Реферат по предмету "Экономика"


Предприятия оптовой торговли: понятие, функции, организационные формы

Введение
Развитиеторговли, обмена материальными и духовными ценностями между отдельными лицами,странами и народами всегда составляло важнейший источник жизнеспособностичеловеческого общества, роста материального и духовного уровня людей.Отсутствие торговли, как известно, характеризовало состояние доцивилизованного,первобытного общества. Первые древнейшие цивилизации стали возникать в условияхпервоначальных, во многом еще примитивных торговых операций – обменов излишкамипроизводимых продуктов. Те цивилизации и страны, которые всячески содействовалиразвитию торговых отношений, могли укреплять свое могущество, создавалибогатство материальной и духовной культуры. Товар – средство удовлетворенияпотребностей людей.
Движущей идеейторговли вообще и искусства торговать в частности является удовлетворение или,по меньшей мере, стремление к наиболее полному удовлетворению многообразныхнужд, потребностей и запросов человека. Под нуждой понимается чувство ощущаемойчеловеком нехватки или отсутствия чего-либо. Понятно, что нужды человечествахарактеризуются чрезвычайным многообразием и включают в себя:
– физиологическиепотребности в пище, тепле, одежде, безопасности;
– социальныенужды (имеются в виду потребности человека в духовной близости, опеке, влияниии привязанности);
– личныенужды (например, в самовыражении, в получении образования).
Всеперечисленные выше нужды являются составляющими исходной природы человека. Вотпочему человек чувствует себя несчастным или глубоко обездоленным, если егонужда не удовлетворена.
Оптоваяторговля как никакое другое звено, связанное с реализацией товаров, способнаактивно регулировать региональные и отраслевые рынки за счёт накопления иперемещения товаров. Это направление работы и должно занять определяющее местово всей её деятельности. Оптовые предприятия призваны совершенствоватьзвенность товародвижения, развивать централизованную поставку и кольцевой завозтоваров.
В настоящеевремя наряду с положительным в деятельности оптовых предприятий имеютсясущественные недостатки. Нередко не соблюдаются сроки поставки товаров,нарушаются договорные обязательства по объёму, ассортименту и качествупоставляемых товаров. От работы оптовой торговли во многом зависитэффективность функционирования всего народнохозяйственного комплекса,сбалансированность внутреннего рынка, удовлетворение растущих потребностейлюдей. В новых условиях хозяйствования сфера оптовой торговли будет значительнорасширена. Усиление роли товарно-денежных отношений связано не только сразвитием оптовой торговли предметами потребления, но и с переходов к оптовойторговле средствами производства. Эти две формы становятся важнейшими каналамипланомерного движения материально-технических и товарных ресурсов. Оптовики обеспечиваютэффективность торгового процесса. Мелкому производителю с ограниченнымифинансовыми ресурсами не под силу создать и содержать организацию прямогомаркетинга. Даже располагая достаточным капиталом, производитель предпочитаетнаправлять средства на развитие собственного производства, а не на организациюоптовой торговли. Эффективность деятельности оптовых торговцев практическивсегда выше благодаря размаху операций, большему числу деловых контактов всфере розничной продажи и наличию специальных знаний и умений. Розничныеторговцы, имеющие дело с широким ассортиментом товаров, обычно предпочитаютзакупать весь набор товаров у одного оптовика, а не по частям у разныхпроизводителей.
Оптоваяторговля охватывает всю совокупность товарных ресурсов, являющихся каксредствами производства, так и предметами потребления. На товарном рынкеоптовая торговля представляет собой активную часть сферы обращения.

