Обслуживание пассажирских вагонов
Содержание
1. Кипятильник.Обслуживание кипятильников
2. Системыэлектроснабжения пассажирских вагонов
3. Правила проездапассажиров в дальних и местных поездах
4. Обеспечение мербезопасности при осмотре (ремонте) вагонов ПТО
1. Кипятильник.Обслуживание кипятильников
Комбинированныйкипятильник может работать от электроэнергиии на твердом топливе. Объем кипятильногопространства — 9 л, водосборника кипяченой воды — 15 л. Электронагревательныхэлемента три: два боковых и один верхний.Мощность, потребляемая тремя элементами, — 2,2 кВт; напряжение — 55 В. Время нагреванияводы от 17 до 100°С составляет: при порожнемсборнике кипяченой воды на твердом топливе — 10 мин, с электроподогревом — 20мин; при сборнике, заполненном холодной кипяченой водой, на твердом топливе -20мин, с электроподогревом — 30 мин.
Производительностькипятильника при работе на твердом топливе — 16-18 л/ч, на электроэнергии — 12-14 л/ч. При работе на твердомтопливе время от растопки до начала кипячения колеблется от 10 до 12 мин, а до наполненияводосборника кипяченой водой — от 20 до 25 мин.
Кипятильник (см.рис.) состоит из корпуса 9, зольника с ящиком 26, крышки 11 с гнездомдля верхнего нагревательного элемента 8, клапана 18 с поплавком 19,регулирующим подачу сырой воды в кипятильник, водоотстойника с сетчатымфильтром 14, очищающим сырую воду отмеханических примесей, двух боковых электронагревательных элементов 2,указателя уровня кипяченой воды 5, ртутного термометра 22, спускногокрана 25 и водоразборного крана 23.
/>
Корпускипятильника включает водосборник 7 и корпус топки 24 с люком 3 и колосником 1.Помещаются они внутри наружного кожуха кипятильника и образуют кипятильноепространство, которое заполняется водой. Поплавковый клапан заключен в кожух 21с крышкой и снабжен указателем уровня 17 иперепускной трубой 12.
Водоотстойникобъединяет трехходовой кран 13, сетчатый фильтр 14, стеклянный колпак 15 инатяжную скобу 16. Вода из системыводоснабжения поступает через трехходовой кран 13 в сетчатыйфильтр 14 водоотстойника, где очищается от механических примесей, и черезпоплавковый клапан 18 — в кипятильноепространство. Уровень воды в этом пространстве поднимается до тех пор, пока незакроется поплавковый клапан. При этом уровень воды в конусе 6 водосборникабудет на 40 мм ниже верхнего края конуса, такчто сырая вода не может попасть в сборник кипяченойводы. По указателю уровня 17 следят за наполнением кипятильника водой. Уровеньводы должен находиться примерно на 5 мм выше нижней красной черты, нанесеннойна водомерном стекле. Заправку системы водоснабжения при минусовых температурахнаружного воздуха производят- после заправки системы отопления и нагрева воздуха в вагоне дотемпературы не ниже 12°С.
2. Системы электроснабженияпассажирских вагонов
Четыре основные системы:Отличаются типом источника питания и способом доставки на вагон электроэнергии.
автономная
смешанная
централизованная
централизованнаявысоковольтная
Автономная система
Система распределениясмонтирована на распределительном щите в служебном купе проводника. На вагонахс автономной системой электроснабжения имеется полный комплект устройств,необходимых для работы:
источник питания
потребители
система распределенияэнергии.
Источник питанияпредназначен для получения электрической энергии. На пассажирском вагонеимеется минимум два источника питания:
аккумуляторная батарея
генератор
При движении питаниепроизводится от генератора. Вал генератора приводится во вращение с помощьюмеханической передачи, которая называется приводом генератора. У большинствапассажирских вагонов генератор начинает работать на скорости около 35 км/ч. Если скорость движения меньше, то питание осуществляется от аккумуляторной батареи. Вкачестве генераторов используют следующие виды электрических машин:
генераторы постоянноготока (на более старых вагонах)
генераторы переменноготока
Мощность любогогенератора составляет примерно:
8-12 киловатт на вагонахбез кондиционера
32 киловаттa на вагонах скондиционером (привод генератора — редуктор от средней части оси колесной пары)
Если скорость движенияпоезда мала или он не движется, то напряжение на выходе генератора равно нулю.Если поезд движется с высокой скоростью, то напряжения генератора становитсявыше ЭДС аккумуляторной батареи. При этом ток в аккумуляторной батарее меняетнаправление и она становится одним из потребителей (накапливает электрическуюэнергию). Обратный диод предотвращает разряд аккумулятора через обмотку неработающегогенератора, когда поезд не движется.
