Реферат по предмету "Транспорт"


Организация материально технического снабжения

--PAGE_BREAK--Отделы (бюро, группы) внешней кооперации обеспечива­ют производство полуфабрикатами (заготовками, деталями, узлами). Они также могут строиться по функциональному или товарному признаку.
Для осуществления технического перевооружения и ре­конструкции про­изводства предприятие создает отделы обо­рудования, которые обычно входят в состав капитального стро­ительства.
Для крупных предприятий (объединений), состоящих из ряда филиалов, наиболее приемлем тип структуры, представ­ленный на рис. 1.2.
Особенностью этого типа структуры является то, что под­разделения имеют свои службы снабжения с функциями по планированию и оперативному регулированию снабжения про­изводственных цехов и участков материальными ресурсами, а также по контролю за их исполнением.
Формирование нормативной базы, прогнозирование и раз­работка планов материально-технического снабжения, установление хозяйственных связей, и координация работы служб снаб­жения, входящих в предпри­ятие, сконцентрированы на базе службы снабжения предпри­ятия. Взаимодействие подразделений службы снабжения пред­приятия осуществляется на основе функциональных связей, а не административного под­чинения.
Одним из звеньев организации материально-технического снабжения является складское хозяйство, ос­новная задача которого заключается в приеме и хранении материалов, их подго­товке к производственному потреблению, непосредственном снабжении цехов необходи­мыми материальными ресурсами. Склады в зависимости от связи с производственным процессом подразделяются на: ма­териальные, производствен­ные, сбытовые.

 

Заместитель директора предприятия (объдинения)
 

Руководство                                                                            Начальник         Начальник
ОМТС                                                                                     цеха №1             цеха №2
 

 Планновое бю-
ро (группа)
Товарное бюро (группа) по ви-дам продукции
Диспет-черское бюро (группа)
Бюро (группы) организации складского хозяйства
Бюро (группа) снабжения
Товарные группы по видам продукции
Бюро (группа) снабжения
Исполнители по видам продукции

             Административное подчинение                        
      Функциональное подчинение                                  Склады                Склады
Рис. 1.2. Схема организационной структуры службы снабжения
Принятые материалы хранятся на складах по номенкла­турным группам; сортам, размерам. Стеллажи нумеруются с указанием индексов материалов.
Завоз материалов и работа складов организуются на ос­нове оперативно-заготовительных планов.
Поставки материальных ресурсов на предприятие осуществляются через хозяйственные связи. Хозяйственные связи представляют собой со­вокупность экономических, организа­ционных и правовых взаимоотноше­ний, которые возни­кают между поставщиками и потребителями средств производ­ства. Рациональ­ная система хозяйственных связей предпола­гает минимизацию издержек произ­водства и обращения, пол­ное соответствие количества, качества и ассортимента постав­ляемой продукции потребно­стям производства, своевремен­ность и ком­плектность ее поступления.
Хозяйственные связи между предприятиями могут быть прямыми и опо­средованными (косвенными), длительными, и краткосрочными.
Прямые представляют собой связи, при которых отноше­ния по по­ставкам продукции устанавливаются между пред­приятиями-изготовите­лями и предпри­ятиями-поставщика­ми прямо, непосредственно.
Опосредованными считаются связи, когда между этими предпри­ятиями имеется хотя бы один посредник. Поставки продукции потреби­телю могут осу­ществляться смешанным путем, т.е. как напрямую, так и через посредников (ди­стрибь­юторов, джобберов, агентов, брокеров) (рис. 1.3.).
         Производитель                          Потребитель                              Прямая связь
 

Производитель            Посредник                Потребитель               Опосредственная
                                                                                                                             связь
                 Посредник
                                                                                                                       Смешанная
                                                                                                                     (гибкая) связь
Производитель                   Потребитель
        
Рис. 1.3. Схемы хозяйственных связей материально-технического
снабжения
Дистрибьюторы и джобберы— это фирмы, осуществля­ющие сбыт на ос­нове оптовых закупок у крупных промышленных предприятий — производи­те­лей готовой продукции. Дистрибьюторы в отличие от джоббе­ров — относи­тельно круп­ные фирмы, располагающие собственными скла­дами и ус­танавли­вающие длительные контрактные отношения с про­мыш­ленными предприятиями. Джобберы, напротив, скупа­ют отдельные круп­ные партии товаров для быстрой пере­продажи.
Агенты и брокеры— это фирмы или отдельные предпри­ниматели, осу­ществляющие сбыт продукции промышленно­го предприятия на основе комисси­онного вознаграждения.
Прямые хозяйственные связи для предприятий являют­ся наиболее эко­номичными и прогрессивными по сравне­нию с косвенными, так как они, исклю­чая посредников, умень­шают издержки обращения, документо­оборот, укрепляют вза­имоотношения между поставщиками и потребите­лями. По­ставки продукции становятся более регулярными и ста­бильными.
Опосредованные хозяйственные связи менее экономичны. Они тре­буют дополнительных затрат на покрытие расходов деятельности посред­ников между предприятиями-потреби­телями и предприятиями-изготови­телями.
Потребность в косвенных связях объясняется тем, что пря­мые связи вы­годны и целесообразны в условиях потребле­ния материальных ресурсов в круп­ных масштабах. Если же предприятия потребляют сырье и мате­риалы в незначи­тель­ных количествах, не достигающих транзитной формы отгруз­ки, то, чтобы не создавать на предприятиях излишние за­пасы материальных ценностей, целесо­образны связи и через услу­ги по­средников.
Как прямые, так и опосредованные связи могут носить длительный и краткосрочный характер. Хозяйственные длительные связи — прогрессив­ная форма материально-техни­ческого снабжения. В этом случае предпри­ятия имеют воз­можность развивать на долгосрочной основе сотрудниче­ство по совершенст­вованию выпускаемой продукции, снижению ее мате­риалоемкости, доведению до мировых стандартов.
С классификацией связей на прямые и косвенные тесно связано деле­ние их по формам организации поставок про­дукции. С этой точки зрения различают транзитную и склад­скую формы поставок.
При транзитной форме снабжения материальные ресур­сы переме­ща­ются от поставщика к потребителю прямо, минуя промежуточные базы и склады по­среднических организа­ций. Кроме того, предприятие, получая материал непо­средственно от поставщика, ускоряет доставку и сокращает транспортно-загото­вительные расходы. Однако ее использование ограничено транзитными нормами отпуска, меньше которых поставщик не принимает к исполнению. Использова­ние этой формы снабжения для материалов с небольшой потребнос­тью приводит к увеличению запасов и связанных с этим рас­ходов.
При складской форме материальные ресурсы завозятся на склады и базы посреднических организаций, а затем с них отгружаются непосредственно по­требителям.
Транзитную форму целесообразно применять в тех случаях, когда потре­бителям требуются материальные ре­сурсы в больших количествах, что дает воз­можность отгру­жать их полногрузными вагонами или другими средства­ми транспорта.
При транзитной форме завоза значительно снижаются из­держки, и по­вышается скорость обращения, улучшается ис­пользование транспортных средств.
Складская форма снабжения играет большую роль в обес­печении мел­ких потребителей. Она позволяет им заказывать необходимые материалы в количе­ствах меньше установлен­ной транзитной нормы, под которой понимается мини­мально допустимое общее количество продукции, отгружаемое пред­приятием изготовителем потребителю по одному заказу. При складской форме снабжения продукция со складов посред­нических организаций может завозиться малыми партиями и с большей частотой, что способствует сокращению запасов матери­альных ресурсов у потребителей. Однако в этом слу­чае последние несут допол­нительные расходы за складскую переработку, хранение и транспортировку с баз посредничес­ких организаций. Поэтому в каждом конкретном случае тре­буется экономическое обоснование выбора форм снабжения.
Для технико-экономического обоснования выбора фор­мы снабжения ис­пользуется формула:
Рmax K (Птр – Пскл) / (Сскл – Стр), где
Рmax — максимальное количество материала, которое эко­номиче­ски целе­сообразно получить от складских организа­ций, натур, ед. измере­ния;
К — коэффициент использования производственных фондов и содер­жа­ния производственных запасов, %;
Птр и Пскл — средняя величина партии поставки соответственно при тран­зитной и складской формах снабже­ния, натур, ед. измерения;
Стр и Сскл — величина расходов по доставке и хранению материалов со­ответственно при тран­зитной и складской формах снабжения, % к цене.
Важные этапы в организации материально-технического снабжения про­мышленности — специфицирование ресурсов и заключение хозяйст­венных до­говоров по поставкам про­дукции.
