Реферат по предмету "Транспорт"


Проектирование станции технического обслуживания для грузовых автомобилей

Содержание
1. АННОТАЦИЯ
2. ВВЕДЕНИЕ
3. МАРКЕТИНГОВАЯ ЧАСТЬ
3.1 Обоснование спроса на услуги автосервиса в выбранномрайоне
3.2 Обоснование коммерческой идеи
3.3 Описание рынка конкуренции
4. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
4.1 Расчет производственной программы
4.2 Расчет годового объема работ
4.3 Расчет количества постов
4.4 Расчет численности производственных рабочих
4.5 Описание технологического процесса
4.5.1 Участок диагностирования и ремонта системы питания дизельногодвигателя
4.5.2 Структурная схема шиномонтажа
5. КОНСТРУКТОРСКО-ПЛАНИРОВОЧНАЯ ЧАСТЬ
5.1 Конструкция здания
5.2 Расчёт производственных площадей
5.3 Расчет площади складских и вспомогательных помещений
6. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
6.1 Общие положения
6.2 Пожарная безопасность
6.3 Экологическая безопасность
6.5 Расчет электроэнергии на освещение
6.4 Расчет электроснабжения
6.6 Расчет потребляемого количества воды
6.6 Расчёт вентиляции
7. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
7.1 Стоимость основных производственных фондов
7.2 Расчет затрат на заработную плату производственныхрабочих
7.3 Расчет затрат на амортизационные отчисления
7.4 Расчет хозяйственных накладных расходов
7.5 Общецеховые расходы СТО7.6 Технико-экономическиепоказатели
7.7 Расчет финансово-экономических показателей
8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы

1. АННОТАЦИЯ
В данном дипломном проекте произведенанализ положения дел по самым необходимым услугам для грузовых автомобилей врайоне пересечения Мурманского шоссе и КАД. Рассчитана охраняемая стоянка длягрузовых автомобилей с учетом их сходов для ночной стоянки. Выполнентехнологический расчет необходимых участков для данного подвижного состава.
Рассмотрена организациятехнологического процесса на станции технического обслуживания.
Рассчитана экономическаяэффективность станции технического обслуживания.
Рассмотрена безопасность иэкологичность всего проекта, экология и защита окружающей среды.

2. ВВЕДЕНИЕ
 
Автомобильный транспорт имеет большое значение в общей транспортной системе Р.Ф., не его долю приходится свыше 2\3 всех грузовых перевозок в народном хозяйстве.
Основными направлениями экономического и социального развития страны, предусматривается освоение и расширение производства грузовых и специализированных автомобилей и автобусов, в первую очередь дизельных, увеличение выпуска малотоннажных грузовых автомобилей и электромобилей для внутригородских перевозок, значительное увеличение производства прицепов и полуприцепов для обеспечения перевозок автопоездами. В последнее время запланировано увеличение грузооборота автомобильного транспорта общего пользования в 1,3…1,4 раза, а пассажирооборота автобусов – на 16…18%
Транспорт важнейший элемент инфраструктуры, под которым понимают отрасли народного хозяйства, создающие общие его функционирования.
Транспорт оказывает активное влияние на процесс расширенного воспроизводства, величину запасов, сырья, топлива и промышленной продукции, производственную мощность складов, т.е. на эффективность функционирования различных отраслей народного хозяйства.
Ремонтное производство имеет огромное народнохозяйственное значение, с целью поддержания в исправном состоянии автомобильного транспорта и продления срока службы автомобилей, а так же является источником экономической эффективности, т.к. используется остаточный ресурс деталей.
Примерно 70-75% деталей, которые прошли, срок службы до первого капитального ремонта имеют остаточный ресурс и могут быть использованы повторно. Основной задачей авторемонтных предприятий является то, чтобы с наименьшими затратами восстановить работоспособность автомобилей.
Сокращение трудоемкости работ, оснащение рабочих мест ипостов высокопроизводительным оборудованием следует рассматривать так же какодно из основных направлений технического прогресса при создании станций ипредприятий автомобильного транспорта.
Вданном проекте в качестве рассчитываемого предприятия автосервиса выбрана СТОпри стоянке большегрузных автомобилей.
Однимиз главнейших факторов, определяющим мощность и размеры дорожной СТО являетсячисло автомобилей нуждающихся в услугах проектируемой СТО, число их заездов наСТО (за год, за сутки), а также число сходов. При этом, мощность СТОхарактеризуется количеством обслуженных автомобилей в течение года, суток,размер — числом рабочих постов для обслуживания и ремонта.
Особенностькурсового проекта состоит в том, что существенно расширяются и конкретизируютсятак называемые предпроектные подготовка, связанные с маркетинговым анализом иопределением предполагаемого объема сервисных услуг, которые могут возникнуть висследуемом регионе и должны быть освоены существующей и создаваемой сетью автосервисныхпредприятий.
Проект включает:
1. Маркетинговую часть, в которойобосновывается спрос на услуги СТО на Мурманском шоссе в районе прохождениякольцевой автомобильной дороги.
2. Технологическую часть, в которой представленыструктурные схемы технологических процессов шиномонтажа, ремонта топливной апаратурыдизельных двигателей грузовых автомобилей с подбором соответствующегооборудования и инструмента.
3. Конструкторско-планировочнуючасть, в которой производится расчёт площадей, занимаемой оборудованием и участков,на которых реализуются технологические процессы
4. Раздел охраны труда и техникибезопасности, в котором приводятся данные по обеспечению технической, пожарнойи экологической безопасности при ТО и ремонте АТС. Производятся расчётыискусственного освещения для участков.
5. Экономическую часть, в которой приводятся: расчёты капитальных затрат на строительство СТО, оборудование, текущих годовых затрат на заработную плату, электроэнергию, поступлений от клиентов, чистой прибыли, рентабельности и сроков окупаемости проекта.
 

3. МАРКЕТИНГОВАЯ ЧАСТЬ3.1 Обоснование спросана услуги автосервиса в районе
Отмаркетингового анализа и обоснования спроса во многом зависит последующаяработа СТО. Мощность СТО должна быть такой, чтобы обеспечивалась прибыльность ипривлекательность ее для клиентуры СТО. Она, наряду с уровнем цен и составомпредоставляемых услуг определяется качеством и продолжительностью обслуживания,включая время ожидания.
Однимиз главнейших факторов, определяющих мощность, размеры и тип станциитехнического обслуживания, является число автомобилей, находящимся в зонеобслуживания проектируемой СТО, а также число их заездов на СТО. При этоммощность СТО характеризуется количеством обслуженных автомобилей в течениегода, суток, размер числом рабочих постов для обслуживания и ремонта.
Приобосновании мощности и размеров проектируемой СТО необходимо учитывать наличиеи пропускную способность действующих предприятий автосервиса в данном районе,возможность их совершенствования и развития. Проектирование и последующеестроительство любого предприятия, а особенно предприятия автосервиса,необходимо связывать с перспективой увеличения предлагаемых услуги, изменениямив конструкции автомобилей, условий их эксплуатации и др.
3.2 Обоснование коммерческой идеи
Обоснование коммерческой идеистроительства стоянки большегрузных автомобилей с участками ТО, ТР и мойкиавтомобилей на внутреннем кольце кольцевой автомобильной дороги в районепересечения КАД с Мурманским шоссе.
В связи с ежегодным увеличениемгрузоперевозок и пропускной способности трассы можно рассчитывать на увеличенияколичества клиентов. Автосервис находится в удачном месте, недалеко отавтотрассы.
Для расчета производственной программы СТО был проведенанализ интенсивности движения транспортного потока на выбранном участке.
Информация разделена по следующим видам АТС:
— грузовые местные АТС (регион 78, 98);
— грузовые иногородние АТС;
— автопоезда;
— общественный пассажирский транспорт (автобусы);
Специфика СТО как предприятиянакладывает определенные условия на установленные понятия основных показателейтакого предприятия .
В настоящее время обслуживаются грузовыхавтомобилей различных марок и модификаций, принадлежащих гражданам и АТПвыходит на новый уровень в связи с введением в строй кольцевой автомобильнойдорогой связывающей Московское шоссе с Выборгским по которым идет основнойгрузопоток из Финляндии в Россию в связи с этим были сделаны следующие выводыпри проектировании СТО:
1. Наибольшим спросом среди граждан,имеющих грузовые автомобили, во время движения по своим маршрутам следования, пользуются:ТО и ТР системы питания дизельных двигателей, так как техническое состояниемеханизмов и узлов системы питания двигателя существенно влияет на его мощностьи экономичность; шиномонтажные работы; вулканизационные работы и мойка автомобилей;
2. Предлагаемые услуги СТО по ТО и ТРсистемы питания и шиномонтаж должны быть быстрыми и качественными и выполнятсяквалифицированными специалистами в данных областях ремонта, так как увеличение количествагрузового транспорта отечественного и зарубежного производства требует созданияуниверсальных СТО способных максимально удовлетворить потребности впроизводстве работ ТО и ТР;
3. Изучение опыта дорожных СТОпоказывает, что эффект от производства достигается, созданием в соседстве сгрузовым автосервисом охраняемой стоянки большегрузных автомобилей, что вданном дипломном проекте и отражено;
4. ОснащениеСТО новой высокоэффективной техникой и оборудованием, снижение доли ручноготруда и повышает качество услуг.
Одним изважнейших факторов, определяющих мощность и тип СТО, является интенсивностьдвижения по трассе грузовых автомобилей
Таблица 1 Грузовые Автопоезда Автобусы Общее количество местные иногородние Рабочие дни 562 758 150 46 1516 Выходные дни 489 536 128 43 1196
Из анализа интенсивности видно, что восновном грузовой транспортный поток формируется из иногородних грузовыхавтомобилей.
В связи с полным вводом в эксплуатацию КАД можно прогнозироватьувеличение транспортных потоков.
3.3 Описание рынка и конкуренции
Анализ рынка предоставляемых услугдля грузовых автомобилей на участке Шушары – Колтушское шоссе не выявил таковых,что делает проект выгодным с позиции конкурентоспособности.

4. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
В этом разделе необходимо произвестирасчет производственной программы СТО, годового объема работ, численностиработающих, количества постов на станции.
 
4.1 Расчет производственной программыСТО
Прежде всего, выбирается переченьуслуг, который станция технического обслуживания предложит автолюбителям.
Виды услуг СТО:
·  мойка грузовых автомобилей
·  шиномонтажные работы
·  продажа запчастей системы питания и грузовых покрышек
·  диагностика и ремонт топливной аппаратуры дизельных двигателей
грузовых автомобилей
Объемы работ и размеры СТО зависят отинтенсивности движения, количества сходов автомобилей с дороги и расстояниямежду СТО.
В соответствии с ОНТП-01-91 числозаездов на СТО для выполнения ТР по грузовым автомобилям и автобусам — 0,5 % отинтенсивности движения на дороге; число заездов на СТО для выполненияуборочно-моечных работ — 0,6 %.
Общее число заездов грузовыхавтомобилей и автобусов NДв сутки на СТО определяется взависимости от интенсивности движения на дороге:
 
NД = ИД p / 100
где: ИД — интенсивности движения на дороге;
p — частота заездов: %;
Средняя трудоемкость при каждомзаезде грузового автомобиля или автобуса для выполнения ТР — 3,6 чел.-ч,трудоемкость уборочно-моечных работ — 0,3 чел.-ч.
Общее число заездов в сутки автомобилейвсех типов на СТО:
 
NC = NCЛ + NCГ + NCА
где: NCЛ ,NCГ ,NCА- число заездов на СТО соответственно легковых,грузовых автомобилей и автобусов в сутки.
 
4.2 Расчет годового объема работ
Годовая трудоемкость планируемой дорожнойСТО зависит от годового объема уборочно-моечных работ и работ по ТР транзитныхавтомобилей.
Годовая трудоемкость уборочно-моечныхработ определяется исходя из числа заездов на станцию автомобилей в год исредней трудоемкости работ.
 
ТГУ.-М = NСТО × NГА ×tУ.-М
где: ТГУ.-М — годовая трудоемкость уборочно-моечных работ, чел.-ч;
NСТО — число автомобилей обслуживаемыхпроектируемой СТО в год;
NГА — число заездов одногообслуживаемого автомобиля на СТО в течение года;
tУ.-М — трудоемкость уборочно-моечныхработ на один заезд, чел.-ч;
Годовая трудоемкость работ потехническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей:
 
ТГ = NСТО LГ t/ 1000,

где: ТГ — годоваятрудоемкость работ по ТО и ТР, чел.-ч;
NСТО — число автомобилей обслуживаемыхпроектируемой СТО в год;
LГ — годовой пробег одного автомобиля, км;
t— удельная трудоемкость ТР на 1000 км. пробега, чел.-ч;
Таблица 2Наименование показателей Обозначение Количество 1. Годовой объем СТО, чел.-ч ТСТО 35645
2. Число автомобилей обслуживаемых
СТО в год NСТО 5840
3. Годовая трудоемкость уборочно-
моечных работ, чел.-ч ТГУ.-М 5518
4. Трудоемкость уборочно-моечных
работ, чел.-ч tУ.-М 0,3
5. Число заездов одного
обслуживаемого втомобиля на СТО
в течение года NГА 5
6. Годовая трудоемкость работ по ТО
и ТР, чел.-ч ТГ 7884
7. Средняя трудоемкость ТР,
чел.-ч TТР 3,6
8. Годовой пробег одного автомобиля,
км. LГ 50000
Распределение трудоемкости объемов ТРпо видам работ
Таблица 3Виды работ Распределение объема работ, %
Распределение
трудоемкостей
чел.-ч
1. Обслуживание и ремонт приборов
системы питания 16 4204 2. Шиномонтажные 14 3679 Итого 100 35645
 
4.3 Расчет количества постов
Количество постов СТО определяется суммированиемрасчетного количества постов Д и ТР и постов уборочно-моечных работ длягрузовых автомобилей и автобусов.
Количество рабочих постов ТО и ТР длягрузовых автомобилей и автобусов:
 
ХТОиТР= NCtCPφ kП / (PП CηП ЧСМ)
где: tCP — средняя трудоемкость работ ТО и ТРна один заезд автомобиля без учета уборочно-моечных работ;
φТОиТР — коэффициент неравномерностипоступления автомобиля на СТО;
kП — коэффициент, учитывающий долюпостовых работ в общей трудоемкости ТО и ТР;
ЧСМ — продолжительность рабочей смены;
PП — среднее число рабочих на посту;
C — число смен работы в сутки;
ηП — коэффициент использования рабочеговремени на посту;
Количество постов дляуборочно-моечных работ грузовых автомобилей и автобусов:
 
ХУ-М= NCtCPφ kП / (PП CηП ЧСМ)
где:tCP — трудоемкость уборочно-моечныхработ за один заезд для грузовых
автомобилей и автобусов;
φУ-М — коэффициент неравномерностипоступления автомобиля на СТО;
kП — коэффициент, учитывающий долюпостовых работ в общей
трудоемкости У-М работ;
ЧСМ — продолжительность рабочей смены;
PП — среднее число рабочих, одновременноработающих на посту;
ηП — коэффициент использования рабочеговремени на посту;
Общее число рабочих постов на СТОрассчитывается по формуле:
 
XОБЩ= TП φ / ( DГРЧСМ CηП РП ),
где: TП — суммарная трудоемкость постовыхработ производственных участков, чел.-ч;
φ — коэффициент неравномерностипоступления автомобиля на СТО
DГР — число рабочих дней в году;
ЧСМ — продолжительность рабочей смены;
ηП — коэффициент использования рабочеговремени на посту;
РП — среднее число рабочих, одновременноработающих на посту;
Количество мест ожидания ТО и ТРследует принимать из расчета 0,5 автомобиле-места на один рабочий пост. Местаожидания размещаются непосредственно перед помещениями постов ТО и ТРавтомобилей.
 
ХОЖ = 0,5ХСТО
где: ХОЖ — числопостов ожидания;
0,5 — количество мест ожидания на одинрабочий пост;
ХСТО — число постов на СТО.
Расчет числа постов и автомобиле-местстанции СТО.

Таблица 4Наименование показателей Обозначение Количество 1 2 3 1. Число постов на СТО, пост; ХСТО 3 2. Число постов (ТР), пост; ХТОиТР 2 3. Число постов (У-М), пост; ХУ-М 1
4. Средняя трудоемкость за один
заезд (ТР), чел.-ч; tCP 3,6
5. Средняя трудоемкость за один
заезд (У-М), чел.-ч; tCP 0,3
6. Число заездов автомобилей на
СТО в сутки, а/м; NC 16
7. Коэффициент неравномерности
поступления автомобиля на СТО
(ТР) φТОиТР 1,25
8. Коэффициент неравномерности
поступления автомобиля на СТО
(У-М) φУ-М 1,15
9. Коэффициент, учитывающий долю
постовых работ в общей
трудоемкости (ТР) kП 0,8
10.Коэффициент, учитывающий долю
постовых работ в общей
трудоемкости (У-М) kП 1
11.Продолжительность смены (ТР),
чел; ЧСМ 12
12.Продолжительность смены (У-М),
чел; ЧСМ 12
13.Среднее число рабочих на посту,
чел; PП 1 14.Число смен C 1
15.Коэффициент использования
рабочего времени (ТР) ηП 0,96
16.Коэффициент использования
рабочего времени (У-М) ηП 0,93 17.Число постов ожидания, пост; ХОЖ 2
4.4 Расчет численности производственныхрабочих
К производственным рабочим относятсярабочие зон и участков, непосредственно выполняющие работы по ТР грузовыхавтомобилей. Различают технологически необходимое и штатное числопроизводственных рабочих.
Технологически необходимое числопроизводственных рабочих обеспечивает выполнение суточной производственнойпрограммы СТО:
 
NТ = ТСТО / ФТ(1)
где: NТ — технологически необходимое числопроизводственных рабочих, чел;
ТСТО — годовой объем работ СТО, чел.-ч;
ФТ — годовой фонд временитехнологически необходимого рабочего при односменной работе, час;
Годовой фонд времени технологическинеобходимого рабочего, при односменной рабочей недели, определяетсяпродолжительностью смены и числом рабочих дней в году:
 
ФТ = ( ДК.Г. — ДВ- ДП ) × ЧСМ -ДПП ×1 (2)
где: ФТ — годовойфонд времени технологически необходимого рабочего, час;
ДК.Г. — число календарных дней в году, дн;
ДВ — число выходных дней в году, дн;
ДП — число праздничных дней, дн;
ЧСМ — продолжительность рабочей смены,ч;
ДПП — число субботних и предпраздничныхдней, дн;
Так жеучитывается сокращения рабочего перед выходными на один час.
Значения формулы 1 и 2 см. в таблице
Штатное число производственныхрабочих обеспечивает выполнение суточной и годовой производственной программыстанции технического обслуживания.
 
