Содержание
Содержание
Введение
Раздел 1. Классификация дорожных ограждений
Раздел 2. Нормативные документы, регламентирующие качество дорожных ограждений
Раздел 3. Выводы и предложения
Заключение
Список использованных источников информации
Введение
Современная автомобильная дорогапредставляет собой комплекс сложных инженерных сооружений, обеспечивающийдвижение транспортного потока с высокими скоростями и необходимую безопасностьи комфортабельность движения. Автомобильные дороги должны проектироваться истроиться таким образом, чтобы автомобили могли полностью реализовать своидинамические качества при нормальном режиме работы двигателей.
Дороги подвержены активному воздействию многочисленных природных иклиматических факторов (снежным заносам, увлажнению выпадающими осадками,поверхностными и грунтовыми водами и др.). Эти особенности функционированияавтомобильных дорог обязательно должны быть учтены при проектировании проектнойлинии продольного профиля (назначение руководящих рабочих отметок, контрольныхотметок водопропускных сооружений) и земляного полотна.
Для обеспечения безопасности движения на автомобильных дорогах и втехнических и конструкторских целях на дорогах устанавливаются дорожныеограждения.
Дорожные ограждения предназначены для временного ограждения местпроведения ремонтных и строительных работ на дорогах с целью безопасногопредотвращения непреднамеренных заездов в огороженную зону)[5, стр. 82].
Актуальность данной работы предопределена, с одной стороны, большим интересомк современному состоянию дорожных ограждений на автомобильных дорогах России, сдругой стороны, его проблематикой. Рассмотрение вопросов связанных с даннойтематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Теоретическое значение изучения дорожных ограждений заключается в том,что выбранная для рассмотрения проблематика является актуальной для безопасностидорожного движения на автомобильных дорогах.
Объектом данного исследования являются дорожные ограждения.
При этом предметом исследования является рассмотрениеотдельных вопросов, сформулированных как задание данного исследования.
Целью исследования является изучение классификации дорожныхограждений.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены ирешены следующие задания:
1. Изучитьтеоретические аспекты классификации дорожных ограждений.
2. Осветитьактуальность изучения вопросов, связанных с дорожными ограждениями.
3. Изложитьвозможности дальнейшего развития тематики дорожных ограждений на автомобильныхдорогах России.
4. Определитьсяс последующими целями и приоритетами развития тематики классификации дорожныхограждений на автомобильных дорогах в России.
5. Изложитьсвои предложения в области улучшения использования дорожных ограждений.
Таким образом, актуальность данной проблемы определилавыбор темы работы, связанной с классификацией дорожных ограждений, кругвопросов и логическую схему ее построения.
Источникамиинформациидля написания работы послужили базовая учебная литература, фундаментальныетеоретические труды наибольших мыслителей в данной области, результатыпрактических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи иобзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике дорожных ограждений,справочная литература, другие актуальные источники информации, что описано вразделе использованных источников информации.
Раздел 1. Классификация дорожных ограждений
Дорожныеограждения – важнейший элемент дорожной инфраструктуры, повышающий безопасностьдвижения. В случае «вылета» автомобиля за пределы дороги, он, врезавшись вдорожное ограждение, не возвращается на полосу движения, а повреждения у негопри этом будут минимальны. Особенно актуально это для мостов и дорог,проходящих по высокой насыпи. Мостовые ограждения остановят автомобиль, не давему упасть с большой высоты. Барьерные ограждения устанавливаются в центре дороги, разделяясобой встречные полосы движения, и предназначены для того, чтобы предотвратитьпереезд автомобиля через разделительную полосу и столкновение его со встречнымтранспортом)[5, стр. 84].
Дорожныеограждения – неотъемлемая часть автомобильных дорог как в городской черте, таки за её пределами (скоростные магистрали, мосты, серпантины и т.п.). Дорожныеограждения предназначены для повышения безопасности участников дорожногодвижения. Ведь дорожные ограждения устанавливаются не для красоты, а призваны вслучае ДТП предотвратить выезд автотранспортного средства за пределы дорожногополотна и полностью, либо частично погасить ударную нагрузку. К современнымдорожным ограждениям предъявляются повышенные требования прочности,долговечности, устойчивости к погодным условиям, информативности(светоотражатели и световозвращатели)[5, стр. 86].
Классификациядорожных ограждений в России ведется с помощью ГОСТа Р52606-2006. Данный ГОСТразработан Федеральным государственным унитарным предприятием ФГУП «РОСДОРНИИ».Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 278 «Безопасность дорожногодвижения», утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства потехническому регулированию и метрологии от 11 декабря 2006 г. № 296-ст.