Под специфицированием ресурсов понимается расшиф­ровка укруп­нен­ной номенклатуры по конкретным видам, маркам, профилям, сор­там, типам, размерам и прочим при­знакам. От того, насколько правильно составлена специ­фика­ция материальных ресурсов, во многом зависит ма­териаль­ное обеспечение производства. Если в спецификации допу­щена не­точность, то это может при­вести к тому, что фактичес­кие поставки не бу­дут соответствовать действитель­ной по­требности. Тем самым предприятие будет поставлено под уг­розу невы­полнения производственной программы и сбыта своей продукции. Поставляется продукция по договорам, ко­торые служат документом, определяющим права и обязанно­сти сторон.
В договорах указываются наименование продукции, ко­личество, ас­сор­тимент, комплектность, качество и сортность продукции с указанием стандартов и технических условий, требования к упаковке и таре, сроки поставки продук­ции, общий срок действия договора, цена на поставляе­мую продук­цию и общая ее стоимость, условия оплаты, предусматривает­ся ответственность сторон за со­блюдение условий договоров. После за­ключения договоров отделы снабжения предприя­тий должны обеспечить своевременное и комплектное полу­чение мате­риалов, их количественную и качественную прием­ку, правильное хранение на складах предприятия. Оператив­ная работа по завозу материалов осуществляется на основе ме­сячных планов, в которых указываются календарные сро­ки и объ­емы по­ставок по важнейшим видам материальных ресурсов. Копии таких планов передаются на соответствую­щие склады и используются ими для органи­зации подгото­вительных работ.
Существует два варианта организации завоза материаль­ных ресурсов: самовывоз и централизованная доставка.
Самовывоз характеризуется отсутствием единого органа, обеспечи­ваю­щего оптимальное использование транспорта. Предприятие самостоя­тельно до­говаривается с транспортны­ми организациями, не предъявляет жестких требова­ний к типам используемого транспорта — главное вы­везти мате­риальные ре­сурсы. При этом применяются исторически сло­жившиеся технологические про­цессы грузопереработки, как правило, не согласованные между собой. Отсутст­вует необхо­димость использова­ния строго определенных видов тары, часто от­сутствуют условия для бес­препятственного подъезда транс­порта, быстрой раз­грузки и приемки мате­риальных ресур­сов.
При централизованной доставке предприятие-поставщик и предпри­ятие-получатель создают единый орган, цель кото­рого оптимизировать со­вокупный материальный поток. Для этого разрабатываются схемы завоза продукции, опре­деля­ются рациональные размеры партий поставок и час­тота за­воза; разрабаты­ваются оптимальные маршруты и графики завоза продукции; создается парк специализированных ав­томобилей и выполня­ется ряд других мероприятий.
Таким образом, централизованная доставка позволяет:
-                повысить степень использования транспорта и складских площадей;
-                оптимизировать товарные запасы, как у производителя, так и у потре­би­теля продукции;
-                повысить качество и уровень материально-технического обеспечения производства;
-                оптимизировать размеры партии поставок продукции.
Обеспечение материальными ресурсами производствен­ных цехов, участ­ков и других подразделений предприятия предполагает выполнение следующих функций:
-                установление количественных и качественных заданий по снабжению (лимитирование);
-                подготовка материальных ресурсов к производственному потребле­нию;
-                отпуск и доставку материальных ресурсов со склада служ­бы снабже­ния на место ее непосредственного потребления или на склад цеха, участка;
-                оперативное регулирование снабжения;
-                учет и контроль за использованием материальных ресур­сов в подразде­лениях предприятия.
Снабжение цехов материалами осуществляется в полном соответствии с установленными лимитами и конкретными особенностями производства. По­следние учитываются при разработке графиков подач, на основе которых мате­риалы доставляются в цехи. Лимит устанавливается исходя из производственной программы цеха и специфицированных норм расхода.
Расчет лимита осуществляется по формуле:
Л = Р  Рнз. п + Нз – О, где
Л — лимит данной номенклатуры продукции;
Р — по­требность цеха в материалах для выполнения производственной программы;
Рнз п — потребность цеха в материалах для изменения незавершенного производства (+ увеличение, — уменьшение);
Нз — норматив цехового запаса данной про­дукции;
О — расчетный ожидаемый остаток данной продук­ции в цехе на начало планового периода.
Расчет выполняется в натуральных показателях. Потреб­ность в материа­лах для выполнения производственного за­дания определяется путем умножения программы производ­ства на нормы расхода по соответствующим изделиям. Та­ким же образом рассчитывается потребность в материалах для изменения неза­вершенного производства, т.е. путем умноже­ния производственных норм расхода на изменение программы не­завершенного производства в плановом периоде.
Цеховой запас определяется в необходимых случаях и зависит от вели­чины партии продукции, доставляемой в цех, среднесуточного ее расхода, а также от цикличности произ­водства.
Расчетный ожидаемый остаток материальных ресурсов в цехе определя­ется по результатам работы цеха в периоде, предшествующем плановому:
О = Оф + Вф – (Ро.п + Рэ.н + Рнз. п + Рбр), где
Оф — фактический остаток на первое число по данным инвентаризации или бухгалтерского учета;
Вф — количе­ство отпущенных цеху материалов за весь период;
Ро.п — фактический расход на основное производство;
Рэ.н  — фак­тический расход на ремонтно-эксплуатационные нужды;
Рнз. п— фактический расход на изменение незавершенного производства;
Рбр — расход на брак (оформленный актом списания).
Фактический расход на основное производство и ремонтно-эксплуатаци­онные нужды рассчитывается путем умноже­ния фактических объемов работ на действующие в данном периоде нормы расхода материальных ресурсов.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Установленный лимит фиксируется в планкарте, лимит­ной карте, лимит­ной или заборной ведомости, которые на­правляются складу и цеху-потребителю.
Планкарта обычно применяется в массовом и крупносе­рийном производ­стве, т.е. в условиях стабильной потребности и четкой регламентации производ­ства. В ней указываются установленный цеху лимит по каждому виду материа­лов, сроки и величина подачи партии. В соответствии с планкартами склад своими транспортными средствами достав­ляет партии материалов каждому цеху в установленные сроки. Отпуск их оформляется приемно-сдаточными наклад­ными. В бланке планкарты ведется текущий учет выполнения пла­на поставок.
Лимитная карта используется в тех случаях, когда жест­кая регламентация поставок внутри месяца по срокам и объемам затруднительна (серийное и инди­видуальное про­изводство). В лимитной карте указываются месячная потреб­ность в материале, величина запаса и месячный лимит расхо­да.
В случаях появления необходимости принятия решений по изменению лимита службой снабжения оформляется разо­вое требование или требование на замену, которое согласовы­вается с технической службой и подписывается ответ­ствен­ным лицом (главным инженером, главным конструктором, главным меха­ником и т.д.).
В лимитную ведомость включаются обычно группа одно­родных мате­риалов или все получаемые с данного склада материалы.
Заборные ведомости (карты) вводятся при лимитирова­нии расхода вспо­могательных материалов, обычно в случаях, когда потребность в них неравно­мерная и отсутствуют дос­таточно точные нормы расхода. Отпуск материалов по забор­ным картам (ведомостям) регламентируются заранее уста­новленными сро­ками (обычно раз в месяц или квартал). В заборной карте указываются количе­ство материала, который может расходовать цех, и сроки его получения.
Служба снабжения отвечает за своевременную и качествен­ную подго­товку материальных ресурсов к производственно­му потреблению, для чего вы­полняет работы по распаковке, расконсервации, комплектовке, которые согласо­вываются с технологической службой предприятия.
Целенаправленный и экономный расход материальных ре­сурсов в цехах находится под постоянным контролем служ­бы снабжения и периодически про­веряется путем ревизии материального учета. По результатам проверки прини­мают­ся конкретные меры по устранению вскрытых недостатков.
Работа органов материально-технического обеспечения прямо или косвенно влияет на уро­вень основных технико-экономических показателей предпри­ятия.
К числу показателей материально-технического обеспечения относятся количественные и качественные по­казатели плана завоза материальных ресур­сов (номенклатура, количество и стоимость материальных ресурсов); транспортно-заготовительные расходы (стоимость перевозки материалов до станции примыкания — расходы на дос­тавку материалов до склада предприятия; наценки снабженческих и сбытовых организаций; расходы на тару и т.п.); расходы на хранение, выдачу в производ­ство и отгруз­ку потребителю материальных ресурсов; административно-хозяйст­венные расходы (расходы на содержание аппарата отдела материально-технического обеспечения) и т.п.
