Федеральноеагентство железнодорожного транспорта
Сибирскийгосударственный университет
путейсообщения
Кафедра:«Экономика транспорта»
Работа подисциплине
«Себестоимостьжелезнодорожных перевозок»
Руководитель Разработалстудент
_____________ (Ф.И.О) _____________(Ф.И.О)
____________________ ____________________
(дата проверки) (датапроверки)
Краткая рецензия
_____________________ ___________________
(оценка по результатампроверки) (подпись преподавателя)
г.Новосибирск
2010 г.
Задание 1.
Расчёт измененияэксплуатационных расходов в связи с ускорением оборота вагона
В оборотевагона отражается слаженность межотраслевой системы факторов, влияющих на еговеличину: качество планирования, условия перевозок, уровень слаженностидействия сторон, участвующих в перевозках конкретных грузов. Следовательно,величина оборота вагона зависит от различных объективных и субъективныхфакторов, под влиянием которых он изменяется (ускоряется либо замедляется).
Оборот вагонаотражает общие темпы перевозочного процесса на железных дорогах, сбережениезатрат времени на перемещение грузов и характеризует, в конечном итоге,повышение производительности общественного труда. Поэтому его ускорение,способствуя ускорению транспортировки грузов, в условиях социалистическогохозяйства имеет огромное экономическое значение.
Оборот вагонаQ – это время, в течение которого совершается цикл операций от начала однойпогрузки вагона до начала следующей. За время оборота вагон находится:
- на станции погрузки,где с ним выполняется ряд операций (подача под погрузку, погрузка, уборка напути станции, накопление до целого состава, формирование и отправление поезда);
- в пути следованияв груженом состоянии – вагон совершает груженый рейс lгр ;
- на станциивыгрузки, где состав, с которым прибыл вагон, расформировывают, последнийподают под выгрузку, выгружают, убирают в порожнем состоянии на пути станции,накапливают вместе с другими вагонами на состав поезда, формируют поезд иотправляют на станцию новой погрузки;
- в пути следованияв порожнем состоянии вагон совершает порожний рейс />до новой станции погрузки. Порожнегорейса может и не быть, если на станции выгрузки вагон будет подан под погрузкув порядке так называемых сдвоенных операций.
Сумма пробегавагона в груженном и порожнем состоянии за время оборота называется полнымрейсом:
/>.
Оборот вагонаотражает не только степень использования вагона, но и качество эксплуатационнойработы каждого подразделения и сети дорог в целом. Ускорение оборота вагонапозволяет тем же вагонным паркам выполнить большой объём перевозок, а значитуменьшить потребность в вагонах для перевозки и сократить капитальные расходына подвижной состав, развитие станций, пунктов ремонта, а такжеэксплуатационные расходы на перевозки.
Время оборотавагона для сети дорог, сут.
/>.
Из этогоусловия можно определить необходимый для обеспечения заданного объема погрузкиUп рабочий парк вагонов:
/>
На подразделенияжелезнодорожного транспорта – дорогах и отделениях – часть вагонов погруженныхили подлежащих выгрузки, только начинает или (завершает) цикл оборота илипроходит без грузовых операций, поэтому для отдельных подразделений определяютне фактический, а условный оборот вагона:
/>,
где /> — числогруженых вагонов поступающих на данное отделение или дорогу с другихподразделений.
Величину />условноназывают работой дороги или отделения.
Среднесуточныйпробег вагона характеризует скорость его продвижения, км / сут:
Sв =l/Q,
где l –полный рейс, т.е. расстояние его пробега за время оборота.
Производительностьвагона характеризует его использование в процессе перевозки грузов иисчисляется в тонно – км нетто, выполненных вагоном рабочего парка за сутки:
/>
С ускорениемоборота грузового вагона уменьшается потребность в подвижном составе. При этомсоздаются условия для увеличения объема перевозок, а следовательно, и сниженияих себестоимости, так как с увеличением объема работы только частьэксплуатационных расходов возрастает пропорционально размерам перевозок,расходы же, относимые к группе не зависящих от размеров перевозок, остаютсянеизменными или увеличиваются незначительно» Поэтому ускорение оборота вагонарассматривается как важный фактор снижения себестоимости перевозок, Экономиявремени перемещения грузов за счет ускорения оборота вагона способствуетповышению производительности общественного труда, что в современных условияхявляется актуальнейшей проблемой в развитии народного хозяйства страны, .
1. Расчет расходныхставок
Расходную ставку на«вагоно-час» вагонов грузового парка определяют делением годовых расходов,связанных с данным измерителем, на количество вагоно-часов. К расходам относятзатраты на деповской ремонт и амортизацию грузовых вагонов, а такжесоответствующую часть общих для видов работ и мест возникновения затратрасходов (оплата отпусков, охрана труда и техника безопасности и т. д.),которые принимаются в размере 25 % от заработной платы по данным статьямрасходов.
