Федеральное агентство по образованиюГОУ СПО
Рубцовского машиностроительноготехникума
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Технологический расчет участкадизельной топливной аппаратуры для АТП состоящего из 50 автомобилей КамАЗ-53215с фактическим пробегом с начала эксплуатации 165 тыс.км.
г. Горняк 2010 г.
Содержание
Введение
1. Исследовательская часть
1.1Характеристика АТП
1.2Характеристика цеха топливной аппаратуры
2. Расчетная часть
2.1 Расчет годовой производственнойпрограммы
2.1.1 Выбор исходных данных
2.1.2 Корректирование периодичностиТО и ТР
2.1.3 Корректирование пробега до ТО иТР
2.1.4 Корректированиенормы дней простоя в ТО и ремонте
2.1.5 Корректированиеудельной трудоемкости ТР
2.1.6 Расчет количества ТО на 1автомобиль за цикл
2.1.7 Коэффициент техническойготовности
2.1.8 Коэффициентиспользования автомобилей
2.1.9 Годовой пробег
2.1.10 Общая годоваятрудоемкость ТР
2.1.11Годовая трудоемкость работ по топливному участку
2.2 Расчет численностипроизводственных рабочих
2.3 Подбортехнологического оборудования
2.4 Расчет производственной площади
3. Организационная часть
3.1Организация АТП
3.2Организация производственного процесса ремонта подвижного состава АПТ научастке
3.3 Организациярабочего места
3.4 Схема управления топливным цехомна АТП
4. Техника безопасности и мероприятия по охране труда и окружающейсреды
4.1Техника безопасности при выполнении работ
4.2 Производственная санитария
4.3 Противопожарные мероприятия
4.4 Расчет освещения на участке
4.5 Расчет вентиляции
4.6 Охранаокружающей среды
Заключение
Списоклитературы
Введение
Основной задачей автотранспорта является полное исвоевременное удовлетворение потребностей в перевозке и доставкенароднохозяйственных грузов на основе повышения качества и мощности работы всейтранспортной системы.
Эффективность работы автомобильного транспорта базируется нанадежности подвижного состава, которая обеспечивается в процессе егопроизводства, эксплуатации и ремонта, а именно:
— совершенством конструкции и качеством изготовления;
— своевременным и качественным выполнением техническогообслуживания и ремонта;
— своевременным обеспечением и использованием нормативныхзапасов материалов и запасных частей высокого качества и необходимойноменклатуры;
— соблюдением государственных стандартов и правил техническойэксплуатации.
Нормативы технического обслуживания и ремонта, учитывающиеусловия эксплуатации, установлены на основе межотраслевой оценки достигнутогоуровня надежности производимого в стране подвижного состава. Организации ипредприятия автомобильной и смежных отраслей промышленности:
— проводят единуюполитику и несут ответственность за технический уровень и качество выпускаемойпродукции, за наиболее полное удовлетворение потребностей автомобильноготранспорта страны в необходимом подвижном составе, запасных частях,эксплуатационных материалах высокого качества и надежности, требуемого типажа иноменклатуры, приспособленных к различным условиям эксплуатации и в количествахв соответствии с установленными нормативами;
— проводят мероприятия по повышению надежности подвижногосостава, снижению трудовых и материальных затрат на техническое обслуживание иремонт;
— проводят унификацию подвижного состава с целью сокращенияколичества технологически совместимых групп на автотранспортных предприятиях;
— в случае необходимости разрабатывают конструкции,изготовляют образцы и организуют промышленное производство нестандартногооборудования, оснастки и специального инструмента для технического обслуживанияи ремонта конкретных семейств подвижного состава;
— применяют непосредственное участие в освоенииавтомобильного транспорта подвижного состава новых моделей путем своевременногообеспечения автотранспортных и авторемонтных предприятий техническойдокументации, образцами нестандартного оборудования, оснастки специальногоинструмента, запасными частями и эксплуатационными материалами, необходимымидля организации технического обслуживания и ремонта;
— организуют или содействуют организации на промышленнойоснове капитального ремонта агрегатов и узлов конкретных семейств подвижногосостава и восстановление отказавших деталей в качестве товарной продукции;
— осуществляют мероприятия по рациональному использованию топливно-энергетическихресурсов и защите окружающей среды при работе автомобильного транспорта;
— содействуют созданиюединой информационной базы на основе опорных автотранспортных и авторемонтныхпредприятий, необходимой для управления надежностью подвижного состава.
Текущий и капитальный ремонт должен обеспечивать безотказнуюработу агрегатов, систем и узлов автомобиля в пределах, установленныхпериодичностью и по воздействиям. В связи с этим большое внимание уделяетсяразработке, освоению, внедрению новых материалов, экономиитопливно-энергетических ресурсов, испытаний агрегатов.
В данном курсовом проектемы исследуем цех топливной аппаратуры для АТП состоящего из 50 автомобилейКамАЗ-53215, производим расчет производственной программы, проводим анализ работпо ТБ и охране труда при ремонте системы питания автомобилей КамАЗ-53215 вусловиях АТП.
1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Характеристика АТП
Автотранспортное предприятие находится в г. Рубцовске. Оно состоитиз 50 автомобилей марки КамАЗ-53215. Автомобили предназначены для перевозкигрузов по городу и району, а так же за его пределы, а так же выполняет частныезаказы населения по перевозкам грузов.
