Московский государственный университет путей сообщения
Курсоваяработа на тему:
конструкцияэкипажной части тепловоза
Содержание
1. Общие сведения о конструкции экипажной части тепловоза
1.1. Рама тепловоза
1.2. Кузов
1.3. Тележка
2.Ремонт экипажной части
Список использованных источников
Спецификация
1.Общие сведения о конструкции экипажной части тепловоза 1.1Рама тепловоза
Сварная рама передаеттяговые усилия, тормозные силы, динамические и ударные нагрузки, воспринимаетвес оборудования, размещенного в кузове тепловоза. Основные силовые элементы рамы- две хребтовые балки, выполненные из двутавров, верхняя и нижняя полки которыхусилены приваренными полосами. Наружный контур рамы изготовлен из швеллера.Концы хребтовых балок соединены стяжными ящиками, отлитыми из стали. В ящикахразмещены фрикционные аппараты ударно-тяговых устройств. Для приданиянеобходимой жесткости раме хребтовые балки по всей длине связаны поперечнымиперегородками. Одновременно хребтовые балки соединены с обносным швеллеромкронштейнами. Низ и верх рамы обшиты стальными листами с вырезами,обеспечивающими монтаж оборудования на раме. В передней части рамы имеетсяуглубление для установки двухмашинного агрегата, а в задней — гидроприводавентилятора холодильника.
В средней части рамырасположен поддон для установки дизельгенераторов. Аккумуляторные ящикиприварены к настилу рамы между обносным швеллером и хребтовыми балками. Нанижний настил внутри рамы уложены кондуиты, в которые затягивают электрическиекабели. Снизу рамы на специально усиленных местах приварены два шкворня, черезкоторые передаются горизонтальные нагрузки от тележек тепловоза. Вокруг каждогошкворня расположены четыре опоры.
В зонах передней изадней пар опор установлены четыре опоры под домкраты.
1.2 Кузов
Основные части кузова: кабина машиниста (для средних секций — тамбур),проставка, кузов над дизелем и холодильная камера. Наружная обшивка выполненаиз стальных листов. Общая площадь кабины, уровень освещенности, интерьер,конфигурация передней и боковых стенок создают необходимые условия для работылокомотивной бригады, соответствующие современным требованиям промышленнойэстетики и производственной санитарии. На внутреннюю поверхность обшивки кабиныи заднюю стенку нанесен слой противошумной мастики.
Все стенки и потолоккабины обшиты алюминиевым перфолистом. Между наружной и внутренней обшивкамикабины уложены шумоизолирующие пакеты. Кабина установлена на раму тепловоза иприварена к обносному швеллеру. Передние смотровые стекла установлены снаклоном вперед для частичного отражения прямых солнечных лучей. Смотровыестекла оборудованы светозащитными шторами, стеклоочистителями и устройством дляобмыва. Прожектор установлен ниже уровня лобовых стекол, что способствуетулучшению видимости пути в ночное время.
Рабочим местом машинистаи помощника является общий стол, на котором размещены пульт управлениятепловозом и пульт радиостанции (рис. 1). В стол вмонтированыотопительно-вентиляционный агрегат, бытовой холодильник, ящик для инструментаи, кроме того, на столике помощника машиниста предусмотрены места для установкиэлектроплитки.
/>
Рис. 1. Общая компоновкаоборудования в кабине машиниста:
1 — стеклоочиститель; 2,6- светозащитные шторы; 3 — горловина бака для воды на обмыв лобовых стекол; 4 — люк вентиляционный; 5 — локомотивный светофор; 7 — рукоятка включения воды дляобмыва стекол; 8 — пульт управления; 9 — подсветка скоростемера; 10 — скоростсмер;11 — панель сигнальных ламп; 12 — кран машиниста; 13 — кран вспомогательноготормоза; 14 — клапан тифона и свистка; 15-кнопка маневровой работы;16-блокировочное устройство тормоза; 17-стоп-кран; 18- клапан ЭПК; 19-педальпесочницы; 20 -выключатель «Калорифер»; 21 — выключатель «Управление»; 22-пультрадиостанции; 23-люк прожектора; 24-бытовой холодильник; 25- тумблер «Освещениестола»; 26 — лампа «Белый огонь»; 27 — подсветка стола; 28 — розетка бытовая.
Рабочим местомобслуживающего персонала, проводящего реостатные испытания средней секции,является тамбур с установленным в нем необходимым оборудованием. На боковых иторцовой стенках тамбура имеются окна для наблюдения при перемещении подеповским путям.
Расположение приборов напульте управления крайней и средней секций показано на рис. 2 и 3.
/>
Рис. 2. Расположениеприборов, аппаратов и ламп на пульте управления и панели сигнальных ламп крайнейсекции:
1-электротермометр «ВодаЗ»; 2, 3 — электротермометры «I Вода 2»; 4 — электроманометр «2 Масло З»;5-электроманометр «Масло I»: 6-указатель повреждений; 7-амперметр «Ток зарядкибатарей»; 8-вольтметр «Напряжение генератора»; 9 — амперметр «Нагрузкагенератора»; 10, 12- электротермометры «I Масло 2»; 11-тумблер «Насос топливныйI»; 13 — кнопка «Запуск I»; 14 — тумблер «Насос топливный 2»; 15 — кнопка«Запуск 2»; 16 — тумблер «Насос топливный З»; 17 — электротермометр «Масло З»;18-кнопка «Запуск З»; 19 — манометр «Тормозные цилиндры»; 20- кнопка«Аварийная остановка»; 21 — манометр «Уравнительный резервуар»; 22 — манометр«Питательная и тормозная магистраль»; 23-26-тумблеры «Буферные фонари:передний левый, передний правый, задний левый, задний правый»; 27, 28- тумблеры«Прожектор: Ярко. Тускло»; 29- тумблер «Освещение пульта: Тускло»: 30-лампа«Бдительность»; З1 — потенциометр «Пульт»; 32 — тумблер освещения «Зеленыйсвет»; 33 — кнопка «Бдительность»; 34-кнопка «АЛСН»: 35- тумблер «Бдительность»;36 -тумблер «Фильтр»; 37-кнопка «Песок 1 ось»; 38 — кнопка «Отпуск тормоза»;тумблеры; 36 — «Освещение кабины»: 40 — «Адсорбер»; 41 — «Управление переходом»;42 — «Давление масла 2-З»; 43-«Вентилятор холодильника»: 44 — «Пожар 1-З»;45-«Жалюзи верхние»; 46-«Указатель повреждений 2-3»; 47 — «Холостой ход З»; 48- «Указатель повреждений I»; 49 — «Жалюзи масла верхние»; 50-кнопка «Вызовпомощника»; тумблеры: 51-«Жалюзи воды и верхние»; 52 — «Холостой ход П»; 53-«Управление холодильником»; 54 — «Управление тепловозом»; 55 — штурвал контроллера;56- рукоятка реверсора; 57- «Сброс нагрузки I»; 58- «Сброс нагрузки 2»; 59-«I Пожар З»: 60-«Сброснагрузки З»; 61 -«Пожар 2»; 62-«Давление в картере»; 63-«Работа дизеля 2»; 64- «Обрыв тормозной магистрали»; 65-«Работа дизеля З»; 66-«Заторможено»; 67 — «Реле заземления»
/>
31 30 29 2827 26 25 24 23 22 21 20
Рис. 3. Расположениеприборов и аппаратов на пульте управления средней секции:
1 — амперметр «Токзарядки батарей»; 2 — указатель повреждений; 3 — вольтметр «Напряжениегенератора»; 4 — амперметр «Нагрузка генератора»; 5-электроманометр «Маслодизеля»; 6-тумблер «Насос топливный»; 7- электроманометр «Масло»; 8 — кнопка«Запуск»; 9 — электроманометр «Вода»; 10-манометр «Тормозные цилиндры»;11-кнопка «Аварийная остановка»; 12-манометр «Питательная и тормознаямагистраль»; 13-16-тумблеры «Буферные фонари: передний левый, передний правый,задний левый, задний правый»; 17 — тумблер «Освещение кабины»; 18-тумблер«Освещение пульта» 19- лампа «Сброс нагрузки»; 20 — тумблер «t° масла 2» 21 — тумблер «t° воды 2»;22 — тумблер «Управление переходом»; 23-тумблер «Вентилятор холодильника»24-тумблер «Жалюзи верхние»; 25-тумблер «Указатель повреждений»; 26-тумблер«Жалюзи масла и верхние»; 27 — тумблер «Жалюзи воды и верхние»; 28 — тумблер«Управление холодильником»; 29-тумблер «Управление тепловозом»; 30-штурвалконтроллера; 31- рукоятка реверсора; 32 — потенциометр «Пульт»
Скоростемер помещен вправом углу кабины. Между пультом управления и правой стенкой кабинырасположены краны машиниста и вспомогательного тормоза. На правой стенке кабиныустановлены: блокировочное устройство тормоза, стоп-кран тормозной системы,кнопка маневровой работы, клапан тифона и свистка и электропневматическийклапан. На задней стенке кабины установлены: привод ручного тормоза, откидноесиденье, блоки приемопередатчика радиостанции, переговорное устройство,автоматические выключатели, огнетушители и аптечка. Входная дверь расположенапосередине задней стенки кабины.