Таблица 1 – Исходныеданные для расчета расходной ставки на 1 вагоно-часРасходы Значение Деповской и капитальный ремонт грузовых вагонов, тыс. руб. 23900 в том числе фонд оплаты труда, тыс. руб. 2868 Всего расходов на оплату труда по дороге, тыс. руб. 7246400 Амортизация грузовых вагонов, тыс. руб. 480550 Вагоно-километры грузовых вагонов, тыс. 3838700 Среднесуточный пробег вагона, км 375
Годовые расходы составят:
23900*103+480550*103+(72476400*103*0,25)= 2316050*103 руб.
Вагоно – часы вагоновгрузового парка определяются:
/>,
где /> - вагоно –километрывагонов грузового парка; Sв –среднесуточный пробег груженого вагона, км.
/> ваг.-час.
Найдем расходную ставка:
2316050*103 /245676,8*103 = 9,43 руб.
2. Расчет величинизмерителей
Расчет величинизмерителей, затрата которых необходима для выполнения рассматриваемого объемаработы, принято обычно вести на 1000 т-км и 1000 пас-км.
Таблица 2 – Показателиэксплуатационной работыПоказатель Значение Средняя динамическая нагрузка груженого вагона р, т/вагон 52 Отношение порожнего пробега к груженому пробегу, a, % 40
Среднесуточный пробег вагона Sв, км/сут. 375
Масса тары вагона рmт/вагон 23,5
Масса поезда брутто Qбр, т 3600
Отношение вспомогательного пробега локомотивов к пробегу во главе поездов bоб 0,11
Участковая скорость движения грузового локомотива Vуч, км/ч 47
Коэффициент, учитывающий дополнительное время работы локомотивных бригад, kд 1,4
Отношение линейного вспомогательного пробега локомотивов к пробегу во главе поездов bл 0,09
Среднесуточный пробег локомотива Sл, км/сут. 525
Затрата маневровых локомотиво-часов на 1000 ваг-км, Нман 0,6
Масса локомотива Рл т 258 Норма расхода топлива на 10000 т*км бр. Нт, кг 50
Средняя дальность перевозки грузов Lгр, км 675 Средний вес отправки о, т 52
2.1 Вагоно-километры:
а) груженые />,
где /> - тонно-километрыэксплуатационные;/> — динамическая нагрузка груженоговагона, т.
/>
б) порожние />,
где /> - доля порожнегопробега вагонов к груженому, %.
/>
в) общие />
/>
2.2 Вагоно-часы:
а) общие />, учитывающие времянахождения вагона в движении, на станциях погрузки-выгрузки и на техническихстанциях:
/>,
где /> - среднесуточный пробегвагона грузового парка, км;
/>
б) в движении – наперегонах и промежуточных станциях:
/>,
где /> - участковая скоростьдвижения поездов, км/ч.
/>,
2.3 Локомотиво-километрыобщего пробега без учета условного пробега маневровых локомотивов:
а) тонно-километры бруттовагонов
/>,
где /> - тонно-километры тары;/> - массатары вагона, т.
/>
/>
б) поездо-километры
/>,
где /> - средняя массагрузового поезда брутто, т;
/>
/>,
где /> - отношение общего (безспециальных маневров) вспомогательного пробега локомотивов в пробегу во главепоездов.
/>
2.4 Локомотиво-часы:
а) локомотиво–километрылинейного пробега
/>,
где /> - отношение линейноговспомогательного пробега локомотивов к пробегу во главе поездов;
/>
б) локомотиво-часы
/>,
где /> - среднесуточный пробеглокомотива, км.
/>
2.5 Часы работылокомотивных бригад:
а) локомотиво-часы в движении
/>,
вагондвижение эксплуатационный расход
где /> - участковая скоростьдвижения локомотивов (поездов и одиночно следующих локомотивов), км/ч;
/>
б) часы работылокомотивных бригад
/>,
где /> - коэффициент,учитывающий дополнительное время работы локомотивных бригад.
/>
2.6 Тонно-километрыбрутто вагонов и локомотивов определяются как сумма тонно-километров бруттовагонов и тонно-километров брутто локомотивов:
/>,
где /> - масса локомотива, т;
/>
/>
/>
2.7 Расход условноготоплива, кг, определяют умножением тонно-километров брутто вагонов на удельныйрасход электроэнергии НЭ на измеритель:
/>
/>, кг.
2.8 Локомотиво-часыманевровой работы определяют умножением затраты маневровых локомотиво-часов,приходящихся на 1 вагоно-километр, Нман, на потребное для выполнениярассматриваемого грузооборота количество вагоно-километров (/>):
/>
/>
2.9 Количество грузовыхотправок:
а) количествоотправленных тонн
/>
где /> - средняя дальностьпробега 1 т груза, км.
/>
б) количество грузовыхотправок
/>,
где /> - средняя масса однойотправки, т.
/>