Реферат по предмету "Транспорт"


История развития ВАЗ 2101

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.Появление «копейки»
2.«Копейка» сейчас
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 

ВВЕДЕНИЕ
Идея выпуска авто для массовогопотребителя появилась примерно в середине 1960-х. В 1966 Минавтопромом СССР былподписан договор о сотрудничестве с итальянским концерном Фиат. В результатеэтого сотрудничества за базу для создания ВАЗ 2101 был взят FIAT 124,представленный в 1966г. и после получивший титул автомобиля года. Первыйавтомобиль волжского автозавода ВАЗ 2101 (Жигули/Lada 1200/1300/1200S) началвыпускаться в 1970 году. Эта машина с непритязательной, лаконичной внешностью,на первый взгляд почти не отличалась от своего прародителя, ФИАТа-124. Но,несмотря на это, здорово отличалась от “итальянца”. Ведь после испытаний вРоссии, перед постановкой на производство в Тольятти ФИАТ-124 пришлосьзначительно дорабатывать.

1. Появление «копейки»
2 апреля 1966года в г. Турине (Италия) в общественном центре фирмы «ФИАТ» широкойпублике был представлен новый автомобиль компании — ФИАТ-124. В том же годумеждународное жюри автомобильных журналистов из 12 стран Европы практическиединодушно признало машину «автомобилем года».
Про ФИАТ-124говорили, что он внутри больше, чем снаружи. Компоновка машины действительнооказалась очень удачной. Просторный салон с великолепным обзором, удобные меставодителя и пассажиров, вместительный багажник, просторный моторный отсек — всеэти достоинства были «занесены на счет» новой машины.
Примерно вэто же время в СССР у населения, по оценкам ЦСУ, «в чулках» оказалосьнекоторое избыточное количество денег. Встал вопрос, каким образом государствоможет эти «лишние» деньги получить. В правительстве было рассмотреномножество способов, начиная от традиционного увеличения производства водки содновременным повышением ее отпускной цены и кончая организацией массовогопроизводства и продажи легковых автомобилей. Такого варианта придерживался, вчастности, председатель Совета министров СССР А. Н. Косыгин. Заметим, что этуидею он пытался продвигать и раньше, но встретил достаточно жесткий отпор состороны тогдашнего руководства страны.
Впрочем, делозаключалось не только в «свободных» деньгах, скопившихся у населения.К середине 1960-х годов руководство Совмина достаточно четко понимало, чтостроительство нового современного автомобильного завода-гиганта даст толчокразвитию множества смежных производств в различных отраслях промышленности.
Ясно было ито, что легковые автомобили дадут казне существенную прибыль только в случаеорганизации их массового производства. Объясняется это просто: во-первых, примассовом выпуске значительно снижается себестоимость автомобилей; следовательно,при относительно невысокой их цене в розничной продаже прибыль может составитьсущественную величину. Во-вторых, задуманное имело смысл только при наличиимассового покупателя, иначе заниматься новым производством вообще не стоило. Вотношении спроса сомнений не возникало, легковой автомобиль был тогда в страненевероятным дефицитом: «Волги», «Москвичи» и«Запорожцы» распределялись исключительно по спискам предприятий. Чтоже касается внедорожников, то их (за исключением нескольких тысяч выпущенных вМоскве и Горьком «Москвичей» МЗМА-410 и модификации«Победы» М-72) купить было вообще невозможно. Вот на таком фоне ибыло принято принципиальное решение о строительстве нового большогоавтомобильного завода.
В сложившейсяв стране ситуации все понимали, что создать современное, оборудованное попоследнему слову техники и технологии предприятие без привлечения иностранныхспециалистов невозможно. Оставалось выбрать фирму, способную осуществитьпроект, и заключить с ней контракт.
Работавший вте годы заместителем председателя Совета министров В. Н. Новиков вспоминал, чтона заседании политбюро ЦК КПСС, где обсуждался вопрос о строительстве новогоавтозавода, министр оборонной промышленности Д. Ф. Устинов резко возражалпротив закупки технологий и оборудования на Западе. Мотивировал он это тем, чтов «оборонке» есть и технологии и специалисты, способные создать любойавтомобиль и любой завод. Однако А. Н. Косыгин отнесся к этим заявлениям весьмаскептически. Решение о закупке завода было принято. Одновременно Устиновупредложили наладить в своем ведомстве производство легковых автомобилей. Такродился Ижевский автомобильный завод. Изначально на нем собирали«Москвичи» (модель 408ИЭ) из комплектов, поставлявшихся из Москвы,затем завод наладил полностью собственное производство, однако составитьконкуренцию ВАЗу так и не смог. Впрочем, польза от строительства«легкового» автозавода на Урале, несомненно, была. Все-таки с пускомэтого завода производство легковушек в стране возросло почти на 100 тысяч в год(при этом качество ижевских «Москвичей» было заметно выше, чеммосковских). Производство в Ижевске заставило организовать выпуск множествакомплектующих на заводах Урала, в том числе автомобильных моторов в Уфе.
