Реферат
Судовождение
Выполнил:
Балакирев Владимир Эдуардович
Проверил (а):
__________________________
Тобольск 2009 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………..........….3
1. Судовождениеособый вид производственной деятельности………...…......5
2.Основные составляющие судовождения……………………………….…......7
2.1Сущность лоции……………………………………………………………....7
2.2Морская астрономия……………………………………………………….....8
2.3Понятие навигации..……………………………………………………........10
Заключение…………………………………………………………………….....11
Списоклитературы……………………………………………………………....12
Введение
Судовождение или как его ещё называют кораблевождение –наука о том, как провести корабль из одного пункта в другой безопасным инаивыгодным путём. Актуальной наука является и в наши дни, поскольку зная её,можно избежать многие опасности, которые могут попасться судну.
Практическая сторона судовождения отрабатывается впроцессе личного освоения методов и приёмов вождения судов и управления ими.
В судовождение входят следующие дисциплины: навигация,лоция, технические средства судовождения, гидрометеорология, мореходнаяастрономия и др.
На реке, в морском прибрежном и шхерном плаваниях, припроходе узкостей судоводитель маломерного судна выбирает курс и определяет своеместоположение визуально (на глаз), т. е. пользуется методом лоцманской проводки— лоцманский способ судовождения. Основа этого метода — хорошее знание лоциирайона плавания и личный опыт судоводителей.
Моря, прилегающие к странам, подробно описаны,произведены промеры их глубин, наиболее опасные места обставлены маяками ииными знаками. Такое подробное описание морей и океанов, с указанием того, какпролагать по ним путь корабля, чтобы не только миновать опасности, но ипримениться к господствующим ветрам и течениям, составляет предмет лоции. Совокупностьспособов определения места корабля на карте, пользуясь компасом и лагом,составляет предмет навигации. При продолжительном плавании вне вида берегов,определение места по приёмам навигации бывает ненадежно и неточно, в видупогрешностей компаса и лага, а главным образом – неизвестности скорости инаправления морских течений, зачастую меняющихся от ветра, поэтому в плаванииопределяют по крайней мере раз в сутки, если погода не мешает, широту и долготукорабля из астрономических наблюдений. Совокупность служащих для этого способови приёмов составляет предмет мореходной астрономии.
1. Судовождение как особый вид производственнойдеятельности
Судовождением называется наука, состоящая из комплексадисциплин, знание которых необходимо для практики ведения судна кратчайшим ибезопасным путем из одного географического пункта в другой. Она состоит из трёхосновных отделов: лоции, навигации и мореходной астрономии.
Будучи прикладной наукой, судовождение включает в себянесколько разделов:
Лоция – часть науки о судовождении, дисциплина, предметомкоторой является изучение рек, озер, морей и океанов применительно к нуждаммореплавания и судоходства как по конкретным направлениям, так и по отдельнымрайонам.
Задача лоции – обеспечить судоводителя необходимымисведениями для выбора безопасного пути и контроля за движением судна приследовании по данному фарватеру или району в целом. В лоции описываются системынавигационного оборудования морских и судоходная обстановка речных фарватеров,даются различные сведения об естественных и искусственных ориентирах,навигационных опасностях, рельефе дна, данные о наивыгоднейших путях ирасстояниях, а также другие сведения, необходимые судоводителю.
Лоция разделяется на морскую и речную. Искусственныевнутренние водные пути, водохранилища, каналы и т. п. сооружены на базе той илииной реки и имеют отчасти естественные речные условия, поэтому речную лоцию ещёназывают лоцией внутренних водных путей.
От лоции как части науки о судовождении, как дисциплиныследует отличать специальную лоцию, в которой излагаются специфические условияплавания на каком-либо определенном море, реке, озере. Специальная лоциясодержит гидрометеорологические сведения, описание безопасных путей судовыхходов, подводных и надводных препятствий, навигационного ограждения, рейдов ит. д. Такая специальная лоция, изданная дополнительным пособием, придается ккарте.
По мере удаления судна от берега, когда точноеопределение места и выбор курса визуально становятся затруднительными, а иногдаи вовсе невозможными, судоводитель должен пользоваться приборами,инструментами, картами. Выбор курса и определение места судна при помощиприборов, инструментов и карт на базе соответствующих расчетов называетсяштурманским методом судовождения.
