МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ РЕФЕРАТ на тему: «Прогрессивные передаточные механизмы с волновым зацеплением» Выполнил Ляшенко Проверил д. т. н. *** МАРИУПОЛЬ 2006 Введение Анализ технико-экономических показателей приводов металлургических, транспортных, горнорудных, грузоподъемных и других машин, выполненный отечественными и зарубежными учёными, показал, что они не соответствуют современным требованиям и должны быть значительно улучшены.
Таким образом, совершенствование приводов машин в настоящее время является одной из актуальнейших проблем машиностроения. Это связано с тем, что привод является наиболее сложной, трудоёмкой и ответственной частью любой машины. От его качества в большой мере зависит производительность, надёжность, долговечность и экономичность машины. В данном реферате обоснована необходимость улучшения технико – экономических показателей приводов машин посредством разработки новых оптимизированных конструкций по критерию минимальной
массы. Показана необходимость применения в разрабатываемых приводах высокооборотных двигателей, высокоэкономичных передаточных механизмов с волновыми передачами. 1. Общие сведения Волновая передача основана на принципе преобразования параметров движения вследствие волнового деформирования одного из звеньев механизма. Этот принцип впервые был предложен Москвитиным в 1944 г. для фрикционной передачи с электромагнитным
генератором волн, а затем Массером в 1959 г. для зубчатой передачи с механическим генератором. Обладая рядом положительных качеств, волновая передача получила широкое распространение. За последние годы запатентованомного различных конструктивных модификаций волновой передачи. Основное распространение. получили зубчатые передачи. Однако изучение принципа действия целесообразно начать с фрикционной передачи, которая проще.
Рис. 1 Схема волновой передачи изображена на рис. 1. Передача состоит из трех основных элементов: гибкого колеса g; жесткого колеса b; волнового генератора h. Наружный диаметр dg гибкого колеса меньше внутреннего диаметра db жесткого колеса: (1) В конструкциях по рис. 1 гибкое колесо выполняют в виде гибкого цилиндра. В передаче по варианту 1 с ведомым валом соединено жесткое колесо, по варианту 2 — гибкое колесо.
В варианте 1 левый недеформированный конец гибкого цилиндра жестко присоединен к корпусу. С правого конца в цилиндр вставлен генератор, который представляет собой водило с двумя роликами. Наружный размер по роликам больше внутреннего диаметра цилиндра на 2ω0, поэтому с правого конца цилиндр деформирован. Генератор устроен так, чтобы деформированное гибкое колесо прижималось к жесткому колесу с силой, достаточной для передачи нагрузки силами трения.
Рис. 2 На рис. 2 изображен график радиальных перемещений ω различных точек гибкого цилиндра, вызванных его деформированием. За координату по оси абсцисс принят угол φ. Перемещения отсчитываем от начального положения точки на переформированном цилиндре. График подобен мгновенной фотографии поперечной волны. При вращении генератора волна перемещений бежит по окружности гибкого колеса.
Поэтому передачу назвали волновой, а водило h — волновым генератором. На развертке окружности укладывается две волны. Такую передачу называют двухволновой. Известны передачи с большим числом волн. Например, при трех роликах, расположенных под углом 120°, получим трехволновую передачу. Вращение генератора вызывает вращение жесткого колеса с угловой скоростью ωb или гибкого колеса с ωg. Условимся называть: ω0 — размер деформирования,
равный радиальному перемещению точки гибкого колеса по большой оси генератора; большая и малая оси генератора — большая и малая оси деформированного гибкого колеса. Рис. 3 По структуре волновая передача, так же как и планетарная, является трехзвенным механизмом. Она может работать не только в режиме редуктора или мультипликатора, но и в режиме дифференциала. Метод Виллиса позволяет просто получить формулы для передаточных отношений, но не вскрывает принципа
преобразования параметров движения путем деформирования гибкого звена механизма. Для того чтобы выяснить это, рассмотрим движение точек невращагощегося гибкого колеса при его деформировании вращающимся генератором. Отметим, что в нашей конструкции гибкое колесо подобно оболочке (толщина значительно меньше других размеров). В теории оболочек обычно рассматривают перемещения точек срединной поверхности (поверхность посредине толщины оболочки) в координатах х, п, t (рис.