Пол кабины выполнен издеревянных щитов, покрытых линолеумом. Под полом размещены блоки дешифратора иусилителя, блок питания радиостанции. Кабина машиниста оборудована системойпроточной вентиляции. В пространстве между столом и передней стенкой кабинывстроены песочные бункера, их заправочные горловины вынесены на наклоннуюповерхность лобовой обшивки кабины.
Проставка изготовлена изфасонных профилей, обшитых стальными листами. В крыше проставки имеется люк длявыемки компрессора и двухмашинного агрегата. На крышке люка смонтированвентилятор дизельного помещения. В боковых стенках проставки вмонтированы дверидля входа в тепловоз. В передней части установлены две аппаратные камеры.
Кузов над дизелемсостоит из двух частей. Нижняя часть приварена к главной раме. Верхняя часть — съемная. Разъем верхней и нижней частей кузова расположен на высоте 1000 мм отглавной рамы. На крыше съемной части кузова предусмотрены три люка для ремонтаи монтажа оборудования. Для демонтажа дизеля без съема кузова две балки наддизелем — съемные.
Каркас кузова выполнен изфасонных профилей. К каркасу снаружи приварены стальные листы обшивки.Внутренняя обшивка крепится к каркасу самонарезными винтами. В стенках кузоваимеются проемы для установки воздушных фильтров дизеля, тягового генератора итяговых электродвигателей.
Холодильная камера (рис.4) является продолжением кузова тепловоза. На боковых стенках перед фронтомсекций радиаторов на входе воздушного потока установлены жалюзи 11 и 14. Шахтахолодильника образована передней и задней стенками камеры, наклонными боковымистенками, соединенными сверху аркой. В шахте холодильника на арке установленподпятник 4 вентилятора с обтекателем 5. Рабочее колесо 6 вентилятора вращаетсяв диффузоре, представляющем собой круговой цилиндр, вваренный в крышухолодильной камеры. К верхней части диффузора в крыше камеры крепится рамажалюзи 7. Механизмы 1 и 2 привода жалюзи расположены на передней стенкамихолодильной камеры.
По периметру диффузорарасположены четыре откидывающихся люка для перепуска подогретого воздуха вдизельное помещение. В наклонных стенках Шахты холодильника вмонтированысъемные монтажные люки 18. Привод вентилятора установлен в проходе,образованном наклонными стенками шахты.
На люке крыши, в районевыпускных труб дизеля, смонтирована система Осушки воздуха.
/>
Рис. 4. Холодильнаякамера:
1,2 — привод боковых иверхних жалюзи; 3 — окно для перепуска теплого воздуха из шахты в дизельноепомещение; 4 — подпятник колеса вентилятора; 5 — обтекатель; 6 — колесовентилятора; 7 — жалюзи верхние; 8-люк вентиляционный: 9-коллектор верхний; 10-секции холодильника верхние; 11, 14 — жалюзи боковые верхние и нижние; 12 — арка; 13 — коллектор средний; 15 ~ секции холодильника нижние; 16 — коллекторнижний; 17 — стенка наклонная; 18 — люк монтажный1.3 Тележка
На тепловозе примененабесчелюстная трехосная тележка с одноступенчатым индивидуальным рессорнымподвешиванием (рис. 5). Чтобы улучшить динамические характеристики экипажа,тяговые электродвигатели тележки развернуты в одну сторону. Рама тележкивыполнена из двух сварных боковин 1 и 4 прямоугольного коробчатого сечения,трех междурамных креплений 20, концевой балки и шкворневой балки 10. К внешнимплоскостям боковин приварены кронштейны гасителей колебаний 6. К нижним листамбоковин приварены литые кронштейны 14 с трапециевидными вырезами для крепленияповодков букс. К нижней полке боковины крепятся опоры пружин рессорногоподвешивания.
На верхней полкеприварены усиливающие накладки для крепления опорно-возвращающего устройства. Кмеждурамным креплениям приварены литые кронштейны 18 подвески тяговыхэлектродвигателей.
Шкворневая балка 10 всредней части имеет форму коробки, в которую устанавливается ползун, служащийдля жесткой передачи горизонтальных продольных сил и упругой передачигоризонтальных поперечных сил. Внутри всех коробчатых элементов рамы тележкивварены ребра жесткости.
Опорно-возвращающееустройство. Каждая из четырех подвижных опор возвращающего устройства состоитиз литого стального корпуса, внутри которого помещены подвижной механизм,включающий в себя верхнюю опору и цилиндрические ролики, удерживаемые обоймами.Нижняя опора фиксирована двумя штифтами и прикреплена к корпусу болтами. Наверхнюю опору устанавливается набор резинометаллических элементов.
Для получениянеобходимых возвращающих сил и моментов трения, обеспечивающих устойчивоеположение тележек под тепловозом и плавное вписывание экипажа в кривую, рабочиеповерхности верхней и нижней опор имеют наклон к горизонтали. Корпус опорыприкреплен четырьмя болтами к верхним поверхностям боковин рамы тележки изафиксирован цилиндрическим выступом нижней опоры.
Внутренняя полостькорпуса заполнена осевым маслом и защищена от пыли и влаги брезентовым чехлом.Уровень масла в корпусе опорно-возвращающего устройства контролируется позаправочному отверстию.
Рессорное подвешивание. Всистему рессорного подвешивания включено параллельно шесть независимых групп(по числу букс). Каждая группа состоит из двух одинаковых комплектов пружин 12(см. рис. 5). В комплект в свою очередь входят три пружины: наружная, средняя ивнутренняя. Конструкция пружинного комплекта рессорного подвешиванияпредусматривает возможность замены комплекта при поломке пружин без выкаткиколесной пары из-под тепловоза (с помощью специальных стяжных технологическихболтов и шайб). Для гашения колебания надрессорного строения параллельнопружинам включены шесть фрикционных гасителей колебаний.
Пару трения образуютстальная цилиндрическая поверхность поршня и фрикционный материал, закрепленныйна поверхностях двух вкладышей. Расчетная сила трения обеспечиваетсяпредварительной затяжкой пружины гасителя колебаний. Перекосы штока поршня приработе компенсируются двумя сферическими шарнирами.