Штурманский метод судовождения осуществляет контроль задвижением судна при помощи инструментов и объединяет в себе два способаопределения места: по земным ориентирам – навигация и по небесным светилам –мореходная астрономия. Навигационные методы судовождения изучаются в ведущейдисциплине судовождения – навигации. Приборы (компас, лоты, лаги, секстаны,хронометры) и их применение при различных условиях плавания изучает дисциплина,называемая технические средства судовождения.
Для судоводителя маломерного судна плавание вне видимостиберегов является редким исключением и мореходной астрономией ему пользоватьсяпочти не приходится. Основные части судовождения мы рассмотрим более подробно вследующих подпунктах.
2. Основные составляющие судовождения
2.1 Сущность лоции
Основная задача мореплавания с самого его зарождения — безопасно провести судно из одного пункта в другой. Во время первых недалекихплаваний суда проводил морской проводник — лоцман. Он использовал свой опытмногократных плаваний в одном и том же районе либо устные рассказы моряков иориентировался по приметному береговому рельефу и небесным светилам. По мереразвития мореплавания появилась потребность провести судно из одного порта вдругой не только безопасным, но и наиболее выгодным путем. Для этого былонеобходимо заранее выбрать путь судна и обеспечить его плавание именно по этомумаршруту. Подобную задачу не могли осилить даже самые искусные лоцманы, ипоявилась необходимость создать соответствующие «средства судовождения,первыми из которых были карты и книги лоций, содержащие мировой опыт мореплавания,накопленный к тому времени. С дальнейшим развитием мореплавания и методовсудовождения лоцманское искусство, основанное на личном опыте одного человека,превратилось в науку лоцию, имеющую свои методы и теорию.
Лоция как предмет представляет собой часть наукисудовождения, в которой рассматриваются вопросы выбора морского пути инавигационного обеспечения судовождения, а также морские опасности и средстваоборудования морских путей. Лоциями называются и специальные книги, служащиеруководством для плавания, в которых приведена подробная навигационная игидрометеорологическая характеристика океанов, морей и их частей (заливов,проливов).
В общей лоции океанов излагаются рельеф дна и свойствагрунта, температура и солёность вод океана, температура, давление воздуха,характер волн и приливов и отливов, распределение морских и воздушных течений,распределение штормов, пути и времени ураганов, распределение элементов земногомагнетизма и применение их к показаниям компаса. В специальной части – все отмели,банки, рифы, отличительные глубины, указания, как располагать курсами судна напереходе от одного пункта к другому, местные течения и ветра, воды берегов испособы распознавания их с моря при различных обстоятельствах, виднеющиеся напути маяки и знаки как на море, так и на берегу, местные уклонения магнитнойстрелки, входы в порта и выходы из них, места якорных остановок, лоцманскиестанции и для каждого порта описание народонаселения, промышленности, торговли,естественных произведений, склады угля, дров, водоснабжение, пути сообщения наберегу, административные и общественные учреждения и т. п. На каждом кораблеруководства по лоции необходимы и другие навигационные пособия: карты, атласы,описания средств навигационного оборудования. Перед выходом в плаваниесудоводитель обязан по лоциям и другим навигационным пособиям тщательно изучитьрайон предстоящего перехода: опасности и навигационное оборудование, ветры итечения, ознакомиться с местными береговыми ориентирами. Если предстоящееплавание будет проходить в узкостях и шхерах, то судоводитель заранеерассчитывает компасные курсы и точки поворота на отдельных участках перехода.Таким образом, можно видеть, насколько велика роль лоции в обеспечениибезопасности мореплавания.
2.2 Мореходная астрономия
Астрономия — одна из древнейших наук, заниматься которойучёные стали ещё до н. э.
Среди наук судовождения обязательной является и наука обопределении места судна в море астрономическими способами с помощьюсоответствующих инструментов и получившая название мореходной астрономии,которая является разделом практической астрономии, удовлетворяющей нуждысудовождения. Поскольку мореходная астрономия тесно связана с навигацией, еёиногда называют астронавигацией.
Предметом мореходной астрономии является разработкаспособов определения по небесным светилам и навигационным искусственнымспутникам Земли места судна в море и поправки приборов курсоуказания.
В мореходной астрономии используют инструменты и методы,отличающиеся от береговых, так как наблюдения приходится – выполнять на судне,находящемся в море, а судно является подвижной платформой.
