Федеральноеагентство по образованию
Федеральноегосударственное образовательное учреждение высшего профессиональногообразования«Сибирский федеральный университет»ПолитехническийинститутСФУКафедра “Организация перевозок,управление и безопасность на транспорте”
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
А.И. ФадеевДипломный проект
Совершенствованиетранспортного процесса перевозки пассажиров по маршрутам, обслуживаемым ГПКК«ДПАТП» г. Дивногорска
Пояснительнаязаписка
Руководитель Кукшин В.В.
Разработал студент Захарова С.В.
Консультант по
экономической части Секацкая Л.Н.
Консультант по безопасности
и экологии производства Архипов С.В.
Задание по дипломномупроектированию студента
1. Тема проекта –«Совершенствование транспортного процесса перевозки пассажиров по маршрутам,обслуживаемым ГПКК «ДПАТП» г. Дивногорска.
2. Утверждена приказом поуниверситету № 330 от 07.02.2007 г.
3. Срок сдачизаконченного проекта: июня 2007 года
4. Исходные данные кпроекту: В дипломном проекте были использованы данные, полученные в ГПКК «ДПАТП»г. Дивногорска.
5 Содержаниерасчетно-пояснительной записки (перечень подлежащих разработке вопросов):введение, технико-экономическое обоснование, технологическая часть,организационная часть, специальная часть, экологичность и безопасность проекта,экономическая часть, заключение.
6 Перечень графическогоматериала (с точным названием обязательных чертежей):
Лист 1 – Характеристикаподвижного состава ГПКК «ДПАТП»
Лист 2 –Технико-эксплуатационные показатели
Лист 3 – Анализфинансового состояния ГПКК «ДПАТП»
Лист 4 – Характеристикапригородного маршрута №106
Лист 5 – Обследованиепассажиропотоков и анкетирование
Лист 6 – Производительность автобусов исебестоимость на перевозку пассажиров
Лист 7 – Расписание движения автобусов и графикработы водителей
Лист 8 – Анализ заработной платы работников
Лист 9 – Экономическаяэффективность предлагаемых мероприятий
Лист 10 – Капитальные вложения и срок окупаемости проекта
Аннотация
Вдипломном проекте на тему «Совершенствование транспортного процесса перевозкипассажиров в пригородном сообщении, осуществляемым ГПКК «ДПАТП» г. Двногорска»были выполнены исследования и проведен анализ существующего уровня организациипассажирских перевозок с оценкой положительных сторон и выявления недостатков.
Проанализирована работапригородного маршрута, произведен выбор экономически эффективного подвижногосостава и рассчитано его потребное количество, проведено анкетированиепассажиров по качеству обслуживания, разработано новое расписание движенияавтобусов, а также рассчитаны затраты на перевозку пассажиров и срококупаемости внедряемой марки автобусов.
Пояснительнаязаписка дипломного проекта состоит из шести глав и содержит 112 страниц.
Графическаячасть дипломного проекта представлена на 11 листах, иллюстрирующих пояснительнуюзаписку.
Содержание
Введение
1 Технико-экономическое обоснование
1.1 Характеристика предприятия ГПКК«ДПАТП»
1.2 Общие сведения о ГПКК «ДПАТП»
1.3 Характеристика структурыуправления предприятия
1.3.1 Анализ кадрового состава
1.4 Характеристика подвижного состава
1.5 Технико-эксплуатационныепоказатели
1.6 Анализ рынка
1.7 Анализ финансово-экономическогосостояния предприятия
1.8 Анализ финансирования
1.9 Коллективы и социальныеобязательства
1.10 Анализ пригородного маршрута№106
2 Технологическая часть
2.1 Характеристика маршрута №106
2.2 Обследование пассажиропотоков
2.3 Анкетирование пассажиров
2.4 Выбор типа автобуса
2.5 Определение необходимогоколичества автобусов
2.6 Производительность автобусов
2.7 Расчет тарифа
2.7.1 Расчет затрат элемента«Зарплатоемкость»
2.7.2 Расчет затрат«Материалоемкость»
2.7.2.1 Расчет затрат на топливо
2.7.2.2 Расчет затрат на смазочныематериалы
2.7.2.3 Расчет затрат на шины
2.7.2.4 Расчет затрат на ремонтныйфонд
2.7.2.5 Расчет энергозатрат
2.7.2.6 Налог на транспорт
2.7.2 Расчет страхового тарифа
2.7.2.8 Прочие расходы
2.7.2.9 Расход топлива на автомобилидля хозяйственных нужд
2.7.3 Расчет затрат элемента«Амортизация»
2.7.4 Определение прибыли
2.7.4.1 Инвестиционная составляющая
2.7.4.2 Прибыль, предназначенная навыплаты социального характера
2.7.4.3 Налог на имущество
2.7.4.4 Налог на прибыль
2.8 Характеристика проектируемогомаршрута
3 Организационная часть
3.1 Нормирование скоростей и временипростоев
3.2 Разработка графиков работыводителей
3.3 Составление расписания и графикадвижения автобуса
4 Специальная часть
4.1 Заработная плата — понятие исущность
4.2 Гарантии оплаты труда