NШ = ТСТО / ФШ(3)
где: NШ — штатное число производственныхрабочих, чел;
ТСТО — годовой объем работ СТО, чел-ч;
ФШ — годовой фонд времени штатногорабочего, час.
Годовой фонд времени штатного рабочегоопределяет фактическое время, отработанное исполнителем непосредственно нарабочем месте:
ФШ = ФТ — ( ДОТ+ ДУ.П ) × ЧСМ(4)
где: ФШ — годовойфонд времени штатного рабочего, час;
ДОТ — число дней отпуска рабочего, дн;
ДУ.П — число дней невыхода на работу поуважительным причинам, дн;
ФТ — годовой фонд временитехнологически необходимого рабочего, час;
Значения формулы 3 и 4 см. в таблице
Численность производственных рабочих,служащих, ИТР, МОП и ПСО

Таблица 5Функции управления, персонал
Численность персонала,
чел. Общее руководство 1 Бухгалтерский учет и финансовая деятельность 1 Младший обслуживающий персонал 2 Материально-техническое снабжение 1 Производственно-техническая служба 1 Пожарно-сторожевая охрана 4 Продавец-приемщик 2 Рабочие на постах 8 ВСЕГО: 20 /> /> /> />
Годовые фонды рабочего времени ичисло производственных рабочих СТО
Таблица 6Наименование показателей Обозначение Количество 1 2 3 1. Годовой объем СТО, чел.-ч; ТСТО 13402
2. Технологически необходимое число
производственных рабочих, чел; NТ 7
3. Годовой фонд времени технологически
необходимого рабочего, час; ФТ 2170
4. Штатное число производственных
рабочих, чел; NШ 8
5. Годовой фонд времени штатного
рабочего, час; ФШ 1675 6. Число дней отпуска, дн; ДОТ 20 7. Число календарных дней в году, дн; ДК.Г. 365 8. Число праздничных дней в году, дн; ДП 9. Число выходных дней в году, дн; ДВ 182 10.Число предпраздничных дней в году, дн; ДПП
11.Число дней невыхода на работу по
уважительным причинам, дн; ДУ.П 7
Примечание: Так как график одноготехнологически необходимого рабочего определен как «2 через 2» следовательно,число праздничных и предпраздничных
дней не учитывается при расчетегодового фонда времени технологически необходимого рабочего.
 
4.5 Описание технологическогопроцесса
4.5.1 Участок диагностирования иремонта системы питания дизельного двигателя
Техническое состояние механизмов иузлов системы питания двигателя существенно влияет на его мощность иэкономичность. Распространенными неисправностями системы питания являются:
- топливный бак –трещины на баке, негерметичности из-за коррозии;
- топливопроводы –поломка, трещины на них, негерметичности в местах присоединения топливопроводовк топливным фильтрам, ТНВД, форсункам, засорение топливопроводов;
- топливные фильтры- их засорение;
- топливоподкачивающийнасос — поломка пружин впускное и выпускного клапанов, отсутствие полнойпосадки клапанов в седла из-за попадания под них загрязнений, сниженияупругости пружины поршня, износ поверхностей цилиндра и поршня;
- ТНВД — износплунжерных пар, нарушение оптимальных регулировок насоса, износ сопряжениянагнетательный клапан — седло, поломка пружин нагнетательных клапанов иплунжеров, поломка пружин регулятора частоты вращения;
- форсунки — износвыходных отверстий, их закоксовывание и засорение, потеря упругости или поломказатяжной пружины, негерметичность сопряжения игла — распылитель.
В устранении этих неисправностейбольшую часть занимает объем работ по ТНВД, так как его детали имеют высокиетребования к точности посадок и регулировок, что приводит к частым ремонтам. Ктому же ремонт ТНВД связан с достаточно сложными регулировками иразборочно-сборочными работами из-за сложности конструкции.
При решении задач текущего ремонтаТНВД важно знание не только неисправностей, но и вероятностей их появления,возможных комбинаций неисправностей с целью определения наиболее вероятныхсоставов работ./> />
Доля работна ТР ТНВД в общей трудоемкости ТР топливной аппаратуры
Поддержание автомобиля в исправномсостоянии и надлежащем виде достигается техническим обслуживанием и ремонтом.Ремонт – в частности, текущий ремонт – в отличии от ТО не является плановыммероприятием, проводимых в профилактических целях, а выполняется попотребности, в случае возникновения неисправностей, при наличии которыхдальнейшая эксплуатация невозможна или не выгодна.
Работы по регулировке ТНВД, и еготекущий ремонт будут выполняться: на посту ТР, где будут производитьрегулировку, замену ТНВД, ремонт топливного насоса. Причем для автомобиля, (вслучае невозможности регулировки) в наличие будут исправные ТНВД из магазиназапчастей. Такая схема проведения ТР необходима, чтобы быстрее устранить неисправность(заменить неисправный ТНВД или отрегулировать его) и тем самым уменьшитьпростой автомобиля в ремонте, быстрее отпустить клиента на линию. Ремонтснятого ТНВД будет производиться в свободное от заявок время с целью пополненияфондов оборотных запасов.
Структурная схема проведения замены и ТР ТНВД
Зона текущего ремонта
/>
Перечень работ на регулировку ТНВД, и его текущий ремонт
Работы по регулировке ТНВД:
1.регулировка конца подачи;
2.регулировка токсичности выхлопных газов;
Перечень работ на замену ТНВД:
1.снятие ТНВД;
2.установка ТНВД (включает работы по регулировке привода ТНВДна момент впрыска).
Перечень работ ТР ТНВД не имеетстрого определенной последовательности, т.к. могут возникать различныенеисправности одновременно, т.е. их комбинации. Поэтому последовательностьработ текущего ремонта (наиболее вероятного) будет иметь вид:
1.снятие плунжерных пар;
2.постановка плунжерных пар;
3.регулировка ТНВД.
Замена ТНВД:
1. снятие ТНВД:
- открыть дверьмоторного отсека;
- снять тросикипривода воздушной и дроссельной заслонок;
- отсоединить отТНВД топливопроводы;
- отсоединить отТНВД маслопроводы;
- отсоединить отТНВД пневмоцилиндр уменьшения подачи топлива;
- отсоединить иснять крышку привода ТНВД с прокладкой;
- открепить и снятьТНВД в сборе;
2. установка ТНВД:
- установитьпоршень шестого цилиндра в положение ВМТ;
- установить крышкупривода ТНВД вместе с прикладкой на картер распределительного механизма изакрепить (кулачковый вал ТНВД в положении начала впрыска восьмого цилиндра);
- присоединитьмаслопровод к ТНВД;
- присоединитьтопливопроводы к ТНВД (кроме нагнетательного топливопровода шестой секции);
- отрегулироватьмомент начала впрыска топлива;
- присоединитьнагнетательный топливопровод шестого цилиидрл к ТНВД;
- залить масло вкорпус ТНВД;
- отпустить автобусна подъемнике;
- закрыть дверьмоторного отсека.
Замена плунжерных пар:
1.Снятие плунжерных пар:
- снять крышкупоплавковой камеры;
- отсоединитькорпус поплавковой камеры от корпуса смесительной камеры;
- выкрутить всежиклеры и продуть их;
- удалить осадок надне поплавковой камеры;
- продуть топливныеи воздушные каналы во всех частях карбюратора;
- проверить работувсех систем карбюратора, при необходимости устранить неисправности.
2. Сборкакарбюратора:
- поставить всежиклеры на свои места;
- закрутить всепробки;
- соединить корпуспоплавковой камеры с корпусом смесительной камеры;
- установить крышкупоплавковой камеры.
Замена игольчатого клапана:
- снять крышкупоплавковой камеры;
- снять поплавок;
- достать иглу ивыкрутить «седло» игольчатого клапана;
- закрутить новое«седло» и поставить новый игольчатый клапан;
- установитьпоплавок;
- проверить уровеньтоплива в поплавковой камере;
- присоединитькрышку поплавковой камеры.
4.5.2 Структурная схема шиномонтажа
 