Основанием для положительной оценки деятельности ор­ганов материально-технического обеспечения слу­жат: отсутствие перебоев в снабжении произ­водства, сверхнормативных запасов и неликвидов, своевре­менное заключение договоров, снижение снабженческих зат­рат и т.д.
Своевременное обеспечение производства материальными ресурсами за­висит от величины и комплектности производ­ственных запасов на складах пред­приятия.
Производственные запасы — это средства производ­ства, поступившие на склады предприятия, но еще не вов­леченные в производственный процесс. Соз­дание таких запасов позволяет обеспечивать отпуск материалов в цехи и на ра­бочие места в соответствии с требованиями техно­логического процесса. Следует отметить, что на создание запасов отвлекается значительное количество матери­аль­ных ресурсов.
Уменьшение запасов сокращает расходы по их содержа­нию, снижает из­держки, ускоряет оборачиваемость оборот­ных средств, что, в конечном счете, повышает прибыль и рен­табельность производства. Поэтому очень важно опти­мизи­ровать величину запасов.
Управление производственными запасами на предпри­ятии предполагает выполнение следующих функций:
-    разработку норм запасов по всей номенклатуре потребля­емых предпри­ятием материалов;
-    правильное размещение запасов на складах предприятия;
-    организацию действенного оперативного контроля за уров­нем запа­сов и принятие необходимых мер для поддержания нормального их состояния;
-    создание необходимой материальной базы для размеще­ния запасов и обеспечения количественной и качественной их сохранности.
Нормирование производственных запасов — это опреде­ление их мини­мального размера по видам материальных ре­сурсов для бесперебойного обеспе­чения производства. При нормировании производственных запасов сначала оп­ределяются нормы производственных запасов в днях, а затем в на­туральном и денежном выражении.
Норма запаса в днях устанавливается на основе следую­щих данных.
1. Нахождение материалов в пути (транспортный запас Нтр). Определя­ется как разница между временем пробега груза от поставщика к потребителю и временем оборота платежных документов.
2. Приемка, разгрузка, складирование и анализ качества поступающих материалов (подготовительный запас Нп). Оп­ределяется на основе расчетного или фактического времени за отчетный период, скорректированного с учетом организа­ционно-технических мероприятий по механизации погрузо-разгрузоч­ных работ.
3. Технологическая подготовка материалов к производ­ству (технологиче­ский запас Нт). Образуется в том случае, если до начала производства требуется предварительная обработка материалов (сушка древесины на мебельных фаб­ри­ках). Определяется на основе нормативов времени для данных операций.
4. Пребывание материалов на складе (текущий запас Нтек). Удовлетворяет текущую потребность производства, обеспечи­вает ритмичную работу между очередными поставками ма­териалов. Определяется умножением среднесуточной нормы потребления материала на плановый кратный интервал меж­ду двумя оче­редными поставками.
5. Резерв на случай перебоев в снабжении и увеличения выпуска продук­ции (страховой или гарантийный запас Нс). Характеризуется относительно по­стоянной величиной и вос­станавливается после получения очередной партии ма­териа­лов. Норматив страхового запаса материалов определяется по интервалу отставания поставок или по фактическим дан­ным о поступлении материалов.
Общая норма производственных запасов по видам мате­риальных ресур­сов в днях определяется суммированием ука­занных видов запасов:
Ндн = Нтр + Нп + Нт + Нтек + Нс.
Норматив производственных запасов в натуральном вы­ражении по каж­дому виду материальных ресурсов Ннат оп­ределяет произведение норматива в днях на их однодневный расход Мдн в натуральном выражении:
Ннат = Ндн. Мдн
Норматив в денежном выражении Нст, т.е. норматив соб­ственных обо­ротных средств на сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты, опре­деляется произведением сто­имости однодневного расхода сырья, основных ма­териалов и полуфабрикатов (См) на норматив в днях.
Нст = Ндн. См = Ндн. Мдн. Ц
Стоимость однодневного расхода См определяется путем умножения среднедневного расхода в натуральном выраже­нии на цену материальных ресур­сов, включая заготовитель­ные расходы и стоимость отходов Ц по плановым нормам.
1.1.        ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   СЛУЖБЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ
1.2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЛУЖБЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХ­НИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ КУЙБЫШЕВСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
Служба материально-технического снабжения Куйбышевской железной до­роги – филиала ОАО «Российские Железные Дороги» (далее Служба) является подразделением ор­гана управления Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «Российские Железные Дороги».
В своей деятельности Служба материально-технического снабжения Куй­бышевской железной дороги (МТС) руководствуется Конституцией Российской Федерации, Феде­ральными Законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нор­матив­ными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставом ОАО «Российские Железные Дороги», прика­зами и дру­гими нормативными документами ОАО «Российские Железные Дороги», а также настоя­щим положе­нием.
Служба имеет печать, штампы и иные реквизиты со своим наименова­нием.
Предметом деятельности службы является:
·        снабжение предприятий и организаций, дороги материально-техниче­скими ресурсами путем централизованных поставок, осуществляемых служ­бой материально-технического снабжения дороги и по прямым договорам с другими поставщиками;
·        складская переработка материально-технических ресурсов, хранение и ком­плектование;
·        хранение, учет и обновление материально-технической продукции госу­дар­ственного запаса;
·        создание текущего  страхового запаса товарно-материальных ценностей для бесперебойного снаб­же­ния дороги;
·        контроль за хранением и использованием материально-технических ре­сур­сов на материальных складах всех предприятий и организаций дороги;
·        виды деятельности, требующие специального разрешения (лицензиро­ва­ния) могут быть реализованы только при наличии таких разрешений (лицен­зий).
Распоряжение имуществом, находящимся в пользовании Службы, про­из­во­дится в порядке, установленном ОАО «РЖД» и в соответствии с законо­да­тельст­вом Российской Федерации.
Служба материально-технического снабжения организует и обеспечивает бесперебойное материально-техниче­ское снабжение всех подразделений и предприятий Куйбышевской железной дороги.
Основными задачами и функциями материально-технического снабжения являются:
·        создание условий для бесперебойного снабжения и организация обеспе­че­ния материально-технических ресурсами (МТР) деятельно­сти железной дороги и при наличии экономической целесообразно­сти, функциональных филиалов ОАО «РЖД», расположенных в пре­делах границ железной до­роги;
·        организация и осуществление мероприятий по снижению затрат на за­купку потребляемых материально-технических ресурсов и содержание инфраструктуры склад­ского хозяй­ства;
·        координация деятельности структурных подразделений железной до­роги по вопросам материально-технического снабжения;
·        организация работы по управлению качеством материально-техниче­ского снабжения железной дороги;
·        обеспечение линейных предприятий организаций структурных подраз­деле­ний отделений Куйбышевской железной дороги оборудо­ванием, мате­риа­лами, запасными частями и другими изделиями по установленной но­менклатуре;
·        своевременная и полная реализация выделенных фондов, как с глав­ного ма­териального склада, так и от предприятий промышленности и снабженче­ских организаций;
·        определение общей и специфицированной потребностей предприятий структурных подразделений отделений Куйбышевской железной до­роги в мате­риалах, оборудовании, запасных частях, разработка тех­нико-экономи­ческих рас­четов и обоснований этой потребности, прием и рассмотрение заявок;
·        рассмотрение составленных спецификаций на материалы, оборудова­ние и запасные части по выделенным предприятиям структурных подразделений от­делений Куйбышевской железной дороги;
·        разработка годовых заданий с распределением по кварталам планов то­варо­оборота по заготовке и завозу материалов в подразделении для пред­приятий и организаций подразделений отделений Куйбышевской железной дороги;
·        разработка нормативов переходящих запасов материалов и оборудова­ния, запасных частей и изделий в подразделении;
·        складская переработка товарно-материальных ценностей, организация и осуществление количест­вен­ной и качественной приемки, хранения, отпуска и учета материа­лов, обору­дования, запасных частей и изделий, поступающих в под­разделение, обес­пече­ние сохранности материальных ценностей;
·        сбор балансов доходов и расходов подразделений, планов капиталь­ного;
·        контроль за состоянием учета, правильным использованием и хране­нием материальных ресурсов, своевременной и качественной разра­боткой диффе­ренцированных норм расхода материалов и запасных частей по отделе­ниям;
·        выявление сверхнормативных остатков материалов, оборудования и за­пас­ных частей на складах подразделений Куйбышевской железной дороги и пе­рераспределение их между предприятиями Куйбышевской железной до­роги и реализации излишних и ненужных материалов в установленном по­рядке;
·        утверждение расчетов по определению размеров складских наценок на то­варно-материальные ценности;
·        разработка и осуществление мероприятий по улучшению складского хо­зяй­ства, внедрение технически обоснованных норм. Обеспечение техники безопасности и охраны труда работающих, противопожарной безопасности и ох­раны подразделения;
·        организация и проведение отделом кадров материально-технического снабжения работу по повыше­нию тех­нической квалификации работников подразделения и изуче­нию ими но­вой техники и технологий, внедряемых на железнодорож­ном транспорте, а также подбор и правильное использование трудо­вых ресурсов;
·        проведение эффективной экономической политики, повышающей рен­та­бельность работы и конкурентоспособность железной дороги;
·        оказание коммерческих, посреднических услуг, посредническая дея­тель­ность по складированию, хранению, транспортировке, экспеди­рованию то­варно-материальных ценностей;
·        обеспечение мобилизационной готовности подразделения;
·        обеспечение режима секретности и своевременное осуществление необ­хо­димых мероприятий по защите секретных и служебных сведе­ний от раз­глаше­ния.