3). Начало координат совмещают с положением рассматриваемой точки до деформирования. Компоненты перемещений обозначают: ω — радиальные, V — окружные, и — осевые. Перемещение и не сказывает влияния на кинематику передачи. В первом приближение не учитываем влияние толщины оболочки. Полагаем, что генератор обеспечивает деформирование края цилиндра по форме, для которой (2) где —
угловая координата точки на срединной поверхности до деформирования, отсчитываемая от большой оси генератора. По условиям конструкции функция должна быть периодической (период ) с максимумами в точках А и А' и минимумами в точках В и В При эгом независимо от формы деформирования у фрикционных передач (3) а значение изменяется в зависимости от формы. Сопоставляя структурные схемы волновой передачи и ранее известных передач, можно отметить следующие принципиальные различия: все ранее известные механические
передачи являются механизмами с жесткими звеньями; волновая передача содержит гибкое звено; во всех передачах с жесткими звеньями преобразование движения осуществляется по принципу рычага или по принципу наклонней плоскости; принцип рычага используют в известных зубчатых, фрикционных, ременных и цепных передачах; по принципу наклонной плоскости работают червячные и винтовые передачи. В волновой передаче преобразование движения осуществляется путем деформирования гибкого звена.
Этот новый принцип назовем принципом деформирования. Сущность этого принципа в том, что при волновом деформировании гибкого колеса всем его точкам сообщаются окружные скорости. При контакте гибкого колеса с жестким по гребням волн окружные скорости волновых перемещений сообщаются жесткому колесу (или гибкому), как ведомому звену передаточного механизма. 2. Передаточное отношение и число зубьев зубчатой передачи
Схема зубчатой передачи подобна фрикционной. Только здесь жесткое колесо имеет внутренние, а гибкое — наружные зубья (рис. 4). Гибкое колесо деформируют так, что в точках В между вершинами зубьев образуется радиальный зазор, а в точках А Рис. 4 зубья зацепляются на полную рабочую высоту, в точках Е зацепление промежуточное. Для зацепления необходимо равенство модулей зубьев обоих колес.
Передаточное отношение. Положим, что в формулах dg и db делительные диаметры dg = mzg, db = mzb. (4) Число зубьев. На рис. 4 изображены различные фазы зацепления. Здесь прямолинейный профиль зубьев принят условно, в целях простоты рассуждений. При вращении генератора осуществляется относительный поворот колес g и b, при котором зубья колеса g должны переходить из одной впадины колеса в другую.
Для этого необходимо расцепление зубьев в точке В. За четверть оборота генератора зубья переходят из положения В в положение А. В окружном направлении они смещаются на полшага. При неподвижном колесе b на полшага поворачивается колесо g. За полный оборот генератора — на два шага. Это может быть, если разность zь—zg=2 или равна числу волн
генератора U. Обычно U=2 и тогда , (5) Зубья, на которые набегает генератор (верхняя правая и нижняя левая четверти окружности — рис. 4), входят в зацепление. Зубья, от которых убегает генератор (верхняя левая и нижняя правая четверти окружности), выходят из зацепления. При входе в зацепление зубья Е совершают рабочий ход, при выходе Е' — холостой ход. Число одновременно зацепляющихся зубьев составляет 20 40% и зависит от формы и размера
деформирования гибкого колеса, формы профиля зубьев и пр. 3. Относительное движение зубьев, профиль и размер зубьев Разработано несколько профилей зубьев для волновых передач. Преимущественное распространение получили эвольвентные зубья как наиболее технологичные и обеспечивающие удовлетворительное зацепление. При большом числе зубьев волновых передач форма эвольвентного зуба близка
к трапецеидальному. При использовании распространенного двадцатиградусного исходного контура угол профиля α варьируют путем смещения инструмента при нарезании, приспосабливания его к условиям зацепления. Синтез зацепления выполняют на основе анализа относительного движения зубьев. На рис. 3 изображена траектория движения точки срединной поверхности гибкого колеса. Уравнения этой траектории можно использовать для построения графика относительного движения зубьев
в процессе зацепления. На рис. 5 изображено взаимное положение зубьев на малой оси генератора в момент времени t = 0. Штриховой линией изображено положение зуба колеса g до Рис. 5 деформирования. Здесь r — радиус срединной поверхности; ось п совпадает с осями симметрии зубьев; rаb , rаg — радиусы окружностей вершин зубьев; rfg, rfb— радиусы окружностей впадин. Положение зуба колеса b в осях координат п — t определяем по двум точкам, взятым на оси симметрии и
соответствующим окружностям вершин и впадин. Положение зуба колеса g изменяется при повороте генератора. Уменьшение высоты зубьев, необходимое для устранения интерференции, можно получить путем уменьшения высоты головок зубьев жесткого и гибкого колес или только одного из колес. При уменьшенной высоте головок соответственно увеличиваются радиальные зазоры во впадинах при полной глубине захода зубьев. Следовательно, можно уменьшить высоты ножек зубьев.