Но вернемся кпроблемам нового завода. Сейчас стало известно, что на равных рассматривалиськак минимум три варианта: французский «Рено», немецкий«Фольксваген» и итальянский «ФИАТ». Рассматривали и другиеварианты, в том числе «Форд» (благо еще до Великой Отечественнойвойны был опыт сотрудничества с этой фирмой), некоторые источники упоминаютфирмы «СААБ», «Пежо», «Опель» и даже«БМВ». Однако окончательный выбор пал все же на «ФИАТ».
Сравнительнонедавно вышла книга бывшего советского резидента в Риме Леонида Колосова«Разведчик в Вечном городе». В ней он пишет, что «кабинет левогоцентра» тогдашнего премьер-министра Италии христианского демократа АльдоМоро явно стремился к улучшению отношений с СССР. Упускать такой случай былоникак нельзя. В конце июня 1965 года в Москву приехал президент «ФИАТ»профессор Витторио Валлетта. По результатам переговоров между фирмой иГоскомитетом СССР по науке и технике было подписано предварительное соглашениео сотрудничестве. Чуть меньше чем через год — 4 мая 1966 года — в Турине былподписан протокол о сотрудничестве фирмы «ФИАТ» с Министерствомавтомобильной промышленности. Одновременно готовилось и финансовое соглашение,по которому итальянский государственный кредитный банк IMI (Instituto MobilareItaliano) должен был предоставить советскому Внешторгбанку целевой кредит назакупку необходимого оборудования и прочих расходов.
Соглашению покредиту предшествовала поистине детективная история. Об этом рассказал в своейкниге Л. Колосов.
Суммавосьмилетнего кредита составляла 320 миллионов долларов и была согласована быстрои без особенных проблем. В те годы на международном рынке деньги предоставлялииз расчета 5,6% годовых. Однако итальянские банки кредитовали своих клиентовпод 7%. А. Н. Косыгин не соглашался «играть в эти итальянские игры» идал указание советской делегации настаивать на процентной ставке в 5% (снебольшим резервом). Переговоры немедленно зашли в тупик, терять деньгиитальянцы, естественно, не хотели. Здесь и подключилась разведка: Колосов черезсвоих агентов запустил по нужным каналам информацию о том, что если итальянцыне уступят, то советская делегация в ближайшие же дни отправится во Францию длязаключения «почти готового договора» с фирмой «Рено».Теперь уже известно, что переговоры с «Рено» даже не начинались, нохитрость сработала, и кредит был получен под «среднеевропейские»5,6%. Затем были еще очень сложные финансовые переговоры непосредственно сфирмой «ФИАТ», но в конечном итоге 15 августа 1966 года генеральноесоглашение между «ФИАТ» и Внешторгом СССР было подписано. А уже вапреле 1970 года первые серийные «Жигули» сошли с конвейера Волжскогоавтомобильного завода.
Вернемсятеперь к презентации ФИАТ-124. Машина сразу стала очень популярной в Европе, иименно эту модель выбрали в качестве прототипа для выпуска малолитражки вСоветском Союзе. Первым делом нужно было определить пригодность конструкцииитальянской машины для российских условий. Дорожные испытания начались наДмитровском автополигоне. Первые автомобили сразу попали на специальнуюбулыжную мостовую, и результаты оказались неудовлетворительными: примерно через5000 км практически рассыпался кузов, серьезные конструктивные недостаткипроявились в подвеске и тормозах. Впрочем, это не стало большой неожиданностьюни для отечественных испытателей, ни для итальянцев: машина ведь была рассчитанана европейские дороги и для отечественных условий требовала существеннойдоработки. Что и было с успехом сделано.
Результатомупорной работы большой группы испытателей, инженеров, конструкторов стали более270 изменений в конструкции машины. Прежде всего, сделали новый двигатель. Намодели ФИАТ-124 ставили мотор с нижним расположением распределительного вала. Вновом моторе распредвал был расположен в головке блока цилиндров. Такое решениепозволило, с одной стороны, повысить точность регулировок, с другой — существенно упростить ремонт. В моторе для «Жигулей» при сохранениирабочего объема (1198 см3) диаметр цилиндров увеличили с 73 до 76 мм, а ходпоршня, наоборот, уменьшили с 71,5 до 66 мм. Двигатель стал более«короткоходным», а следовательно, более приемистым.
