СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Техническое обслуживание и ремонт независимой подвескиавтомобиля ВАЗ – 2108
1.1 Назначение и устройство
1.2 Неисправности, их причины испособы устранения
1.3 Техническое обслуживание
1.4 Ремонтные работы
1.5 Разборка — сборка
1.6 Испытание
2. Замена панели боковины кузова автомобиля ВАЗ-2106
3. Техника безопасности при выполнении ремонтных ирегулировочных работ
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
В целом, моделиВАЗ-2105 и ВАЗ-2107 стали заметным шагом вперед как по комфорту, так и побезопасности. Но главным новшеством завода стала первая в историиотечественного автомобилестроения серийная переднеприводная модель ВАЗ-2108, ккоторой завод шел много лет. Новая компоновочная схема с синхронными шарнирамив приводе передних колес, передняя подвеска «Макферсон» свечного типаи задняя, так называемая «полунезависимая» подвеска требовали доводкируками искушенных специалистов. Сотрудничество с немецкой фирмой«Порше» принесло желанные результаты, и ВАЗ, благодаря этому, избежалмногих «детских болезней» своей конструкции.
Следует изумлятьсясмекалке и изворотливости «кухонных конструкторов», как их поройназывали, которые при жестких ограничениях, заданных техническими требованиямик самоделкам, получали желаемые результаты. Переход на модель «2108»не означал смерть другим семействам — она дополняла их, и в течение последующихлет на конвейерах сосуществовали машины всех трех поколений (2101-2106,2105-2107 и 2108). Необычной была не только конструкция ВАЗ-2108 с передними ведущимиколесами и обусловленными таким приводом характеристиками управляемости.Необычным было поперечное расположение силового агрегата и связанных с нимособенностей внешнего оформления машины. Не все автомобилисты сразу высокооценили новый стайлинг ВАЗ-2108. Иные даже придумали автомобилю прозвище«зубило». Но как бы там ни было, главный конструктор ВАЗа Г. К.Мирзоев и главный дизайнер М. В. Демидовцев совершили прорыв — дали, наконец,стране, пусть с независящим от них опозданием, автомобиль европейского класса.Пока ВАЗ-2108 для большинства читателей этой книги обыденная, хорошо знакомаямашина. Ее историческую роль они оценят намного позже.
1. Техническоеобслуживание и ремонт независимой подвески автомобиля ВАЗ – 2108
1.1 Назначениеи устройство
Подвеской автомобиляназывается совокупность устройств, обеспечивающих упругую связь между несущейсистемой и мостами или колёсами автомобиля, уменьшение динамических нагрузок нанесущую систему и колёса, и затухание их колебаний, а также регулированиеположения кузова автомобиля во время движения. Подвеска, являясь промежуточнымзвеном между кузовом автомобиля и дорогой, должна быть лёгкой и наряду свысокой комфортабельностью обеспечивать максимальную безопасность движения. Дляэтого необходимы точная кинематика колёс, высокая информативность управления(не только рулевого), а также изоляция кузова от дорожных шумов и жесткогокачения радиальных шин (особенно с низким профилем). Кроме того, надоучитывать, что подвеска передаёт на кузов силы, возникающие в контакте колеса сдорогой, поэтому она должна быть прочной и долговечной. Применяемые шарнирыдолжны легко поворачиваться, быть мало податливыми и вместе с тем обеспечиватьшумоизоляцию кузова. Рычаги должны передавать силы практически во всехнаправлениях, а также тяговые и тормозные моменты, и быть при этом не слишкомтяжелыми. Упругие элементы при эффективном использовании материалов должны бытьпростыми и компактными, и допускать достаточный ход подвески.
Основными требованиями,предъявляемыми к подвеске, являются следующие:
· упругаяхарактеристика подвески должна обеспечивать высокую плавность хода и отсутствиеударов в ограничители хода, противодействовать кренам при повороте,«клевкам» при торможении и разгоне автомобиля;
· кинематическаясхема должна создать условия для возможного малого изменения колеи и угловустановки колёс, соответствие кинематики колес кинематике рулевого привода,исключающее колебания управляемых колес, вокруг оси поворота;
· оптимальнаявеличина затухания колебаний кузова и колес;
· надежнаяпередача от колес кузову или раме продольных и поперечных усилий и моментов;
· малаямасса элементов подвески и особенно неподрессоренных частей;
· достаточнаяпрочность и долговечность деталей подвески и особенно упругих элементов,относящихся к числу наиболее нагруженных частей подвески.