Управление запасами материально-техническими ресурсами железной до­роги.
Служба в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет сле­дующие функции:
·        осуществляет оперативно-техническое управление и организацию ра­боты материальных баз и Главного материального склада, входящих в состав же­лезной дороги в качестве структурных подразделений и на­ходящихся в ве­дении Службы (подразделения находящиеся в ведении Службы), в целях снабжения железной дороги необходимым объемом материально-техниче­ских ресурсов;
·        организует прием и обработку поступающих от структурных подразде­ле­ний железной дороги заявок на материально-технические ресурсы;
·        определяет общую потребность железной дороги в материально-техни­че­ских ресурсах;
·        передает сведения об общей потребности в материально-технических ре­сурсах, с выделением централизованных и децентрализованных по­ставок в Росжелдорснаб ОАО «РЖД»;
·        ведет мониторинг рынка материально-технических ресурсов, осуществ­ляет по согласованию с Росжелдорснабом закупки материально-технических ресурсов, а также представ­ляет на конкурсную комиссию железных дорог необ­ходимые материалы для проведения конкурсных торгов в части заку­пок материально-технических ресурсов;
·        осуществляет взаимодействие с юридическими лицами по вопросам приоб­ретения материально-технических ресурсов;
    продолжение
--PAGE_BREAK--·        участвует в подготовке бюджета запасов и закупок материально-технических ресурсов;
·        формирует планы закупок материально-технических ресурсов для железных дорог;
·        осуществляет планирование, организацию сбора, отгрузки и реализа­ции лома черных цветных и драгоценных металлов, а также учет и отчетность по движению лома на железной дороги. Осуществляет планирование для под­разде­лений находящихся в ведении Службы показателей по нормам произ­водствен­ных запасов эксплуатационных расходов, контингенту, темпа роста производи­тельности труда, по доходам от прочих видов деятельности, ис­пользование скла­дов и кон­тролирует их выполнение;
·        осуществляет анализ претензий по качеству и ритмичности поставок материально-технических ресурсов, передает информацию в Росжелдорснаб, участвует в разработке и реа­лиза­ции мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений в снаб­жении;
·        готовит для руководства ОАО «РЖД» статистические данные и управ­лен­ческие отчеты, а также аналитические материалы по расходу материально-технических ресурсов, за­тратам на материально-техническое снабжение;
·        обеспечивает создание запасов материально-технических ресурсов. Организует работу по соблюде­нию ус­тановленных ОАО «РЖД» для железных дорог норм и норма­тивов по за­пасам материально-технических ресурсов, бюджета и лимитов финансирования по цен­трализованным и децентрали­зованным закупкам материально-технических ресурсов;
·        участвует в реализации мероприятий по сокращению эксплуатацион­ных за­трат и совершенствованию системы управления деятельностью железных до­рог;
·        организует подготовки и переподготовку работников Службы и подраз­де­лений, находящихся в ведении Службы по повышению ква­лификации (инсти­туты, различного рода обучения курсы);
·        осуществляет контроль за платежами закупаемых МТР в пределах и в по­рядке, установленном нормативными документами ОАО «РЖД»;
·        организует работу по внедрению информационных технологий и авто­мати­зированных систем управления в части учета движения ма­териальных ре­сурсов;
·        осуществляет  ежеквартальную сверку и подписание акта сверки по центра­лизованным поставкам материально-технических ресурсов через Росжелдорснаб;
·        организует контроль за проведение работ по обеспечению безопасных ус­ло­вий и охраны труда работников Службы и подразделений, нахо­дящихся в ведении Службы;
·        обеспечивает ведение делопроизводства и хранение документов с со­блюде­нием установленного на железной дороге порядка;
·        Служба имеет право запрашивать и получать от подразделений ор­гана управления железной дороги отделений и других структурных подразделе­ний железной дороги статистические и иные данные доку­менты и мате­риалы, необ­ходимые для выполнения возложенных на службу задач и функ­ций.
1.3.        АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ОСНОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ
 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ
Служба материально-технического снабжения дороги
1.     Объемные показатели
2.     Качественные показатели
3.     Экономические показатели, в том числе:
·        лимиты на содержание штата;
·        фонд оплаты труда;
·        эксплуатационные расходы, включая расходы на капитальный ремонт ос­новных фондов;
·        контрольные цифры по производительности труда;
·        задание по темпу роста производительности труда.
Финансирование Подразделения производится согласно утвержденного пла­тежного баланса.
Технико-экономические показатели характеризуют содержание и объем ра­боты материального склада, его пропускную способность, вооруженность ос­нов­ными фондами, качество работы склада и эффективность использова­ния тех­ниче­ских средств и т.д. Они применяются на всех стадиях управления матери­альных складом: при разработке плана показатели выступают как рас­четные, при установ­лении заданий – как плановые, при оценке выполнения плана – как от­четные, при определении направлений развития складского хо­зяйства на дли­тельную перспек­тиву – как прогнозируемые. Все эти показа­тели могут быть вы­ражены в стоимост­ных, натуральных или в смешанных единицах измерения. На­пример, складской товарооборот выражается в руб­лях, грузооборот – в тоннах, продолжительность хранения запасов – в днях, использование складской пло­щади – в тоннах на квад­ратный метр, издержки – в рублях на тонну товарообо­рота.
По технико-экономическим показателям производится анализ и оценка экс­плуатационной работы складов, а также выбор наиболее выгодного вари­анта при проектировании строительства новых и реконструкция действую­щих скла­дов. С учетом этого технико-экономические показатели можно раз­делить на две большие группы: показатели, характеризующие эффективность эксплуатации складов, и показатели, характеризующие проектные решения строительства но­вых и рекон­струкции существующих объектов складского хозяйства. От совер­шенства этих показателей и их обоснованности зависит эффективность прини­маемых решений по строительству складов и оценка их эксплуатации.
К основным показателям первой группы относятся: объем складского то­ва­рооборота, величина запаса и оборачиваемость материалов на складе, произ­води­тельность труда работников, себестоимость переработки 1 т. груза, из­держки об­ращения склада, обеспечение сохранности материальных ценно­стей, простой под­вижного состава и других транспортных средств под грузо­выми операциями и т.д.
Основными показателями второй группы являются: коэффициент ис­пользо­вания складских помещений, вместимость складов, пропускная спо­соб­ность или мощность, эффективность капитальных вложений, сокращение рабо­чей силы за счет внедрения механизации и др.
Планирование и анализ работы материальных складов осуществляются по технико-экономическим показателям, характеризующим эксплуатацион­ную ра­боту. Планирование складской работы должно быть направлено на обеспече­ние своевременного и бесперебойного материально-технического снабжения предпри­ятий железных дорог. При этом издержки обращения не должны быть высокими. Показатели выполнение погрузо-разгрузочных ра­бот представлены в таблице 1.2.1.
Таблица 1.2.1.
Выполнение погрузо-разгрузочных работ
В целом по Службе материально-технического снабжения грузооборот в 2005 году увеличился на 4% по сравнению с 2004 годом и увеличился на 31% по сравнению с 2003 годом.
Погрузо-разгрузочные работы в основном выполняются механизирован­ным способом.
Общий объем переработанного груза за 2005 год составляет 1367651 тонн, т.е. на 48226 тонн больше предыдущего года. Увеличение объема погру­зочных работ связано с централизованными поставками материально-техниче­ских ресурсов в соответствии с принятыми заявками службы материально-технического снабжения.
В целом погрузка увеличилась за 2003-2005 годы.
Динамика погрузочных работ представлена на рисунке 1.2.1.
\s
Рис. 1.2.1. Динамика погрузочных работ
НОДХ — 1 – Пенза
НОДХ — 2 – Рузаевка
НОДХ – 4 – Дема
НОДХ – 5 – Ульяновск
НОДХ – 6 – Сызрань
НОДХСМ – Абдулино 
Выполнение основных производственно-финансовых показателей пред­ставлено в таблице 1.2.2.                                        
Таблица 1.2.2.
