Реферат по предмету "Социология"


Система социальной защиты на муниципальном уровне

Оглавление
Введение
1. Основные аспекты формирования эффективной социальнойполитики
2. Оценка системы социальной политики населения
3. Предложения по улучшению социальной защиты
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Введение
Актуальность исследования обусловленатем, что под системой социальной защиты населения в настоящее время понимаетсясовокупность законодательно установленных экономических, социальных,юридических гарантий и прав социальных институтов и учреждений, обеспечивающихих реализацию и создающих условия для поддержания жизнеобеспечения идеятельного существования различных социальных слоев и групп населения, преждевсего, социально уязвимых.
Как профессиональнаядеятельность социальная работа за более чем вековую историю накопила огромныйэмпирический материал, теоретическое осмысление, обобщение и систематизациякоторого открывает новые перспективы перед практикой с точки зрения повышенияее эффективности и результативности. Актуальность темы обусловлена следующим:одна из основных задач социальной работы в настоящее время — дальнейшееразвитие и совершенствование имеющихся форм, методов, способов и приемовдеятельности, используемых специалистом для решения социальных проблемклиентов, стимулирование активизации их сил для изменения неблагоприятнойжизненной ситуации. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ст. 22 провозгласила, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальноеобеспечение. Это право по своему характеру должно позволять обеспечивать сучетом имеющихся у общества материальных возможностей достойное существованиечеловека при наступлении таких жизненных ситуаций, когда он не в состоянииполучать источник дохода в обмен на затраченный труд. Нормы декларациисвязывают реализацию права каждого человека на достойный жизненный уровень нетолько в период, когда человек трудится, но и в случаях безработицы, болезни,инвалидности, вдовства, наступления старости или иных случаев утраты средств ксуществованию по независящим от гражданина обстоятельствам. Согласно ст. 39Конституции РФ каждому гражданину России гарантируется социальное обеспечениепо возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитаниядетей и в иных случаях, установленных законом.
Цель работы – изучение социальной защиты населения.
Для реализации этой целипоставлены следующие задачи: дать понятие теоретических основ прогнозирования социальной защитынаселения, изучить Понятие «социальная защита»и «социальное обеспечение населения». систему социальной защиты населениякак объект социального прогнозирования, рассмотреть особенности развития системы социальной защиты населения всовременных условиях, систему показателей социальных прогнозов. Методы прогнозированиясистемы социальной защиты.
Предмет исследования — изучение социальной защиты населения.
Объект исследования – Липецк.
Работа выполнена наоснове нормативно-правовых актов РФ и трудов отечественных авторов в города прогнозирования социальной защитынаселения. Характеризуя степеньнаучной разработанности проблематики, следует учесть, что данная тема ужеанализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках,монографиях, периодических изданиях и в интернете. Тем не менее, при изучениилитературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явныхисследований тематики.Методологической основой исследования явились основные положенияматериалистической диалектики и логики в их единстве.
Научнаязначимость данной работы состоит в оптимизации и упорядочивании существующейнаучно-методологической базы по исследуемой проблематике – еще однимнезависимым авторским исследованием. Практическая значимость темы состоит ванализе проблем как во временном, так и в пространственном разрезах.

1. Основные аспектыформирования эффективной социальной политики
Социальная защита — политика и целенаправленные действия, а также средства государства и общества,обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное,разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками,которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указаннымисубъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономическойсамостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития,восстановления или приобретения [9, с. 431].
В мире сложилось восновном две модели социальной защиты:
1) социал-демократическойориентации с высокой ролью государства в обобществлении доходов и существеннымзначением общенациональных социальных механизмов управления;
2) нелиберальная — сменьшей степенью государственного вмешательства в социально-экономическиепроцессы.
В зависимости отизбираемых подходов различают следующие системы социальной защиты:
государственную,опирающуюся на принцип социальной заботы государства о социально уязвимыхчленах общества и социальной благотворительности (она предусматриваетдифференцированный подход к определению малообеспеченных групп населения постепени нуждаемости и льготное предоставление им социальной помощи);
частную, базирующуюся напринципе ответственности каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своейсемьи с использованием зарабатываемых собственной трудовой ипредпринимательской деятельностью доходов, доходов от собственности, а такжеличных сбережений (эта система ориентирована на распределение по труду ивключает частное социальное страхование). Центральный субъект социальной защиты- является государство. Человек, нуждающийся в социальной защите — одновременнои субъект, и объект социальной защиты. Объектами социальной защиты являютсясоциальные институты в лице конкретных социальных организаций, учреждений,систем (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда,культуры, спортивно-оздоровительного комплекса).
Основные формы социальнойзащиты:
1.        законодательноопределенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовыхстандартов и программ,
2.        регулированиедоходов и расходов населения;
3.        социальноестрахование;
4.        социальноевспомоществование;
5.        социальныеуслуги;
6.        целевыесоциальные программы.
Действующая системасоциальной защиты в России базируется на принципах: поощрительности, — властными структурами с целью общественно-политического резонанса на те илииные социально значимые события, получившие общественную оценку, либо дляподдержания государственных важных деяний, принимаются решения, ориентированныена социальную поддержку отдельных социальных групп, слоев населения, а внекоторых случаях — индивидов; заявительности, — социальная помощьпредоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителяили лица, представляющего его интересы; патернализма, обозначающегогосударственную опеку («отеческую заботу») по отношению к менеесоциально и экономически защищенным слоям и группам населения. Политическиангажированная поощрительность, в совокупности с патернализмом, привела кмасштабной численности и большому актуальному значению в социальной защитенаселения России разнообразных льгот. Эти льготы в действительности сталиэквивалентом материальных видов социальной поддержки отдельных групп, слоевнаселения. В то же время длительно большинство российских граждан было не вполной мере осведомлено о льготах, поскольку сведения о них в основномпубликовались в специальных для служебного пользования нормативно-правовых иметодических документах. В условиях гласности и рыночных отношений информация оправах на те или иные льготы стала доступной различным категориям населения,которые активно заявили на них свои претензии. В настоящее время свыше 70%россиян имеют разнообразные льготы по разным основаниям. Такое положениепривело к непомерной нагрузке на федеральный и местные бюджеты, льготы сталиобременительными для государства. В России вопрос модернизации политики льготприобрел острую актуальность и стал центральным в реформировании системысоциальной защиты населения. В настоящее время очевидна попыткавалюнтористского ухода от государственных обязательств по выполнению этойкатегории социальных гарантий. Однако реализация такого подхода вызоветсоциальную напряженность, но не приведет к ожидаемых экономическим и социальнымпозитивным результатам. В России льготы, начиная с 1917 г. и по настоящее время, всегда были альтернативой денежных выплат, как бы прибавкой к зарплате,пенсии, социальным пособиям. В этой связи лишение льгот приведет ксущественному ухудшению материального положения многих пенсионеров, инвалидов,семей с детьми и других социально неблагополучных, уязвимых слоев населения.Решить эту сложнейшую экономическую и этическую проблему можно только вовзаимосвязи с другими проблемами: доходов и расходов населения, и, преждевсего, в сфере доходов от трудовой деятельности; реформирования пенсионнойсистемы; упорядочения медицинского и пенсионного страхования; соблюдениягосударством конституционных и иных нормативно-правовых гарантированныхсоциальных обязательств; создания рынка социальных товаров и услуг, защиты населенияот недобросовестных производителей социальных товаров и услуг; воспитаниякультуры населения в аспекте рыночных взаимоотношений в социальной сфере.Модернизация политики льгот, а именно так следует рассматривать эту проблему,требует концептуальной проработки, терпения и мудрости государственных иполитических деятелей, привлечения к ее решению квалифицированных специалистов,владеющих проблемой.