1.2 Неисправности,их причины и способы устранения
Рассмотрим некоторые извозможных неисправностей независимой подвески автомобиля ВАЗ -2108.Шум и стук в подвеске при движении автомобиля ваз 2108 Неисправны стойки подвески Замените или отремонтируйте стойки Ослабли болты, крепящие штангу стабилизатора поперечной устойчивости к кузову. Износ резиновых подушек растяжек или штанги Подтяните болты, замените изношенные подушки Ослабло крепление верхней опоры стойки подвески к кузову Подтяните гайки крепления верхней опоры Осадка, разрушение резинового элемента опоры стойки Замените резиновый элемент опоры стойки Износ сайлентблоков рычагов подвески, растяжек или стоек штанги стабилизатора Замените сайлентблоки Износ шарового шарнира рычага подвески Замените шаровой шарнир Осадка или поломка пружины подвески Замените пружину Разрушение буфера хода сжатия Замените буфер Большой дисбаланс колес Отбалансируйте колеса
Подтекание жидкости из стойки (амортизатора задней подвески) Износ или разрушение сальника штока Замените сальник Забоины, задиры на штоке, повреждение хромового покрытия Замените изношенный или поврежденный шток и сальник Усадка или повреждение уплотнительного кольца корпуса стойки (резервуара амортизатора) Замените кольцо Частые «пробои» подвески Осадка пружины подвески Замените пружину Не работает стойка (амортизатор задней подвески) Замените или отремонтируйте стойку (амортизатор задней подвески) Увеличенный зазор в шаровом шарнире Износ трущихся поверхностей деталей шарового шарнира в результате загрязнения, вызванного негерметичностью или повреждением чехла Замените шаровой шарнир
1.3 Техническоеобслуживание
В нашей стране принятапланово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта автомобилей,регламентированная «Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижногосостава автомобильного транспорта», которая представляет собой совокупностьсредств, нормативно-технической документации и исполнителей, необходимых для обеспеченияработоспособного состояния подвижного состава. Данной системойпредусматривается обеспечение работоспособного состояния подвижного составаавтомобильного транспорта путем проведения планово-предупредительных работ по еготехническому обслуживанию и ремонту. Планово-предупредительный характер системытехнического обслуживания и ремонта определяется плановым и принудительным(через установленные пробеги или промежутки времени работы подвижного состава) выполнениемконтрольно-диагностических операций с последующим выполнением по потребностинеобходимых работ.
«Положением отехническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта»регламентируются виды и режимы технического обслуживания и ремонта с учетом условийэксплуатации автомобилей. Под режимом технического обслуживания понимают его периодичность,перечень выполняемых при этом работ и их трудоемкость.
Техническимобслуживанием является комплекс операций по:
· поддержаниюподвижного состава в работоспособном состоянии и надлежащем виде;
· обеспечениюнадежности, экономичности работы, безопасности движения, защите окружающей среды;
· уменьшениюинтенсивности ухудшения параметров технического состояния, отказов инеисправностей, а также выявлению их с целью своевременного устранения.
Техническое обслуживаниеявляется профилактическим мероприятием, проводимым принудительно в плановомпорядке. Ежедневное техническое обслуживание включает уборку и мойкуавтомобиля, контроль технического состояния систем и механизмов, от которых зависитбезопасность движения (рулевого управления, тормозных систем, приборовосвещения и сигнализации), заправку топливом, контроль уровня масла иохлаждающей жидкости в двигателе, а также уровня тормозной жидкости в бачкахрабочей тормозной системы и гидропривода сцепления.
Первое техническоеобслуживание дополнительно к работам ЕО включает контрольно-диагностические, крепежные,смазочные и регулировочные работы с целью предупреждения случайных отказов до очередноготехнического обслуживания, экономии топлива и других эксплуатационных материалов,а также уменьшения загрязнения окружающей среды.
Второе техническоеобслуживание дополнительно к работам ТО-1 включает контрольно-диагностические ирегулировочные работы, связанные с частичной разборкой составных частей автомобиля,их снятием и проверкой на специальном оборудовании.
Периодичность, перечнии порядок выполнения работ по ТО приводятся в заводских инструкциях поэксплуатации и сервисных книжках, прилагаемых к автомобилю при продаже.
Регламентируемая «Положениемо техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильноготранспорта» периодичность выполнения ТО-1 и ТО-2 на предприятияхавтомобильного транспорта для легкового автомобиля составляет соответственно4000 и 16000 км пробега для I категории условий эксплуатации для умеренногоклиматического района.
