации работы в области охр. труда. Государственное управление охраной труда осуществляет федеральный орган исполнительной власти по труду и органы исполнительной власти по труду субъектов РФ. Для организации работы по охране труда в организации создаются в случае необходимости соотв.ие службы или привлекаются специалисты на договорной основе. На предприятии с численностью раб-ков > 10 человек создается совместный комитет (комиссия) по охране труда, в который на равной основе входят представители работодателя, профсоюзных и иных уполномоченных раб-ками органов. Для проведения работы по охране труда необходимы денежные средства, которые выделяются в установленном законом порядке и могут расходоваться в соотв. с планами мероприятий по охране труда строго по назначению.

Финансирование охр. труда осуществляется за счет бюджетных ассигнований, а также из фондов охр. труда. Такие фонды создаются на федеральном, территориальном уровнях и на предприятиях, в учреждениях. Организации ежегодно выделяют на охрану труда необходимые средства в объемах, определяемых коллект. договорами или соглашениями. Средства, направляемые в фонд охр. труда, расходуются исключительно на оздоровление раб-ков и улучшение условий труда.

На предприятиях могут разрабатываться и утверждаться после обсуждения и одобрения труд. коллективами комплексные планы улучшения условий работы, охр. труда и санитарно-оздоровительных мероприятий. Конкретный перечень мероприятий по охране труда включается в колл.ый договор с учетом состояния условий труда, имеющихся денежных средств и материальных ресурсов, а также предложений раб-ков, органов гос.ого надзора и органов по труду федерации и ее субъектов.


51. Понят. дисциплины труда и методы ее обесп-я.

Любая совместная деятельность людей нуждается в определенном согласовании. Особое значение упорядочение приобретает при объединении раб-ков для производства и распределения материальных и духовных благ. Вот почему ст. 2 КЗоТ в качестве одной из основных обязанностей раб-ка называет соблюдение труд. дисциплины, т.е. обязательных для него правил поведения в процессе труда. Важнейшей предпосылкой соблюдения раб-ком этих правил является наи> рациональная организация работодателем указанного процесса. В этой связи ст. 129 КЗоТ требует от администрации (т.е. лиц, уполномоченных работодателем) правильно организовать труд раб-ков. => дисциплина труда как правовая категория носит двусторонний характер. Она включает в себя и обязанности работодателя правильно организовать труд раб-ка не только путем принятия обязательных для него правил поведения, но и (и это главное!) путем фактического создания раб-ку нормальных условий труда. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что под дисциплиной труди понимается обязанность работодателя создавать раб-ку усл-я труда, необходимые ему для наи> эффективного осуществления труд. функции, обязанность раб-ка – неуклонно соблюдать правила поведения, установленные в актах государства и на их основе работодателем.

Правовая регламентация дисциплины труда (в объективном смысле) содержится в главе IX КЗоТ «Трудовая дисциплина» и принятых на ее основе специальных нормативных актах.

Под правовыми метод. обесп-я труд. дисциплины. понимается предусмотренные законодат-вом способы ее обеспеч-я, т.е. выполнения раб-ком и работодателем своих обязанностей. Существует два основных метода: поощрение и принуждение. Первый состоит прежде всего в экономической заинтересованности раб-ка и работодателя в конечных результатах труда. Неуклонное соблюдение дисциплины труда сторонами трудового договора в конечном счете направлено на достижение основной цели, которую они ставят перед собой: работодатель – получение прибыли, раб-к – получение вознаграждения за труд. Чем выше степень такой заинтересованности сторон трудового договора в результатах своего труда, тем > эффективен этот метод. Метод принуждения состоит в применении к нарушителям соотв. мер мат. и морального воздействия. Так, организация – работодатель, не сумевшая создать раб-кам необходимые усл-я для нормальной трудовой деят-ти, как правило, не имеет прибыли. Если такая организация не в состоянии удовлетворить требования кредиторов (в т.ч. раб-ков), то она по решению суда может быть признана банкротом (ст. 65 ГК РФ). Законодат-во предусматривает и обязанность каждой из сторон трудового договора возместить ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ненадлежащего исполнения своих обязанностей в сфере труд. Наконец, к мерам принуждения относится также и дисциплинарная ответ-ть раб-ков.
    продолжение
--PAGE_BREAK--

52. Внутренний труд. распорядок.

