Реферат по предмету "Транспорт"


Компьютерные модели автомобилей

Методическоепособие
Составитель:    доц Л.А.Молибошко
            КОМПЬЮТЕРНЫЕ  МОДЕЛИ
 АВТОМОБИЛЕЙ

БЕЛОРУССКИЙ   НАЦИОНАЛЬНЫЙ   ТЕХНИЧЕСКИЙ
 УНИВЕРСИТЕТ
МИНСК
                                                              2003
СОДЕРЖАНИЕ
 TOC o «1-3»
ВВЕДЕНИЕ… PAGEREF _Toc32140438 h
1.  СОДЕРЖАНИЕ  ДИСЦИПЛИНЫ… PAGEREF _Toc32140439 h
1.1. Темы лекций и ихсодержание..................................................PAGEREF _Toc32140440 h
1.4. Основная литература...............................................................PAGEREF _Toc32140443 h
1.5.Дополнительнаялитература......................................................PAGEREF _Toc32140444 h
1.6. Компьютерные программы  и   другие
       научно-методическиематериалы        .............................................PAGEREF _Toc32140446 h
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ДИСЦИПЛИНЫ… PAGEREF _Toc32140447 h
2.1.Введение................................................................................PAGEREF _Toc32140448 h
2.2. Динамические модели............................................................PAGEREF _Toc32140449 h
2.2.1. Общие сведения… PAGEREF _Toc32140450 h
2.2.2. Приведение  динамической модели… PAGEREF _Toc32140451 h
2.2.3. Упрощение  динамической модели… PAGEREF _Toc32140452 h
2.3. Составление уравнений движения........................................PAGEREF _Toc32140453 h
2.4.  Численное  решение дифференциальных  уравнений..............PAGEREF _Toc32140455 h
2.5.  Метод итераций..................................................................PAGEREF _Toc32140456 h
2.6. Структурные схемы  и графы…  PAGEREF _Toc32140457 h
2.6.1. Структурные схемы… PAGEREF _Toc32140458 h
2.6.2. Графы… PAGEREF _Toc32140459 h
2.7. Передаточные функции объектов..........................................PAGEREF _Toc32140460 h
2.8. Частотные  характеристики объекта.......................................PAGEREF _Toc32140461 h
2.8.1. Амплитудные частотные  характеристики… PAGEREF _Toc32140462 h
2.8.2. Собственные колебания иформы… PAGEREF _Toc32140463 h
2.8.3. Собственные частоты… PAGEREF _Toc32140464 h
2.9. Вероятностные моделиобъектов............................................PAGEREF _Toc32140465 h
2.9.1. Общие сведения о случайныхфункциях… PAGEREF _Toc32140466 h
2.9.2. Математическая модель дороги… PAGEREF _Toc32140467 h
 
         ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Компьютерные модели автомобилей» базируется наобщетехничесикх дисциплинах: вычислителньой технике и информатике, высшейматематике, теоретической механике. Кроме того, она требует знаний конструкцииавтомобиля.
Цель дисциплины – на­учить будущего инженера-механика  самостоятельно составлять расчетные схемы(модели); находить их характеристики и параметры; выводить уравнения движения;использовать численные методы их решення; умению решать с помощью компьютераразличные практические задачи, возникающие перед конструктором приконструировании и расчете автомобиля; уметь оценивать и анализироватьполученные результаты.
Знания, полученные студентами при  изучении дисциплины, используются в дальнейшемпри выполнении курсовых работ и проектов, в том числе при выполнении дипломногопроекта.1. СОДЕРЖАНИЕ  ДИСЦИПЛИНЫ1.1.Темы лекций и их содержание
1.1.1 Введение
Цели и задачи дисциплины. Место дисциплины среди другихдисциплин. Роль моделирования в процессе разработки автомобильной техники.Связь между моделированием, техникой безопасности и экологией.
1.1.2. Общиевопросы моделирования
Понятие объекта и его модели. Требования к моделям.Классификация моделей. Математические и компьютерные модели. Структурные ифункциональные модели. Микро-, макро- и метамодели. Аналитические,алгоритмические и имитационные модели. Детерминированные и вероятностные модели.
 