Сезонное техническое обслуживаниепроводят 2 раза в год с целью подготовки автомобиля к эксплуатации в холодное илитеплое время года, совмещая его с очередным техническим обслуживанием, обычно сТО-2.
При каждом техническомобслуживании передней подвески, а также при ремонте передней подвескиавтомобиля ваз 2108, следует обязательно проверять состояние защитных чехловшаровых шарниров подвески, обращая особое внимание на отсутствие механическихповреждений чехлов шаровых шарниров подвески. Выясните, нет ли на деталяхпередней подвески трещин или следов задевания о дорожные препятствия или кузов,деформации рычагов, растяжек, штанги стабилизатора и стоек штангистабилизатора, деталей передка кузова в местах крепления узлов и деталейпередней подвески. Деформация деталей передней подвески и прежде всего растяжеки деталей передка кузова нарушает углы установки колес и не позволяетпроизвести регулировку развал — схождения. Проверьте на автомобиле состояниесайлентблоков, резиновых подушек, шаровых шарниров передней подвески, состояние(осадку) верхних опор телескопических стоек подвески. Сайлентблоки и резиновыеподушки подлежат замене при разрывах и одностороннем выпучивании резины и приподрезании их торцовых поверхностей.
Для проверки наавтомобиле ваз 2108 состояния шарового шарнира передней подвески снимите колесои замерьте расстояние между нижним рычагом и тормозным диском. Если припокачивании подвески это расстояние увеличивается более чем на 0,8 мм, шаровой шарнир требует замены.
1.4 Ремонтныеработы
Ремонтом являетсякомплекс операций по восстановлению исправного или работоспособного состояния, ресурсаи обеспечения безопасности работы подвижного состава и его составных частей. Ремонтвыполняется как по потребности после появления соответствующего неисправногосостояния, так и принудительно по плану, через определенный пробег или время работыавтомобиля.
Второй вид ремонтаявляется планово-предупредительным.
Ремонт автомобилейявляется объективной необходимостью, обусловленной невозможностью обеспеченияодинаковых сроков службы деталей и сборочных единиц автомобиля при изготовлениии в процессе эксплуатации. В связи с этим нецелесообразно прекращатьэксплуатацию автомобиля при выходе из строя отдельных деталей и сборочных единиц.Ремонт позволяет более полно использовать ресурс деталей автомобиля и продлитьсрок его службы.
Ремонт подразделяют натекущий и капитальный.
Текущий ремонтпредназначен для обеспечения работоспособного состояния автомобилей свосстановлением или заменой отдельных его агрегатов, узлов и деталей (кромебазовых), достигших предельно допустимого состояния.
Базовой называетсядеталь, с которой начинают сбоку изделия, присоединяя к ней другие детали исборочные единицы. Соответственно замена базовой детали обычно требует полнойразборки изделия. Базовой деталью автомобиля является кузов, а агрегата — корпусная деталь, например блок цилиндров двигателя, картер коробки передач,картер заднего моста.
Текущий ремонт долженобеспечивать безотказную работу отремонтированных агрегатов, узлов и деталейавтомобиля на пробеге не менее чем до очередного ТО-2.
Определение потребностив текущем ремонте осуществляется обычно при техническом обслуживании идиагностировании автомобиля, а выполнение его, как правило, совмещается с текущимобслуживанием, либо производится при возникновении отказов.
На крупныхавтотранспортных предприятиях (АТП) текущий ремонт может осуществлятьсяагрегатным методом, при котором отказавший или требующий ремонта агрегатзаменяется на новый или заранее отремонтированный, а снятый с автомобиляагрегат направляется в ремонт. При этом сокращаются простои в ремонте.
Капитальный ремонт предназначендля восстановления исправности и близкого к полному (не менее 80%) ресурса автомобиляили агрегата путем замены и (или) восстановления любых сборных единиц и деталей,включая базовые. Капитальный ремонт может производиться необезличенным иобезличенным методами.
Необезличенный(индивидуальный) метод — метод ремонта, при котором сохраняется принадлежностьвосстановленных деталей или сборочных единиц к определенному объекту ремонта(автомобилю или агрегату), на котором они были установлены до ремонта. При этомметоде в определенной степени сохраняется взаимная приработанность деталей, ихпервоначальная связь, что обеспечивает более высокое качество ремонта.