Работник выполняет свою трудовую функцию с соблюдением внутреннего трудового распорядка организации. Под этим понимается порядок, установл. внутри организации, где трудится раб-к. Он включает в себя порядок взаимоотношений раб-ка и администрации, которая по поручению собственника управляет трудом в организации, и порядок взаимоотношений м/у раб-ками в процессе труда. С учетом сказанного важнейшими элементами внутреннего трудового распорядка являются: основные пр. и обязанности раб-ков и администрации, режим рабочего времени раб-ков, порядок их поощрения и привлечения к отв-ти.

Он определяется прежде всего правилами внутреннего трудового распорядка, утверждаемыми общим собранием (конференций) раб-ков организации по представлению администрации (ч.1 ст. 130 КЗоТ). В названных правилах с учетом специфики организации закрепля­ются основные обязанности раб-ков и администрации, уста­навливается порядок использования рабочего времени и т.п. Правила должны вывешиваться в цехах (отделах) на видном месте для всеобщего обозрения.

Так же следует сказать о пр. и основных обязанностях гос.ых служащих, которые предусм-ны в Федеральном законе «Об основах гос.ой службы Российской федерации»(от 5.06.1995). Этот Закон, в частности, обязывает гос.ого служащего соблюдать установленные в гос.ом органе правила внутреннего трудового распорядка.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что государство своими актами может непосредственно регламентировать внутренний труд. распорядок лишь в гос.ых органах, образуемых в соотв. с Конституцией РФ, а также на унитарных гос.ых предприятиях (в т.ч. казенных заводах).


53. Поощрения за успехи в работе.

Под поощрением за успехи в работе понима­ется публичное признание заслуг раб-ка. За образцовое выполнение труд. обязанностей, повышение производительности труда, улучшение качества продукции, про­должительную и безупречную работу, новаторство в труде и за другие достижения в работе применяются следующие поощрения: 1) объявление благодарности; 2) выдача премии; 3) награждение ценным подарком; 4) награждение почетной грамотой; 5) занесение в Книгу почета, на Доску почета (ст. 131 КЗоТ). Приведенный перечень является примерным. Он может быть до­полнен в специальных актах (уставах, положениях о дисциплине и др.) с учетом особенностей работы отраслей народного хозяйства. Могут предусматриваться доп. меры и в локальных нормативных актах организаций.

Работникам, успешно и добросовестно выполняющим свои труд. обязанности, предоставляются в первую очередь преимущества в области социально-культурного и жилищно-бытового обслуживания (путевки в санатории и дома отдыха, улучшение жилищных условий и т.п.). Таким раб-кам предоставляется также преимущество при продвижении по работе (ст. 133 КЗоТ).

Под продвижением по работе, преимущественным правом на кото­рое пользуются раб-ки, успешно и добросовестно выполняющие свои труд. обязанности, понимается предост-е > квалифицированной работы или перемещение на вышестоящую долж­ность.

Поощрения применяются администрацией совместно или по согласованию с соотв.им выборным профсоюзным органом. Допускается соединение нескольких мер поощрения. При приме­нении мер поощрения обеспечивается сочетание морального и мат. стимулирования труда. Поощрения объявляются в приказе или распоряжении, доводятся до сведения трудового коллектива и заносятся в трудовую книжку раб-ка.

За особые труд. заслуги раб-ки представляются в вышестоящие органы к поощрению, к награждению орденами, медалями, почетными грамотами, нагрудными значками, к присвоению почетных званий и звания лучшего раб-ка по данной профессии (ст. 134 КЗоТ) (т.н. гос. награды). Правом награждать гос.ыми наградами РФ и присваивать почетные звания РФ наделен Президент РФ (п. «б» ст. 89 -К- РФ). Государственные награды РФ являются высшей формой поощ­рения граждан за выдающиеся заслуги в экономике, науке, культуре, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деят-ти и иные заслуги перед государством и народом.