1. Природа и значение оптовой торговли
Торговля – это вид предпринимательской деятельности, где объектомдействия является товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживаниепокупателей в процессе продажи товаров, их доставки, хранения и подготовки кпродаже. [1] Предприятия оптовой торговли реализуют товар юридическим лицам ииндивидуальным предпринимателям, приобретающим товар для последующейперепродажи, а также организациям, закупающим товар (сырье, комплектующие) дляпроизводства иной продукции, то есть товар передается для использования впредпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным(семейным, домашним и т.д.) использованием. Отношения продавца покупателятовара в данном случае чаще всего оформляются договорами поставки. Такимобразом, с точки зрения гражданского законодательства торговля подразделяетсяна виды в зависимости от цели приобретения товара и характера его дальнейшегоиспользования. Оптовая торговля оказываетуслуги производителям товаров и розничной торговле. В результате еёдеятельности товар приближается к потребителю, но ещё не попадает в сферуличного потребления.
Важнейшаязадача оптовой торговли – планомерно регулировать товарное предложение всоответствии со спросом. Объективная возможность успешно решить эту задачуобусловлена промежуточным положением оптовой торговли: в ней концентрируетсязначительная часть товарных ресурсов, что позволяет не ограничиватьсяоперациями пассивного характера, а активно влиять на сферу производства,розничную торговлю и через неё – на сферу потребления.
Оптоваяторговля как никакое другое звено, связанное с реализацией товаров, способнаактивно регулировать региональные и отраслевые рынки за счёт накопления иперемещения товаров. Это направление работы и должно занять определяющее местово всей её деятельности.
Оптовыепредприятия призваны совершенствовать звенность товародвижения, развиватьцентрализованную поставку и кольцевой завоз товаров. В настоящее время наряду сположительным в деятельности оптовых предприятий имеются существенныенедостатки. Нередко не соблюдаются сроки поставки товаров, нарушаютсядоговорные обязательства по объёму, ассортименту и качеству поставляемыхтоваров. От работы оптовой торговли во многом зависит эффективностьфункционирования всего народнохозяйственного комплекса, сбалансированностьвнутреннего рынка, удовлетворение растущих потребностей людей. В новых условияххозяйствования сфера оптовой торговли будет значительно расширена. Усилениероли товарно-денежных отношений связано не только с развитием оптовой торговлипредметами потребления, но и с переходов к оптовой торговле средствамипроизводства. Эти две формы становятся важнейшими каналами планомерногодвижения материально-технических и товарных ресурсов.
Основнойпоказатель хозяйственной деятельности предприятий и организаций оптовойторговли – оптовый товарооборот. [2] Он представляет собой продажу товаровнародного потребления и производственного назначения для последующей реализациинаселению, а также поставку для внерыночных потребителей и экспорта. Оптовыйтоварооборот отражает переход товаров из сферы производства в сферу обращения иих движение внутри сферы обращения. Его объём, структура, виды и формытовародвижения предопределяют другие важнейшие показатели хозяйственнойдеятельности.
Основная цельанализа торговой деятельности оптовых предприятий – выявление, изучение имобилизация резервов развития товарооборота, улучшения обслуживанияпокупателей, совершенствования товародвижения. В процессе анализа необходимодать оценку выполнения планов оптового товарооборота и поставки товаровпокупателям; изучить их в динамике; выявить и измерить влияние факторов наразвитие оптового товарооборота; изучить причины недостатков вторгово-коммерческой деятельности, если они имеются, и разработать меры по ихустранению и предупреждению.
Анализ долженпоказать, как оптовое предприятие в своей хозяйственной деятельности учитываетсоциально-экономическое развитие обслуживаемого региона, производственныевозможности промышленных предприятий и других поставщиков, наличие у нихтоварных ресурсов, объём и структуру предполагаемого поступления товаров издругих регионов республики, ближнего и дальнего зарубежья.
