МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ОДЕССКАЯНАЦИОНАЛЬНАЯ МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра«Экономической теории и предпринимательства на морском транспорте»
Аналитическийобзор
Подисциплине «Агентирование судов»
Тема«Стивидорные контракты»
Одесса2010
Стивидорные контракты
Стивидорное обслуживание- обслуживание по погрузке и разгрузке товара, размещение и укладка груза втранспортное средство, обеспечение сохранности и безопасности перевозки груза,перевалка груза с одного вида транспорта на другой, взвешивание груза. На этудеятельность приходятся значительная частьтранспортных издержек, а также значительные затраты общего эксплуатационноговремени любого транспортного средства.
Документы: стивидорныйконтракт — в нём определяются все коммерческие условия сделки (сроки проведения грузовых работ или нормы погрузки ивыгрузки и их стоимости). Форма оплаты оговаривается, бывает трёх видов:повремённая, сдельная, сдельно-прогрессивная.
В стивидорных контрактахв приложении оговариваются условия — оплата простоев грузчика по вине перевозчика, оплата работ бригад в сверхурочные часы,праздничные, обед, выходные; база тарифа — одно грузовое место или же весоваятонна; правила обмера грузовых мест, изменение размера ставки в зависимости отразмера перевозочного средства, повышение ставки за тяжеловесность груза, крановыерасходы, накладные расходы…
Традиционно подстивидорными работами подразумеваются операции по погрузке в трюмы судна(выгрузке из трюмов), рациональное размещение и укладка грузов таким образом,чтобы обеспечить их сохранность, безопасность и хорошие мореходные качествасудна. Нередко понятие «стивидорные работы» применяют в более широком смысле,охватывая, кроме грузовых работ на судне, также и все операции с грузами наберегу, включая складские операции, разгрузку (загрузку) железнодорожныхвагонов, контейнеров, трейлеров, взвешивание груза, его сортировку и т.п.
В большинстве портов мирастивидорные компании выполняют весь комплекс грузовых операций как на судне,так и на берегу, включая складские операции. Однако есть немало портов, гдегрузовые работы разделены на стивидорные и терминальные операции.Соответственно они выполняются двумя контракторами – стивидором и терминальнымоператором. Такое разделение обязанностей получило распространение наконтейнерных терминалах, где зачастую в силу перегруженности причаловконтейнеры после выгрузки с судна транспортируются за пределы порта вспециально отведенные для их хранения и обработки места – «контейнерное депо».В таком случае судовладелец становиться стороной в двух контрактах: стивидорном(со стивидорной компанией) и терминальном (с терминальным оператором). Даннаясхема работы менее удобна для судовладельца, так как возникают проблемы,связанные с переходом ответственности за сохранность контейнеров и груза припередаче их от стивидора к терминальному оператору. Возникают сложности и приразделении расходов между двумя операторами.
В этих условияхсудовладелец стремится заключить контракт с компанией, имеющей лицензию навыполнение всего комплекса работ – стивидорных и терминальных. Тогда вконтракте оговариваются две ставки соответственно на стивидорные и терминальныеоперации. Иногда обе ставки бывают инкорпорированы в одну. Такая схема работыболее благоприятна для судовладельца, поскольку в этом случае он имеет дело содной компанией. Это способствует снижению поломок оборудования, сокращению стивидорныхрасходов, коммерческого брака, упрощает финансовые расчёты судовладельца.
Распределение стивидорныхрасходов между участниками договора перевозки грузов зависит прежде всего отусловий контрактов купли-продажи или от обычаев порта. Многолетняя практикамеждународной торговли выработала около дюжины типовых условий договоракупли-продажи. Наиболее распространены договоры, заключённые на условиях,известных под сокращёнными названиями СИФ, КАФ, ФОБ, ФАС. Отличаются они другот друга распределением обязанностей между продавцом и покупателем поперевозке, страхованию и перевалке груза в портах отправления и назначения. Отэтих условий прежде всего зависит, кто из сторон в договоре купли-продажи будетвыступать стороной в договоре морской перевозки груза и договоре страхования.