ГОСТР52606-2006 устанавливает классификационные признаки для разделения конструкцийдорожных ограждений на классы, группы, типы и виды и предназначается дляиспользования при разработке нормативных и методических документов в областибезопасности дорожного движения с целью обеспечения единого пониманияопределений, названий и характеристик устройств, относящихся к техническимсредствам организации дорожного движения.
Итак,согласно ГОСТа Р52606-2006, дорожные удерживающие ограждения – это устройства,предназначенные для предотвращения съезда транспортного средства с земляногополотна дороги и мостового сооружения (моста, путепровода, эстакады и т. п.),переезда через разделительную полосу, столкновения со встречным транспортнымсредством, наезда на массивные препятствия и сооружения, расположенные наразделительной полосе, обочине и в полосе отвода дороги (удерживаниеавтомобиля), а также устройства, предназначенные для предотвращения паденияпешеходов с мостового сооружения и земляного полотна дороги (удерживаниепешехода) [1].
Расположениедорожных удерживающих ограждений приведено на рисунке 1.
/>
1 – обочина;2 – боковое одностороннее ограждение; 3 – проезжая часть; 4 – направлениепотока; 5 – боковое двустороннее ограждение; 6 – фронтальное одностороннееограждение; 7 – фронтальное двустороннее ограждение
Рис. 1.Расположение дорожных удерживающих ограждений
Дорожныеограничивающие ограждения – устройств, предназначенные для упорядочениядвижения пешеходов (ограничивающее ограждение для пешеходов) и предотвращениявыхода животных на проезжую часть или в полосу отвода дороги (ограничивающееограждение для животных).
При этомклассификацией ограждений считается система соподчиненных понятий в областидорожных ограждений, используемая для установления связей между этими понятиями[1].
Основнымклассификационным признаком, позволяющим относить дорожные ограждения к томуили иному классу (подклассу), является назначение ограждений.
Кроме того,используют признаки:
· расположениеограждения (определяет группы и подгруппы);
· принципработы ограждения (определяет тип конструкции дорожного ограждения);
· разновидностипо конструктивному исполнению (определяют виды конструкций) [1].
По назначениюдорожные ограждения подразделяют на два класса – удерживающие (для автомобилейи пешеходов) и ограничивающие (для пешеходов и животных) [1].
Дорожныеудерживающие ограждения для автомобилей подразделяют на два подкласса поназначению – боковые и фронтальные.
Боковыеограждения удерживают автомобиль и корректируют его траекторию движения прибоковом ударе под острым углом к оси ограждения.
Фронтальныеограждения удерживают автомобиль и гасят энергию движения автомобиля при ударекак сбоку, так и в торец ограждения под углом, близким к 90°[1].
По условиямрасположения дорожные ограждения подразделяют на группы (подгруппы). Боковыеудерживающие ограждения для автомобилей подразделяют на две группы по условиямих расположения — дорожные и мостовые, каждая из которых состоит из подгрупп:
· одностороннееограждение, удерживающее автомобиль, удар которого об ограждение может быть содной стороны, устанавливают по боковым сторонам дороги или разделительнойполосы;
· двустороннееограждение, удерживающее автомобиль, удар которого об ограждение может быть сдвух сторон, устанавливают по оси разделительной полосы[3].
Фронтальныеудерживающие ограждения для автомобилей также подразделяют на две группы поусловиям их расположения — дорожные и мостовые, каждая из которых состоит изподгрупп:
· одностороннееограждение, удерживающее автомобили, двигающиеся перед ударом по полосам одногонаправления движения, устанавливают при разделении потока автомобилей;
· двусторонниеограждения, удерживающие автомобили, двигающиеся перед ударом по полосамразличного направления движения, устанавливают в начале и конце разделительнойполосы.
Дорожныеудерживающие ограждения для пешеходов подразделяют на две группы по условиям ихрасположения:
· дорожные,устанавливаемые на краю обочины;
· мостовые,устанавливаемые на краю тротуаров мостовых сооружений.
Ограждениядля пешеходов должны удерживать пешехода от падения в ограждаемую зону[4].