Обезличенный метод — методремонта, при котором не сохраняется принадлежность восстановительных деталей илисборочных единиц к определенному объекту ремонта. Данный метод можетиспользоваться только на крупных предприятиях по ремонту автомобильных агрегатови позволяет упростить организацию выполнения ремонтных работ и сократить время ремонтапри большой производственной программе предприятия. Для ремонта легковыхавтомобилей данный метод в настоящее время не применяется.
Замена рычага переднейподвески
1. Для замены рычагапередней подвески на автомобиле ваз 2108, поднимите и установите переднюю частьавтомобиля на опоры. Снимите колесо.
2. Отверните гайкукрепления шаровой опоры.
3. С помощью съемника выпрессуйтепалец шарового шарнира из рычага передней подвески.
4. Ослабьте гайкузаднего крепления растяжки.
5. Отверните гайкукрепления и отсоедините от рычага передней подвески стойку стабилизаторапоперечной устойчивости.
6. Отверните гайкукрепления рычага передней подвески к кронштейну кузова и выньте болт.
7. Снимите рычагпередней подвески с растяжки.
8. Снимите с растяжкиспециальную шайбу и пакет регулировочных шайб, подсчитав их количество (еслиони установлены). Промаркируйте шайбы, чтобы в дальнейшем установить шайбы нату же сторону рычага передней подвески.
9. Признаками износасайлентблоков рычага передней подвески являются разрывы, одностороннеевыпучивание и отслоение резины от металлической втулки. Для заменысайлентблоков рычага передней подвески требуется специальный инструмент инавык. Рекомендуется два варианта замены: либо заменить рычаг передней подвескив сборе с сайлентблоками, либо, сняв рычаг с автомобиля ваз 2108, произвестизамену сайлентблоков в специализированной мастерской.
10. Установите наавтомобиль ваз 2108 новый рычаг передней подвески в порядке, обратном снятию.При этом регулировочные шайбы растяжки устанавливаются в том же количестве ифаски на регулировочных шайбах внутренних диаметрах должны быть направлены всторону упорного бурта растяжки. Опустив автомобиль ваз 2108 на землю,несколько раз сильно качните автомобиль. Затяните гайки крепления шаровогошарнира к рычагу передней подвески и крепления рычага передней подвески ккронштейну кузова моментом 80-96 Нм (8,0-9,6 кгс-м), гайку крепления растяжки крычагу передней подвески — 160-180 Нм (16,0-18,0 кгс-м), гайку крепления стойкистабилизатора поперечной устойчивости к рычагу передней подвески — 42-52 Нм(4,2-5,2 кгс-м). После пробега 100 км еще раз затяните эти резьбовые соединениятребуемыми моментами.
Снятие и установкапередней стойки на автомобиле ваз 2108
Перед началом всехописанных ниже работ по ремонту передней подвески необходимо снять защитукартера двигателя.
1. Снимите защитныйколпак верхнего крепления передней стойки.
2. Ослабьте специальнымключом гайку верхнего крепления штока амортизатора.
3. Затормозитеавтомобиль ваз 2108 стояночным тормозом и установите противооткатные упоры («башмаки»)под задние колеса автомобиля. Приподнимите домкратом переднюю часть автомобиляи установите ее на опоры. Снимите с автомобиля ваз 2108 колесо.
4. Выньте шплинт гайкикрепления шарового шарнира рулевой тяги к поворотному рычагу.
5. Отверните гайкукрепления шарового шарнира рулевой тяги и выпрессуйте палец шарнира изповоротного рычага.
6. Выньте из кронштейнарезиновый уплотнитель вместе с тормозным шлангом.
7. Промаркируйтеположение эксцентрика (верхний болт) относительно скобы передней стойки.
8. Отверните две гайкии выньте оба болта крепления передней стойки.
9. Выведите проушинуповоротного кулака из скобы передней стойки.
10. Отверните три гайкиверхнего крепления передней стойки.
11. Выньте переднююстойку вниз через нишу колеса.
12. Установите наавтомобиль ваз 2108 переднюю стойку в порядке, обратном снятию. При установкестарой передней стойки заверните эксцентриковую шайбу в соответствии с ранеесделанными метками и, удерживая регулировочный болт в этом положении отпроворачивания, затяните гайку его крепления. После установки передней стойкипроверьте и при необходимости произведите на автомобиле ваз 2108 схождение иразвал колес. Развал схождение следует делать в специализированных мастерскихна стенде.
Устройство переднейподвески автомобиля ваз 2108, (защита картера двигателя для наглядности снята):(приложение № 2).
