Реферат по предмету "Транспорт"


Регулировка дорожного движения. Виды дорожно-транспортных происшествий

КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА №1
Вариант№13
Попредмету «Правила и безопасность дорожного движения»
 
СтудентаОкладникова Павла Васильевича
ГруппаСМ – 51 уз

Вопрос 5. Лица,уполномоченные регулировать дорожное движение. Государственная инспекциябезопасности дорожного движения. Её права и обязанности
Регулировщик – лицо,наделённое в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожногодвижения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственноосуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменнойодежде и иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятсясотрудники милиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожнойэксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромныхпереправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.
Основными сигналамирегулировщика являются положения его корпуса и жесты руками. Для лучшеговосприятия участниками движения регулировщика и подаваемых им сигналов,особенно ночью, для него предусмотрено специальное снаряжение (поясной иплечевой ремни, а также белые нарукавники или перчатки с белыми крагами).Регулировщик для лучшей видимости сигналов использует жезл, окрашенный в черныйи белый (или белый и красный) цвета. Иногда жезл оборудуют диском, покрытымкрасной светоотражающей краской или оснащенным электрической лампой. Сотрудникимилиции и военной автоинспекции должны быть в форменной одежде, а работникидорожной эксплуатационной службы, дежурные на железнодорожных переездах ипаромных переправах должны быть одеты в куртки или в жилеты яркого цвета, какправило, красные или оранжевые. Регулировщик может подавать сигналы и жестамирук, понятные участникам движения. Если сигналы регулировщика противоречатсигналам светофора, дорожной разметки или знаков – водители и пешеходы обязанывыполнять требования регулировщика.
Государственный надзорза безопасностью дорожного движения возложен на специальный аппарат МВД России– Государственную инспекцию безопасности дорожного движения Министерствавнутренних дел РФ (ГИБДД).В своей деятельности она руководствуетсяФедеральным законом «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995г., атакже Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. N 711 «О дополнительных мерах пообеспечению безопасности дорожного движения».
ГИБДД – органгосударственного надзора за соблюдением правил, норм, стандартов в областидорожного движения. В процессе его осуществления организуется движениетранспорта и пешеходов, оно регулируется.
Органы управления иподразделения ГИБДД образуют систему Государственной инспекции безопасностидорожного движения, в которую входят:
· Главноеуправление ГИБДД МВД России;
· территориальныеорганы управления ГИБДД субъектов РФ;
· подразделенияГИБДД в районах, городах, округах и районах в городах, а также в закрытыхадминистративно-территориальных образованиях и на особо важных и режимныхобъектах;
· специализированныеподразделения инспекции;
· научно-исследовательскиеучреждения ГИБДД и их филиалы;
· иныеподразделения.
Начальник Главногоуправления ГИБДД является по должности главным государственным инспекторомбезопасности дорожного движения Российской Федерации.
ГИБДД осуществляетспециальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в областибезопасности дорожного движения. Она обеспечивает:
· соблюдениеюридическими лицами, независимо от формы собственности, и иными организациями,должностными лицами, и гражданами РФ, иностранными гражданами законодательстваРФ, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм повопросам обеспечения безопасности дорожного движения;
· проведениемероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижениютяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья, имущества граждан;
· защитаправ граждан и их законных интересов, а также интересов общества и государства.
Права ГИБДД:
ü временноограничивает или запрещает движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогахв целях защиты здоровья, жизни и имущества граждан;
ü запрещаетэксплуатацию транспортных средств, техническое состояние которых угрожаетбезопасности движения;
ü останавливаеттранспортные средства для проверки документов на право управления ими, а такжена провозимые грузы;
ü проводитосмотры транспортных средств и грузов;
ü отстраняетот управления транспортными средствами лиц, не имеющих документов, а также вотношении, которых имеются основания полагать, что они находятся в состоянииопьянения;
ü ограничиваетили запрещает проведение ремонтно-строительных и иных работ на улицах идорогах, если не соблюдены требования по обеспечению общественной безопасности;
ü задерживаетлиц, совершивших административные правонарушения в области дорожного движения,налагает на них административные взыскания и т.д.
С ГИБДД согласовываютсяизменения маршрутов движения общественного транспорта.