Дорожныеограничивающие ограждения для пешеходов подразделяют по условиям ихрасположения на четыре группы:
· группа1 – располагаемые вдоль тротуаров и боковой разделительной полосы;
· группа2 – располагаемые у надземных или подземных переходов;
· группа3 – располагаемые на газонах и других площадках, которые необходимо защитить отповреждений пешеходами;
· группа4 – располагаемые у опор путепроводов, опор информационно-указательных знаков,а также у опор линий электропередач с целью исключения попадания человека вопасную зону.
Дорожныеограничивающие ограждения для животных подразделяют по условиям их расположенияна две группы:
· группа1 – ограждения, располагаемые по границе полосы отвода вдоль дороги;
· группа2 – ограждения, располагаемые перед проходами и в специальных проходах дляживотных под дорогами (скотопрогонах) [3].
По принципуработы дорожные удерживающие ограждения подразделяют на типы:
· длябоковых ограждений для автомобилей:
§ барьерные(энергия удара гасится за счет упругопластической деформации материалаэлементов — стоек балок, консолей и др.),
§ бордюрные(энергия удара гасится за счет сопротивления колес и подвески автомобиля,обеспечивающего коррекцию траектории движения),
§ парапетные(энергия удара гасится за счет подъема колес, уменьшающего опрокидывающиймомент, и трения частей автомобиля об ограждение),
§ тросовые(энергия удара гасится за счет натяжения и прогиба тросов),
§ комбинированныеконструкции, принцип гашения энергии которыми является комбинацией принципов,упомянутых выше,
· иныетипы конструкций с иными принципами гашения энергии;
· фронтальныеограждения для автомобилей:
§ телескопические(энергия удара гасится, в основном, за счет трения при вхождении однихэлементов конструкций в другие),
§ упругопластические(энергия удара гасится, в основном, за счет упругих, эластических иупругопластических деформаций материала),
§ наливные(энергия удара гасится за счет сопротивления емкостей с водой или другим жидкимлибо вязким веществом),
§ комбинированныеконструкции, являющиеся комбинацией типов, упомянутых выше,
§ иныетипы конструкции;
· удерживающиеограждения для пешеходов:
§ парапетныеперила (недеформируемые конструкции),
§ барьерныеперила (внешнее расчетное воздействие вызывает упругие деформации элементовконструкции — стоек, поручня, заполнения и др.),
§ стоечныеперила (внешнее расчетное воздействие вызывает, в основном, упругие деформациистоек),
§ комбинированныеконструкции,
§ иныетипы конструкций[1].
По принципуработы дорожные ограничивающие ограждения подразделяют на типы:
· ограничивающиеограждения для пешеходов:
§ направляющие,указывающие направление движения пешеходов,
§ защитные,защищающие территорию от повреждения пешеходами,
§ предупреждающиепешеходов об опасности;
· ограничивающиеограждения для животных:
§ отпугивающегодействия (световые, звуковые),
§ являющиесяпрепятствием и представляющие механический способ защиты от животных (стенки,заборы и другие преграды) [1].
Классификациядорожных удерживающих ограждений по конструктивному исполнению (видуконструкций) может быть приведена в иных документах, либо в нормативныхдокументах, разработанных для конкретного изделия, типа или группы изделий.
Ограничивающиеконструкции чаще всего выполняют в виде щитов, сеток, барьеров и т.д[1].
Такимобразом, изучив классификацию дорожных ограждений, составим классификационнуюсхему дорожных ограждений (рис. 2).
/>
Рис. 2.Классификационная схема дорожных ограждений
Раздел 2. Нормативные документы, регламентирующие качество дорожныхограждений
Срединормативных документов, регламентирующих качество дорожных ограждений, следуетвыделить СНиП 2.05.02-85. Рассмотрим более подробно некоторые положения данногодокумента.
Итак,согласно СНиП 2.05.02-85, как рассматривалось ранее, дорожные ограждения поусловиям применения разделяются на две группы. К ограждениям первой группыотносятся барьерные конструкции (высотой не менее 0,75 м) и парапеты (высотойне менее 0,6 м), и предназначенные для предотвращения вынужденных съездовтранспортных средств на опасных участках дороги, с мостов, путепроводов, атакже столкновений со встречными транспортными средствами и наездов намассивные препятствия и сооружения.
К ограждениямвторой группы относятся сетки, конструкции перильного типа и т. п. (высотой 0,8– 1,5 м), предназначенные для упорядочения движения пешеходов и предотвращениявыхода животных на проезжую часть[2].