1.1.3.  Методы построения моделей
Основные этапы построения модели. Выбор основных свойствобъекта. Сбор исходной информации. Разработка структуры мо­дели. Преобразованиемодели: дискретизация, линеаризация, приведение, упрощение. Оценкаадекватности, универсальности, экономичности мо­дели. Методы получениякомпьютерной модели.
                                     1.1.4.  Компьютерные модели на микроуровне
Круг задач, решаемых на микроуровне. Общее квазигар­моническоеуравнение. Уравнение напряженного состояния деталей. Продоль­ные, крутильные,поперечные колебания стержней и валов. Уравнение Навье-Стокса для изученияаэродинамических качеств автомобиля. Уравнения для расчета теплового состояниядеталей. Граничные условия.
Численные методы решения уравнений в частных производных,методы сеток. Этапы решения: дискретизация задачи, алгебраизация, составлениесистемы уравнений. Методы конечных разностей, конечных и граничных элементов.Дискретизация механических систем с распределенными парамет­рами.
                                   1.1.5.  Компьютерные модели на макроуровне
Методы составления обыкновенных дифференциальныхуравнений. Использование принципа Даламбера и уравнений Лагранжа II рода.Примеры составления уравнений движения технических объектов. Преобразованиедифференциальных уравнений для решения их численными методами на компьютере.Численные методы решения обыкновенных дифференциальных   уравнений. Методы Рунге-Кутта, методыпрогноза и коррекции.
                             1.1.6.  Структурные схемы и графы объектов
Общие понятия о топологических формулах. Принципы и мето­дысоставления структурных схем, использование их в различных областях науки итехники. Примеры составления структурных схем. Графы технических объектов.Направленные и ненаправленные  графы. Основныяпонятия теории направленных графов. Формула Мэзона. Методы составления и преобразованияграфов. Примеры составления графов.
                         1.1.7. Передаточные функции технических объектов
Основные понятия о передаточных функциях техническихобъектов. Нахождение передаточной функции по уравнениям движения, структурнымсхемам и ­графам. Передаточные функции механических систем. Запись передаточныхфункций объекта по геометрическому виду его динамической модели (безсоставления уравнений движения).
                                  1.1.8.Колебания динамических моделей
Основные понятия теории колебаний Виды колебаний:собственные, вынужденные, резонансные, параметрические, автоколебания.Формы   колебаний.
Характеристическое и частотное уравнения динамическоймодели. Собственные частоты динамической модели. Методы записи частотныхуравнений и нахождения собственных частот. Запись уравнения частот объектаметодом последовательного расщепления ее динамической модели. Схема алгоритмакомпьютерной программы для нахождения собственных частот.
                             1.1.9.  Вероятностные модели автомобилей
Общие сведения о вероятностных моделях. Случайные процессыи их характеристики. Понятие об эргодичности и стационарности случайногопроцесса. Плотность вероятности, математическое ожидание, дисперсия и среднеквадратическоеотклонение, корреляционная функция и спектральная плотность случайного процесса.
Случайные возмущения, действующие на автомобиль.Математическая модель дороги. Спектральная плотность дороги и еехарактеристики. Нахождение дисперсии ускорений подрессоренной массы придвижении автомобиля по неровной дороге.
                           1.1.10. Компьютерная модель трансмиссии
Динамическая модель трансмиcии, этапы составления модели.Мо­дели двигателя, сцепления, коробки перадач, карданной передачи, ведущегомоста, колес, подвески. Динамическая модель трансмиссии.
Определение параметров динамической модели трансмиссии.Приведение параметров к одной базовой координате. Упрощение модели, понятие опарциальных системах и частотах.
Уравнения движения динамической модели трансмиссии.Преобразование уравнений для их расчета на компьютере. Характеристическое и час­тотноеуравнения динамической модели трансмисии. Компьютерная модель автомобиля.
                               1.1.11.Компьютерная модель  подвески
Динамическая модель подвески. Определение параметровдинамической модели подвески. Уравнения движения динамической модели подвески.Преобразование уравнений для их расчета на компьютере. Характеристическое и час­тотноеуравнения динамической модели подвески. Компьютерная модель подвески.1.4. Основнаялитература
1. Тарасик В.П. Математическое моделирование техническихсистем.: Учебник для   ВУЗов.- Мн.: ДизайнПРО,1997.– 640 с.
2. САПР. Кн.1. Принципы построения и структура. / НоренковИ.П.- Мн.: Выш. школа, 1987. – 123 с.
3. САПР. Кн.4. Математические модели  технических объектов. / В.А.Трудоношин, Н.В.Пивоварова — Мн.: Выш. шк., 1988. – 159с.
4. Применение ЭВМ при конструировании и расчетеавтомобиля. / А.И. Гришкевич, Л.А. Молибошко, О.С. Руктешель, В.М. Беляев / Подобщ. ред. А.И. Гришкевича. – Мн.: Выш… шк., 1978. – 264 с.
5. Молибошко Л.А., Гришкевич А.И., Руктешель О.С.Динамические расчеты транспортных машин. — Мн.: БПИ, 1977.- 68  с.
6. Гришкевич А.И. Автомобили: Теория. – Мн.: Выш. шк.,1986.–208 с.
7. Автомобили. Конструкция, конструирование и расчет.Трансмиссия. / Под ред. А.И. Гришкевича. — Мн.: Выш. шк., 1985. – 240 с.
8. Автомобили. Конструкция, конструирование и расчет.Системы уп­равления и ходовая часть./ Под ред. А.И. Гришкевича. — Мн.: Выш.шк., 1987. – 200 с.
7. Молибошко Л.А. Исследование динамических систем спомощью передаточных функций. Инженер-механик, № 2, 2001.1.5.Дополнительнаялитература
1. Самарский А.А. Введение в численные методы. — М.:Наука, 1987.–288 с.
2. Бахвалов Н.С. и др. Численные методы. — Наука, 1987. –600 с.