/>
Рис. 5. Тележка:
1, 4- боковины; 2- кожух тяговой передачи; 3 — моторно-осевой подшипник;5-узел буксовый; 6 — гаситель колебаний; 7 — устройство опорно-возвращающее; 8- центр колесный; 9 — бандаж; 10- балка шкворневая; 11- подвеска; 12-комплектпружин; 13 — тяга; 14 — кронштейн; 15 — рычажная передача тормоза; 16 -поводокбуксовый; 17 — цилиндр тормозной; 18 — кронштейн подвески тяговыхэлектродвигателей; 19 — электродвигатель тяговый; 20 — крепление междурамное.
Буксовый узел. Корпусбуксы представляет собой фасонную стальную отливку с кронштейнами для установкипружин рессорного подвешивания. Внутренняя полость корпуса расточена поднаружные кольца буксовых подшипников. В корпусе буксы выполнены клиновидныепазы для крепления поводков буксы. В передней крышке буксы смонтирован осевойупор с пружиной, поджимающей упорный подшипник. Задняя крышка буксы уплотненалабиринтным кольцом. Буксовый узел собран на двух роликовых подшипниках, междукоторыми установлены дистанционные кольца. В качестве осевого упора каченияприменен шарикоподшипник упорный. Одно кольцо упорного подшипника напрессованона проточенную шейку оси колесной пары, а другое — на упор, который поджимаетсяк шарикам пружиной.
В буксы крайних колесныхпар установлены резиновые амортизаторы для компенсации перекосов и смягченияударных нагрузок от оси на переднюю крышку буксы. В принципе конструкция букссредней и крайней колесных пар одинакова. Путем демонтажа амортизатора буксукрайней колесной пары можно переоборудовать под установку на среднюю колеснуюпару.
Поводок буксовый 16 (см.рис. 5) соединяет буксу с рамой тележки и передает ей горизонтальные,продольные и поперечные усилия. Корпус поводка представляет собой стальную отливкус двумя головками, имеющими цилиндрические отверстия, расточенные под втулкиамортизаторов. Амортизаторы конструктивно образуются стальными втулками,запрессованными в головке поводка, резиновыми втулками и валиками страпециевидными хвостовиками. К торцовым поверхностям корпуса поводка прикрепленыторцовые амортизаторы.
Головки поводка исоответственно амортизаторы, и валики между собой имеют конструктивныеразличия. Головка поводка, крепящегося к раме тележки, и валик по своимлинейным размерам больше головки и валика поводка, крепящегося к буксе.Амортизатор поводка большей головки состоит из двух резиновых втулок,разделенных стальным разъемным кольцом.
Колесная пара. Колеснуюпару тепловоза образуют два напрессованных на ось колесных центра с бандажами.Рабочие поверхности оси для повышения усталостной прочности и уменьшения износанакатаны. Структура стали оси контролируется ультразвуковой дефектоскопией, асостояние поверхности — магнитной дефектоскопией. В один торец оси в центровоесверление запрессовывается стальная втулка привода скоростемера. Спротивоположного торца на ось напрессована в нагретом состоянии ступицаведомого зубчатого колеса тяговой передачи с натягом 0,18-0,22 мм. Колесныецентры изготовлены из стальной отливки и напрессованы на ось с натягом междупосадочными поверхностями оси и центра0,18-0,3 мм. При напрессовке центровснимается диаграмма усилий.
На наружный диаметрцентра в горячем состоянии до упора в бурт с натягом 1,3-1,6 мм насажен бандаж.В выточку бандажа заводится и закатывается бандажное кольцо. Сформированнаяколесная пара должна соответствовать требованиям Инструкции поосвидетельствованию, ремонту и формированию колесных пар локомотивов иэлектросекций, утвержденной ЦТ МПС. При принудительном смазывании моторно-осевогоподшипника для привода шестеренного насоса, подающего масло в моторно-осевойподшипник, на оси колесной пары установлена ведущая шестерня.
Тяговый редуктор. Натепловозе установлен одноступенчатый цилиндрический тяговый редуктор (рис. 6).Ведущая шестерня посажена на конусный хвостовик вала якоря тяговогоэлектродвигателя. Упругое зубчатое колесо состоит из посаженной на ось 4ступицы 12, с буртом которой восемью призонными втулками 13 и восемью болтами22 с корончатыми гайками 14 через шайбы скреплены тарелки 15 и 27. Междутарелками находится зубчатый венец 19, опирающийся на бурт ступицы 12 черездевяносто роликов 30. Поверхность бурта ступицы под ролики сферическая, азубчатого венца — цилиндрическая. Взаимное положение тарелок и ступицы заклеймено.К тарелкам прикреплены защитные кольца 29. Диаметральный зазор между венцом,роликами и ступицей составляет 0,4-0,6 мм.
Вращающий момент от венца к тарелкам передается восемьюмягкими 16 и восемью жесткими 31 установленными через один упругими элементами.При этом элементы 16 в свою очередь установлены через один буртами по разные сторонывенца, т.е. между венцом и каждой тарелкой равномерно по окружности расположеныбурты четырех элементов 16, которые ограничивают осевое перемещение венца исползание его с роликов. Все жесткие элементы 31 установлены буртами кколесному центру. В канавках втулок всех элементов поставлены пружинные кольца21.
Тяговый редуктор защищенкожухом. Нижняя 2 и верхняя 3 половины кожуха скреплены между собой по лапамчерез дистанционные прокладки 9 четырьмя болтами 8 с корончатыми гайками 10 икрепятся к тяговому электродвигателю тремя болтами 11. Момент затяжки болтов 8должен быть в пределах 245+49 Н * м (25+5 кгс * м), аболтов 11 — 1570+196 H * м (1604"20кгс • м). На обечайке верхней половины кожуха размещен сапун 5, а нижнейполовины — заливная горловина с пробкой 1. Уплотнением пробки служит резиноваяпрокладка. Нижняя кромка отверстия горловины является верхним уровнем смазки вкожухе. По разъему верхней половине приварены разновысокие накладки: наружные17-фасонные и внутренние 20-плоские, между ними уложена резиновая трубка 18 изаложена смазка.
/>
Рис. 6. Тяговый редуктор(двигатель ЭД118Б):
1- пробка заливнойгорловины; 2, 3 — половины кожуха нижняя и верхняя; 4 — ось колесной пары;5-сапун; 6-электрический двигатель тяговый; 7 — шестерня ведущая; 8, 11, 22 — болты; 9 — прокладка; 10, 14- гайки; 12 — ступица; 13, 25 — втулки; 15,27-тарелки; 16 -элемент упругий (мягкий); 17- накладка наружная; 18 — трубкарезиновая; 19 — венец зубчатый; 20 — накладка внутренняя; 21 — кольцадружинные; 23 — отбойник; 24 — вкладыш; 26 — корпус электродвигателя; 28 — кольцо уплотнительное; 29 — кольцо; 30 — ролик; З1-элемент упругий (жесткий);32 — кольцо войлочное.
Для предотвращенияпопадания смазки из моторно-осевого подшипника в кожух и наоборот вкладыш 24 ивтулка 25 образуют лабиринтное уплотнение. Между корпусом электродвигателя 26 икожухом имеется уплотнительное кольцо 28. Между кожухом и тяговымэлектродвигателем со стороны шестерни 7 уложено войлочное кольцо 32.
Моторно-осевой подшипник.Тяговый электродвигатель ЭД118А опирается на ось колесной пары через дваразъемных моторно-осевых подшипника (рис. 7). Верхний вкладыш 24устанавливается в прилив остова двигателя, а нижний 2, имеющий окно под пакетфитилей 15 смазывающего устройства, в корпус подшипника 16, который крепится костову двигателя четырьмя болтами 20. От поворота вкладыши удерживаются шпонкой22.