Основные производственно-финансовые показатели Службы материально-технического снабжения
№ п/п
Показатели
Ед. изм.
2003
год
2004
год
2005
год
1
2
3
4
5
6
1
Завоз материалов, всего
т.р.
3428048
4894466
5051196
2
В т.ч. от поставщиков
т.р.
1391535
1957153
1793018
3
Транзит
т.р.
2036513
2937313
3258178
4
Отпуск материала, всего
т.р.
3438507
4888166
5058340
5
В т.ч. городским организациям
т.р.
2858
1040
179
6
Ж/д. организациям без наценки
т.р.
456597
630388
619093
7
Транзит сторонним организациям
т.р.
0
8
Транзит ж/д. организациям
т.р.
1857548
2730924
3058971
9
Транзит НОДХ
т.р.
178965
206389
199207
10
Предприятиям не основной деятельно­сти
т.р.
2638
0
0
11
НОДХ
т.р.
939901
1319425
1180890
12
Расходы, всего
т.р.
26916
30597
30039
13
В т.ч. з/плата
т.р.
14113
15480
12976
14
Отчисления во внебюджетные фонды
т.р.
4653
5021
3271
15
Материалы
т.р.
854
1847
2085
16
Топливо
т.р/тн.
216/25,4
419
410
17
Эл/энергия
т.р.
1049
647
526
18
Амортизация
т.р.
2541
3667
4772
19
Кап. ремонт
т.р.
1735
1159
321
20
Прочие
т.р.
1755
2357
5999
21
Прибыль от ПВД
т.р.
312
275
-73
22
Оборачиваемость
дн
16
11
14
23
Контингент
чел
109
105
104
24
Среднемесячная з/плата
тыс. руб
6823
8889
9722
25
Производительность труда
тн
1034,5
1357,2
1140,3
26
тыс. руб
31546
46554
48638
27
Дебиторская задолженность 01.01.03г.-01.01.04г.-01.01.05г.-01.01.06г.
т.р.
24293
16738
13143
28
Кредиторская задолженность01.01.03г.-01.01.04г.-01.01.05г.-01.01.06г.
т.р.
88166
91816
20561
29
Остатки на 01.01.03г.-01.01.04г.-01.01.05г.-01.01.06г.
т.р.
47881
51337
43338
Темпы роста производительности труда можно определить по диаграмме 1.2.1.
\s
Диаграмма 1.2.1. Темпы роста производительности труда
Рост производительности труда 2005 года составил 104,5%, среднемесяч­ной зарплаты – 109,4% по отношению к 2004 году. Из данных показателей видно, что опережающий темп роста производительности труда к среднемесяч­ной зарплате составил 4,9%.
Динамика основных производственно-финансовых показателей по материально-техническому снабжению показана на графике 1.2.1.
\s
График 1.2.1. Динамика основных производственно-финансовых
 показателей

2.   ЗАЯВКИ СЛУЖБЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
СНАБЖЕНИЯ
2.1. УРОВЕНЬ ОАО «РЖД»
Существует ряд договоров, которые используются на дороге, например: договор на выполнение работ, договор на оказание услуг, договор на поставку по графику с транспортными услугами, договор на поставку по графику без транс­портных услуг. Для заключения договора с дорогой необходимы документы «пе­речень документов для заключения договора» (формы всех договоров и перечень документов для заключения договора прилагаются в файлах)
Настоящее Положение определяет порядок размещения заказов, в т.ч. пу­тем организации и проведения конкурсных торгов (процедуры по размещению заказов) на закупку товаров, выполнения работ и оказания услуг (продукция) для обеспечения основных видов деятельности ОАО « РЖД».
Росжелдорснаб ОАО «РЖД» — филиал открытого акционерного общества «Российские железные дороги» является обособленным подразделением откры­того акционерного общества «Российские железные дороги».
Филиал осуществляет управленческую деятельность в области матери­ально-технического обеспечения и организации поставок материально-техниче­ских ресурсов для нужд ОАО «РЖД».
Филиал в своей деятельности руководствуется Конституцией, Федераль­ными законами, актами Президента и Правительства Российской Федерации, актами Федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и иными нормативными актами, международными договорами Российской Федерации, внутренними доку­ментами ОАО «РЖД». Филиал осуществляет свою деятельность от имени ОАО «РЖД».
Росжелдорснаб ОАО «РЖД» осуществляет следующие основные виды деятельности, в том числе:
·        формирование политики ОАО «РЖД» в области материально-техниче­ского обеспечения (МТО);
·        обеспечение производственной деятельности ОАО «РЖД» матери­ально-техническими ресурсами (МТР);
·        участие в мероприятиях по снижению затрат на потребляемые матери­ально-технические ресурсы и содержания инфраструктуры складского хозяй­ства;
·        ведение комплексного изучения рынка материально-технических ресурсов.
·        организация и проведение конкурсных процедур с целью выбора опти­мального поставщика материально-технических ресурсов для нужд ОАО «РЖД». Разработка и предоставление рекомендаций и методических материалов по условиям проведения конкурсных процедур на закупку материально-технических ресурсов структурным подразделением системы материально-технического обеспечения.
·        организация работ по техническому перевооружению и управлению каче­ством в системе материально-технического обеспечения ОАО «РЖД».
·        организация внешнеэкономической деятельности в части закупок и реали­зации материально-технических ресурсов для нужд ОАО «РЖД». Осуществление по поручению ОАО «РЖД» и самостоятельно внешнеэкономической деятельности.
·        осуществление функций генерального заказчика материально-технических ресурсов для нужд ОАО «РЖД»:
·        нормирование потребностей ОАО «РЖД» в материально-технических ресурсах:
·        формирование предложений и методических рекомендаций по порядку проведения конкурсных процедур по поставкам материально-технических ресурсов.
·        сбор и анализ информации о новообразовании и образовании вторич­ных ресурсов.
    продолжение
--PAGE_BREAK--·        разработка и реализация программ по рациональному и эффективному ис­пользованию образующихся вторичных ресурсов и их поставок.
·        реализация вторичных ресурсов, не задействованных в процессе воспро­изводства материально-технических ресурсов для нужд ОАО «РЖД» через систему открытых конкурс­ных торгов в форме аукциона.
·        оказание услуг по реализации лома черных и цветных металлов, а так же прочих вторичных ресурсов.
·        анализ затрат, анализ производительности труда в сфере материально-технического обеспечения.
·        осуществление функций по приобретению материально-технических ресурсов для нужд ОАО «РЖД»:
Многолетние связи с предприятиями — поставщиками сырья, материалов и оборудования, в том числе специального оборудования для железнодорожного транспорта позволяют нам обеспечивать поставки качественной продукции бо­лее 150 тыс. наименований непосредственно от традиционных и проверенных поставщиков.
Закупка материально-технических ресурсов ведется на основе конкурсных процедур, таких как откры­тые конкурсные торги, метод запроса котировок, закупка у единственного ис­точника. Объявления о конкурсах, организуемых Росжелдорснабом, публику­ются в официальном печатном издании «Конкурсные торги» и его версии в Ин­тернете, а также в других печатных и электронных средствах массовой инфор­мации.
Росжелдорснаб стремится к налаживанию долгосрочных отношений с производителями, сотрудничая с целым рядом холдингов и компаний. Это Се­версталь, Череповецкий сталепрокатный завод (ЧСПЗ) и  Орловский сталепрокатный завод (ОСПАЗ), входящие в Северсталь-групп; предприятия Евраз-Холдинга –  Западно-Сибирский металлургический комбинат (ЗСМК),  Нижнетагильский металлургический комбинат (НТМК),  Кузнецкий металлургический комбинат (КМК);  Магнитогорский калибровочный завод (МКЗ) и  Магнитогорский метизно-металлургический завод (МММЗ) в группе  Магнитогорский металлургический комбинат (ММК); Чусовской и Выксунский металлургические заводы, входящие в  Объединенную металлургическую компанию (ОМК), а также  Таганрогский металлургический завод (ТАГМЕТ), Се­верский и Синарский трубные заводы, входящие в Трубную металлургическую компанию; предприятия Трансмашхолдинга — Бежицкий сталелитейный завод, Новочеркасский  Электровозостроительный завод (ЭВЗ), Брянский машиностроительный завод. Поставщиками РЖД являются Чебоксарский «Промтрактор-Промлит», Первоуральский ново­трубный завод и Новосибирский  Металлургический завод (МЗ) им. Кузьмина и многие другие.