/>
 

5. Конструкторско-планировочная часть
 
5.1 Конструкция здания
Фундаменты металлические свайные изстальных труб длиной 3-8 м. После погружения полость свай заполняетсяпескобетоном. Наружные стены
выполнены из трехслойных алюминиевыхпанелей.
Кровля состоит из: металлическойформы, железобетонной плиты, минплиты
у = 125кг/м, асфальтовой стяжки 10 мм, три слоя рубероида на битумной
мастике, защитный слой гравия.
Полы в зоне ТО и ТР, шиномонтажа,складе запасных частей :
покрытие бетон М300 со щебнем, 25 мм;
подстилающий слой-бетон М300, 120 мм;
гидроизоляционный слой щебня ибитума-50 мм; основание грунт.
В комнате отдыха, гардеробнойпокрытие линолеум.
В туалетах покрытие керамическаяплитка, шлифованный бетон.
Ворота раздвижные размером 4500х4000мм.
Высота здания 6000 мм.
Оконные проемы — с одинарнымипереплетами.
Стены здания ограждают помещение отвнешних температурных и атмосферных воздействий, несут нагрузку от перекрытиякрыши к фундаменту. Стены должны обеспечивать нормальный температурно-влажныйрежим СТО. Внутри здания стены выполнены из железобетонных плит толщиной 250 мм и габаритными размерами 1250х6500 мм. Колонны выполнены из железобетонных свай, размер 400х400мм. Крыша здания состоит из несущей и ограждающей частей. Несущая частьпредставляет собой конструктивные элементы, воспринимающие все нагрузки, встанции это металлическая ферма и теплоизоляционные плиты из армированныхлегких бетонов ГОСТ 7741-88.
Ограждающей частью крыши являетсяверхний водонепроницаемый слой, то есть кровля и основание. Кровля — верхнийэлемент покрытия, предохраняющий здание от проникновения атмосферных осадков.Основание под кровлю – поверхность теплоизоляции, по которой наклеивают слои водоизоляционногоковра рулонного, состоящего из трех слоев рубероида антисептированногодегтевого марки РМ-350 и битумной мастики МБЕ-Г-65 ТУ 21-27-28-71 иТУ-21-27-16-88. Кровля станции состоит из пенополиуретановых плит ТУ 34-4827-75и теплоизоляционных плит из армированных легких бетонов ГОСТ 7741-88.
Карниз — горизонтальный выступ стены,служит для отвода от поверхностей стен атмосферных осадков. Величина, накоторую карниз выступает за поверхность стены равна 800 мм.
Карниз СТО выполнен из сборныхжелезобетонных блоков 600х600 мм заводского изготовления.
Окна служат для освещения ипроветривания помещения. Двери служат для сообщения между смежными помещениями.Ворота устраивают в здании для въезда и выезда грузовых автомобилей. Полотнаворот, как правило состоят из металлического каркаса.
Полы. Покрытие — верхний слой пола,непосредственно подвергающийся эксплуатационным воздействиям. На СТО покрытиевыполнено из
цементобетона; керамической плиткитолщиной 13 мм; линолеума. Подстилающий слой — слой пола, распределяющийнагрузки на грунт. Бетон М300 служит гидроизоляционным слоем, препятствующимпроникновению через пол сточных вод и других жидкостей. Основанием полаявляется уплотненный грунт. Стяжка — слой пола, служащий для выравниванияповерхности нижележащего пола, придания покрытию пола заданного уклона. Настанции стяжка — из шлакобетона 40 мм или цементного раствора толщиной 20 мм.

5.2 Расчёт производственных площадей
 
Площади СТО
Площадь зоны ТР определяется по следующейформуле:
 
SТР = XСТО SAКП + SO
где: XСТО — количество постов ТР;
SA — площадь занимаемая автомобилем;
КП — коэффициент плотности расстановкипостов;
SO — сумма площадей занимаемых навесными прочим оборудованием, размещенным на постах;
Таблица 7
Распределение оборудования по постам СТО№ Оборудование
Кол-
во
Габаритные
размеры, мм Площадь м2 1
Регулировка ТНВД стенд:
ДД-10-00(КИ-15711М-01)
Универсальный стенд для испытаний и регулировки ТНВД ДД отечественного и импортного производства с
количеством секций до 12. Гидропривод 15 кВт; 1 1930/890/1970 1,76 2
Разборочно-сборочные работы по ТНВД: НИИАТ Р-611
Верстачного типа; состоит из 5
специализированных приборов
и инструментов; облегчает
разборочно-сборочные работы
по ТНВД при замене
плунжерных клапанов и др; 1 1500/800/1242; 1,2 3
Крепежные работы: И 105М-1 Комплект гаечных ключей
двухсторонних (8 предметов): 6х8-27х30 Содержит все необходимые ключи; двухсторонние ключи уменьшают количество инструмента. 1 4 Стеллаж 1 1000/500/2000 0,5 ИТОГО 3,46
 
Таблица 8
Площадь поста уборочно-моечных работ№ Оборудование Кол-во Габаритные размеры, мм Площадь, м2 1 Моечная установка высокого давления: PORTOTECNICA OPTIMA CMP DS 149 M 2 1050х750х900 0,78 2
Пылесос для влажной уборки:
PORTOTECNICA MIRAGE 1515 1 390x390x700 0,15 3
Очистные сооружения замкнутого цикла c блоком емкостей: ФФУ-2М,
Моноблок-02 1
ФФУ2М:
1200/1600
Моноблок-2: 2500/1700/1300 6,17 4
Поломоечная машина:
PORTOTECNICA
PSD-350E 1 750/1000/1050 0,75 ИТОГО 8,63
Площадь шиномонтажного участка:
 
FПР= КОБ * FОБ
где: КОБ — коэффициент плотности расстановки оборудования;
FОБ — площадь занимаемая оборудованием научастке (суммарная площадь горизонтальной проекции оборудования);
FПР= 4 * 9 = 36
Распределение оборудования по участку
Таблица 9№ Оборудование Кол-во Габаритные размеры, мм Площадь, м2 1
Шиномонтажный стенд:
Ш-515Б 1 1650/1500/1000 2,47 2
Балансировочный стенд:
СБМП-200 1 1280/1730/1350 2,21 3 Компрессор переносной: К 11 1 1000/470/800 0,47 4 Домкрат: ДГ-12-10 2 175/145/250 0,025 5
Ванна для проверки
колес и камер: КС-013 1 900/510/780 0,45 6
Тележка
инструментальная: ТУ-1 1 660/410/800 0,35 7
Тележка для снятия колес
грузовых автомобилей: П-254 1 1160/820/920 0,95 8 Верстак 1 1380/600/845 0,85 9 Стеллаж для расходных материалов 1 1000/500/2000 0,5 10 Ларь для отходов 1 300/500/500 0,15 11 Стеллаж для покрышек 1 2000/1000/1000 2 12
Пневмогайковерт для гаек колес грузовых автомобилей и
автобусов: И-350
Передвижной, напольный, пневматический, реверсивный. 1 790/750/1020 0,6 13
Электровулканизатор:
Гном-Т 1 450/300/115 0,05 ИТОГО 11,1
5.3 Расчет площади складских ивспомогательных помещений
 
Площадь зоны хранения (стоянки)грузовых автомобилей.
Согласно проекту стоянка грузовыхавтомобилей будет открытой и рассчитана на 48 автомобиле-мест.
При размещении автотранспорта наоткрытой площадке, рекомендуется принимать угол между продольной осьюавтомобиля и осью внутреннего проезда, для грузовых автомобилей и автопоездовот 60° до 45° (ОНТП-01-91).
Ширина проездов для въезда и выезда автотранспорта– 6м, ширина внутренних проездов – 10,7м (ОНТП-01-91).
Площадь одного автомобиля: SA= 52 м2
Площадь одного автомобиле-места: SАМ= 81,3 м2
Площадь одного крайнегоавтомобиле-места: SАМ = 168,2 м2
Площадь всех автомобиле-мест: SАМ = 4600 м2
Площадь всех проездов: SПР = 5640 м2
Площадь стоянки: S = 10240 м2
Площадь складских помещений SСКсчитается приближенно по нормируемой площади складовна 1000 обслуживаемых СТО автомобилей.
Согласно ОНТПсуществуют следующиенормы:
— шины 8 м2
SСК = 8 м2
Площади административных помещений
К административным помещениямотносятся кабинеты руководящего состава СТО и помещения инженерно-техническихслужб. На проектируемой СТО к ним относятся:
кабинетадминистративно-управленческого аппарата, кабинет бухгалтерии, кабинетматериально-технического снабжения и производственно-технической службы.
В результате расчетов площадьадминистративных помещений равна:
S= 109,25 м2
Площади бытовых помещений
К бытовым помещениям относятсяраздевалки, умывальные, душевые, туалеты, пункт отдыха и питания.
В результате расчетов площадь бытовыхпомещений равна:
S= 49,25 м2
Результаты расчетаадминистративно-бытовых помещений
Таблица 10Тип помещения Площадь, м2 Административные и помещения для обслуживания клиентов Контора 3 Прием заказов и продажа запасных частей 9 Помещение для клиентов 20 Кабинет административно-управленческого аппарата 16 Кабинет бухгалтерии 16
Кабинет материально-технического снабжения
и производственно-технической службы 16 Туалет 4,5 Коридор 24,75 Социально-бытовые помещения для сотрудников СТО Раздевалка 10,5 Комната отдыха и приема пищи 17,5 Умывальня 4,5 Душевая 7 Подсобка уборщицы 5,25 Туалет 4,5
6. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧАСТКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА
 