4.3 Тарифная система оплаты труда
4.4 Анализ заработной платы напредприятии
4.5 Мотивация за снижение ровнейнесоответствий
5 Безопасность и экологичностьпроекта
5.1 Обеспечение безопасностиперевозок пассажиров автобусами
5.1.1 Обеспечение безопасностиперевозок пассажиров автобусами
5.1.2 Время отдыха водителей
5.1.3 Техника безопасности перед выездом на линию
5.1.4Санитарно-гигиенические условия труда водителя
5.1.5 Обеспечение надёжности водителей автобусов
5.1.6 Требования пожарнойбезопасности для предприятий автомобильного транспорта
5.1.7 Требования пожарнойбезопасности к подвижному составу
5.1.8 Требования к помещениям дляхранения автомобилей
5.2Экологичность проекта
5.2.1Вредное воздействие автомобильного транспорта на окружающую среду
5.2.2Расчет вредных выбросов
6Экономическая часть
6.1 Расчет капитальных вложений иинвестиций
6.2 Расчетэксплуатационных затрат
6.3 Расчетэкономической эффективности
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Введение
Транспорт – одна изключевых отраслей народного хозяйства. В современных условиях дальнейшееразвитие экономики немыслимо без хорошего налаженного транспортногообеспечения. От его четкости и надежности во многом зависят трудовой ритмпредприятий промышленности, строительства и сельского хозяйства, настроениелюдей, их работоспособность.
В настоящее время в России пассажиры в пределах городов,пригородов и междугородном сообщении перемещаются в основном общественнымтранспортом. Причем автомобильный транспорт играет существенную роль, если несказать основную в удовлетворении спроса на перевозки пассажиров в городах,населенных пунктах и пригородах. При отсутствии у значительной части населениятранспортных средств проблема своевременного и качественного удовлетворенияспроса на такие перевозки перерастает из числа транспортной в социальную,определяющую в ряде случаев отношение населения не только к качествуоказываемых транспортных услуг, но и в целом к ситуации, складывающейся вобществе.
Важнейшуюроль в обеспечении социально-политической и экономической стабильности обществапринадлежит автобусному транспорту, осуществляющему более 52% всех пассажирскихперевозок страны. Междугородные автомобильные перевозки пассажиров эффективноконкурируют с пригородными и дальними железнодорожными перевозками.Общественный автобусный транспорт по существу является единственным видомпассажирского транспорта для большинства жителей села.
На автомобильномтранспорте, выполняющем огромные объемы перевозок пассажиров, требуетсяулучшить организацию работы пассажирского автомобильного транспорта, повыситьрегулярность и частоту движения автобусов; значительно улучшить транспортноеобслуживание населения; повысить безопасность движения и уменьшить вредноевоздействие транспорта на окружающую среду.
В ближайшие годысуществует необходимость в обновлении подвижного состава пассажирскогоавтомобильного транспорта более производительными и комфортабельнымиавтобусами, имеющими повышенную экономичность в расходовании топлива и другихсмазочных материалов и обеспечивающих снижение себестоимости перевозок.
Красноярскому краю, каксубъекту федерации, присуще все тенденции развития, особенности и проблемы,существующие в автотранспортной отрасли России.
1 Технико-экономическоеобоснование
1.1 Характеристикапредприятия ГП КК «ДПАТП»
Полное наименованиепредприятия: Государственное предприятие Красноярского края «Дивногорскоепассажирское автотранспортное предприятие»
Сокращенное наименованиепредприятия: — ГП КК «ДПАТП»
Юридический адрес:Российская Федерация, 663090, г. Дивногорск, Нижний проезд 19/2, а/я 85
Организационно-правоваяформа / форма собственности: государственная краевая.
Государственноепредприятие Красноярского края «Дивногорское пассажирское автотранспортноепредприятие» переименовано в соответствии с приказом Краевого комитета поуправлению государственным имуществом № 06-к-996п от 17.11.2003 г. Устав вновой редакции зарегистрирован администрацией г. Дивногорска 02.12.2003 г.свидетельство серия 24 № 001486404.
Уставной капитал на01.01.2001 г. – 2986,3 тыс. руб.
Предприятие имеетлицензии:
— серия АВ № 479737 наосуществление перевозок пассажиров автотранспортом на территории РФ, выдана20.12.02г. ККО РТИ, срок действия до 01.01.2008 г.;
— серия АБ № 073921 наосуществление перевозок грузов автотранспортом на территории РоссийскойФедерации, в том числе опасных грузов (СГ, ЛВЖ), выдана 20.12.02г. ККО РТИ,срок действия до 01.01.2008г.