3. Зенкевич О., Морган К. Конечные элементы иаппроксимация.–М.: Мир,1986. – 318с.
4. Бидерман В.Л. Теория механических колебаний. – М.:Высш. школа, 1980. — 408 с. 
5. Силаев А.А. Статистическая теория подрессориваниятранспортных машин. – М.: Машиностроение, 1972. – 192 с.
6. Фурунжиев Р.И.и др. Применение математических методов иЭВМ: практикум. — Мн.: Выш. шк., 1988. – 191 с.1.6.Компьютерные  программы  и  другие   научно-методические материалы
1. Комплекс программ, обеспечивающих решение задач всоответствии с примерным перечнем лабораторных и практических занятий.
2. Проектирование автомобиля (алгоритмы и программы).   Часть2. Конструирование и расчет автомобиля.Методические указания для студентов специальности «Автомобиле-  и  тракторостроение»/     О.С. Руктешель, Л.А. Молибошко, В.А.,Сергеенко и др. — Минск: БГПА,1992.
3. Проектирование автомобиля (алгоритмы и программы).Часть3. Математические модели в расчетах на ЭВМ. Основы САПР автомобиля.  Методические указания для студентов специальности«Автомобиле- и тракторостроение» /О.С. Руктешель, Л.А. Молибошко,А.М. Сапелкин и др. — Минск: БГПА, 1993.2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ДИСЦИПЛИНЫ2.1. Введение
Модель – это некоторое средство, с помощью которогособирается полезная информация о реальном объекте. Таким образом, модель должнасодержать (отображать) изучаемые свойства объекта. Моделирование – исследованиеобъекта с помощью модели. В зависимости от вида различают физические, математические,компьютерные модели. иногда к ним добавляют мысленные и документальные модели.
Математическая модель – это совокупность математическихобъектов (матриц, уравнений, чисел, переменных и т.д.) и соотношений междуними, отражающих требуемые свойства моделируемого объекта. Компьютерная модель- это математическое описание моделируемого объекта, находящееся в компьютере.Иначе, это программный продукт, состоящий из одного или нескольких файлов. 
Компьютерная модель должна соответствовать  ряду тебований: универсальности, адекватности,точности, экономичности. Адекватность характеризует полноту отображаемых в моделисвойств реального объекта. Точность оценивается степенью совпадения значенийпараметров реального объекта и значений тех же параметров, рассчитанных спомощью модели. Адектватность характеризует способность модели отображатьзаданные свойства с точностью не ниже заданной. Экономичность моделиоценивается затратой вычислительных ресурсов на ее реализацию.
Модели разделяют по следующим классификационным признакам:
· по типу отображаемых свойств объекта – структурные,функциональные;
· по принадлежности к иерархическому уровню – на моделина микро-, макро- и метауровне;
· по форме представления свойств объекта – награфические, аналитические, алгоритмические, имитационные;
· по способу определения параметров – на теоретические,эмпирические, комбинированные;
· по характеру изменения параметров и свойств обекта – надетерминированные и вероятностные. 2.2. Динамические  модели2.2.1. Общие сведения
Динамические модели автомобилей состоят из отдельныхэлемен­тов: инерционных, упругих, диссипативных, редукторных.
Инерционное звено обладает только инерционнымисвойствами.  Абсо­лютно инерционныхзвеньев на самом деле  не существует. Всереальные звенья кроме инерционных, обладают еще упругими и диссипативнымисвойствами. При расчетах автомобиля инерционными звеньями считают ма­ховикдвигателя, массу автомобиля.
Инерционное звено аккумулирует кинетическую энергию.Инерционность оценивается при прямолинейном движении — массой m (кг), а приугловом — моментом инерции J (кг×м2).
Условные обозначения инерционных звеньев: прямоугольникдля моде­лей с поступательным перемещением масс и окружность – с угловымперемещением.
Упругое звено имеет только упругие свойства. Ктаким звеньям можно придти, когда инерционные и диссипативные качества звенанез­начительные. Упругие звенья аккумулируют потенциальную энергию. При­мерамитаких звеньев являются полуоси, пружины, торсионы, валы.
Упругие качества оцениваются жесткостью с, под которойпонимают отношение изменения силы (момента), приложенной к звену, к егодеформации. Часто используют обратную величину — податливость е = 1/с.
Условные обозначения упругих звеньев динамических моделей- прямые или ломаные линии (пружины) .
Диссипативные звенья рассеивают энергию.  Чисто диссипативных звеньев не существует. Кним можно отнести амортизаторы авто­мобиля. Оцениваются коэффициентом демпфированияb, под которым подразумевают отношение силы (момента) к скорости его деформации.
Параметры звеньев находят теоретическими илиэксперименталь­ными методами.  Дляпростейших деталей формулы для расчета момен­тов инерции и жесткостейприводятся в соответствующей литературе.
Редукторные звенья изменяют скорость перемещениямасс систе­мы. Характеризуются передаточным отношением. Примерами таких звен­ьевявляются коробка передач, дополнительная передача, главная пе­редача и т. д.2.2.2. Приведение динамической  модели
Приведенная модель не имеет редукторных звеньев и потомувсе инерционные звенья перемещаются в установившемся режиме с од­ной скоростью.Параметры системы обычно приводятся к одной ба­зовой координате. При этомэнергии звеньев до и после приведения должны остаться неизменными.
Соответствующие формулы для выполнения приведения:
mп = mс/u2    и  Jп= Jс/u2 — для инерционных звеньев;
сп = сс/u2,  еп = ес×u2 — для упругих звеньев;
bп = bс/u2 -          для диссипативных звеньев,
где u — передаточное отношение редукторных звеньев,размещенных между базовой координатой и координатой, соответствующей приводимомузвену.
Нижний индекс «п» соответствует приведенномузвену, а «с» — непри­веденному.
Пример выполнения приведения показан на рис. 1.
  