На ГИБДД возлагаютсяследующие обязанности:
1. контрольнад соблюдением Правил дорожного движения, а также других нормативных правовыхактов в области обеспечения безопасности дорожного движения;
2. принятиеквалификационных экзаменов на получение права на управление транспортнымисредствами и выдача водительских удостоверений;
3. регистрацияи учет автомототранспортных средств, выдача регистрационных документов игосударственных регистрационных знаков;
4. организациягосударственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов кним (Правила проведения государственного технического осмотра утверждены постановлениемПравительства РФ от 31 июля 1998г.);
5. регулированиедорожного движения, обеспечение организации движения транспортных средств ипешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовыхмероприятий;
6. организацияи проведение работы по розыску угнанных и похищенных автомототранспортныхсредств, а также автомототранспортных средств, скрывшихся с мест ДТП;
7. осуществлениепроизводства по делам об административных правонарушениях;
8. осуществлениенеотложных действий на месте ДТП, в том числе принятие мер по эвакуации людей иоказанию им доврачебной медицинской помощи;
9. проведениедознания по делам о преступлениях против безопасности дорожного движения ипреступлениях, связанных с эксплуатацией транспортных средств;
10. осуществлениегосударственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения;
11. осуществлениесопровождения транспортных средств;
12.  выдачаразрешений на оборудование автотранспортных средств специальными световыми извуковыми сигналами, а также на участие в дорожном движении транспортныхсредств, перевозящих крупногабаритные, тяжеловесные, опасные грузы, и др.
Являясь структурнымподразделением МВД России, ГИБДД, в пределах своей компетенции, участвует вохране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, борясь справонарушениями, проводя дознания по делам о преступлениях против безопасностидорожного движения и преступлениях, связанных с эксплуатацией транспортныхсредств, а также осуществляет производство по делам об административныхправонарушениях.
В части обеспечениябезопасности дорожного движения с органами ГИБДД должны согласовываться проектыстроительства, реконструкции и ремонта дорог, дорожных сооружений, линийгородского электрического транспорта, организации дорожного движения в городахи на автомобильных дорогах.
Важное значение имеетпрофилактическая работа ГИБДД, которая заключается в :
· пропагандеи разъяснении действующих в области дорожного движения нормативных актов;
· проведениисоответствующих смотров, конкурсов;
· выявлениипричин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортныхправонарушений;
· принятиимер по совершенствованию организации дорожного движения;
· содействиисоответствующим органам исполнительной власти в организации обучения граждан правиламбезопасного поведения на дорогах и др.

Вопрос 63.Анализ дорожно – транспортных происшествий. Виды анализа. Цель проведения
Основные цели анализаДТП сводятся систематическому поиску возможностей предупреждения ДТП, а также квыявлению вины и определению меры наказания причастных к нему лиц.
Различают следующиевиды анализа ДТП:
• анализ единичных ДТП(детерминированный, причинно – следственный, юридический анализ, экспертизаДТП);
•анализ ДТП какмассового явления (параметрический, вероятностный, статистический анализ).
Анализ единичных ДТПоснован на детальном исследовании причин конкретного ДТП и его последствий,анализ ДТП как массового явления – на использовании учётных данных о ДТП,статистических данных о водителях, транспортных средствах и т.д.
Общая схемапричинно-следственного подхода к анализу ДТП – построение модели механизмасовершения ДТП, что позволяет выявить мероприятия по предупреждению ДТП.
Для анализа единичныхДТП с целью установления связи между фактом ДТП и нарушениями норм и правил,регламентирующих БДД (юридический анализ, экспертиза ДТП), возможностииспользования вероятностных оценок причинных связей очень ограничены, так каквыводы анализа, являясь основанием для привлечения к уголовной ответственности,должны отвечать жёстким требованиям высокой степени достоверности.
При анализе ДТП какмассового явления выясняется, каковы тенденции изменения показателей, характеризующихаварийность, с какими факторами сопряжен наибольший риск возникновения ДТП, начём должны быть сконцентрированы усилия по их предупреждению.
На основаниисопоставления различных показателей можно установить, какие факторы и условияповышают вероятность ДТП и насколько.
В качестве основногометода анализа аварийности применяется метод сопоставления, для использованиякоторого нужно четко представлять, какие объекты, процессы, факторы следуетсопоставлять между собой, по каким характеристикам, свойствам, показателямдолжно проводиться сопоставление, какая конкретная расчетная процедура должнабыть положена в основу сопоставления.