Социальная защита исоциальное обеспечение в государственно организованном обществе — это областьсплетения жизненно важных интересов граждан, отношений собственности ираспределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальнойполитики государства и социально-экономических прав человека. Это также и сферапреломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальнаясправедливость, гуманизм, моральные устои общества. Целевое предназначениесоциального обеспечения состоит, прежде всего, в том, что оно является особойформой удовлетворения потребностей в источниках средств к существованию престарелыхи нетрудоспособных.
Для оказания содействиялюдям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях и нуждающихся в социальнойзащите, функционирует специальный институт социальной работы и социальныеслужбы.
В настоящее времясоциальная работа рассматривается как:
1) вид профессиональнойдеятельности, основанный на предметноинтегрированных, междисциплинарных приемахформирования, поддержания, реабилитации устойчивой социальной интеграции илиреинтеграции отдельной личности и групп;
2) комплексная социальнаятехнология осуществления социальной защиты населения, социального управления,социальной политики в отношении социально уязвимых групп населения.
Социальная работабазируется на социально-психологических, виталистических исоциально-педагогических аспектах концепции поддержки жизненных сил человека.
Принципы социальнойработы:
1.        методологические- гносеологического подхода, детерминизма, единства сознания и деятельности,личностного подхода;
2.        организационные — планомерности, преемственности и последовательности в работе с индивидуумом,группой;
3.        взаимодействиявсех социальных институтов;
4.        контроляисполнения;
5.        содержательные — объективности, системности, максимизации минимума, толерантности, уважения прави интересов личности, гуманизации технологий.
Функции социальнойработы: нравственно-гуманистические, информационно-коммуникативные, аналитико-прогнозные,организационно методические, социально — управленческие; медиаторские,социально фасифитаторские, рекламно-пропагандистские,регуляционно-профилактические, аффективно-коммуникативные, социоинтегративные. ВРоссии оформление социальной работы, как самодостаточного профессиональногоинститута стало происходить в конце 1980-х г, когда специалисты среднего звена,- социальные работники, начали обслуживание пожилых людей и инвалидов на дому.В 1991 г. в квалификационный справочник вносится новая профессия — специалистпо социальной работе и с этого времени начинается становление системысоциального обслуживания.
В 1994-96 гг. вМинистерстве социальной защиты населения России разрабатывается и принимаетсяконцепция развития этой новой отрасли, отрабатываются типовые положенияразличных видов социальных служб. 1995 по 1999 гг. принимаются Федеральныезаконы «Об основах социального обслуживания населения», «Осоциальном обслуживании пожилых людей и инвалидов», «О социальнойпомощи». В развитие этих законодательных актов принимаются нормативные иметодические документы по нормативам и стандартам социального обслуживаниянаселения. Учитывая конституционное положение о разграничении социальныхполномочий, формируется законодательная основа этого направления деятельности врегионах России. В стране повсеместно создаются различные типы социальныхучреждений, разрабатываются и реализуются федеральные и региональные социальныепрограммы, финансируемые из бюджетов различных уровней. Активизируетсяформирование негосударственных организаций социальной направленности.
В настоящее времясоциальная работа рассматривается как:
1) вид профессиональнойдеятельности, основанный на предметноинтегрированных, междисциплинарных приемахформирования, поддержания, реабилитации устойчивой социальной интеграции илиреинтеграции отдельной личности и групп;
2) комплексная социальнаятехнология осуществления социальной защиты населения, социального управления,социальной политики в отношении социально уязвимых групп населения.
Основные направлениясоциальной работы:
Социальный надзор(контроль) и профилактика — форма практических действий субъектов управлениясоциальными процессами по реализации своих прав и функций в сфере социальнойзащиты населения и отдельных личностей. Субъекты социального надзора — законодательно уполномоченные структуры (различают конституционный,прокурорский, административный, посткриминальный, социальный (неформальный)надзор); объекты — процесс выполнения нормативных актов общегосударственного иместного уровней, принятых соответствующими органами по социальной защитенаселения, ход выполнения социальных программ и проектов, соблюдениеустановленных правил и условий содержания и жизнедеятельности лиц в учрежденияхсоциального обслуживания, попечительства и перевоспитания (это — дома-интернатыдля престарелых и инвалидов, детские дома, специальные школы-интернаты,воспитательно-трудовые и исправительно-трудовые колонии, другие специальныеучреждения), а также контроль за состоянием и жизнедеятельностью семей и лицгрупп социального риска и девиантного поведения (психически больные,алкоголики, наркоманы, токсикоманы, проститутки и т.п.).
Социальная реабилитация — система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических,юридических мер, направленных на создание и обеспечение условий для социальнойинтеграции или реинтеграции лица, имеющего ограничения жизнедеятельности,вызванные нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма и/илисоциальными обстоятельствами. Цель социальной реабилитации — восстановление(формирование) социального статуса человека, утраченных общественных связей (намакро- и микроуровнях).
Социальная интеграция — процесс и характеристика меры достижения оптимального уровня жизнедеятельностии реализации потенциальных способностей и возможностей личности в результатемежличностного взаимодействия индивида в конкретном социокультурномпространстве и социальном времени.
Социальная реинтеграция — процесс и характеристика меры восстановления ранее присущих индивиду и,вследствие каких-либо причин ослабленных или утраченных, социальных и ролевыхфункций в адекватном для него социокультурном пространстве.
Социальные службы — государственные, муниципальные и негосударственные органы управления, структурыи специализированные учреждения и предприятия, осуществляющие социальную работу[9, с. 429].
К государственнымсоциальным службам относятся органы управления, учреждения и предприятиясоциального обслуживания системы социальной защиты населения, министерств иведомств Российской Федерации, к компетенции которых относится социальнаяпомощь населению.
К муниципальнымсоциальным службам относятся учреждения и предприятия социального обслуживания,находящиеся в ведении органов местного самоуправления
К негосударственнымсоциальным службам относятся учреждения и предприятия социального обслуживания,создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другимиорганизациями и частными лицами. Для осуществления специализированных форм социальногообслуживания в России функционируют следующие социальные службы: пенсионногообеспечения, включая соответствующие структурные подразделения в федеральных ирегиональных службах социальной защиты, а также государственные инегосударственные пенсионные фонды; социально-бытового обслуживания;материальной помощи; социального обслуживания на дому; специализированногостационарного социального обслуживания; протезирования, ортезирования ипротезостроения; технических средств реабилитации; специального транспортногообслуживания; медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;медико-социальных, социально-психологических и социально-педагогических услугразличным группам населения; детские специализированные медицинские, дошкольныеи школьные учреждения; специальные профессиональные образовательные учреждения;поддержки семьи, женщин и детей; реабилитации несовершеннолетних с девиантнымповедением; по социальным вопросам военнослужащих и членов их семей, беженцев имигрантов, безработных, кризисные центры (для лиц, страдающих алкоголизмом,наркоманией, подвергшихся сексуальному и физическому насилию), регулирующиегуманитарную и техническую помощь России и ее отдельным регионам; повзаимодействию с негосударственными организациями инвалидов, ветеранов, семей сдетьми, и т.п.; другие.