   Рис.1. Приведениепараметров динамической модели к  массе Jа.2.2.3. Упрощение динамической  модели
Упрощение выполняется с целью  ускорения и облегчения выполнения расчетовпри практической неизменной точности.
Из теории колебаний известно, что собственные частотыобъекта, большие чем в 4 раза за анализируемый частотный диапазон, практическине оказывают влияния на точность выполнения расчетов. Этот постулат является основой для выполнения упрощения.
Наибольшее распространение имеет метод парциальных систем,который включает следующие этапы:
1. Модель разбивается на парциальные системы двух типов(рис.2).
2. Рассчитываются квадраты собственных (парциальных) частот этих сис­тем pi2  и qi2  (рис. 3).
Находится парциальная система с максимальной  частотой рmax  или qmax.
4. Найденная парциальная система преобразовывается вэквивалентную парциальную систему другого типа (рис. 4).
5. Преобразованная система встраивается в упрощаемуюдинамическую модель вместо системы с рmax или qmax .
6. Однотипные параметры модели суммируются, в результатечего получается упрощенная модель с меньшей на 1 количеством масс.
7. Выполняется проверка возможности дальнейшего упрощениямодели и при положительном результате процесс повторяется.
Парциальная система получается из динамической модели,если принять во внимание только одну координату, а остальные приравнять к нулю.Если обобщенными  координатами являютсямоменты в упругих звеньях или их деформации, то получаются парциальные систе­мыпервого типа; если углы поворота масс — парциальные системы второго типа.