Объектами сопоставленияявляются:
• объединения,предприятия, организации, учреждения, осуществляющие перевозки пассажиров игрузов, при решении задачи по предупреждению ДТП в ДТК Российской Федерации;
• дороги различногозначения и категорий, зоны обслуживания дорожных и коммунальных организаций,конкретные дороги, участки дорог, пересечения дорог и другие очаги аварийностии места концентрации ДТП при решении задачи совершенствования дорожных условий.
• категории и маркитранспортных средств, характеристики их грузоподъёмности, вместимости,особенности эксплуатации и др. при решении задачи повышения активной ипассивной безопасности транспортных средств.
Для анализа аварийностииспользуют абсолютные, удельные и относительные показатели.
Абсолютные показателиобразуются в результате накопления данных о единичных ДТП. Основное назначениеабсолютных показателей — отражение масштабов аварийности, оценка ущерба от ДТП,анализ динамики аварийности. К абсолютным показателям относятся число ДТП,число погибших, число раненых, число ДТП из-за технической неисправноститранспортных средств и др.
Для анализа аварийностинеобходимо использовать также абсолютные показатели, характеризующие условия, вкоторых осуществляется деятельность по ОБДД. Совокупность показателей,характеризующих эти условия, зависит от уровня управления БДД (федеральный,региональный, организаций, осуществляющей перевозочную деятельность), основнымисреди них являются следующие:
• характеристикисоциально-экономического развития региона (территория, численность населения);
• численность,состояние и развитие парка транспортных средств; состояние и развитие дорожнойсети (протяжённость дорог, интенсивность движения, в том числе по участкамдорог и в разные промежутки времени); наличие и эффективность системы оказанияскорой медицинской помощи, контроля соблюдения требований БДД; числоорганизаций, осуществляющих различные виды перевозочной деятельности;
• условия деятельноститранспортных организаций (численность и структура парка; данные о маршрутахперевозок, численности, стаже, возрасте, квалификации водительского состава;наличие и организация предрейсовых медицинских осмотров и т.д.).
Удельные показателипредставляют собой процентную долю одного абсолютного показателя аварийности отдругого. Наиболее часто используют удельный вес ДТП, совершённых водителями,находившимися в состоянии алкогольного опьянения, в общем числе ДТП по виневодителей; удельный вес ДТП по вине водителей транспортных средств отдельныхтипов в общем числе ДТП по вине водителей; удельный вес ДТП отдельных видов вобщем числе ДТП; удельный вес ДТП в городах, других населённых пунктах, наавтомобильных дорогах в общем числе ДТП; удельный вес ДТП из-за определённоговида нарушений ПДД в общем числе ДТП; удельный вес пострадавших (погибших,раненных) разных категорий участников дорожного движения в общем числепострадавших (погибших, раненных) и др… Удельные показатели применяют дляописания структуры аварийности.
Относительныепоказатели образуются делением одного абсолютного показателяна другой. Наиболее часто используют такие относительные показатели, как числоДТП, погибших или раненных на 1млн км пробега транспортных средств, на 10 тыс.транспортных средств, на 10 тыс. водителей, на 100 тыс. населения, на 100кмавтомобильных дорог и т.д.
К основным методаманализа динамики аварийности относят оценку изменения показателей аварийности:
• по отношению кпредшествующему периоду времени;
• отношению к базовомупериоду времени;
• средним показателям, например,по средним за два последних пятилетних периода;
Изучение исопоставление динамики изменения показателей аварийности производят для оценкирезультатов деятельности по ОБДД, выявлению неблагоприятных тенденций,являющихся основанием для дальнейшего анализа, направленного на выяснениепричин этих неблагоприятных изменений с целью принятия необходимыхпредупредительных мер.
Вопрос 72.Водитель как звено системы «водитель – автомобиль – дорога – среда – движения».Особенности психофизиологической деятельности водителя и её влияние набезопасность дорожного движения
На дорогах существуетсложная динамическая система, включающая в себя совокупность элементов«человек», «автомобиль», «дорога», функционирующих в определённой «среде». Этиэлементы единой дорожно-транспортной системы находятся в отношениях и связяхдруг с другом и образуют определённую целостность.
С точки зрения БДД длясистемного изучения интерес представляют как сами факторы риска ДТП, так и ихсочетания:
-человек-автомобиль;
-автомобиль-дорога;
-дорога-человек.