Распределение расходов постивидорным работам – погрузке и выгрузке груза между сторонами в договореморской перевозки также определяется типовыми общепринятыми условиямипоследнего, которые согласовываются между фрахтователем и судовладельцем.
Наиболеераспространёнными из этих типовых условий по отношению судовладельца кстивидорным операциям являются следующие:
Freein – судно свободно от расходов попогрузке;
Freeout – судно свободно от расходов повыгрузке;
Fio – судно свободно от расходов попогрузке и выгрузке;
Fiot, fios – судно свободно от расходов по погрузке, выгрузке и штивке (укладке втрюме);
Liner terms – расходы по грузовым операциямнесёт судно;
Gross terms – расходы по грузовым операциямнесёт судно, но определены нормы грузовых работ.
Следует отметить, что вряде стран имеются отклонения от общепринятых международных толкованийупомянутых выше условий договоров купли-продажи и морской перевозки. Это, вчастности, относится к договорам морской перевозки на линейных условиях.Бывает, что местные коммерческие обычаи и правила толкования условий перевозкигрузов противоречат транспортным условиям запродажных контактов и условиямчартера. Хотя последние превалируют над первыми, это осложняет распределениерасходов по грузовым операциям в деталях между судовладельцами и отправителями(получателями). Многое здесь зависит от добросовестности и квалификации агентасудовладельца.
Право выбора стивидора,как правило, принадлежит стороне, оплачивающей грузовые операции. В трамповомсудоходстве в зависимости от условий купли-продажи такой стороной может бытьфрахтователь либо судовладелец. В линейном судоходстве независимо от условийзапродажи товара стивидорные работы, как правило, оплачивает судовладелец. Емуи принадлежит право выбора и назначения стивидора. Это объясняется особымхарактером линейных перевозок, где имеется множество отправителей и получателеймелких партий груза. Поэтому все заботы по погрузке, выгрузке, а такжеорганизации вспомогательных операций берёт на себя судовладелец, выступающий вкачестве линейного оператора. Соответственно принятие им на себя всех расходовпо погрузке и выгрузке находит отражение в уровне фрахтовых ставок.
Проформы стивидорногоконтракта. В портах,где функционируют не одна, а много частных стивидорных компаний, судовладелецпо своему выбору заключает стивидорный контракт с одной из них. Так жезаключаются стивидорные контракты с полугосударственными или государственнымистивидорными компаниями.
Стивидорный контрактявляется основным документом, регулирующим правоотношения между судовладельцеми стивидорной компанией. В нём определены все коммерческие условия сделки,основными из которых являются сроки проведения грузовых работ или нормыпогрузки (выгрузки) и их стоимость. В контакте по стивидорному обслуживаниюлинейных судов может быть оговорено и право судовладельца на внеочереднуюпостановку его судов к причалу. Однако стивидоры неохотно идут на включениетакого условия в контракт.
В большинстве крупныхпортов мира имеются типовые проформы стивидорных контрактов или общие условияработы стивидоров, разработанные ассоциациями портовых стивидоров.