Организационно в состав Росжелдорснаба ОАО «РЖД» входят несколько структурных подразделений, оказывающих услуги по складской переработке грузов, транспортной обработке подвижного состава:
·        Специализированное управление по поставкам железнодорожному транс­порту запасных частей «Спецжелдорснаб», (Москва);
·        Северо-Западное управление по поставкам продукции железнодорож­ному транспорту «Севзапжелдорснаб», (Санкт-Петербург);
·        Восточно-Сибирское управление по снабжению топливно-энергетиче­скими ресурсами предприятий железнодорожного транспорта «Восттранстоп», (Иркутск).
в том числе склад временного хранения и таможенный склад в Москве, оказывающих полный комплекс складских услуг, включая перевалку с железно­дорожного транспорта на автомобильный и обратно, отправку сборных грузов.
Основная номенклатура поставляемых материально-технических ресур­сов.
·             запасные части для подвижного состава,
·             материалы верхнего строения пути,
·             лесоматериалы,
·             строительные и отделочные материалы,
·             прокат черных и цветных металлов,
·             кабельная и электротехническая продукция и оборудование,
·             транспортные средства,
·             подъёмно-транспортное оборудование,
·             дорожно-строительная техника,
·             котлы и котельно-вспомогательное оборудование,
·             энергетические угли, нефтепродукты,
·             Форменная и специальная одежда и обувь, постельные принадлежно­сти.
Другие направления деятельности:
·             Импорт оборудования, запасных частей и материалов для железнодо­рожного транспорта,
·             Экспорт подвижного состава и запасных частей, оборудования, мате­риалов, нефтепродуктов,
·             Сбор и реализация металлолома,
·             Участие в разработке новых моделей форменной и специальной оде­жды и обуви,
и многое другое.
2.2. УРОВЕНЬ ДОРОГИ. КОНФИГУРАЦИЯ ЗАКУПОК ДОРОГИ.
Закупки ж/д имеют обширную область: товарно-материальные ценности, топливо, масла и смазки, материалы верхнего строения пути, строительные ма­териалы, дорогостоящее оборудование и т.д.  Закупки могут производить службы, линейные предприятия под выделенные лимиты финансирование через конкурсную комиссию Куйбышевской железной дороги.
Служба материально-технического снабжения (далее НХ) состоит из отделов: материалов, оборудования, запасных частей, топливного отдела.
Закупки службы НХ подразделяются на централизованные и децентрали­зованные.
Централизованные закупки определяются указанием Росжелдорснаба (РЖДС) № 501у[1].
Децентрализованные закупки все остальное, но все же те и эти закупки определяются окончательно при защите заявки поквартально в РЖДС.
Децентрализованные закупки производятся со строгим уровнем цен, ко­торые рекомендует РЖДС.
Одной из важнейших задач в системе материально-технического обеспе­чения в условиях централизованных поставок продукции подразделениям же­лезнодорожного транспорта, является обеспечение безопасности продукции – состояния, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причине­нием вреда жизни или здоровью населения, окружающей среде, имуществу фи­зических лиц или юридических лиц. Для осуществления поставленных задач Росжелдорснаб организовал мероприятия по управлению качеством в системе материально-технического обеспечения ОАО «РЖД», и контролирует соответст­вие поставляемой продукции положениям законодательства и правовым актам РФ, а также нормативным документам ОАО «РЖД».
Традиционными проблемами в сфере закупок являются прозрачность процедуры и контроль качества продукции поставщиков. В какой-то степени они актуальны сегодня для российских железных дорог. Меры, принимаемые для их решения: контролировать качество и повышать прозрачность закупок Росжел­дорснабу помогают, как уже отмечалось, конкурсные процедуры и централизо­ванные закупки. Так, для участия в конкурсе все претенденты должны предста­вить сертификаты на свою продукцию, а в ряде случаев и договор на сопровож­дение качества продукции с профильным институтом, который проводит испы­тания материала в процессе поставки, аналогичные сертификационным. Центра­лизованные закупки, в свою очередь, дают дополнительные рычаги для воздей­ствия на поставщиков в плане повышения ими качества продукции и выполне­ния ими своих обязательств, в частности – это жесткие договора поставки с чет­кими штрафными санкциями.
Кроме этого, Росжелдорснаб приступил к осуществлению трехлетней программы реконструкции и модернизации нашей технической базы – строит складские помещения, системы охраны и автоматизированного управления, об­новляет парк подъемно-транспортного оборудования. Эти меры позволят сокра­тить себестоимость складской обработки грузов, затраты на текущий и капи­тальный ремонт объектов, а также снизить возможные убытки и риск потери ка­чества закупленной продукции от ненадлежащего хранения.
В целом же, процесс проведения конкурсов уже достаточно отлажен. Как правило, возникающие проблемы носят в основном технический характер и свя­заны с оформлением и подачей конкурсных предложений поставщиками. Разре­шаются они путем направления запросов организатору. Но, как известно, в лю­бом конкурсе есть победители и побежденные, и поэтому те, кто не выиграл, как правило, выражают недовольство результатами. Это естественно, и Росжелдор­снаб  от этих участников не отмахиваемся. Все претензии «Росжелдорснаб» обя­зательно рассматривает в установленном порядке, то есть в течение 30 дней со дня поступления запроса и по всем пунктам даем ответ. Если участник им не удовлетворен, он может обратиться в Арбитражный суд. Однако хочу заметить, за четыре года не было ни одного случая, чтобы итоги конкурса отменялись су­дом.
Существует перечень продукции, подлежащий обязательной сертифика­ции ССФЖТ, на такую продукцию инженеры службы НХ должны иметь в нали­чии эти сертификаты, если данная продукция закупается самостоятельно, то вме­сте сдачей лотов в ПРГ (постоянно действующую группу) обязаны предостав­лять сертификаты.
Так же есть продукция, подлежащая обычной сертификации, поэтому на каждый вид продукции необходимо иметь паспорт качества или сертификат ка­чества с оттиском ОТК.
Существуют также гарантийные талоны на продукцию того или иного вида.
В прошлом году объем централизованных закупок Росжелдорснаба со­ставил 123 млрд. рублей. Из этого объема приблизительно 40% составило топ­ливо, 15% – рельсы и скрепления, 15% – железнодорожные колеса и бандажи, 30% средств израсходовано на прочие материально-технические ресурсы. Это запчасти для локомотивов, электрооборудо­вание, трансформаторы, постельные принадлежности, формен­ная одежда, сред­ства индивидуальной защиты и многое другое. В натуральных показателях ОАО «РЖД» ежегодно закупает порядка 750 тыс. тонн рельсового проката, 200 тыс. тонн железнодорожного крепежа, 300 тыс. тонн цельнокатаных колес, 250 – 300 тыс. тонн сортового металлопроката и продукции для дальней­шего передела, 60 – 70 тыс. тонн листового металлопроката, 30 тыс. тонн труб­ного проката. Общий объем закупаемой металлопродукции составляет более 1,5 –1,6 млн. тонн в год. Кроме этого, Росжелдорснаб покупает 3 млн. тонн дизель­ного топлива (это почти 6% дизельного топлива, вырабатываемого в стране), около 4,5 млн. тонн угля, 880 тыс. тонн мазута, почти 170 тыс. тонн бензина.
Поставщиками Росжелдорснаба являются почти 100 процентов того, что закупает, производится отечественными предприятиями. Но до сих пор эксплуа­тируются чешские локомотивы, поэтому относительно небольшой объем запча­стей, производство которых до настоящего времени не освоила российская про­мышленность, Росжелдорснаб закупает в Чехии. Кроме того, у немецких произ­водителей закупает в небольших объемах запчасти к вагонам производства ГДР.
Конечно, Росжелдорснаб заинтересован в том, чтобы наша промыш­ленность освоила их производство: это обходилось бы дешевле. К тому же в Че­хии многие заводы уже прекратили выпуск необходимых нам запасных частей. Росжелдорснаб программу импорта замещения предлагал всем российским заво­дам, но заинтересовались немногие – номенклатура очень широкая, а объем за­купок невелик. Это не очень большая проблема, но ее надо решать, пока не про­изойдет замена подвижного состава.

2.3. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ И ОФОРМЛЕНИЯ ДОГОВОРА НА
ПОСТАВКУ
Прежде чем приступить к составлению договора на поставку товарно-материальных ценностей необ­ходимо решить с поставщиком будет ли он выставлять транспортные накладные или железнодорожный тариф. От этого обоюдного решения зависит, какой вид договора будет у исполняющего инженера.