При автономной системеэлектроснабжения напряжение составляет:
52 В на вагонах безкондиционирования
110 В на вагонах скондиционированием
Автономная система сгенератором переменного тока
Генератор переменного токаподключается к аккумуляторной батарее через трёхфазный выпрямитель. Всепотребители рассчитаны на постоянный ток, как и в предыдущей системе.
Смешанная системаэлектроснабжения
При смешанной системеэлектроснабжения у пассажирского вагона имеются все те источники питания, что ипри автономной. Дополнительно к ним имеется подвагонная высоковольтнаямагистраль, по которой высокое напряжение (3000 вольт) подаётся от электровоза,если поезд следует по электрифицированному участку. 3000 вольт на каждом вагонеиспользуют только для питания комбинированного отопления.
ТЭНы, расположенные вотопительном котле, при подключении к ним напряжения 3000 вольт нагреваются инагревают теплоноситель (вода, тосол). Теплоноситель циркулирует поотопительным трубам и отапливает вагон. На вагонах со смешанной системойэлектроснабжения имеется два рабочих напряжения: низкое (52/110 В) высокое(3000 В)
3. Правила проездапассажиров в дальних и местных поездах
Пассажир при посадке впоезд обязан иметь:
надлежащим образомоформленный проездной документ (билет)
документ, удостоверяющийего личность, реквизиты которого указаны в проездном документе (билете), а приналичии льгот — также и документ, подтверждающий право на льготы.
При несоответствиифамилии пассажира или номера документа, удостоверяющего его личность, фамилииили номеру, указанным в предъявляемом проездном документе (билете), приотсутствии или изменении (исправлении) фамилии или номера документа,удостоверяющего личность, в проездном документе (билете) пассажир к посадке впоезд не допускается. Возврат денег по таким проездным документам (билетам)производится в случаях и в порядке, определяемых правилами перевозокпассажиров, багажа и грузобагажа.
Для проезда в поездахдальнего и местного следования пассажиры имеют право:
приобретать проездныедокументы (билеты) на любой поезд и в любой вагон до указанной имижелезнодорожной станции назначения, открытой для осуществления операций поперевозке пассажиров
провозить с собойбесплатно одного ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимаетотдельное место, а также детей в возрасте от 5 до 10 лет с оплатой всоответствии с тарифом
делать остановку в путиследования с продлением срока действия проездных документов (билетов) не болеечем на 10 суток
продлевать срок действияпроездных документов (билетов) в случае болезни в пути следования на времяболезни, подтвержденной документами лечебных учреждений, а в случаенепредоставления пассажирам мест в поезде — на время до отправления следующегопоезда, в котором пассажирам будут предоставлены места
выезжать поездом,отходящим ранее того поезда, на который приобретены проездные документы(билеты), с необходимой отметкой в железнодорожной билетной кассе
возобновить действиепроездных документов (билетов) на другой поезд при условии доплаты стоимостиплацкарты вследствие опоздания на поезд в течение 3 часов либо вследствиеболезни или несчастного случая в течение 3 суток с момента отправления поезда,на который приобретены проездные документы (билеты), а в случае отказа отпоездки получить обратно деньги в размере стоимости проезда за вычетомстоимости плацкарты
переоформить проездныедокументы (билеты) для выезда с первым отходящим поездом, в котором будутсвободные места, без взимания дополнительных платежей в случае прибытия поезда,с которым курсирует вагон беспересадочного сообщения, после отправления поезда,согласованного для переприцепки такого вагона. Аналогичный порядок действует идля пассажиров, следующих с пересадкой в пути следования и имеющих проездныедокументы (билеты), приобретенные в пункте первоначального отправления, насогласованный поезд от железнодорожной станции пересадки продлить срок действияпроездных документов (билетов) на поезда дальнего и местного следования принеиспользовании вовремя бесплатных или льготных проездных документов (билетов).
Пассажир, предъявивший впоезде проездной документ (билет), срок действия которого истек или в которомуказаны фамилия или номер документа, удостоверяющего личность, несоответствующие фамилии или номеру, указанным в документе, удостоверяющемличность пассажира, считается безбилетным.