На«Жигули» поставили совершенно новый мощный генератор переменного токас диодным выпрямителем и выносным реле-регулятором. Это позволило установитьболее мощные осветительные приборы и улучшить работу системы зажигания.
Изменению подвергласьконструкция сцепления, в частности наружный диаметр накладок увеличили со 182до 200 мм. В коробке передач (КПП) пришлось несколько изменить конструкциюсинхронизаторов. Кстати, коробка передач для автомобилей ВАЗ-2101 и еемногочисленные модификации до сих пор справедливо считаются одними из самыхнадежных. Нередко можно встретить «жигулевские» КПП, исправноотработавшие по 600-800 тысяч километров практически без ремонта.
На«Жигулях» изменили кинематику передней подвески, были использованынесколько более жесткие пружины, соответственно пришлось доработатьамортизаторы и сделать более мощные шаровые опоры. Архаичную заднюю подвескуФИАТа с реактивной трубой заменили на куда более прогрессивную пятиштанговуюконструкцию.
Исключениереактивной трубы из конструкции заднего моста повлекло за собой изменениеконструкции карданной передачи. Впервые на отечественных легковушкахиспользовали составной карданный вал с промежуточной опорой. Такая конструкциясущественно снижает вибрации на всех режимах движения, и владельцы первых«Жигулей» это сразу отметили.
Весьмасущественной переделке подверглись тормоза. Достаточно сказать, что на ФИАТ-124задние тормоза были дисковыми. В условиях отечественных дорог накладкитормозных колодок таких тормозов даже после установки хитроумных грязезащитныхчехлов «не жили» более 500-600 км. На «Жигулях» задниетормоза сделали барабанными, и правильность такого выбора вот уже 35 летподтверждается практикой эксплуатации автомобилей ВАЗ на отечественных дорогах.
Впрочем, ипередние тормоза по сравнению с «материнской» моделью переработаливесьма основательно: их пришлось сделать более мощными из-за отказа от заднихдисковых тормозов; в результате вместо одного рабочего цилиндра в каждоммеханизме установили два, а это повлекло за собой основательные изменения вконструкции тормозного щита и суппорта.
Самымсущественным доработкам подвергся кузов машины, ведь дорожные испытанияпоказали, что кузов «чистого» ФИАТ-124 для российских дорогпрактически непригоден. Внешне почти незаметные, они значительно увеличилипрочность корпуса. Например, вместо двух проушин под домкрат в«Жигулях» сделаны четыре — две на каждом борту, спереди и сзади подбамперами появились буксирные проушины, изменена и усилена конструкция пола,введены усилители в передние и задние лонжероны, моторный щит, стойки кузова.Передние сиденья стали раскладывающимися в горизонтальное положение дляполучения спального места, выступающие дверные ручки «утопили»заподлицо с поверхностью дверей, сделали более удобными и надежными. В переднембампере предусмотрели отверстие под заводную ручку — деталь, забытую в Европе исовершенно необходимую в России.
Для тогочтобы успеть сделать все в срок и пустить завод к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина (многое делалось тогда к знаменательным датам), коллективустроящегося завода пришлось, как теперь говорят, «выложиться на всесто». Овчинка стоила выделки: только после пуска ВАЗа у граждан появиласьреальная возможность приобрести автомобиль, в стране появились машины европейскогокласса. Интересно, что «Жигули» из первых партий ходят до сих пор.Найти же в Европе «живой» ФИАТ-124 — задача почти неразрешимая.
 
2. «Копейка»сейчас
Хоть в настоящее времяуже более 25 лет, как «копейка» сошла с конвейера, на дорогах все ещеможно увидеть эти автомобили, имевшие славу во времена СССР. Разумеется, вРоссийских деревнях и поселках городского типа «копейка» — нередкость и, учитывая экономическую ситуацию в стране, можно сказать, что врядли это поменяется в ближайшие годы, вряд ли провинции пересядут на хлынувшиебурным потоком сравнительно недорогие иномарки.
Надо заметить, что многиестраны, в которые экспортировались автомобили ваз 2101 просили увеличить объемыпроизводства, что бы появилась возможность увеличить число закупаемых авто. Кэтим странам относится Украина, Египет и некоторые другие арабские страны.
