Реферат по предмету "Технология"


Стандартизация и управление качеством

/> 

Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова

 

Контрольная  работа
студента III курса группы ЗЭК-21-98
Николаева Владислава Юрьевича
 зачётная книжка № 482208-з

                                                                 
 
 
 
 
 
 
Чебоксары 2000 г.
 
План
 
1.   Общие требования к построению, изложению, оформлению исодержанию стандартов…………………………………………3
2.   Этапы развития УКП: фаза управления качеством………….5
3.   Список использованной литературы………………………….12
 
Общие требования кпостроению, изложению, оформлению и содержанию стандартов
 
 
Стандартизация – это деятельность, направленная на разработку иустановление требований, норм, правил, характеристик как обязательных длявыполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя наприобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право набезопасность и комфортность труда.
Цель стандартизации – достижение оптимальной степени упорядочения в тойили иной области посредством широкого и многократного использованияустановленных положений, требований, норм для решения реально существующих,планируемых или потенциальных задач.
 Основными результатамидеятельности по стандартизации должны быть повышение степени соответствияпродукта (услуг), процессов их функциональному назначению, устранениютехнических барьеров в международном товарообмене, содействиянаучно-техническому прогрессу и сотрудничество в различных областях.
Цели стандартизации можноподразделить на общие и более узкие .
Общие цели: безопасность продукции, работ, услуг, окружающейсреды и имущества; совместимость и взаимозаменяемость изделий; качествопродукции; единство измерений; экономия всех видов ресурсов; безопасностьхозяйственных объектов; обороноспособность и мобилизационная готовность страны.
Конкретные цели  относятся к определённой области деятельности.
Стандартизация осуществляетсяна разных уровнях:
международная стандартизация;
региональная стандартизация;
национальная стандартизация –в одном конкретном государстве;
административно-территориальнаястандартизация.
Виды стандартов:
государственные стандарты;
отраслевой стандарт;
стандарты предприятий;
стандарты общественныхобъединений (научно-технические общества)
(стандарты на новые продукциии услуги)
Нормативно-техническиедокументы:
правила по стандартизации ирекомендации по стандартам;
технические условия.
Категории стандартов:
основополагающие стандарты(техническое единство и взаимосвязанная деятельность);
стандарты на продукцию иуслуги;
стандарты на работу(процессы);
стандарты на методы контроля(испытание, анализ);
системы каталогов.
Международные стандартына системы обеспечения качества продукции.
Мировой опыт управлениякачеством сконцентрирован в пакете международных стандартов ИСО 9000-9004,принятых международной организацией по стандартизации (ИСО) в марте 1987г. иобновлённых в 1994г.
Стандарт ИСО 9000 – содержит руководящие указания по выбору ииспользованию стандартов в соответствии с конкретной ситуацией в деятельностифирмы.
Стандарт ИСО 9004 – это методические указания для общего руководствакачеством на предприятии.
Стандарт ИСО 9001-9003 – это модели систем обеспечения качества на различныхстадиях производственного процесса.
В настоящее времясформировалась государственная система стандартизации Российской Федерации(ГСС), которая регламентирует процессы построения, изложения и распространениястандартов в Российской Федерации. ГСС включает 5 основополагающих стандартов.
Можно выделить семьактуальных задач, нашедших свое воплощение в основополагающих стандартах ГССили в ее исходной концепции:
1.Гармонизация отечественнойнормативно — технической документации с международной, зарубежной, национальнойи региональной нормативной документацией.
2.Минимизация ограничивающихинициативу (изготовителей и потребителей) запретов и предписаний, ориентация надобровольность применения и возможность выбора документов того или иного видапри заключении  договоров и контрактов.
3.Освоение, адаптация,совершенствование процедур сертификации продукции в сочетании с разработкойдокументов по сертификации систем качества, аккредитации испытательныхподразделений различного уровня для проведения сертификационных испытанийпродукции и услуг.
4.Сопровождение тенденцииотказа от ужесточения входного контроля, выходных испытаний и приемки, переходна пооперационный производственный контроль в технологическом цикле.
5.Оптимизация количественногосостава и структуры технической документации на продукцию, процессы и услуги,обеспечение информативности и коммуникативности документов.
6.Совершенствованиеметодологии разработки документации.