6.1 Общие положения
 
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) – это теоретическиеосновы безопасности, приложенные к любому виду человеческой деятельности.
Безопасность жизнедеятельности тесно связана с такиминауками, как психология, экология, эргономика, экономика и другие.
Безопасность жизнедеятельности шире охраны труда, котораярассматривает вопросы создания безопасных условий труда. Безопасностьжизнедеятельности рассматривает не только опасности на производстве и защиту отних, но и особенности самого человека, возможные его ошибочные действия.
Вопросы безопасности жизнедеятельности, экологии и охранытруда в данном дипломном проекте рассматриваться на проектируемом участкеремонта грузовых автомобилей, где будет расположен стенд диагностики и ремонтасистемы питания дизельных двигателей.
Цель безопасности – обеспечением безопасности являетсявыявление причин, влияющих на появление нежелательных событий и разработке
предупредительных мероприятий, снижающих вероятность ихпоявления.
При проектировании участка текущего ремонта топливнойаппаратуры дизельных двигателей должны учитываться следующие требования безопасности:
- помещение участкаремонта оборудуется общеобменной приточно-вытяжной вентиляцией и местнойвытяжкой;
- над воротамиучастка ТО и ремонта возможно размещение воздушных завесов, так как воротаоткрываются чаще 5 раз за смену;
- электродвигателии вентиляторы в вентиляционных системах устанавливаются на виброоснования(пружинное или резиновое) – снижение шума и вибраций
- технологическоеоборудование должно иметь фундамент с акустическими разрывами, которыезаполняются пористыми материалами (шлаком или керамзитом) – снижениераспространение звука;
- проектируется водянаясистема отопления;
- пол участкаремонта изготавливается из асфальтобетонного покрытия, устойчивого навоздействие смазочных веществ, кислот и щелочей;
- освещение в виделюминесцентных ламп (200 ЛК), лампы накаливания используются вовзрывобезопасном исполнении;
- строительнымконструкциям придают матовую или полуматовую фактуру окраски;
- предусматриваетсязащитное заземление источников питания оборудования;
- эвакуационныепути в случае пожара – не должно быть выступающих конструктивных элементов;двери должны открываться по направлению выхода; размер дверного проема долженбыть не менее 1,9 метра в высоту, ширина коридоров – в зависимости от общей численностирабочих;
— наличие на участке средств защиты персонала при монтаже и эксплуатацииоборудования – средства индивидуальной и комплексной защиты ;
— наличие на участке средств пожаротушения.
Любые нововведения вызывают необходимость более тщательногорассмотрения вопросов безопасности жизнедеятельности, экологии и охраны трудапри работе на технически сложном оборудовании.
Обеспечением безопасности возможно в случае предупреждения и разработкемероприятий снижающих появление опасностей
Классификация опасностей на участках ремонта.
Классификация опасностей производится согласно принятомумировому стандарту:
1. По природе происхождения
Химическая опасность- воздействие на рабочих вредных веществпри проведении процессов, связанных с работой на данном участке — этораздражающие и канцерогенные вещества, проникающие в организм через органыдыхания и кожный покров. Основной источник выброса вредных веществ — автомобили, находящиеся на участке, движущиеся своим ходом. Они производятвыброс окислов азота, угарного газа, углеводородов (многие из которыхканцерогены), сажи, продуктов сгорания масла, паров бензина.
Физическая — работа, связанная с применением сложногооборудования — мощностного и тормозного стендов, ножничного и двухстоечныхподъёмников; физический труд, связанный с диагностированием автомобиля ирегулировкой его узлов и механизмов автомобиля; работа под вывешенными наподъёмниках автомобилями. Это может быть опасность от воздействия механическогоинструмента и приспособлений, таких как, например, люфтомер, которая можетобернуться ушибами, порезами и другими травмами. Также источники физическойопасности — это производственный шум от работы оборудования и двигателейавтомобилей, вибрация от работающих стендов, ультразвук, недостаточная освещённостьпри выходе из строя части ламп освещения участка.
Психологическая опасность- воздействие на рабочих окружающейсреды, излишне загазованной; коллектива с неудачно сложившимися отношениями,так как на станции работает около 30 человек персонала, а одновременно — дополовины штата; внутреннего состояния человека, вызванное утомлением отмонотонности труда при выполнении диагностических и регулировочных операций,усталостью и так далее
2. По времени проявления
Импульсные опасности. Это мгновенные опасности, связанные стравмами при работе с диагностическим инструментом, оборудованием стендов,поражение электрическим током
Кумулятивные опасности. Это опасности, связанные спостепенным их накоплением. К ним относят: усталость, плохая атмосфера вколлективе; возможные низкие температуры в холодное время года принеобоснованно частом пользовании двумя въездными воротами на участке;постоянное воздействие небольшого количества газов, выделяющихся при работеавтомобильных двигателей.
3. По локализации
Связанные с атмосферой. Загрязнение атмосферы участкавыхлопными газами, механическими пылевидными отходами.
4. По вызываемым последствиям
Утомления, вызываемые усталостью от монотонной работы наподъемниках и стендах участка, плохой атмосферой в коллективе и так далее.
Заболевания, вызываемые действием выхлопных газов,неудовлетворительными метеорологическими условиями труда в зимнее время
Травмы, получаемые при диагностировании и регулировкеавтомобилей, при поражении электрическим током и так далее.
Смертельный исход, поражение электрическим током,механическое повреждение при работе под поднятыми на подъёмниках автомобилями.
5. По приносимому ущербу
Социальный ущерб — связанный, например, с выполнениеммонотонной работы на участке.
Технологические ущерб — связанный с нарушениемтехнологического процесса выполнения работ, например, при поломке оборудования.
6. По характеру воздействия
Активные — это опасности, возникающие при работе на стендах имеханизированном инструменте: травмы, ушибы, порезы.
Пассивные — это опасность поражения электрическим током приплохом заземлении и занулении, нарушении изоляции.
На рабочего воздействуют следующие вредные и опасные факторы:
1 — вредные вещества, не удалённые в атмосферу отработавшие газы,пары масла, воды, охлаждающей жидкости, неорганической пыли, возникающие приработе автомобиля
2 — электрическая энергия неисправного силовогоэлектрооборудования, силовых щитов;
3 — шум и вибрация при работе не отрегулированных, неисправныхстендов, при выполнении ремонтных работ аварийных автомобилей;
4 — механическая энергия движущихся частей стенда,диагностируемого автомобиля, опасное расположение автомобиля на стенде;
5 — метеоусловия производственной среды при неисправномотоплении, незакрытых в холодное время въездных воротах;
6 — плохое освещение при неработающих лампах дневного света
Наиболее опасными являются факторы 1, 2, 3, 4, так как онимогут вызвать травму, то есть мгновенно вывести человека из работоспособногосостояния. Так же все эти факторы могут привести к появлению опасного факторапсихофизиологического состояния человека (особенности профессиональнойподготовки, переутомление и т.д.)
Рассмотрим все вредные вышеперечисленные и опасные факторы,которые имеют место при работе участка технического обслуживания и ремонта:
1) Воздействие вредных веществ. При работе на участке рабочийподвержен воздействию вредных веществ. Это пыль, вредные пары масла иохлаждающей жидкости, газы СО, МОХ, СКНУ от диагностируемого автомобиля,которые выделяются либо из-за неисправного состояния самого автомобиля, либоиз-за неисправной системы вытяжки отработавших газов. Вредные вещества,проникая в организм человека через кожу, слизистые оболочки, дыхательные пути,оказывают на него вредное воздействие Постоянное действие этих вредных веществ приводитк хроническим заболеваниям. Средствами защиты являются эффективные и заведомоисправные вентиляционные и фильтрационные системы, регулярная влажная уборкастенда, предотвращающая появление пыли, а также недопущение на диагностикузаведомо неисправных автомобилей
Основным нормативным документом по защите рабочих от вредныхвеществ, находящихся в воздухе производственной зоны, является ГОСТ 12.1.005-88
2) Воздействие электричества. При работе стендов участкашироко используется электрическая энергия (220 и 380 Вольт), что влечёт засобой риск поражения электрическим током и приводит к необходимости уделятьвнимание борьбе с электрическим травматизмом.
Основными нормативными документами по защите от пораженияэлектрическим током являются:
1. Правила устройства электроустановок (ПУЭ-98)
2. Государственные стандарты (ГОСТ 12.1.009 — 90, ГОСТ12.2.007.3 — 90, ГОСТ 12.4.011-90)
Мероприятия по предупреждению воздействия электрическойэнергии: периодическая проверка исправности работы механизмов и системподъемников (стендов), состояния электропроводки; организация ограждений в видешкафов для защиты рабочих от механизмов подъемников (стендов), находящихся подвысоким напряжением; использование инструмента с рукояткой из изолирующегоматериала согласно ГОСТ-12.1.051-90 обязательное использование на оборудованиизащитного заземления и зануления, спецодежда с электроизоляцией
3) Воздействие шума и вибраций. Шум и вибрация при работеподъемников и стендов возникает вследствие работы роликовых или цепныхагрегатов, особенно изношенных; при работе вентиляционной системы, а также приремонте и диагностировании неисправных автомобилей
Основным нормативным документом по защите от шума являетсяГОСТ 12.1.003-83* ССБТ « Шум. Общие требования безопасности »
Параметры вибрации нормирует ГОСТ 12.1.012 — 90 ССБТ.«Вибрация. Общие требования безопасности»
Мероприятия по предупреждению шума и вибраций: использованиеспециальных фундаментов под роликовыми агрегатами стендов и виброплощадками;устанавка электродвигателей в системах удаления выхлопных газов навиброоснования.
4) Воздействие механической энергии. Так как объём работ,выполняемых на стендах вручную невелик, то опасность в данном случаепредставляет собой травматизм, возникающий при неправильном использованииавтоматического оборудования, нарушении инструкций по пользованию стендами инесоблюдении техники безопасности. При работе с оборудованием стенда у человекамогут возникнуть неблагоприятные последствия (ушибы, растяжения, получениетравм и так далее). Особенно опасна работа под вывешенными с помощьюподъёмников автомобилями. Каждый рабочий должен сам следить за безопасностьюсвоих действий.
Меры безопасности: соблюдение правил безопасности припользовании стендами; обучение производственных рабочих безопасным условиям труда;использование производственных рабочих соответствующей квалификации.
5) Воздействие пневматической энергии на рабочих участкавозможно при работе компрессора. Компрессор работает постоянно в автономномрежиме, обеспечивая сжатым воздухом стенды. Давление в системе — до 5 атмосфер.Необходимо опасаться внезапной разгерметизации пневмосистемы, грозящейтравмами, а также внезапного выхода из строя компрессора, иногда дажесопровождающегося взрывом. Компрессор необходимо предоставлять для регулярнойпроверки органам гостехнадзора города Санкт-Петербурга, следить за давлением вресивере, отсутствием перегибов шлангов. Смазывать компрессор следует толькокомпрессорными маслами.
6) Метеоусловия производственной среды. Согласно ГОСТ12.1.005-91 предусмотрены следующие нормы создания рациональныхметеорологических условий: температура t° = 17 — 19 градусов, относительная влажность W = 40 — 60 %, скорость движениявоздуха VB = 0,3 м/с
Для обеспечения рациональных метеорологических условий вхолодный период времени участок, где находится стенд, отапливается; при въездена участок устанавливается тепловая завеса. В соответствии с ГОСТ 12.1.005-88«Общих санитарно-гигиенических требований» работы на подъемниках истендах относятся к категории II — физические работы средней тяжести.
7) Освещение. Организация рационального освещения рабочегоместа является одним из основных вопросов охраны труда. Принеудовлетворительном освещении зрительная способность снижается, и могутпоявляться близорукость, резь в глазах, катаракта, головные боли. На участкетехнического обслуживания и ремонта автомобилей используется комбинированноеосвещение, но доля естественного света в нём невелика
Освещение должно быть достаточным для безопасностивыполняемых работ на стенде.
На участке присутствует комбинированное освещениелюминесцентными лампами и лампами накаливания.
Нормы искусственной освещенности для участка диагностики регламентируютсясогласно СНиП 23-05-95.
Оценка степени риска:
При работе на стендах высока вероятность поражения электрическимтоком; для её снижения следует проверять исправность механизмов и системстендов участка и своевременно устранять возникшие неполадки, своевременнопроводить техническое обслуживание стенда.
6.2 Пожарная безопасность
 
