6.УСТРОЙСТВО К РАБОТА СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ ДИЗЕЛЯ
6.1.Основные узлы дизеля.
6.I.I.Сведения о картере: картер отлит из алюминиевого сплава и состоит из двухполовин: верхней, называемой верхним картером, и нижней, называемой нижнимкартером.
Плоскостьразъема верхнего картера с нижним расположена ниже оси коленчатого вала. Нижнийкартер фиксируется на верхнем картере двумя установочными штифтами и крепится кнему болтами.
Кпереднему торцу картера, имеющему центрирующий поясок, на двадцати четырехшпильках крепится кронштейн турбокомпрессора. На заднем торце выполненцентрирующий буртик для установки носка дизеля, который крепится к картерушпильками.
Восемьэтих шпилек установлены в картер дизеля, а остальные — в верхней части фланцакартера носка.
а)Верхний картер, Верхний картер является основной несущей части дизеля. Семьдвойных поперечных перегородок придают ему необходимую, жесткость и служатопорами для коренных шеек коленчатого вала. Каждая перегородка имеет паз I(рис.3), в который с натягом устанавливается подвеска 2 (рис.3,4).
Подвескиявляются нижними половиками опор и в соединении с верхним картером образуютгнезда под коренные вкладыши, состоящие из двух половин: нижней б (рис.3) иверхней 7.
Гнездапод коренные вкладыши в картере и подвесках обрабатываются совместно и для всехопор одновременно.
Подвескиштампуется из алюминиевого сплава. Каждая подвеска крепится к картеру двумяшпильками 5, кроме подвески седьмой опоры (счет опор ведется от передачи кноску дизеля), которая ввиду значительно большего размера крепится четырьмяшпильками.
Шпилькикрепления подвесок имеют центрирующие пояски для фиксации подвесок отпродольного перемещения в пазу картера. Для выполнения меткости опорного узлакоренного вкладыша каждая подвеска стягивается в пазу двумя стяжными шпильками27 (рис.5), проходящими сквозь подвеску и картер в направлении,перпендикулярном оси картера. Подвеска седьмой опоры в отличие от остальных,стягивается тремя стяжными шпильками. Каждая стяжная шпилька уплотняется двумя резиновымиуплотнительными кольцами 28. Подвески 2-й, 3-й, 5-й и 6-й опор одинаковые.Подвеска 1-й, 4-й и 7-й опор различные. На передней торце первой опоры иподвески имеется кольцевая выточке, под стальное залитое свинцовистой бронзой,упорное кольцо 17 (рис.4) центральной шестерни привода передачи. На обоихторцах седьмой опоры и подвески выполнены две кольцевые выточки под стальные,залитые свинцовистой бронзой, упорные полукольца 20 и 22, фиксирующиеколенчатая бол в осевом направлении. Обе пары полуколец фиксируются отпроворачивания двумя штифтами. Упорные полукольца 22 пружинами 23 черезсухарики 21 постоянно прижимаются к упорному буртику коленчатого вала.
Каждая- подвеска, кроме подвески седьмой опоры, имеет сквозное маслоподводящеесверление 4 (рис.3,4), переходящее в резьбовое отверстие, в котороеввертывается штуцер, соединяющийся с маслоподводящей трубкой 3, нагнетающеймасляной магистрали. Другим концом сверление 4 выходит в специальную канавку наповерхности подвески под нижнюю половину коренного вкладыша. В подвеске седьмойопоры вертикальное маслоподводящее сверление 4 (рис.4) несквозное и соединяетсяс двумя наклонными сверлениями, выходящими в специальные канавки наповерхности подвески под нижнюю половину вкладыша.
Вверхней части картере, имеется два чисто обработанные плоскости под моноблокицилиндров, расположенные под углом 120° одна к другой. В каждой из нихрасточены шесть отверстий, в которые с зазором входят выступающие из моноблоканижние части гильз. Каждый моноблок фиксируется на картере двумя установочнымиштифтами 12 (рис.3) и крепится к нему четырнадцатью силовыми шпильками 9.
Сферические шайбы 10 и гайки 11 устраняют возможность перекоса силовых шпилек при их затяжке.
На верхней горизонтальной плоскости картера установлены четыреопоры 13 (рис.4), предназначенные для крепления топливного насоса. В отверстия крайних опор 13 устанавливаются перепускные трубки 15, совпадающие с отверстиями 14 в картере и предназначенные для слива масла из картера топливного насоса в картер дизеля. На перепускныетрубки надеваются дюритовые уплотняющие кольца 16, препятствующие просачиванию масла между картером топливного насоса и опорами.
К боковым стенкам картера, почти по всей его длине, прилиты опорные лапы 8 (рис.3,5), для жесткости, имеющие коробчатое сечение. Лапы предназначены для установки дизеля на раму. В каждой лапепросверлены двенадцать отверстий под крепежные болты.
На плоскости разъема верхнего картера с нижним имеются два установочных штифта для фиксации нижнего картера. Кроме того, в плоскость разъема ввернуты латунные пистоны под болты креплениянижнего картера к верхнему.
В передней части картера расточены пять отверстий под стаканышестерен передач. Оси всех отверстий расположены в одной плоскостии пересекаются в одной точке, лежащей на оси коленчатого вала.
В центральном вертикальном отверстии монтируется узел привода к топливному насосу. В двух отверстиях, расположенных симметрично подуглом 30° к вертикальной оси картера, устанавливаются узлы нижних наклонных передач привода механизма распределения. Два других отверстия, расположенные симметрично под углом 75° к вертикальной оси картера, предназначены для установки передачи к маслонагнетающему насосу с центрифугой и передачи к насосу пресной воды. Оба отверстияимеют фланцы для установки указанных агрегатов. .
На поверхность каждого фланца выходят два наклонных канала 30 (рис.6), соединяющихся каждый со своим глухим маслораспределительным каналом 25 (рио,5 и б). маслораспределительных каналов 25 в картередва: одинизнихрасположенсправойстороныкартера,другой-симметричнаслевойстороне.Откаждогомаслораспределительногоканала(какотправого,такиотлевого)идутдвасверления:сверление24 (рис.5),идущеекфланцу,расположенномувнутрикартераи предназначенномудляприсоединениянагнетающеймасляноймагистрали,исверление29 (рис.6), выходящеенаторцевуюповерхностькартераи совпадающеессоответствующимсверлениемкронштейнатурбокомпрессора
Внутрикартерамонтируетсянагнетающаямаслянаямагистраль19 (рис.5);имеющаясемьприпаянныхкнеймаслопроводящихтрубок3, по которыммаслоподводитсякштуцерамподвесокипосверлениямвподвескахккореннымвкладышам.Нагнетающаямагистральустанавливается слевойстороныкартераисоединяетсясотверстием24 (рис.5),идущимизлевогомаслораспределительногоканала25. Отверстие24, идущееиздругогомаслораспределительногоканала,ккоторомунеприсоединяетсямаслянаямагистраль,глушитсязаглушкой26. Вторыеканалы иотверстия24, 25 и29 используютсяв