7.Обеспечение влияниянормативных документов на повышение технико-экономической эффективностипроизводств.
Государственным стандартамприсваиваются обозначения, состоящие из индекса «ГОСТ (ОСТ, СТП)…», порядкового(регистрационного) номера и двух последних цифр года утверждения стандарта,отделенных от номера знаком тире, например ГОСТ 3975-95. Порядковый номерстандарту присваивается соответствующим органом по стандартизации (Госстандарт России). При пересмотрестандарта его порядковый номер сохраняется, но цифры года заменяются цифрамигода утверждения пересмотренного стандарта.
Текст стандарта излагается на русском языке. При изложении содержаниястандартов, исходят из следующих основных требований: стандарт должен содержатьнормы и требования, необходимые для его применения в соответствии с назначениеми областью распространения; он не должен повторять полностью или частичносодержание действующих стандартов; в случае необходимости приводятся ссылки наэти стандарты; в комплексах стандартов на одноименные и взаимосвязанные объектыобеспечивать единство терминологии, одинаковую последовательность изложения иединое построение вводной и основной частей стандартов.
Правила, нормы, требования и методы, регламентируемыев стандартах, должны быть полностью увязаны с соответствующими правилами,нормами и требованиями, установленными другими стандартами, относящихся кданному объекту стандартизации, должны основываться на современных достиженияхнауки, техники и технологии, учитывать условия использования продукции,выполнения работ и оказания услуг, условия и режимы труда и не должны нарушатьположений, установленных актами законодательства Российской Федерации.
Нормативные документы по стандартизации напродукцию и услуги, подлежащие в соответствии с законодательством обязательнойсертификации, должны содержать требования, по которым осуществляетсяобязательная сертификация, методы контроля на соответствие этим требованиям,правила маркировки продукции и услуг, требования к информации о сертификации,включаемой в сопроводительную документацию.
Нормативные документы по стандартизации,которые принимаются федеральными органами исполнительной власти и устанавливаютили должны устанавливать требования пожарной безопасности, подлежатобязательному согласованию с Государственной противопожарной службойМинистерства внутренних дел Российской Федерации.
Формулировки, используемые в стандартах,должны выражать обязательный характер требований, быть четкими и не допускатьразличное толкование. Каждый стандарт состоит из нескольких частей,расположенных в определенной последовательности: наименование стандарта;вводная часть (при необходимости); основная часть; информационная часть;содержание (при необходимости).
Наименование стандарта состоит из заголовкаили из заголовка и подзаголовка, при необходимости перед заголовком приводитсягрупповой заголовок.
Групповой заголовок применяется в техслучаях, когда без этого объект стандартизации не может быть определен сдостаточной полнотой и ясностью, а также когда данный стандарт входит вкомплекс стандартов, образующих подсистему стандартов, объединенных общностьюназначения и применения в определенной области, например:
Единая система конструкторской документации
ЛИНИИ В ЧЕРТЕЖАХ.
Заголовок наименования стандарта определяетобъект стандартизации и является основной частью наименования стандарта; взаголовке приводятся необходимые и достаточные признаки, отличающие данныйобъект от других.
Для более полной характеристики объектастандартизации в заголовок стандарта могут входить дополнительные определения,указывающие на принадлежность этого объекта к определенной группе изделий,изготовление данной продукции только одним определенным способом, изготовлениепродукции из определенного материала и др.
Например, «ленты горячекатаные», «трубысварные из алюминия».
Первое слово заголовка наименованиястандарта должно быть – имя существительное; далее слова – определения (именаприлагательные) в порядке их значимости по принципу: от общего к частному. Такойпорядок слов принято называть обратным, и он применяется только в заголовкенаименования стандарта, в других частях наименования стандарта и в его текстеприменяется прямой порядок слов.
Подзаголовок стандарта указывает видстандарта или аспект стандартизации. Он уточняет и дополняет, в случаенеобходимости, наименование стандарта. В подзаголовке всегда сохраняется прямойпорядок слов, например, «Основные и присоединительные размеры».
Вводная часть вводится в стандарт только вслучае необходимости уточнения объекта стандартизации (области распространениястандартов) и (или) аспекта стандартизации; при этом вводной части не дается заголовок,и она не нумеруется.