Огражденияпервой группы должны устанавливаться на обочинах участков автомобильных дорог I- IV категорий:
· проходящихпо насыпям крутизной откоса 1:3 и более;
· расположенныхпараллельно железнодорожным линиям, болотам III типа, и водным потокам глубиной2 м и более, оврагам и горным ущельям на расстоянии до 25 м от кромки проезжейчасти при перспективной интенсивности движения не менее 4000 прив. ед\сут и до15 м при перспективной интенсивности менее 4000 прив. ед\сут;
· пролегающихна склонах местности крутизной более 1:3 (со стороны склона) при перспективнойинтенсивности движения не менее 4000 прив. ед\сут;
· сосложными пересечениями и примыканиями в разных уровнях;
· снедостаточной видимостью при изменении направления дороги в плане[2].
Следуетпредусматривать ограждение опор путепроводов, консольных и рамных опор информационно-указательныхдорожных знаков, опор освещения и связи, расположенных на расстоянии менее 4 мот кромки проезжей части.
На обочинахдорог ограждения первой группы должны быть расположены на расстоянии не менее0,5 м и не более 0,85 м от бровки земляного полотна в зависимости от жесткостиконструкции дорожных ограждений[2].
На обочинахавтомобильных дорог рекомендуется устанавливать ограждения:
· барьерныеодносторонние металлические энергопоглощающие с шагом стоек 1м – с внешнейстороны кривых в плане радиусом менее 600 м дорог I и II категорий;
· барьерныеодносторонние металлические энергопоглощающие с шагом стоек 2 м – на дорогах Iи II категорий, кроме внутренней стороны кривых в плане радиусом менее 600 м;
· барьерныеодносторонние металлические энергопоглощающие с шагом стоек 3м – на дорогах I иII категорий, кроме кривых в плане радиусом менее 600 м;
· барьерныеодносторонние металлические энергопоглощающие с шагом стоек 4м – с внутреннейстороны кривых в плане радиусом менее 600 м дорог I и II категорий;
· барьерныеодносторонние металлические жесткие – на дорогах I и II категорий, кромевнутренней стороны кривых в плане радиусом менее 600 м, и на прямолинейныхучастках и кривых в плане радиусом более 600 м дорог III категории;
· барьерныеодносторонние с металлической планкой – на железобетонных стойках с внутреннейстороны кривых в плане радиусом менее 600 м дорог I и II категорий и на дорогахIII категории;
· барьерныеодносторонние железобетонные с шагом стоек 1,25 м – с внутренней стороны кривыхв плане радиусом менее 600 м дорог IV категории;
· барьерныеодносторонние железобетонные с шагом стоек 2,5 м – на прямолинейных участках икривых в плане радиусом более 600 м дорог III категории и на дорогах IVкатегории;
· барьерныеодносторонние тросовые – с внутренней стороны кривых в плане
· радиусомменее 600 м дорог III категории и на дорогах IV категории;
· парапетноготипа – в горной местности на участках дорог I — IV категорий, а при технико-экономическомобосновании – и на участках дорог V категории[2].
Наразделительной полосе ограждения первой группы должны быть
расположеныпо ее оси, а при наличии опасных препятствий – вдоль оси разделительной полосына расстоянии не менее 1 м от кромки проезжей части[2].
При ширинеразделительной полосы более 3 м рекомендуется применять барьерные двусторонниеметаллические ограждения, а при ширине 3 м и менее – железобетонные огражденияпарапетного типа, в том числе со специальным профилем боковых поверхностей.
При установкедорожных ограждений принимается расчетная интенсивность движения на 5-летнююперспективу.
Недопускается применять ограждения барьерного типа с использованием тросов наавтомобильных дорогах I и II категорий.
Недопускается устройство ограждений парапетного типа в виде отдельно стоящихблоков[2].
Ограждениявторой группы должны:
· устанавливатьсяна разделительной полосе дорог I категории напротив автобусных остановок спешеходными переходами (в том числе подземными и надземными) в пределах всейдлины остановки и на протяжении не менее 20 м в каждую сторону за пределы ееграниц;
· располагатьсяпо оси разделительной полосы, а при наличии опор путепроводов, освещения,консольных и рамных опор информационно-указательных дорожных знаков – вдоль осиразделительной полосы на расстоянии не менее 1 м от кромки проезжей части длясеток и не менее 0.5 м для ограждений перильного типа[2].
Сигнальныестолбики на обочинах дорог II — V категорий следует устанавливать:
· впределах кривых на пересечениях и примыканиях дорог в одном уровне для внешнейстороны кривой;
· надорогах, расположенных на расстоянии менее 15 м от болот водотоков глубиной от1 до 2 м, через 10 м;
· умостов и путепроводов по три столбика до и после сооружения с двух сторон
· дорогичерез 10 м;
· уводопропускных труб по одному столбику с каждой стороны дороги по оси трубы.