1 — телескопическаястойка; 2 — кронштейн растяжки; 3 — растяжка; 4 — рычаг передней подвески; 5 — шаровой шарнир рычага;
6 — поворотный кулак;7- стойка стабилизатора поперечной устойчивости; 8 — штанга стабилизаторапоперечной устойчивости
1.5 Разборка- сборка
Ремонт передней стойкиавтомобиля ваз 2108
Ремонт передней стойкиобычно не приводит к желаемому результату, поэтому при необходимостирекомендуется сделать замену передней стойки.
1. Снимите переднююстойку с автомобиля ваз 2108.
2. Зажмите переднююстойку в тиски, сожмите пружину специальными стяжками и отверните гайку штокаамортизатора с помощью приспособления, удерживая шток амортизатора отпроворачивания.
3. Снимите верхнююопору передней стойки.
4. Снимите верхнюючашку и пружину передней стойки.
5. Снимите с переднейстойки защитный кожух с буфером хода сжатия.
При обнаружении трещин,деформации и разрушений на корпусе передней стойки, нижней чашке пружины,поворотном рычаге и кронштейне – произведите замену передней стойки. Проводитьсварочные работы на передней стойке запрещается, это может повлиять на работоспособностьпередней стойки.
6. Установите переднююстойку вертикально и несколько раз до упора, опустите и поднимите штокамортизатора. Перемещая шток амортизатора, убедитесь, что шток амортизатораперемещается без провалов, заеданий и стуков. В противном случае передняястойка требует замены. Кроме того, замените переднюю стойку при обнаруженииследов подтекания жидкости (допускается незначительное отпотевание в верхнейчасти корпуса передней стойки) и при повреждении резьбы в верхней части штока.
7. На автомобиле ваз2108, могут быть установлены амортизаторы, у которых все элементы собраны внеразборном корпусе (патроне). Для замены патрона амортизатора сбейте опорубуфера сжатия, отверните гайку корпуса передней стойки специальным ключом,выньте старый патрон и установите новый. При замене обычного гидравлическогоамортизатора на патрон выньте из корпуса шток с рабочим цилиндром и слейтежидкость. Промойте полость корпуса и установите в него патрон в соответствии синструкцией завода-изготовителя.
8. Заменитеповрежденный буфер хода сжатия и треснувший, порванный или потерявший упругостьзащитный кожух. Замените также кожух при отслоении металлической арматуры отрезины.
9. Верхняя опорапередней стойки требует замены, если подшипник верхней опоры имеет осевоеперемещение в корпусе верхней опоры, есть следы подтекания смазки из-подзащитных колец, заедание подшипника при проворачивании.
10. Замените пружинупередней подвески, если на пружине обнаружены трещины или деформированы витки.Для проверки осадки пружины передней подвески трехкратно прожмите пружину досоприкосновения витков. Затем приложите к пружине подвески нагрузку 3187 Н (325кгс). Длина пружины передней подвески под указанной нагрузкой должна быть неменее 201 мм (182 мм — для автомобилей ваз 2108, поставляемых на экспорт).Сжатие пружины передней подвески проводите по ее оси; опорные поверхностидолжны соответствовать поверхностям опорных чашек на передней стойке.Рекомендуется сделать замену обеих пружины передней подвески, пружины должныбыть одной группы. Замените поврежденную верхнюю чашку пружины.
11. Болты крепленияпередней стойки с поврежденной резьбой требуют замены.
12. Соберите переднююстойку в порядке, обратном разборке передней стойки. Наденьте защитный кожух накольцевую канавку буфера хода сжатия.
13. Установите пружинупередней подвески так, чтобы конец пружины упирался в выступ нижней чашки.
14. Аналогичноустановите верхнюю чашку на пружину.
15. Установите переднююстойку на автомобиль ваз 2108 в порядке обратном снятию.
16. Окончательнозатяните гайку штока амортизатора, когда автомобиль ваз 2108, ваз 2109, ваз21099 стоит на земле, и произведите регулировку углов установки передних колес(развал — схождение). Развал — схождение на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз21099 следует выполнять в специализированных мастерских на стенде.
Замена шаровой опоры наавтомобиле ваз 2108
1. Для замены шаровойопоры на автомобиле ваз 2108, поднимите и установите переднюю часть автомобиляна опоры. Снимите колесо.
Затормозите автомобильстояночным тормозом и установите под задние колеса противооткатные упоры («башмаки»).
Ослабляйте изатягивайте болты крепления колеса только на автомобиле, стоящем на земле.Момент затяжки болтов (65-95 Нм) (6,5-9,5 кгс-м).