Ходатайства о награждении гос.ыми наградами обсуж­даются в коллективах организаций гос.ых, муниципальных, частных или иных форм собственности либо органами местного самоуп­равления.  Органы местного самоуправления,  руководители организаций после согласования с органами исполнительной власти районов, городов ходатайства о награждении направляют в органы исполнительной власти субъектов РФ или по согласованию с ними – в федеральные органы гос.ой власти.


54. Дисциплинарная ответ-ть.

Под дисциплинарной ответ-тью понимается осуждение поведения раб-ка путем объявления ему властью администрации (т.е. работодателем или упол­номоченных им лиц) дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарную ответ-ть следует отличать от адм… Последняя наступает за совершение лицом административного проступка, то есть за нарушение установл. полномочными органами гос.ого управления общеобязатель­ных правил поведения (например, правил дорожного движения, противопожарных правил, правил по технике безопасности и т.п.). Администратвная ответ-ть – нарушитель не связан отно­шениями подчинения по работе или службе.

Законодат-во, предоставляя администрации пр. налагать на раб-ка дисциплинарное взы­скание, одновременно предусматривает и соотв.ие гарантии для раб-ка. К ним относятся: 1 ) правовое основание привлечения к дисциплинарной отв-ти; 2) круг лиц, имеющих пр. налагать дисциплинарные взыскания; 3) сроки и порядок наложения дисциплинарных взысканий; 4) исчерпывающий перечень дисциплинарных взысканий; 5) порядок объявления дисциплинарных взысканий и пр.

Правовым основанием привлечения раб-ка к дисциплинарной отв-ти является дисциплинарный проступок, т.е. виновное неисполнение раб-ком своих труд. обязанностей. => админ-я до наложения на раб-ка дисциплинарного взы­скания должна установить: противоправное поведение этого раб-ка в сфере труда; его вину. По общему правилу пр. налагать на раб-ка дисциплинарное взыскание принадлежит руководителю организации. Иные должност­ные лица обладают таким правом, если это предусмотрено в уставе организации, либо они специально уполномочены ее руководителем. Взыскания налагаются администрацией непосредственно за обна­ружением проступка, но не позднее одного месяца с дня его обнару­жения, не считая времени болезни раб-ка или нахождения его в отпуске (ст. 136 КЗоТ). Дисциплинарное взыскание не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деят-ти – не позднее двух лет со дня его совершения. В эти сроки не включается время производства по уголовному делу. Взыскания объявляются в приказе (распоряжении) по организации и доводятся до сведения раб-ка под расписку. Сообщение содержания приказа под расписку является гарантией того, что раб-к ознакомлен со взысканием и в случае несогласия с ним может его обжаловать.

Правовые последствия. Статья 135 КЗоТ устанавливает следующие взыскания: заме­чание, выговор, строгий выговор, увольнение (пункты 3, 4, 7, 8 ст. 33, п. 1 ст. 254 КЗоТ).

Однако беременные женщины и женщины, имеющие детей до 3-х лет, а одинокие матери – ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка инвалида – до шестнадцати лет) не могут быть за нарушение труд. дисциплины уволены с работы (ст. 170 КЗоТ). Вместе с тем законодат-вом о дисциплинарной отв-ти, уставами и положениями о дисциплине могут быть предусм-ны для отдельных категорий раб-ков также и другие дисциплина­рные взыскания.

При выборе конкретного взыскания учитываются обстоятельства, при которых совершен проступок, предшествующая работа и поведение раб-ка.


55. Понятие и усл-я мат. ответственности.

Мат. отв-ть раб-ка состоит в его обязанности возмещать ущерб, причиненный работодателю. Важнейшие правила этой отв-ти закреплены в ст.ст. 118–123, ст. 214 и ст. 255 КЗоТ. Мат. ответ-ть раб-ка является самостоятельным видом отв-ти по трудовому праву и наступает независимо от привлечения его за причиненный им ущерб к дисциплинарной, адм. или уг. отв-ти (ч. 5 ст. 122' КЗоТ). Она не исключает возм-ти применения к раб-ку других мер мат. воздействия.

