РасположениеОСНОВНЫХ агрегатов. В МОТОРНОМ Отсеке: 1 — труба подвода охлаждающейжидкости к радиатору; 2 — воздушный фильтр; 3 — крышка головки блока цилиндров; 4 — датчик-распределитель; 5 — катушка зажигания; 6 — вакуумный усилитель тормозов; 7 - пробка маслоналивной горловины; 8 — топливный фильтртонкой очистки; 9 — термостат 10 — кожух радиатора11 — радиатор
Описание конструкции
ДвигательЗМЗ-402 карбюраторный, четырехцилиндровый. Блок цилиндровизготовлен из алюминиевого сплава. Гильзыцилиндров чугунные, съемные. Крышкикоренных подшипников и картерсцепления обработаны в сборе с блокоми поэтому они не взаимозаменяемы.
Коленчатый валдвигателя чугунный, пятиопорный,динамически отбалансирован с маховикоми ведущим диском сцепления. Осевоеперемещение вала ограничено двумя упорными шайбами, расположенными по обеим сторонам переднего коренного подшипника.
Распределительныйвал с пятью опорными шейками разногодиаметра установлен в блоке цилиндров.На валу нарезана шестерня привода датчика-распределителязажигания и масляного насоса.
Приводраспределительного вала осуществляетсячерез текстолитовую или полиамиднуюшестерню, находящуюся в зацеплениис шестерней коленчатого вала.Кулачки распределительного вала воздействуют на толкатели. Штанги толкателей через коромысла приводят в действие клапаны.
Система смазкидвигателя — комбинированная. Дляохлаждения масла установлен масляный радиатор. При давлении в системе 0,7-0,9кгс/см2 предохранительный клапаноткрывается и масло поступает в радиатор, азатем сливается в картер двигателя. Для отключения масляного радиатора предусмотрен кран. При положении ручки вдольшланга — он открыт.
Система охлаждения — жидкостная, закрытая. Перед радиатором установлен дополнительный электровентилятор.
Впускнойтрубопровод подогревается отработавшимигазами. Регулятор подогрева имеет два положения — «зима»и «лето».
Сопротивление бегунка, кОм 5-8
Сопротивление наконечника
свечи, кОм 4-7
Сопротивление центрального
контакта крышки*, кОм 8-13
Сопротивление обмотки
статора, кОм 0,4-0,45
* На части датчиков вместо сопротивления установлен угольный контакт.
СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ЗМЗ-402
Системазажигания — бесконтактная. Она состоитиз датчика-распределителя коммутатора,катушки зажигания, свечей зажигания ипроводов высокого и низкогонапряжения. Датчик-распределительзажигания (1908.3706) -бесконтактный, с датчиком (генератором) управляющих импульсов и встроенным вакуумным и центробежным регуляторами опережения зажигания.
Датчик-распределительвыполняет две функции: задает момент искрооб-разования, распределяет импульсы высокого напряжения по цилиндрам в соответствии с порядком их работы. Для этого служит бегунок, надетый на вал датчика-распределителя. В бегунке установлен помехоподавительный резистор с сопротивлением 8000-13000 Ом.
Коммутатор(1313734) размыкает цепь питания первичнойобмотки катушки зажигания, преобразуя управляющие импульсы датчика в импульсы тока в катушкезажигания.
Техническаяхарактеристика системы зажигания
Порядок работы цилиндров 1-2-4-3
Направление вращения против
ротора распределителя часовой
стрелки
Угол опережения зажигания
max, град:
центробежный регулятор 15-18
вакуумный регулятор 8-10
Свечи зажигания А14ВР
Зазор свечи зажигания, мм 0,8-0,95
Датчик-распределитель зажигания:
1 — корпус; 2 — грузик центробежного двигателя; 3 — винт крепленияподшипника; 4 - вакуумный регулятор; 5 — пружина вакуумногорегулятора; 6 — диафрагма; 7 — штуцер; 8 — магнитопровод ротора;9 — постоянный магнит ротора; 10 — ротор; II — крышка;12 – помехоподавительный резистор; 13 — центральный вывод; 14 — центральный контакт; 15 — бегунок;16 — фильц; 17 — винт крепления ротора; 18 — обмотка статора; 19 — винт крепления статора; 20 — статор; 21 – магнитопровод обмоткистатора; 22 — опора статора;23 — подшипник; 24 — пружина грузика; 25 — упорныешайбы; 26 — втулка;27 — валик; 28 — октан-корректор; 29 — упорная шайба;30 –стопорное кольцо; 31 — штифт; 32 — муфтапривода.
Генератор 1631.3701:
1 - ротор; 2 — втулка; 3 — передний подшипник; 4 — втулка; 5 — шайба с гайкой; 6 — шпонка; 7 — шкив; 8 — вентилятор; 9 — передняякрышка; 10 — статор; 11 — обмотка ротора; 12 — щеткодержатель; 13 — пружиныщеток; 14 — щетки; 15 — задний подшипник; 16 — крышка; 17-вал; 18- контактные кольца; 19- вывод обмоткистатора; 20- пластины-держатели; 21 — задняя крышка; 22 — набор статора; 23 — обмотка статора.