Социальные службыфункционируют как в системе самостоятельной социальной отрасли — социальнойзащиты населения, подведомственной Министерству труда и социальной защитынаселения РФ, так и в структуре отраслей здравоохранения, образования,культуры, юстиции, силовых структур и др., а также на различных предприятиях ив организациях.
В течение последних лет вРоссии социальная работа как институт, ее технологии, организационные формыпретерпевают существенные изменения. Несмотря на всевозможные, прежде всего,экономические трудности растет число социальных учреждений.
Прогноз естьмноговариантная гипотеза о возможных результатах и путях развития исследуемогообъекта (сферы, отрасли, вида деятельности и т.д.). Целью прогноза являетсястремление дать ответы на круг вопросов, составляющих сущность проблемы.Социальное прогнозирование — прогнозирование всего общественного, всегосвязанного с обществом, общественными отношениями, в центре чего находитсячеловек.
Зарубежный опыт (вчастности США) свидетельствует, что прогнозирование социальных систем занимаетведущее место (53%) среди других областей исследования. По временным параметрамсоотношение исследований в процентах таково: на 5 — 10 лет — 52%; на 5 — 25 лет- 64%; на 10 — 25 и более лет — 26%.[5, с.10-11] В зависимости от периодавремени, на который составляется прогноз, они бывают: краткосрочные (от 1месяца до 1 года); среднесрочные (от 1 года до 5 лет); долгосрочные (от 5 летдо 15 лет); дальнесрочные (свыше 15 лет). Сам процесс прогнозированияпредполагает: проведение краткого ретроспективного анализа прогнозируемогообъекта; описание современного состояния объекта (сравнительный анализнаблюдаемых тенденций в отечественном и зарубежном опыте); выявление проблем:уже решенных, но их внедрение и реализация только начинаются; тех проблем,которые решены, но не нашли практического использования; оценки экспертов по ведущимнаучным исследованиям в данной города. При проведении социальногопрогностического исследования учитываются и тщательно разрабатываютсяметодологические и организационные характеристики, а также специфическиеособенности прогноза и рекомендации по заимствованию его положительных черт.Методологические аспекты включают в себя, например, использование системногоподхода, анализ проблемы на базе ретроспективного исследования историческиханалогий. Неотъемлемой составной частью социального прогнозирования являютсяего организационные моменты, такие как: создание временного творческого коллектива(ВТК) и определение функций его и каждого члена в отдельности; определениеметодов, объектов исследования; разработка методики прогнозирования;определение методов исследования ЭВМ, социологические исследования. Такимобразом, социальное прогнозирование позволяет предвидеть результаты исвоевременно устранять причины возникновения социальных проблем.
 Методы прогнозированиясистемы социальной защиты. Социальное прогнозирование как исследование с широким охватом объектованализа опирается на множество методов. При классификации методовпрогнозирования выделяются основные их признаки, позволяющие их структурироватьпо: степени формализации; принципу действия; способу получения информации. Степеньформализации в методах прогнозирования в зависимости от объекта исследованияможет быть различной; способы получения прогнозной информации многозначны, кним следует отнести: методы ассоциативного моделирования, морфологическийанализ, вероятностное моделирование, анкетирование, метод интервью, методыколлективной генерации идей, методы историко-логического анализа, написаниясценариев и т.д. Наиболее распространенными методами социальногопрогнозирования являются методы экстраполяции, моделирования и экспертизы.Экстраполяция означает распространение выводов, касающихся одной части какого-либоявления, на другую часть, на явление в целом, на будущее. Экстраполяцияосновывается на гипотезе о том, что ранее выявленные закономерности будутдействовать в прогнозном периоде. Например, вывод об уровне развития какой-либосоциальной группы можно сделать по наблюдениям за ее отдельными представителями,а о перспективах культуры — по тенденциям прошлого. Экстраполяционный методотличается многообразием — насчитывает не менее пяти различных вариантов.Статистическая экстраполяция — проекция роста населения по данным прошлого — это один из важнейших методов современного социального прогнозирования.Моделирование — это метод исследования объектов познания на их аналогах — вещественных или мысленных. Аналогом объекта может быть, например, его макет, чертеж,схема и т.д. В социальной сфере чаще используются мысленные модели. Работа смоделями позволяет перенести экспериментирование с реального социальногообъекта на его мысленно сконструированный дубликат и избежать риска неудачного,тем более опасного для людей управленческого решения. Главная особенностьмысленной модели и состоит в том, что она может быть подвержена каким угодноиспытаниям, которые практически состоят в том, что меняются параметры ее самойи среды, в которой она (как аналог реального объекта) существует. В этомогромное достоинство модели. Она может выступить и как образец, своего родаидеальный тип, приближение к которому может быть желательно для создателейпроекта. Самый практикуемый метод прогнозирования — экспертная оценка. По мнениюЕ.И.Холостовой, «экспертиза есть исследование трудноформализуемой задачи,которое осуществляется путем формирования мнения (подготовки заключения)специалиста, способного восполнить недостаток или несистемность информации поисследуемому вопросу своими знаниями, интуицией, опытом решения сходных задач иопорой на „здравый смысл“.[7, с.488]
Существуют такие сферысоциальной жизни, в которых невозможно использовать другие методыпрогнозирования, кроме экспертных. Прежде всего, это касается тех сфер, где отсутствуетнеобходимая и достаточная информация о прошлом. При экспертной оценке состояниялибо отдельной социальной сферы, либо ее составляющего элемента, либо еекомпонентов учитывается ряд обязательных положений, методических требований.Прежде всего — оценка исходной ситуации: факторы, предопределяющиенеудовлетворительное состояние; направления, тенденции, наиболее характерныедля данного состояния ситуации; особенности, специфика развития наиболее важныхсоставных; наиболее характерные формы работы, средства, с помощью которыхосуществляется деятельность. Второй блок вопросов включает в себя анализдеятельности тех организаций и служб, которые осуществляют эту деятельность.Оценка их деятельности идет по выявлению тенденций в их развитии, их рейтинга вобщественном мнении. Экспертную оценку проводят специальные центры экспертизы,научные информационно — аналитические центры, лаборатории экспертов, экспертныегруппы и отдельные эксперты. Основные показатели социальной защиты:
1.        уровень и суммазаконодательно определенных социальные гарантий и их удовлетворение на основебазовых стандартов и программ в исследуемом объекте, а так же их прирост илиуменьшение.
2.        уровень и суммасредств направленных на социальное страхование в исследуемом объекте, а так же ихприрост или уменьшение;
3.        уровень и суммасредств направленных на социальное вспомоществование в исследуемом объекте, атак же их прирост или уменьшение;
4.        уровень и суммасредств направленных на социальные услуги в исследуемом объекте, а так же их приростили уменьшение;
5.        уровень и суммасредств направленных на целевые социальные программы в исследуемом объекте, атак же их прирост или уменьшение.
Методика экспертнойработы включает в себя ряд этапов: определяется круг экспертов; выявляютсяпроблемы; намечается план и время действий; разрабатываются критерии дляэкспертных оценок; обозначаются формы и способы, в которых будут выраженырезультаты экспертизы (аналитическая записка, „круглый стол“,конференция, публикации, выступления экспертов). Итак, социальноепрогнозирование опирается на различные методы исследования, основными изкоторых являются экстраполяция, моделирование и экспертиза.