Автотранспортное предприятие:
— осуществляет единую политику в области техническогообслуживания и ремонта автомобилей;
— обобщает передовой опыт, разрабатывает и широко применяетпрогрессивные формы и методы организации, управления и технологии техническогообслуживания и ремонта;
— осуществляет бригадную форму организации с оплатой труда поконечному результату с обеспечением персональной ответственности исполнителейза качество выполнения работ и техническое состояние подвижного состава;
— проводит мероприятия и осуществляет контроль за качествовыполнения технического обслуживания и ремонта, а так же за выполнениемтребований безопасности;
— проводит мероприятия по экономному расходованиютопливно-энергетических, материальных и трудовых ресурсов;
— принимает меры порациональному распределению подвижного состава, запасных частей иэксплуатационных материалов;
— осуществляет мероприятия по сокращению тяжелого физическогои труда, а также по улучшению условий труда персонала по техническомуобслуживанию и ремонту подвижного состава;
— совершенствует организацию и методы подготовкивысококвалифицированного персонала служб и подразделений, обеспечивающихисправное состояние и надежность подвижного состава.
В АТП проводятся все виды ТО и ремонта. Имеются основныеотделы и службы:
— служба эксплуатации осуществляет оперативное планирование ируководство перевозками, учитывает на основании путевых листов и другихдокументов транспортную работу, выполненную подвижным составом;
— техническая служба обеспечивает готовность автомобилей кработе и поддерживает их постоянную техническую исправность путемсвоевременного и качественного выполнения всех работ по ТО и ремонту;
— плановый отдел ведет общий учет работы, составляеттранспортный финансовый план, являющийся планом всей производственной ифинансовой деятельности на год;
— отдел технического снабжения обеспечивает АТПэксплуатационными материалами, запасными частями, инструментами и т.п.,обеспечивает учет их расходования, выдачу и хранение;
— административно-хозяйственная служба ведет учет личногосостава, дело производства, обеспечивает сохранность и поддержание в хорошемсостоянии производственных и служебных помещений.
Руководителем АТП является директор (начальник). Техническоеруководство возложено на главного инженера (технического руководителя), которыйявляется заместителем директора по технической службе. Заместителем директорапо эксплуатации и руководителем этой службы является начальник эксплуатации.
В АТП для обеспечения надлежащей эксплуатации подвижногосостава есть гараж-стоянка, помещение для выполнения текущего ремонта итехнического обслуживания автомобилей, посты приема и выпуска автомобилей налинию, складские помещения для хранения запчастей и эксплуатационныхматериалов. Для обеспечения бытовых потребностей рабочих и служащих, созданияхороших условий труда имеются: душевые, гардеробные, комнаты приема пищи иотдыха.
В комплекс ремонтныхпомещений входит проектируемый участок (цех) по ремонту топливной аппаратуры.
1.2 Характеристика цеха топливной аппаратуры
Участок по ремонту топливной аппаратуры предназначен длятекущего ремонта узлов и агрегатов системы питания двигателя, нуждающихся времонте.
В цехе по ремонту топливной аппаратуры установленооборудование, приспособления, необходимые для проведения разборочно-сборочныхработ, слесарно-механических, сварочных, жестяночных, регулировочных работ, атакже имеются в наличии разные инструменты для разборки-сборки узлов иагрегатов системы питания двигателя. Особое внимание при этом уделяетсяповышению качества технического обслуживания и текущего ремонта.
На участке производят ремонт топливных насосов высокогодавления с топливоподкачивающим насосом, форсунок, топливо проводов высокогодавления, фильтров. Также на участке проводят ремонт, регулировку, проверку,испытание и консервацию новых и запасных узлов топливной аппаратуры. Тем самымдобиваются повышения производительности труда за счет снижения до минимумавремени простоя из-за неисправной топливной аппаратуры. Качество выполняемых научастке работ во многом зависят от квалификации специалистов, оборудования иприспособлений, использованных при ремонте.
Согласно требованиям пожарной безопасности в цехерасполагается пожарный щит и ящик с песком. Для оказания первой медицинскойпомощи при травмах участок оборудован аптечкой.
Число рабочих дней участка, как и всей мастерской, составляет253 дня. Продолжительность рабочей смены 8 часов. Рабочий день с 8.00 ч. до17.00 ч., перерыв на обед с 12.00 ч. до 13.00 ч. Режим работы цеха односменный,но с учетом сезонности работ и неравномерности поступления агрегатов в ремонтпредусмотрен полуторасменный режим работы.
Разработка проекта цехатопливной аппаратуры для автомобильного парка имеет большое значение, а выбор и расстановка оборудованияпроизведены исходя из технологического процесса капитального ремонта агрегатови узлов системы питания двигателя.
2.РАСЧЕТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Расчет годовойпроизводственной программы
2.1.1 Выбор исходныхданных
Исходные данные и заданиядля проектирования:
— тип подвижного состава– КамАЗ-53215
— списочное количествоавтомобилей Аспис. = 50
— пробег автомобиля сначала эксплуатации Ln = 165 тыс.км
— среднесуточный пробегавтомобиля Lcc = 200 км
— категория условийэксплуатации – 3
— природно-климатическиеусловия – умерено-холодный климат
— количество рабочих днейв году Дрг = 253 дня
— время в наряде – 8часов.
Исходные данные,принимаемые из нормативной литературы для проектов по текущему ремонту:
— исходный норматив режимдней простоя в ТО и ТР: dнтр=0,5 дн/1000 км.
— исходный нормативудельной трудоемкости ТР: tнтр = 6,5 чел/час на 1000 км
— исходная нормамежремонтного пробега: Lнкр = 300000 км
— норма дней простоя вКР: dкр = 22 дн
Исходные данные,принимаемые из нормативной литературы, заносим в таблицу 1.