Что такоеоптовая торговля? Мы считаем оптовиками торгово-распределительные фирмы, новедь с этой точки зрения оптовой торговлей занимается и мелкая розничнаяпекарня, продающая свои булочки, пирожные и торты местному отелю. Оптоваяторговля включает в себя любую деятельность по продаже товаров или услуг тем,кто приобретает их с целью перепродажи или профессионального использования. Оптовыеторговцы отличаются от розничных по ряду характеристик. [3]
Во-первых,оптовик уделяет меньше внимания стимулированию, атмосфере и расположению своеготоргового предприятия, поскольку он имеет дело преимущественно спрофессиональными клиентами, а не с конечными потребителями. Во-вторых, пообъему оптовые сделки обычно крупнее розничных, а торговая зона оптовика обычнобольше, чем у розничного торговца. В-третьих, в отношении правовых уложений иналогов правительство подходит к оптовым и розничным торговцам с разныхпозиций. А зачем вообще нужны оптовые торговцы? Ведь производители могли быобходить их и продавать товары непосредственно розничным торговцам или конечнымпотребителям. Ответ заключается в том, что оптовики обеспечивают эффективностьторгового процесса. Во-первых, мелкому производителю с ограниченнымифинансовыми ресурсами не под силу создать и содержать организацию прямогомаркетинга. Во-вторых, даже располагая достаточным капиталом, производительскорее предпочтет направить средства на развитие производства, а не наорганизацию оптовой торговли. В-третьих, эффективность деятельности оптовиковнаверняка окажется выше благодаря размаху операций, большему числу деловых контактовв сфере розницы и наличию у них специальных знаний и умений. В-четвертых,розничные торговцы, имеющие дело с широким товарным ассортиментом, нередкопредпочитают закупать весь набор товаров у одного оптовика, а не по частям уразных производителей.
Таким образом,и у розничных торговцев, и у производителей есть все основания прибегать куслугам оптовиков. Оптовиками пользуются, когда с их помощью можно болееэффективно выполнить одну или несколько следующих функций:
• Сбыт и егостимулирование.
Оптовикирасполагают торговым персоналом, который помогает производителю охватитьмножество мелких клиентов при сравнительно небольших затратах. У оптовикабольше деловых контактов, и нередко покупатель верит ему сильнее, чем какому-тодалекому производителю. Закупки и формирование товарного ассортимента. Оптовик всостоянии подобрать изделия и сформировать необходимый товарный ассортимент,избавив таким образом клиента от значительных хлопот. Разбивка крупных партийтоваров на мелкие. Оптовики обеспечивают клиентам экономию средств, закупаятовары вагонами и разбивая большие партии на мелкие.
•Складирование.
Оптовики храняттоварные запасы, способствуя тем самым снижению соответствующих издержекпоставщика и потребителей.
•Транспортировка.
Оптовикиобеспечивают более оперативную доставку товаров, поскольку они находятся ближек клиентам, чем производители.
•Финансирование.
Оптовикифинансируют своих клиентов, пре доставляя им кредит, а заодно финансируют ипоставщиков, выдавая заказы заблаговременно и вовремя оплачивая счета.
• Принятиериска.
Принимая правособственности на товар и неся расходы в связи с его хищением, повреждением, порчейи устареванием, оптовики берут на себя часть риска.
•Предоставление информации о рынке.
Оптовикипредоставляют своим поставщикам и клиентам информацию о деятельностиконкурентов, о новых товарах, динамике цен и т.п.
• Услуги поуправлению и консультационные услуги.
Оптовик нередко помогает розничным торговцам совершенствовать деятельность, обучая ихпродавцов, принимая участие в разработке схемы магазина и устройствеэкспозиций. [4]
В последниегоды росту оптовой торговли способствовало несколько значительных тенденций вэкономике:
1) ростмассового производства на крупных предприятиях, удаленных от основныхпользователей готовой продукции;
2) увеличениеобъемов производства впрок, а не для выполнения уже поступивших конкретныхзаказов;
3) увеличениечисла уровней промежуточных производителей и пользователей.
2. Типыоптовых предприятий, их роль в процессе товародвижения
Оптоваяторговля располагает обширной сетью предприятий, до перехода к рыночнымотношениям подразделявшихся на государственные и кооперативные. В настоящеевремя сеть оптовых торговых предприятий представлена предприятиями различныхформ собственности и ведомственной принадлежности.