2. Отверните гайкукрепления шарового шарнира.
3. Выпрессуйте палецшаровой опоры из рычага передней подвески с помощью съемника.
5. Отверните два болтакрепления шаровой опоры к поворотному кулаку.
6. Отожмите рычаг внизи снимите шаровую опору.
7. Покачайте шаровойпалец в шаровой опоры. От усилия руки шаровой палец не должен перемещаться (допускаетсялюфт не более 0,7 мм).
8. Если принезначительном усилии шаровой палец перемещается в шаровой опоре, шаровая опоратребует замены.
9. Если защитный чехолбыл порван, удалите верхний грязный слой смазки (если заметно, что грязь попалавнутрь шарового шарнира, произведите замену шаровой опоры) и нанесите новуюконсистентную смазку.
10. Установите нашаровой шарнир распорную втулку до упора.
11. Заложите в новыйзащитный чехол шаровой опоры, на половину его объема, консистентную смазку.
12. Установите шаровуюопору на автомобиль ваз 2108 в порядке, обратном снятию. Перед установкойгрязезащитного чехла рекомендуется нанести герметик на поверхность опоры.
При установке неповредите защитный чехол шаровой опоры. Поврежденный чехол шаровой опорыобязательно замените.
1.6 Испытание
Опустив автомобиль ваз2108 на землю, несколько раз сильно качните его. Затяните гайку крепленияшаровой опоры к рычагу моментом 80-96 Нм (8,0-9,6 кгс-м), гайку крепленияшаровой опоры к поворотному кулаку -50-63 Нм (5,0-6,3 кгс-м). После пробега 100 км еще раз затяните эти резьбовые соединения требуемыми моментами.
2. Заменапанели боковины кузова автомобиля ВАЗ-2106
Панели боковин кузовазаменяйте при снятых передних и задних крыльях 10, крыше 5 и боковой панели 9крыши.
Замена панели боковиныкузова автомобилей ВАЗ 2106. Для удаления панели боковины (левой или правой)твердосплавным сверлом диаметром 6 мм удалите следующие точки сварки всоединении боковины 4:
— с наружной панелью 2и внутренней стойкой 1 рамы ветрового окна;
— с верхней 7 и нижней13 накладками боковины;
— с переднимцентральным и задним усилителем 6 крыши;
— с угловой внутренней панелью8 боковины;
— с соединителембоковины и наружной арки заднего колеса;
— с наружной аркой 11 заднегоколеса;
— с полом исоединителем 12 пола;
— с соединителем 15боковины и передка;
— с накладкой 16усилителя передней стойки;
— с угловой панелью 14передка;
— с усилителемцентральной стойки боковины;
— с перегородкой переднейстойки боковины;
— с усилителемотверстия для подъема кузова.
Дальнейшее отсоединениебоковины в сборе со сточным желобком 3 осуществляйте с использованием набораслесарного инструмента.
Для дальнейшегоиспользования с отсоединенной боковины снимите усилитель боковины кузова (левыйили правый), упор уплотнителя двери, усилитель передней стойки боковины (левойили правой) и сточный желобок.
Для замены панели боковиныпроведите подготовительные работы:
— удалите оставшийсяметалл с кромок деталей, сопрягаемых с панелью боковины кузова, клещами илиспециальными кусачками;
— отрихтуйте деформированныекромки и зачистите их шлифовальной машинкой с двух сторон до металлическогоблеска;
— прошейте отверстия диаметром 5 мм шагом 40-50 мм на привариваемых кромках сточного желобка крыши, в нижней частицентральной стойки, на боковине в месте соединения с угловой панелью передка 14Предварительная сборка наружной поверхности панели боковины предусматриваетмонтаж на боковину и фиксацию быстросъемными клещами следующей деталей:
— усилителя переднейстойки боковины (левого или правого) по месту, совмещая отверстия крепления петельдвери;
— усилителя боковиныкузова (левого или правого), сточного желобка крыши (левого или правого), атакже опоры уплотнителя двери, выставляемые по выш-тамповкам.
Последующая сборкапанели боковины предусматривает установку и точечную приварку к боковинеусилителя передней стойки боковины шагом точек 40-50 мм, а к остальным деталям по ранее выполненным отверстиям. Сварка выполняется сварочнымполуавтоматом в среде углекислого газа проволокой Св-08ГС-О или Св-08Г2С-Одиаметром 0,8 мм.