Предприятие являетсясамостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, имеетсамостоятельный баланс, расчетные и бюджетный счета. Предприятие имеет печатьсо своим наименованием, фирменные бланки. Основными видами деятельностипредприятия являются:
— пассажирские перевозкигородским, пригородным транспортом;
— междугородниепассажирские перевозки;
— грузовые перевозки;
— оказание услуг потехническому обслуживанию автотранспорта.
Предприятие выполняетпассажирские перевозки по:
2 городским маршрутам № 1ДЗНВА – Гостиница
№ 5 ДЗНВА – КГЭС
4 пригордным маршрутам №101 Дивногорск – Сады 66 км.
№ 102 Дивногорск –Слизнево
№ 104 Дивногорск – п.Манский
№ 106 Дивногорск –Красноярск
1 междугороднему маршруту№ 550 Красноярск – Красноярское Загорье.
1.2 Общие сведения оГП КК «ДПАТП»
Деятельность предприятияначалась в 1961 г., предприятие называлось Дивногорская колонна пассажирскогоавтотранспортного хозяйства № 2. Подвижной состав колонны составлял 12автобусов ЗИЛ-158. Водители доставляли рабочих на строительные площадки КГЭС.
30.05.1973 г. предприятиепереименовали в филиал № 1 Красноярского производственного объединенияпассажирского автотранспорта № 2 (КПОПАТП 2).
05.12.1988 г. Приказом192 КПОПАТП 2 реорганизовано в КПОПАТП 3. На предприятии насчитывается более100 единиц подвижного состава, численность достигает 300 человек.
23.10.1991 г. Филиал № 1КПОПАТП 3 становится самостоятельным предприятием Дивногорское пассажирское автотранспортноепредприятие.
В соответствии с приказомКраевого комитета по управлению государственным имуществом № 06-к-996п от17.11.2003 г. переименовано в Государственное предприятие Красноярского края«Дивногорское пассажирское автотранспортное предприятие».
Последовательноукреплялась материально-техническая база предприятия:
— в 1981 г. организовансварочный цех;
— в 1983 г. введена вэксплуатацию автомойка;
— в 1989 г. построеноздание ТО2;
— в 1994-1995 гг.построена и введена в эксплуатацию автозаправочная станция;
— в 1997-1998 гг.внедрена автономная система теплоснабжения с четырьмя электробойлерами;
— в 1997-2000 гг. построенои введено в эксплуатацию здание администрации с центральной диспетчерской иучебным классом;
— в 2000 г. организованыцентральные механические мастерские;
— в 2001 г. идет освоениешлифовально-расточного участка ремонта двигателей.
На данный моменттерритория предприятия составляет 30100 кв. м, в том числе производственныеплощади составляют 4177,7 кв. м, административные здания занимают 568,4 кв. м.Площадь, занимаемая предприятием берется в аренду, договор аренды составленсроком на 5 лет, с последующим продлением.
В настоящее время наблюдается избытокпроизводственных помещений. По существующим нормативам под стоянку и ремонтнуюзону 1 автобуса большого класса – (42-45 сидячих места, 12 метров длинаавтобуса) требуется 64 кв. метра. 49 ед. х 64 кв. м. = 3136 кв. м. Избытоксоставляет 1041,7 кв. м.
Избыток административных площадей также имеет место. При соотношении обслуживающего и управленческого персонала (12человека) к работникам занятым в процессе производства (78 человек),существующих площадей административных помещений приходится на 1работника-управленца 47,4 кв.м. Таким образом, исходя из норматива 6,3 кв. м.общей площади на 1 человека, получаем избыточных площадей 41,1 кв. м.
Коэффициент использования(застройки) территории предприятия в процентах составляет К= 15,8 %, т.е. можноговорить о невысокой степени эффективности использования территории.
1.3 Характеристикаструктуры управления предприятия
Текущее руководстворазличными сторонами деятельности предприятия осуществляет директор, которыйделегирует полномочия своим заместителям и аппарату управления. Онраспоряжается всеми средствами предприятия, осуществляет подбор и расстановкукадров, контролирует деятельность подразделений, несет ответственность засоблюдение финансовой дисциплины. Первым заместителем руководителя предприятияс правом подписи банковских и финансовых документов является главный бухгалтер.В подчинении главного бухгалтера находятся бухгалтера.
Главный инженервозглавляет техническую службу, которая обеспечивает техническую готовностьпарка для работы на линии и несет ответственность за состояние и развитиетехнической базы, материально-технического снабжения, эксплуатации и ремонта зданийи сооружений. В подчинении главного инженера находятся — старший мастер поремонту ПС, начальник службы МТС, начальник гаража.