Пожарная безопасность предусматривает обеспечениебезопасности людей и сохранение материальных ценностей предприятия на всехстадия его жизненного цикла (научная разработка, проектирование, строительствои эксплуатация).
Основными системами пожаробезопасности являются системыпредотвращения пожара и противопожарной защиты, включаяорганизационно-технические мероприятия.
Обязательно проводится проверка силовых электроцепей нацелостность изоляции проводки, отсутствие оголённых или иным образомповреждённых проводов.
В помещении участка имеется 2 выхода. Ворота имеютогнестойкость не менее 0,6 часа, железобетонные стены участка техическогообслуживания и ремота имеют предел огнестойкости не менее 2,5 часов. Противопожарныедвери изготавливаются из несгораемых или трудносгораемых материалов согнестойкостью 1,2 часа.
Для ликвидации возгорания на участке имеются огнетушителиОУ-2, ОУ-5, ОУ-8 (в связи с имеющимся электрооборудованием применяютуглекислотные огнетушители), каждому стенду полагается один такой огнетушитель,подвешенный к стене в непосредственной близости с ним. Предусмотрен внутреннийпротивопожарный водопровод с гидрантом.
Использованные обтирочные материалы складываются вметаллические ящики с крышками, и после окончания смены выносятся в безопасноев пожарном отношении место.
 
6.3 Экологическая безопасность
 
Для защиты окружающей среды настанции технического обслуживания применяется система оборотного водоснабжения.Загрязнённая вода проходит фильтрацию с целью задержания взвешенных частиц,извлечения нефтепродуктов и, в дальнейшем, используется по замкнутому циклу втехнических целях. Также на участке технического обслуживания и ремонтапроводится сбор и надлежащая утилизация отработанных жидкостей и материалов.
 
6.4 Расчет электроснабжения
Расчет электроснабжения сводится к определению расходаэлектроэнергии на участках текущего ремонта и мойки автомобилей.
Годовая потребность участка в электроэнергии определяется наосновании расчетов силовой и осветительной нагрузок .
Для расчета необходимо определитьноминальную мощность — Рном;
для электродвигателей Рном=Рп√пв;
где: пв – постоянная времени,задается технологическим процессом и учитывает работу в течении 8 часов.
Таблица 11 № Вид оборудования кол.
РП,
кВт РНОМ КИ РактСМ QСМ 1 Шиномонтажный стенд 1 2,2 8,5 0,6 5,1 3,06 2 Балансировочный станок 1 0,5 1,9 0,6 1,14 0,8 3 Компрессор 1 2,2 8,5 0,7 7,4 6,4 4 Вулканизатор 1 0,3 1 0,2 0,2 0,6 5 Мойка 2 3,3 33 0,7 23,1 13,86 6 Пылесос 1 1 5 0,4 2 0,6 7 Очистные сооружения 1 5,5 27,5 0,5 13,75 8,25 8 Поломоечная машина 1 1,1 7 0,6 4,2 2,1 9 Стенд ремонта системы питания 1 15 94,8 0,6 56,88 28,44 10 Электроинструмент для ремонта системы питания 1 2 12,6 0,6 7,56 2,26 11 Система вытяжки отработавших газов 1 1,1 7 0,6 4,2 1,68 12 Тепловая завеса 4 5 126,4 0,3 37,9 11,37 Сумма 333,2 156,03 72,48
Сменная мощность – мощность израсходованнаяв период работы наиболее загруженной смены активная РактСМ иреактивная QСМ :
 
РактСМ = РСУМном* КИ
 
КИ– коэффициент использованияоборудования;
 
QСМ = РактСМ * tgφ
Полная максимальная мощность:
 
SMAX=√P 2+Q 2= 172,6 кВт
 
6.5 Расчет электроэнергии наосвещение
 
Годовой расход электроэнергии наосвещение СТО рассчитывается по формуле:

WОСВ= RQFД
где: WОСВ – расход электроэнергии наосвещение, кВт;
R – нормы расхода электроэнергии, Вт/м2ч;
Q = 2100 ч. – время работылюминесцентного электрического освещения в течении года в районеСанкт-Петербурга и области;
FД – площадь СТО, м2.
Примерные нормы расхода электроэнергиина освещение 1м2площади пола в час указаны в таблице.
Таблица 12
Нормы расхода электроэнергии наосвещение помещенийПомещения СТО R, Вт/м2 ч Зоны ТР 20 Мойка 16 Складские помещения 10 Административные помещения 15
 
Расчет искусственного освещения дляучастков.
Годовой расход электроэнергии наосвещение участка:
 
WОСВ= RQFУ
где: R – норма расхода электроэнергии, Вт/м2ч;
Q = 2100 ч. – время работылюминесцентного электрического освещения в течении года в районеСанкт-Петербурга и области;
FД – площадь пола участка, м2
Участки текущего ремонта:
WОСВ= 20 * 4015 *257 = 20637 кВт
Участок мойки:
WОСВ= 16 * 4015 * 216 = 13875 кВт
Административно бытовые помещения:
WОСВ= 15 * 4015 * 216 = 13008 кВт
Общая освещенность:
WОСВ.ОБЩ= 47520 кВт
6.4 Расчет потребляемого количестваводы
 
Вода потребляется на производственныеи бытовые нужды; давление воды в водопроводе 0,2÷0,3 Мпа.
Вода расходуемая на производственныенужды, идет на промывку деталей и мойку автомобилей
Расчет воды на бытовые нужды:
для хозяйственно-питьевых нужд, восновных целях – 25 л в смену на каждого работающего;
для душевых в производствах 40 л на человека
для групповых умывальников: причистых производствах 3 л на процедуру.
VХОЗ = 4 * 365 * 25 = 36500 л
VДУШ = 2 * 365 * 40 = 29200 л
VУМ = 10 * 365 * 18 = 65700 л
Расчет оборотного водоснабжения:
Выбранное очистное оборудование можетпозволить оборотное водоснабжение на 80%.
 
VМ = n * r * 0,1
где:VМ – расход водына участке мойки;
n — количество автомобилей обслуживаемыхв год;
r — средний расход воды на одинавтомобиль;
VМ = 3285 * 400 * 0,1 = 131400 л
Расход воды на уборку помещений:
VУБОР = 365 * d * 0,1,
где:d – расход воды науборку, в день;
VУБОР = 365 * 250 * 0,1 = 9125 л
Общий расход воды:
 
VОБЩ = VХОЗ * VДУШ* VУМ *VМ * VУБОР
VОБЩ = 36500 + 29200 + 65700+ 131400 + 9125 = 271925 л
 
6.5 Расчет вентиляции
 
При расчете искусственной вентиляцииопределим необходимый воздухообмен. Для этого подберем необходимый вентилятори электродвигатель.
W — производительность вентилятора:
 
W=V * K
где: W – производительность вентилятора;
V – объем здания м3 ;
K = 4 - кратность обмена воздуха ч-1 ;
W = 2838 * 4= 11352
Для СТО выбрано два осевыхвентилятора: марка ЦАГИ-6, подача 5000м3, давление 100 Па, частотавращения 1000 мин-1, К.П.Д. 0,62.
Таким образом, общий расход энергии:
WОБЩ = 180185 + 59977 = 240162кВт.

7. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
 
7.1 Стоимость основных производственных фондов
 
Расчет стоимости основныхпроизводственных фондов
Основные производственные фонды – этоте средства труда, которые участвуют во многих производственных циклах,сохраняя при этом свою натуральную форму, а их стоимость переносится на годовойпродукт в течение длительного времени, их стоимость определяется:
 
СОФ = СЗД + СОБ+ СИНВ + САСФ + СТР
где: СОФ–стоимость основных производственных фондов, руб.;
СЗД– стоимость зданий, руб.;
СИНВ – стоимость инвентаря, руб.;
СТР – стоимость транспортных расходов,руб.;
СОБ – стоимость оборудования, руб.;
САСФ – стоимость асфальтового покрытия,руб.;
Стоимость здания определяется исходя изформулы, руб.;
 
СЗД = S* P
где: S– площадь здания, м2;
P – стоимость одного кв. метраплощади, руб.;
СЗД =658 * 8400 = 5527200 руб.
Стоимость асфальтового покрытия,руб.;
 
САСФ = SП * РП
где:SП – площадь покрытия,м2;
РП – стоимость одного кв. метрапокрытия, руб;
САСФ = 3066 * 550 =1686300 руб.
Стоимость оборудования определяется:
 
СОБ = Σ Сi* n
где: Сi– стоимость единицы оборудования,руб.;
n – количество единиц оборудования;
Стоимость оборудования отражена втаблице
Таблица 13№ Наименование Кол-во Цена, руб. Шиномонтажный участок 1 Шиномонтажный стенд 1 130 000 2 Балансировочный стенд 1 98 850 3 Компрессор переносной 1 14000 4 Домкрат 1 3450 5 Ванна для проверки колес и камер 1 3900 6 Тележка инструментальная 1 8600 7 Тележка для снятия колес грузовых автомобилей 1 15440 8 Верстак 1 12000 9 Стеллаж для расходных материалов 1 4900 10 Ларь для отходов 1 370 11 Стеллаж для покрышек 1 2000 12 Пневмогайковерт для гаек колес грузовых автомобилей и автобусов 1 23400 13 Электровулканизатор 1 10250 Участок диагностики и ремонта топливной аппаратуры дизельных двигателей 14 Стенд регулировки ТНВД 1 350000 15 Система вытяжки отработавших газов 1 20000 16 Верстак для разборочно-сборочных работ по ТНВД: 1 27700 17 Инструменты 1 735 18 Стеллаж 1 4900 Участок уборочно-моечных работ 19 Моечная установка высокого давления 2 59760 20 Пылесос для влажной уборки 1 8300 21 Очистные сооружения замкнутого цикла c блоком емкостей 1 210400 22 Поломоечная машина 1 56300 23 Моющие средства 1 1500 24 Тепловая завеса 4 12100 ИТОГО 1227915
 
СОБ = 1227915 руб.
Стоимость инвентаря составляет 2% отстоимости оборудования:
 
СИНВ = 0,02 * СОБ
СИНВ = 0,02 * 1227915 =24558 руб.
Стоимость транспортных услуг.Принимаем 10% от стоимости оборудования:

СТР = 0,1 * СОБ
СТР = 0,1 * 1227915 =122790 руб.
Стоимость оборудования административно-бытовыхпомещений отражена в таблице 13
Таблица 14№ Наименование оборудования
Кол-во,
шт.
Рыночная цена,
руб.
Стоимость,
руб. 1 Диван 1 6000 6000 2 Кресло 2 3000 6000 3 Компьютер 3 20000 60000 4 Телевизор 1 14000 14000 5 Стол 6 2000 12000 6 Стул 6 1000 6000 7 Телефон 3 800 2400 8 Полка и проч. 4 1200 4800 9 Сейф 1 8000 8000 10 Табурет 6 400 2400 11 Шкаф 8 800 6400 12 Микроволновая печь 2 2000 4000 13 Чайник электрический 2 700 1400 14 Стеллаж и металлоконструкция 6 800 4800 15 Вешалка 4 500 2000 16 Кассовый аппарат 1 3000 3000 ИТОГО: 130400
СОБ.АДМ =130400 руб.
 
Стоимость инвентаря составляет 2% отстоимости оборудования административно-бытовых помещений:
 
СИНВ.АДМ = 0,02 * СОБ.АДМ
СИНВ.АДМ = 0,02 * 130400 =2608 руб.
Стоимость транспортных услуг.Принимаем 10% от стоимости оборудования:
 
СТР.АДМ = 0,1 * СОБ.АДМ
СТР.АДМ = 0,1 * 130400 =13040 руб.Стоимостьосновных производственных фондов составляет:
 
СОФ = СЗД + СОБ+ СИНВ + САСФ + СТР
СОФ = 5527200 + 1227915 +24558 + 122790 + 130400 + 2608 + 13040
= 7048511 руб.
 
7.2 Расчет затрат на заработную платупроизводственных рабочих
Фонд заработной платы определяется наосновании данных о плановой численности ремонтных рабочих, годовом объеме работна участке, плановом фонде рабочего времени одного рабочего и средней часовойтарифной ставки, рассчитанной для рабочих данного подразделения.
Исходные данные для расчетапредставлены в таблице

Таблица 15№ Показатель Обозначение Единица измерения Значение 1 Годовой объем работ на участке ТУЧ чел.-ч. 14910 2 Часовая тарифная ставка СЧ руб. 100 3 Число рабочих на участке N чел. 8
Таблица 16
Численность не производственныхрабочихКатегория Кол-во чел.
Заработная плата в месяц,
руб. Управляющий персонал 1 20000 Бухгалтер 1 13000 Материально-техническое снабжение 1 12000 Производственно-техническая служба 1 12000
Продавцы, оформление,
касса 2 10000 Младший обслуживающий персонал 2 7000 Пожарно-сторожевая охрана 4 7000 ИТОГО: 12 119000 В ГОД: 1428000
Фонд заработной платы по тарифу:
 
ФЗПТ = СЧ * ТУЧ
ФЗПТ = 100 * 14910 =1491000 руб.
ФЗПТ.ОБЩ = 1428000 +1491000 = 2919000 руб.
Премии за производственные показателисоставляют:

ПР = 0,35 ФЗПТ. ОБЩ
ПР = 0,35 * 2919000= 1021650 руб.
Основной фонд заработной платыопределяется:
 
ФЗПОСН = ФЗПТ. ОБЩ+ ПР
ФЗПОСН = 2919000 + 1021650= 3940650 руб.
Размер дополнительной заработнойплаты установлен в процентном отношении к основной заработной плате с учетомконкретных условий работы и составляет 10-40% ФЗПОСН.
 
ФЗПДОП = 0,1 ФЗПОСН
ФЗПДОП = 0,1 * 3940650= 394065руб.
Общий фонд заработной платыскладывается из основного и дополнительного фонда заработной платы:
 
ФЗПОБЩ = ФЗПОСН+ ФЗПДОП
ФЗПОБЩ =3940650 + 394065= 4334715 руб.
Средняя заработная платапроизводственного рабочего за месяц:
 
ЗПСР = ФЗПОБЩ /РПР
ЗПСР = 4334715 / 20 = 216736руб.
где: РПР = 20 чел.–число производственных рабочих и персонала;
Начисление на заработную плату 26,0%:

ННАЧ = 0,26 ФЗПОБЩ
ННАЧ = 0,26 * 4334715= 1127026 руб.
Общий фонд заработной платы сначислениями:
 
ФЗПОБЩ… НАЧ = ФЗПОБЩ +ННАЧ
ФЗПОБЩ… НАЧ =4334715+ 1127026 = 5461741 руб.
 
Таблица 17
Расчет заработной платы производственных рабочих№ Показатель Обозначение Единица измерения Значение 1 Численность работников N чел. 20 2 Заработная плата с начислениями ФЗПОБЩ… НАЧ руб. 5461741 3 Налогооблагаемая база ННАЧ руб. 1127026 4 Зарплата к выдаче ЗПвыд руб. 4334715
7.3 Расчет затрат на амортизационныеотчисления
 
Затраты на амортизационные отчислениясостоят из двух статей:
а) на полное восстановлениеоборудования принимаем равными 12% от
балансовой стоимости оборудования – СА.ОБ;
СА.ОБ = 0,12 * 1227915 =147350 руб.
б) отчисления на восстановлениездания принимаем равными 3% от его
стоимости – СА.ЗД .;
СА.ЗД = 0,03 * 5527200 =165816 руб.
в) отчисления на восстановлениеоборудования административного помещения
принимаем равными 12% от егостоимости – СА.ЗД .;
СОБ.АДМ.ЗД = 0,12 * СОБ.АДМ
СОБ.АДМ.ЗД = 0,12 * 130400= 15648 руб.
Суммарные амортизационные отчисления СА.ОБЩ;
СА.ОБЩ = СА.ОБ+ СА.ЗД + СОБ.АДМ.ЗД = 147350 + 165816 + 15648 = 383820руб.
 