Для планированиямероприятий по снижению влияния факторов аварийности необходим, прежде всего,их детальный анализ.
Все разнообразие мер,применимых в качестве основных инструментов для повышения БДД, можноподразделить по основным факторам риска ДТП на три группы:
— повышениебезопасности поведения участников дорожного движения (фактор «человек»)-предназначены для проведения мероприятий в рамках воспитательной,образовательной, законотворческой, политической, общественной деятельности, нацеленнойна формирование безопасной модели поведения участников дорожного движения,посредством воспитания желательного и корректировки нежелательного поведения, атакже для деятельности дорожных организаций в рамках аудита безопасности;
— повышение безопасноститранспортных средств (фактор « автомобиль»)- предназначены для проведениямероприятий в рамках деятельности, направленной на повышение надежности ибезопасности, как самих транспортных средств, так и их эксплуатации;
— повышениебезопасности дорожной инфраструктуры (фактор «дорога»)- предназначены дляпроведения мероприятий в рамках деятельности, связанной с планированием,проектированием, строительством, содержанием и эксплуатацией как отдельныхобъектов улично-дорожной инфраструктуры, так и целых сетей.
Психофизиологическиеособенности водителя характеризуется совокупностью таких качеств, позволяющихему принимать и перерабатывать информацию при управлении автомобилем, как восприятиеи внимание, мышление и память, сенсомоторные реакции.
Дорожная обстановкаизменяется быстро, и водитель должен принимать большую по объёму информацию,поэтому восприятие должно быть полным, быстрым и точным. Качество восприятия(полнота, скорость и точность) зависит от знаний и опыта водителя и можетхарактеризироваться отдельными свойствами внимания.
Внимание -это сосредоточение сознания на каком-либо объекте (явлении) или действии содновременном отвлечением от остальных объектов (явлений). Внимание водителядолжно быть достаточно объёмным, преднамеренным, и пассивным, способным краспределению и переключению, интенсивным и устойчивым. Недостаточное вниманиеводителей – одна из причин дорожно-транспорных происшествий. Объем вниманияхарактеризует способность водителя воспринимать одновременно несколькообъектов, явлений и действий. Объем внимания зависит от опыта, психическогосостояния водителя и условий дорожного движения.
Переработка воспринятойводителем информации, в том числе принятие решения, осуществляется на основемышления.
Мышление –это высший познавательный процесс, благодаря которому в сознании человекапостигается сущность воспринимаемых объектов или явлений. Оно даёт возможностьпознавать то, что непосредственно не наблюдается, предвидеть ход событий врезультате своих действий и поведения других людей. Для водителя характернооперативное мышление, особенность которого заключается в том, что время дляосмысливания дорожной обстановки и выработки решения крайне ограничено, апринятое решение немедленно выполняется. Оперативное мышление водителяосуществляется в такой последовательности: оценка обстановки, прогнозированиееё развития, выработка решения. Умение правильно мыслить зависит от специальныхзнаний и опыта водителя, которые позволяют своевременно вспомнить сведениянеобходимые для оценки обстановки, прогнозирования её развития и выполнения нужныхдействий в конкретной ситуации.
Процесс запечатления,сохранения и воспроизведения информации характеризуетсяпамятью. Водительдолжен хорошо запомнить маршрут движения и его особенности, твёрдо знатьправила дорожного движения и прочно владеть навыками безопасного управленияавтомобилем. Память должна отличаться достаточным объёмом, быстротой иточностью запоминания, длительностью удержания выученного материала.
Водитель должен легкоизвлекать из памяти сведения, необходимые в быстро изменяющейся ситуации,поэтому его память должна отличаться готовностью. Память должна восприниматьситуации, аналогичные той, в которой водитель находиться в данный момент, атакже те решения и действия, которые были наиболее верными в процессеаналогичных ситуаций.
Надёжность водителязависит от правильности, точности, своевременности и скорости действий которыеон выполняет в ответ различные раздражители. Такие ответные действия называют сенсомоторнымиреакциями. Эффективность ответных действий зависит от скорости ихформирования, оцениваемого временем реакции. Каждому водителю желательнооценивать своё время реакции в различных условиях работы и знать способы егоснижения. Реакции могут быть простыми и сложными. Простая реакция связана сожиданием одиночного, известного водителю сигнала, в ответ на который водительдолжен выполнить определённое действие. Сложная реакция связана с восприятиемнескольких раздражителей, в том числе неожиданных, и выбором одного ответногодействия из нескольких возможных.