Для общего представленияоб основных правилах и условиях работы стивидоров ниже приводятся выдержки изправил, разработанные ассоциацией стивидоров порта Роттердам:
— все стивидорныетарифные ставки применяются для грузов (имеющих хорошую для морской перевозкиупаковку), с которыми работают бригады обычной численности и в течение обычныхрабочих часов; при невыполнении этих условий стивидор имеет право увеличитьтарифные ставки;
— судовладелец обязаноплатить стивидору стоимость произведенных работ немедленно по их окончании ипредъявлении счёта. Стивидорные счета за обслуживание линейных судов должныбыть оплачены в течение 14 дней после их предъявления. В случае задержки оплатысудовладелец обязан оплатить пеню в размере 4% от общей суммы счёта. Крометого, стивидор в обеспечение причитающихся ему платежей имеет право назадержание грузов, а также документов и денег, принадлежащих судовладельцу;
— стивидор имеет правонанимать третьих лиц для выполнения части стивидорных операций;
— уборка трюмов, закрытие(открытие) люков, подготовка судовых стрел и кранов производятся стивидором засчёт судовладельца;
— все дополнительныеоперации – тальманские, взвешивание и обмер грузов, взятие образцов,сортировка, маркировка – выполняются стивидором за отдельную плату;
— стивидор не отвечает заущерб, причинённый судну или грузу, за исключением случаев, когда будетдоказано, что ущерб является результатом упущений стивидора или небрежноговыполнения своих обязанностей бригадой докеров;
— стивидор не несётответственности за причинённые убытки, если он не был извещён письменно обимевшем место повреждении груза или судна;
— предельная сумма,которая может быть взыскана со стивидора за ущерб, нанесённый одному местугруза или за 1 т, составляет 2 тыс., а за личный ущерб – 20 тыс. гульденов.
Правила Роттердамскойассоциации стивидоров, разумеется, направлены на защиту интересов стивидорныхкомпаний, но не являются обязательными для сторон в коммерческом договоре.Условия последнего стивидор и судовладелец согласовывают в каждом конкретномслучае. В стивидорном контракте оговариваются взаимные обязательства пообработке грузов, уровню ставок, ответственности стивидора, перечню операций,входящих в стивидорную ставку, и пр. Для защиты своих интересов стивидорныекомпании по мере возможности, естественно, стремятся внести в договорположения, рекомендованные их профессиональными ассоциациями.
В контракте подробно указываютсяне только обязанности стивидора и судовладельца и размер основных идополнительных ставок, но также и условия ответственности стивидора в случаеповреждения судна, груза или причинения личного ущерба, срок действия контрактаи порядок разрешения споров.
Судовладельцы обычнозаключают стивидорные контакты на срок не более одного-двух лет либо нанеопределённый срок, но с правом расторжения в любое время без мотивов путёмподачи заблаговременно двух-, трёхмесячного нотиса о таком намерении. Если контрактзаключён для обслуживания той или иной судоходной линии, то в случае еёзакрытия исполнение контракта практически приостанавливается, хотя формально онможет оставаться в силе.
В преамбуле стивидорныхконтрактов указываются наименования сторон, их юридические адреса и переченьпортов, обслуживаемых стивидорной компанией, перечисление прав и обязанностейсторон.
Обязанности стивидорапо стивидорному контракту. Функции стивидора обычно не ограничиваются грузовыми операциями на бортусудна или на берегу. В контракте оговариваются также условия осуществлениявспомогательных и сопутствующих операций по загрузке (разгрузке) судна и работес грузом на причалах и складах. К операциям, обычно выполняемым стивидором,относятся:
— выгрузка из трюмовсудна на причал и транспортировка груза на склад либо погрузка на транспортныесредства получателя;
— формирование грузовыхмест на складе, их транспортировка к борту судна и погрузка в трюмы;
— предоставлениенеобходимого количества докеров, включая лебёдчиков, крановщиков, водителейавтомашин (тягачей), а также супервайзера для организации всего перегрузочногопроцесса;
— предоставление кранов,автомашин, тягачей, шасси и других механизмов, а также средств для застропкигрузов (стропов, цепей, сеток, поддонов и т.п.);
— подготовка судовыхстрел и судового такелажа, а также раскрытие\закрытие трюмов;
— укладка сепарации втрюмах в соответствии с инструкцией администрации судна;
— организация грузовыхопераций в строгом соответствии с коносаментными партиями и доковыми расписками;
— организация мелкогоремонта повреждённых мест груза, а также нанесение маркировки;
— организация счёта грузапри погрузке (выгрузке) в портах, где нет специализированных тальманскихбригад;
— оформление доковойрасписки и других документов, необходимых для оформления сдачи (приёмки) груза;
— организация хранениягрузов на складе и выдача их получателю.