Проводимая встране структурная политика развития оптовой торговли долговременной цельюставит обеспечение рыночного разнообразия структур, осуществляющих оптовуюторговую деятельность, что позволит наполнить потребительский рынок товарами,создаст условия для беспрепятственного их продвижения по каналам распределения,активизации отечественных товаропроизводителей.
Существеннорасширяются права оптовых предприятий. Они самостоятельно определяют своюспециализацию, сферу и зону деятельности, уровень автономности функционированияи функциональную ориентацию (диаграмма 1).
Оптоваяторговля в рыночных условиях должна быть более гибкой и способной оптимальнореагировать на любые изменения экономических условий. Это может быть обеспеченона основе последовательного развития типового и видового разнообразия оптовыхструктур на потребительском рынке. В основу типового разнообразия оптовыхпредприятий положены масштабы их деятельности, с учётом чего следует выделятьоптовые предприятия федерального и регионального уровней. Оптовые предприятияфедерального уровня призваны стать стержнем всей внутриотраслевой структурыоптовой торговли.
Оптовыепредприятия общенационального уровня реализуют товары по всей территориистраны. Сюда включаются предприятия, обеспечивающие федеральные нужды, а такжеоптовые структуры межрегионального характера, обслуживающие районы КрайнегоСевера, Дальнего Востока и местности досрочного завоза.
С учётом этогои должен развиваться товарный ассортимент оптовых предприятий общенациональногомасштаба и межрегионального характера. Процесс оптовой реализации товаровзавершают оптовые предприятия регионального уровня. Они закупают товарынепосредственно у товаропроизводителей и у оптовых предприятий федеральногоуровня, доводят их до любых оптовых покупателей в зоне своей деятельности.Главной задачей их функционирования является обеспечение товарами региональныхтоварных рынков.

/>
Диаграмма 1 – Распределениеоборота оптовой торговли организаций оптовой торговли по формам собственности всубъектах Российской Федерации в 2009 г.
На региональномуровне должны получить распространение различного рода объединения. Они могутформироваться как в виде цепных оптовых торговых компаний, так и в видедобровольных оптово-розничных цепей. [6] Каждый тип оптовых предприятий можетсуществовать в различных видах. При этом оптовые предприятия могут бытьследующих видов:
– Независимыеоптовые торговцы;
–Посреднические оптовые структуры (дистрибьюторы);
– Организацииоптового оборота.
Специализирующиесяна оптовой торговле предприятия (независимые оптовые торговцы) должны составитьоснову системы оптовых структур на потребительском рынке. Их основной задачейявляется создание в среднем звене товародвижения необходимых условий для выходана рынок преимущественно крупных товаропроизводителей и розничных торговцев.Это могут быть как специализированные на отдельных товарах, так и универсальныеоптовые торговцы.
Они могут иметьразличный набор оказываемых услуг. Посреднические оптовые структуры могутвыступать в качестве предприятий-брокеров, предприятий-агентов. Действуют онипо поручению клиента и в основном за его счёт. Организаторы оптового оборота –товарные биржи, оптовые ярмарки, аукционы, оптовые продовольственные рынки. Они– важный элемент оптовой инфраструктуры, и основной их задачей являетсясоздание условий для организации оптовой торговли.
Таблица – Классификацияоптовых торговцев.Оптовики-купцы Брокеры и агенты Оптовые отделения и конторы производителей Разные специализированные оптовики
1. Оптовики с полным циклом обслуживания:
1.1. Торговцы оптом
1.2. Дистрибьюторы товаров промышленного назначения
2. Оптовики с ограниченным циклом обслуживания:
2.1. Оптовики, торгующие за наличный расчет без доставки товара
2.2. Оптовики – коммивояжеры
2.3. Оптовики-организаторы
2.4. Оптовики-консингнанты
2.5. Сельскохозяйственные производственные кооперативы
2.6. Оптовики-посылторговцы
1. Брокеры
2. Агенты
1. Сбытовые отделения и конторы
2. Закупочные конторы
1. Оптовики-скупщики сельхозпродуктов
2. Оптовые нефтебазы
3. Оптовики-аукционисты

Оптовики-купцы приобретают право собственности на товар (50% общегооптового оборота). Брокеры и агенты не берут на себя права собственности натовар (10%). Оптовые отделения и конторы производителей являются подразделениямипроизводителей, занимающимися оптовой торговлей (36%). И разныеспециализированные оптовики (4%).
Оптовики-купцы –это независимые коммерческие предприятия, приобретающие право собственности навсе товары, с которыми они имеют дело. В разных сферах деятельности их называютпо-разному: оптовые фирмы, оптовые дистрибьюторы, снабженческие дома. Это самаябольшая группа оптовых торговцев, на долю которой приходится примерно 50% всейоптовой торговли (как по объему товарооборота, так и по численностипредприятий). Оптовики-купцы бывают двух видов: с полным циклом обслуживания ис ограниченным циклом обслуживания.
Оптовики сполным циклом обслуживания. Оптовик с полнымциклом обслуживания предоставляет такие услуги, как хранение товарных запасов,предоставление продавцов, кредитование, обеспечение доставки товара и оказаниесодействия в области управления. По своему характеру это либо торговцы оптом,либо дистрибьюторы товаров промышленного назначения.
Торговцы оптом торгуют в основном с предприятиями розницы, предоставляяим полный набор услуг. Друг от друга они отличаются главным образом широтойассортиментного набора товаров. Оптовики смешанного ассортимента занимаютсянесколькими ассортиментными группами товаров, чтобы удовлетворять как нуждырозничных торговцев с широким смешанным ассортиментом, так и розничныхпредприятий с узкоспециализированным товарным ассортиментом. Оптовикинеширокого насыщенного ассортимента занимаются одной или двумя ассортиментнымигруппами товаров при значительно большей глубине этого ассортимента. В качествеосновных примеров можно сослаться на оптовых торговцев техническими товарами,лекарствами, одеждой. Узкоспециализированные оптовики занимаются лишь частьютой или иной ассортиментной группы товаров, охватывая ее на большую глубину. Вкачестве примеров можно сослаться на оптовых торговцев продуктами лечебногопитания, морепродуктами и автомотодеталями. Все они предоставляют своимклиентам более полную возможность выбора и обладают более глубокими знаниями отоваре.
Дистрибьюторы товаров промышленного назначения продают преимущественнопроизводителям, а не розничным торговцам. Они предоставляют своим покупателямряд услуг, таких, как хранение товарных запасов, кредитование и доставкатоваров. Они могут заниматься либо широкой товарной номенклатурой (в этомслучае их часто называют снабженческими домами), либо смешанным, либоспециализированным ассортиментом. Дистрибьюторы товаров промышленногоназначения могут заниматься исключительно материалами для техническогообслуживания, ремонта и эксплуатации, деталями основного оборудования (такими,как подшипники, двигатели и т.п.) или самим оборудованием (ручной иэлектроинструмент, вилочные погрузчики и т.п.).
Оптовики сограниченным циклом обслуживания. Оптовик сограниченным циклом обслуживания предоставляет своим поставщикам и клиентамгораздо меньше услуг. Существует несколько видов оптовых предприятии сограниченным набором услуг. Оптовик, торгующий за наличный расчет и бездоставки товара, занимается ограниченным ассортиментом ходовых товаров, которыеон продает мелким розничным торговцам с немедленной оплатой покупки, обычновозлагая на них самих заботу о вывозе купленного. Например, мелкий розничныйторговец, держащий рыбный магазин, как правило, рано утром отправляется ктакому оптовику, покупает у него несколько ящиков рыбы, тут же расплачивается,сам везет товар к себе в магазин и сам разгружает его.
Оптовик-коммивояжер не только продает, но и, прежде всего сам доставляет товарпокупателям. Такой торговец занимается ограниченным ассортиментом продуктовкратковременного хранения (молоко, хлеб, легкие закуски), которые он продает заналичный расчет, совершая объезды универсамов, мелкихбакалейно-гастрономических магазинов, больниц, ресторанов, заводских кафетериеви гостиниц.