Таблица 1 – Исходныенормативы
Марка
автомобиля
tнтр, чел/час
на 1000км
Lнкр, км
dнтр, дн/1000
км
dкр,
дн КамАЗ-53215 6,5 300000 0,5 22
2.1.2 Корректированиепериодичности ТО и ТР
Скорректированнаявеличина периодичности ТО-1 и ТО-2 определяется по формуле:
L1 = Li*К1*К2*К3, [1, стр. 157]
где
Li – нормативная периодичность ТО;
К1 – коэффициенткорректирования нормативов в зависимости от категории эксплуатации;
К2 – коэффициент,учитывающий модификацию подвижного состава;
К3 – коэффициенткорректирования нормативов в зависимости от периодично- климатических условий;
L1 = 4000 км; К1 = 0,8; К2 = 1,0; К3 =0,9; L2 = 12000 км;
L1 = 4000*0,8*1,0*0,9 = 2880 км;
L2 = 12000*0,8*1,0*0,9 = 8640 км;
Скорректированнаявеличина пробега до КР находится по формуле:
Lкр = Lкр.н*К1*К2*К3, [1, стр. 157]
где
Lкр.н – норма пробега до КР;
К1 – коэффициент,учитывающий категорию условий эксплуатации;
К2 – коэффициент,учитывающий модификацию подвижного состава;
К3 – коэффициент,учитывающий климатические условия;
Lкр.н = 300000 км; К1 = 0,8; К2 = 1,0;К3 = 0,9;
Lкр = 300000*0,8*1,0*0,9 = 216000 км.
2.1.3 Корректирование пробега до ТО-2 и ТР по кратностисреднесуточного пробега
Коэффициент кратностимежду значениями периодичности ТО среднесуточного пробега находится по формуле:
n1 = L1/Lсс, [1, стр. 149]
где
L1 – нормативная периодичность ТО-1;
Lсс – 200 км; L1 = 2880;
n1 = 2880/200 = 14,4 (принимаем 15).
Тогда принятое значение снормативной периодичностью ТО-1 находится по формуле:
L1 = Lсс*n1, [1,стр. 150]
где
n1 – коэффициент корректирования
L1 = 200*15 = 3000 км.
Коэффициент кратностимежду значениями периодичности ТО-2 и принятого ТО-1 определяется по формуле:
n2= L2/L1, [1, стр. 151]
где
L1 и L2 – нормативная периодичность ТО-1 и ТО-2;
n2 = 8640/3000 = 2,88 (принимаем 3).
Тогда принятое значениескорректированного ТО-2, определяется по формуле:
L2 = L1*n2, [1, стр.151]
где
L1- нормативная периодичность ТО-1;
n2 – коэффициент корректирования;
L1 = 3000; n2 = 3;
L2 = 3000*3 = 9000 км.Коэффициент кратности между значениями среднециклового пробега принятой периодичности ТО-2 определяется по формуле:
n3 = Lкр/L2, [1,стр. 154]
где
Lкр – норма пробега до КР;
L2 – нормативная периодичность ТО-2;
Lкр = 216000; L2 = 9000;
n3 = 216000/9000 = 24 (принимаем 24).
Тогда принятое значениесредне циклового пробега определяется по формуле:
Lкр = L2*n3, [1, стр. 154]
где
L2 – нормативная периодичность ТО-2;
n3 – коэффициент корректирования;
L2 = 9000; n3 = 24;
Lкр = 9000*24 = 216000 км.
2.1.4Корректирование нормы дней простоя в ТО и ремонте
Определяется по формуле:
dто и тр = dнтои тр * К4(ср), дн/1000 км [1, стр.155]
где
К4(ср)– коэффициент корректирования нормативов удельной трудоемкости текущего ремонтаи продолжительность простоя в ТО и ремонте в зависимости от пробега с началаэксплуатации.
Таккак у нас пробег с начала эксплуатации 165000 км, а пробег для КамАЗ-53215 доКР равен 300000, то доля пробега с начала эксплуатации будет составлять165000/300000 = 0,55. Тогда К4(ср) = 1,0
dто итр = 0,5 * 1,0 = 0,5 дн/1000 км
2.1.5Корректирование удельной трудоемкости текущего ремонта
Определяется по формуле:
tтр =tнтр * К1 * К2* К3* К4(ср)* К5, чел-ч/1000 км [1, стр.135]
где
К1 =1,2 – коэффициент корректирования нормативов в зависимости от категорииэксплуатации;
К2 =1,0 – коэффициент, учитывающий модификацию подвижного состава;
К3 =1,1 – коэффициент корректирования нормативов в зависимости отприродно-климатических условий;
К4 =1,0 – коэффициент корректирования нормативов удельной трудоемкости текущегоремонта и продолжительность простоя в ТО и ремонте в зависимости от пробега сначала эксплуатации;
К5 =1,15 – коэффициент корректирования трудоемкости.
tтр =6,5*1,2*1,0*1,1*1,0*1,15 = 9,9 чел-ч/1000 км
По результатампроизведенных расчетов составим таблицу корректирования пробега автомобилейКамАЗ-53215 до ТО-1, ТО-2 и КР для автотранспортного предприятия.