Заканчивают сборкупанели боковины прихваткой центральной стойки к боковине точками в местах,указанных стрелками на рис. 93, б, ручной газовой сваркой, используя горелку снаконечником № 1 или № 2, припой Л-63, Л-68 или ЛНКМц диаметром 2—3 мм итехническую буру.
Устанавливайте панельбоковины (в сборе) на кузов в следующем порядке:
— подгоните панельбоковины по месту и закрепите ее с сопрягаемыми деталями с помощьюбыстросъемных клещей и рихтовочного инструмента;
— используябыстросъемные клещи, временно установите передние и задние крылья, крышу ибоковую панель крыши, капот и крышку багажника (дверь задка для универсала),переднюю и заднюю двери и проверьте подгонку деталей кузова на соответствиегеометрическим размерам;
— выполните необходимыеподгоночные операции с применением правки и рихтовки;
— прихватите панельбоковины к сопрягаемым деталям точками в местах, указанных стрелками на рис.3,а. Сварку выполняйте электродуговым сварочным полуавтоматом в среде углекислогогаза;
— снимите временноустановленные детали;
— приварите точками панельбоковины и центральную стойку боковины к сопрягаемым деталям по ранеевыполненным отверстиям. Сварку выполните электродуговым сварочным полуавтоматомв среде защитного газа.
Для полной сборкиустановите на кузов передние и задние крылья, крышу и боковую панель крыши.Затем подготовьте восстановленный кузов к окраске и антикоррозионной обработке.
3. Техникабезопасности при выполнении ремонтных и регулировочных работ
Техническоеобслуживание и ремонт автомобилей выполняются, как правило, в помещениях, впредназначенных для этого местах (на постах), оборудованных необходимыми длявыполнения работ устройствами (осмотровыми канавами, эстакадами, подъемниками ит.п.), а также подъемно-транспортными механизмами, приборами, приспособлениямии инвентарем.
Расположение рабочихмест в помещениях технического обслуживания автомобилей должно исключатьвозможность наездов автомобилей на работающих. Канавы и эстакады должны иметьнаправляющие предохранительные реборды для предотвращения возможности паденияавтомобиля в канаву или с эстакады во время его передвижения. Площадки эстакад,на которых работают рабочие, должны надежно ограждаться перилами.
В помещениях дляобслуживания автомобилей запрещается оставлять порожнюю тару из-под топлива исмазочных материалов. Разлитое масло или топливо необходимо немедленно удалятьпри помощи песка или опилок, которые после употребления следует ссыпать вметаллические ящики с крышками, установленные вне помещения. Отработавшее маслоразрешается хранить вне помещений в железных бочках, либо в специальномогнестойком помещении, либо в подземных цистернах.
Помещения для ремонтаавтомобилей должны обеспечивать нормальные санитарные условия труда.
В ремонтной зонезапрещается:
- пользоватьсяоткрытым огнем, переносными горнами, паяльными лампами и т.п. в тех помещениях,где применяются легковоспламеняющиеся и горючие жидкости (бензин, керосин,краски, лаки разного рода и пр.), а также в помещениях с легковоспламеняющимисяматериалами (деревообделочных, обойных и других цехах);
- мытьдетали бензином и керосином (для этого должно быть специально приспособленноепомещение);
- хранитьлегковоспламеняющиеся и горючие жидкости в количествах, превышающих сменнуюпотребность;
- ставитьавтомобили при наличии подтекания топлива из бака (топливо необходимо сливать),а также заправлять автомобили топливом;
- хранитьчистые обтирочные материалы вместе с использованными;
- пользоватьсяломами при перекатывании бочек с горючими жидкостями;
- загромождатьпроходы между стеллажами и выходы из помещений материалами, оборудованием,тарой и т. п.
Хранить в общих складах и кладовых краску, лаки,кислоты, карбид кальция (краски и лаки должны содержаться отдельно от кислот икарбида кальция) запрещается.
При обслуживанииавтомобиля на подъемнике любой конструкции на механизме управления подъемникомвывешивают табличку с надписью: «Не трогать — под автомобилем работаютлюди!». В рабочем положении плунжер подъемника надежно фиксируют упором,гарантирующим самопроизвольное опускание подъемника.
При постановкеавтомобиля на ремонт без принудительного перемещения, когда не требуетсярегулировка тормозов, автомобиль затормаживают ручным тормозом и включаютнизшую передачу, выключают зажигание (подачу топлива) и под колеса подкладываютупоры.