Также, директоруподчиняется заместитель директора по эксплуатации. Он руководит техническойслужбой производства, занимается разработкой мероприятий по улучшениюорганизации перевозок. Зам. директору по эксплуатации подчиняются: инспектор помед. освидетельствованию, старший контролер, диспетчерская служба во главе состаршим диспетчером, которой в свою очередь подчиняются водители. Диспетчерскаяслужба предусматривает:
— составление сменногосуточного плана перевозок;
— распределение ПС пообслуживаемым объектам;
-составление графикаработы автомобилей на линии;
-контроль работы ПС налинии;
-выявление и устраненияпричин нарушения графиков движения;
-оформление путевыхлистов и товарно – транспортных документов.
Кроме того,непосредственно директору подчиняется инженер по ТБ и БДД, который отвечает засоблюдение правил безопасного производства; организацию, обучение и проверкузнаний промышленного персонала; промышленную санитарию и т.д.
Структура предприятияпредставлена в приложении А.
1.3.1 Анализ кадровогосостава
Кадровый составхарактеризует таблица 1.3.1.
Таблица 1.3.1 – Списочнаячисленность работников по годамКатегория работников Среднесписочная численность, чел. Удельный вес, % 2004 2005 2006 2004 2005 2006 Служащие 12 12 12 14 13 13 Водители 48 47 47 52 51 51 Ремонтные рабочие 16 16 16 17 18 18 Вспомогат. рабочие 15 15 15 16 17 17 Итого 92 90 90 100 100 100
По данным (таблицы 1.3.1), построим график1.3.1 – списочной численности работников предприятия по годам.
/>
Рисунок 1.3.1 – Численностьработников предприятия по годам
На 01.01.2006 года напредприятии числится 90 человек, в том числе административно – управленческийперсонал и инженерно – технические работники — 12 человек, рабочий ивспомогательный персонал – 78человек. Количественное соотношение междувышеназванными категориями работников составляет 1/7 при рекомендованномнормативе ¼. Данная диспропорция — хороший показатель, иллюстрирующийснижение количества административно – технического персонала до почтидвукратной численности от нормируемой величины.
1.4 Характеристикаподвижного составаНа балансе предприятиянаходится 62 единицы подвижного состава, в том числе автобусов 49, легковых а/м4, грузовых 4, прочие (спец. АТС, прицепы и полуприцепы) 5.
Структура автомобильного паркапредприятия представлена рисунком 1.4.1.
/>
Рисунок 1.4.1 — Структураавтомобильного парка предприятия
Как видно из рисунка, значительнуюдолю парка предприятия занимают автобусы. В дипломном проекте рассматриваетсяавтобусный парк предприятия, который демонстрирует рисунок 1.4.2.
/>
Рисунок 1.4.2 — Структура автобусногопарка предприятия.
Как показывает рисунок, основуавтобусного парка составляют модели ЛАЗ-695, ЛАЗ-699 и ПАЗ-3205, удельный вескоторых в сумме равен 59%. Данные марки автобусов эксплуатируются предприятиемна пригородных маршрутах, так как это преобладающий вид перевозок. Такимобразом, 59% парка автобусов, находящихся в эксплуатации, составляют моральноустаревшие модели с бензиновым двигателем и большими эксплуатационнымизатратами.Таблица 1.4.2 – Структураавтобусного парка по сроку службыСрок службы Количество автобусов, ед. Удельный вес, % От до 2 1 6 2 4 4 6 1 6 6 8 8 10 1 6 10 12 3 19 12 14 9 57 >14 1 6 ИТОГО 16 100,0
/>Рисунок 1.4.3 — Структура автобусного парка по сроку службыТаблица 1.4.3 — Структураавтобусного парка по пробегу с начала эксплуатацииПробег, тыс. км Количество, ед. Удельный вес, % до 400 3 6 до 500 5 10 до 600 14 30 до 700 12 24 свыше 700 14 30 ИТОГО 49 100,0
/>
Рисунок 1.4.4 — Структура автобусного парка по пробегу с началаэксплуатации
/>
Рисунок 1.4.5 — Распределение автобусов по видам перевозок
Следует отметить, что срок службы автобусов,их пригодность к дальнейшей эксплуатации и уровень затрат на поддержание втехнически исправном состоянии – это пробег. В среднем нормативный срок службыавтобуса составляет порядка 500 тыс. км. После этого пробега резко увеличиваютсяэксплуатационные затраты, то есть автобус подлежит списанию.
Из проведенного анализа подвижного состава по пробегу выявили следующее:замене подлежат 23 единицы подвижного состава, в том числе по имеющейсяструктуре в зависимости от назначения (город, пригород, межгород) процентноесоотношение выглядит следующим образом: городские автобусы — 13%, чтосоставляет 3 автобуса, пригородные — 74% или 17 автобусов, междугородние – 13%или 3 автобуса.
Для того, чтобы в дальнейшем предприятие было в состоянии осуществлятьпассажирские перевозки на высоком уровне качества перевозок, необходимооптимизировать структуру подвижного состава, занятого в пригородном сообщении.