При обработкеконтейнерных и ролкерных судов в стивидорном контракте дополнительнооговариваются условия выполнения следующих операций:
— затарка (растарка)контейнеров, трейлеров и ролл-трейлеров в соответствии с указаниямисудовладельца;
— организацияинспекторского осмотра и оформление приёмо-сдаточной расписки при вывозеконтейнеров и трейлеров с территории терминала или поступлении их на терминал;
— организация мелкогоремонта контейнеров и трейлеров;
— подъём контейнеров нашасси или штабель и снятие с шасси или штабеля;
— оформление планазагрузки каждого контейнера, трейлера;
— информация агента оежедневном статусе контейнера, трейлера;
— установка пломб надвери контейнера при его затарке на терминале;
— организация хранениякрепежного материала, стоек и брезентов, снятых с трейлеров;
— крепление груза ипокрытие его брезентом после погрузки на трейлер.
Приведённый переченьдалеко не полностью отражает круг обязанностей стивидора, оговариваемых вконтракте.
При согласовании условийконтракта со стивидором желательно, чтобы стивидорная ставка охватывала какможно более полный перечень выполняемых операций, поскольку за операции,которые останутся не включёнными в перечень работ, стивидор может требоватьдополнительную оплату.
Обязанностисудовладельца по стивидорному контракту. К обязанностями судовладельца, которые обычнопредусматриваются в стивидорном контракте, относятся:
— своевременная оплатауслуг, оказываемых стивидором (оговариваются сроки оплаты счетов, форма оплаты– аккредитивная, авансовая и др., порядок оплаты – через агента,непосредственно судовладельцем. При значительных объёмах стивидорных работ, чтосопряжено с большими материальными затратами, стивидорные компании стараютсявключать в контракты жёсткие сроки оплаты произведённых работ – обычно втечение недели по предъявлении счёта);
— предоставление враспоряжение стивидора судовых лебёдок, стрел, такелажа и электроэнергии для ихработы, а также тентов для люков;
— обеспечение освещениятех мест на судне, где ведутся грузовые работы;
— предоставлениенеобходимых сепарационных материалов, а также средств для крепления грузов,контейнеров и ролл-трейлеров.
Страхование от несчастныхслучаев и повреждений судна и груза. В некоторых странах, где существуетсистема государственного социального страхования, расходы на страхование в видефиксированного процента от зарплаты докеров включается в общую стивидорнуюставку. В частности это – Финляндия, Нидерланды, Германия.
В большинстве же страндействуют законы, обязывающие нанимателей страховать риски по несчастнымслучаям. При получении травмы на работе докеры имеют право на компенсацию,выплачиваемую страховой компанией.
В ряде стран травмированныедокеры получают полную компенсацию, т.е. ему оплачивается лечение и выдаётсязаработная плата. В других же страховые компании компенсируют только частьущерба, понесённого пострадавшим. Поэтому, если компенсация не возмещаетущерба, нанесённого рабочему в связи с потерей трудоспособности, он вправепредъявить через суд иск непосредственно судовладельцу. Такое же право впорядке регресса имеет и страховая компания, выплатившая компенсацию докеру, кстороне, виновной в причине увечья.
Имеется третья группастран, где отсутствуют как система государственного страхования, так и законы окомпенсации рабочим (Кипр, Греция, Индия, Пакистан и др.). В этих странах искина возмещение ущерба докерам предъявляются непосредственно судовладельцу.
В некоторых странахтретьей и частично второй группы существует практика выдачи судовладельцемстивидору гарантийного письма, согласно которому первый принимает на себя весьриск возмещения ущерба пострадавшим. Такую же гарантию стивидорной компании попоручению судовладельца может выдать клуб взаимного страхования. В этих случаяхрасходы по страхованию не включаются в стивидорный счёт.