Таблица 2 — Корректирование пробега до ТО-1, ТО-2 и КРПробег Обозначение Значение пробега в км Нормативное корректирование Корректирование по кратности Принятое для расчета До То-1 L1 2880 200*15 3000 До ТО-2 L2 8640 3000*3 9000 До КР Lкр 216000 9000*24 216000
2.1.6 Расчетколичества ТО на 1 автомобиль за цикл
Количество ТО-2 находитсяпо формуле:
N2 = Lкр/L2-Nк, [1, стр. 136]
где
Lкр – значение пробега до КР;
L2 – нормативная периодичность ТО-2;
Nк – количество КР за цикл;
Lкр = 216000 км; L2 = 9000 км; Nк = 1;
N2 = 216000/9000-1 = 23
Количество ТО-1 находится по формуле:
N1 = Lкр/L1-Nк-N2, [1, стр. 136]
где
Lкр – значение пробега до КР;
L1 – нормативная периодичность ТО-1;
Nк – количество КР за цикл;
N2 – количество ТО-2 на 1 автомобиль;
Lкр = 216000 км; L1 = 3000 км; Nк = 1; N2 =23;
N1 = 216000/3000-1-23 = 48
Количество ЕО находитсяпо формуле:
Nео = Lкр/Lсс, [1,стр. 137]
где
Lкр – значение пробега до КР;
Lсс – среднесуточный пробегавтомобиля;
Lкр = 216000 км; Lсс = 200 км;
Nео = 216000/200 =1080
2.1.7Коэффициент технической готовности
Коэффициенттехнической готовности по каждому автомобилю на предприятии определяется поцикловому пробегу:
αт= Дэ/(Дэ + Дто и тр + Дкр), [1, стр.137]
где
Дэ — дни эксплуатации за цикловой пробег:
Дэ =Lкр/ lсс, дн [1, стр.137]
где
Lкр =216000 км; lсс = 200 км
Дэ =216000/200 = 1080 дн
Дто итр — дни простоя в ТО и ТР за цикловой пробег:
Дто итр = Lкр * dто и тр /1000, дн [1, стр.137]
где
dто итр = 0,5 – скорректированная норма дней простоя в ТО и ремонте
Дто итр = 216000*0,5/1000 = 108 дн
днипростоя в КР:
Дкр =dкр + dтранс, дн [1, стр.138]
где
dкр =22 дн – исходный норматив
dтранс= 0,15* d кр, дн – дни транспортировки [1, стр.138]
dтранс= 0,15*22 = 4 дн
Дкр =22 + 4 = 26 дн
αт= 1080 /(1080 + 108 + 26) = 0,89
2.1.8Коэффициент использования автомобилей
Определяется по формуле:
αи= Дрг*Ки* αт /365 [1, стр.138]
где
Дрг –количество рабочих дней в году
αт– коэффициент технической готовности
Ки =0,95 – коэффициент системы использования технически исправных автомобилей поорганизационным причинам
αи= 253*0,95*0,89 / 365 = 0,59
2.1.9Годовой пробег
Определяется по формуле:
∑Lг =365*Аи*lсс*αи, км [1, стр.140]
где
Аи =50 – списочное количество автомобилей АТП, шт
lсс =200 км – среднесуточный пробег
αи– коэффициент использования автомобилей
∑Lг= 365*50*200*0,59 = 2153500 км
Коэффициент перехода от цикла к году находим по формуле:
hг = Lг/Lкр, [1, стр. 140]
где
Lг = ∑Lг/ Аи – годовой пробег автомобиля;
Lкр – значение пробега до КР;
Lг = 2153500/50 = 43070 км; Lкр = 216000 км;
hг = 43070/216000 = 0,2
Годовая производственнаяпрограмма определяется по формуле:
Nг = åLг/Lкр; [1, стр. 147]
Nг = 2153500/216000 = 10
Сменная программарассчитывается по формуле:
Nсм = Nг/Дрг * Сcм * hг [1, стр. 147]
Сcм = 1 односменный режим работы;
Nсм = 10/253*1*0,2 = 0,2 (принимаем Nсм = 1)
2.1.10Общая годовая трудоемкость ТР
Годовой объём работ(время, которое нужно затратить производственным рабочим для выполнения годовойпроизводственной программы) представляет собой годовую трудоёмкость ремонтаизделий в человеко-часах и рассчитывается по формуле:
∑Ттр= tтр*∑Lг/1000, чел-ч [1, стр.140]
где
tтр –скорректированная удельная трудоемкость; ∑Lг – годовой пробег
tтр =9,9 чел-ч; ∑Lг = 2153500
∑Ттр= 9,9*2153500/1000 = 21319,7 чел-ч
2.1.11Годовая трудоемкость работ по топливному участку
Годовая трудоёмкостьработ по техническому обслуживанию и сопутствующему техническому ремонтуавтомобилей в топливном участке рассчитывается по формуле:
Тцех= ∑Ттр*Сцех.р/100, чел/ч [1, стр.142]
где
∑Ттр– общая годовая трудоемкость ТР
Сцех.р= 4
∑Ттр=21319,7 чел/ч
Тцех= 21319,7*4/100 = 852,8 чел/ч
2.2 Расчет численностипроизводственных рабочих
Распределениетрудоемкости на моторном участке – это30% работ от трудоемкости ТР.
Количествоисполнителей технологически необходимых и фактически являющихся на работу научасток дизельной топливной аппаратуры рассчитывается по формуле:
Рт =Тцех /Фм, чел [1, стр.158]
где
Тцех– годовая трудоемкость
Фм –годовой фонд времени
Тцех= 852,8 чел/ч; Фм = 1820 час.