Водитель должен бытьпостоянно готов к действиям в неожиданно меняющейся дорожной обстановке, чтообеспечивает его устойчивость и интенсивностью внимания. К важнымпрофессиональным качествам водителя следует отнести способность прогнозироватьдорожную обстановку и одновременно с этим следить за дорожными знаками,светофорами, дорожной разметкой, изменением дорог в плане и профиле и т.д.
В большинстве случаевДТП является следствием профессиональных ошибок водителей в оценке обстановки ипрогнозе её развития, а не нарушения Правил дорожного движения (кромепреднамеренных нарушений). Правила устанавливают, что должен или не долженделать водитель на дороге, однако для надёжной работы водителя этого мало. Влюбой ситуации водитель должен находить ответ на вопрос, как нужно действовать,чтобы не нарушать Правила и исключить аварийную ситуацию.
Вопрос 112.Значение управляемости автомобиля в обеспечении безопасности движения. Чтотакое стабилизация управляемых колёс
Управляемостьавтомобиля характеризует его способность двигаться по направлению, заданномуводителем. При плохой управляемости автомобиль «рыскает» и от водителятребуется дополнительные воздействия на органы управления для корректировки егодвижения. Полная потеря управляемости может быть в результате боковогоскольжения управляемых колёс, что случается при резком торможении на скользкихдорогах.
У автомобиля с хорошейуправляемостью:
● рулевой приводобеспечивает такое соотношение углов поворота управляемых колёс, при котором оникатятся без бокового скольжения;
● при поворотеуправляемые колёса легко стабилизируются относительно своего нейтральногоположения, исключая произвольные колебания этих колёс;
● углы уводапереднего и заднего мостов находятся в определённом соотношении;
● водитель можетконтролировать поведение управляемых колёс.
Качение управляемыхколёс без бокового скольжения шин обеспечивается поворотом правого и левогоколёс на разные углы, причем внутреннее относительно центра поворота колесоповорачивает на больший угол, чем наружное. Разница между углами поворота колёсдолжна быть тем больше, чем круче поворот.
Нужное соотношениеуглов поворота управляемых колёс обеспечивается регулировкой схождения (разницарасстояний А – Б), которая осуществляется поперечной тягой (рис. 1, а) илибоковой тягами (рис.1, б).
/>
Рисунок 1.Схема рулевыхтрапеций: а – грузового автомобиля, б – легкового автомобиля; 1 –поперечная тяга, 2 – боковые тяги.
У легковых автомобилей(рис.1,б) форма рулевой трапеции может быть нарушена, управляемость автомобиляухудшена и интенсивно изнашиваются шины передних колёс вследствие неправильнойрегулировки схождения колёс. Регулировку нужно проводить так, чтобы обе боковыетяги имели одинаковую длину.
Стабилизацией– называют свойство управляемых колёс сохранять нейтральное положение иавтоматически в него возвращаться, что существенно облегчает водителюуправление автомобилем. Стабилизация обеспечивается, в частности, установкойшкворней поворотных цапф под углом к вертикали (поперечный наклон шкворня),благодаря чему при входе в кривую передняя часть автомобиля приподнимается, апри выходе из поворота под действием массы автомобиля она опуститься.Произвольные колебания управляемых колёс исключаются благодаря расположению осиповоротной цапфы под углом к горизонтальной плоскости (угол развала колёс), врезультате под действием массы автомобиля колёса прижимаются к внутреннемуподшипнику цапфы.
Стабилизацияуправляемых колёс обеспечивается также наклоном шкворня в продольной плоскости(верхним концом назад), благодаря чему точка пересечения его оси с дорогойнаходится впереди центра контакта шин. При этом поперечная реакция дорогисоздаёт на колесе момент, стремящийся вернуть его в нейтральное положение. Принарушении углов установки колёс ухудшается стабилизация, и могут возникнуть ихколебания, затрудняющие управление автомобилем и вынуждающие водителя снижатьскорость.

Списокиспользуемой литературы:
1. Куперман А.И., Миронов Ю.В. Безопасностьдорожного движения: Справ. пособие. М.: Высш. шк.; Изд. Центр «Академия», 1999.– 320 с.
2. Горев А.Э. Организация автомобильныхперевозок и безопасность движения: учеб. пособие – М.: Изд. Центр«Академия»,2009. – 256 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.