/>
Рис. 7. Моторно-осевойподшипник:
1 — ось колесной пары; 2, 24 — вкладышинижний и верхний; 3 — пружина пластинчатая; 4 — направляющая корпуса; 5 — прокладка; 6, 17, 20 — болты; 7 — корпус польстера; 8 — стержень; 9 — осьрычага: 10 — пружина; 11, 27 — крышка; 12 — фиксатор пружинный; 13 — масломер;14 — пробка сливная; 15 — пакет фитилей; 16 — корпус подшипника; 18 — рычаг; 19- коробка пакета фитилей; 21 — шайба пружинная; 22 — шпонка; 23 — остовтягового двигателя; 25 — шнур уплотнительный; 26 — уплотнение; 28 — скоба.
Внутренняя полостькорпуса моторно-осевого подшипника служит ванной для заливки масла. Уровеньмасла контролируется по масломеру. Масло в места трения между вкладышами и осьюподается с помощью пакета фитилей (польстера) смазывающего устройства. Корпуспольстера 7 установлен и закреплен тремя болтами 17 на приливах в корпусемоторно-осевого подшипника.
В плоских направляющих 4корпуса польстера 7 помещена коробка 19, в которой с помощью скоб 28 закрепленпакет фитилей 15. Пластинчатые пружины 3, приклепанные к польстерной коробке,обеспечивают плотное прижатие коробки к направляющим 4 и одновременнопредотвращают перемещение коробки при вибрации.
Для исключения контактакоробки с шейкой оси в случае износа пакета фитилей коробка имеет заплечики,которые, упираясь в корпус 7, ограничивают ее ход по направлению к оси. Пружина10 обеспечивает постоянное поджатие фитиля к шейке оси. Пакеты фитилей могутбыть набраны как из хлопчатобумажных ламповых фитилей, так и каркасноговойлока.
Тяговый электродвигатель ЭД118Б так же, как и ЭД118А, опирается на оськолесной пары через два моторно-осевых подшипника, состоящих из двух верхнихвкладышей, установленных в прилив остова тягового двигателя, и двух нижнихвкладышей, установленных в корпус 14 (рис. 8). Нижние вкладыши совместно скорпусом 14 составляют единый осевой подшипник 1, который крепится к остовутягового двигателя болтами 11. Единый осевой подшипник включает в себя двепольстерные емкости (по одной для каждого моторно-осевого подшипника) ирезервуар для масла. В резервуаре на крышке 20 установлен шестеренный насос 19,который приводится в действие от оси колесной пары с помощью шестерен 17 и 18.При движении тепловоза масло, нагнетаемое насосом 19, по системе каналов восевом подшипнике поступает в польстерные емкости, откуда самотеком через окнаво вкладышах проникает в зазор между шейкой оси колесной пары и вкладышем.Отработанное в подшипниках масло по каналам сливается в масляный резервуар,замыкая круг циркуляции. В момент трогания, когда насос не обеспечивает подачудостаточного количества масла для смазки моторно-осевых подшипников самотеком,подача масла производится с помощью пакетов фитилей, установленных впольстерных емкостях. Польстерное смазывающее устройство электродвигателяЭД118Б по конструкции аналогично польстерному устройству электродвигателяЭД118А.
Рычажная передача тормоза. В каждую группу передачи (по числу колесныхпар) входят по два исполнительных органа (см. рис. 5) — тормозные цилиндры 17,установленные с наружной стороны боковины рамы тележки и работающие параллельноот одной воздушной магистрали, две пары колодок, рычаги, подвески -11,регулирующие тяги 13 и триангели. При заполнении сжатым воздухом тормозногоцилиндра его шток, перемещаясь, воздействует на горизонтальный балансир,проходящий через отверстие в раме тележки. Балансир через верхнюю вилку и рычагподвески 11 тормозной колодки прижимает колодку к бандажу колесной пары. Далеечерез нижний конец рычага, нижнюю тягу 13 усилие передается на рычаг подвескипротивоположной колодки. Установка тормозной колодки в рабочее положениеотносительно круга катания колеса обеспечивается конструкцией тормозной колодкии триангелями, соединяющими попарно рычаги подвесок тормозных колодок.
/>
/>
Рис. 8. Моторно-осевыеподшипники с циркуляционной системой смазки:
1 — единый осевой подшипник; 2 — пробка заправочной горловины: 3 — пробкадля контроля уровня смазки; 4, 20 — крышки; 5 — пружина; 6 — рычаг; 7-фиксатор;8-коробка; 9 — пружина пластинчатая; 10 — направляющая корпуса; П. 13- болты;12 — корпус польстера; 14 — корпус подшипника; 15 — пакет фитилей: 16 — пробкисливные; 17, 18 — шестерни; 19 — насос шестеренный; 21 — прокладка
Кроме пневматическогопривода, рычажная передача тормоза снабжена ручным приводом. Через вертикальныйрычаг и винтовую передачу прижимаются тормозные колодки левой стороны второй итретьей колесных пар.
2.Ремонт экипажной части
При осмотре крепления рукавов подвода воздуха к тяговымэлектродвигателям, чехлов опорно-возвращающего устройства, поводков, крышекосевых упоров букс, крышек и тяг гасителей колебаний, кожухов зубчатойпередачи, подшипника осевого с корпусом тягового электродвигателя, крышкишестеренного насоса на всех видах технического обслуживания проверьте наличиена месте болтов, гаек, шайб и шплинтов. Проверьте надежность крепления болтов,гаек остукиванием легкими ударами молотка. Ослабшие соединения подтяните и застопорите.
При подтяжке крепления кожухов тяговой передачи сначала подтягивайтеболты крепления половин кожухов между собой, затем болты крепления к корпусутягового электродвигателя. Проверяя состояние пружин рессорного подвешивания,убедитесь в отсутствии изломов витков пружин и трещин в витках. При обнаруженииизломов, трещин детали замените.
Проверку состояния подвесок тяговых электродвигателей производите всоответствии с инструкцией ВТЗ ТЭ.ОО.ОО.ООО.Д32.
Изломанные пружины рессорного подвешивания замените пружинами той жегруппы. Замена может быть произведена без выкатки колесной пары. Для этого обакомплекта на буксовом узле стяните технологическими болтами с шайбами,входящими в комплект ЗИП (на рис. 9 показаны тонкими линиями), отсоедините отбуксы оба поводка и гаситель колебаний. Поджав домкратом через корпус буксыпружины с одной стороны буксы, освободите пружинный комплект с другой.Подготовленный пружинный комплект установите взамен снятого.
Для осмотра фрикционного гасителя колебаний снимите кожух 3 (см. рис. 9),измерьте толщину накладок 8, диаметр цилиндрической поверхности поршня 4. Приразборке снимите с гасителя крышку 5, поршень в сборе с тягой 12, вкладыши и27. Измерьте толщину накладок 8, зазор между тягой 12 и обоймой 9, высотусухаря 10, высоту пружины 7, наружный диаметр поршня 4, ширину шпоночного пазавкладыша 21. Осмотрите наружную цилиндрическую поверхность поршня, при наличииместных выработок прошлифуйте. Осмотрите шаровую поверхность сухарей и обойм, вслучае обнаружения задиров и местных выработок зачистите.
Детали, имеющие браковочные размеры, трещины и изломы, замените.
При осмотре песочной системы проверьте состояние и крепление песочныхтруб, отрегулируйте положение наконечников песочных труб относительно рельса ибандажа колесной пары так, чтобы они были от головки рельса на расстоянии 50-60мм, от бандажа-20-40 мм и не касались тормозной передачи.
/>
Рис. 9 Рессорное подвешивание.