Рт =852,8/1820 = 0,47 чел
Число вспомогательныхрабочих Рвсп, определяется в процентах от списочного числа производственныхрабочих и рассчитывается по формуле:
Рвсп = Пвсп * Рш, [1,стр. 159]
где
Пвсп — процентвспомогательных рабочих;
Рш = Рт — штатное числорабочих (чел.);
Пвсп = (0,25 — 0,3); Рт =1,3 чел
Рвсп = 0,25*0,47 = 0,12человека.
Таким образом, составрабочих на топливном участке принимаем 1 человека, который заносится вспециальную ведомость.
Таблица3 – Распределение исполнителей топливного цеха по специальностямВиды работ Распределение трудоемкости, % Количество исполнителей расчетное принятое По ремонту узлов системы питания 100 1 1
2.3 Подбор технологического оборудования
Таблица 4 — Перечень технологического оборудования№ Наименование Кол-во Габаритные размеры, м Площадь Примечание 1 2 3 4 5 6 1 Ларь для использованной ветоши 1 0,44X0,32 0,14 2 Ларь для чистой ветоши 1 0,44X0,32 0,14 3 Раковина (умывальник) 1 0,5X0,4 0,2 4 Шкаф сушильный для деталей 1 0,7X0,5 0,35 1,8кВт 5 Ванна для чистки и мойки деталей и сборочных единиц 1 0,9X0,8 0,72 6 Стеллаж секционный полочный для деталей 2 1,5X0,56 1,68 7 Стенд для проверки топливной аппаратуры 1 0,65X0,45 0,29 КИ-921М 8 Ларь для отходов 1 0,44X0,32 0,14 9 Верстак слесарный с тисами 1 1,6X0,8 1,28 10 Тумбочка инструментальная 2 0,8X0,6 0,96 11 Стенд для замера давления в системе 1 1,0X1,07 1,07 КИ-4801 12 Пожарный щит и ящик с песком 1 0,6X0,4 0,24 13 Стол монтажный металлический 1 1,5X0,8 1,2 14 Стенд для проверки плунжерных пар 1 0,6X0,75 0,45 КИ-16301А 15 Стенд для испытания форсунок 1 0,55Х0,41 0,22 КИ-3332А 16 Стенд для разборки и сборки ТНВД 1 0,55Х 0,48 0,26 СО-1606А 17 Прибор для замера активного хода плунжера 1 0,55X0,45 0,25 КИ-3396 18 Прибор для проверки гидравлической плотности нагнетательных клапанов 1 0,55Х0,45 0,25 КИ-1086 19 Шкаф для приборов и инструментов 1 1,2Х 0,5 0,6 Итого 10,44
2.4 Расчетпроизводственных площадей
Площадь участкаопределяется по формуле:
Fуч = fo*Кn, [1, стр. 167]
где
Кn – коэффициент плотности расстановки оборудования учитывающихналичие проходов и проездов, для топливного цеха равен 4;
fo – площадь оборудования, м.кв.;
Fуч = 10,44 * 4 = 41,76 мкв.
Принимаем площадьтопливного участка 42 мкв, у которого ширина 6 м, а длина 7 м.
3. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
3.1 Организация АТП
Техническая служба АТП организует и управляет работой системыобслуживания и ремонта, осуществляя комплекс мероприятий по ТО и ремонтуподвижного состава, снабженного запасными частями и агрегатами, горюче — смазочными материалами, хранение подвижного состава и другое.
Функции технической службы организационного направлениясвязана с обеспечением определенного уровня безотказной работы подвижногосостава в процессе эксплуатации с минимальным трудовым и материальнымииздержками. С этой целью техническая служба осуществляет планирование иобеспечение оптимальной работы системы ТО и ремонта и прогнозирование еедеятельности на длительных периодах. Техническая служба организует свою работус учетом количества, возраста парка и условий эксплуатации автомобилей,состояния материально-технической базы и квалификации рабочих.
Задачи технической службы:
1. В области организации и управления:
— разработка планов ТО автомобилей, обеспечивающих регулярнуюработу участка и поступления в него агрегатов и узлов. С этой целью:
— разрабатываются годовые, квартальные и месячные планыпоступления подвижного состава в систему ТО и в капитальный ремонт;
— совершенствуются организация и технологический процессобслуживания с целью повышения качества работ и сокращения продолжительностипростоя подвижного состава в ТО и текущем ремонте;
— обеспечивается техническая подготовка водительского составакак средство надежности работы автомобилей;
— осуществляется непрерывное управление качеством ТО иремонта через систему управления производством с целью повышения эффективностиработы подвижного состава.
2. Ведется установленный учет и ответственность потехнической службе.
3. В области технологии осуществляются:
— установленный технический процесс ТО подвижного состава иего совершенствование;
— пересмотр регламентов диагностирования и технологии работпо ТО с целью сокращения объемов работ и повышения их качества;
— внедрение новых средств механизации и автоматизациипроизводственных процессов обслуживания и разработка нормирующих условийоптимальности их работы;
— организуется и осуществляется материально — техническоеобеспечение работы системы ТО и текущего ремонта. С этой целью производятсянеобходимые расчеты потребных материально и технических средств, подаются наних заявки и организуется доставка их на склад АТП.
3.2 Организация производственного процесса ремонта подвижногосостава АПТ на участке
В данном топливном цехе предусмотрен оперативно участковыйметод организации работ. Он состоит в том, что ремонт агрегатов и узлов системыпитания подвижного состава АТП распределяется между производственными участкамиполностью ответственными за качество и результат работ.
Следовательно, топливный участок является одним из основныхзвеньев производства, так как он выполняет работы по ремонту ТНВД и системыпитания подвижного состава автомобильного парка.