После выбора договора оформляем его, со своей стороны поставщик ста­вит печати, инженер делает лист обоснования к договору, где указан номер про­токола решения конкурсной комиссии (он выиграл лот) к договору готовиться спецификация, соответствующая лоту (цена, продукция, количество), а также график поставки на всю продукцию, указанную в спецификации.
На листе обоснования необходимо согласовать данный договор с началь­никами: зам. начальника дороги по экономике, зам. начальника дороги по фи­нансам, главный бухгалтер дороги, отдел ценообразования, отдел экономической защиты, юристы управления, главный инженер дороги. После этого юрист управления до­роги дает номер договора, и только после этого можно производить оплату поставщику. Но, прежде всего оплата поставщику производиться только при наличии груза по факту поставки. До подписания дого­вора на поставку поставщик имеет право на завоз товарно-материальных ценностей потребителям согласно решения конкурсной комиссии, но оплата только при наличии номера договора.
2.3.1. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ЗАКУПКИ П и НДРП.
Закупками материалов для верхнего строения пути занимаются службы П (Дистанция пути) и НДРП (Дирекция по ремонту пути).
Они также заключают договора на поставку через конкурсную комиссию тендерный комитет. Имеют поставку, централизованную через Росжелдорснаб и децентрализованную по договорам, под выделенные лимиты финансирования.
Службы сами занимаются сбором заявок от линейных предприятий обобщают их и предоставляют в службу НХ, для того чтобы, при сдачи общей заявки в Росжелдорснаб она была полной, т.е. в ней присутствовали, полнота потребности Куйбышевской железной дороги в которую входит: товарно-материальные ценности, топливо и МВСП (материалы верхнего строения пути).
В противном случае Росжелдорснаб без хотя бы одной заявки не примет общую дорожную заявку.
Но всеми отчетами по материалам верхнего строения пути (МВСП) занимаются службы: Дистанция пути (П) и Дирекция по ремонту пути (НДРП), служба материально-технического снабжения (НХ) является в этом случае, связывающем звеном по дороге между товарно-материальными ценностями, топливом, и материалами верхнего строения пути (МВСП).
2.3.2. ЗАКУПКИ В СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ
 Если имеется в виду линейные предприятия, то они имеют право заку­пать продукцию, как, например кислород, канцелярские товары, строительные материалы, или мелкий инструмент основную номенклатуру под все виды ре­монта. Они подают заявки в службу материально-технического снабжения — служба НХ, но они должны обязательно учитывать свои лимиты  (ос­тавлять  лимит на то, что они хотят закупить самостоятельно), потому что лимит финансирования (предварительный) дается  плановой экономической службой (НН) на всю продукцию, в которой они нуждаются.

2.3.3. ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАКУПОК
Сначала Росжелдорснаб уведомляет дорогу о том, что необходимо сдать заявку в срок до определенного числа. Плановая экономическая служба НН совместно  с финансо­вой службой сообщает предварительные лимиты финансирования допустим на 1 квартал определенного года. Нашим экономистам в службе НХ, а также всем службам и линейным предприятиям.
В свою очередь линейные предприятия, получив лимиты финансирова­ния, начинают составлять заявку квартальную (или годовую) согласно видов ре­монта, норм, остатков и запасов. Заявка представляет собой форму с обязатель­ным указанием кода СКМТР (десятизначного) наименования, чертежа, ГОСТА, размера, единицы измерения, кода статьи платежного баланса, цены  (дейст­вующей на момент составления заявки), количества 1 месяца, стоимость 1 ме­сяца и т.д. и общей квартала (или года).
После в программе R-3 каждое из линейных предприятий создает на своем уровне заявку набивая номенклатурные номера (код СКМТР) после того как она полностью готова и соответствует выделенному лимиту финансирова­ния, данному предприятию, предприятие ставит подтверждение того, что заявку он свою закончил с учетом норм расходов, остатков и запасов.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Если это предприятие находится во главе НОДХа (отдел материально-технического снабжения отделения дороги), то НОДХа начинает про­верку данного предприятия, после чего если нет замечаний подтверждает на своем уровне правильность составления заявки по всем параметрам. После чего НОДХ собирают своды по всем своим предприятиям, для того чтобы показать службе НХ, что их подразделения готовы к сдачи заявки в НХ.
После сдачи на всех уровнях заявки открываются в системе для рассмот­рения их в службе НХ, к каждому инженеру службы привязана номенклатура (группа закупок) каждый из инженеров проверяет правильность заполнения, со­ставления заявки переносит по указанию 501-р продукцию, подлежащую цен­трализованной поставке через Росжелдорснаб.
После чего собирается свод по дороге по всей номенклатуре, добавляем заявку П и НДРП по МВСП и в установленной форме отправляем заявку в Рос­желдорснаб.
Конечно, после этого допускаются корректировки, исправления ошибок до приезда в Росжелдорснаб на защиту заявки.
Функции подразделений и структур в процессе закупок.
Служба также перед сдачей заявки от линейного предприятия проводят проверку правильности заявленной продукции в количестве по нормам ли заяв­лена, нет ли остатков, проверяют лимиты финансирования и оставили ли пред­приятия для себя запас лимита, который им необходим на самостоятельные за­купки.
2.4. ОРГАНИЗАЦИЯ СКЛАДСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо и прочие матери­альные цен­ности на заводах и фабриках хранятся на складах. Состав, число и размеры по­следних зависят от номенклатуры и количества потребляемых материальных ценностей. На крупных предприятиях количество складов нередко достигает не­скольких десятков.
Виды складов.
Фабрично-заводские склады подразделяются на материальные, производ­ственные, сбытовые и др. Материальные, или снабженче­ские склады предназна­чены для хранения поступающих извне сырья, материалов, топлива и полуфаб­рикатов.
В производственных складах хранятся полуфабрикаты собст­венного про­изводства, инструменты, запасные части для оборудо­вания.
Сбытовые склады предназначены для хранения готовой продук­ции и от­ходов производства. Прочие склады используются для хранения резервного обо­рудования и для других надобностей.
Количество, состав, емкость и специализация складов образуют струк­туру складского хозяйства предприятия. Организация скла­дов, их техническое оснащение и размещение на территории завода и фабрики имеют существенное значение для работы и экономики предприятия. Организация складского хозяй­ства оказывает влия­ние на пропускную способность складов, трудоемкость и се­бестоимость складских работ, на величину внутризаводских транспорт­ных рас­ходов и т. д.
По уровне специализации материальные склады подразделя­ются на спе­циализированные и универсальные. Обычно склады оснащаются стеллажами, которые размещаются таким образом, чтобы эффективно использовать всю их кубатуру. Материалы хра­нятся в стандартной таре, которая удобно размещается на стелла­жах и легко перевозится с помощью транспортеров и штабеле­укладчи­ков.
Организация складских работ.
Осуществляемые на материальных складах работы можно свести к сле­дующим основным операциям: приемка материалов, размещение их, хранение, подготовка к производственному потреб­лению, отпуск производственным и дру­гим участкам предприя­тия и учет материальных ценностей.
Поступающие на склад материалы проходят количественную и качест­венную приемку. Количественная приемка заключается в проверке соответствия фактического наличия материалов указан­ному в сопроводительных документах. Первоначальная проверка поступающих извне грузов производится представите­лем пред­приятия на железнодорожной станции. Здесь проверяется число при­бывших мест, целость упаковки, иногда вес груза. Если уста­навливается расхож­дение между фактическим наличием и тем, которое указано в сопроводительных документах, то на железно­дорожной станции составляется так называемой ком­мерческий акт для предъявления претензий виновнику недостачи — постав­щику или транспортной организации.
Если же количество поступившего материала по наружному осмотру не вызывает сомнения, то вес его на станции прибытия обычно не проверяется. Та­кой материал выборочным путем прове­ряется на складе предприятия. При обна­ружении в результате проверки расхождения между количеством по документам и фак­тическим наличием составляется акт для предъявления его постав­щику.
Наряду с количественной проверкой на складах проводится ка­чественная приемка. Она осуществляется органами технического контроля с привлечением в необходимых случаях лабораторий. Качественной проверкой устанавливается соответствие полученных материалов стандартам или техническим условиям. При несоответ­ствии материала стандарту или техническим условиям вызывается представитель поставщика и составляется акт о непригодности материала. Если же партия непригодного материала невелика или представитель поставщика не может прибыть, то акт о непригод­ности составляется комиссией предприятия с привлечением пред­ставителя незаинтересованной организации. Акт направля­ется по­ставщику с одновременным запросом, как поступить с забракован­ным материалом. Последний, до указания владельца находится у потребителя на от­ветственном хранении в особо отведенном ме­сте. Как правило, качественная проверка материалов и полуфаб­рикатов проводится только по особо ответствен­ным их видам, так как громадное большинство поставщиков само проверяет ка­чество своей продукции перед ее отправкой.