Не трудно понять, что уменьшение высоты ножки зуба приводит к увеличению ширины впадины по окружности впадин. Увеличение ширины впадин выгодно для гибкого колеса. Оно приводит к увеличению его гибкости, а вместе с тем и к уменьшению напряжений изгиба. Рекомендованные профили зубьев изображены на рис. 10.8. Здесь зубья колеса g имеют только головки, а колеса b соответственно только ножки.
Зубья колеса g нарезают модифицированным стандартным инструментом с уменьшенной на Рис. 6 (0,5 .1,0) m высотой головки режущего зуба. Колесо b нарезают стандартным инструментом при соответственном уменьшении глубины врезания. Большое число зубьев в зацеплении можно получить и в ненагруженной передаче, если профиль зубьев жесткого колеса выполнить по форме, эквидистантной форме траектории точки ag (рис.
7), а профиль зуба гибкого колеса — сопряженным к профилю зуба жесткого колеса. При этом зуб колеса b должен быть выпуклым. Известно, что внутренние эвольвентные Рис. 7 зубья имеют вогнутый профиль. Поэтому они не оптимальны для волновых передач. 4. К. П. Д. и критерии работоспособности передачи К. п. д. Исследованиями установлено, что основными составляющими потерь мощности в волновой передаче
являются потери в зубчатом зацеплении и генераторе. Несмотря на значительную нагрузку зацепления, обусловленную большими передаточными отношениями, реализуемыми в одной ступени волновой передачи, потери здесь сравнительно невелики, так как невелики скорости скольжения. Значительная доля потерь приходится на генератор как элемент конструкции, вращающийся с высокой скоростью входного звена и воспринимающий большие нагрузки выходного звена.
Так же как и в простых передачах, к. п. д. растет с увеличением нагрузки и уменьшается с увеличением передаточного отношения. Замечено, что к. п. д. имеет максимум при некотором значении нагрузки. Положение максимума зависит от жесткости звеньев передачи. При увеличении жесткости максимум сдвигается в сторону больших нагрузок (вследствие уменьшения искажения формы звеньев под нагрузкой), что влияет на качество зацепления.
Практически значение к. п. д. при i ≈ 80 .250 располагается соответственно в пределах 0,9 .0,8. Основные критерии работоспособности — прочность гибкого колеса; прочность гибких подшипников генератора; жесткость генератора и жесткого колеса; износ зубьев. Первые два критерия не требуют дополнительных пояснений. Чрезмерное деформирование генератора и жесткого колеса приводит к интерференции зубьев при входе в
зацепление и вращению (проскакиванию) генератора при неподвижном выходном вале. Износ зубьев при правильно выбранных геометрии зацепления, материале, термообработке и удовлетворительной смазке незначителен и практически не ограничивает срок службы передачи. 5. Разновидности волновых передач, их оценка и применение Разработано большое число разновидностей волновых передач: герметичные (рис.
8), винтовые (рис. 9), с электромагнитным генератором (рис. 10), с гидравлическими генераторами и др. Герметичная передача передает движение через герметичную стенку, разделяющую пространства А и Б. Глухой гибкий стакан с гибким фланцем герметично закрепляют к стенке (например, приваривают). Зубчатый венец располагают в средней части стакана. Ни одна другая передача не может так просто решать эту задачу.
Такая передача находит применение в химической, атомной, космической и других областях техники. Винтовая передача преобразует вращательное движение в Рис. 8 поступательное. Ее применяют преимущественно в герметичном исполнении. Передача с электромагнитным генератором сочетает функции двигателя и передачи. Здесь волновое деформирование гибкого колеса осуществляют вращающимся электромагнитным полем.
Неподвижный генератор имеет ряд электромагнитов (полюсов). С помощью специального устройства электромагниты включают поочередно. Магнитный поток замыкается через гибкое колесо и деформирует его в соответствующих местах. Основное достоинство передачи — весьма малая инерционность. Здесь вращается только гибкое колесо. Вращение медленное, а масса небольшая.