Оптовик-организатор работает в отраслях, для которых характерна бестарнаяперевозка грузов, таких, как каменный уголь, лесоматериалы, тяжелое оборудование.Такой оптовик не держит товарных запасов и не занимается товаромнепосредственно. Получив заказ, он находит производителя, который отгружаеттовар непосредственно покупателю на определенных условиях поставки и вопределенное время. С момента принятия заказа до момента завершения поставкиоптовик-организатор принимает на себя право собственности на товар и весьсвязанный с этим риск. Поскольку оптовик-организатор не хранит у себя товарных запасов,он торгует по более низким ценам и может передавать часть сэкономленных средствсвоим клиентам.
Оптовики-консигнанты обслуживают бакалейно-гастрономическиемагазины и розничных торговцев лекарствами, предлагая в основном товарынепищевого ассортимента. Владельцы этих розничных предприятий не хотятзаказывать и поддерживать экспозиции сотен непищевых продуктов.
 Оптовик-консигнант высылает в магазин автофургон, его представитель оборудуетв торговом зале выкладки игрушек, книг в бумажной обложке, технических товаров,медикаментозных и косметических средств. Оптовик-консигнант сам назначает ценуна товары, следит за их свежестью, устраивает внутримагазинные экспозиции иведет учет товарно-материальных запасов. Оптовики-консигнанты торгуют наусловиях консигнации, т.е. сохраняют за собой право собственности на товар, асчета розничным торговцам выставляют только за то, что раскупленопотребителями. Таким образом, они оказывают следующие услуги: доставка товара,установка стеллажей для его размещения, поддержание товарно-материальныхзапасов, финансирование. Они почти не занимаются стимулированием сбыта,поскольку имеют дело со множеством широко рекламируемых марочных товаров.
Сельскохозяйственныепроизводственные кооперативы находятся вколлективном владении входящих в их состав фермеров и занимаются производствомсельскохозяйственной продукции для продажи на местных рынках. В конце года вседоходы такого кооператива распределяются между его членами. Кооператив нередкостремится повышать качество своей продукции и пропагандировать своё марочноеназвание.
Оптовик – посылторговец рассылает каталоги на ювелирные изделия, косметику,пищевые деликатесы и прочие мелкие товары клиентам из сферы розницы,промышленного производства и разного рода учреждениям. Основными заказчикамитакого оптовика являются коммерческие заведения, расположенные в близлежащихрайонах. Выполненные заказы высылаются клиентам по почте, доставляютсяавтомобильным или каким-либо другим эффективным видом транспорта.
Агенты иброкеры отличаются от оптовиков-купцов по двум показателям: они не берут насебя право собственности на товар и выполняют лишь ограниченное число функций.Их основная функция – содействие купле-продаже. За свои услуги они получаюткомиссионное вознаграждение в размере от 2 до 6% продажной цены товара. Подобнооптовикам-купцам, они обычно специализируются либо по типу предлагаемоготоварного ассортимента, либо по типу обслуживаемых ими клиентов. На долюброкеров и агентов приходится 10% общего оптового оборота.
Основнаяфункция брокера – свести покупателей с продавцами и помочь им договориться.Брокеру платит тот, кто привлек его. Брокер не держит товарных запасов, непринимает участия в финансировании сделок, не принимает на себя никакого риска.Наиболее типичные примеры – брокеры по операциям с пищевыми продуктами,недвижимостью, страховые брокеры и брокеры по операциям с ценными бумагами.
Агентпредставляет покупателя или продавца на более долговременной основе. Существуетнесколько видов агентов.
