Министерствообразования науки Российской Федерации
Федеральноеагентство по образованию
Федеральноегосударственное образовательное учреждение
среднегопрофессионального образования
«ЧЕЛЯБИНСКИЙАВТОТРАНСПОРТНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Специальность«Сервис на транспорте (автомобильном)»
100112
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
курсовойработе
подисциплине: «Организация сервиса на транспорте (автомобильном)»ТСВ-303.148.22.25.ПЗ
Тема курсовойработы:
«Организациясервиса при доставке грузов потребителям транспортной продукции с оптовой базы»Руководитель работы:Ипатова Л.В.Автор работы:
Студент группы ТСВ-303
Токарев Я.А.Челябинск2008
Содержание: Задание
Введение
1 Характеристика погрузочного пункта
1.1 Характеристика складского хозяйства;
1.2 Характеристика подвижного состава исредств механизации погрузочных работ;
1.3 Характеристика средств оперативнойсвязи, подъездных путей, освещения и прочее;
2 Технологический расчёт
2.1 Определение площади склада;
2.2 Среднесуточная пропускнаяспособность склада;
2.3 Эксплуатационная производительностьподъёмно-транспортного механизма;
2.4 Суточная производительность автомобиля;
2.5 Определение потребного количества автомобилей;
2.6 Определение числа постов погрузки;
3 Правила приёмки и выдачи грузов
4 Требования к упаковке, транспортной таре, маркировкеи пломбирования груза
5 Организация документооборота (транспортная и путеваядокументация)
Заключение
Приложения
Федеральноегосударственное учреждение
среднегопрофессионального образования
«ЧЕЛЯБИНСКИЙАВТОТРАНСПОРТНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Специальность«Сервис на транспорте (автомобильном)»
100112
ЗАДАНИЕ
студентудневного отделения группы ТСВ-303
ТокареваЯкова Андреевича
на разработкукурсовой работы по дисциплине «Сервис на транспорте (автомобильном)»
на тему:«Организация сервиса при доставке грузов потребителям
транспортнойпродукции с оптовой базы»
Вариант №25
В курсовой работенеобходимо выполнить следующие разделы:Введение
1 Характеристикапогрузочного пункта
1.1 Характеристикаскладского хозяйства;
1.2Характеристика подвижного состава и средств механизации погрузочных работ;
1.3Характеристика средств оперативной связи, подъездных путей, освещения и прочее;
2 Технологический расчёт
2.1 Определение площадисклада;
2.2 Среднесуточнаяпропускная способность склада;
2.3 Эксплуатационная производительностьподъёмно-транспортного механизма;
2.4 Суточная производительностьавтомобиля;
2.5 Определение потребного количестваавтомобилей;
2.6 Определение числа постов погрузки;
3 Правила приёмки и выдачи грузов
4 Требования к упаковке, транспортнойтаре, маркировке и пломбирования груза
5 Организация документооборота(транспортная и путевая документация)
Заключение
Приложения
Таблица 1. Исходныеданные Наименование Усл. Обозначения. Значения показателя 1 Вид груза
2 Класс груза (Чай, в пачках, ящиках)
3 Погрузка
4 Разгрузка
5 Вместимость склада, т.
6 Расчётная нагрузка на пол склада, т/м2
7 Срок хранения груза, qн
8 Марка автомобиля
9 Расстояние перевозки (длина гружёной ездки), км
10 Дни работы
11 Среднее время в наряде, час
12 Коэффициент использования пробега
13 Коэффициент технической готовности
14 Средний коэффициент неравномерности прибытия и отправления
15 Коэффициент, учитывающий размеры складской площади, необходимой для проходов, проездов и т.д.
16 Средняя масса груза, перемещаемая (погружаемая) за один цикл, т.
17 Условия перевозок
Ес
Е
Тхр
l ср
Др
Тн
Β
Кпр
Qц
Тарно-штучные
2
Механизированное, вилочный электропогрузчик ЭП-107
Ручная
1470
3,25
5,0
ГАЗ 33024
13,5
366
9,7
0,486
0,886
1,27
2,0
0,60
в черте города
ВведениеСервис (обслуживание) – деятельность по предоставлениюуслуг, сопровождающая или обеспечивающая выполнение определенного процесса.Важность и актуальность услуг подтверждается удельнымвесом этой сферы деятельности в валовом внутреннем продукте развитых стран, гдеон составляет 70 …80%. В России доля услуг в валовом внутреннем продуктесоставляет в настоящее время немногим более 50 %, а ежегодный прирост ее запериод с 1998 по 2000 г. составлял около 7%.
В международном стандартеИСО 8402-86 «Качество. Словарь, содержащий общие термины и определения вобласти качества» услуга определяется как деятельность, связанная с обменомстоимостей, направленная на удовлетворение потребностей, выраженных в формеспроса, которая не сводится к передаче права собственности на некоторыйматериальный продукт.
Важнейшим признакомуслуги является то, что в ней неразрывно слиты два процесса – производство ипотребление. При предоставлении услуги эти два процесса неотделимы друг отдруга, в отличии от удовлетворения потребности вещной, предметной формойпродукта.
Услуги подразделяются наматериальные и нематериальные (образование, здравоохранение, различные видыискусства).
Транспортные услуги, какпри перевозке грузов, так и при перевозке пассажиров, относятся к материальнымуслугам.
Транспортное обслуживание(сервис) определяется как деятельность транспортно-экспедиционных предприятий,связанная с процессом перемещения грузов в пространстве и во времени спредоставлением перевозочных, погрузочно-разгрузочных услуг и услуг хранения.Экспедиционное обслуживание является составной частью движения товара отпроизводителя к потребителю и включает в себя выполнение дополнительных работ иопераций, без которых невозможен перевозочный процесс.
В условиях усиливающейсяконкуренции между различными видами транспорта повышение качества транспортногообслуживания грузовладельцев становится одним из главных путей завоевания илирасширения транспортного рынка. Для этого необходимо хорошо знать запросыпотребителей транспортных услуг, свои возможности и возможности конкурентов,правильно определять маркетинговую стратегию транспортного обслуживанияконкретных грузовладельцев и умело ее реализовать. Эта стратегия прежде всегодолжна предусматривать высокий уровень качества предлагаемых транспортныхуслуг, способных удовлетворить потребности грузовладельцев лучше, чем уконкурента.
Высокоорганизованныйсервис является одним из важнейших условий функционирования современнойлогистики.
Предметом логистического сервиса являетсяопределенный комплекс (набор) соответствующих услуг, а объектом выступают, содной стороны, сам товар в его физической форме, с другой – конкретныепотребители материальных потоков. Осуществляется логистический сервис либосамим поставщиком, либо транспортно-экспедиционными фирмами,специализирующимися в области логистического обслуживания. Высокий уровенькачества транспортных услуг достигается при условии обеспечения комплексногообслуживания: чем больше услуг оказано потребителям, тем выше уровень качестваобслуживания.
Развитиетранспортно-логистического сервиса влечет за собой появление сложных проблем,связанных с ликвидацией мелких и средних предпринимателей в сферетранспортно-экспедиционной деятельности, созданием транспортно-экспедиционныхцентров, применяющих в своей деятельности современные информационныетехнологии.
Состав и структурапоказателей качества грузовых перевозок для всех видов транспорта устанавливаютсяГОСТ Р 51005-96 «Услуги транспортные. Грузовые перевозки. Номенклатурапоказателей качества».
Наиболее важнымикомплексными показателями оценки качества услуг с точки зрения потребителяявляются:
— окружающая среда(обстановка и интерьер офиса, оборудование, внешний вид персонала и т. д.;
— надежность (исполнительность и доверие к результатам выполнения работ и услуг; доставкагруза в нужное время и в необходимое место). Также понимается надежностьинформационных и финансовых процедур;
— доступность (легкостьустановления связей с исполнителем). Доступность также означает наличие запасовпровозных возможностей;
— безопасность(отсутствие риска и недоверия со стороны потребителя услуг);
— исполнительность(гарантии выполнения услуг опытным и компетентным персоналом);
— вежливость,отзывчивость персонала, взаимопонимание с потребителем (способность понятьпроблемы потребителя);
-коммуникабельностьперсонала (способность общаться с потребителем услуг на доступном и понятномему языке);
— функциональность (характеризуетсяпродолжительностью цикла обслуживания от получения заказа до его выполнения).
Мировая практикапоказывает, что для создания надежно работающей, экономичной, безопасной иэкологически чистой транспортной системы, ориентированной на интересы гражданина,предпринимателя, рынка и общества в целом, необходимо наличие общих принциповразвития национальной транспортной системы и отдельных ее элементов.
В настоящее времяосновным программным документом, на основе которого осуществляется развитие транспортнойсистемы Российской Федерации, является федеральная целевая программа«Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг)».
В 2002 г. на долюгрузового автомобильного транспорта приходилось 74 % объема грузовых перевозок.Перевозки осуществляли 175 тысяч организаций различных отраслей экономики и 170тыс. индивидуальных владельцев автотранспортных средств.
Парк подвижного составагрузового автотранспорта, включая пикапы и легковые фургоны, в 2002 г. достиг3,5 млн. ед. Количество грузовых автомобилей в индивидуальной собственностиграждан выросло в период 1997-2002 гг. более чем на 60% и достигло 1,8 млн. ед.Структура парка не вполне отвечает характеру спроса на перевозки. При избыткесреднетоннажных бортовых автомобилей ощущается нехватка малотоннажных ибольшегрузных автомобилей, а также специализированного подвижного состава.
В настоящей курсовойработе решаются конкретные вопросы организации сервиса при доставке грузовпотребителям транспортной продукции с оптовой базы в свете реализации федеральнойцелевой программы, что должно обеспечить эффективное удовлетворениепотребностей в перевозках грузов для данных потребителей.
1 Характеристика погрузочногопункта
1.1Характеристика складского хозяйства
Для складского хозяйствахарактерно большое многообразие видов и типов складов, отличающихся друг отдруга как размерами и особенностями устройства, так и применяемого оборудованияи организации её работы.
В зависимости от назначения складыподразделяются на универсальные, которые используются для хранения и операций сгрузами сборной номенклатуры, и специализированные, предназначенные дляхранения определённой группы грузов и отдельных грузов.
По продолжительностихранения грузов различают склады краткосрочного и долговременного хранения.
По принадлежностиразличают склады общего пользования и ведомственные.
По конструктивнымособенностям можно выделить следующие основные разновидности складов:
- открытые площадкидля контейнеров и грамостских грузов;
- полузакрытыесклады (навесы);
- закрытые одноэтажныеи многоэтажные складские помещения;
- бункера исилосные склады для сыпучих грузов;
- резервуарыназемные или подземные для наливных грузов;
- изотермическиесклады для скоропортящихся грузов;
и другие…
Такимобразом, в курсовой работе предлагается в качестве перевозимого груза водка,ликёроводочные изделия, и вино в бочках, бутылках (ящиках).
Предпочтительноустройство складов прямоугольной формы, поскольку эта форма обеспечиваетнаиболее рациональное использование складской площади, наиболее выгодноерасположение погрузочно-разгрузочных фронтов, необходимую естественнуюосвещённость и наименьшую строительную стоимость здания.
Современныетенденции в проектировании и строительстве закрытых складских зданийхарактеризуется увеличением высоты внутренних помещений, использованиестеллажных конструкций.
Размерыскладов определяются исходя из их вместимости, обеспечивающей одновременноехранение определённого количества грузов.
Размещениеи укладка грузов на складе могут быть различными, но, стремясь к наиболееполному использованию площади склада, необходимо не упускать из виду, что клюбому месту груза должен быть обеспечен допуск погрузочного механизма.
На рисунке1 показан (в качестве примера) одноэтажный склад, площадью 720 км2,предназначенный для хранения груза, перевозимого в пакетированном виде. Складсостоит из восьми грузовых и четырёх служебных отсеков. Каждый грузовой отсекрассчитан на 17 пакетов. При трёхъярусной установке пакетов склад вмещает 408пакетов.
На складепредусмотрены 4 погрузочно-разгрузочных поста: 2 со стороны автомобильного и 2со стороны железнодорожного подъездного пути.
На рисунке,представляющем схему складов в плане, показан один из постов, составляющем напосту под погрузкой автомобиля. Оперирующий возле автомобиля малогабаритныйпогрузчик ЭП-107, соединён штриховой линией, условно обозначающий траекториюдвижения погрузчика, с каждым из 17 запумерованных пакетов. Аналогичным образомпогрузчик может взять груз и в любом из остальных грузовых отсеков склада.
Администрация складовобязана следить за путями движения погрузчиков, не допуская загромождения ихгрузами и посторонними предметами. На погрузочно-разгрузочных постах должныиметься в наличии перекидные трапы, обеспечивающие в случае необходимостивозможность заезда погрузчика на платформу автомобиля.
Наряду свысокопроизводительными средствами механизации на складах могут применятьсяпростейшие механизмы и приспособления (малой механизации).
1.2Характеристика подвижного состава и средств механизации погрузочных работ
1.2.1Характеристика подвижного состава
В курсовой работе дляперевозки взята водка, ликёроводочные изделия, и вино в ящиках. Предлагаетсяиспользовать автомобиль ГАЗ 33024
Ниже приведена краткая техническаяхарактеристика:
Автомобиль ГАЗ 33024. бортовая (годвыпуска 2007), предназначен для перевозки различных видов груза.Весовые параметры: Значения
Полная масса автомобиля, кг
Грузоподъемность, кг
5650
2500 Общие технические данные:
Колёсная формула
Кабина
Максимальная скорость, км/ч
Коробка передач
Расход топлива, л.
Мощность л/с
Тип двигателя
Расположение
Объём, л.
Мощность, л/с.
Грузовая платформа:
Длина, мм.
Высота, мм.
Ширина, мм.
Высота от уровня земли до пола кузова, мм.
4 на 2
3-х местная
112
мех, 5-ступенчатая
13,5
150
ЗМЗ 406
Р4Д
2,3
150
2403
390
1640
835
1.2.2 Характеристикасредств механизации погрузочных работ
В курсовой работе предлагается длявыполнения погрузочно-разгрузочных работ на складе использовать вилочныйчетырёхколёсный электропогрузчик ЭП-107.
Краткая техническая характеристикавилочного четырёхколёсного электропогрузчика ЭП-107:Параметры: Значения
Грузоподъёмность на вилах, кг.
Наибольшая скорость вил при подъёме груза, м/с (м/мин).
Тоже без груза, м/с (м/мин).
Наибольшая скорость вил при опускании с грузом, м/с (м/мин).
Тоже без груза, м/с (м/мин).
Наибольшая скорость погрузчика с грузом, км/ч.
Тоже без груза, км/ч.
Высота подъёма груза на вилах, мм.
Габаритные размеры, мм:
Длина с вилами
Ширина
База, мм.
Наименьший радиус поворота, мм.
1000
0,141 (8,5)
0,2 (0,12)
0,121 (7б3)
0,3 (18)
7,3
8,0
4500
2415
910
1050
1320
1.3 Характеристика средствоперативной связи, подъездных путей, освещения и прочее
Весовое хозяйство погрузочно-разгрузочногопункта состоит из весов в необходимом количестве и ассортименте. Среди наиболеечасто встречающихся на погрузочно-разгрузочных пунктах весов можно назватьразного рода товарные весы, на которых груз взвешивается в складских условияхперед погрузкой или после выгрузки, и автомобильные весы, на которых грузвзвешивается вместе с перевозящим его автомобилем.
Для того, чтобы на автомобильных весахопределить массу груза, доставленного автомобилем, взвешивание производитсядважды: сначало до разгрузки, сразу после прибытия автомобиля, и затем послеразгрузки (взвешивается порожний автомобиль). Разность между первым и вторымзавесами соответствует массе доставленного груза.
Чаще всего встречаются автомобильныерычажные весы модели А-10 с пределами нагрузки (от 250 кг.до 10 тонн) и моделиА-25 (от 500 кг.до 25 тонн). Современные тензометрические весы ВАТ-30рассчитаны на взвешивание автомобилей общей массой до 30 тонн. Взвешиваниеавтомобиля на тензометрических весах не обязательно производить при полной егоостановке. Автомобильные весы новейших конструкций снабжаются печатныммеханизмом, автоматически фиксирующем установленную весами массу.
Подъездные пути к постам погрузки ивыгрузки должны иметь твёрдое покрытие. Ширина проезда — при двухстороннемдвижении не менее 5,5 м., при одностороннем движении-3,5 м.
Дислокация подъездных путей зависит отособенностей планировки ПРП, но при проектировании общей сети подъездных путейна пункте следует стремиться избегать встречных и пересекающихся потоковдвижения.
Погрузочно-разгрузочный пункт должен иметьдостаточное освещение как внутри склада, так и на всей открытой территории,позволяющие производить работу на пункте в тёмное время суток.
Рекомендуемая наименьшая степеньосвещённости-100 люкс. Минимальная освещённость на открытых площадках — 3люкса, на подъездных путях — 1 люкс. Для централизованного оперативногоруководства погрузочно-разгрузочными работами используются разнообразные видыпроводной и беспроводной связи. Основным средством связи у диспетчера служиттелефон. Диспетчер может организовать оповещение и отдать распоряжение набольшой территории через репродуктор, с помощью которого он может вызватьлюбого бригадира и водителя для переговоров.
2Технологический расчёт
2.1Определение площади склада, м2:
Ec
Fс= —,
ЕГде: Ec–вместимость склада, тонн.[И.Д.]; Е-расчётнаянагрузка на пол склада, тонн/м2. [И.Д.];1470
Fс= —— =452,3 м2
3,25
2.2 Среднесуточная пропускная способностьсклада, тонн:
Ec
Пс = ——,
Ун*Тхр
Где: Ун — коэффициентнеравномерности прибытия и отправления [И.Д.];
Тхр — срок хранения груза [И.Д.];
1470
Пс= ——— = 231,4 тонн
1,27*5,0
2.3 Эксплуатационнаяпроизводительность подъёмно-транспортного механизма
2.3.1 Время одного циклапри комбинированном перемещении груза, секунд
4h l*3,6 l*36
Тц=tз + tо+ —— + ——— + ———,
V V1 V2
Где: tз ; tо- время на захват и освобождение груза, секунд (от 5 до10);
h- высотаподъёма (опускания) груза на вилках, в метрах;
V— средняяскорость вил при подъёме (опускании) грузов, м/с;
l— длинаперемещения груза, в метрах;
V1— скорость погрузчика с грузом, км/ч;
V2 — скорость погрузчика без груза, км/ч;
4*4,5 18*3,6 18*3,6
Тц=7+5+ ——— + ——— + ——— = 156,5 сек.
0,141 7,3 8
2.3.2 Производительностьпогрузочного механизма
1) Техническая, тонн/ч:
3600*qц
Wт= ——— ,
Тц
Где: qц — средняя масса груза, погружаемая за 1 цикл, тонн.
3600*0,60
Wт= ———— = 13,8 тонн
156,5
2) Эксплуатационная, тонн/ч:
Wэк= Wт*ﺎ ,
Где: ﺎ — коэффициент интенсивностиработы машины (коэффициент использования рабочего времени ﺎ = 0,7….0,8):
Wэк= 13,8*0,8 = 11,4
2.4 Суточнаяпроизводительность автомобиля
2.4.1Технико-эксплуатационные показатели
1) Коэффициент выпуска:
Дк — Драб
£в= £т — ———– ,
Др
Где: £т — коэффициенттехнической готовности [И.Д.];
Драб — дни работы [366];
Дк– календарные дни за период [366];
366 — 366
£в= 0,886 — ———– = 0,886
366
2) Среднее время в наряде, часов:Тн= 9,7
3) Грузоподъёмность автомобиля, тонн: q= 2,5
4) Коэффициент использованиягрузоподъёмности:γ = 0,8
5) Средняя техническая скорость, км/ч.Так как автомобиль работает в городе, то рекомендуемое значение скорости: Vт= 25
6) Коэффициент использования пробега: ß= 0,486
7) Расстояние перевозки (Длина ездки) км.:lср= 13,5
8) Время простоя под погрузкой-разгрузкойза ездку, часов:
tп-р= tп+tр+tдоп
tп-р=0,18+0,4+0,13=0,35
Где: tп– времяпростоя под погрузкой, часов;
tр–время простоя под разгрузкой, часов;
tдоп– время выполнения дополнительныхопераций, часов:
q* γ
tп= —— ,
Wэк
2,5*0,8
tп= ——– = 0,18
11,4
q*γ*Нт
tр= ——–– ,
2*60
Где: Нт – норма временипростоя под разгрузкой 1 тонны груза при ручном способе выполнения работ,минут:
2,5*0,8*14,1
tр= ——–– = 0,23
120
nдоп*Ндоп
tдоп= ——–––– ,
60
Где: nдоп– количестводополнительных операций за ездку;
Ндоп – норма времени на выполнение дополнительных операций,минут.
2*4
tдоп= —— = 0,13
60
2.4.2 Выработкаавтомобиля за сутки, тонн:
Тн*Vт*ß*q*γ
Иа-д= ——––––—––
lег+Vт*ß*tп-р
9,7*25*0,486*2,5*0,8
Иа-д= ——––––—––——– = 35,9
13,5+25*0,486*0,35
2.5 Определение потребногоколичества автомобилей
Количество автомобилей в эксплуатации:
Qс
Аэ= —— ,
Uад
Где: Qс– суточныйобъём перевозок, тонн:
Qс=231,4
231,4
Аэ= –—— = 6,4(7 автомобилей)
35,9
Автодни в работе, АДр:
АДр = Др*Аэ,
АДр = 366*6,4=2342,4
Автодни в хозяйстве, АДх:
АДр
АДх = —— ,
£в
2342,4
АДх = ——— =2643,8
0,886
Среднесуточное число автомобилей, Асс:
АДх
Асс= —— ,
Дк
2643,8
Асс= –—— = 7,2
366
2.6 Определение числапостов погрузки, nп:
Qс*φн
nп= –—— ,
Wэ*Тсм
231,4*1,27
nп= —––—— = 3,2 (4 поста)
11,4*8
Вывод: Таким образом, для осуществлениякачественного обслуживания клиентуры при транспортировке (доставке) Чайныхизделий в ящиках за год с оптовой базы потребуется 7 автомобилей маркиГАЗ-33024 и организация работы с постов погрузки, оснащённых погрузчиками маркиЭП-107
3. Правила приёмки и выдачигрузов
Автотранспортные предприятия принимают кперевозке грузов на основании утверждённых в установленном порядке планов изаключённых трудовых договоров на перевозку грузов, а также грузы разовогохарактера.
Типы и количество автомобилей, необходимыхдля осуществления перевозок грузов, определяется автотранспортным предприятиемв зависимости от объёма и характера перевозок. Автотранспортные предприятияобязаны обеспечивать своевременную подачу подвижного состава ко всем пунктампогрузки-разгрузки в соответствии с принятыми заявками, а также подаватьгрузоотправителям под погрузку исправный подвижной состав для данного видаперевозок и отвечающий санитарным требованиям.
Подача подвижного состава, не пригодногодля перевозки, обусловленного договором груза приравнивается к неподачетранспортных средств. Отказ грузоотправителя от поданного автотранспортнымпредприятием подвижного состава должен сопровождаться составлением акта поустановленной форме.
Автотранспортные предприятия обязаныперевозить грузы по кратчайшему расстоянию, открытому для движенияавтомобильного транспорта. При невозможности выполнить это условие,автотранспортное предприятие обязано известить об этом грузоотправителя приприёме заявки.
Грузоотправитель обязан до прибытияавтомобиля под погрузку:
1) Подготовить груз к перевозке(затратить, подгруппировать по грузополучателям) с тем, чтобы обеспечитьрациональное использование подвижного состава и сохранность груза в путиследования.
2) Заготовить товарно-транспортныедокументы, пропуска на право проезда и прочее…
В случае, если груз, который былпредъявлен грузоотправителям, в состоянии, не соответствующим правиламперевозки и не был приведён им в надлежащее состояние в срок, обеспечивающимсвоевременную отправку груза, считается не предъявленным. В этом случаегрузоотправитель обязан оплатить стоимость пробега автомобиля в обоихнаправлениях, а также штраф за простой автомобиля в ожидании погрузки.
Автотранспортные предприятия имеют правоотказаться от приёма грузов к перевозке если:
1) Груз предъявлен грузоотправителям вненадлежащей таре или упаковке.
2) Предъявленный груз не предусмотрензаявкой.
3) Вес предъявляемого груза, перевозкакоторого должна осуществляться на одном автомобиле, превышает грузоподъёмностьподвижного состава.
4) Груз не может быть доставлен из-задорожных или климатических условий, вызвавших временное прекращение перевозок.
Перевозка грузов может производитьсяавтотранспортным предприятием как с выполнением транспортно-экспедиционныхопераций, так и без таковых.
Грузоотправитель (грузополучатель) можетпредъявлять к перевозке грузы с объявленной ценностью в соответствии сустановленным списком. Объявленная ценностью не должна превышать действительнойстоимости груза. В случае разногласий между автотранспортным предприятием игрузоотправителем, стоимость груза определяется экспертизой, о чём составляетсяакт.
Для того, чтобы груз был выдангрузополучателю своевременно и в надлежащем порядке, а также для того, чтобыгрузополучатель подготовил подъездные пути, места приёмки и разгрузки,грузоотправитель обязан уведомить грузополучателя о предстоящем завозе.Грузополучатель обязан обеспечить приём груза и разгрузку автомобиля,прибывшего до окончания времени работы грузополучателя.
Тарные и штучные грузы, принятые кперевозке по стандартному весу или весу, указанному грузоотправителем на каждомгрузовом месте, выдаются грузополучателю в пункте назначения без взвешивания посчёту мест с проверкой веса и состоянием груза только в повреждённых местах.При определении количества груза с помощью взвешивания (или пересчёта),автотранспортное предприятие не несёт материальной ответственности прирасхождении между весом груза (количества), указанным в товарно-транспортнойдокументации грузоотправителей и фактическим весом груза, если разница непревышает:
а) Нормы естественной убыли;
б) Нормы расхождения в показании весов(нормы точности взвешивания грузов).
4 Требования к упаковке,транспортной таре, маркировке и пломбирования груза
4.1 Общие требования купаковке:
Сохранность грузов при ее транспортировкеи выполнении погрузочно-разгрузочных работ обеспечивается за счет упаковки. Подупаковкой понимается средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукцииот повреждений и потерь, а также защиту окружающей среды от загрязнений.Соответственно, упаковывание — это подготовка продукции к обращению(транспортировке, хранению, реализации и потреблению).
При перевозках грузов очень важнымявляется соблюдение требований по упаковке грузов. Помимо того что упаковкаявляется важным условием обеспечения сохранности грузов, она еще позволяетформировать грузовые единицы (по габаритам или массе), контролировать иучитывать количественные показатели грузов при их отгрузке и выдаче,рационально использовать грузовой объем транспортных средств, обеспечиватьусловия для выполнения погрузочно-разгрузочных работ, пакетирования имаркировки грузов.
Основным элементом упаковки,представляющим собой изделие для размещения продукции, является тара. Дляперевозки грузов используется транспортная тара (тара, образующаясамостоятельную транспортную единицу). Между тем условиями договора перевозкиили транспортной экспедиции может быть предусмотрено, что перевозка грузовосуществляется в потребительской упаковке (например, при перевозке грузовнавалом, насыпью, пр.).
Тип и качество упаковки закрепляются внормативно-технической документации на транспортировку конкретных видов грузов— стандартах, технических условиях, правилах упаковки грузов при перевозке.
Транспортная организация не должнапроизводить упаковку грузов — это обязанность грузоотправителя. Между тем воснове исполнения обязательств лежит договор экспедирования грузов, поэтомуобязанность по упаковыванию грузов и подготовке их к перевозке может бытьвозложена на транспортно-экспедиционное агентство.
4.2 Общие требования ктранспортной таре:
Классификацию тары осуществляют взависимости от формы. Наиболее распространенными видами тары, используемой притранспортировке грузов, являются:
Ящики
Под ящиком понимается закрытая со всехсторон транспортная тара с корпусом, имеющим в сечении, параллельном дну,преимущественно форму прямоугольника, с дном, двумя торцовыми и боковымистенками, с крышкой или без нее, изготовленная из досок, фанеры, пластмассы,металла или комбинации упаковочных материалов.
Шарниры, запоры, ручки и им подобныедолжны быть, по возможности, утоплены, гвозди и шурупы также не должнывыступать. Тяжелые ящики должны быть снабжены снизу деревянными брусьями,позволяющими выполнение разгрузочно-погрузочных операций с помощьюподъемно-транспортных средств. Усиливающие бруски должны быть смещены на дне икрышке в шахматном порядке, чтобы при штабелировании они входили вовзаимозацепление и обеспечивали тем самым устойчивую погрузку. Принеобходимости прочность ящиков повышается за счет окантовки стальной илипластмассовой лентой. Ящики предназначены для упаковки тяжелых и бьющихсягрузов.
Различают следующие виды ящиков:
1) Деревянные (решетчатые и сплошные).Представляют собой самонесущую рамную конструкцию, состоящую из досок ибрусков, для прочности окантовываются стальной лентой, позволяют штабелированиеи применение механизированных средств погрузки-разгрузки.
2) Картонные (из сплошного игофрированного картона). Должны по своим свойствам и качеству соответствоватьмассе и свойствам перевозимых грузов; при решении вопроса о пригодности ктранспортированию ящиков из сплошного или гофрированного картона существеннымявляются наличие и достаточность внутренней упаковки груза, размер и состояниеящика (первичное или повторное использование), следует также учитывать,является ли груз самонесущим или нет, удовлетворяет ли способ объединениястенок и закрытия ящика нагрузкам, возникающим при транспортировке.
3) Пластмассовые (из пластмассы,пенопласта, пр…). При использовании фасонных элементов из пенопласта и другихматериалов, в качестве единственной упаковки для определенных грузов, следуетобращать внимание на то, чтобы кромки и углы не были раскрошены и обломаны;фасонные элементы должны быть надежно соединены.
Зачастую, при перевозке грузовавтомобильным транспортом, в качестве транспортной тары используются коробки(тара с корпусом разнообразной формы, с плоским дном, закрываемая крышкойсъемной или на шарнире).
Виды тары и упаковки, упаковочных средств,которые следует использовать при упаковывании конкретных грузов,устанавливаются в стандартах, технических условиях, иной нормативно-техническойдокументации на эти грузы. Для большинства грузов требования к упаковке и тареустановлены в ГОСТах на продукцию.
Требования к упаковке и таре зависят отразнообразных факторов — от вида груза, его массы, размера, формы, пр. Такжеопределяющим фактором при выборе упаковки и тары являются конструкция, состав ихарактеристика продукции, обусловливающие особые правила обращения с грузамипри их транспортировке и погрузочно-разгрузочных работах.
Например:Вид груза Цель упаковки Хрупкие грузы Защита грузов от механических повреждений Сыпучие грузы Герметичность, защита от россыпи, защита от влаги Грузы, чувствительные к толчкам Защита от механических повреждений, обеспечение соответствия характеристик и параметров установленным нормам (например, для электронных измерительных приборов — точность измерения) Грузы с жесткой конструкцией Исключение возможности свободного перемещения внутри тары при погрузке-разгрузке и транспортировании Грузы, чувствительные к атмосферным осадкам, температуре Защита груза от порчи (гниения, ржавчины, пр.)
Упаковывание грузов для их транспортировкидолжно производиться с учетом безопасности тары для транспортных средств иработников, занятых в транспортном процессе. Это означает, что упаковкаи тара не должны иметь выступающих частей (гвоздей, концов проволоки илистальной ленты, пр.), способных повредить транспортное средство, другие грузы,а также привести к травмированию работников.
При эксплуатации тары необходимо выполнятьряд требований:
тару следует загружать не болееноминальной массы брутто;
способ загрузки тары должен исключать появлениеостаточных деформаций тары;
груз в таре должен находится ниже уровняее бортов;
опрокидывающиеся стенки тары должны быть взакрытом положении.
На каждую партию упакованных грузов(товаров) составляют либо общий упаковочный лист, либо упаковочный лист накаждое грузовое место. Общий упаковочный лист на партию вкладывается в грузовоеместо № 1 каждой отправляемой партии.
Иная сопроводительная документация такжеподлежит упаковыванию. Как правило, она вкладывается в конверты изводонепроницаемой бумаги или водонепроницаемые пакеты.
4.3 Общие требования ктранспортной маркировке
Под транспортной маркировкой понимаютсятекст, условные обозначения и рисунки на упаковке, информирующие о получателе,отправителе и способах обращения с упакованной продукцией при еетранспортировке.
Согласно ГОСТ 14192-96 «Маркировка грузов»транспортная маркировка должна содержать:
1. Основные, дополнительные иинформационные надписи.
2. Манипуляционные знаки (изображения,указывающие на способы обращения с грузом).
ГОСТ 14192-96 «Маркировка грузов»устанавливает следующие группы надписей:
1. Основные:
Полное или условное зарегистрированное вустановленном порядке наименование грузополучателя.
Наименование пункта назначения. Еслипунктом назначения является железнодорожная станция (порт), должно быть указанополное наименование станции (порта) и сокращенное наименование дороги(пароходства) назначения.
Количество грузовых мест в партии ипорядковый номер места внутри партии указывают дробью: в числителе — порядковыйномер места в партии, в знаменателе — количество мест в партии.
Количество грузовых мест и порядковыйномер места следует указывать при перевозке следующих грузов:
— разнородных или разносортных грузов воднотипной таре (например, разные сорта хлопка в кипах);
— однородных грузов в разнотипной таре;
— однородных грузов, когда недопустимосмешение сортов в партии;
— комплектов оборудования;
— грузов в одном вагоне мелкимиотправками.
2. Дополнительные:
Полное или условное зарегистрированное вустановленном порядке наименование грузоотправителя. Наименование пунктаотправления. Надписи транспортных организаций (содержание надписей и порядокнанесения устанавливаются правилами транспортных министерств).
3. Информационные:
Массы брутто и нетто грузового места вкилограммах. Допускается вместо массы нетто указывать количество изделий вштуках, а также не наносить массу брутто и нетто или количество изделий вштуках, если они указаны в маркировке, характеризующей упакованную продукцию.
Габаритные размеры грузового места в сантиметрах(длина, ширина и высота или диаметр и высота). Габаритные размеры не указывают,если ни один из габаритных размеров не превышает 1 м при транспортированиигруза на открытом подвижном составе, 1,2 м — в крытом и 0,7 м притранспортировании воздушным транспортом. При перевозке грузов транспортнымипакетами на каждом из них должны быть нанесены основные, дополнительные иинформационные надписи. При этом вместо порядкового номера места и количествагрузовых мест в партии наносят: в числителе — общее количество пакетов впартии; в знаменателе — количество грузовых мест в пакете, в скобках — порядковый номер пакета.
4.4 Общие требования кпломбированию грузов
Зауженные крытые автомобили и прицепы,отдельные секции автомобилей, контейнеры и цистерны с назначением одномугрузополучателю должны быть грузоотправителем опломбированы, а мелко — штучныетовары, находящиеся в ящиках, коробках и другой таре, при перевозке внеопломбированном подвижном составе или контейнерах пломбированы илиобандеролены.
Для обеспечения сохранности груза,перевозимого в несколько адресов, внутри кузова-фургона автотранспортноепредприятие или организация могут устанавливать перегородки, позволяющиеразделять кузов на отдельные пломбируемые секции.
Водитель не принимает участия в перевесахи пересчетах грузов! прибывших в исправных автомобилях, прицепах, отдельныхсекциях автомобиля, контейнерах и цистернах с неповрежденными пломбамигрузоотправителя, а также в исправной обандероленной таре, которые выдаютсягрузополучателю без проверки веса и состояния груза и количества грузовых мест.
Пломбы грузоотправителя должны иметьсокращенное наименование грузоотправителя и контрольные знаки (торговые знакиили но-1 мера тисков). При пломбировании автотранспортной организацией, пломбыдолжны иметь наименование организации и номер тисков.
Пломбы, навешиваемые на подвижной состав(фургоны, цистерны и т.п.), контейнеры, секции автомобиля, отдельные грузовыеместа, не должны допускать возможности доступа к грузам и снятия пломб безнарушения их целости. Пломбы навешиваются:
а) у фургонов или секций автомобиля — навсех дверях по одной пломбе;
б) у контейнеров — на дверях по однойпломбе;
в) у цистерн — на крышке люка и сливногоотверстия по одной пломбе, за исключением случаев, когда особый порядокпломбирования предусмотрен правилами перевозок отдельных видов наливных грузов;
г) у грузового места — от одной до 4 пломбв точках стыкования окантовочных полос или других увязочных материалов.
Пломбирование груза, укрытого брезентом,можно производить, только когда соединение его с кузовом обеспечиваетневозможность доступа к грузу. Пломбы навешиваются на концах соединительногоматериала в местах стыкования последнего с кузовом подвижного состава.
Перед пломбированием автофургонов(контейнеров) обе дверные накладки должны быть скреплены закрутками изотожженной проволоки диаметром не менее 2 мм и длиной 250—260 мм. Закручиваниепроволоки должно производиться специальной металлической пластинкой с двумяотверстиями диаметром 6—10 мм и расстоянием между ними 35 мм.
Скрепление дверных накладок проволочнымизакрутками осуществляет грузоотправитель, производящий погрузку груза.
Для пломбирования могут применятьсясвинцовые или полиэтиленовые пломбы с камерой или с двумя параллельнымиотверстиями, а также термически обработанная (отожженная) проволока диаметром0,6 мм.
Пломбы должны быть навешаны на проволоку,предварительно скрученную в две нити. Скручивание проволоки производится израсчета четырех витков на сантиметр длины.
Навешивание пломб с двумя параллельнымиотверстиями должно производиться в следующем порядке:
а) в каждую из пломб продевается одинконец отрезка пломбировочной проволоки;
б) свободный длинный конец проволокипропускается в два оборота сквозь ушко дверной накладки двери фургона(контейнера), а за тем через одно и второе отверстия пломбы;
в) пломба зажимается тисками.
При навешивании свинцовых пломб с камеройконцы проволоки пропускаются через входные отверстия пломбы, скручиваются в 2—3витка, и витки втягиваются в камеру пломбы с последующим зажимом их тисками;
полиэтиленовых пломб с камерой концыпроволоки пропускаются через входные отверстия пломбы, затем эти концыскручиваются между собой двумя витками, один конец проволоки закручиваетсявокруг второго, а затем второй — вокруг первого в последовательном порядке.После этого образовавшийся узел втягивается до отказа в камеру, и пломбазажимается пломбировочными тисками. Петля, образуемая при пломбировании междуушками дверной накладки (крышки колпака цистерны) и пломбой, должна быть не более25 мм.
Пломбы сжимаются тисками так, чтобыоттиски с обеих сторон получались четкими и ясными, а проволоку нельзя быловытащить из пломбы. После сжатия тисками каждая пломба должна быть тщательноосмотрена и в случае обнаружения дефекта (неясность цифр знака тисков, среззнаков и т.п.) она заменяется другой.
Контрольные знаки пломб должны иметьбуквенные и цифровые обозначения, нумерация которых производится впоследовательном порядке от 001 до 999.
Перевозка с неясными оттискамиустановленных знаков на пломбах, а также с неправильно навешенными пломбамизапрещается.
Факт опломбирования груза и контрольныезнаки пломбы указываются в товарно-транспортной накладной.
Материалы, которыми произведенообандероливание (бумажная лента, тесьма и т.д.), должны представлять собойединое целое (без узлов и наращивания) и скрепляться в местах соединенийотличительным знаком изготовителя или грузоотправителя (печатью или штампом).
Обандероливание производится так, чтобыбез разрыва материала, которым оно произведено, доступ к грузу был невозможен.
5 Организациядокументооборота (транспортная и путевая документация)
5.1 Товарно-транспортнаянакладная
Перевозка грузов товарного характераоформляется товарно-транспортными накладными.
Грузоотправитель представляет автотранспортномупредприятию на предъявленный к перевозке груз товарного характератоварно-транспортную накладную, которая является основным перевозочнымдокументом и по которой производится списание этого груза грузоотправителем иоприходование его грузополучателем. Таким образом, товар транспортная накладная предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей (ТМЦ)и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом.
Товарно-транспортная накладная состоит издвух разделов:
— товарного, определяющего взаимоотношения грузоотправителя игрузополучателей и служащего для списания товарно-материальных ценностей угрузоотправителей и оприходования их у грузополучателей;
— транспортного, определяющеговзаимоотношения грузоотправителей заказчиков автотранспорта сорганизациями-владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов, ислужащего для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей илигрузополучателей организациями владельцами автотранспорта за оказанные имуслуга по перевозке грузов.
Товарно-транспортная накладная наперевозку грузов автомобильным транспортом составляется грузоотправителем длякаждого грузополучателя отдельно на каждую ездку автомобиля с обязательнымзаполнением всех реквизитов.
При централизованном вывозе грузов со станцийжелезных дорог, 1 портов, пристаней, аэропортов перевозка оформляется товарно- транспортными накладными, составляемыми совместно с работникамиорганизаций-владельцев автотранспорта, станций железных дорог, пристаней,аэропортов.
В условиях, когда на одном автомобилеодновременно перевозится несколько грузов в адрес одного или несколькихполучателей, товарно-транспортная накладная выписывается на каждую партиюгрузов и каждому грузополучателю в отдельности.
Товарно-транспортная накладная выписываетсяв четырех экземплярах: первый остается у грузоотправителя и предназначен длясписания ТМЦ, второй, третий и четвертый экземпляры, заверяемые подписями ипечатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю;
второй сдается водителем грузополучателю ипредназначается для оприходования ТМЦ у получателя груза, третий и четвертыйэкземпляры, заверяемые подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаютсяорганизации-владельцу автотранспорта; третий экземпляр, служащий основанием длярасчетов, транспортная организация прилагает к счету за перевозку и высылаетплательщику-заказчику; четвертый прилагается к путевому листу и служитоснованием для учета транспортной работы и начисления заработной платыводителю.
Грузоотправитель при необходимости можетвыписывать дополнительные экземпляры товарно-транспортных накладных, числокоторых устанавливается соглашением между грузоотправителем и автотранспортнымпредприятием.
По грузам нетоварного характера, покоторым не ведется складской учет ТМЦ, но организован учет путем замера,взвешивания, геодезического замера, товарно-транспортная накладная выписываетсяв трех экземплярах: первый и второй передаются организации-владельцуавтотранспорта.
Первый экземпляр служит основанием длярасчетов организации-владельца автотранспорта с грузоотправителем и прилагаетсяк счету; второй — прилагается к путевому листу и служит основанием для учетатранспортной работы; третий экземпляр остается у грузоотправителя и служитоснованием для учета выполненных объемов перевозок.
В зависимости от особенностей товаров ктоварно-транспортной накладной могут прилагаться другие документы, следующие сгрузом.
При выдаче грузоотправителем документов,определяющих качество груза и взаимоотношения поставщика и покупателя (сертификаты,счета, счета — фактуры, удостоверения, свидетельства и т.д.), шофер обязанпринять эти документы и передать их вместе с грузом грузополучателю. При этомгрузополучатель не вправе требовать сдачи груза по этим документам.
При сдаче груза шофер (экспедитор)предъявляет три экземпляра товарно-транспортной накладной грузополучателю.
Если количество икачество товара соответствуют указанному в товаросопроводительных документах,то на товарно-транспортной накладной и иных документах, удостоверяющих количествоили качество поступивших товаров, накладывается штамп грузополучателя, чтоподтверждает соответствие принятых товаров данным, указанным в сопроводительныхдокументах. Материально ответственное лицо, осуществляющее приемку товара,ставит свою подпись на товаросопроводительных документах и заверяет ее круглойпечатью торговой организации
В случае несоответствияфактического наличия товаров или отклонения по качеству, установленному вдоговоре, или данным, указанным в сопроводительных документах, долженсоставляться акт, который является юридическим основанием для предъявленияпретензий поставщику. В сопроводительном документе следует сделать отметку обактировании.
Заполнениетоварно-транспортной накладной (ТТН) осуществляется по определенным правилам. Следуетотметить, что по действовавшей ранее форме ТТН, такие правила были утвержденысовместной инструкцией Минфина СССР, Минавтотранса РСФСР и Госбанка СССР 1983г. «Проецируя» правила заполнения на новую форму ТТН, можно выделить следующиеэтапы и условия заполнения:
1. Заполнение ТТН угрузоотправителя 1.1. До прибытия автомобиля грузоотправитель обязан:
а) в заголовочной частиТТН указать дату выписки ТТН;
б) в строках, посвященныхсубъектам перевозки, указать свои реквизиты, а также реквизиты грузополучателяи плательщика. Плательщиком может быть сам грузоотправитель, илигрузополучатель, или же третье лицо;
в) в строках «пунктпогрузки» и «пункт разгрузки» транспортного раздела указать адресасоответственно пунктов погрузки и разгрузки;
г) в разделе «Сведения огрузе» привести данные о грузе (коды, номенклатуру, количество, цену,наименование, единицы измерения, упаковку, количество мест и массу, сумму,пр.). В строке раздела «Всего отпущено на сумму» прописью записать общуюстоимость отгруженных товарно-материальных ценностей. В строке «Отпускразрешил» указывается должностное лицо, ответственное за отгрузкутоварно-материальных ценностей, которое своей подписью удостоверяетправильность сделанных записей и разрешает произвести отправку груза грузополучателю.
1.2 После прибытияавтомобиля и погрузки товарно-материальных ценностей грузоотправитель:
в строке «К путевомулисту» записывает номер путевого листа, к которому прикладывается ТТН;
в строке «Организация» наоснове предъявленного водителем путевого листа записывает наименованиеавтопредприятия, на подвижном составе которого производится перевозка груза;
в строке «Автомобиль»записывает марку и государственный но мер автомобиля, прибывшего под погрузку;
в строке «Водитель»указывает фамилию и инициалы водителя; б) в разделе «Сведения о грузе»транспортного раздела:
в графе 2 «С грузомследуют документ» записывает наименования и номера документов, прилагаемых кТТН (железнодорожных накладных, сертификатов, удостоверений, свидетельств ит.д.). Указанные документы водитель-экспедитор обязан принять и передать вместес грузом грузополучателю;
в графе 3 «Вид упаковки»записывает сокращенно вид тары, в которой перевозится груз (например, «ящ.»,«боч.», пр.). При предъявлении к перевозке неупакованного груза указываетсясокращенно «н/у»;
в графе 4 «Количествомест» указывают количество мест отдельно, по каждому из приведенных в графе 1наименованию груза и каждому виду -упаковки. При перевозке грузов пакетами наподдонах указывает количество пакетов. При перевозке грузов навалом, насыпьюили наливом вносится соответствующая запись и количество мест не указывается;
в графе 5 «Способопределения массы» записывает, каким способом определена масса груза. Привзвешивании груза на весах должен быть указан тип весов («тов. весы», «авт.весы», др.).
Если вес груза определенпо стандарту, замеру или расчетным путем, в графе производится соответствующаязапись;
в графе 9 «Масса брутто,т» записывает массу груза в тоннах с точностью до 0,01 т по видам наименованийперевозимых грузов и общую массу груза;
При оформлении несколькихездок с грузом одной ТТН в графе «Количество ездок» указывается общееколичество выполненных ездок; в строках, отражающих прием-передачу груза,материально ответственным лицом, производящим отпуск товаров, указываютсяобразец (или номер) оттиска пломбы (при перевозке груза в контейнерах, и т.п.под пломбой), которой произведена опломбировка груза, общее количество местгруза или контейнеров (прописью), общая масса сданного для перевозки по даннойтоварно-транспортной накладной груза в тоннах с точностью до 0,01 т (прописью).В строке «Отпуск за произвел» записываются должность, фамилия, имя, отчествопредставителя грузоотправителя, выдавшего груз к перевозке. Подписью этогопредставителя в той же строке и штампом предприятия-грузоотправителяудостоверяется правильность всех данных, записанных в товарно-транспортнойнакладной, а также выдача груза к перевозке. Графы, в которых нет записей,прочеркиваются. В строке «Груз к перевозке Принял» записывается фамилия, имя,отчество водителя или водителя-экспедитора, который своей подписью удостоверяетобразец оттиска пломбы, записи количества мест, массы принятого к перевозкегруза и номеров принятых к перевозке контейнеров.
Заполнение ТТН в путиследования:
Если в пути следованияпроизводится в установленном порядке переадресовка груза, запись об этомвносится в строку «Переадресовка» во всех трех находящихся у водителяэкземплярах товарно-транспортной накладной. При переадресовке грузапроставляются реквизиты нового грузополучателя. Все эти записи удостоверяютсяподписью водителя либо представителя автотранспортного предприятия.
В случае перевозки грузав пути следования на другой автомобиль в строках «Организация», «Водитель» и«Автомобиль» прежние реквизиты зачеркиваются (так, чтобы их можно былопрочитать) и записываются новые данные. Это исправление должно быть завереноподписью работника, руководящего перегрузкой. Наряду с этим факт передачи грузаот одного водителя-экспедитора другому водителю-экспедитору удостоверяетсяактом установленной формы, о чем делается соответствующая отметка в строке«Отметки о составленных актах». При составлении актов, относящихся к даннойотправке, в главе «Отметки о составленных актах» записываются номер акта, датасоставления и о чем составлен акт (например, «О недостаче мест», «О нарушениипломбы» и т.п ).
Заполнение ТТН угрузополучателя:
После доставки грузагрузополучателю водитель-экспедитор три экземпляра товарно-транспортнойнакладной сдает представителю организации грузополучателя, ответственному заприемку груза, который обязан:
а) в разделе«Погрузочно-разгрузочные работы» в строке «Разгрузка»:
б) в графе 11«Исполнитель» записать наименование организации, выполняющей разгрузочныеработы (автопредприятие, грузополучатель, грузовая автостанция,специализированная организация и т.д.);
в) в графе 12«Дополнительные операции» записать выполненные при разгрузке и приемке грузадополнительные операции (взвешивание, пересчет, анализ и т.п.) с указаниемколичества по каждой из них;
г) в графе 13 записатьнаименование механизма, которым выполнены разгрузочные работы, и егохарактеристику (грузоподъемность, емкость ковша и т.п.
д) в графах 14-15«Способ» указать способ разгрузки (ручной, механизированный, сливом, самосваломи т.д.);
е) в графах 16-17записать или проставить штамп-часами часы и минуты прибытия автомобиля подразгрузку и убытия после окончания ее;
ж) в графе 18 — времядополнительных операций;
з) в графе 19 «Подписьответственного лица» представитель грузополучателя, ответственный за проведениеразгрузочных работ, удостоверяет своей подписью правильность заполненияперечисленных реквизитов.
Разгрузка считаетсяоконченной после вручения водителю надлежащим образом оформленнойтоварно-транспортной накладной;
б) в графе 32 раздела«Прочие сведения» указать время простоя под разгрузкой;
в) в строках, отражающихприем-передачу груза, материально ответственным лицом, производящим приемтоваров, указывается образец (или номер) оттиска пломбы, которой произведено опломбированиедоставленного груза (при перевозке груза в контейнерах, цистернах и т.п. подпломбой), общее количество мест груза или контейнеров (прописью), общая массадоставленного по данной товарно-транспортной накладной груза в тоннах сточностью до 0,01 т (прописью). В строке «Принял» записывается должность,фамилия, имя и отчество материально ответственного лица, принявшего груз,подписью которого в той же строке и штампом предприятия-грузополучателяудостоверяется прием груза. В строке «Сдал» водитель-экспедитор своей подписьюудостоверяет сдачу груза грузополучателю.
Заполнение ПИ вавтопредприятии:
Третий и четвертыйэкземпляры товарно-транспортной накладной, заверенные подписями и печатямигрузоотправителя и грузополучателя, вместе с путевым листом водителем сдаютсядиспетчеру автотранспортного предприятия.
Автопредприятие:
а) в заголовочной частитранспортного раздела ТТН:
заполняет строки «Маршрут№» «Прицепы» и «Гаражные номера»; в строке «Вид перевозки» записываетнаименование вида перевозки, учитывающее разновидности этих перевозок,например, сдельный тариф, повременный тариф, покилометровый тариф, оплата заездку, работа по групповому акту замера (взвешивания), бригадному подряду,системе тяговых плеч, централизованные перевозки, сборно-развозочные маршруты,маневровые тягачи, попутная загрузка, завоз-вывоз грузов с железнодорожныхстанций и т.п;
б) в разделе «Сведения огрузе» в графах 6, 8 записываются код и класс груза:
в) в разделе «Прочиесведения»:
в графах 20-24 записываетрасстояние перевозки груза с разбивкой по группам дорог;
в графе 25 указывает кодэкспедирования груза;
в графах 26 и 27указываются суммы, причитающиеся с клиента и водителю за оказанные транспортныеуслуги;
в графах 29 и 30записываются поправочные коэффициенты к зарплате водителя (для изменениярасценок водителю в соответствии с условиями перевозок согласно положениям) и косновному тарифу (для изменения основного тарифа в случаях, предусмотренныхЕдиными тарифами);
в) в разделах «Расчетстоимости» и «Таксировка» таксировщиком автопредприятия производится расчетстоимости автоуслуг и зарплаты водителю по данной ТТН.
Грузоотправитель игрузополучатель несут ответственность за все последствия неправильности,неточности или неполноты сведений, указанных ими в товарно-транспортнойнакладной. Автотранспортные предприятия имеют право проверять правильность этихсведений.
5.2Путевые листы
Путевой лист грузовогоавтомобиля является основным документом первичного учета, определяющимсовместно с товарно-транспортной накладной при перевозке товарных грузовпоказатели для учета работы
подвижного состава иводителя, а также для начисления заработной платы водителю и осуществлениярасчетов за перевозки грузов.
Дня грузовогоавтотранспорта постановлением Госкомстата России 28.11.1997 г. № 78 утвержденыдве формы путевых листов — форма № 4-с > и форма № 4-п.
Форма № 4-с (сдельная)применяется при осуществлении перевозок грузов при условии оплаты трудаавтомобиля по сдельным расценкам.
Форма № 4-п (повременная)применяется при условии оплаты работы автомобиля по повременному тарифу ирассчитана на одновременное выполнение перевозок грузов до двух заказчиков втечение одного рабочего дня (смены) водителя.
Отрывные талоны путевоголиста заполняются заказчиком и служат основанием для предъявленияорганизацией-владельцем автотранспорта счета заказчику.
К счету прилагаетсясоответствующий отрывной талон.
Путевой лист остается ворганизации-владельце автотранспорта, в нем повторяются идентичные записи овремени работы автомобиля у заказчика и служат основанием для учета работыавтомобиля в течение рабочего дня.
В случае, когда приповременной оплате за работу автомобиля будут перевозиться товарно-материальныеценности, в путевой лист вписываются номера товарно-транспортных документов иприлагается один экземпляр этих товарно-транспортных документов, по итогукоторых Указывается количество перевезенных тонн груза и другие показатели,отражающие работу автомобиля и водителя.
Заполнение путевого листадо выдачи его водителюпроизводится диспетчером организации или лицом,на это уполномоченным. Остальные данные заполняют работникиорганизации-владельца автотранспорта и заказчики. Следует помнить, что участиев заполнении путевого листа не допускается, за исключением подписей,удостоверяющих прием (при выезде) и сдачу (при возвращении автомобиля).
Путевые листы по формам №4-с и № 4-п выдаются водителю под расписку уполномоченным на то лицом только наодин рабочий день (смену) при условии сдачи водителем путевого листапредыдущего дня работы.
Заполнение осуществляетсяв следующей последовательности:
Под названием документазаписывается дата его выдачи (число, месяц, год), которая должнасоответствовать дате регистрации выданного путевого листа в журнале.
В строке «Режим работы»записывается код, соответствующий режиму работы (работы в будние дни,командировка, суммированный учет рабочего времени, ежедневный учет рабочеговремени, работа в выходной или праздничный день, работа по графику или внеграфика и тд.), в соответствии с которым производится начисление заработной платыводителю.
В строках «Колонна»,«Бригада» записываются номера колонны и бригады, в составе которых числятсяавтомобиль и водитель.
В строках, посвященныхавтотранспортному средству, записывают марку, государственный номер, а такжеего гаражный номер.
В строках, посвященныхводителю, записываются фамилия, инициалы, табельный номер, присвоенныйработнику в транспортной организации, номер удостоверения и класс водителя,работающего по дан ному путевому листу.
В строках, посвященныхлицензионной карточке, указываются сведения о ее виде (стандартной,ограниченной), регистрационном но мере и серии.
В строках «Прицепы»записываются марки, государственные и гаражные номера прицепов и полуприцепов,выпускаемых на линию с автомобилем. Номера обменных прицепов и полуприцеповзаписываются по этим строкам в местах их перецепки.
В строке «Сопровождающиелица» записываются фамилии и инициалы лиц, сопровождающих автомобиль длявыполнения задания (грузчики, экспедиторы, стажер и т.д.).
В разделе «Работаводителя и автомобиля» — сведения о выезде и возвращении автомобиля по графику.
10.В разделе «Заданиеводителю» в графе 18 «В чье распоряжение» на основании заявки или разовогозаказа заказчика записывается наименование заказчика, в распоряжение которогодолжен прибыть автомобиль для выполнения задания. В графе 19 «Время прибытия»записывается время (в часах и минутах) прибытия автомобиля к заказчику согласноего заявке, разовому заказу или графику работы автомобиля по условиям договора.
В графах 20-21 (адресапунктов погрузки и разгрузки) указывается, откуда взять груз и куда егодоставить согласно заявке, разовому заказу заказчика или по условиям договора.
В графе 22 «Наименованиегруза» записывается наименование предъявляемого к перевозке груза на основаниизаявки или разового заказа заказчика. В графе 23 «Количество ездок с грузом» наосновании заявки или разового заказа записывается количество ездок с грузом,необходимое для выполнения задания. В графе 24 «Расстояние» записываютсярасстояния перевозок грузов, определяемые по данным дорожных органов, или покарте района (плану города) при помощи курвиметра, или по списку расстояний,составленному на основании актов замера или по показаниям спидометра автомобиля(на сезонных перевозках), зафиксированным актом автотранспортной организации изаказчика. В графе 25 «Перевезти тонн» записывается количество груза, котороенеобходимо перевезти для заказчика.
Право изменения задания,указанного в разделе «Задание водителю», имеет только автотранспортная организация.Лишь в исключительных случаях заказчик может по согласованию с автотранспортнойорганизацией изменить задание.