Малая инерционность существенна для следящих и других подобных систем. Отрицательное свойство передачи — низкий к. п. д. (в известных конструкциях не более 6 .8%). Рис. 9 На основе изложенного можно отметить следующие основные качества волновых передач: 1.Большое передаточное отношение. В одной ступени можно получить i до 300, а в специальных передачах до нескольких десятков тысяч. 2.Большое число зубьев в одновременном зацеплении.
Как следствие этого, высокая нагрузочная способность при малых габаритах и массе. В некоторых конструкциях масса составляет половину, а объем V, от обычной планетарной передачи. 3.Уменьшение кинематической погрешности вследствие двухзонности и многопарности зацепления. Известны передачи с кинематической погрешностью, не превышающей 0,5 .1,0 мин. 4.При одинаковых передаточных отношениях к. п. д. волновых передач близок к к. п. д.
Рис. 10 5.планетарных и многоступенчатых простых передач. 6.Малые нагрузки на валы и опоры вследствие симметричности конструкции. 7.Возможность передачи движения в герметизированное пространство (через герметичную стенку). 8.Малая инерционность при специальном исполнении. 9.Меньше шум. 10.Подобно планетарной передаче она может быть использована не только как редуктор или мультипликатор,
но и как дифференциальный механизм. 10.Конструкции волновых передач не вызывают особых технологических трудностей при их изготовлении. 11.Число деталей меньше в несколько раз, а стоимость — примерно в два раза. Срок службы стандартных передач общего назначения 10 0000 ч. К недостаткам современных конструкций волновых передач можно отнести: сравнительно высокое значение нижнего предела передаточного отношения imin ≈
SO; сравнительную сложность изготовления гибкого колеса и генератора волн — требуется специальная оснастка. Это затрудняет индивидуальное производство и ремонтные работы. Применять волновые передачи целесообразно в механизмах с большим передаточным отношением, а также в устройствах со специальными требованиями к герметичности, кинематической точности, инерционности и пр. 6. Пути совершенствования приводов машин различного назначения
Анализ технико-экономических показателей приводов металлургических, транспортных, горнорудных, грузоподъемных и других машин, выполненный отечественными и зарубежными учёными, показал, что они не соответствуют современным требованиям и должны быть значительно улучшены. Таким образом, совершенствование приводов машин в настоящее время является одной из актуальнейших проблем машиностроения. Это связано с тем, что привод является наиболее сложной, трудоёмкой и ответственной
частью любой машины. От его качества в большой мере зависит производительность, надёжность, долговечность и экономичность машины. Привод обычно включает двигатель, соединительное звено (муфта и т.п.) и передаточный механизм, функционирующий как редуктор (замедлитель) или мультипликатор (ускоритель). Основными критериями оценки качества привода приняты: удельные массоёмкость (кг/Н.м) и энергоёмкость (кВт-ч/Н.м), габаритные размеры, динамическая, шумовая, температурная характеристики,
КПД, надежность, себестоимость изготовления и эксплуатации. Существенное улучшение основных эксплуатационных показателей приводов возможно при разработке новых оптимизированных конструкций их с использованием прогрессивных маломассоёмких высокооборотных электродвигателей и передаточных механизмов, включающих планетарные и волновые зубчатые передачи (ВЗП), имеющие в 1,5 – 2,5 меньшую удельную массоёмкость, чем аналогичные цилиндрические, конические и червячные передачи.
С целью уменьшения массоемкости привода и машины в целом рационально использование экономнолегированных высококачественных марок сталей типа З0ХГСА, 35ХГСА, 14Х2ГМР и др. и прогрессивных методов получения заготовок. Кроме того, учитывая высокую стоимость материалов (заготовок) и мехобработки достаточно сложных деталей типа зубчатых колёс, вал-шестерен, корпусных деталей и комплектующих покупных изделий (подшипников качения
и др.), снижение массоемкости передаточного механизма с ВЗП, значительно увеличивает экономичность привода как при изготовлении, так и эксплуатации за счёт уменьшения количества необходимых запасных частей. Исследования по оптимизации конструктивно-технологических параметров приводов машин, проведенные отечественными и зарубежными учёными показали, что в качестве функции оптимизации
F(Х) целесообразно принимать массу привода Мпр , являющуюся одним из основных показателей рациональности конструкции изделия. Т.о оптимизация параметров привода сводится к всемерной минимизации его массы при обязательном выполнении заданных технических ограничений. Т.е. функция оптимизации может быть представлена в виде (6) где – масса привода в целом; m1, m2 mn – массы двигателя, соединительного звена и составных частей передаточного механизма.