Агентыпроизводителей (их называют такжепредставителями производителей) превосходят по своей численностиоптовиков-агентов всех остальных видов. Такой агент представляет двух илинескольких производителей дополняющих друг друга товаров. Он заключаетофициальные письменные соглашения с каждым отдельным производителем в отношенииполитики цен, территориальных границ деятельности, процедуры прохождениязаказов, услуг по доставке товаров, выдаваемых на эти товары гарантий иразмеров комиссионных ставок. Он хорошо знаком с товарным ассортиментом каждогопроизводителя и организует сбыт его товаров, опираясь на свои широкие контактыс покупателями. К услугам агентов фирм-производителей прибегают при торговлетакими товарами, как одежда, мебель и электротовары. Большинство агентовпредставляют собой мелкие коммерческие предприятия, насчитывающие всего несколькосотрудников, которые являются искусными продавцами. Их нанимают мелкиепредприниматели, которые не могут позволить себе содержание собственного штатакоммивояжеров, а также крупные производственные фирмы, которые хотят проникнутьс помощью агентов на новые территории или быть представленными на территориях,где использование штатных коммивояжеров нерентабельно.
Полномочныеагенты по сбыту заключают с производителямидоговоры, получая права на сбыт всей выпускаемой тем или иным производителемпродукции. Такой производитель либо не хочет брать на себя функции по сбыту,либо чувствует себя не подготовленным к этой деятельности. Полномочный агент посбыту служит как бы отделом сбыта производителя и оказывает значительноевлияние на цены, сроки и условия продажи. Его деятельность обычно неограничивается никакими территориальными рамками. Полномочные торговые агентывстречаются в таких сферах товарного производства, как текстильнаяпромышленность, производство промышленного оборудования, каменного угля, кокса,химикатов и металлов.
Агенты позакупкам обычно оформляют долговременныеотношения со своими покупателями и закупают для них необходимые товары, нередкополучая эти товары, проверяя их качество, организуя складирование и последующуюдоставку к месту назначения. Одной из разновидностей агентов по закупкамявляются местные закупщики на основных рынках одежды, подыскивающиеассортимент, которым могли бы торговать мелкие розничные магазины в небольшихгородах. Эти закупщики обладают широкими знаниями и предоставляют своимклиентам полезную информацию о рынке, а также подыскивают им наиболееподходящие товары по наиболее благоприятным ценам.
Оптовики-комиссионеры (или фирмы-комиссионеры) – это агенты, вступающие вфизическое владение товарами и самостоятельно заключающие сделки на их продажу.Как правило, они не работают на основе долговременных соглашений. К их услугамчаще всего прибегают при продаже своей продукции фермеры, которые не хотятсамостоятельно заниматься сбытом и не являются членами сельскохозяйственныхпроизводственных кооперативов. Оптовик-комиссионер гонит грузовик с товаром нацентральный рынок, продает всю партию по наиболее благоприятной цене, вычитаетиз выручки свои комиссионные и издержки и передает оставшуюся суммупроизводителю.
Третья основнаяразновидность оптовой торговли состоит из операций, осуществляемых продавцами ипокупателями самостоятельно, без привлечения независимых оптовых торговцев.Существует два вида предприятий, занимающихся такой деятельностью.
Сбытовыеотделения и конторы. Производители нередкообзаводятся собственными сбытовыми отделениями и конторами, чтобы держать подболее жестким контролем деятельность по управлению товарными запасами, сбыту истимулированию. Сбытовые отделения хранят товарные запасы и встречаются в такихотраслях производства, как лесная промышленность, производствоавтомотооборудования и деталей. Сбытовые конторы не хранят товарных запасов инаиболее часто встречаются в сфере текстильных и галантерейных товаров. На долюсбытовых отделений и контор приходится около 11% общего числа оптовых заведенийи 36% общего оптового оборота.
Закупочныеконторы. Закупочная контора играет примерно туже роль, что и брокеры или агенты, но является структурным подразделениеморганизации покупателя.