1.5Технико-эксплуатационные показатели
При планированииперевозок и оценке деятельности пассажирских автотранспортных предприятийприменяют систему технико-эксплуатационных показателей, которая включает в себяобъемные (количественные) показатели, характеризующие уровеньпроизводительности подвижного состава и использование производственных фондов.
Таблица 1.5.1 — Технико-эксплуатационные показателиПоказатели Ед. изм. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2005/2004 2006/2005 Среднеспис. кол-во а/м Ед. 33 33 29 1,0 0,92 Машино-дни в хоз-е м/дн 6570 6150 7614 0,94 1,24 Машино-дни в работе м/дн 3441 2982 3575 0,87 1,20 Машино-дни в ремонте м/дн 1108 1105 1335 0,99 1,21 Коэфф.исп. парка Аи 0.53 0,53 0,42 - - Коэфф. исп. пробега b 0,96 0,99 0,93 - - Коэфф. техн. гот. aт 0,71 0,73 0,74 - - Отработано в наряде тыс. час 30,68 28,74 26,47 0,94 0,92 Часы в линии тыс. час 29,45 26,6 24,51 0,90 0,92 Режим работы час 8,9 8,7 8,2 0,98 0,94 Общий пробег тыс.км 791,1 703,92 604,93 0,89 0,86 Пробег с пассажирами тыс.км 760,53 703,38 563,83 0,92 0,80 Перевезено пассажиров тыс.чел 576,91 519,42 982,6 0,90 1,89 В том числе льготных тыс.чел 145,48 155,2 425,7 1,07 2,74 Доля льготных пасс-ов % 25,2 29,9 43,3 1,19 1,45 Пассажирооборот тыс.пасс.км. 18571,4 17667,0 20728,0 0,95 1,17
/>Рисунок1.5.1 – Динамика изменений пробега с пассажирами
/>
Рисунок 1.5.2 – Динамикаизменений перевезенных пассажиров
/>
Рисунок 1.5.3 – Динамика изменений коэффициента технической готовности
/>
Рисунок 1.5.4 – Динамика изменений коэффициента использования парка
/>
Рисунок 1.5.5 – Динамика изменений коэффициента использования пробега
Анализтехнико-эксплуатационных показателей за 2004-2006 гг. выявил, что снижениекоэффициентов использования парка и пробега, за счет сокращения количестваподвижного состава, не повлияло на увеличение количества перевезенныхпассажиров и пассажирооборот. Режим работы водителей сократился и приблизился кнормативному.
1.6 Анализ рынка
Основные потребители.
Основными потребителямиГПКК «Дивногорского ПАТП» являются жители, а так же предприятия ижилищно-коммунальные хозяйства г. Дивногорска.
Состояние рынка ихарактеристика конкурентов.
На городских, пригородных имеждугородных перевозках с каждым годом увеличивается количество перевозчиковчастной формы собственности, которые не располагают необходимым имуществом,подготовленных специалистов для выполнения квалификационных требований итребований по допуску владельцев транспортных средств к осуществлению перевозокпассажиров. К сожалению, частному перевозчику правовая неразбериха и отсутствиеконтроля позволяет нарушать акты и законы прямого действия, и в первую очередь,ФЗ РФ № 196 «О безопасности дорожного движения», в основу которого заложен приоритетжизни и здоровья пассажиров, а не экономическая выгода перевозчиков. В погонеза выгодой, частные перевозчики нарушают существующее расписание движения,скоростной режим на трассах и маршрутах, зачастую производят выполнениемаршрутов без паспортов, «заходят» на чужие маршруты, грубо нарушают правила итехнику безопасности движения.
Ввиду отсутствия в ближайшейперспективе крупных миграционных и хозяйственно-экономических процессов,существенных изменений на рынке транспортных услуг не предвидится.
Увеличение доходности в перспективевозможно или за счет роста тарифов или за счет конкурентных преимуществ,даваемых более передовым техническим оснащением, в первую очередь,эксплуатируемой автобусной техникой.
Доля Дивногорского ПАТП на рынкегородских перевозок — 75%. Техническое оснащение автобусного парка конкурентов(ГАЗ-32213) не создает опасений в изменении в сторону уменьшения долиДивногорского ПАТП на рынке городских перевозок.
На рынке пригородных перевозокосновным конкурентом являлась ИП Полютова (доля занимаемого рынка составляет30%), но за последнее время появилось множество так называемых нелегальныхперевозчиков (по последним данным доля рынка составляет около 35%).
Конкурентные преимущества
Основным конкурентнымпреимуществом ГПКК «ДПАТП» планируется увеличение доходности предприятия засчет технического переоснащения автобусного парка, увеличения комфортабельностиперевозок, снижения эксплуатационных расходов.