Рис. 2. Разбивкадинамической модели на парциальные
системы  двух типов
           
Рис. 3. Значенияквадратов собственных (парциальных) частот
парциальных системдвух типов
                                    
Рис. 4.Преобразование  парциальной системыодного типа
в парциальнуюсистему второго типа.2.3.Составление  уравнений  движения
Существуют разные методы. Наиболее распространенные — принцип Да­ламбера и уравнения Лагранжа второго рода.
Принцип Даламбера основан на сведении задачдинамики к задачам статики путем приложения к массам сил инерции. Уравнениядвижения  записываются непосредственнокак сумма активных сил, реакций и сил инерции, действующих вдоль рассматриваемойкоор­динате.
Уравнения Лагранжа обычно записывают в виде
                                      ,
где Eк, EП иФ — энергии системы: кинетическая, потенциальная и функция рассеивания Ф; Qi — внешняя сила, действующая вдоль координаты qi. Нужно иметь в виду,что Ек, записанная в декартовых координа­тах, является функциейтолько скоростей и не зависит от координатыqi. Однако,  записанная в обобщенныхкоординатах,  Ек может бытьфункцией qiи qi'.
Внешняя сила Qi при необходимости находится какпроизводная  виртуальной работы W по qi: 
Полная кинетическая энергия                .
Потенциальная энергия (понимается как приращение припереме­щении масс) 
                                                               ,
где    ci,cjj — жесткости линейные и угловые упругих звеньев;
Di, ej — линейные иугловые деформации.
Функция рассеивания      где Fi — сила трения.
 Если Fi =biqi '  и  bi = const,  то   
Для силы постоянного трения F = Fо sqn (qi‘)  и
Пример 1.  Используяпринцип Даламбера, записать уравнения движения для трехмассовой динамическоймодели (рис. 5).
                                                
                                      Рис. 5.Трехмассовая динамическая модель
Решение.  Суммируякрутящие моменты, действующие вдоль обобщенных координат j1,j2и j3,  получим:
                                               J1j1”+M1=M0;
                                               J2j2”-M1+M2=0;
                                               J3j3”-M2=0,
где    M1 = Mb1+Mc1 = b1() + c1(j1-j2);     
         M2 = Mb2+Mc2 = b2() +c2(j2-j3).
После простых преобразований получаем систему уравненийотносительно углов поворота масс ji:
      (J1j1”+ b1 + c1j1) – (b1 + c1j2)= M0;
      [J2j2”+(b1+b2)1+c2)j2] – (b11j1) – (b22j3) = 0;
      (J3j3”+b2 + c2j3) – (b2 + c2j2) = 0.
Пример 2. Используя уравнения Лагранжа II рода, вывести уравнения движения дляподвески автомобиля (рис. 6).
Решение. Кинетическая энергия системы
Eк= 0,5(mz’2 +Jj’2+m1).
Приняв за начало координат положение статическогоравновесия, получим для потенциальной энергии
Еп = 0,5(ср1
где Di– деформации упругих элементов (рессор и шин):
   Dр1= x1– z1;      Dр1 = x1– z1;       Dш1 = q1 -x1;      Dш2 = q2 — x2.
Перемещения z1 и z2подрессоренной массы mнад балками переднего и заднего мостов соответственно равны:  z1 = z+ aj  и z2 = z — bj.
     