В ряде отраслейэкономики имеются собственные специализированные оптовые организации. Оптовики-скупщикисельхозпродуктов скупают продукцию у фермеров и собирают ее в крупные партиидля отгрузки предприятиям пищевой промышленности, хлебозаводам, пекарням ипокупателям от имени государственных учреждений. Оптовые нефтебазы продают идоставляют нефтепродукты автозаправочным станциям, другим предприятиямрозничной торговли и деловым предприятиям. Оптовики-аукционисты играют большуюроль в тех отраслях деятельности, где потребители хотят до совершения покупкиосмотреть товар. Это, например, рынки табака и скота. [7]
Заключение
Оптоваяторговля играет существенную роль в системе экономических связей между районамистраны, отраслями производства, изготовителями товаров и розничной торговлей.Например, закупая у колхозов и совхозов лён и реализуя его предприятиямтекстильной промышленности, оптовая торговля становится связующим звеном междусельским хозяйством и промышленностью. Дальнейшее движение выработанной ткани,в частности поставки её швейникам, также обслуживается оптовой торговлей. Темсамым она соединяет текстильную и швейную отрасли. Наконец, продавая розничнойторговле готовую одежду, предприятия оптовой торговли поддерживают связь междулёгкой промышленностью и торговлей.
Осуществляяхозяйственные связи с промышленностью и сельским хозяйством, оптовая торговлявыступает в качестве заказчика товаров народного потребления, в её функциивходят закупка и завоз товаров от предприятий-изготовителей. Следует отметить,что она призвана активно вовлекать в товарооборот местные товарные ресурсы ипроводить децентрализованные закупки товаров из различных источников. Организуязавоз товаров, торговля контролирует, соблюдает ли промышленность договорныеобязательства по поставкам товаров соответствующего ассортимента и качества,строго в обусловленные сроки. На складах оптовых предприятий закупленные товарыразбраковываются, уцениваются в случае их несоответствия запросам покупателей,снижения потребительских качеств.
Оптоваяторговля может и должна активно влиять на объём и ассортимент производимойпродукции, требовать замены выпуска товаров, не пользующихся спросом, натовары, потребности в которых удовлетворяются не полностью, добиватьсяулучшения качества и расширения ассортимента изделий. Оптовая торговля имеетправо прекращать приёмку и возвращать промышленности товары низкого качества,что заставляет промышленные предприятия улучшать их потребительские свойства.
Чтобыцеленаправленно воздействовать на изменение торговой конъюнктуры, оптоваяторговля должна обладать данными о состоянии и перспективных измененияхситуаций на отраслевых и региональных рынках, исследовать и прогнозироватьспрос населения, иметь представление о возможностях поставщиков.
Рольоптовой торговли предусматривает её активное участие в обеспечении устойчивойреализации товаров потребителям. Предприятия оптовой торговли контролируютполноту ассортимента в магазинах обслуживаемой зоны, добиваясь постоянногоналичия в продаже товаров, имеющихся на складах, участвуют совместно спромышленностью в рекламных мероприятиях, организуют перепродажу излишнезакупленных магазинами товаров в другие районы, где на них имеется спрос.

Списоклитературы
1. Раицкий К.А«Экономика предприятия» / Под общ. Ред. Раицкий К.А. / Москва 2003. –67 c.
2. Соломатина А.Н.«Экономика и организация деятельности торгового предприятия»: Учебное пособие /Под общ. ред. А.Н. Соломатина. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 295 с.
3. Щур Д.Л. «Основыторговли. Оптовая торговля.» / Щур Д.Л. – М.: Издательство «Дело иСервис», 2003.-40c.
4. Торговое дело: экономика, маркетинг,организация. Учебник – М., ИНФРА-М., 2000.-54 с.
5. Берман Б.Г. «Маркетинг»/ Эванс дж. Р., Берман Б. – М.: Экономика, 2001.-17c.
6. Голиков Е.А. Оптоваяторговля: менеджмент, маркетинг, логистика, финансы, безопасность. – М.:Экзамен, 2003.-43 с.
7.  Стоянова Е.С. Финансовыйменеджмент: Российская практика. – М.: Перспектива, 2005.-342 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.