При проезде в дальних иместных поездах пассажиры обязаны соблюдать общественный порядок и правила,действующие на железнодорожном транспорте.
Работники железнодорожноготранспорта должны быть вежливыми и предупредительными с пассажирами, приниматьмеры к улучшению их обслуживания.
В этих целях проводникиобязаны:
2.1. Выдавать заустановленную плату постельные принадлежности и забирать их у пассажира не ранее,чем за 30 минут до прибытия поезда на станцию назначения .
2.2. Обеспечиватьхранение проездных документов пассажиров в пути следования и возвращать их непозднее, чем за 30 минут до прибытия поезда на станцию назначения.
2.3. Предупреждатьпассажиров не позднее, чем за 30 минут о подходе поезда к станции их назначенияили пересадки.
2.4. В вагонах соспальными местами обеспечивать пассажиров чаем за установленную плату не менеетрех раз в сутки (с. 8.00 до 10.00, с 15.00 до 17.00, с 20.00 до 22.00 по местномувремени).
2.5. Производитьсвоевременную и качественную уборку салонов вагонов, туалетов, мусоросборников.
2.6. Содержать открытымив вагоне два туалета.
Пассажир имеет право:
3.1. Перейти в путиследования в вагон выше оплачиваемой категории при наличии в нем свободных местс оплатой разницы в стоимости проезда.
В случае невозможностипредоставить пассажиру место в вагоне согласно проездному документу (билету)железная дорога обязана предоставить такому пассажиру при его согласии место вдругом вагоне, в том числе в вагоне более высокой категории, без взиманиядоплаты. Если пассажиру предоставлено с его согласия место, стоимость которогониже стоимости купленного им проездного документа (билета), пассажирувозвращается разница в стоимости проезда в порядке, определяемом правиламиперевозок пассажиров, багажа и грузобагажа.
При проезде в поездахдальнего и местного следования в вагонах с местами для лежания пассажиры по ихжеланию и за отдельную плату обеспечиваются комплектами постельного белья,кроме поездов (вагонов), где стоимость комплекта постельного белья включена встоимость проезда.
В пассажирских поездах свагонами повышенной комфортности пассажирам предоставляется платное сервисноеобслуживание, стоимость которого включается в стоимость проезда. При этомпассажирам, имеющим право на бесплатный проезд в вагонах с 2-местными купе (СВ)и в вагонах с 4-местными купе, такое сервисное обслуживание предоставляется приусловии внесения соответствующей платы за комплекс сервисных услуг.
3.2. Сделать один раз впути следования остановку с продлением срока годности проездного документа водном пункта не более чем на 10 суток с обязательной отметкой об этом напроездном документе у администрации станции (вокзала) .
3.3. Провозить бесплатноодного ребенка в возрасте не старше 5 лет без занятия отдельного места. Приследовании с пассажиром более одного ребенка в возрасте до 5 лет или одногоребенка до 5 лет с занятием отдельного места, а также на каждого ребенка от 5до 10 лет приобретаются детские проездные документы.
3.4. Провозить бесплатноручную кладь весом до 36 кг на специально отведенных для этого местах. Забота оцелости и сохранности ручной клади лежит на обязанности пассажира.
3.5. Преимущественноеправо занятия рундука имеет пассажир, занимающий нижнюю полку .
3.6. Провозить заустановленную плату телевизор или радиоприемник (не более одного на проезднойдокумент) при следовании пассажира в вагоне со спальными местами.
При проезде в вагонепассажирских поездов запрещается:
4.1. Проезжать безналичия проездных документов на весь путь следования.
4.2. Проезжать наподножках и крышах вагонов, производить посадку и высадку на ходу поезда.
4.3. Провозить ручнуюкладь, которая может повредить или загрязнить вагон или других пассажиров, атакже заряженное огнестрельное оружие, зловонные, огнеопасные, отравляющие,легковоспламеняющиеся, взрывчатые, и другие опасные вещества.
4.4. Находиться внетрезвом состоянии при посадке и в пути следования, нарушать правила проезда иобщественный порядок, распивать спиртные напитки, мешать спокойствию другихпассажиров.
Пассажиру, допустившемуэти нарушения, отказывается в перевозке с соответствующей отметкой об этом напроездном документе. В этих случаях плата за проезд и перевозку багажа не возвращается.