           Рис. 6.Трехмассовая динамическая модель подвески автомобиля
Сучетом сказанного выражение для потенциальной энергии принимает вид:
                    Еп = 0,5[ср1(x1-z-aj)2+ср2(x1-z+bj)2+сш1(q1-x1)2+сш2(q2-x2)2].
Энергия, рассеиваемая в системе:
                               Ф = 0,5(kр1
После дифференцирования энергий и подстановки полученныхпроизводных в уравнения Лагранжа, число которых равно числу обобщенныхкоординат, получаем искомую систему уравнений.2.4.    Численное  решение  дифференциальных  уравнений
Численными методами решается уравнение первого порядка ввиде: y' = f(x,y) с заданными начальными условиями x0, y0,где x и y -  независимая (обычно время) изависимая переменные. В дальнейшем будем считать такое уравнение записанным встан­дартном виде.
Уравнения высших порядков приводят к системе уравненийпервого порядка введением дополнительных переменных. Например, для уравнениявторого порядка
                                                            y" = f(x,y',y)
примем v=y'. Тогда y" = v'и  имеем систему уравнений:
                                                            v’ = f(x, y, v);
                                                                     y’ = v.
Графическая интерпретация численного решения обыкновенногодифференциального уравнения показана на рис. 7 на примере простейшего методаЭйлера. Известной является функция y0в точке x0.
                                
                       Рис. 7. Графическая интерпретация метода Эйлера
Решение находится  для ряда значений независимой переменной х с шагом h:
x1= x0+ h ;        x2= x1 + h ;    ...         xn+1 = xn + h .
Значение y1 (рис. 7) находится на пересечении прямой,проведенной из точки (х0, у0) под углом a0= arctg(y0') и перпендикуляра, проведенного к оси абсцисс из точки х1.Процесс последовательно повторяется для других зна­чений х: 
                                         y1    =  y0+ h×y0'=  y0+ h×f(x0,y0),
                                         y2    =  y1+ h×y1' =  y1 + h×f(x1,y1),   ...
                                         yn+1=  yn + h×yn' =  yn + h×f(xn,yn) .
Недостатком данного метода является  низкая точность решения. Для повышения точностирешения уменьшают шаг счета hили используют методы более высокого порядка. Под порядком метода понимаетсямаксимальный порядок производной  рядаТейлора, учитываемый в численном методе
                                              yn+1 =  yn + h·yn' +h2/2·y” +h3/6·y(3) +...
Метод Эйлера учитывает производную только первого порядка,поэтому является методом первого порядка. Чаще всего используется методРунге-Кутта четвертого поряд­ка, алгоритм которого имеет вид:
                                              yn+1 = yn + (k1+ 2×k2+2×k3+ k4) / 6 ,
где          k1= h×f(xn,yn);
               k2= h×f(xn+ 0.5×h,yn+ 0.5×k1);
               k3= h×f(xn+ 0.5


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Совершенствование учетного процесса в системе управления предприятий общественного питания
Реферат 1. Понятие управления. Природа и характерные черты управления. Управление
Реферат Жизнь, смерть и бессмертие человека и человечества нравственно-гуманистические аспекты
Реферат История города Димитровград
Реферат Вердикт и приговор в суде присяжных
Реферат Александр Артемьевич Аруцев, Михаил Семенович Слуцкий, Ираклий Отарович Кутателадзе Концепции современного естествознания
Реферат Світоглядні уявлення та вірування
Реферат Диалог как самоидентификация в культуре
Реферат Аннотация рабочей программы учебной дисциплины «Экономическая теория: Макроэкономика, Микроэкономика» Направление подготовки: 080200 «Менеджмент»
Реферат Iii. Культурный национализм и историческая мифология: от элитарного почвенничества к массовому сознаний культурный национализм как разновидность утопического сознания основан на историческом мифе
Реферат Обучение грамматическому аспекту английского языка как средство оптимизации процесса обучения
Реферат Кислород и водород как химические элементы и простые вещества. Их получение и применение
Реферат Патологическая анатомия Мезенхимальные дистрофии
Реферат Биохимическая очистка сточных вод нефтеперерабатывающих предприятий
Реферат Откуда берется подъемная сила?