Этот метод предусматривает тщательный учет всех элементовпроизводственного процесса, а также расходы запасных частей и материалов.
С целью повышения производительности и безопасности труда,улучшения условий хранения агрегатов и сборочных единиц в состав цеха топливнойаппаратуры входят: верстаки, шкафы, установки, стеллажи и ванны. Верстаки — этооборудование предназначено для хранения инструмента, удобного размещениявспомогательных приспособлений и качества проведения работ. Шкафы служат дляхранения монтажных принадлежностей, инструмента и приспособлений, аппаратуры. Стеллажи предназначены для хранения сборочныхединиц, различного инструмента и деталей. Они представляют собой сварнуюконструкцию из уголка, обшитого стальными листами. Ванна для очистки: включаетв себя сварной каркас, шкаф с замком и вытяжной зонт. Для поддержанияопределенного температурного режима зонт оборудован дросселем и рычагомуправления. Для сбора и удаления продуктов очистки служат поддон и выпускнойпатрубок.
Участком по ремонту топливной аппаратуры обслуживается АТП,так как основная часть автомобилей оборудована дизельными силовыми агрегатами.На участке производят ремонт топливных насосов высокого давления стопливоподкачивающим насосом, форсунок, топливо проводов высокого давления,фильтров. Также на участке проводят ремонт, регулировку, проверку, испытание иконсервацию новых и запасных узлов топливной аппаратуры. Тем самым добиваютсяповышения производительности труда за счет снижения до минимума времени простояиз-за неисправной топливной аппаратуры. Качество выполняемых на участке работво многом зависят от квалификации специалистов, оборудования и приспособлений,использованных при ремонте. Важную роль играет организация технологическогопроцесса и качество используемых деталей.
На участке располагаютсястеллажи для поступающей на ремонт и уже отремонтированной топливнойаппаратуры. Ещё расположены ванны с техническими жидкостями для поверхностноймойки ТНВД и форсунок, мойки прецизионных деталей.
Проверку и регулировку топливного насоса высокого давленияпроизводят на специальном стенде КИ-921М. Стенд СО-1606А используется дляразборки и сборки топливного насоса имеет комплект головок для соответствующегонасоса. При малой программе ремонта используют имеющиеся в наличии ручныевинтовые съемники, универсальный и специальный инструмент. Слесарный верстак стисками оборудован наборами ключей и приспособлений. Стенд КИ-795 служит для проверкигидравлической плотности плунжерных пар, и прибор КИ-3369 позволяет измеритьактивный ход плунжера. Прибор КИ-1086 используется для проверки гидравлическойплотности нагнетательных клапанов. Рядом с этими приборами располагаютсястеллажи со специальными ячейками для укладывания прецизионных деталей. А такжеиспользуется тележка-этажерка, для укладывания деталей и инструментов. Имеетсястенд для регулировки и проверки технического состояния топливоподкачивающегонасоса и стойка с приспособлением для его ремонта. Для ремонта форсунокиспользуется специально оборудованный верстак. А для проверки техническогосостояния и регулировки форсунок прибор КИ-3333.
Согласно требованиям пожарной безопасности на участке ремонтатопливной аппаратуры располагается пожарный щит и ящик с песком. Для оказанияпервой медицинской помощи при травмах участок оборудован аптечкой.
3.3 Организация рабочего места
Рабочее место — это первичное производственное звено, вкотором происходит соединение трех элементов процесса труда: предметов труда(объекта ремонта), средств труда (оборудование, инструмент) и самого труда(человека). Оно представляет собой определенный участок производственнойплощади, закрепленной за исполнителем или группой исполнителей ипредназначенной для выполнения определенного вида работ.
Правильная организация рабочего места имеет исключительнобольшое значение и служит одним из главных направлений совершенствованияорганизации труда.
Основные факторы, влияющие на организацию рабочего места, — это характер технологического процесса и организация производства. Ониопределяют операции, выполняемые на рабочем месте, оснащенность и оборудование,планировку и обслуживание рабочего места.
Оснащенность и оборудование рабочего места зависит от типа ихарактера производства и от вида выполняемой работы. Обычно рабочее местооснащается и оборудуется:
— основным технологическим оборудованием;
— основной технологической оснасткой;
— предметами труда;
— вспомогательным оборудованием и оснасткой;
— производственной мебелью;
— приспособлениями и инструментом по уходу за средствамитруда и рабочим местом;
— средствами сигнализации, связи, освещения и вентиляции.
Приспособления,инструмент и объекты ремонта должны быть расположены так, чтобы исключитьлишние и нерациональные движения и хождения рабочего. Все должно быть «подрукой». Материалы, детали и узлы, применяемые в первую очередь, а также частоиспользуемый инструмент и приспособления располагают ближе. То, что берутправой рукой, располагают справа, а левой рукой — слева. Каждый инструмент илиприспособления после использования следует возвращать на свое, строгоопределенное место. Все детали и узлы, необходимые при сборке, располагают наопределенных местах в поле зрения работающего.
Обслуживание рабочего места — очень важное мероприятиеповышения производительности труда. Характер обслуживания многообразен, требуетучастия многих лиц, в том числе и самого рабочего-исполнителя.
Для создания условий бесперебойной работы необходимозаблаговременно снабдить рабочих инструментом, приспособлениями, плановой итехнической документацией, деталями, узлами, агрегатами и необходимымиматериалами. Ежесменно требуется отвозить с рабочего места готовую продукцию,следить за исправностью оборудования, оснастки и при необходимости своевременноналаживать их. Кроме того, следует контролировать качество ремонтируемыхобъектов, следить за чистотой и порядком рабочего места — убирать отходыпроизводства, освободившуюся тару и др.