1- гаситель колебаний фрикционный; 2 — комплект пружинный; 3-кожух; 4-поршень; 5 -крышка; 6, 21- вкладыши; 7 — пружина; 8 — накладка; 9- обойма; 10-сухарь; 11 — амортизатор; 12 — тяга; 13 — шайба; 14 — гайка; 15- пластина; 16 — опора пружины верхняя; 17 -пружина средняя; 18 — пружина наружная; 19 — пружинавнутренняя; 20-опора пружины нижняя.
Проверьте подачу песка под колеса. При необходимости прочистите форсункипесочниц и отрегулируйте подачу песка в пределах 1000 ±200 г/мин под каждоеколесо. Регулируйте регулировочным болтом: для уменьшения подачи песка болтнеобходимо ввертывать, для увеличения — вывертывать.
Проверьте состояние тормозных колодок, предохранительных устройств, рычажнойи воздушной систем тормоза, руководствуясь требованиями действующей Инструкциипо ремонту и испытанию тормозного оборудования локомотивов и моторвагонногоподвижного состава. Осмотрите тормозные колодки и при необходимости замените.Для замены колодок: разберите тягу, отодвиньте колодки с башмаками в стороны отколеса; извлеките чеки колодок, захватив головку каждой чеки ломиком илиспециальной вилкой, одновременно ударяя ручным молотком по ее нижнему концу;выньте тормозные колодки, поставьте новые, забейте чеки, соберите тягу иотрегулируйте выход штоков тормозных цилиндров.
При осмотре тяговой передачи снимите нижнюю половину кожуха, для чеговыверните болты 11 (см. рис. 6) крепления нижней половины кожуха к корпусутягового электродвигателя и болты 8 крепления половин кожуха между собой. Чтобыоблегчить снятие половины кожуха, максимально сдвиньте ее к тяговомуэлектродвигателю, предварительно сняв регулировочные прокладки между бонкамикожуха и тяговым электродвигателем. Очистите кожух и осмотрите. В случаеобнаружения трещин, а также неисправности уплотнений кожух отремонтируйте.Осмотрите зубчатую передачу и убедитесь в отсутствии трещин и предельногоизноса зубьев. При необходимости измерьте износ. Осмотрите детали упругойшестерни. Ослабление болтов 22, а также выпадание стопорных пружинных колец 21упругих элементов с наружной стороны тарелок не допускается. Упругие элементы свыкрошившейся, расслоившейся, сползшей резиной или втулками замените, для чегоколесную пару необходимо выкатить из-под тепловоза. Промойте шестерни и снятуюполовину кожуха. Поставьте половину кожуха на место. Затяните болты 8 с гайками10, затем болты 11. Затяжка в обратном порядке не допускается. Заправьтесмазкой в соответствии с приложением 1 «Карта смазки узлов тепловоза».Осмотрите буксы и крышки с наружной стороны для выявления трещин; проверьтесостояние уплотнений букс (нет ли утечки смазки из корпуса буксы со сторонылабиринта и передней крышки). При ТР-2 снимите крышки и осмотрите буксу внутрив соответствии с требованиями Инструкции по содержанию и ремонту роликовыхподшипников локомотивов и моторвагонного подвижного состава.
Для проверки состояния смазывающего устройства моторно-осевых подшипниковэлектродвигателя ЭД118Б, слейте масло из польстерных емкостей и резервуара.Снимите крышку 20 (см. рис. 8) и проверьте крепление к ней шестеренного насоса.Проверьте крепление ведущей шестерни 17 привода насоса на оси колесной пары.Снимите крышки 4, выньте коробки 8 с пакетом фитилей 15. Осмотрите состояниемеханической части смазывающего устройства. Очистите от загрязнений масляныйрезервуар и польстерные емкости. Осмотрите шейки оси в зоне расположения пакетафитилей. Измерьте диаметральный зазор между осью колесной пары и вкладышемчерез масляный резервуар с торца вкладыша в рабочем положении колесно-моторногоблока. Щуп должен проходить на глубину не менее 140 мм от торца вкладыша.
Очистите от загрязнений пакеты фитилей и промойте в чистом осевом маслепри температуре 80-90 °С в течение 1 ч. Осмотрите состояние пакетов, призасаливании торец подрежьте, при необходимости фитили подтяните до чертежногоразмера. В случае замены фитилей на новые перед набивкой коробки войлок ифитили просушите при температуре 60-70 °С в течение 2-3 ч. Пакет фитилей, заправленныйв очищенную коробку, пропитайте в осевом масле, применяемом для смазкимоторно-осевых подшипников, при температуре 50- 60 °С в течение 2-3 ч, выньтеиз ванны и дайте возможность стечь излишкам масла в течение 15-20 мин.Рекомендуется пакет устанавливать в польстерную камеру непосредственно послепропитки. Допускается хранение пропитанных пакетов в чистой закрытой таре передустановкой их в польстерную камеру не более 1 ч.
При установке крышки с насосом в подшипник осевой обеспечьте сохранностьранее установленных прокладок.
При затянутых сливных пробках заправьте польстерные емкости по нижнююкромку окна осевого подшипника, а резервуар — до кромки отверстия заправочнойгорловины в соответствии с приложением 1 к настоящей инструкции.
Контроль работы насоса в процессе эксплуатации осуществляйте с помощьюпробки 2, установленной в заправочной горловине. Отсутствие вытекания смазки изотверстия при вывернутой пробке служит поводом для проверки исправности насоса.
Техническое обслуживание смазывающего польстерного устройствамоторно-осевых подшипников электродвигателя ЭД118А аналогично техническому обслуживаниюпольстерного устройства электродвигателя ЭД118Б. Измерение зазора вмоторно-осевом подшипнике (МОП) электродвигателя ЭД118А при эксплуатациипроизводите через окно во вкладыше. Максимально допустимому зазору 2 ммсоответствует прохождение щупа толщиной 1,8 мм на глубину 100 мм посерединеокна вкладыша, при этом рекомендуется проверять зазор набором из пластинтолщиной не более 0,6 мм каждая.
Учитывая значительную погрешность указанного метода замера в МОП, дляточных замеров, связанных с браковкой, определяйте зазор только путем отдельногозамера диаметров шейки оси колесной пары и внутреннего наименьшего диаметравкладышей на собранном тяговом электродвигателе с затянутыми болтами крепленияподшипников к остову. Данный замер производите при выпуске тепловозов изтекущего ремонта ТР-3, а также одиночных выкатках колесно-моторных блоков.
Разборка тележки. Подготовьте тепловоз к выкатке тележек: отсоединитебрезентовые рукава каналов охлаждения электродвигателей, очехлениеопорно-возращающих устройств и привод ручного тормоза, разъедините трубопроводыпесочной и тормозной систем, отсоедините кабели тяговых электродвигателей,отсоедините привод скоростемера. Слейте смазку из опорно-возвращающихустройств, польстерных емкостей и резервуара моторно-осевых подшипников тяговыхэлектродвигателей. Сожмите пружинные комплекты рессорного подвешивания технологическимиболтами (см. рис. 9).
Поднимите на домкратах раму и кузов тепловоза до выхода шкворня из гнездашкворневой балки и выкатите тележки. Установите выкаченную тележку на специальныйстенд для разборки. Застопорите буксы колесных пар от проворачивания и осевогосмещения. Снимите соединительные брезентовые рукава с каналов охлаждениятяговых электродвигателей и очехление опорно-возвращающих устройств.
Отсоедините предохранительные тросы, расшплинтуйте и снимите винтовыетяги 11 рычажной передачи тормоза (рис. 10).
Снимите кожуха 3 (см. рис. 9) гасителей колебаний, крышки 5, пружины 7 ивкладыши 6. Расшплинтуйте, отверните гайки 14, отсоедините тяги 12 от крышекбукс и выведите поршни 4 с тягами из корпусов гасителей колебаний. Отсоединитетяги от поршней. С помощью отжимного болта выведите вкладыши 21 из кронштейновгасителей.