В качестве технических ограничений принимаются функционально необходимые точностные, жесткостные, прочностные, динамические, вибрационные и другие характеристики составных частей привода .которые обеспечат высокие эксплуатационные показатели, приведенные выше. С учетом изложенного нами была разработана методика конструктивно-технологической оптимизации приводов с ВЗП. На её основе был впервые создан и внедрен в действующие машины ряд приводов с
Рис. 11 – Привод с волновой зубчатой передачей для конверторов (1 – двигатель, 2 – ВЗП, 3 – соединительное звено) высокими технико- экономичными показателями. Приводы с ВЗП неоднократно экспонировались на выставках и были награждены медалями и дипломами почета: на конструктивные и технологические решения при их создании получено свыше 30-ти авторских свидетельств и патентов на изобретения. Как показали исследования силовых приводов с
ВЗП, они достаточно работоспособны при больших передаточных числах–U = (60-500 и более), когда деформация гибких зубчатых колёс (ГЗК) невелика. При малых передаточных числах – U <= 60 возникают большие деформации ГЗК и соответственно предельные значения изгибных напряжений при циклическом нагружении ВЗП, ограничивающие их долговечность. Учитывая большую потребность техники в передаточных
Рис. 13 – Привод с волновой зубчатой передачей для конверторов (1 – двигатель, 2 – ВЗП, 3 – соединительное звено) механизмах общемашиностроительного назначения с передаточными числами в пределах U = (15-60) , группой исследователей под руководством автора были разработаны, изготовлены, запатентованы и испытаны приводы с волновыми роликовыми (ВРП) и шариковыми передачами ВШП с малым кинематическим эффектом (U = 25-30). Специфичным для
ВРП и ВШП является использование в качестве контактирующих элементов волнового зацепления вместо зубьев роликов и шаров и соответствующих им цилиндрических и шарообразных впадин, у которых практически отсутствуют концентраторы напряжений, характерные для впадин зубвенцов ГЗК и способствующие низкой долговечности их при больших деформациях и циклических нагрузках. Испытания ВРП и ВШП на долговечность были успешными.
Параллельно с ВРП и ВШП разрабатывалась новая силовая одноволновая зубчатая передача (ОВЗП), у которой в два раза большее передаточное число в одной ступени, чем у двухволновой ВЗП аналогичного эксплутационного назначения и она значительно компактнее. Ранее создавались лишь кинематические ОВЗП, т.к. силовые ОВЗП были неработоспособны из-за силовой неуравновешенности генератора волн и большой виброактивности
при передаче рабочей нагрузки. Это связано с односторонним (из-за наличия одной волны деформации) неосесиметричным нагружением ГЗК в процессе работы ОВЗП под нагрузкой. Впервые был создан и запатентован привод с силовой ОВЗП ,стендовые испытания которого прошли успешно, а виброактивность практически отсутствовала. Массо-габаритные параметры ВРП, ВШП, ОВЗП в 2,2 – 2,7 раза ниже чем у традиционных (неволновых) приводов
аналогичного эксплуатационного назначения. Т.е их применение в машинах различного назначения может дать высокий технико-экономический эффект. Выводы 1.Обоснована необходимость совершенствования приводов машин различного назначения с целью значительного улучшения их технико-экономических показателей и конкурентоспособности. 2.Показано, что основным направлением совершенствования приводов машин является разработка новых оптимизированных по конструктивно-технологическим параметрам приводов с использованием прогрессивных высокооборотных
двигателей и передаточных механизмов с планетарными и волновыми (зубчатыми, роликовыми и шариковыми) передачами, обладающими существенными преимуществами перед другими видами передач. 3 Представлены впервые созданные, высокоэкономичные, апробированные на действующих машинах приводы с волновыми зубчатыми передачами, обеспечивающие высокий технико-экономический эффект. Список используемой литературы 1.Маргулис М. В. Снижение материалоемкости машин.–К.:
Знание, 1985–64с 2.Волков Д. П Крайнев А. Ф Маргулис М. В. Волновые зубчатые передачи.–К.:Техника,1976–222с 3.Иванов М. Н. Волновые зубчатые передачи.–М.:Высшая школа, 1981–184с 4.Сторожев В. П. Механические передачи.– К.:Алерта, 2005–767с
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |