1. Введение
Рольавтомобильного транспорта в народном хозяйстве.
Автомобильный транспорт имеет большое значение в общейтранспортной системе Р.Ф., не его долю приходится свыше 23 всех грузовыхперевозок в народном хозяйстве.
Основными направлениями экономического и социальногоразвития страны, предусматривается освоение и расширение производства грузовыхи специализированных автомобилей и автобусов, в первую очередь дизельных,увеличение выпуска малотоннажных грузовых автомобилей и электромобилей для внутригородскихперевозок, значительное увеличение производства прицепов и полуприцепов дляобеспечения перевозок автопоездами. В последнее время запланировано увеличениегрузооборота автомобильного транспорта общего пользования в 1,3…1,4 раза, апассажирооборота автобусов – на 16…18%
Транспорт важнейший элемент инфраструктуры, подкоторый понимают отрасли народного хозяйства, создающие общие егофункционирования. Транспорт оказывает активное влияние на процесс расширенноговоспроизводства, величину запасов, сырья, топлива и промышленной продукции,производственную мощность складов, т.е. на эффективность функционированияразличных отраслей народного хозяйства.
В настоящее время существуют крупные заводы, такие какОАО «КамАЗ», ОАО «ГАЗ» ОАО «ЗИЛ», ОАО «МАЗ». Заводы изготовители выпускаютавтомобильный транспорт для многих отраслей народного хозяйства. Для перевозкигрузов выпускаются многие марки автомобилей, в том числе и спецтехнику на базеавтомобилей: ЗИЛ-130, КамАЗ-5320, ГАЗ-53, МАЗ-503, и другие.
1.2 Перспективыавтомобилестроения.
Основной упор в научно-исследовательских иопытно-конструкторских работах в минувшем году был сделан на практическойреализации Продуктовой политики ОАО «КамАЗ». Она рассчитана на 10 лет ипредусматривает полное обновление модельного ряда камских большегрузов исоздание в рамках программы диверсификации новых образцов техники, планируемыхк постановке на производство в ближайшие годы.
В 2000 годубыли изготовлены и опытные образцы семейства базовых моделей – самосвал«КамАЗ»-65115 (6×4), седельный тягач «КамАЗ»-65116 (6×4), самосвалы«КамАЗ»-6540 (8×4) и «КамАЗ»-65111 (8×4). Они оборудованыдвигателем «КамАЗ-740.30-260», отвечающий требованиям ЕВРО-2.
Собран опытный образец городского автобуса большойвместимости «НЕФАЗ-5297», где начиная с 2003 года планируется начать выпуск неменее 1000 этих автобусов.
Являясь одним из ведущих изготовителей дизельныхдвигателей в России ОАО «КамАЗ» устанавливает двигателя кроме КамАЗов еще и наУРАЛах, ЗиЛах и ЛИАЗах. Обнадеживающая перспектива открывается и передпахотно-пропашным трактором камазовского производства КТ-240К. В НТЦ былпроведён полный цикл стендовых испытаний его агрегатов, изготовлен и прошёлполевые испытания опытный образец трактора, по результатам которых выданаконструкторская документация для производства опытно-промышленной партии.
Основными задачами 2002 года является снятие спроизводства старого модельного ряда двигателей «КамАЗ-7403.10» и«КамАЗ-740.11-240» и постановка на производство новых двигателей«КамАЗ-740.13-260»; -740.30.260; -740.14-360» (ЕВРО-2).
1.3 Значение авторемонтных предприятий.
Ремонтноепроизводство имеет огромное народнохозяйственное значение, с целью поддержания в исправном состоянииавтомобильного транспорта и продления срока службы автомобилей, а так жеявляется источником экономической эффективности, т.к. используется остаточныйресурс деталей. Примерно 70-75% деталей, которые прошли, срок службы до первогокапитального ремонта имеют остаточный ресурс и могут быть использованыповторно. Основной задачей авторемонтных предприятий является то, чтобы снаименьшими затратами восстановить работоспособность автомобилей.
Впоследнее время развивается фирменный ремонт. Дилерская сеть ОАО«КАМАЗ» — сеть продаж и сервиса продукции КАМАЗа, предназначена длямаксимального удовлетворения заказов потребителей, обеспечения лидирующегоположения ОАО «КАМАЗ» на автомобильном рынке России.
Дилерская сеть ОАО «КамАЗ» сегодня — это более 220предприятий, обеспечивающих:
— продвижение продукции к потребителям в регионах;
— увеличение числа постоянных каналов продажи продукции на местах;
— своевременное удовлетворение заказов потребителей и быстрое реагирование наизменение потребностей рынка;
— проведение единой маркетинговой политики на рынке грузовых автомобилей изапасных частей;
— систематическую рекламу продукции КамАЗа и услуг по сервису в средствахмассовой информации с целью формирования устойчивого потребительского спроса;
— повышение влияния ОАО «КамАЗ» на формирование рыночных цен напродукцию;
— развитие собственной сети продаж и сервиса в регионе;
— предоставление потребителям качественных услуг по предпродажной подготовке,техническому обслуживанию и ремонту продукции, выполнению гарантийныхобязательств, обеспечение потребителей технической документацией;
— обеспечение устойчивой обратной связи с потребителями.
2.Технологическая часть.
2.1 Назначение, устройство и работапрерывателя-распределителя Зил-130
Прерыватель-распределительнеобходим для прерывания тока низкого напряжения и распределения тока высокогонапряжения по цилиндрам двигателя.
Прерыватель-распределитель состоит из корпуса (3),приводного валика (1), подвижного и неподвижного дисков, кулочка (7) ирегуляторов опережения зажигания. На подвижном диске размещены изолированныйрычажок с подвижным контактом и неподвижный контакт со стойкой. Подвижныйконтакт прерывателя прижимается к неподвижному пластинчатой пружиной.
Вращающийся кулачок (7) нажимает выступом наизолированный рычажок прерывателя и за один оборот размыкает контакты столькораз, сколько выступов на кулочке. Число выступов на кулочке равно числуцилиндров двигателя.
Сверху на корпусе прерывателя установленраспределитель. Он состоит из ротора (5) и крышки (6). На наружной части поокружности выполнены гнёзда с зажимами для проводов высокого напряжения кискровым свечам зажигания. В центре крышки расположено центральное гнездо длякрепления центрального провода высокого напряжения от катушки зажигания. Внутрикрышки против центрального гнезда помещён угольный контакт с пружиной длясоединения провода с пластиной ротора, а против каждого гнезда по окружностирасположены боковые контакты.
Кулачок прерывателя соединён с приводным валиком черезцентробежный регулятор. Валик приводится в действие от распределительного вала.Центробежный регулятор снабжён грузиками, на выступах которых размещаетсяпластина с косыми прорезями. С увеличением частоты вращения коленчатого вала,грузики расходятся, штифты грузиковперемещаясь в прорезях пластины, поворачивают её и соединённый с ней кулачок всторону вращения ведущего валика. В результате кулачок размыкает контактыпрерывателя, и угол опережения зажигания увеличивается.
В прерывателе-распределителе, кроме центробежного,установлен вакуумный регулятор. Он служит для изменения угла опережениязажигания в зависимости от нагрузки двигателя.
Для изменения угла опережения зажигания вручную взависимости от октанового числа топлива предназначен октан-корректор (8). Имизменяют угол зажигания в пределах ± 12º по углу поворота коленчатоговала.
Таким образом, в прерывателе-распределителе действуютнезависимо три устройства по изменению угла опережения зажигания: центробежныйрегулятор поворачивает кулачок, вакуумный регулятор – подвижный дискпрерывателя и октан-корректор – корпус.
2.2 Технические условия на сборкупрерывателя-распределителя ЗИЛ-130.
Всетрущиеся поверхности перед сборкой должны быть смазаны смазкой ЦИАТИМ-201 (ГОСТ 6267-59).
Грузики центробежного регуляторадолжны свободно проворачиваться на своих осях. На оси и кронштейны пружингрузиков центробежного регулятора должны быть надеты две пружины.Характеристики пружин приведены в таблице 1.
Таблица 1
Характеристики пружин
Диаметр, мм
Длина пружин с усиками, мм
Шаг витка, мм
Число витков
Нагрузка для растяжения на 4 мм, г
Пружины
Проволоки
5…5,2
0,4
16…17
0,4
15
90…100
6…6,2
0,7
20…21
1
8
700…900
Биениешейки валика под втулку кулочка относительно шейки под втулку в корпусе не должно превышать 0,03 мм.
Перед завёртыванием винта крепления втулкикулочка резьба должна быть смазана натуральной олифой (ГОСТ 7931-56). Под головкувинта должна быть положена пружинная шайба. Продольный люфт втулки не долженпревышать 0,75…1,0 мм.
Вращение шарикового подшипника должно бытьсвободным, без заеданий. Люфт наружной обоймы относительно внутреннейдопускается не более 0,05мм. Шариковый подшипник должен быть заполнен смазкойЦИАТИМ-201.
Фильц должен быть изготовлен из фетра ипропитан машинным маслом. Количество смазки в фильце должно быть в пределах ~ 0,18…0,22г.
Ось рычага прерывателя-распределителя недолжна иметь качки в месте крепления к пластине. Рычагпрерывателя-распределителя не должен иметь качки на оси. Подбором текстолитовых шайб должно быть обеспеченосовпадение осей контактов с точность до 0,25 мм.
Контакты прерывателя должны иметь гладкиешлифованные поверхности, параллельные между собой. Толщина слоя вольфрама контактов должна быть не менее 0,5мм.
Длина гибкого проводника «на массу» должнаобеспечивать свободный ход пластины без натяжения. Длина проводника должна составлять 93…97 мм (расстояние междуцентрами отверстий наконечников).
В кольцевую канавку крышки распределителядолжна быть установлена на клею пробковая прокладка.
Конденсатор должен иметь ёмкость 0,15…,25мкф. Допускаются незначительные вмятины корпуса конденсатора, не вызывающие нарушения герметичности иповреждения диэлектрика.
Штуцер вакуумного регулятора должен бытьплотно затянут, и иметь уплотнительную шайбу.
Валик прерывателя-распределителя должен свободно вращаться во втулках корпуса.Перед установкой в корпус валик должен бытьсмазан консистентной смазкой ЦИАТИМ-201. Этой же смазкой должна быть заполнена маслёнкапрерывателя-распределителя.
Соединительныйпроводник одним концом должен быть соединён с изолированной пластиной прерывателя-распределителя, адругим – с выводной изолированной клеммой на корпусе.
Таблица2
Технические условия на сборку
№ детали
Наименование сопряженных деталей
Размеры
Зазоры-натяги в сопряжениях, Нм
Номинальный
Допустимый
Номинальный
Допустимый
Р4-3706101-В
Корпус прерывателя-распределителя – диаметр под втулку валика
15,9-0, 030
15,93
-200_
-0,090
-200_
-0,020
I-ИГ-579-А
Втулка валика наружный диаметр
+0, 070
16 -0, 050
-200_
-0,050
-200__
-0,020
I-ИГ-579-А
Втулка валика внутренний диаметр
+0, 012
12,7 -0, 006
12,73
Р4-3706210
Валик прерывателя-распределителя диаметр шейки под втулку
Р4-3706230-В
Втулка кулочка прерывателя-распределителя внутренний диаметр
8-0,022
8,03
+0,003
+0,037
+0,003
+0,050
Р4-3706211
Валик прерывателя диаметр под втулку кулочка прерывателя
-0, 030
8 -0, 015
7,98
+0,003
+0,037
+0,003
+0,050
2.3 Выбор и обоснованиеспособа сборки.
Учитывая значительную производственную программу 20000двигателей в год и малой трудоёмкости рационально проводить сборку науниверсальном посту. В условиях такой организации работы на посту выполняетсяремонт одного узла или совокупность заранее определенных технологическихопераций. Применение специализированных постов позволяет повышатьпроизводительность труда, снизить требования к уровню квалификации рабочих иуменьшить за счёт этого стоимость ремонта. Так как при сборке агрегатаиспользуются регулировочные работы, по установке зазора в контактахпрерывателя, сборка производится методом регулирования.
2.6 Выбор оборудования, приспособлений и инструмента.
Таблица 3
Оборудование
Наименование
Модель, тип
Габариты
Прибор для проверки прерывателей-распределителей
Прибор для проверки конденсаторов
Верстачный пресс, реечный, усилие до 1т.
Диагностический стенд
Э 213
РК-3
KR-8005А
260 × 150
320 × 220
800 × 600
270 × 600
Таблица4
Приспособления
Наименование
Модель, тип
Габариты
Площадь, м2
Верстак электромонтажный
Верстак слесарный
Стеллаж для деталей
Тумбочка для инструмента
Ванна для мойки деталей
Ларь для обтирочных материалов
КО-389А
101910200
ИП-58
КО-379
2031
2249
1800 × 700
1200 × 500
2600 × 600
830 × 560
648 × 520
600 × 280
1,26
0,6
1,56
0,46
0,34
0,16
2.4. Схема технологического процесса сборкипрерывателя-распределителя
ЗИЛ-130.
Порядок сборкипрерывателя-распределителя ЗИЛ-130
Запрессовать бронзовые втулки(3) в корпуспрерывателя-распределителя(4). Вставить в корпус валик(1) в сборе сцентробежным регулятором(5), и закрепить вал с муфтой (2) при помощи штифта(9).Установить в корпус прерывателя-распределителя подвижный и неподвижный диски всборе с подшипником. Прикрутить к корпусу конденсатор, подсоединив провод. Подсоединитьпровод массы. Закрепить винты крепления дисков. Вставить в корпус винт-клемму снаружным изолятором, вставить внутренний изолятор и закрутить гайку.
Установить вакуумный регулятор, установить тягу к осиподвижного диска, подсоединить один конец провода массы и завинтить винтыкрепления оси. Закрутить винты вакуумного регулятора.
Установить ротор(6), соединив установочные пазы навалике и роторе. Установить крышку распределителя(7), застегнув двумяпружинными защёлками(10). Установить пластины октан-корректора(8) срегулировочными гайками, затянув их к корпусу болтом.
3. Расчётная часть
3.1 Расчёт норм трудоёмкости
Годовая производственная программа предприятиярассчитывается по следующей формуле [1, с.70, ф.(4.1)]
Тг =t* N (3.1)
где Тг — годовой объём работ, чел.-ч
t– трудоёмкость ремонта, чел.-ч t= 4,72 [5, с.317, приложение.]
N– годоваяпроизводственная программа, шт
Вычислим производственную программу в приведённыхединицах по следующей формуле [1, с.282, ф. (36.1)]
Nпр= N* ηпр (3.2)
где Nпр– приведеннаяпроизводственная программа, шт
N– годовая производственная программа
ηпр – коэффициентприведения, характеризующий конструктивно-технологические особенности объектовремонта, ηпр = 1,13 [3, с.281, т.(36.1)]
Nпр= 20000*1.13 = 22600
3.2 Расчёт годового объёмаработ
Тг= Nпр* tм* Км * Ка (3.3)
где tм– трудоёмкость по видам работ, чел.-ч, tм= 4,72 [3,с.317, приложение]
Км – коэффициент механизации, Км= 0,70 [2, с.26, ф.(5)]
Ка– Коэффициент автоматизации, Ка= 0,9 [3, с.403]
Тг= 22600*4,72*0,70*0,9 = 67203 чел.-ч (3.4)
Рассчитаем годовую трудоёмкость по видам работ последующему выражению
Твр = Тг * tк (3.5)
где tк –комплектование, слесарно-подгоночные работы иселективный подбор
tк = 8,40% [3, с.317, приложение]
Твр = 67203*8,40 = 5645 чел.-ч
Определим трудоёмкость на сборку одногопрерывателя-распределителя по следующей формуле
Твр= Твр/Nпр (3.6)
где Твр – годоваятрудоёмкость по видам работ
Nпр– годовая программа предприятия.
Твр = 5645/22600 = 0,24 чел.-ч.
Рассчитываем действительный и номинальный фондырабочего времени по следующим выражениям [4, с.479]
Рассчитаем номинальный рабочий фонд
Фн = [365-(104+dn)*tсм– tc*nп] (3.7)
где dn–количество праздничных дней в году
tсм –продолжительность рабочей смены
tc–количество предпраздничных дней
nп– количество праздников в году
Фн= [365-(104+11)*8 – 1*11] = 1989 чел.-ч.