/>
Рис. 10. Схема рычажной передачитормоза:
1, 12 — рычаги подвесок тормозных колодок; 2 — колодка тормозная; 3 — цилиндр тормозной; 4- балансир ручного тормоза; 5-стяжка; 6-вилка верхняя;7-триангель; 8-балансир горизонтальный; 9 — шток тормозного цилиндра; 10 — трос; 11 — тяга; 13 — скоба; 14 — охранная труба; 15- втулка; 16- гайка; 17 — пружина.
Расконтрите и выверните болты крепления нижних поводков к раме и буксам,а также болты крепления верхних поводков к буксам. Выведите с помощью приспособления(рис. 11) поводки из гнезд рамы и букс. Поднимите раму тележки, переставьте еена стенд для окончательной разборки. Отверните болты крепления верхних поводковк раме тележки, выведите поводки из гнезд.
Расконтрите и выверните болты крепления опорно-возвращающих устройств.Снимите опорно-возвращающие устройства с рамы тележки.
Последовательной разборкой шарнирных узлов снимите все детали рычажнойпередачи тормоза. Разберите соединения тормозного трубопровода и отсоединитеего от рамы тележки и тормозных цилиндров. Гайки крепления отверните и снимитетормозные цилиндры. Расшплинтуйте и выньте валики узла подвески тяговыхдвигателей, выньте стержни пружинной подвески. Комплект пружин сожмите, снимитеподвеску, после чего отверните гайки стяжных болтов и полностью разберитеподвеску.
/>
Рис. 11. Букса поводковая, приспособление для демонтажа поводков:
1-кольцо лабиринтное; 2, 16-болты; 3, 9-крышки задняя и передняя;4-корпус буксы; 5, 8 — роликовые подшипники; 6, 7 — кольца дистанционные; 10 — кронштейн; 11 — шариковый подшипник упорный; 11, 17 — кольца; 13-упор;14-амортизатор; 15- пружина: 18 — пробка отверстия для пополнения консистентнойсмазки в буксу; 19 — нитка шелковая; 20, 27 — шайбы наружная и внутренняя;21-торцовый амортизатор; 22 — штифт; 23 — втулка; 24-полукольцо упорноеразъемное;25-валик короткий; 26-поводок; 28 — втулка резиновая; 29-валикдлинный; 30 — полукольцо дистанционное
Ремонт подвесок тяговых электродвигателей производите в соответствии синструкцией ВТЗ ТЭ.ОО.ОО.ООО.Д32.
При необходимости смену одного колесно-моторного блока на скатоопускномустройстве выполняйте в следующем порядке:
1) ослабьте болты крепления крышки осевого упора буксы примерно на 20 мм;
2) отсоедините тормозную продольную винтовую тягу от рычагов и охранныхтросов;
3) отсоедините гаситель колебаний от крышки буксы;
4) отсоедините верхний поводок от буксы, а нижний — от рамы тележки (илисовсем его снимите);
5) стяните технологическими болтами с шайбами пружинные комплектырессорного подвешивания;
6) отсоедините электрические кабели тягового электродвигателя;
7) отсоедините рукава подвода воздуха для охлаждения тягового электродвигателя;
8) стяните болтами подвеску тягового электродвигателя;
9) выкатите колесно-моторный блок.
При выкатке колесно-моторного блока не допускайте потери регулировочныхпрокладок во избежание нарушения регулировки рессорного подвешивания.
Разборка колесно-моторного блока. Установите колесно-моторный блок наподставку колесной парой вверх (допускается разборка в рабочем положении).Расшплинтуйте и выверните болты 11 (см. рис. 6), затем расшплинтуйте иотпустите гайки 10. Снимите кожух и слейте из него смазку. Очистите отзагрязнений, промойте и осмотрите. При наличии трещин в кожухах заварите их,поправьте стенки и накладки. Проверьте расстояние между боковыми стенками кожуха(должно быть 164 + 2,5 мм) и расстояние между внутренними накладками верхнейполовины кожуха (должно быть более или же равно 160мм).
Снимите крышку 20 (см. рис. 8), отсоедините шестеренный насос, снимитесетку 18 (рис. 12). Расшплинтуйте и выверните болты 25. Снимите кожух б, шестерню13, отсоедините клапанную коробку 21 от корпуса 14. Очистите, промойте иосмотрите все детали. Про верьте корпус насоса и клапанную коробку на наличиетрещин, при необходимости замените. Осмотрите шестерни насоса, при наличиисколов и трещин в зубьях замените. Проверьте суммарный торцовый зазор междуторцами шестерен насоса и торцом клапанной коробки с помощью свинцовойпластины, устанавливаемой между клапанной коробкой и торцами шестерен.Разрешается восстановление до чертежного размера путем пришабровки торцаклапанной коробки к корпусу насоса, при этом плотность прилегания по краскедолжна быть не менее 90%. Проверьте радиальный зазор между зубчатыми венцамишестерен насоса и его корпусом, допускается восстановление до чертежногоразмера путем нанесения полуды на корпус насоса. Проверьте диаметральный зазормежду валиками шестерен и бронзовыми втулками, при наличии овальности валиковдопускается их шлифовка. Втулки, ослабшие в посадке в корпусе насоса, а такжеизношенные по внутреннему диаметру, замените новыми. Запрессуйте втулки вкорпус насоса с натягом 0,005-0,095 мм, после чего произведите развертку ихвнутреннего диаметра. Осмотрите шестерни привода насоса, при наличии изломовили трещин в зубьях, вмятин на поверхности каждого зуба площадью более 50 мм2и глубиной более 0,4 мм, износа по толщине зубьев более 2,0 мм, покрытия более25% поверхности коррозийными язвами шестерни замените.
/>
Рис. 12. Насос шестеренный:
1-пробка; 2-кольцо уплотнительное; 3 — штифт; 4- шарик; 5-седло; 6 — кожух: 7-гайка; 8-шайба стопорная; 9, 12 — оси; 10 — шпонка: 11, 16 — втулки; 13,19 — шестерни ведомая и ведущая; 14 — корпус насоса; 15-винт; 17, 23 — проволока; 18- сетка; 20 — шестерня ведомая; 31-коробка клапанная; 22, 25-болты; 24 — шайба.
После осмотра детали промойте и соберите насос. Установите собранныйнасос на крышку подшипника осевого и закрепите болтами.
Снимите крышки 4 (см. рис. 8), выньте пакеты фитилей польстерногоустройства. Очистите от загрязнений механическую часть, промойте фитили и войлок,как описано выше.
Отсоедините и снимите подшипник осевой 1, придерживая верхние вкладыши отвыпадания. Очистите от загрязнений и промойте польстерные емкости и резервуаркеросином и протрите безворсовыми салфетками. Снимите колесную пару и нижниевкладыши. Обмойте колесную пару и отремонтируйте в соответствии с Инструкцией МПСпо освидетельствованию и ремонту колесных пар. Осмотрите состояние шеек осиколесной пары, при обнаружении задиров отремонтируйте. Осмотрите состояниезубьев и проверьте надежность крепления ведущей шестерни шестеренного насоса наоси колесной пары.
Остучите легкими ударами молотка по нерабочей поверхности вкладышимоторно-осевых подшипников, при обнаружении трещин замените комплектно ирасточите. Профиль расточки рабочих поверхностей вкладышей приведен на рис. 13,вариант 1. При отсутствии в депо необходимой оснастки допускается расточкавкладышей по варианту 2. Выпуск из ремонта колесно-моторных блоков с вкладышами,имеющими расточку, не соответствующую приведенной на рисунке, не допускается.Осмотрите состояние уплотнений вкладышей и при необходимости замените войлок.