1. На лицевой сторонепутевого листа в строке «Выдать горючее» записывается прописью количествогорючего, необходимое к выдаче для выполнения задания с учетом остатка горючегопредыдущего дня работы.
В строке «Подписьдиспетчера» диспетчер своей подписью удостоверяет правильность заполненных имреквизитов путевого листа и наличие у водителя водительского удостоверения.
Заполнение путевого листадо выезда из гаражапроизводится в следующей последовательности:
В разделе «Движениегорючего» в графах 9, 10 и 11 и в соответствующих строках заправщик, техник погорюче-смазочным материалам (ГСМ) или уполномоченное на то лицо записываютколичество выданного горючего.
2. На лицевой сторонелицом, уполномоченным транспортной организацией осуществлять предрейсовыймедицинский осмотр, своей подписью удостоверяется состояние здоровья водителя ивозможность до пуска его к управлению автомобилем.
В разделе «Работаводителя и автомобиля» в графе 5 «Показания спидометра» механикконтрольно-пропускного пункта (КПП) или от дела технического контроля (ОТК)записывает показание спидометра при выезде автомобиля на линию, а в графе 6«Время фактическое» штамп-часами проставляет фактическое время выездаавтомобиля из гаража. В случае неисправности или отсутствия штамп-часов времязаписывается вручную в следующей последовательности: число, месяц, часы,минуты.
В разделе «Движениегорючего» в графе 12 «Остаток при выезде» механик КПП или ОТК записываетколичество горючего, находящегося в баках автомобиля при выезде, и правильностьвсех сделанных записей удостоверяет подписью в этой графе.
В строках, посвященныхтехнической исправности автомобиля, механик КПП или ОТК удостоверяет подписьюпередачу автомобиля водителю в технически исправном состоянии и разрешение навыезд из гаража. В строках, определяющих водителя, принявшего автомобиль, водительподписью удостоверяет принятие автомобиля в технически исправном состоянии иполучение задания на работу.
Заполнение путевого листана линиипроизводится в следующей последовательности:
1. В разделе«Последовательность выполнения задания» формы № 4-с:
В графе 27 записываютсяпоследовательно номера выполненных ездок.
Запись предназначена дляразнесения прилагаемых товарно-транспортных документов по ездкам.
В графах 36-38 «Номераприложенных товарно-транспортных документов (ТТД)» грузоотправителемзаписываются все номера товарно-транспортных документов, относящихся к даннойездке.
В графах 28-30 «Прибытие»проставляются число и время (часы и минуты) предъявления шофером путевого листагрузоотправителю или грузополучателю у въездных ворот или наконтрольно-пропускном пункте в пунктах погрузки или разгрузки (кроме станцийжелезных дорог). При отсутствии въездных ворот или контрольно-пропускногопункта указанная графа не заполняется, время прибытия в пункт погрузки илиразгрузки проставляется в товарно-транспортной накладной (ТТН).
В графах 39 и 40указывается наименование грузоотправителя, грузоотправитель расписывается иставит печать, подтверждая правильность заполненных им реквизитов путевоголиста.
В разделе «Простои налинии» работник службы техпомощи или уполномоченное на то лицо всоответствующих графах записывают при чину простоя, дату и время начала иокончания простоя и удостоверяют эти записи своей подписью.
В строках «Особыеотметки» на лицевой стороне записываются сведения, не предусмотренные формойпутевого листа (отметки ГИБДД, заказчиков при отказе от загрузки автомобиля,различных дорожных служб и т.п).
/>При возвращении автомобиля в гаражзаполнение путевого листа производится в следующей последовательности:
В разделе «Результатыработы автомобиля и прицепов» указывается расход горючего, время в наряде,количество ездок и заездов, про бег (согласно спидометру), объемы перевозки.
В разделе «Движениегорючего» механик КПП или ОТК заполняет графу 13 «Остаток при возвращении» ирасписывается под ней. В этом же разделе заправщик, техник по ГСМ илиуполномоченное на то лицо при сдаче водителем ГСМ заполняют графу 14 «Сдано» и расписываютсяпод ней.
4. В строке «Сдалводитель» водитель подписью удостоверяет сдачу автомобиля механику КПП или ОТКв технически исправном (неисправном) состоянии. Механик КПП или ОТК в строке«Принял» подписью удостоверяет прием автомобиля от водителя в техническиисправном (неисправном) состоянии.
После сдачи водителемпутевого листадиспетчер или другое уполномоченное на то лицо заполняютего в следующей последовательности:
1. В разделе «Работаводителя и автомобиля» в графе 6 «Нулевой пробег» по таблице расстоянийдиспетчер записывает расстояние от гаража до первого пункта погрузки и отпоследнего места разгрузки до гаража.
В разделе «Движениегорючего» в графе 15 «Коэффициент изменения нормы» диспетчер записывает одинобщий на весь день работы автомобиля коэффициент изменения нормы расходагорючего, связанного с работой автомобиля по повышенной норме расхода горючего,в графе 16 «Время работы спецоборудования» и графе 17 «Время I работы двигателя» на основании соответствующих записей вприложенных к путевому листу ТТН записывает соответственно время работыспецоборудования и дополнительное время работы двигателя в особых условияхэксплуатации (работа двигателя, вращающего погрузочно-разгрузочные механизмы ит.п.). Эти реквизиты необходимы для определения дополнительной нормы расходагорючего. Правильность заполнения данных реквизитов диспетчер заверяет подписьюпод со ответствующими графами.
3. В разделе«Последовательность выполнения задания» диспетчер в графе 27 записывает общееколичество ездок (ячейка «всего», а в строке «ТТД в количестве» — общееколичество сданных товарно-транспортных документов. За общее количество сданныхи принятых товарно-транспортных документов водитель расписывается в строке «Сдалводитель», а диспетчер — в строке «Принял диспетчер».
Заполнение путевого листаформы № 4-п характеризуется следующими особенностями:
1.В разделе «Заданиеводителю» в графе 18 «В чье распоряжение...» на основании заявки или разовогозаказа заказчика диспетчером записываются наименование и адрес заказчика, враспоряжение которого должен прибыть автомобиль для выполнения задания, вграфах 19 и 20 — плановое время прибытия и убытия, в графе 21 — плановоеколичество часов работы и в графе 22 — количество ездок по плану.
2. Отрывной талонзаказчика, который является основанием для предъявления автопредприятием счетана оплату транспортных услуг и прилагается к нему, заполняется заказчиком. Внем заказчик:
На основаниипредъявленного водителем путевого листа заполняет в соответствующих строкахномер и дату выдачи путевого лис та, наименование автопредприятия, на подвижномсоставе которого производится перевозка грузов, марки и государственные номерапри бывших автомобиля и прицепов.
В строке «Заказчик» записываетнаименование организации, фамилию и инициалы должностного лица, ответственногоза использование автомобиля.
В строках «Прибытие...» и«Убытие...» указывает время при прибытии и убытии автомобиля от заказчика.
В строках «ПриложенныеТТД» вписывает номера ТТД, один экземпляр которых прилагается к путевому листу,и указывает их общее количество.
В строке «Количествоездок» проставляет общее количество выполненных ездок.
В строке «Подпись и штампзаказчика» расписывается и ста вит штамп, подтверждая правильность заполненияреквизитов соответствующих строк путевого листа.
Ответственность заправильное заполнение путевого листа несут руководители организации, а такжелица, отвечающие за эксплуатацию грузовых автомобилей и участвующие взаполнении документа.
Путевые листы хранятся ворганизации совместно с товарно-транспортными документами, дающими возможностьих одновременной проверки.
Литература:
1. Сервис на транспорте. Под редакцией докторатехнических наук В.М. Николашина. Москва. «Академа» 2004.
2. В.И. Савин. «Перевозки грузов автомобильнымтранспортом» Справочное пособие. Москва. «Дело и сервис» 2002.
3. Современные грузовые автотранспортные средства.Справочник. Издание 2, переработанное и дополненное. Москва. Агентство«Доринформ сервис» 2004.
4. В.А. Падня. «Погрузочно-разгрузочные машины»Справочник Москва «Транспорт» 1981.
5. И.И. Батищев. «Организация и механизацияпогрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте» Москва. «Транспорт»1988.
6. А.В. Гришин, Ю.В. Шелопут. «Проектирование ивыполнение экономических расчётов в дипломных проектах (работах) сиспользованием ПК, Челябинск. «Фригат» 2002.
7. Федеральная целевая программа «Модернизациятранспортной системы России (2002-2010).» Москва. 2002