Существенное влияние напроизводительность рабочего оказывают общие санитарно-гигиенические иэстетические условия на рабочем месте: шум, температура воздушной среды,освещение, окраска оборудования и др. Поэтому необходимо систематическиследить, чтобы эти условия соответствовали существующим нормам и требованиям охранытруда.
3.4 Схема управлениятопливным цехом на АТП
/>
4. ТЕХНИКАБЕЗОПАСНОСТИ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Под охраной трудапонимают систему законодательных актов и соответствующих им мероприятий,направленных на сохранение здоровья и работоспособности трудящихся. Системаорганизационных и технических мероприятий и средств, предоставляющих предотвращениепроизводственный травматизм, носит название техники безопасности.
Производственнаясанитария предусматривает мероприятия по правильному устройству и содержаниюпромышленных предприятий и оборудования (надлежащее освещение, правильноерасположение оборудования и т.д.) создание наиболее здоровых и благоприятныхусловий труда, предотвращающих профессиональные заболевания рабочих. КЗоТявляется основным положением по охране труда.
4.1 Техника безопасности при выполнении работ
Для предупреждения производственного травматизма в каждомпредприятии необходимо:
— инструктировать по безопасным приёмам работы;
— контролировать соблюдение правил техники безопасности.
Техника безопасности в топливном цехе:
— при снятии агрегатов и деталей, связанных с большимфизическим напряжением, а также при неудобстве в работе следует применятьприспособления и съёмники, обеспечивающие безопасность выполнения даннойработы;
— при разборке снимать, транспортировать и устанавливатьтяжеловесные узлы следует при помощи подъёмно-транспортных механизмов,оборудованных приспособлениями, захватами, гарантирующими полную безопасностьработ;
— запрещается пользоваться электроинструментом с неисправнойизоляцией или отсутствием заземления.
Кроме изучения инструкций предусматривается вводныйинструктаж при поступлении на работу, инструктаж на рабочем месте,дополнительные инструктажи и обучение по специальной программе.
Вводный инструктаж проводится в целях ознакомленияпоступающих на работу с общей производственной обстановкой и особенностямиработы предприятия, с опасностями, встречающимися при работе на предприятии.
Инструктажнепосредственно на рабочем месте является практическим показом безопасногоприёма труда.
При переводе на другую должность или на другой участок,каждый работник проходит специальный инструктаж на рабочем месте.
4.2 Производственная санитария
В задачи производственной санитарии входят: мероприятия поустранению вредного действия на людей отработавших газов, этилированногобензина, ДТ, кислот и щелочей, растворителей и других материалов и веществ,недопущение высоких и низких температур, повышенной влажности впроизводственных помещениях и прочих факторов, которые могут оказывать вредноевлияние на здоровье людей.
Чтобы обеспечить успешное проведение этих мероприятий, каждыйработник автохозяйства должен хорошо знать свойства применяемых приэксплуатации, обслуживании и ремонте автомобилей, а также правила общения сними.
Важным условием безопасного и высокопроизводительного трудаявляются устранение производственного вреда, а именно:
— загрязнение воздушной среды;
— шумов и вибрации;
— не нормального теплового режима (сквозняки, низкая иливысокая темпера-тура на рабочих местах).
Под воздействием производственного вреда могут возникнутьпрофессиональные заболевания. Задачи производственной санитарии и гигиены трудаявляется полное исключение или существенное уменьшение производственного вреда.Помещения автотранспортного предприятия оборудованы отоплением,проточно-вытяжной вентиляцией, санитарно бытовыми помещениями, душевыми,гардеробными, умывальниками, туалетами, помещением для приема пищи и местамидля курения.
4.3 Противопожарные мероприятия
Для помещений АТП и служб автосервиса характерна высокаяпожароопасность. Чтобы не создать условий пожара в АТП запрещается:
— допускать попадание на двигатель и рабочее место топливо имасло;
— оставлять в кабине (салоне), на двигателе и рабочих местахобтирочные материалы;
— допускать течь в топливопроводах, баках и приборах системыпитания;
— держать открытыми горловины топливных баков и сосудов своспламеняю-щимися жидкостями;
— мыть или протирать бензином кузов, детали и агрегаты, мытьруки и одежду бензином;
— пользоваться открытым огнем при устранении неисправности;
— подогревать двигатель открытым огнем.
Все проходы, проезды, лестницы, и рекриации АТП должны бытьсвободны для прохода и проезда. Чердаки нельзя использовать подпроизводственные и складские помещения.
Курение на территории производственных помещений АТПразрешено только в отведенных для этого местах, оборудованных противопожарнымисредствами и надписью «Место для курения».
Пожарные краны во всех помещениях оборудуют рукавами истволами, заключенными в специальные шкафы. В помещениях для ТО и ремонтаавтомобилей устанавливают пенные огнетушители (один огнетушитель на 50 мплощади помещений) и ящики с сухим песком (один ящик на 100 м2площади помещения). Около ящика с песком на пожарном стенде должнырасполагаться лопата, лом, багор, топор, пожарное ведро.
Своевременное обнаружение загорания и быстрое уведомлениепожарной команды является главным условием успешной борьбы с пожаром.
По степени пожарнойбезопасности топливный цех относится к категории Д. Эта категория пожарноепомещение с наличием материалов способных гореть при создании определенныхусловий. Помещения данной категории должны быть оборудованы пожарными щитами.Пожарный щит и ящик должны быть установлены перед входом в участок. Пожарный щит должен быть оборудован следующим пожарныминвентарем: два огнетушителя, два ведра, две лопаты, два топора, багор.