На дорогах Iкатегории сигнальные столбики следует устанавливать:
· междуразвязками на всем протяжении участков дорог, не имеющих ограждающих устройствпроезжей части, через 50 м;
· впределах закруглений с двух сторон съездов;
Сигнальныестолбики следует устанавливать в пределах неукрепленной части обочин нарасстоянии 0,35 м от бровки земляного полотна[2].
Раздел 3. Выводы и предложения
Дляизготовления дорожных ограждений, на мой взгляд, следует использовать трубы идетали конструктора (фурнитуру), исходным материалом для которых может служитьполированная, хромированная латунь, нержавеющая полированная, шлифованная иликрашеная сталь.
Для улучшениядекоративных качеств дорожных ограждений могут использоваться потайные винты исаморезы, а также клей без сварных швов. Весьма популярной является технологияизготовления ограждений при помощи гибки труб, при которой конструкцииограждений создаются без применения сварки. Такой способ является весьмапривлекательнымв технологическом и эстетическом плане.
Следуетобратить особое внимание на усиление безопасности дорожного движения, особеннов густонаселенных районах, а также на проезжих частях, находящихся вблизишкольных учреждений, университетов, колледжей и т. п. Для этого следует чащевводить в использование ограничительные трещотки и «лежачих полицейских».
Следуетобратить внимание на следующие нормативные требования, предъявляемые кдорожному ограждению:
· вступившийво взаимодействие с ограждением автомобиль не должен опрокидываться как черезограждение, так и в сторону полосы движения. Автомобиль не долженразворачиваться после контакта с ограждением в сторону увеличения угла наезда ине должен прорывать ограждение;
· ограждениедолжно корректировать траекторию наехавшего транспортного средства.Взаимодействие автомобиля с ограждением должно завершаться его выбегом впределах прямоугольной площадки с регламентированными размерами;
· ограждениедолжно обладать энергопоглощающими свойствами и обеспечивать низкий уровеньперегрузок, действующих на автомобиль. При ударе в ограждение продольнаяперегрузка в центре масс автомобиля не должна превышать 10 g, поперечнаяперегрузка, действующая на водителя (пассажира) не должна превышать 5 g, наперевозимый груз не более 6 g (g – ускорение свободного падения).Послеаварийная безопасность ограждения заключается в отсутствии паденияэлементов ограждения на проезжую часть и проникновение их в салон автомобиля;
· принаезде автомобиля на ограждение не допускается деформация пассажирского салона.После соударения ограждения не должны представлять опасности для другихтранспортных средств.
Указанныенормативы позволяют производителям дорожных ограждений самостоятельно решатьпроблемы конструкции своих изделий, но обязательным является соответствиеконструкции требованиям по удерживающей способности в зависимости отфункциональных свойств ограждения, а главное – требованиям безопасности.
Одним изглавных путей повышения безопасности конструкций дорожных ограждений внастоящее время является их сертификация. Это направление тоже должно активноразвиваться.
Всоответствии с Законом «О безопасности дорожного движения» при строительстве иремонте дорог должны применяться ограждения, отвечающие требованиям нормативныхдокументов и имеющие сертификат соответствия, выданные компетентными инезависимыми органами по сертификации, аккредитованными в признанныхнациональных системах сертификации.
Заключение
В даннойработе рассматривалась классификация дорожных ограждений, согласно ГОСТу Р52606-2006,а также практические аспекты установки дорожных ограждений согласно СНиП2.05.02-85. В третьем разделе данной работы высказаны предложения авторакасательно улучшения качества дорожных ограждений и наиболее удачных способовсертификации и регламентирования в области использования дорожных ограждений.Таким образом, следует сделать вывод, что все поставленные во введении задачирешены, тема раскрыта в полной мере.
Список использованных источников информации
1. ГОСТР52606-2006 Классификация дорожныхограждений.
2. СНиП2.05.02-85 Автомобильные дороги.
3. Дорожныеограждения: электронный ресурс, режим доступа – www.complexdoc.ru/ntdtext/388935.
4. Типыдорожных ограждений: электронный ресурс, режим доступа – www.os1.ru/article/test/2003_12_A_2005_03_01-18_10_15/
5. КрасильщиковИ.М., Елизаров Л.В. Проектирование автомобильных дорог. – М.: Транспорт, 2003 –215 с.