При ремонте автомобилейвне осмотровой канавы, эстакады или подъемника лиц, производящих ремонт,обеспечивают подкатными тележками (лежаками). В случае выполнения ремонтныхопераций, связанных со снятием колес, следует поставить под вывешенныйавтомобиль козелки, а под неснятые колеса— упоры (башмаки). Производитькакие-либо работы на автомобиле со снятыми колесами, вывешенном только на однихподъемных механизмах (домкратах, талях и т.д.), запрещается. Категорическизапрещается подкладывать под вывешенный автомобиль диски колес, кирпичи ипрочие предметы.
Техническоеобслуживание и ремонт автомобиля с работающим двигателем не разрешается заисключением регулировки двигателя и опробования тормозов при условии отводаотработавших газов из помещения.
В случае необходимостиремонта днища кузова легкового автомобиля на поворотном стенде, автомобильнадежно укрепляют, топливо из топливных баков и воду из системы охлаждениясливают, плотно закрывают маслозаливную горловину двигателя, аккумуляторнуюбатарею снимают. Если снятие агрегатов и деталей связано с большим физическимнапряжением, а также создает неудобства в работе (например, тормозные иклапанные пружины, барабаны, рессорные пальцы и т.д.), следует применятьприспособления (съемники), обеспечивающие безопасность при выполнении этойработы. Применять съемник следует только для той операции, для которой онпредназначен. При работе со съемником необходимо следить за правильнойустановкой съемника на детали. Захваты должны надежно и правильно держатьдеталь. При применении съемника не следует употреблять никаких дополнительныхрычагов с целью удлинения воротка съемника.
При разборке автомобиляна агрегаты снимать, транспортировать и устанавливать двигатель, коробкупередач, задний мост, передний мост, кузов и раму необходимо при помощиподъемно-транспортных механизмов, оборудованных приспособлениями (захватами),обеспечивающими полную безопасность работ. Запрещается поднимать (дажекратковременно) грузы массой, большей, чем это указано для данного подъемногомеханизма. Запрещается снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты призачаливании их тросом и канатами без специальных захватов. Тележки длятранспортирования должны иметь стойки и упоры, предохраняющие агрегаты отпадения и самопроизвольного перемещения по платформе. До снятия двигателя,коробки передач, заднего моста, радиатора и других агрегатов или деталей,связанных с системами охлаждения и смазки автомобиля, обязателенпредварительный слив масла и воды в специальную тару.
Стенды длямонтажно-демонтажных работ при ремонте агрегатов должны соответствовать своемуназначению и быть удобными. Устройства для закрепления агрегатов должныисключать возможность смещения или падения агрегатов. Инструменты иприспособления для технического обслуживания и ремонта машин должны бытьисправными и соответствовать своему назначению. Нельзя пользоватьсянеисправными инструментами и приспособлениями.
Списоклитературы
1.Многокрасочныйальбом/В. А. Вершигора, А. П. Игнатов, Н. В.
Новокшенови др. — Изд-во «Третий Рим», 1996. — 90 с.
2.Беляев С. В. Моторные масла и смазка двигателей: Учебное пособие. -
Петрозаводскийгос. ун-т. Петрозаводск, 1993. — 70 с.
3.Грамолин А. В., Кузнецов А. С. Топливо, масла, смазки, жидкости и
материалыдля эксплуатации и ремонта автомобилей. — М.: Машиностроение, 1995. — 63 с.
4.Карагодин В. И., Шестопалов С. К. Слесарь по ремонту автомобилей:
Практическоепособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1990.
— 239 с.
5.Круглов С.М. Справочник автослесаря по техническому обслуживанию и ремонтулегковых автомобилей. — М.: Высшая школа, 1995. — 304 с.
6.Руководство по эксплуатации автомобилей ВАЗ-2108, -21081, -21083,
-21083-20,-2109, -21091, -21093, -21093-20, -21099. — М.: Легион, 1996. -
80с.
7.Спинов А. В. Системы впрыска бензиновых двигателей. — М.:
Машиностроение,1995. — 112с,
8.Техническая эксплуатация автомобилей / Под ред. Е. С. Кузнецова. — 3-
еизд., перераб. и доп. — М.: Транспорт, 1991. — 413 с.
9.Шестопалов С. К., Шестопалов К. С. Легковые автомобили. — М.:
Транспорт,1995. — 240 с.
10.Фучаджи К. С., Стрюк Н.Н. Автомобиль ЗАЗ-1102 «Таврия»: устройство,эксплуатация, ремонт. — М.: Транспорт, 1991. — 259 с.