7 июня 2004года состоялось торжественное открытие первого и единственного в мире Памятника«копейке», всенародно любимому в России автомобилю ВАЗ 2101. В даржителям России и их потомкам компания «Лада Фаворит» явилаединственный в России и мире памятник «копейке» (в размер самогоавто!) на гордом мраморном пьедестале, подле которого, верится, просто не будутотныне переводиться цветы от почитателей легендарного «железногоконя». Там же впервые в истории гостям церемонии был представлен секретныйпрототип автомобиля LADA, с которого была сделана первая «нулевая»«копейка». «Прототип» оказался… танком. В постаментпамятника была торжественно заложена капсула с «Посланием автомобильнымпотомкам».
В этот жедень состоялось и официальное открытие самого большого в Европе шоу-рума(демонстрационного зала) автомобилей ВАЗ общей площадью 12 тысяч квадратныхметров, подле которого и встал на вечной «парковке» легендарныйавтомобиль. Журналистов ждала и личная встреча с «отцами» российскогоавтопрома Каданниковым Владимиром Васильевичем и Вильчиком ВиталиемАндреевичем, которые приоткрыли секреты, касающиеся настоящего, прошлого ибудущего автомобилей «лада». В рамках события для всех желающих вдвух кинозалах был проведен спецпоказ фильма «Копейка» ИванаДыховичного. Гостей ждала и экзотическая экскурсия с посещением единственной вмире подземной… площади с газоном и фонарями, а также открытие проспектаКаданникова с правом проезда… только на автомобилях компании «ЛадыФаворит».
Журналистытакже стали свидетелями и участниками установления рекорда по сооружению самойбольшой в мире символической пирамиды из копеек — 270.265 монет — 1/10 отколичества выпущенных в СССР «копеек»! Пирамида была построена рукамиучастников Презентации из сотен килограммов однокопеечных монет. За всюнедолгую, но героическую историю «копейки» с 1970 по 1983 год быловыпущено 2.702.657 автомобилей ВАЗ 2101. Одну десятую армии выпущенных«копеек» и можно было наглядно увидеть в копейках в этойсимволической пирамиде.
Всепредставленные рекорды и достижения были скрупулезно засвидетельствованы наместе экспертами «Книги рекордов России» с выдачей за все достойноесоответствующих Дипломов. В «Книгу рекордов Гиннеса» представителями«Агентства ПАРИ» было немедленно сообщено обо всех новых российскихдостижениях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В 2000 по результатамопроса почти 80 тысяч автолюбителей из России и стран СНГ, проведенногожурналом “За рулем”, ВАЗ 2101 признан “лучший российский автомобиль столетия”.25% опрошенных лучшим российским автомобилем столетия назвали вазовскую“копейку”. На втором месте с 19% “Волга” — ГАЗ 21, на третьем — “десятая”модель “Лады”.
Всего АВТОВАЗом быловыпущено 2 700 000 “копеек”, совершивших настоящую революцию в лакокрасочной,резино-технической и других отраслях промышленности, работающих наотечественный автопром.
“Копейка” рождаласьусилиями не только вазовцев. В конструкцию итальянской малолитражки “ФИАТ-124″было внесено свыше 800 изменений, что и создало “копейку”, ставшую в нашейстране подлинно народным автомобилем, предметом широкого экспорта в развитыеавтомобильные государства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.  ЖИГУЛЯМ — 35! //Наука и жизнь. – 2005. – №4.
2.  http://old.ournet.md/~musima/istoria.htm
3.  http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%90%D0%97-2101
4.  http://ladainfo.ru/vaz-2101/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Создание базы данных "Паспортистка жилищной организации"
Реферат Mon Weekend De Disasterous Essay Research Paper
Реферат John Marshall Book Report Essay Research Paper
Реферат Операционная система Windows XP SP3
Реферат Надання першої медичної допомоги 2
Реферат Вдосконалення організації безготівкових розрахунків у приватному підприємстві агрофірма "Нива"
Реферат Интернет – экспериментальная площадка для всего человечества
Реферат Організація і технологія продажу товарів та обслуговування в спеціалізованих магазинах
Реферат Обеспечение безопасности жизнедеятельности работников предприятий
Реферат Machiavelli 2 Essay Research Paper Niccolo Machiavelli
Реферат Presidency Essay Research Paper CELEBRITY OBITUARIESOdysseus
Реферат Казачество в XVII в
Реферат Экологическая безопасность – сфера информационной асимметрии
Реферат Разработка программного модуля для нахождения оптимальных предельно-допустимых выбросов в атмосферу от группы источников
Реферат Выбор модели взаимодействия как условие формирования представлений специалиста по работе и клиента