2. Оценка системысоциальной политики населения
Программа социально-экономического развития Липецка на 2009–2012годы направлена на достижение целей Стратегии социально-экономического развитияЛипецка на период до 2020 года. Система целей и мероприятий Программысформирована в соответствии с положениями Посланий Президента РоссийскойФедерации Федеральному Собранию Российской Федерации, проектом Концепциисоциально-экономического развития России до 2020 года, поручениями Президента иПравительства Российской Федерации. Программа социально — экономическогоразвития Липецка на 2005 год и на период до 2008 года стала комплекснымдокументом, объединившим усилия органов государственной власти,негосударственных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории города,в достижении цели повышения благосостояния населения. Анализируя итоги еереализации, можно сделать вывод о выполнении в целом поставленных задач, чтовыразилось в достижении результатов выше установленных индикаторов. В Липецке(далее — область) наметились позитивные тенденции демографического роста:рождаемость на 1000 человек к уровню 2004 года увеличилась на 9%, снизиласьсмертность, вырос миграционный прирост.
Определенных успеховудалось добиться в борьбе с заболеваемостью, особенно в части социальнообусловленных заболеваний. Развивалась система профилактики и стимулированияздорового образа жизни. Продолжалась работа по созданию сети базовых школ какресурсных центров, обеспечивающих профили обучения, реструктуризации иоптимизации учреждений образования, реализации мероприятий, направленных на удовлетворениепотребности в доступном дошкольном образовании. Развивался институт приемной семьи.
Таблица 1 Оценка результатов реализацииПрограммы социально-экономического развития Липецка на 2005 год и на период до2008 года Показатель Темп роста, предусмотренный в Программе, % Темп роста 2007г. к 2004 г., % Темп роста 2008г. (по оценке) к 2004 г., % Индекс промышленного производства 118-119 121,6 128,5 Индекс производства продукции сельского хозяйства 118-119 136 155 Объем инвестиций в основной капитал в 1,5 раза в 1,5 раза в 1,7 раза Оборот розничной торговли 132 в 1,6 раза в 1,8 раза Объем платных услуг 130 122 130 Реальные располагаемые доходы населения 126 в 1,6 раза в 1,8 раза
Итак, можно сделатьвывод, индекс промышленного производства имеет высокий темп роста по сравнениюс уровнем 2004 года, объем инвестиций в основной капитал тоже вырос.
Большое вниманиеуделялось сохранению и развитию культурно-исторического наследия Липецкогокрая, обеспечению доступа к культурным ценностям и услугам всех слоевнаселения. Принимались меры по развитию физической культуры и спорта. Велась работа по дальнейшему продвижению города в сферетуризма на российском и международном рынках. Увеличилось количествомолодежных и детских общественных объединений. Сохранились положительныетенденции в сфере занятости и на рынке труда, уровень регистрируемойбезработицы не превышает 0,8%. По основным показателям занятости область находится в первойпятерке субъектов Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента РоссийскойФедерации от 22 июня 2006 года № 637 „О мерах по оказанию содействиядобровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающихза рубежом“ реализуется программа по оказанию содействия добровольномупереселению в область соотечественников, проживающих за рубежом.
Достигнуты рекордныерезультаты по вводу жилья. Ввод жилья на душу населения в 2007 году составил 0,6 кв. м, что значительно превышает среднероссийский показатель (0,43 кв. м). За годы реализации Программы социально-экономическогоразвития Липецка на 2005 год и на период до 2008 года значительно вырослиреальные располагаемые доходы граждан, реальная заработная плата. В городе происходит формированиесреднего класса. Доля среднего класса (если в качестве критерия рассматриватьтолько среднедушевые доходы от 12 до 30 тыс. руб. в месяц) увеличилась с 11% в2004 году до 27% в 2008 году. Значительно повысился уровень поддержки социальнонезащищенных слоев населения, что положительно сказалось на снижении уровнябедности граждан. Доля бедного населения в 2007 году составила 10,8% — второеместо в Центральном федеральном округе. Осуществляется реализация перспективныхдля города инвестиционных проектов — создание и развитие особых экономическихзон федерального и регионального уровней, территориальных производственныхкластеров, которые позволят изменить структуру экономики, повысить ееэффективность и, как следствие, повысить конкурентоспособность города вРоссийской Федерации и на мировом рынке.
В особую экономическую зону промышленно-производственноготипа федерального уровня „Липецк“ привлечено 9 инвесторов, с объемом инвестиций около 16 млрд.руб., введены в эксплуатацию два предприятия, создано более 800 рабочих мест. Вдвух зонах промышленно — производственного типа регионального уровня „Тербуны“и „Чаплыгинская“ зарегистрированы и осуществляют свою деятельность 6инвесторов, заявленный объем инвестиций составляет около 17 млрд. руб. В рамкахсозданного практически впервые в России конкурентоспособного территориальногокластера по производству белой техники выпуск комплектующих осуществляют 10предприятий, расположенных в городах Липецке, Ельце, Лебедянском и Грязинском районах.На всех уровнях управления прочно утвердился программно-целевой методвоздействия на социально-экономические процессы. Создана необходимаянормативная правовая база. Область принимает участие во внедрениипрограммно-целевых установок в государственном управлении и местномсамоуправлении. В рамках Программы социально-экономического развития Липецка на2005 год и на период до 2008 года реализуются областные целевые программы. Втекущем году их насчитывается 48. Относительно высокую эффективность с учетомулучшения индикаторов социально-экономического развития демонстрируютпрограммы, ориентированные на решение острых социальных проблем, такие как „Предупреждениеи борьба с заболеваниями социального характера “, „Развитиеобразования Липецка “, „Население Липецка: стратегия народосбережения“,»Комплексная программа борьбы с преступностью в Липецке", программы,направленные на обеспечение населения доступным жильем, и ряд других.
Результаты реализации областныхцелевых программ в экономической сфере также достаточно успешны. Динамикасоциально-экономического развития города за последние годы свидетельствует омакроэкономической стабильности и поступательном развитии. Принимаемые меры подиверсификации экономики, развитию других отраслей промышленности позволилисделать шаг на пути преодоления исторически сложившейся в города моноотраслевойструктуры экономики. Опережающими темпами развивается производство машин иоборудования, пищевых продуктов, строительных материалов, среднегодовые темпыроста которых составили 108%, 113%, 104%, соответственно. Увеличивается доляэтих производств в структуре промышленности. Этого удалось достичь в результатесохранения необходимого уровня обоснованного государственного вмешательства вэкономику региона в рамках реализации областных целевых программ: «Программаразвития промышленности Липецка», «Программа реформирования ифинансового оздоровления промышленных предприятий», «Программагосударственной поддержки малого предпринимательства в Липецке», «Государственнаяподдержка развития строительного комплекса Липецка». За годы реализацииПрограммы устойчиво высокие темпы экономического роста демонстрируетагропромышленный комплекс города. Среднегодовые темпы прироста валовойпродукции сельского хозяйства составили 12%, доля в валовом региональномпродукте возросла с 6,9 до 8%.