Мат. ответ-ть по правилам трудового законодат-ва необходимо отличать от отв-ти отдельных лиц, вы­полняющих трудовую функцию по правилам гр. законодат-ва. Специальными актами такая ответ-ть предусмотре­на, например, для ген. директора акц. общ-ва. Тогда закон возлагает обязанность на управляющего имуществом (директора и т.д.) возместить причиненный им юр. лицу вред в полном объеме. Тем > мат. ответ-ть по трудовому праву не следует смешивать с гражданско-правовой ответ-тью членов с/х кооператива, которая возлагается на этих чле­нов в тех случаях, когда они в том же кооперативе выполняют опреде­ленную трудовую функцию на основании заключенного с ними трудо­вого договора.

Усл-я отв-ти. По трудовому праву воз­мещению подлежит лишь прямой действительный ущерб (ч. 3 ст. 118 КЗоТ), под которым, в частности, следует понимать: утрату, ухуд­шение или понижение ценности имущества; необходимость для работо­дателя произвести затраты на восстановление, приобретение имущест­ва или иных ценностей либо произвести излишние выплаты. Законодат-во (ч. 2.ст. 118 КЗоТ) устанавливает, что раб-к несет мат. ответ-ть за ущерб, причине­нный. по его вине. => раб-к возмещает прямой действительный ущерб при наличии сле-дующих обязательных условий: 1) противоправности поведения раб-ка; 2) причинной связи м/у поведением раб-ка и возникшим ущербом; 3) вины раб-ка в причинении ущерба.

Противоправным является такое поведение (действие или без­действие) раб-ка, когда он не исполняет свои труд. обязан-ности, установленные законами, постановлениями правительства, правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоря­жениями администрации (не соблюдает правила обслуживания машин и механизмов, хранения и выдачи материальных ценностей и т.д.) Работники несут мат. ответ-ть лишь за причиненный ими ущерб (ч. 2 ст. 118 КЗоТ). Ответ-ть наступает только за ущерб, который является объективным последствием, действий (бездействия) раб-ка. Для установления такой связи необходимо изучить фактические обстоятельства и выявить причины возникновения ущерба. (на рабочего нельзя возложить мат. ответ-ть за поломку станка, если установлено, что поломка произошла вследствие брака, допущенного при изготовлении станка). Мат. ответ-ть возлагается на раб-ка при ус­ловии, если ущерб причинен по его вине. Виновным признается противоправное деяние, совершенное умышленно или неосторожно. (присвоить вверенные ему ценности, то есть обратить их в свою пользу, раб-к может только умышленно, а недостача, то есть фактическая нехватка ценностей, может быть результатом как умыш­ленного, так и неосторожного поведения раб-ка).


56. Виды мат. отв-ти.

Трудовое законодат-во устанавливает два основных вида матер. отв-ти раб-ков: (1) ограниченную и (2) полную. 1) Ограниченная ответ-ть состоит в обязанности раб-ка возмещать ущерб в предусмотренных законодат-вом пределах. Таковым является часть зарплаты трудящегося. Ущерб, превышающий заранее установл. предел, не может быть взыскан с раб-ка.

Ответ-ть в пределах среднего месячного заработка раб-ка (ст. 119 КЗоТ) наступает во всех случаях причинения ущерба, кроме тех, когда законодат-вом предусмотрен иной вид или предел отв-ти. Если закон устанавливает привлечение раб-ка к матер. отв-ти без указания ее вида или специального предела, то он отвечает в размере прямого действитель­ного ущерба, но не > своего среднего месячного заработка. (порча или уничто­жение по небрежности имущества работодателя (зданий, сооружений, станков, механизмов, транспортных средств и т.п.; за недобор денежных сумм, утрату, полное или частичное обес­ценение документов, излишние выплаты, произведенные работодате­лю. Руководители организаций и их заместители, а также руководители любых структурных подразделений, предусмотренных поло­жением (уставом) организации, отвечают в пределах среднего месяч­ного заработка также за ущерб, причиненный излишними денежными выплатами, неправильной постановкой учета и хранения материаль­ных или денежных ценностей и т.д).