4.5. Останавливать безнадобности поезд стоп-краном.
4.6. Проезжать в тамбуреи на переходных площадках.
4.7. Курить в неустановленных местах. Курить при проезде в вагонах разрешается только в тамбурес некотловой стороны.
4.8. Выбрасывать из окони дверей вагонов мусор и другие предметы.
4.9. Повреждать внутривагонное оборудование, постельные принадлежности и стекла вагонов. В случаеутери, порчи инвентаря или оборудования с пассажира взыскивается стоимостьповрежденного имущества.
Лица, виновные внесоблюдении на железнодорожном транспорте правил проезда, общественногопорядка, противопожарной безопасности, привлекаются к административнойответственности:
5.1. За безбилетныйпроезд пассажиров, а также провоз без проездного документа детей в возрасте от10 до 16 лет налагается штраф в размере одной десятой минимального размераоплаты труда. Одновременно с этим взыскивается стоимость проезда от местапосадки пассажира в поезд до-пункта назначения.
5.2. Провоз безпроездного документа детей в возрасте от 5 до 10 лет влечет наложение штрафа вразмере одной десятой минимального размера оплаты труда.
5.3. Провоз ручной кладисверх установленных норм влечет наложение штрафа в размере одной десятойминимального размера оплаты труда.
Оплата штрафа не освобождаетпассажира от оплаты стоимости провоза излишней ручной клади.
5.4. Нарушение правилпровоза огнеопасных, отравляющих, взрывчатых и ядовитых веществ и предметоввлечет предупреждение или наложение штрафа в размере одной десятой минимальногоразмера оплаты труда.
5.5. За самовольную безнадобности остановку поезда стоп-краном налагается штраф в размере однойдесятой минимального размера оплаты труда. При этом, если эти действия повлеклиза собой несчастные случаи с людьми, крушение, повреждение подвижного составаили иные тяжелые последствия, виновные привлекаются к уголовнойответственности.
5.6. За посадку и высадкуна ходу поезда, проезд на подножках и крышах вагонов налагается штраф в размереодной десятой минимального размера оплаты труда.
5.7. Повреждение внутривагонного оборудования и стекол пассажирских вагонов влечет наложение штрафа вразмере одной десятой минимального размера оплаты труда. Наложение штрафа неосвобождает от возмещения стоимости поврежденного оборудования.
5.8. Курение в вагонах вне установленных для этого местах, выбрасывание мусора и иных предметов из окони дверей вагонов влечет предупреждение или наложение штрафа в размере однойдесятой минимального размера оплаты труда.
5.9. Лица, виновные внарушении общественного порядка на станциях, вокзалах, в поездах, привлекаютсяк административной ответственности в соответствии с действующимзаконодательством.
5.10. Штраф налагается наместе должностными лицами железнодорожного транспорта, а также работникамиорганов милиции.
Книга отзывов ипредложений находится у начальника поезда (механика-бригадира) и по требованиюпассажира предоставляется ему проводником.
Контроль за соблюдениемПравил возлагается на администрацию железнодорожного транспорта.4. Обеспечение мербезопасности при осмотре (ремонте) вагонов ПТО
кипятильникэлектронагревательный водоснабжение поезд
1. Требованиябезопасности при выполнении работ на ПТО
1.1. Осмотр, техническоеобслуживание и ремонт вагонов на ПТО следует производить в соответствии стребованиями ГОСТ 12.3.002, типового технологического процесса осмотра,безотцепочного ремонта и экипировки вагонов и технологическими процессамипредприятия, учитывающими местные условия.
Осмотр, техническоеобслуживание и ремонт вагонов следует производить только после их ограждения.
К месту работы и обратноработники должны следовать только в составе бригады.
1.2. К осмотру,техническому обслуживанию и ремонту вагонов следует приступать только послеполучения разрешения оператора (диспетчера) ПТО или дежурного по станции(маневрового диспетчера), которое он должен дать по двухсторонней парковойсвязи после включения системы централизованного ограждения состава илиполучения информации об ограждении переносными сигналами.
Осмотрщики головной илихвостовой частей состава вагонов по двухсторонней парковой связи или переноснойрадиосвязи обязаны повторить полученное разрешение, подтвердив этим, чтосообщение оператора понято правильно.
1.3. При пользованиидвухсторонней парковой связью следует соблюдать регламент переговоров, недопуская излишнего воздействия шума на работников и жителей близлежащих жилыхрайонов.