Следующее конкурентноепреимущество это то, что ГПКК «ДПАТП» единственное в городе государственноепредприятие, осуществляющее пассажирские перевозки. Так как остальныеперевозчики работают на коммерческой основе, перевозка социально защищенныхграждан производится только ГПКК «ДПАТП». То есть основные потребителиавтотранспортных услуг делятся на следующие категории:
1. Граждане, имеющиеправо бесплатного проезда.
2. Граждане, необладающие такими правами.
/>
Рисунок 1.6.2 – Составпассажиропотока по уровню социальной защищенности
/>
Как видно из рисунка 1.6.2 принцип сегментации по уровню социальнойзащищенности практически разделен пополам, что привело бы частных перевозчиковк банкротству.
Автомобильный транспорт впригородном сообщении города Дивногорска, это основной вид транспорта. В городеДивногорске есть автостанция, где можно приобрести билеты на автобусы (мягкой ижесткой группы) которые отправляются до Красноярска. Среднесуточное отправлениедо 2000 человек. В летний период с 1 июня до 1 сентября от Дивногорска доКрасноярска можно доехать на скоростных судах, вместимость которых до 70человек. Также из Дивногорска до Красноярска ходят электрички.
Характеристикажелезно-дорожного транспорта
В городе Дивногорске имеетсяж/д станция, с которой можно доехать до Красноярска, стоимость билета составляет17 руб.лей. Время в пути 12 минут. Электрички отправляются ежедневно порасписанию четыре раза в день. На время летнего периода предусмотренадобавочная электричка.
Расписание движения видовтранспорта приведены в приложении В.
Характеристика речноготранспорта
Удовлетворяя спроснаселения на прогулочные линии установлен следующий порядок осуществленияспециальных перевозок для населения:
- навигация начинается с 15 мая ипродолжается до 1 сентября, в зависимости от погодных условий начало навигацииможет меняться;
- на линииКрасноярск-Дивногорск-Красноярск установлен свободный график движения;
- выполняются рейсы скоростными судамитакими как: «Восход», «Ракета» вместимостью до 70 человек. ОАО«ПассажирРечТранс» в праве отменить заявленные рейсы при загрузке теплоходаниже 50% от плановой загрузки (менее 30 человек);
- время прогулочного рейса составляет45 минут;
- стоимость прогулочного рейсасоставляет 150 руб.лей.
Графики по стоимостибилета и количеству рейсов представлены на рисунках 1.6.3 и 1.6.4.
/>
Рисунок 1.6.3 – Стоимостьбилета до города Красноярска
/>
Рисунок 1.6.4 –Количество рейсов до города Красноярска
Из рисунков 1.6.3 и 1.6.4можно сделать вывод, что приоритет автомобильного транспорта над другимиочевиден. Во-первых, перевозки автомобильным транспортом осуществляются круглыйгод, во-вторых средняя стоимость билетов оправдывает затраты времени на ожиданияудобных рейсов, в-третьих, удобство выбора остановочных пунктов.
1.7 Анализфинансово-экономического состояния предприятия
Финансовое состояние –важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Оно определяетконкурентоспособность, потенциал в долевом сотрудничестве, оценивает в какойстепени гарантированные экономические интересы самого предприятия и егопартнеров по финансовым и другим отношениям.
Данный вид финансовогоанализа предназначен для общей характеристики финансовых показателейпредприятия, определения их динамики и отклонений за отчетный период.
Бухгалтерский чет напредприятии ведется по журнально-ордерной системе с использованиембухгалтерской программы «БЭСТ-8» версии 8.03/001В от 27.05.01 года.