Ответ-ть в пределах трех месячных должностных окла­дов возлагается на должностных лиц за ущерб, причиненный по их вине в связи с выплатами раб-кам, уволенным (или переведенным на другую работу) с явным нарушением закона, а также выплатами за время вынужденного прогула выполнения нижеоплачиваемой рабо­ты) лицам, не допущенным к работе после их восстановления (ст. 214 КЗоТ) (способствует возме­щению мат. ущерба, причиненного виновными действиями должностных лиц организации, является эффективным средством борьбы с незаконными увольнениями, переводами раб-ков, случа­ями задержки исполнения решений суда о восстановлении на работе, а также мерой профилактики таких нарушений).

При определении размера ущерба, подлежащего возмещению в пределах трех месячных должностных окладов, исходят из оклада, получаемого должностным лицом на день обнаружения ущерба. Тако­вым считают день издания приказа об увольнении или переводе раб-ка с явным нарушением закона, а в случае задержки испол­нения решения суда или вышестоящего в порядке подчиненности орга­на о восстановлении раб-ка на работе – день, когда это решение поступило к должностному лицу для исполнения.

2) Полная ответ-ть состоит в обязанность раб-ка воз­мещать ущерб в полном объеме независимо от какого-либо предела. Эта ответ-ть наступает лишь в случаях, указ. в законодат-ве. Они предусм-ны в ст. 121 КЗоТ.

1. Причинение ущерба преступными действиями раб-ка, установленными приговором суда. Ответ-ть по данному основанию наступает лишь при условии, что совершение раб-ком такого де­яния установлено судом в порядке уголовного судопроизводства. 2. Причинение при исполнении труд. обязанностей ущерба, за который полная мат. ответ-ть установлена спец. законодательными актами. (операторы связи отвечают за утрату, повреждение ценных почтовых отправлений и недостачу почтовых отправлений в размере их объявленной ценности (ст. 37 Федерального закона «О связи» от 20 января 1995 г.). Такими актами не являются приказы и инструкции министерств, ведомств и тем > работодателя. 3. Заключение договора о матер. отв-ти. В силу этого договора раб-к несет полную мат. ответ-ть за необесп-е сохранности (недостачу, порчу) имущества и иных ценностей, переданных ему для хранения или для других целей. 4. Причинение ущерба не при исполнении труд. обязанностей. Работник может причинить ущерб как в рабочее время, так и в свобод­ное от работы время, например, при использовании автомашины рабо­тодателя в личных целях без разрешения администрации. Однако дол­жно быть доказано, что раб-к не исполнял свои труд. обязан­ности и его поведение противоречило интересам работодателя. 5. Причинение ущерба недостачей, умышленным уничтожением или умышленной порчей материальных ценностей, в т.ч. при их изготовлении, а также предметов, выданных организацией раб-ку в пользование. 6. Причинение ущерба раб-ком в нетрезвом состоянии. Такой раб-к несет полную мат. ответ-ть за причине­нный по его вине любой прямой действительный ущерб.


57. Порядок привлечения к мат. ответств-ти.

При отказе раб-ка от добровольного возмещения ущерба он возмещается в порядке, установленном ст. 122 КЗоТ. Если сумма ущерба, подлежащая взысканию с раб-ка, не пре­вышает его среднего месячного заработка (как при ограниченной, так и при полной матер. отв-ти), возмещение ущерба производится по приказу (распоряжению) администрации путем удер­жания из зарплаты. Приказ (распоряжение) может быть издан администрацией независимо от согласия раб-ка, (не позднее 2 недель со дня обнаруж-я).

Судебный порядок возмещения ущерба применяется, если сумма ущерба, подлежащая взысканию с раб-ка, превышает его средний месячный заработок либо если админ-я пропустила указанный двухнедельный срок для издания приказа (распоряжения) о взыскании с раб-ка суммы, не превышающей его среднего месячного заработ­ка.

Для обращения администрации в суд установлен годичный срок со дня обнаружения ущерба (ст. 211 КЗоТ). Тот же срок установлен и для обращения в суд вышестоящего в порядке подчиненности органа либо прокурора. При пропуске по уважительным причинам установл. срока суд может его восстановить.