В курс мореходной астрономии входят основы сферической ипрактической астрономии. Сферическая астрономия изучает методы определенияположения светил на небесной сфере, законы видимого движения, светил, вопросыизмерения времени. Практическая астрономия рассматривает методы наблюдений дляопределения координат небесных светил, времени и способы определения местасудна в море.
Мореходная астрономия позволяет определить поправкукомпаса по наблюдениям небесных светил, рассчитать время восхода и заходаСолнца, начала и конца утренних и вечерних сумерек и определить некоторыедругие величины во всех морях и океанах Земли. Принцип астрономических способовопределения места судна в море основан на зависимости, которая существует междугеографическими координатами места наблюдателя на земной поверхности иположением светила на небесной сфере.
Несмотря на развитие радионавигационных средствсудовождения, мореходная астрономия не потеряла своего значения и в настоящеевремя.
Для астрономических наблюдений не нужны береговыесооружения, они не зависят от расстояния до берега, но для проведенияастрономических наблюдений необходимы хорошие метеорологические условия, т. е.чистое небо и ясно видимый горизонт.
2.3 Понятие навигации
Долгое время вождение кораблей обозначалось термином«навигация» (лат. navigatio, от лат. navigo – плыву на судне), но с развитиемтехники и появления дисциплин, изучающих маршруты объектов в воздушном и космическомпространстве, навигация разделилась на множество подразделов.
При Петре I мореплавателей называли навигаторами. Внастоящее время слово навигация употребляется в двух значениях: в практическом,как период судоходства, например зимняя навигация, продление навигации, и вболее общем – как наука навигация, изучающая вопросы судовождения.
Навигация – ведущий предмет среди других науксудовождения. Она разрабатывает основы судовождения, учёта движения судна вморе, который обеспечивает безопасность плавания. Кроме того, рассматриваетцелый комплекс вопросов: основные понятия о Земле; способы определениямореплавателем основных направлений и расстояний на поверхности Земли; методыопределения поправок мореходных приборов; ведение прокладки пути судна на морскихнавигационных картах; определение места судна навигационными способами. Из нихглавными являются: ведение прокладки, т. е. построение на карте пути судна иопределение места судна различными навигационными способами – по направлениямна береговые предметы.
Навигация – точная наука, основой для которой являетсяматематика, но применяя точные математические методы навигации, не всегда точноможно определить место судна, поскольку в море на него действуют две стихии –водная и воздушная – волны, течения и ветры, сбивающие судно с пути, покоторому оно должно передвигаться. Поэтому в навигации, помимо знаниятеоретических методов, обосновывающих точность судовождения, необходимы опыт иискусство судоводителя. Только знание научных математических основ навигации всочетании с опытом могут обеспечить безопасность судна в любых условияхплавания.
Заключение
Таким образом, судовождение необходимо для подготовки куправлению маломерными моторными судами, в морском прибрежном и речномплавании.
Хотя нужны не все разделы науки для судоводителя, нознать их также необходимо. Разделы, которые входят в судовождение – лоция,навигация, морская астрономия, искусственные водные пути, гидрометеорология идругие, но основными являются первые три.
У каждого из разделов свой предмет изучения. Предметлоции — описание морей и океанов, с указанием того, как пролагать по ним путькорабля, чтобы не только миновать опасности, но и примениться к господствующимветрам и течениям.
Предмет навигации составляет совокупность способов определенияместа корабля на карте, пользуясь компасом и лагом. При продолжительномплавании вне вида берегов, определение места по приёмам навигации бываетненадежно и неточно, в виду погрешностей компаса и лага. И, наконец, предметмореходной астрономии составляет совокупность служащих для этого способов иприёмов. Всё это и входит в такую науку как судовождение.
Список литературы
1. Вавилов А.М., Хохленков М.Т. Речные суда. Устройство и организацияслужбы: Учебник для профтехучилищ. – М.: Транспорт, 1982. – 152 с.
2. Карлов Б.И., Певзнер В.А., Слепенков П.П. Учебник судоводителя-любителя(управление маломерными судами). Изд. 4-е, перераб. и доп. М., ДОСААФ, 1976.
3. Ольшамовский С.Б. Судовождение и правила по внутренним судоходным путям.Изд. 3-е перераб. и доп. Изд-во Транспорт. М., 1976 г., 296 с.
4. Павленко В.Г. Элементы теории судовождения на внутренних водных путях.Изд-во Транспорт. М, 1971 г., 144 с.