Во всех случаях явныхлибо предполагаемых травм при производстве стивидорных работ морской агентпомогает администрации судна собрать доказательства и признать такие меры,которые дали бы возможность судовладельцу избежать либо снизить расходы покомпенсации ущерба, нанесённого травмированным докерам. Это – выписки извахтенных журналов, показания свидетелей с берега и из числа членов экипажа,фотографии и акты сюрвейера. Агенту также следует через своих адвокатовнаправить письмо стивидорной компании с кратким описанием несчастного случая иприведением доказательств отсутствия вины судна.
Если произошлоповреждение судовых устройств или груза по вине стивидорной компании илипадение груза за борт из-за небрежности рабочих стивидорной компании, ослучившемся необходимо немедленно заявить бригадиру докеров и старшемутальману. Агент должен помочь администрации судна составить официальное письмов адрес стивидорной компании и вручить его представителю стивидорной компаниипод расписку. Если виновная сторона подтверждает свою ответственность заслучившееся записью на копии письма либо телексом в адрес агента, судовладелец,получив извещение об этом от агента, направляет через агента счёт для взысканияс виновной стороны причитающейся суммы. Срок исковой давности по претензиям кстивидорным и терминальным компаниям устанавливается местным законодательством.
В некоторых странахстивидор может освободиться от ответственности по ряду пунктов, упомянутыхвыше, путём включения в стивидорный контракт соответствующих условий. Этодолжно быть учтено судовладельцем и его агентом при согласовании со стивидоромусловий контракта.
Как отмечалось выше, во многихкрупных портах мира стивидорные компании объединены в ассоциации. Одной иззадач этого является разработка рекомендаций и правил, регулирующих отношениямежду стивидорными компаниями и судовладельцами. Понятно, что такие правиланаправлены на защиту интересов стивидорных компаний. Однако эти правила неявляются обязательным документом для сторон. В каждом конкретном случаестивидор и судовладелец договариваются о взаимных обязательствах по обработкегрузов, уровню ставок, перечню операций, входящих в стивидорную ставку. Приэтом, естественно, учитываются и положения, рекомендованные ассоциациямистивидоров. Всё это кладётся в основу заключаемого стивидорного контракта.
Таким образом,стивидорный контракт – это основной документ, регулирующий отношения междусудовладельцем и стивидором.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Луговцов А.Ф.,Маслов Г.А. Агентирование морских судов: Учебник для вузов мор. трансп. – М.:Транспорт, 1988. – 207с.
2. Петров И.М.,Виговский В.А. Агентирование морских судов: теория и практика: Учебноепособие.- Черновцы:Книги – ХХI, 2005. – 496с.
3. БурмистровМ.М. Агентские, транспортно-экспедиторские и стивидорные операции в иностранных портах. –М.:Транспорт, 1989. – 167с.
4. ВаськовЮ.Ю., Цымбал Н.Н. Портовые формальности в Украине: оформление прихода, отхода и стоянки морских судов.–Одесса: ЛАТСТАР, 2002. – 98с.
5. Забелин В.Г.Фрахтовые операции во внешней торговле: Учебное пособие. – М.: РосКонсульт,2000. – 256с.
6. Кодексторгового мореплавання України. – Українські ділові новини, липень 1995. — №27, 28.
7. Плужников К.И.Транспортное экспедирование: Учебник. – М.: Росконсульт, 1999. – 576с.
8. Рылов С.И., МимхаА.А., Березов П.Н. Внешнеторговые операции морского транспорта. – М.:Транспорт, 1996.- 206с.
9. Юридическийсправочник по торговому мореплаванию/Под.ред. к.ю.н. Кокина А.С. – М.:Издательство «Спарк», 1998. – 506с.