Суд может с учетом степени вины, конкретных обстоятельств и мат. положения раб-ка уменьшить сумму, подлежащую возмещению. Однако это недопустимо, если ущерб причинен преступ­лением, совершенным с корыстной целью (ст. 123 КЗоТ), а также раб-ком, находившимся в нетрезвом состоянии.

Смягчающими ответ-ть за причиненный ущерб являются обстоятельства, препятствовавшие раб-ку выполнить должным образом возложенные на него обязанности. В частности, отсутствие нормальных условий хранения, ненадлежащая организация труда. Вместе с тем учитывается, принимал ли раб-к зависящие от него меры к предотвращению ущерба.


58. Надзор и контроль за соблюдением законодат-ва о труде.

Он представляет собой деятельность компетентных органов, на­правленную на защиту труд. прав раб-ков. В процессе указ. деят-ти органы предупреждают и выявляют нару­шения трудового законодат-ва со стороны работодателя и уполно­моченных им лиц, восстанавливают труд. пр. раб-ков и привлекают к отв-ти виновных в нарушении этих прав.

Надзор за соблюдением трудового законодат-ва означает про­верку законности решения работодателя (уполномоченных им лиц), а контроль – проверку этого решения с точки зрения не только закон­ности, но и целесообразности. Надзору и контролю за соблюдением законодат-ва о труде посвящены гл. 17 КЗоТ, а также спец. акты.

Основные виды надзора и контроля: гос.ый, особыми разновидностями которого являются ведомственный и муниципальный; судебный, где необходимо выделить прежде всего надзор за соблюдением -К- прав и свобод раб-ка; прокурорский надзор, занимающий промежуточное положение м/у гос.ым и су­дебным, и, наконец, общественный контроль. Каждый из них осущест­вляется различными организациями, имеющими определенную компе­тенцию, полномочия и круг поднадзорных (подконтрольных) объектов. (Органы: Специально упол­номоченные Федеральная инспекция труда при Министерстве труда РФ (Рострудинспекция), Государственный Комитет РФ по надзору за безопасным ведением работ в промышл-ти и горному надзору (Госгортехнадзор), Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблю­дением организациями гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических правил возложен на Государствен­ный Комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ (Госкомсанэпиднадзор), Государственный надзор за соблюдением правил по ядерной и радиационной безопасности входит в компетенцию Государственного Комитета по надзору за ядерной и радиационной без­опасностью (Госатомнадзор России).

Надзор и контроль за соблюдением законодат-ва о труде про­водятся в двух основных сферах: сфере установления условий труда и сфере применения установл. условий труда. В усл-ях существенного расширения локального и автономного (индивидуально-договорного) регулирования труд. отношений возрастает значение надзора и контроля за соблюдением законодат-ва о труде при установлении условий труда. Согласно ст. 5 КЗоТ усл-я договоров о труде (как колл.ых, так и индивидуал.), ухудшающие положение раб-ков по сравнению с законодат-вом, являются не­действительными. Вместе с тем за счет собственных средств работода­тель вправе устанавливать доп. по сравнению с законодат-вом труд. и социально-бытовые льготы для раб-ков кол­лектива или отдельных категорий.

Другой сферой надзорно-контрольной деят-ти является применен. установл. условий труда. Речь идет о соотв. правоприменительных документов (приказов о приеме, переводе и увольнении раб-ка, привлечении его к дисциплинарной отв-ти и т.д.) законодательству и локальным нормативным актам.

В каждой из названных сфер следует различать предварительный, текущий и последующий надзор и контроль. Цель предварительного надзора и контроля состоит в том, чтобы пре­дупредить нарушения законодат-ва, то есть нс допустить принятия незаконных решений. (участие выборного профсоюзного органа в разработке и принятии локальных нормативных актов. В процессе предварительного надзора и контроля проверяется законность и целесообразность (в рам­ках законности) решений работодателя.) Последующий надзор и контроль имеют целью выявить допущен­ные нарушения трудового законодат-ва и восстановить пр. раб-ка. Особо следует обратить внимание на выявление скрытых нарушений. (о незаконном предоставлении раб-кам отпусков без сохранения зарплаты и их надлежа­щего оформления.) Что касается текущего надзора и контроля, то он может быть либо предварительным (если соотв.ее решение еще не приня­то), либо последующим (если это решение уже состоялось).