ГЕНЕРАТОР 1631.3701 ДВИГАТЕЛЯЗМЗ-402
Генератор1631.3701 — трехфазная синхроннаяэлектрическая машина с электромагнитнымвозбуждением и встроеннымвыпрямителем на кремниевых диодах. Роторгенератора приводится во вращениеот шкива коленчатого вала двигателяклиновым ремнем.
Статор икрышки генератора стянуты четырьмявинтами. Вал ротора вращается вшариковых подшипниках, установленных вкрышках. Смазка в подшипники заложена на весь срок службы генератора. Задний подшипник напрессован на вал ротора и поджимается задней крышкой через пластмассовую втулку. Передний подшипник установлен с внутреннейстороны передней крышки и поджат шайбойс четырьмя винтами.
В статорегенератора две трехфазные обмотки,выполненные по схеме «звезда» иподключенные параллельно друг другу.Выпрямитель — мостовой схемы, состоит из шести диодов. Они запрессованы в две подковообразные алюминиевые пластины-держатели. Пластины объединены в выпрямительный блок, закрепленныйвнутри задней крышки генератора.
На роторерасположены обмотки возбуждения генератора. Выводы обмоток припаяны к двум медным контактным кольцам на валу ротора. Питание к ним подводится через две угольные щетки, установленные вщеткодержателе.
Генератор работаетсовместно с регулятором напряжения, который закреплен на брызговике правоголонжерона под расширительным бачком. При выходе регулятора из строя, егозаменяют.
Длязащиты электронного оборудованияавтомобиля от импульсов напряжения всистеме зажигания, а также для снижениярадиопомех, между"+" и «массой»генератора включен конденсатор.
Внутренниеобмотки генератора и выпрямительныйблок охлаждаются воздухом через окна в крышках от центробежного вентилятора, установленногона валу ротора.
Техническаяхарактеристика генератора 1631.3701
Напряжениеноминальное, В 14
Максимальный ток, А 65
Регулируемоенапряжение, В 13-15
Сопротивление
обмотки возбуждения, Ом 2,5
СТАРТЕР
Стартер- четырехполюсный четырехщеточныйэлектродвигатель постоянного тока свозбуждением от постоянных магнитов,роликовой муфтой свободного хода идвухобмоточным тяговым реле.
Крутящиймомент от вала якоря передается на ведущую шестерню привода через роликовуюобгонную муфту.
Стартерыдвигателей ЗМЗ-4062 и ЗМЗ-402принципиально не отличаются. Стартер42.3708-10 установлен на двигатель ЗМЗ-4062 с правой стороны, СТ203-Б4 -надвигатель ЗМЗ-402 слева.
Техническая характеристика стартера42.3708-10 (СТ230-Б4)
Номинальнаямощность, кВт 1,7(1,0)
Номинальноенапряжение, В 12
Потребляемый ток
в заторможенном состоянии,
не более, А 700 (550)
Крутящий момент,
не менеекгс-м1,6(2,0)
Потребляемый ток в режиме
холостогохода, не более, А 80 (85)
Стартер: 1 — колпакзащитный; 2 — шайбазапорная; 3 — щетка; 4,5 — выводы; 6 — крышкатяговогореле; 7 — контактнаяпластина; 8 — тяговоереле; 9 — обмоткареле; 10 — шток; 11 — возвратнаяпружина; 12 — сердечник; 13 — рычаг; 14 — крышка; 15- осьрычага; 16- удлинителькрышки; 17- ролик; 18 — ведущая (приводная) шестерня; 19 — втулка; 20 — кольцопружинное; 21 — втулкаупорная; 22 — вал; 23 — обгоннаямуфта; 24 — пружина; 25 — полумуфтавключения; 26 — опорапромежуточная; 27-статор; 28 — обмоткастатора; 29 — ротор(якорь); 30 — коллектор; 31 — крышка; 32 — щеткодержатель.
В стальномкорпусе стартера установлены четыреобмотки возбуждения. Корпус и крышкистартера стянуты двумя шпильками.Вал якоря вращается в двухбронзографитных втулках, установленных в крышках и промежуточнойопоре.
Навалу привода установлена муфта свободногохода (обгонная муфта) с приводнойшестерней. Она передает крутящий момент только в одном направлении — от стартера к двигателю, разобщая их после запуска двигателя. Это необходимо для защиты якоря стартера от повреждения из-за чрезмернойчастоты вращения.
Тяговоереле служит для ввода шестерни привода в зацепление с зубчатым венцоммаховика коленчатого вала двигателя ивключения питания электродвигателястартера. При повороте ключазажигания в положение «стартер», напряжение подаетсяна обе обмотки тягового реле (втягивающую и удерживающую). После замыкания контактов тягового реле втягивающая обмотка отключается.
Напряжение срабатыванияреле должно быть не более 8 В при 20±5°С. Если это не так, в реле или приводе имеетсянеисправность. Исправность приводаопределяется осмотром деталей послеразборки стартера. Неисправное реле заменяют.