Комплексная оценка эффективностихозяйственной деятельности предприятия за 2004-2006 гг. представлена в таблице1.7.1.Таблица1.7.1 — Комплексная оценка эффективности хозяйственной деятельности ГП КК«ДПАТП» за 2004-2006 гг.Показатели Ед. измерения
2004
год
2005
год
2006
год Отклонение (+;-) Темп изменения, % А Б 1 2 3 4 5 Выручка тыс. руб. 12182 14352 14333 -19 99,9 Прибыль тыс. руб. 816 -728 -2035 -1307 279,5 в % к выручке % 6,7 5,07 14,2 9,13 280 Среднегодовая стоимость основных фондов тыс. руб. 11896 9882 13828 3946 1394,4 Среднегодовая стоимость оборотных средств тыс. руб. 796 601 1015 414 168,9 Издержки обращения тыс. руб. 15515 21711 22073 362 101,7 В том числе расходы на оплату труда тыс. руб. 3814 5310 7209 1899 135,8 Среднесписочная численность работников чел. 92 92 90 -2 97,83 Выработка 1го среднесписочного работника тыс. руб./чел 132,4 156,0 159,3 3,3 102,1 Среднегодовая зарплата тыс.руб. 41,46 57,72 80,1 22,38 138,77 Показатель эффективности использования трудового потенциала --- 2,283 2,185 1,594 -0,591 73 Показатель эффективности финансовой деятельности --- 0,153 -0,111 -0,226 -0,115 203,6 Показатель эффективности трудовой деятельности --- 3,194 2,703 1,988 -0,715 73,5 Интегральный показатель эффективности хозяйственной деятельности --- 1,037 -0,868 -0,895 -0,027 103,1 Оборачиваемость оборотных средств обороты 15,30 23,88 14,12 -17,51 59,1 Фондоотдача руб. 1,0 1,45 1,0 -0,45 68,9 Затратоотдача руб. 0,78 0,66 0,7 0,04 106,1
Показатели эффективностирассчитываются по следующим формулам [3]:
Эитп = В/[Рот+ (Соф+ Сос)*0,12]; (1.7.1)
Эфд = П/[Рот+ (Соф+ Сос)*0,12]; (1.7.2)
Этд = В/Ч/Вч; (1.7.3)
/>I эхд = 3 Эитд * Эфд * Этд; (1.7.1)
где Эитд – показательэффективности трудового потенциала; Эфд –показатель эффективности финансовойдеятельности; Этд — показатель эффективности трудовой деятельности; Iэхд – интегральный показательэффективности хозяйственной деятельности; В- выручка предприятия; П –прибыль/убыток предприятия; Рот – расходы на оплату труда; Соф – среднегодоваястоимость основных фондов; Сос – среднегодовая стоимость оборотных средств; Ч –среднесписочная численность работников; Вч – выработка одного среднесписочногоработника.
/>
Рисунок 1.7.1 – Динамика изменений расчетных показателей эффективностидеятельности предприятия
Расчетные показателиэффективности, как видно из диаграммы, снижаются из-за высокого ростасебестоимости.
Себестоимость проданнойпродукции предприятия составила 22073 тыс. руб. (увеличение к уровню 2005 г. –1,6 %). Опережающий рост себестоимости к выручке объясняется более быстрымитемпами роста цен на энергоносители, ГСМ, запасные части, шины к росту тарифана перевозку пассажиров, который планировали повысить на 20% с 01.01.2006г., афактическое повышение произошло с 15.07.2006 г.
Выручка предприятия (безучета финансирования) за 2006 год составила 14333 тыс. руб. (уменьшение к 2005гна 0,13%).
В то жевремя, если бы органы местного самоуправления территорий выполняли своидоговорные обязательства по финансированию программ перевозок автотранспортныхпредприятий, то результат финансово-хозяйственной деятельности был быположительный.
Таблица 1.7.2- Динамика основных реализационных показателей деятельностиГП КК «Дивногорское ПАТП»Показатели
Ед.
изм.
2004г.
факт
2005г.
факт
2006г.
факт
2005/2004
%
2006/2005,
%
2006/2004
% Выручка АТП всего тыс. руб. 12182 14352 14333 117,8 99,9 117,7 В т.ч. выручка от пассажирских перевозок
тыс.
руб. 8656 9402 11879 108,6 126,4 137,2 Себестоимость всего
тыс.
руб. 15515 21711 22073 139,9 101,7 142,3 В т.ч. себестоимость пасс-ких перевозок
тыс.
руб. 16184 17253 19888 106,6 115,3 122,9 Прибыль (убыток) от продаж
тыс.
руб. -3333 -7359 -7740 -220,8 -105,2 -232,2
Субсидии (ФФП, краевой бюджет УКК)
* с учетом субвенций до ввода в действие «Инструкции учета доходов и расходов …»
тыс.
руб. 4625 7140 7465 154,4 104,6 161,4 Сальдированный результат операционных и внереализационных расходов и доходов
тыс.
руб. 983 -537 -2004 -54,6 -373,2 -203,9 Чистая прибыль (убыток)
тыс.
руб. 816 -728 -2035 89,2 -279,5 -249,4
/>
Рисунок 1.7.2 — Динамика основных реализационных показателей
Общая сумма финансирования не прошла полностью повнереализационным доходам предприятия при анализе финансового результатадеятельности (Ф. 2 баланса) в связи с вводом в действие с 2003 года «Инструкциипо учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильномтранспорте» Министерства транспорта РФ.
1.8 Анализфинансирования
Постановлением администрации края от24.09.01 № 670-п «О государственном регулировании цен (тарифов) в крае»определен порядок утверждения цен и тарифов на продукцию, товары и услуги вкрае. Возмещение расходов (субсидии) осуществляется через фонд финансовойподдержки (территории края) и через краевой бюджет (междугородные перевозки,заказчик — Управление промышленности, транспорта и связи администрации края). Воснову расчетов субсидий заложен тариф стоимости 1000 км пробега автобуса спассажирами, согласованный с комитетом цен администрации края. Сумма субсидийопределяется исходя из фактического количества километров пробега с пассажирамив соответствии с программами пассажирских перевозок, субсидируемых из бюджетов.