Ответственный за пожарнуюбезопасность назначается бригадир или мастер.
4.4 Расчет освещенияна участке
Расчёт естественногоосвещения сводится к определению числа оконных проёмов при боковом освещении.
Световая площадь оконныхпроёмов участка рассчитывается по формуле:
Fок = Fц * a, [1,стр. 200]
где
Fц — площадь пола участка (принимаемиз расчёта по формуле)
Fц = 42 м2
a — световой коэффициент.
a = (0,25-0,30), (принимаем a = 0,26).
Foк = 42 * 0,26 = 11 м2
Принимаем 2 оконныхпроема общей площадью 11 м2, ширина 2,2 м, высота 2,5 м, чтообеспечивает необходимую освещенность участка.
Общая световая мощностьламп находится по формуле:
Wосв = R * Fц, [1, стр. 205]
где
R – норма расхода электроэнергии (Вт *м2, принимаем равной 15Вт* м2)
Fц — площадь участка = 42 м2.
Wосв = 15*42 = 630 Вт.
Берем 3 лампы накаливаниямощностью каждой из них по 200 Вт, и одну лампу на 30 Вт.
4.5 Расчет вентиляции
В топливном цехепредусмотрена естественная вентиляция, при выполнении определённых операций свредными для здоровья веществами используется искусственная вентиляция.
Исходя из объёмапомещения и кратности объёма воздуха, рассчитываем производительностьвентилятора:
W = Vц*Ка, [1, стр. 206]
где
Vц = h*Fц – объём помещения, м3;
h = 4,2 м – высотаучастка;
Vц = 42 * 4,2 = 176,4 м3;
Ка = 5 –кратность объёма воздуха;
W = 176,4 * 5 = 882 м3.
4.6 Охрана окружающей среды
Территория, производственные, вспомогательные, санитарнобытовые помещения и площадки для хранения автомобилей должны соответствоватьдействующим санитарным нормам и правилам. Мусор, производственные отходы и т.д.необходимо своевременно убирать в специально отведённые места. Территориипредприятий должны быть оборудованы водоотводами. Там где используются кислоты,щёлочи и нефтепродукты, полы должны быть устойчивы к воздействию этих веществ ине поглощать их.
Помещениядля хранения и технического обслуживания автомобилей, где возможно быстроеповышение концентрации токсичных веществ в воздухе, должны оборудоватьсясистемой автоматического контроля за состоянием воздушной среды в рабочей зонеи сигнализаторами.
Воздух, удаляемый из помещений для окраски автомобилей спомощью пульверизатора, перед выбросом наружу должен очищаться в гидравлическихфильтрах.
Предприятия должны оборудоваться хозяйственно-питьевым ипроизводственным водопроводом, а также производственной канализацией всоответствии с нормами. При отсутствии в районе предприятия канализационнойсети очистка сточных вод предприятия, а также выбор места их спуска должныпроизводиться с соблюдением правил охраны поверхностных вод от загрязнения ихсточными водами.
Осадки исобранные нефтепродукты из очистных сооружений удаляются по мере их накопления,но не реже одного раза в неделю. Местные очистные установки должны размещатьсявне зданий на расстоянии от наружных стен не менее 6 метров. Как исключение этиустановки допускается размещать в отдельно стоящих зданиях для мойкиавтомобилей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При курсовомпроектировании, я изучил структуру и методы работы АТП и в частности цехатопливной аппаратуры. Произвел расчеты для данного участка, а именно годовойобъем работ, площадь, численность рабочих. Подобрал для данного участкаоборудование.
Изучил организацию работыАТП и в частности цеха топливной аппаратуры, произвел расчет освещения ивентиляции участка.
Акцентируется внимание натехнику безопасности, производственную санитарию, экологию и другиетехнологические показатели.
Количество автомобилей 50штук
Годовая трудоемкостьработ 852,8 чел/ч
Число производственныхрабочих 1 чел
Площадь участка 42 м2
Площадь оконных проёмов 11 м2
Мощность ламп 630 Вт
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. БеляевМ.М. «Справочник авторемонтника изд-ва «Наука»».
2.Напольский Г.М. «Технологическое проектирование автотранспортныхпредприятий и станций технического обслуживания».
3.Афанасьев Л.Л., Колясинский Б.С., Маслов А.А. «Гаражи и станции.
4.Григорьев М.А., Бунаков Б.М., Долецкий В.А.»Автомобили".
5. ИвановМ.И. «Справочник по нормированию труда на автомобильном транспорте».
6. СаловА.И. «Охрана труда на предприятиях автомобильного транспорта».
7.Краморенко Г. В. " Техническая эксплуатация автомобилей" Транспорт,1983 г.
8. КрыловА. Д. «Методические указания по выполнению курсового проекта».
9.Фастовцев Г.В. " Организация технического обслуживания и ремонтаавтомобилей".
10. И.С.Туревский «Экономика и управление автомобильным транспортом».
11. О.А.Курбангалеева „Автотранспортное предприятие“.
12. Анисимов А.П. «Организацияпланирования и планирование работы автопредприятий» — М.: Транспорт, 1982.
13. Охранатруда на предприятии автомобильного транспорта. Под ред. Э.М. Коган, В.А.Хойкин.- Москва: «Транспорт», 2000.
14. Барун В.Н. Техническое обслуживаниеи ремонт автомобиля КамАЗ.