Процесссельскохозяйственного производства выходит на качественно новый технологическийуровень по темпам внедрения инновационных технологий, культуре земледелия,объему привлеченных инвестиций. Успешно реализуются областные целевыепрограммы, направленные на поддержку сельскохозяйственного производства: «Государственнаяподдержка сельского хозяйства Липецка», «Сельское подворье Липецка».
Таблица 2 Уровень жизнинаселения города в 2007-2008 годах   Факт 2008г. 2008г. в % к 2007 г. 2008г. в % к 2000 г. Денежные доходы населения, млрд.руб. 174,7 129 В 6,7 раза в том числе:       прирост денег на руках у населения, млрд.руб. 30,7 151 В 9 раз покупка валюты 6,3 170 В 9,6 раза прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах, млрд.руб. 3,1 52 В 3,9 раза расходы на покупку недвижимости, млрд.руб. 4,2 97 В 12 раз Среднемесячный душевой денежный доход, руб. 12459 129,6 В 7 раз Среднемесячная заработная плата, руб. 13617 124 В 7,2 раза Средний размер пенсии, руб. 4256,5 123 В 5,4 раза Реальные располагаемые денежные доходы населения, % 111 Х В 2,4 раза
Таблица 3 Социальнаяпомощь бедному населению, оказываемая из бюджета города, млн.руб.Показатели 2006 год 2007 год 2008 год В % к 2007 году Дефицит дохода бедного населения 1734,9 1440 1695 118 Социальная защита населения — всего 872,1 1072,7 1100,2 110 в том числе:       — адресная помощь 32 46 24 113 — детские пособия 35 42 24 101 — компенсация проезда на автотранспорте 185,2 205,8 220,3 107 — выплаты многодетным семьям 68,4 76 83 110 — жилищные субсидии населению 394,7 493,4 547,9 111 — прочие выплаты 35,8 71 4,2 116 Доля бюджетных средств в покрытии дефицита дохода бедного населения, % 67,0 74 65 х
Итак, в полном объемепредоставлены меры социальной поддержки льготным категориям граждан, на этицели из бюджетов всех уровней израсходовано около 4 млрд. руб., что на 14%больше, чем в 2007 году. Объем социальных выплат малоимущему населению избюджета города увеличился на 10% и составил 1,1 млрд.руб. Адресную помощьполучили 128 тыс. граждан на сумму 154,4 млн. руб. с ростом 113%, ее размер на1 человека в год увеличился на 45% и составил 1,2 тыс. руб. Субсидии на оплатужилья и коммунальных услуг составили около 548 млн.руб. с ростом 111%
/>
Рисунок 1 – Социальнаязащита населения Липецка в 2006 – 2008 году
Немаловажная роль вдостигнутых областью успехах в экономике и социальной сфере принадлежитприоритетным национальным проектам. Приоритетный национальный проект «Здоровье»создал необходимые условия для значительного повышения объемов, качества идоступности медицинской помощи населению. За два года на реализацию мероприятийприоритетного национального проекта направлено более 2 млрд. руб., в том числеиз областного бюджета – 639,5 млн. руб. Уровень бюджетного финансированияотрасли за 2007 год увеличился на 12,5%. Изменен подход к первичноймедико-санитарной помощи, поднят престиж медицинских работников, оснащенысовременным диагностическим оборудованием муниципальныелечебно-профилактические учреждения, внедрены новые методы профилактики,диагностики и лечения заболеваний. Обеспечен необходимый уровеньукомплектованности медицинскими кадрами участковой службы первичного звена.Проводились мероприятия по укреплению материально-технической базы отрасли.Завершена реконструкция отделения областной клинической больницы под Центргемодиализа на 45 коек,проведены ремонты в 62 ФАПах, 57 отделениях участковых и районных больниц, 43 –городских и 26 – областных отделениях лечебно-профилактических учреждений.
В 11 районах областипоявились 14 офисов врачей общей практики, укомплектованных современнойдиагностической аппаратурой, санитарным автотранспортом, жильем для семейныхврачей. В зоне их обслуживания проживают более 40 тыс. человек, которые теперьобеспечены максимально доступной и качественной медицинской помощью. Приобретена 61 машина скороймедицинской помощи, благодаря чему сроки ожидания приезда скорой помощисократились в целом на 13%, или до 20 минут.Наиболее значимые результаты реализации первогоэтапа приоритетного национального проекта «Здоровье» в Липецке:
1.        Рост среднейпродолжительности жизни на 1,3 года.
2.        Снижениеестественной убыли населения на 20%.
3.        Снижение общегокоэффициента смертности на 5%.
4.        Снижениесмертности трудоспособного населения на 9%.
5.        Снижениезаболеваемости острым вирусным гепатитом В на 40%, гриппом – в 5,6 раза,краснухой – в 40 раз.
6.        Снижениесмертности детей до года на 15%.
7.        Увеличениепроцента выхаживания новорожденных весом менее 1000 г в 2 раза.
8.        Снижениепоказателя первичного выхода на инвалидность взрослого населения на 31%.
9.        Повышениедоступности высокотехнологичной медицинской помощи на 60%.
10.     Снижение на третьсоотношения количества абортов к числу родов.
Принципиальнойособенностью приоритетного национального проекта «Образование» сталаего инновационная направленность. На его реализацию направлено более 640 млн.руб., в том числе из областного бюджета – 303,6 млн. руб. За счет этогобюджетная обеспеченность отрасли за 2007 год увеличилась на 13%.Государственную поддержку получили 56 школ, внедряющих инновационные проекты;170 лучших учителей; доплату за выполнение функций классного руководителя – около 8 тыс. педагогических работников. Все школы города подключены кширокополосному доступу к сети Интернет, приобретено 65 автобусов для организацииподвоза детей общеобразовательных школ, расположенных в сельской местности. Вцелях укрепления материально-технической базы отрасли введены в строй: школа впоселке Сырский Рудник на 500 мест, пристройки в Усманском районе и к школеслепых в г.Липецке, столовая на 100 посадочных мест в детском Доме селаПавловка Добринского района, проведена реконструкция школы-интерната в селеВторые Тербуны. Для решения проблемы обеспечения детей дошкольными учреждениямив прошедшем году созданои введено в действие 872 дополнительных места, в том числе детские сады вг.Липецке (на 110 мест) и Тербунском районе (на 30 мест). Это позволилоувеличить охват детей дошкольными образовательными услугами на 4 процентныхпункта (более 62%). Продолжаласьработа по развитию института приемной семьи, создано48 приемных семей (рост 120%), в которые переданы на воспитание 70 детей(109%). Область признана победителем Всероссийского конкурса пореализации экспериментальных проектов, направленных на модернизацию школьногопитания.
Основныецелевые региональные показатели приоритетного национального проекта «Доступноеи комфортное жилье – гражданам России» выполнены, за исключениемобеспечения жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральнымзаконодательством, невыполнение которых связано с сокращением средствфедерального бюджета на эти цели. За годы реализации проекта введено рекордноеколичество жилья.