7.4 Расчет хозяйственных накладныхрасходов
 
Хозяйственные накладные расходыопределяют путем составления соответствующей сметы:
Расходы, связанные с эксплуатациейоборудования;
– на силовую электроэнергию:
 
СЭ = W* SК
где: СЭ– стоимостьэлектроэнергии за год, руб.;
W – годовой расход электроэнергии,кВт/ч.;
SК– стоимость одного кВт∙ч силовой электроэнергии,руб.;
 
СЭ = ( WСИЛ+WОСВ ) * SК= ( 62788 + 47520 ) * 1,3 = 143400руб.
– на водоснабжение:
 
СВ = QВ * SМ
где: СВ– стоимостьводы, расходуемой за год, руб.;
QВ – годовой расход воды, м3;
SМ.ПР = 12 руб./м3–стоимость 1 м3 промышленной воды;
SМ.СТ = 16 руб./м3 – стоимость1 м3стока воды;
 
СВ.ПР = 272 * 12 = 3264руб.
СВ.СТ = 140,5 * 16 = 2250руб.
СВ.ОБЩ = СВ.ПР +СВ.СТ
СВ.ОБЩ = 3264 + 2250 =5514 руб.
– на ремонт оборудования принимаетсяпримерно 5% от его стоимости, т.о. затраты на ремонт оборудования:
 
СР.ОБ. = 0,05 * СОБ
СР.ОБ. = 0,05 * 1227915 =61395 руб.
– прочие расходы принимают в размере 5%от суммы затрат по расходам на электроэнергию, воду и текущий ремонтоборудования:
 
СПР = 0,05 * ( СЭ + СВ.ОБЩ +СР.ОБ)
СПР = 0,05 * ( 143400 + 5514 + 61395 ) = 10515руб.
7.5 Общецеховые расходы СТО
 
Общецеховые расходы на содержаниепомещений принимаем равными 3% от стоимости здания – ЗПОМ.
ЗПОМ = 0,03 * 5527200 =165816 руб.Расходына текущий ремонт здания ЗТР.ЗДобычно составляют порядка 2% от стоимости здания:
ЗТР.ЗД = 0,02 * 5527200 =110544 руб.
Затраты на содержание и ремонтинвентаря составляют 7% от его стоимости
– ЗИНВ.
ЗИНВ = 0,07 * 24558 = 1720руб.
Затраты на охрану труда принимаемравными из расчета 100 руб. на одного работающего – ЗОХР.ТР.
ЗОХР.ТР = 100 * 20 = 2000 руб.
Прочие расходы принимают 10% от суммывсех общецеховых расходов
– ЗПР.Р.
ЗПР.Р = 0,1 * ( ЗПОМ +ЗТР.ЗД + ЗИНВ + ЗОХР.ТР )
ЗПР.Р = 0,1 * ( 165816 +110544 + 1720 + 2000 ) = 280080 руб.
Арендная плата за землю:
 
ЗАРН = S* T
где: S – площадь застройки м2;
Т – арендная плата м2/год;
ЗАРН = 10888 * 80 = 871040руб.
Таблица 18№ ст. Статьи расходов Обозначение Сумма, руб 1 Расходы, связанные с эксплуатацией оборудования силовая электроэнергия СЭ 143400 вода для производственных целей СВ.ОБЩ 5514 ремонт оборудования СР.ОБ 61395 прочие расходы СПР 10515 амортизация на восстановление оборудования СА.ОБ 202356 2 Общецеховые расходы расходы на содержание помещений ЗПОМ 165816 затраты на содержание и ремонт инвентаря ЗИНВ 1720 расходы на текущий ремонт здания ЗТР.ЗД 110544 охрана труда ЗОХР.ТР 2000 прочие расходы ЗПР.Р 280080 аренда земли ЗАРН 871040 ВСЕГО 1815022
Таблица 19
Калькуляция себестоимости№ Статьи расходов Обозначение
Сумма расходов,
руб. 1 Заработная плата производственных рабочих ФЗПОБЩ 4334715 2 Начисления на заработную плату ННАЧ 1127026 3 Цеховые накладные а) силовая электроэнергия СЭ 143400 б) ремонт оборудования СР.ОБ 61395 в) ремонт зданий СА.ЗД 165816 г) амортизация СА.ОБЩ 383820 д) содержание помещений СС.ПЛ 165816 е) содержание инвентаря СС.ИНВ 1720 ж) охрана труда ЗОХР.ТР 2000 з) прочие расходы ЗПР.Р 280080 ИТОГО 6610312 7.6 Технико-экономическиепоказатели
Себестоимость человеко-часаопределяется по формуле:

S= ΣCОБЩ / ТГУЧ
где: CОБЩ – затраты за год, руб.
S= 6610312 / 11825 = 560 руб.
Принимая затраты из таблицырассчитываем себестоимость — S
Цена трудозатрат:
Ц = 750 руб.
Выручка от производства услуг научастках ТР рассчитывается следующим образом:
 
Д = Ц ТГУЧ
ДТР = 750*7884 =5518800 руб.
ДМ = 500 * 5518 = 2759000руб.
Величина выручки от охраняемойстоянки рассчитывается по формуле
 
Д = n* Ц* КИ*365
где: n=48 – вместимость автостоянки;
Ц = 200 руб. – плата за сутки;
КИ = 0,9 – коэффициент наибольшей вероятностизаполнения стоянки;
Д =48 * 200 * 0,9 * 365= 3153600 руб.
Суммарная величина выручки ДОБЩ;
ДОБЩ = 5518800 + 2759000 +3153600 = 11431400 руб.
Капитальные затраты на строительство стоянкис участками ТР и мойки автомобилей определяются по формуле:
СКАП = СПЛ + СОГР+ ССТ + СЗД + СОБ
где: СПЛ – затраты напокрытие площадки под стоянку (гравий 300 руб. за 1 м2);
СОГР – затраты наограждение стоянки включая шлагбаум и сторожку;
СЗД – затраты на зданиеСТО;
СОБ – стоимостьприобретаемого оборудования для обеспечения ТР автомобилей;
СКАП = 3072000 + 131400 +5527200 + 1227915 = 9958515 руб.
Цель проекта формулируется в видевеличины годового экономического эффекта вычисляемого по формуле:
 
Э = ДОБЩ * КНДС –СГОД
где: ДОБЩ –суммарная величина выручки;
КНДС – коэффициент учитывающий НДС;
СГОД – суммарные годовые затраты;
Э = 11431400 * 0,83 – 6610312 =2877750 руб.
Величина чистой прибыли определяетсяпо формуле:
 
П = Э * КП
где: КП = 0,76 — коэффициент учитывающий налог на прибыль;
П = 2877750 * 0,76 = 2187090 руб.
Расчеты экономических показателей представленыв таблице 19
Таблица 20 № Показатели Обозначения
Сумма расходов,
руб. 1 Выручка от предоставляемых услуг ДОБЩ 11431400 2 Капитальные затраты на производство СКАП 9958515 3 Чистая прибыль от реализации П 2187090
 
7.7 Расчет финансово-экономическихпоказателей
 
Норма рентабельности составляет:
 
Р = П / СГОД
Р = 2187090 / 6610312 = 0,33
Срок окупаемости определяется поформуле:
 
Т = СКАП / ( ДОБЩ * 0,82 — СГОД) * 0,76
Т = 9958515 / ( 11431400 * 0,83 –6610312) * 0,76 = 4,5 года
Таблица 21
Технико-экономические и финансовыепоказатели№ Показатели Еденицы Значения в проекте 1 Годовая производственная программа предприятия чел.-ч. 14910 2 Годовой объем работ участка ТО и ТР чел.-ч. 13402 3 Площадь участка м2 16000 4 Стоимость оборудования .руб. 1227915 5 Основной капитал тыс.руб. 1000000 6 Количество производственных рабочих чел. 8 7 Средняя заработная плата за месяц руб. 11950 8 Рентабельность затрат по чистой прибыли % 33 9 Срок окупаемости капитальных вложений лет 4,5
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе была определенапрограмма по техническому обслуживанию и текущему ремонту для проектируемойСТО. По известной годовой программе был определен перечень и объем выполняемыхстанцией работ, а также численность работающих на станции, количество основныхи вспомогательных постов, площади зон участков и вспомогательных помещений.
Разработка на станции участков потехническому обслуживанию и текущему ремонту с применением новейших техническихсредств и оборудования, позволит станции оказывать услуги на новом, болеевысоком уровне. В будущем это обеспечит станции стабильный спрос, постояннуюклиентуру, высокую репутацию среди автовладельцев.
 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Положениео техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильноготранспорта / Министерство автомобильного транспорта. РСФСР.- М.: Транспорт.1988. – 78с.
2. Напольский Г.М. Технологическое проектированиеавтотранспортных предприятий и станций технического обслуживания. М.:Транспорт. 1991.
3.Планида В.С., Окинько В.А., Бычков В.П. Технологическоепроектирование АТП и СТО.- Воронеж: ВГУ, 1989-216 с.
4.Фастовцев Т.Ф. Организация ТО и ТР легковых автомобилей.-
М: Транспорт, 1989.-256 с.
5.Фастовцев Т.Ф. Автотехобслуживание.-М: Машиностроение,1985.-256 с.
6.Кузнецов Ю.М. Охрана труда на АТП.-М: Транспорт, 1990.-288с.
7.Напольский Г.М. Технологическое проектирование АТП иСТО.-М.:
Транспорт, 1985.-213 с.
8.Петрыченков С.Н. Организация комплексного автосервиса.-
М.: Транспорт, 1985.-19 с.
9.Техническая эксплуатация автомобилей. Под ред. КрамаренкоГ.В.-М.: Транспорт, 1983.-488 с.
10. Волков О.И., экономика предприятия. М.: Инфра-М, 1999.416с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.