Принятые на склад материалы размещаются с соблюдением определен­ных требований учета и хранения. При этом каждый материал должен разме­щаться на складе с учетом того, чтобы обеспечить сохранение количества и ка­чества материалов. Мате­риалы одинакового наименования размещаются на од­ном участке, материалы тяжелые и громоздкие должны размещаться ближе к месту выдачи.
На большинстве промышленных предприятий при матери­альных складах существуют специальные участки подготовки ма­териалов к производству. Так, в централизованном порядке на многих заводах и фабриках организован раскрой черных метал­лов, леса и других материалов. Это дает возможность более эко­номно использовать материал, применяя методы комбинирован­ного раскроя, ис­пользуя отходы для производства более мелких деталей и т. д.
Одним из видов подготовки материалов к производству яв­ляется ком­плектование материалов и полуфабрикатов перед отпу­ском их производствен­ным цехам. Отпуск материала цехам осу­ществляется на основании установлен­ных лимитов для каждого цеха. В зависимости от типа производства и характера материа­лов применяется разный порядок отпуска материалов.
Основные материалы в массовом и крупносерийном производ­стве отпус­каются по планкартам. Планкарта представляет до­кумент, составляемый отделом снабжения или планово-производ­ственным отделом, в котором указывается ус­тановленный цеху месячный лимит по каждому виду материала, а также сроки и партии подачи. В соответствии с планкартами склад своими тран­спортными средствами доставляет каждому цеху в установленные сроки партии материалов и полуфабрикатов. Отпуск материалов оформляется приемо-сдаточными на­кладными.
На предприятиях серийного и единичного производства основ­ные и вспомогательные материалы, а также вспомогательные ма­териалы в массовом и крупносерийном производстве отпускаются по разовым требованиям в соответ­ствии с лимитными картами и ведомостями. Отпуск оформляется накладными или расписками получателя в лимитных картах или ведомостях.
Для обеспечения нормальной работы предприятия очень важно организо­вать оперативное регулирование запасов. С этой целью устанавливается кон­троль за состоянием гарантийных запасов на складах. Если часть гарантийных запасов начинает выдаваться в цехи, то это служит сигналом того, что нормаль­ный ход произ­водства может быть нарушен. Об этом ставятся в известность ор­ганы материально-технического снабжения. Такую же реакцию должны вызы­вать факты превышения размеров запасов, установ­ленных по категориям мате­риальных ресурсов. Таким образом, склады не только выполняют функции хра­нения и подготовки ма­териалов к выдаче их в производство, но и помогают опе­ративно регулировать их потребление.
Служба материально-технического снабжения дороги в непосредственном подчинении имеет Главный материальный склад Куйбышевской железной дороги (см. рис.2.4.1.), который в свою очередь находится на станции Самара и  занимает общую площадь длиной около 5 км( см. рис. 2.4.2.).
 SHAPE  \* MERGEFORMAT  
Рис. 2.4.2. Главный материальный склад
Наименование объектов:
1 – склад электрооборудования;
2 – склад металлопроката;
3 – склад спецодежды;
4 – склад лаки, краски, химреактивы;
5 – склад СЦБ, связь;
6 – склад стройматериалов;
7 – склад запчастей;
8 – склад инструмента;
9 – склад оборудования;
10 – склад (новый корпус);
11 – гараж электропогрузчиков;
12 – гараж автотранспорта;
13 – административный корпус;
14 – подсобное помещение;
15 – мастерские;
16 – металлоплощадка;
17 – тросомоталка;
18 – трансформаторная подстанция;
19 – насосная пожаротушения;
20 – красный уголок;
21 – пост охраны;
22 – проходная ГМС.
 SHAPE  \* MERGEFORMAT                                           Кладовые НОДХ
Рис. 2.4.1. Организационная структура органов материально-технического обеспечения железной дороги
Рассмотрим отпуск товарно-материальных ценностей по кладовым за 2005 год таблица 2.4.1.
Таблица 2.4.1.
Отпуск товарно-материальных ценностей по кладовым за 2005 год

кладовой
Отпуск ТМЦ
В т.ч. НОДХ
Другим
организациям
% в общ.
объеме
1
143703,4
95247
48456,4
8
2
89051
63595
25456
4,9
3
138158,9
102307
35851,9
7,7
4
105468
66647
38821
5,9
5
196378,4
134245
62133,4
10,9
6
85497
59466
26031
4,7
7
761100,5
529147
231953,5
42,3
8
280804,8
130236
150568,8
15,6
Всего
1800162
1180890
619272
100
Отпуск товарно-материальных ценностей по складу в адрес НОДХа составил 65,6% от общего объема отпуска товарно-материальных ценностей рассмотрим гистограмму 2.4.1.
Гистограмма 2.4.1.
Отпуск товарно-материальных ценностей по складу в адрес НОДХа
\s
Из гистограммы видно, что обороты товарно-материальных ценностей в 7 кладовой превышают, по сравнению с другими кладовыми, так как в этой кладовой находятся запчасти для локомотивов, пассажирских поездов и другого железнодорожного транс­порта.
Рассмотрим таблицу 2.4.2., сколько было отпущено структурным подраз­делениям за 2005 год
Таблица 2.4.2.
Отпуск структурным подразделениям за 2005 год
НОДХ
2004 год
2005 год
% в общем объеме реа­лизации в 2004 г.
% в общем объеме      реализации в 2005 г.
Кол-во ваго­нов отправ. В адрес НОДХ с НХГ
1 (Пенза)
350467,9
344979
30,4
29,2
194
4 (Дема)
482427
444420
34,2
37,6
198
5 (Ульяновск)
213585,4
177925
15,9
15,1
105
6 (Сызрань)
253734,7
213566
16,6
18,1
119
Абдулино
19210
2,9
24
Всего
1319425
1180890
100
100
640
\s
Из гистограммы видно, что отпуск структурным подразделением снизился в 2005 году по сравнению с 2004 годом.

3.           РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНО­СТИ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ ЖЕ­ЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
3.3.                ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМ КОНТРОЛЯ СОСТОЯ­НИЯ ЗАПАСОВ
Понятие материального запаса является одним из ключевых в логистике.
Материальные запасы – это находящиеся на разных стадиях производ­ства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс лич­ного или производственного и торгового процесса при минимальных расходах на содержание запасов.
Виды материальных запасов.
Управление запасами на каждом из участков имеет свою специфику.
На пути превращения сырья в конечное изделие и последующего движе­ния этого изделия до конечного потребителя создаются два основных вида запа­сов:
·        Запасы производственные;
·        Запасы товарные.
Каждый, из которых в свою очередь делится на три вида:
·        Запасы текущие;
·        Запасы страховые;
·        Запасы сезонные.
Основные виды запасов представлены на рис. 3.1.1.
Охарактеризуем каждый из названных видов запасов. Запасы  производ­ственные – запасы, находящиеся на предприятиях всех отраслей, сферы матери­ального производства, предназначенные для производственного потребления. Цель создания производственных запасов – обеспечить бесперебойность произ­водственного процесса.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 30-31 октября 2012 г в Тгк «измайлово» (г. Москва) состоится Третья Межотраслевая конференция «вода в промышленности 2012», посвященная демонстрации лучших технологий и оборудования для водоподготовки и водоочистки в нефтегазовой отрасли, энергетике,
Реферат Ассортимент pos-материалов очень велик и охватывает все виды относящихся к ним изделий, от настольных флажков и держателей ценников до мобайлов и муляжей
Реферат Чорнобильська Мадонна
Реферат Обоснование перспективных путей повышения финансовых результатов в животноводстве (ООО "ПРОГРЕСС-АГРО")
Реферат 1995 год. Этот год вошел в историю компании как этап становления сети автозаправочных станций для комплексного и бесперебойного обеспечения топливом городских потребителей
Реферат 24 серпня 1991 року Верховна Рада Української рср ухвалила Акт проголошення незалежності України
Реферат Книга и книжное дело на рубеже тысячелетий
Реферат Входные барьеры на рынок отрасли
Реферат Действие норм о договорах во времени
Реферат Вечные проблемы человечества в рассказе И А Бунина Господин из Сан-Франциско
Реферат История развития строительства автомобильных дорог, начиная с 18 в.
Реферат Криминалистическое исследование огнестрельного оружия
Реферат Компьютерная помощь для предприятий при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда
Реферат Анализ поисковых систем Интернет. Анализ ресурсов Интернета по вопросу: формирование имиджа фирмы и компании
Реферат Построение дистанций туристических соревнований