Таблица2 — Реализация областных жилищных программ за 2007 год«Ипотечное жилищное кредитование» Приобретено и построено 183,8 тыс. кв. м жилья, заключено свыше 3 тыс. договоров. Направлено из областного бюджета 305,2 млн. руб. «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей до 2010 года» Построено 18,1 тыс. кв. м жилья, зак-лючено свыше 400 договоров. Из областного бюджета направлено 153,5 млн. руб., из федерального – 42,3 млн. руб. «Социальное развитие села до 2010 года» Построено 44,8 тыс. кв. м жилья, зак-лючено более 750 договоров. Из областного бюджета выделено 248 млн. руб., из федерального получено 136,6 млн. руб. «Свой дом» Построено 506,3 тыс. кв. м жилья, заклю-чено 1578 договоров. Из областного бюджета предоставлено субсидий на сумму 72,7 млн. руб.
В 2006 году –621 тыс. кв. м, в 2007 году – 705 тыс. кв. м, рост к уровню 2006 года – 114%.На душу населения введено 0,6 кв. м, что в 1,5 раза превышает среднероссийскийпоказатель (0,4 кв. м). За два года реализации приоритетного национального проектаоколо 7 тыс. семей получили субсидии и льготные целевые займы на строительство(приобретение) жилья. Этому способствовала реализация областных жилищныхпрограмм: «Свойдом», «Ипотечное жилищное кредитование», «Социальноеразвитие села до 2010 года» и «О государственной поддержке вобеспечении жильем молодых семей до 2010 года». За 2006 – 2007 годыгосударственная поддержка в рамках программ за счет средств областного бюджетасоставила 1,2 млрд. руб., федерального – 181 млн. руб. На каждый вложенныйбюджетный рубль привлечено 22 рубля внебюджетных средств.
В 2007 годуобласть стала победителем конкурса, проводимого Федеральным агентством построительству и жилищно-коммунальному хозяйству, на предоставление субсидиймолодым семьям на приобретение и строительство жилья. На эти цели получено 22,2млн. руб. средств федерального бюджета. Одним из новых направлений является развитиемалоэтажного деревянного домостроения – строительство модульных сборно-щитовыхжилых домов. Введен в эксплуатацию завод по выпуску объемно-модульных зданийпроизводительностью до 30 тыс.кв.м в год.
Начатостроительство жилья в новом микрорайоне г. Липецка «Университетский»общим объемом 242,5 тыс. кв. м. Этот проект признан победителем отбора,проведенного Росстроем на предоставление субсидий из федерального бюджета навозмещение части затрат по уплате процентов по кредитам на обеспечениеземельных участков коммунальной инфраструктурой.
Начаты работыпо подготовке инфраструктуры под строительство микрорайона «Елецкий»в г. Липецке общим объемом 370 тыс. кв. м жилья. Ведется строительствомикрорайона «Слобода Александровка» в г. Ельце – 115,7 тыс. кв. мжилья. Проектстроительства г. Романово вошел в число 22 проектов субъектов РоссийскойФедерации, отобранных для отработки системы оказания государственной поддержкижилищного строительства. Площадь будущего города-спутника составит свыше 5 тыс.га, общая площадь жилья – 6 млн.кв.м. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» далмощный импульс развитию животноводства, малых форм хозяйствования на селе,созданы условия по закреплению молодых специалистов на селе.
За период его реализациигосударственная поддержка селу превысила 4 млрд. руб. и возросла в 1,8 раза,объем инвестиций в основной капитал – 14 млрд. руб. (в 2 раза). Создано около 2тыс. новых рабочих мест, среднемесячная заработная плата возросла в 1,9 раза ипревысила 8 тыс. руб.
Участникамипроекта привлечено 5,5 млрд. кредитных ресурсов, им выплачено 2,1 млрд. руб.бюджетных средств, в том числе из областного бюджета – 1,6 млрд. руб.,федерального – 0,5 млрд. руб. В целях ускоренного развития животноводствареализуется 38 инвестиционных проектов, в том числе в молочном и мясномскотоводстве — 25, в свиноводстве -9, в птицеводстве – 4. Они создаются наоснове самых передовых технологий, по масштабам и эффективности не только неуступают, но и в отдельных параметрах превосходят зарубежные аналоги.Продуктивность скота в них в 2 — 3 раза выше среднеобластного уровня. Наиболеекрупные молочные комплексы – ООО «Авангард» (Добровский район), ОООАФ им. Ленина (Добринский район), ООО АФ «Виноградов» (Измалковскийрайон), ЗАО СХП «Мокрое» (Лебедянский район), ООО «Вербиловское»(Липецкий район). В Хлевенском районе реализуется один из крупнейших в Россииинвестиционный проект по производству говядины «Албиф» – мощностью7,5 тыс. тонн мяса в год. В числе наиболее крупных свиноводческих комплексов –ОАО «Липецкмясопром» с объемом инвестиций свыше 8 млрд. руб.,мощностью на 100 тыс. т свинины в год. Первая очередь на 200 тыс. голов введенав Лев-Толстовском районе. Кроме того, в рамках реализации национального проектаведется строительство, реконструкция и модернизация птицефабрик мясногонаправления в четырех предприятиях города с объемом инвестиций 1,7 млрд. руб.
Дляобновления генетического потенциала закуплено около 10 тыс. голов племенногоскота, в том числе 8,5 тыс. голов – импортной селекции. На условиях финансовоголизинга приобретено более 2 тыс. гол. крупного рогатого скота, технологическогооборудования на сумму 30 млн. руб. Особое внимание уделялось вопросам развитиямалых форм хозяйствования на селе, повысилась доступность кредитных ресурсов нальготных условиях. В 2007 году объем реализации продукции, произведенный малымиформами хозяйствования, возрос на 28% к уровню 2005 г., при целевом показателе на 3%. За 2006 – 2007 годы личными подсобными и крестьянскими(фермерскими) хозяйствами, сельскохозяйственными потребительскими кооперативамивыдано 3,3 тыс. кредитов на сумму 1,3 млрд. руб., что в десятки раз больше, чемв 2005 году. Из федерального и областного бюджетов выплачено около 33 млн. руб.субсидий.
Впилотном режиме Липецкий региональный филиал ОАО «Россельхозбанк»предоставил 2 земельно-ипотечных кредита на сумму около 85 млн. руб. В областисоздано 20 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе кредитных- 8, перерабатывающих — 4 и снабженческо-сбытовых — 8. Сельскохозяйственнымипотребительскими кредитными кооперативами выдано 22 займа на сумму около 41млн. руб. В результате крестьянскими (фермерскими) хозяйствами закуплено 87единиц сельскохозяйственной техники, 2 зерноочистительных комплекса.
Выполненынамеченные целевые показатели по направлению «Обеспечение доступным жильеммолодых специалистов и их семей на селе». На льготных условиях улучшили жилищныеусловия 632 семьи молодых специалистов на селе, для которых за 2006 – 2007 годывведено в эксплуатацию 51,3 тыс. кв. м жилья. Государственная поддержкасоставила 229 млн. руб., в том числе из областного бюджета более 100 млн. руб.