/>
Рис. 13. Профиль расточки вкладыша.
Проверьте диаметральный зазор между вкладышами моторно-осевых подшипникови шейкой оси колесной пары. Зазор определяйте как разность замеров диаметравкладышей в средней их части и диаметра шейки оси колесной пары. Проверьтесуммарный осевой разбег тягового электродвигателя на оси колесной пары путемзамеров расстояния между втулками на колесной паре и торцами буртов вкладышей,установленных на тяговом электродвигателе.
Для предотвращения забоин шеек оси (при снятых МОП), шейки подмоторно-осевые подшипники закройте накладками.
Разборку и ремонт буксового узла производите в соответствии с требованиямиИнструкции по содержанию и ремонту узлов с подшипниками качения локомотивов имоторвагонного подвижного состава.
Расшплинтуйте и отверните гайки 14 (см. рис. 6), выньте болты 22 извтулок 13. Снимите стопорные пружинные кольца 21 с упругих элементов 16, 31 (снаружных сторон тарелок 15, 27). Проверьте наличие меток (клейм и стрелок) взаимногоположения тарелок и ступицы, в случае отсутствия нанесите метки. Ввернитечетыре технологических болта в соответствующие отверстия (предназначенные длясъема) тарелки 27 и отожмите тарелку болтами от ступицы 12. Снимите тарелку иповесьте ее на среднюю часть колесной пары. Снимите стопорные пружинные кольца21 (со всех упругих элементов), расположенные между снятой тарелкой 27 изубчатым венцом 19. Вывесьте зубчатый венец 19 тросом на кране или тали и,слегка покачивая венец 19, выберите ролики 30 (при этом не допускайте ихпадения и соударения). Снимите зубчатый венец (вместе с мягкими упругимиэлементами) и сдвиньте его к средней части оси, снимите оставшиеся стопорныекольца с мягких упругих элементов и выньте элементы с зубчатого венца. Выньтежесткие упругие элементы с тарелки 15. Тарелку 15 и втулки 13 демонтируйтетолько в случае необходимости их ремонта или замены.
Работавшие ролики 30 раскомплектовывать не рекомендуется. В случае необходимостирекомендуется заменять комплектно на новые. При необходимости единичной заменыдопускается подобрать из числа работавших, при этом диаметр ролика не долженвыходить за пределы фактических диаметров роликов в комплекте. Равномерностьроликов по диаметру должна быть не более 0,05 мм в комплекте.
Разборка опорно-возвращающего устройства. Отверните болты 7 (рис. 14).Снимите крышку 6, резинометаллические элементы 12, опоры 8, 5, обойму 17 вместес роликами 3. Отверните болты 19 и отсоедините опору 2 от корпуса 1.
Промойте детали в чистом керосине (кроме резинометаллических элементов).Комплекты резинометаллических элементов проверьте на прессе. Нагружайте плавно,без рывков, при достижении нагрузки 107,8±0,49 кН (11 000±50) кгс выдержите втечение 3 мин, — после чего замерьте в трех местах через 120 °. Высотакомплекта должна быть в пределах 261 + 7 мм. На одну тележку устанавливайтеэлементы с разностью по размеру К (см. рис. 14) не более 1 мм. Размер Квыдерживайте подбором регулировочных шайб 14. Наибольшая толщина регулировочныхшайб 7 мм. Контролируйте до установки на тележку. К эксплуатации допускаютсярезинометаллические элементы, имеющие отслоение резины по окружности не более50%.
/>
Рис. 14. Опорно-возвращающее устройство:
1 – корпус; 2,5,8,13 – опоры; 3 – ролик; 4 – втулка; 6 – крышка; 7,19 –болты; 9 – хомут; 10 – рама тепловоза; 11 – стакан; 12 – элементрезинометаллический; 14 – шайба регулировочные; 15 – чехол; 16,18 – пробки; 17– обойма; 20 – рама тепловоза.
Сборка тележки. Перед сборкой все детали должны быть очищены отзагрязнений, осмотрены на предмет обнаружения трещин, проверены в соответствиис таблицей допускаемых размеров, при необходимости отремонтированы или замененыновыми.
Сборка колесно-моторного блока. Перед сборкой колесно-моторного блокаубедитесь в том, чтобы зубчатая пара тяговой передачи не была распарована.
Примечание. При сборке ранее работавших тяговых зубчатых передачсохраняйте их спаренность. При необходимости распаровывания (по неисправностишестерни колесной пары) старогодные зубчатые колеса и шестерни подбирайте впары с наиболее близкими по величине износами зубьев. Колесные пары с новымизубчатыми колесами комплектуйте только с новыми шестернями, а при отсутствиипоследних со старогодными шестернями, имеющими износ зубьев не более 0,5 мм.
При установке ведущей шестерни на вал тягового электродвигателя проверьтепо краске плотность прилегания сопрягаемых поверхностей вала электродвигателя ишестерни. Общая площадь прилегания должна быть не менее 75% площади каждой изсопрягаемых поверхностей. Нагрейте шестерню до температуры 150-170 °С.Установите шестерню на вал электродвигателя; наверните гайку крепления шестернии после остывания затяните ее усилием 490 Н (50 кгс) на плече 1000 мм.Предохранительную шайбу загните в прорези шестерни в двух местах. Осевой натягмежду посадочными поверхностями шестерни и вала должен быть 1,35-1,45мм.
Соберите зубчатое колесо, для чего в отверстия тарелки 15 (см. рис. 6), оставшейсяна ступице, поставьте равномерно, через одно отверстие, восемь элементовжестких 31 буртовой втулкой к тарелке. В отверстия венца, через одно, вставьтевосемь элементов мягких 16. Последние, через один, ставьте буртовыми втулкамипо разные стороны полотна венца (см. сечения А-А и В-В). В канавки безбуртовыхвтулок всех мягких элементов со стороны средней втулки вставьте стопорныекольца 21 (с внутренней стороны тарелки 15).
Зубчатый венец 19 краном или талью поставьте на место, пространство междувенцом и буртом ступицы заполните смазкой УТ-1 и вставьте 90 роликов 30. Вканавки безбуртовых втулок всех жестких элементов со стороны венца 19 (свнутренней стороны тарелки 15} установите стопорные кольца 21.
Снятую тарелку ставьте на место, посадка осуществляется болтами 22 послесовмещения меток взаимного положения тарелки и ступицы. Установите остальныекольца 21.
Сборку буксовых узлов на оси колесной пары производите в соответствии сИнструкцией по содержанию и ремонту узлов с подшипниками качения локомотивов и мотор-вагонногоподвижного состава.
Установите тяговый электродвигатель моторно-осевыми подшипниками вверх.Смажьте смазкой ЖРО сопрягаемые поверхности корпуса электродвигателя и осевогоподшипника, уложите в расточку корпуса электродвигателя нижние вкладыши, затемсмажьте осевым маслом шейки оси колесной пары и опустите ее на вкладыши.Уложите на ось верхние вкладыши, установите и закрепите подшипник осевой.Установите и закрепите крышку в сборе с насосом шестеренным в подшипник осевой,обеспечив сохранность ранее установленных прокладок. Пропитайте пакеты фитилеймоторно-осевых подшипников в осевом масле, как описано выше, установите впольстерные емкости, закройте и закрепите крышки. Установите нижнюю половинукожуха тягового редуктора, регулируя ее положение по отношению редукторапрокладками. При этом зазор между стенками кожуха и шестернями должен быть неменее 8 мм. Установите с теми же зазорами верхнюю половину кожуха. Окончательнозатяните и зашплинтуйте болты 8 (см. рис. 6), затем затяните и застопоритеболты 11, при этом зазор между кромками отверстия горловины кожуха ицилиндрической поверхностью колесного центра должен быть не менее 1,5 мм.Проверьте, чтобы вращающиеся части не касались кожуха.