Компенсация льготногопроезда граждан в соответствии с законодательством РФ – это субвенции по ФЗ «Оветеранах», «Об инвалидах», «О репрессированных…», «О чернобыльцах»осуществляется краевым и федеральным бюджетами через органы социальной защитынаселения территорий края.
За последние нескольколет объем субсидий, выделяемый государством на покрытие расходов от перевозкипассажиров, является недостаточным. Так, на стадии планирования расходов,заявляемые предприятием потребные расходы, рассчитанные по расчетному тарифу(норматив, утверждаемый администрацией края на междугородных перевозках иадминистрациями городов и районов на пригородных, городских и внутрирайонныхмеждугородных маршрутах) утверждаются лишь в размере 70 -80%. В дальнейшем, привыполнении плана субсидий выделяется порядка 80-90% от утвержденных субсидий поплану. Так, плановая сумма финансирования из бюджетов всех уровней (субсидии,субвенции) в 2006 году составила 4905,5 тыс.руб., фактически профинансировалина 451,5тыс. руб. меньше. В 2005 году аналогичная ситуация, только профинансированона 30% меньше.
Ситуация складывается таким образом, что упредприятия нет источников для погашения кредиторской задолженности,фактическое финансирование не покрывает не только плановую рентабельность,размер которой утвержден администрацией края, но и непосредственные убытки посебестоимости.
/>
Рисунок 1.8.1 – Финансированиепредприятия за анализируемый период
Результат реализации политики урезанногофинансирования четко демонстрирует рисунок 1.8.1. Кредиторская задолженностьпредприятия по состоянию на 01.01.2007г составляет 13138 тыс. руб., в том числезадолженность по внебюджетным фондам – 2974 тыс.руб., по налогам и сборам –9106 тыс.руб., перед персоналом организации – 70 тыс.руб.
Анализ ликвидности проводится в связи снеобходимостью оценки кредитоспособности АТП, т.е. его способности своевременнои полностью рассчитываться по своим обязательствам. Коэффициент текущей ликвидностиавтотранспортного предприятия на 01.01.07г составляет 0,94, что свидетельствуето невозможности покрытия краткосрочных обязательств текущими активами.
Таблица 1.8.1- Показателиликвидности и финансовой устойчивости
предприятия.№ п\п Наименование показателей по состоянию на 01.01.2006 г по состоянию на 01.01.2007 г 1. Коэффициент текущей ликвидности 1,07 0,94 2. Коэффициент абсолютной ликвидности (от 0,03 до 0,08) 0,02 0,0002 3. Коэффициент быстрой ликвидности (менее 1) 0,08 0,34 4. Коэффициент износа 0,57 0,50 5. Коэффициент обновления 0,004 0,16 6. Коэффициент выбытия - 0,006
/>
Рисунок 1.8.2 — Показателиликвидности и финансовой устойчивости предприятия
На изменение показателейоценки финансового состояния в сторону снижения повлияло включение вкредиторскую задолженность – задолженность по налогам и сборам, внебюджетнымфондам, сумма пени по текущей недоимки в размере 4195 тыс.руб.
Доля собственных средствв общем объеме хозяйственных средств на 01.01.2006 год составила 50,3%, на01.01.2007 г – 53,2%. Увеличение собственных средств произошло за счетвыделения из Краевого бюджета автобусов ЛИАЗ-5256 в количестве 2 шт. на сумму4500 тыс. руб.
1.9 Коллективы исоциальные обязательства
Общая численность коллектива государственного предприятия Красноярскогокрая «ДПАТП» составляет 90 человек.
Трудовой кодекс,вступивший в действие в феврале 2004 года, ввел понятие социальногопартнерства, как системы взаимоотношений между работниками и работодателями,направленной на обеспечение согласования интересов сторон по вопросамрегулирования трудовых и непосредственно связанных с ними социальных вопросов.
Основной упор сделан намеханизм разработки и заключения правового акта регулированиясоциально-трудовых отношений в организации коллективного договора, заключаемогоработниками и работодателями.
Коллективный договорявляется одним из основных правовых документов, в нем предусматриваютсяпрактически все положения и условия: формы, порядок и размер оплаты труда,пенсионное обеспечение, вопросы охраны труда, предоставление льгот членамколлективам и т.д.
Действующие коллективныедоговоры на предприятии надлежит привести в соответствие действующемузаконодательству, внеся необходимые изменения и дополнения.
При разработке новойформы коллективного договора необходимо особое внимание уделять имеющемусяотраслевому тарифному соглашению на 2005-2007 гг. (регистрационный номер26/05-07 от 17.05.2005г.)
Крометого, необходимо учитывать рекомендуемую отраслевую тарифную сетку по оплатетруда работников организаций автомобильного транспорта.