Программа социально-экономическогоразвития Липецка на 2005 год и на период до 2008 года в совокупности среализацией приоритетных национальных проектов, областных целевых программ выполнилапоставленные на тот период задачи. Вместе с тем в настоящее время на дальнейшеесоциально-экономическое развитие города могут оказать влияние долговременные системные вызовы, отражающие как тенденцииразвития экономики России, так и внутренние барьеры развития. Первыйвызов связан с резко усиливающейся ролью инноваций всоциально-экономическом развитии и утратой многих традиционных факторов роста:низкая инвестиционная активность большинства промышленных предприятий; снижениеобъемов инвестиций в машиностроительный комплекс; незначительная доляпромышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, – всего 10%и доля инновационной продукции в общем выпуске – 4% низкий уровень внутреннихзатрат на исследования и разработки – всего 0,03% ВРП (в развитых странах – 2 –2,5%); ухудшение соотношения темпов прироста заработной платы ипроизводительности труда. Опережающий рост зарплаты приводит к повышениюиздержек и снижению конкурентоспособности продукции; усиление ограниченийроста, связанных с экологическими факторами;диспропорции в территориальном развитии, дальнейшее накопление которых можетповысить риски замедления темпов роста экономики города. Ответ на этот вызовобуславливает необходимость повышения конкурентоспособности экономики города засчет инновационного обновления и привлечения инвестиций, прежде всего, в целяхвыравнивания развития территорий, повышения производительности труда, котораябудет определяться уровнем образования и креативности самих работников.
Второй вызов обусловлен возрастанием роли человеческого капитала как основногофактора экономического развития:
1.        старениенаселения и его высокая смертность, которая превышает российский уровень на 14%(коэффициент по Российской Федерации – 15 на тысячу человек населения, по города– 17,1);
2.        низкаяпродолжительность жизни – 67,3 года;
3.        увеличивающаясядифференциация населения по уровню доходов. Доходы 10% наиболее обеспеченныхграждан почти в 13 раз превышают доходы 10% наименее обеспеченных граждан;
4.        возрастающаятерриториальная асимметрия по уровню доходов и средне-месячной заработнойплаты;
5.        сохраняющеесянаселение с доходами ниже величины прожиточного минимума;
6.        снижениечисленности населения и занятых в экономике на фоне демографическогодисбаланса. Степень обновления трудовых ресурсов существенно ухудшится после2008 года, когда в трудоспособный возраст войдут лица, которые родились вначале 90-х годов, когда значительно уменьшились показатели рождаемости;
7.        дефицитквалифицированных инженерных и рабочих кадров на рынке труда и достаточновысокий уровень незанятого населения в сельской местности.
Для городаответ на этот вызов предполагает преодоление сложившихся негативных тенденций вразвитии человеческого потенциала путем: стабилизации численности населения изанятых в экономике на основе проведения последовательной демографическойполитики, изменения образа жизни людей, повышения уровня социального оптимизмаи эффективного регулирования миграции; повышения эффективности функционированияотраслей, определяющих качество человеческого капитала (образование,здравоохранение, жилищный сектор), высокие стандарты жизни населения; превращениясреднего класса в доминирующую силу, сокращения социального неравенства.
Действиевышеназванных вызовов усиливается нерешенностью ряда институциональных проблем:
1.        сохранениевысокого уровня рисков ведения предпринимательской деятельности, значительныйуровень административных барьеров, недостаточная защищенность правсобственности, не совсем прозрачная система земельных отношений, низкаякорпоративная культура;
2.        слабоеразвитие форм самоорганизации и саморегулирования бизнеса и общества,недостаточно эффективное государственное управление;
3.        низкийуровень конкуренции на целом ряде рынков, не создающий для предприятий стимуловк повышению производительности труда и конкурентоспособности;
4.        слабаявзаимосвязь образования, науки и бизнеса.
3. Предложения поулучшению социальной защиты
Основными целямисреднесрочного развития города являются: повышение благосостояния и качества жизни населения натерритории города; обеспечение устойчивых темпов качественного экономическогороста; усиление конкурентных позиций города в России и в мире. Достижение этих целей означает кконцу 2012 года:
1.        рост обобщающегопоказателя уровня жизни — ВРП на душу населения до 412 тыс. руб.;
2.        ожидаемую продолжительность жизни — 68,6 лет;
3.        повышениекачества и комфортности условий жизни населения, информированности и всеобщейдоступности различного вида услуг, в том числе: образования, здравоохранения,культуры, физкультуры, спорта и туризма;
4.        среднийуровень обеспеченности жильем 29 кв. м на человека (или около 88 кв.м насреднестатистическую семью);
5.        благоприятную среду обитания человека: улучшениеэкологической ситуации, повышение уровня благоустроенности жилья и населенныхпунктов, гарантированную реализацию конституционных прав граждан, включаяналичие эффективных механизмов правоприменения и системы обеспечениябезопасности, снижение преступности;
6.        дальнейшееизменение социальной структуры общества за счет увеличения доли среднегокласса, которая составит 35% населения;
7.        сохранениедоли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума на уровне 11%;инновационное развитие экономики путем внедрения передовыхнаучно-исследовательских разработок, высоких технологий и образовательных услуг; территориальное выравниваниеэкономики города на основе развития имеющихся иформирования новых «точек роста», уменьшения масштабов региональнойдифференциации.
 Системноедостижение поставленных целей состоит в переходе экономики города кинновационному социально-ориентированному типу развития. Это позволит расширитьконкурентный потенциал города за счет наращивания ее сравнительных преимуществсоциально-экономического и инфраструктурного развития, территориальногорасположения, задействовать новые источники экономического роста и повышенияблагосостояния населения. Формирование инновационной экономики означаетпревращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий факторэкономического роста наряду со значительным повышением эффективности использованияприродных ресурсов и производственного потенциала.
Инновационныйсоциально-ориентированный тип развития имеет ряд качественных и количественныххарактеристик. Это – развитие на основе: диверсификации экономики в сторонуувеличения в структуре промышленности доли высокотехнологичных отраслей; повышенияэффективности и конкурентоспособности экономики без существенного наращиванияпроизводственных ресурсов. Производительность труда должна увеличиться к 2012году в 1,4 раза; высокой инновационной активности предприятий, связанной сосвоением новых технологий, обновлением ассортимента продукции, созданием новыхформ организации бизнеса. Доля промышленных предприятий, осуществляющихтехнологические инновации, должна возрасти до 18 – 20%, а инновационной продукции в объеме выпуска – до 8 –9%; активизации прикладных исследований и разработокпри кардинальном повышении их результативности. Внутренние затраты наисследования и разработки должны подняться в 2012 году до 1,8% ВРП;опережающего роста отраслей, обеспечивающих развитие человеческого потенциала,прежде всего, образования, здравоохранения, жилищного строительства; повышениякачества человеческого капитала и эффективности его использования, что характеризуетсядальнейшим ростом заработной платы. Среднемесячная заработная плата повысится в2012 году до 28670 руб. (2007 год – 10907 руб.).
Система целей и задач насреднесрочную перспективу, мероприятия, предусматриваемые к реализации,ожидаемые результаты. Развитие человеческого потенциала и повышение качестважизни. Эта цель включает в себя две составляющих:обеспечение благоприятных условий для развития способностей каждого человека,улучшение условий жизни людей и качества социальной среды; повышениеконкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальныхсекторов экономики как ключевого фактора инновационного развития. Врезультате принятых мер в последние годы наметились отдельные положительныетенденции в демографическом развитии города. Несколько выше, чем в целом поЦФО, складывается коэффициент рождаемости, растет средняя ожидаемаяпродолжительность жизни, снижается смертность.