Рассчитаем действительный рабочий фонд
Фд= {[365-(104+dn+dо)*tсм– tc*nп]}*ηр (3.8)
где dо– числорабочих дней отпуска. При нормальных условиях труда принимаю
dо = 40дней.
ηр– коэффициент потерь рабочеговремени. ηр= 0,97
Фд= {[365-(104+11+40)*8 – 1*11]}*0,97 = 1618 чел. -ч.
3.3 Определение количестваявочных и списочных рабочих.
Списочный состав рабочих определяется по формуле [3,с.286, ф.(36.11)]
Рсп= Тг/Фд (3.9)
Рсп = 5645/1618 = 3,48
принимаю Рсп = 4человека.
Явочный состав рабочих определяем по следующемувыражению [3, с.286, ф.(36.12)]
Ря = Тг/Фн (3.10)
Ря= 5645/1618 = 2,8
Принимаю Ря = 3человека
3.4 Расчёт производственныхплощадей и потребителей
Рассчитаем производственную площадь по следующемувыражению
[1, с.289, ф.(36.24)]
Fy = K*(F1*X1+F2*X2+...+Fn*Xn) (3.11)
где К – коэффициент перехода от площади, К=3,5 [1,с.289, ф.(36.24)]
F1, F2, Fn– площади в плане, занимаемого оборудования
X1, X2, Xn– количество оборудования соответствующего типа.
Fy=3.5*(0.46*3+1.26*2+0.34*1+1.56*1+0.16*1+0.6*1) = 22.96м3
принимаю производственную площадь 23 м3
Объём участка рассчитаем по формуле
V=Fy*h (3.12)
где h– высотаздания, м, h=6м [10, с.175, т.(7.1)]
V=23*6=138м3
Расчёт вентиляции определим по следующей формуле [9,с.168]
W=V*R (3.13)
где V– объём цеха,м3
R– кратность обмена воздуха, R=4 [9, с.204, приложение 12, т.(2)]
W=138*4 = 552м3
Определим естественное освещение по формуле [9, с.167,ф.(4.41)]
Fок= Fпол*£ (3.14)
где Fпол — площадь пола участка, м3
£ — световой коэффициент, £ = 0,35 [9, с.204,приложение 12, т.(1)]
Foк =23*0,35 = 8,05м3
Общая световая мощность ламп рассчитывается по формуле[9, с.168]
Wосв= RQFy (3.15)
где R– норма расходаэлектроэнергии, Вт/м2*ч, R= 17 [9,c.168]
Q– продолжительность работы освещения в течении года, Q= 2100ч [9, с.168]
Wосв=17*2100*23 = 928200Вт
Рассчитаем теплоснабжение по выражению[10, с.196]
Qг.гв= qгв*Vncab (3.16)
где qгв–удельный годовой расход тепла, кДж*ч/1000м3 ,
qгв=207000кДж*ч/1000 м3 [10,с.196]
V– объём цеха
nc–число смен работы участка
а– приведённаяпродолжительность работы душей и умывальников в
течение смены, ч, а= 0,75 [10, с.196, ф.(8.7)]
b– число рабочих дней в году, b= 250
Qг.гв=207000*138*1*0,75*250 = 5356125 кДж*ч/100м3
5.Заключение
В данном курсовом проекте разработан технологическийпроцесс на сборку прерывателя- распределителя ЗИЛ-130. При разработке курсового проекта мне пришлосьвоспользоваться множеством технической литературы, которая в последствии помогламне выполнить основные задачи проекта. При разработке данного курсового проектая ознакомился с основами расчетов норм трудоёмкости, годового объёма работ, определенияноминального и действительного фондов рабочего времени, определение явочного исписочного количества ремонтных рабочих, а так же ознакомился с расчётамипроизводственных площадей и рациональным распределением рабочего оборудованияприменяемом в технологическом процессе сборки прерывателя-распределителя. Курсовойпроект выполнен в полном объёме.
Используемая литература
1. «Ремонт автомобилей» Румянцев С.И. 1988г.
2. «Проектирование авторемонтных предприятий» Верещак Ф.,Абелевич Л. 1973г.
3. «Ремонт автомобилей» Румянцев С.И. 1981г.
4. «Основы технологии автомобилестроения и ремонтаавтомобилей» Щадрищев В.А.
5.