1.4. Наэлектрифицированных участках работы по осмотру, техническому обслуживанию иремонту вагонов работникам следует выполнять в соответствии с Правиламиэлектробезопасности для работников железнодорожного транспорта наэлектрифицированных железных дорогах и инструкцией по охране труда предприятия.
1.5. Наэлектрифицированных участках пути техническое обслуживание крыш вагонов ирасположенного на них оборудования допускается производить только после снятиянапряжения в контактной сети и установки заземляющих устройств.
1.6. При подходе иприцепке локомотива к вагону, а также при соединении вагонов в состав поездавсе работники должны быть удалены на безопасное расстояние из зоны производстваманевров.
1.7. Вагоны с крупнымобъемом ремонта (смена колесной пары, надрессорной балки тележки, ремонтподвагонного оборудования) необходимо подавать на специализированные путитекущего отцепочного ремонта ПТО или депо.
6.1.8. Работникамзапрещается производить осмотр и ремонт вагонов в составе поезда или вотдельной группе вагонов, находящихся на огражденных путях при ширинемеждупутья менее 4800 мм, если по соседнему пути движется поезд или локомотив.
1.9. При отцепочном ибезотцепочном ремонте следует проверить надежность закрепления откидныхфартуков переходных площадок в поднятом положении у хвостовых и одиночныхвагонов.
6.1.10. Осмотр и ремонтвысоковольтного и низковольтного электрооборудования вагона следует производитьпри отключенных цепях и оборудовании, разъединенных низковольтных ивысоковольтных межвагонных соединителях, опущенном пантографе электровоза ивагонах, отсоединенных от колонки стационарного пункта электроснабжения.
1.11. При ремонтеавтосцепного устройства головного вагона поезда (смена автосцепки, деталеймеханизма сцепления, маятниковых подвесок, центрирующей балочки) локомотивдолжен находиться на расстоянии не менее 5 м от головного вагона.
Постановка автосцепки наместо при помощи соударения вагонов запрещается.
1.12. Замену колеснойпары, надрессорной балки, поглощающего аппарата или тягового хомута и другихузлов вагона следует производить только на железнодорожных путях текущегоотцепочного ремонта (далее — пути текущего отцепочного ремонта).
При отцепочном ибезотцепочном ремонте одиночных и концевых вагонов необходимо убедиться внадежности закрепления откидных фартуков переходных площадок в поднятомположении.
1.13. При открытииконцевого крана работнику следует удерживать одной рукой соединительныйтормозной рукав.
6.1.14. Для осмотравагонов у высоких платформ должна быть предусмотрена специальная смотроваяканава, расположенная вдоль железнодорожного пути. Она должна быть оборудованалестницами, трапами, уложенными на дне канавы. Работы в смотровой канавеследует производить в защитной каске.
1.15. Запрещаетсяпроизводить на открытых площадках осмотр и ремонт кровли, другие работы накрышах вагонов во время грозы, густого тумана, сильного снегопада или ливня,при скорости ветра 12 м/с и выше.
6.1.16. Для осмотрапоезда «сходу» (до остановки) должно быть оборудовано специальноерабочее место (островок безопасности), расположенное по оси междупутья.
1.17. Об окончаниитехнического обслуживания и ремонта работник, ответственный за производстворабот, должен поставить в известность оператора (диспетчера) ПТО или дежурногопо станции (маневрового диспетчера), который объявляет по двухстороннейпарковой связи о снятии ограждения.
1.18. К работе на крышеследует приступать только при отсутствии на ней снега, льда и воды.
Запрещается пользоватьсямокрой, обледенелой, свежевыкрашенной лестницей.
1.19. Специальныеустановки, воздухоразборные колонки для опробования автотормозов и других целейдолжны быть оборудованы соединительными головками.
При опробованииавтотормозов запрещается производить работы по ремонту ходовых частей,автотормозного оборудования вагонов.
1.20. Отцепку поездноголокомотива от состава поезда следует выполнять только после разъединениявысоковольтных междувагонных электрических соединителей.
1.21. При техническомобслуживании и текущем отцепочном ремонте вагонов на ПТО необходимо соблюдатьтребования безопасности при подъеме и опускании вагонов, ремонте ходовыхчастей, рамы, кузова, автосцепных устройств и тормозного оборудования,установленные настоящими Правилами.