Вместе с тем анализ демографической ситуации в городасвидетельствует, что численность населения продолжает сокращаться. В качествепричин сокращения численности населения города можно привести следующие:значительное превышение уровня смертности над уровнем рождаемости, что приводитк естественной убыли населения; низкаяпродолжительности жизни населения, обусловленная, в основном, высокойсмертностью граждан трудоспособного возраста; отсутствие должного уровнярегулирования внутренней и внешней миграции, способной в значительной степеникомпенсировать естественную убыль населения;- ухудшение состояния здоровьянаселения, высокий уровень заболеваемости, распространенность алкоголизма,наркомании, табакокурения. Основной целью демографической политики в городав среднесрочном периоде является снижение темпов естественной убыли,стабилизация численности населения и создание условий для ее роста. Достижение цели предполагается за счет решения следующихприоритетных задач: повышения рождаемости, в том числе ежегодноеувеличение суммарного коэффициента рождаемости за счет роста числа рожденийвторых и последующих детей; реализации целостной системы мер социально-экономического,правового, информационного, научно-методического, организационного характера,направленных на повышение качества жизни семей с детьми и принимающих на воспитание детей, оставшихся без попеченияродителей, по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства;укрепления института семьи, возрождения и сохранениядуховно-нравственных традиций семейных отношений; оптимизации миграционныхпроцессов в соответствии с потребностями демографического исоциально-экономического развития с учетом необходимости их социальнойадаптации и интеграции. Решение поставленных задач по улучшениюдемографической ситуации планируется осуществить в рамках Концепциидемографической политики Липецка на период до 2025 года и областной целевойпрограммы «Население Липецка: стратегия народосбережения (2009 – 2014годы)». В результате реализации мероприятий которых в 2009 – 2012 годахбудут созданы условия, позволяющие уменьшить остроту демографического кризиса,сформировать правовую, организационную и финансовую базу для наращиваниядальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций.
В результате выполнения всехнамеченных мероприятий к концу 2012 года предполагается: увеличение общегокоэффициента рождаемости до 10,9 на 1000 человек; увеличение показателясуммарной рождаемости до 1,503. В сложившейся демографической ситуации оченьважным фактором в стабилизации численности населения, снижения дефицитатрудовых ресурсов является миграционный прирост. Актуальностьрешения вопросов, связанных с развитием внутренней трудовой миграции населения,продиктована следующими факторами: потребностью работодателей в рабочей силе,особенно сезонного характера; недостаточной трудовой мобильностью граждан из-занизкой заработной платы, не позволяющей незанятому населению переехать с цельютрудоустройства в другую местность; недостаточной транспортной доступностьюучастников внутриобластного рынка труда.
Основными направлениями регулирования внутренней трудовой миграции в среднесрочной перспективе будут: использование межтерриториального банка вакансий в целях содействия гражданам в трудоустройстве в другой местности; информирование населения города о потребности в кадрах предприятий и организаций других регионов. Регулирование внешней трудовой миграции будет осуществляться по следующим направлениям: подготовка предложений в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации о потребности работодателей города в иностранной рабочей силе на предстоящий год; выдача заключений о целесообразности привлечения и использования иностранной рабочей силы; оказание содействия гражданам, желающим осуществлять трудовую деятельность в других субъектах Российской Федерации; cсоздание системы профессионального обучения и сертификации под требования российского рынка труда трудовых мигрантов на контрактной основе с последующей их отработкой по востребованным экономикой города специальностям. Управление миграционными процессами в соответствии с потребностями экономики предполагается осуществлять в основном в рамках реализации областной целевой Программы по оказанию содействия добровольному переселению в Липецкую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2007-2012 годы.
Успешная реализация мерпо управлению миграционными процессами предполагает обеспечение ежегодногоприроста населения до 2-3 тыс. человек за счет внешней миграции преимущественнолиц трудоспособного возраста. Задачи повышениякачества жизни и благосостояния населения диктуют новые требования к системездравоохранения. Растет ценность здоровья в системе приоритетов общества,возникают новые медико-технологические и социальные вызовы, связанные сизменениями в демографической структуре населения. От системы здравоохраненияобщество ожидает результативного противостояния тенденции роста смертностинаселения, особенно в трудоспособном возрасте.
Для реализации Программысоциально-экономического развития города на 2009 – 2012 годы сформирована система организационно — финансовых институтов,отвечающих за отдельные направления ее реализации. Заседания Советапроводятся, как правило, ежеквартально. Организационное обеспечениедеятельности Совета осуществляет управление контроля и проверки исполненияадминистрации города. Другиминструментом регионального развития являются областные целевые программы ифедеральные целевые программы.
В целях приведениянормативных правовых актов города в соответствие с требованиями Федеральногозакона от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетныйкодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса иприведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерацииотдельных законодательных актов Российской Федерации „и для обеспеченияэффективного использования бюджетных и организационных ресурсов путемсовершенствования системы программно-целевого управления принято постановлениеадминистрации города от 28 ноября 2007 года № 168 “О порядке разработки,утверждения и реализации областных целевых программ». Порядок определяеттребования, которым должны соответствовать областные целевые программы, общийпорядок разработки, согласования, утверждения, реализации, внесения изменений идополнений, управления и контроля за ходом реализации областных целевыхпрограмм, начиная с 2009 года. В 2009 году предусматривается реализация 33 областныхцелевых программ, на финансирование которых из областного бюджета будетнаправлено 3,68 млрд. руб. В 2010-2011 годах предполагается реализация 31областной целевой программы на сумму 8,2 млрд. руб. Перечень областных целевыхпрограмм, предполагаемых к реализации в 2012 году, будет уточнен приформировании областного бюджета на соответствующий год. Область ежегоднопринимает участие в реализации ряда мероприятий федеральных целевых программ,перечень и объемы финансирования которых определяются ежегодно при формированиибюджета Российской Федерации на очередной финансовый год. Объектом мониторингаи контроля является Программа социально-экономического развития Липецка на2009-2012 годы. Мониторинг предусматривает оценку на всех стадиях реализацииПрограммы и проводится в целях выявления достижимости намеченных целей ивлияния на социально-экономическую ситуацию в города. Итоги реализацииПрограммы ежеквартально рассматриваются на Совете администрации города и насессии областного Совета депутатов.
Для осуществления контроля за ходом исполненияПрограммы исполнители (структуры администрации города и исполнительные органыгосударственной власти города) в установленные сроки (по итогам Iквартала, I полугодия и 9 месяцев– до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом; по итогам года – до 1февраля года, следующего за отчетным) предоставляют в управления экономикиадминистрации города, контроля и проверки исполнения администрации города,финансов Липецке в электронном виде и на бумажных носителях информацию о ходевыполнения Программы и мероприятий в отчетном периоде.
К отчетной информации прилагается пояснительнаязаписка, отражающая: состояние проблем, на решение которых направленаПрограмма; достижение поставленных целей. По результатам анализа выполненияПрограммы администрацией города может быть принято одно из следующих решений: окорректировке целей и срока реализации Программы, перечня программныхмероприятий; об изменении форм и методов управления реализацией Программы; обувеличении или сокращении объемов финансирования Программы на очереднойфинансовый год; о досрочном прекращении реализации Программы; о принятии вустановленном законодательством порядке мер к исполнителям Программы.
Внесение изменений в Программу, приостановление илипрекращение ее действия осуществляется в установленном порядке. Контроль заходом реализации Программы также может осуществляться в процессе комплексныхпроверок с участием представителей управлений экономики администрации города,контроля и проверки исполнения администрации города, финансов Липецке.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.