После окончательной сборки колесно-моторного блока заправьте смазкой тяговыйредуктор, польстерные емкости и резервуар для масла в соответствии с картойсмазки тепловоза настоящего руководства.
Перед заправкой кожуха тяговой передачи смазку, при необходимости,подогрейте до 50 °С в ванне с горячей водой. Запрещается разогрев смазки наэлектроплите или открытым пламенем.
Обкатайте колесно-моторный блок на испытательном стенде.
Установка поводков на раму тележки. Заведите верхние поводки в зевыкронштейнов рамы тележки, затяните крепежные болты и застопорите их от проворачиванияк кронштейну вязальной проволокой. Момент затяжки болтов 150 Н • м (15 кгс •м).
Установка пружинной подвески тяговых электродвигателей. Установитепружину между обоймами, сожмите комплект стяжными болтами до размера между наружнымиповерхностями обойм 304 мм. После этого поставьте подвески тяговыхэлектродвигателей в кронштейны рамы тележки, вставьте направляющие стержни изафиксируйте их валиками. Зашплинтуйте валики. Отверните гайки стяжных болтовдо обеспечения зазора между гайкой и обоймой не менее 5 мм.
Сборка и установка опорно-возвращающего устройства. Соберите опору 2 (см.рис. 14) с корпусом 1 и установите на раму тележки. Пробки на корпусе должныбыть наружу тепловоза, а риски на корпусе опоры и на опорном кольце рамытележки должны совпасть. Затяните и зашплинтуйте гайки крепления опоры к раметележки. Проверьте корпус опоры на герметичность керосином. Появление керосинана наружных поверхностях после 40-минутного испытания не допускается.
Смажьте осевым маслом трущиеся поверхности деталей опорно-возвращающегоустройства (кроме резинометаллических элементов). Наденьте на ролики 3 обоймы17 и установите в корпус.
Уложите на ролики опоры 5 и 8. Установите и закрепите крышку 6. Комплектырезинометаллических элементов устанавливайте перед спуском рамы тепловоза натележки.
Сборка воздушного трубопровода и рычажной передачи тормоза. Смажьтешарнирные звенья рычажной передачи, манжеты тормозных цилиндров и другиетрущиеся поверхности. Установите на кронштейны рамы тележки тормозные цилиндрыи закрепите их.
Привалочная поверхность тормозных цилиндров должна равномерносоприкасаться с поверхностью кронштейна. Допускаются местные зазоры не более0,2 мм на радиусе 30 мм от оси шпилек крепления тормозного цилиндра. Местныезазоры по остальной привалочной поверхности не более 0,5 мм.
Установите рычаги 1 и 12 подвесок тормозных колодок (см. рис. 10),горизонтальные балансиры 8, верхние вилки 6, стяжки 5, триангели 7. Элементы рычажнойпередачи с кронштейнами рамы тележки и элементы рычажной передачи между собойсоединяйте валиками с постановкой шайб и шплинтов (винтовые тяги 11 и тросы 10устанавливают после спуска рамы тележки на колесные пары). Установитетрубопроводы тормозной системы на раму под скобы поддержек. Соедините трубопроводымежду собой и со штуцерами тормозных цилиндров. Закрепите скобы поддержек.
Сборка рамы тележки с колесно-моторными блоками. Установите колесные парыв сборе с электродвигателями на стенд. Поддомкратьте электродвигатели ивыставьте их под углом 17° к горизонтальной плоскости. Застопорите буксы отпроворачивания и установите на них комплекты пружин в сборе с опорами и пластинами.
Установку пружин соответствующих групп и регулировку рессорногоподвешивания производите в соответствии с инструкцией № 2ТЭ116.30.30.002Д50.
Опускайте раму тележки на колесные пары, одновременно домкратамиопускайте носики тяговых электродвигателей до входа в зевы кронштейнов электродвигателейпружинных подвесок. Проверьте правильность посадки на место пружин рессорногоподвешивания. Заведите верхние поводки в зевы букс и закрепите предварительноболтами.
Выверните технологические болты. Установите нижний поводок в гнездо буксыи закрепите предварительно болтами. Заведите второй валик поводка в гнездо рамытележки. Закрепите окончательно поводки и застопорите болты от проворачиваниявязальной проволокой. Момент затяжки болтов 150 Н • м (15 кгс • м). Проверьтезазор между хвостовиком поводка и дном паза буксы и рамы тележки. Установитетросы 10 и тяги 11 (см. рис. 10).
Отрегулируйте предварительно зазор между тормозными колодками и бандажом.Зазор должен быть 7 ±2 мм. Проверьте гнездо шкворня на плотность керосином.После выдержки в течение 20 мин появление керосина на наружной поверхности недопускается. Снимите крышки технологические с нагнетательного каналаэлектродвигателей. Установите сетки и соединительные фланцы, а такжесоединительные брезентовые рукава на каналы охлаждения тяговых электродвигателейи очехление опорно-возвращающих устройств.
Сборка фрикционного гасителя колебаний. Смажьте смазкой ЖРО трущиесяповерхности обойм 9 (см. рис. 9) и сухарей 10 (попадание смазки на трущиеся поверхностипоршней 4 и накладок 8 не допускается). Соберите поршни 4 с тягами 12,установите на тяги обоймы 9, сухари 10, амортизатор 11, шайбы 13. Затянитегайки 14 верхних сферических шарниров тарированным ключом с моментом 50-60 Н •м (5-6 кгс • м) и зашплинтуйте.
В корпусах на раме тележки установите фиксирующие шпонки и вкладыши 21.Заведите сверху через отверстие в корпусах гасителя собранные узлы поршня исоедините тяги 12 с кронштейнами буксы аналогично соединению тяг с поршнем.Поставьте вкладыши 6, пружины 7, крышки 5, кожухи 3 и закрепите.
Перед подкаткой тележки под тепловоз заправьте корпусопорно-возвра-щающего устройства и шкворневой узел смазкой согласно картесмазки тепловоза настоящего руководства.
Регулировка тормозной рычажной передачи. Регулировку тормозной рычажнойпередачи (см. рис. 10) по мере износа колодок (или после их замены) производитепродольной регулировочной тягой 11, т.е. удлинением или укорачиванием за счетвинтовой пары. По мере износа тормозных колодок регулируйте выход штоковтормозных цилиндров. Он должен быть в пределах 55- 120 мм в эксплуатации и55-60 мм при выпуске из депо.
Для уменьшения выхода штоков укоротите тормозную тягу. Для этого снимитепружины 17, отведите скобы 13 и навинчиванием на тягу охранной трубы 14 и гайки16 (вначале трубу, а потом гайку) укоротите тягу, установив требуемый выходштока. При выходе штока на 55 мм зазор между бандажом колеса и тормознойколодкой при полностью отпущенном тормозе должен быть 7 мм. После регулировкиустановите скобы 13, для чего грани гаек расположите в одинаковой плоскоститак, чтобы скобы их охватили. Пружины 17 должны удерживать скобы в положенииконтровки гаек.
/>/>/>Список использованныхисточников
1. Ремонт тепловозов. Рахматулин М.Д. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.,''Транспорт'', 1977. 447 с.
2. Ремонт механического оборудования тепловозов: Скепский В. П., Скуев В.Б.Учеб. для ПТУ железнодорожного транспорта. – М.: Транспорт, 1991. – 183 с.: ил.табл.
3. Тепловоз ТЭ10М. Руководство по эксплуатации. М.: Транспорт, 1985.421 с.
4. Ремонт тепловозов. Норкин Я. А., Вождаев И. Н. и др. Изд. 3-е,перераб. и доп. М., ''Транспорт'', 1974, с. 1-320.