59. Ответ-ть за нарушение законодат-ва о труде и правил охраны труда.

За нарушения установлена ответ-ть а) работо­дателя; б) должностных лиц организации. В случаях, когда производственная деятельность работодателя, т.е. предприятий или их структурных подразделений представляет опасность для жизни и здоровья раб-ков и населения, она может быть приостановлена по предписанию руководителей гос. инспекций труда и гос. инспекторов по охране труда на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений. Решение о закрытии указ. предприятий принимает соотв. орган исполнительной власти по труду на основании представления Главного гос. инспектора труда РФ, главного гос. инспектора труда по субъекту Российской федерации при наличии заключения органов Гос. экспертизы условий труда РФ.

Должностные лица, т.е. раб-ки, в обязанности которых входит организация труда, несут в случаях, предусмотренных законодат-вом, дисциплинарную, административную и уг. ответ-ть. Административная ответ-ть наступает в случаях и в преде­лах, предусмотренных Кодексом РСФСР об административных право­нарушениях. Согласно ст. 41 нарушение должностным лицом организации независимо от форм собственности законодат-ва РФ о труде и законодат-ва РФ об охране труда влечет нало­жение штрафа в размере до ста минимальных размеров оплаты труда. Кодекс устанавливает также административную ответ-ть за уклонение от участия в переговорах по колл.ому договору, соглашению; необосно­ванный отказ от заключения колл.ого договора и пр.

Уголовная ответ-ть за нарушение законодат-ва о тру­де предусмотрена, напр., Ст. 145 УК. Необосн. отказ в приеме на работу или необосн. увол-е женщины по  мотивам  ее  беременности, а равно необосн. отказ в приеме на работу или необосн. увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, по этим мотивам — штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов.


60. Понятие и классификация трудовых споров.

При заключении труд. договоров, в процессе их действия, при прекращении труд. правоот-й нередко возникают разногл-ия м/у раб-ками и представителями работодателей (администрацией). Эти разногл-ия чаще всего связаны с недовольст­вом раб-ков действиями администрации, нарушением, по их мнению, труд. прав и связанных с трудом интересов. В таких слу­чаях раб-к обычно пытается разрешить разногл-ия путем непосредственных переговоров с правомочными на то должност. лицами администрации, обращается за помощью и разъяснениями в профсоюз.

Трудовыми спорами являются разногл-ия м/у раб-ком и администрацией, неурегулированные путем непос­редственных переговоров сторон или с участием профсоюза (профко­ма), по вопросам установления условий труда и их применения. Для их разрешения законом установлен соотв. поря­док, т.е. определены формы (процедура) и сроки подачи заявлений (исков), их рассм-я, принятия по ним решений и их исполнения. 2 стадии: 1 – непосредственные переговоры сторон (с участием или без участия профсоюза) в связи с возникшими разногл-ми; 2 – труд. спор, разрешаемый в установленном законом порядке.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ОМОН И ВНУТРЕННИХ ВОЙСКАХ МВД РОССИИ (низшие структурные подразделения: отделение, взвод)
Реферат Правовое положение космического пространства и космических объектов
Реферат Методы и средства цифровой коррекции изображения в оптико электронн
Реферат Библиографическое издание Российской книжной палаты как источник информации
Реферат Проблемы переходного возраста
Реферат Анализ экономического потенциала и результативности ФХД ГУГ Шебекинского лесхоза
Реферат Conflicting Values In Antigone Essay Research Paper
Реферат Теория экономики предложения
Реферат Компьютерные вирусы и способы борьбы с ними
Реферат Narrative Of The Life Of Frederick Douglass 2
Реферат Медиапланирование как элемент эффективного управления рекламной компанией
Реферат Атмосферный воздух всегда содержит некоторое количество влаги в виде водяного пара
Реферат Современные мультимедийные видео проекторы
Реферат Шпаргалка по Логистике 5
Реферат To Pray Or Not To Pray Essay