Основная часть стандарта излагается взависимости от вида и содержания стандарта в виде: таблиц или сочетаниячертежей, схем, диаграмм и таблиц; текста или сочетания текста, чертежей, схем,диаграмм и таблиц.
Разделы и подразделы основной части стандартовимеют заголовки, которые кратко отражают содержание разделов и подразделов; пункты,как правило, заголовков не имеют.
В основной части стандарта могут бытьприведены ссылки на разделы, подразделы, пункты, формулы, иллюстрации, таблицы,приложения основной части этого же стандарта; на другие стандарты; наинформационные приложения данного стандарта.
При этом формулировка ссылки должнаисключать возможность использовать данные информационного приложения какобязательные требования, и поэтому ссылка должна указывать только на наличиеинформационного материала.
В обоснованных случаях в информационныхприложениях к стандартам допускается давать пояснения или описания взаимосвязис другими документами.
В тех случаях, когда материал, являющийсяэлементом основной        части стандарта, имеет большой объем или потехническим причинам не может быть помещен в тексте основной части, егопомещают в приложении. На приложение должна быть дана ссылка в текстестандарта.
Информационная часть стандарта носитсправочный характер и состоит из информационных данных и при необходимостиинформационных приложений, последние содержат данные справочного характера,поясняющие содержание стандарта или объясняющие способы решения или расчета ссоответствующими примерами. Кроме того, в информационном приложении стандартаможет содержаться перечень ключевых слов/дескрипторов.
В информационных данных стандарта помещают:автора стандарта, данные об утверждении стандарта; сроки начала применениястандарта; данные об использованных при разработке международных документах постандартизации, с указанием степени соответствия этим документам.
Стандарты издают типографским способомформатом А5. Если формат А5 недостаточен для размещения графического материалаили таблиц, то используют формат А4. Стандарты объемом более 20 страниц издаютв обложке.
Стандарты не должны противоречитьзаконодательству Российской Федерации.
Деятельность постандартизации весьма динамична, она всегда соответствует изменениям,происходящим в различных сферах жизни общества, прежде всего в экономической,должна стремиться успевать и даже предвосхищать их, чтобы стандартыспособствовали развитию, а не отставанию отечественного производства.
Действующая системастандартизации явно смещает приоритеты к оценке качества объектовстандартизации и методам их испытаний, что также согласуется с мировым опытомстандартизации и необходимы для обеспечения взаимопонимания между партнёрамикак в сфере техники и технологий, так и в конечном итоге вторгово-экономических связях.
В перспективе стандартизациядолжна обеспечить создание и внедрение в практику эффективных инструментоввоздействия на производства, на процессы ресурсорасходования иресурсосбережения, на совершенствование социумов и на защиту сфер существованияот всевластия техники и от наших ограниченных представлений о мире и человеке.
Этапы развития УКП: фазауправления качеством
Под качествомпонимается совокупность свойств продукции, обуславливающих её пригодностьудовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением.
С позиции потребителя качествоизделия – степень удовлетворённости требований потребителя.
Управление качеством – действия, осуществляемые при создании иэксплуатации или потреблении продукции, в целях установления, обеспечения иподдержания необходимого уровня её качества.
При управлении качествомпродукции непосредственными объектами управления являются процессы, от которыхзависит качество продукции.
По мнению многочисленныхэкспертов, управление качеством в настоящее время требует, чтобы:
·    компании учитывали затраты накачество в своих балансах;
·    каждый работник умел правильноопределить свою роль в улучшении качества продукции, а также знал, что качество– это соответствие продукции требованиям потребителя;
·    потребитель был уверен в том, чтополучит от поставщика продукцию и услуги вовремя, и что качество их будетвысоким.
Основные функции службыуправления качеством – поддержание уровней качества продукции в соответствии сполитикой фирмы в соотношении качества; обеспечение контроля приобретаемыхдеталей, инструмента и технологических процессов; составление статистических отчётов.Система комплексного управления качеством является необходимым атрибутомсовременной концепции управления промышленной фирмой. В рамках системыкомплексного управления качеством объединяются элементы пяти важнейших стратегий,реализуемых промышленными компаниями. К числу важнейших мероприятий по внедрениюсистемы следует отнести:
·    выбор стратегии;
·    создание инфраструктуры;
·    подготовка сотрудников кпеременам;
·    разработка планов внедрения;
·    установление каналов связи с персоналомдругих фирм.
Повышение качества илиинтенсификация производства ‑ не самоцель, а средство для повышенияэффективности производства и более полного удовлетворения на этой основепотребностей общества. Эта цель достигается как путём экономии производственныхресурсов, так и в результате улучшения качества продукции – средствпроизводства, предметов потребления, услуг.
Неуклонный рост качествапродукции – это и средство, и результат интенсификации производства.
Пути повышения качества:
·    значение НТП для повышениякачества продукции;
·    соблюдение технологическойдисциплины и усиление контроля качества;
·    совершенствование управления качеством.
Основные факторысовершенствования управления качеством продукции:
·    улучшение стандартизации, приемкии аттестации качества;
·    комплексное планирование повышениякачества;
·    усиление стимулирования повышениякачества;
·    внедрение комплексных системуправления качеством (КСУК).
Где работают люди, тамдопускаются ошибки. Это неизбежно. При этом целесообразно руководствоваться следующимпринципом. Если ошибок избежать невозможно, то следует стремиться обнаруживатьих оперативно и сообщать тому лицу, кто их допустил. Оперативность доведенияэтой информации в значительной мере ускорит устранение причин ошибок(дефектов).
В противоположностьраспространённому мнению, повышение качества не только не обязательноувеличивает стоимость изделия, напротив, при внедрении комплексного управлениякачеством может привести к её снижению.
Расходы на качество,определяющие в сумме цену качества можно разделить на две основные категории:
·    расходы, связанные с обеспечениемкачества (цена соответствия);
·    издержки, связанные снеудовлетворительным качеством изделий (цена несоответствия).
В свою очередь, расходы наобеспечение качества включают в себя расходы на проведение контроля качества сцелью выявления продукции неудовлетворительного качества, а также расходы,связанные с предупреждением выпуска некачественной продукции.
Издержки, связанные снеудовлетворительным качеством изделий включают в себя издержки в сферепроизводства и издержки в сфере потребления.
Специалисты фирм весьма частозатрудняются определить точный доход, получаемый от улучшения качествапродукции, из-за отсутствия приемлемой методики расчета. Более доступен методрасчета ожидаемого выигрыша от сокращения выпуска дефектных и бракованныхизделий, а также рекламационного возврата. В сложных ситуациях иногдаиспользуются косвенные методы оценок эффекта.
Внедряя комплексноеуправление качеством продукции, многие фирмы сталкиваются с целым рядомтехнических проблем. Сложность и комплексность большинства технологическихпроцессов обуславливает невозможность принятия решений одним человеком. в этихусловиях наиболее эффективным направлением при решении проблем, возникающих входе подобных процессов, является использование групповой организации работ,доказывающей свою эффективность на примере деятельности кружков качества.
Система комплексногоуправления качеством (TQM,Total Quality Management) является необходимыматрибутом современной концепции управления промышленной фирмой. Основой системыкомплексного управления качеством является гарантированное обеспечение пригодностик использованию как полуфабрикатов (поступающих на очередную стадиютехнологического процесса), так и готовой продукции.
В рамках TQM,как вспомогательной стратегии рассматриваются и объединяются элементы пятиважнейших стратегий, реализуемых промышленными предприятиями:
·    общехозяйственная стратегия;
·    стратегия в области межфункциональныхвзаимодействий;
·    стратегия взаимоотношений с поставщикамисырья и материалов;
·    стратегия управления производственнымипроцессами;
·    стратегия управления разработкой новыхвидов продукции (НИОКР).
Важнейшим источником ростаэффективности производства является постоянное повышение технического уровня икачества выпускаемой продукции. Для технических систем характерна жесткаяфункциональная интеграция всех элементов, поэтому в них нет второстепенныхэлементов, которые могут быть некачественно спроектированы и изготовлены. Такимобразом, современный уровень развития НТП значительно ужесточил требования ктехническому уровню и качеству изделий в целом и их отдельных элементов
При организации рациональнойи эффективной работы по качеству, независимо от её масштабов, форм и методовосуществления, люди всегда действовали, действуют, и будут действовать примернопо такой схеме:
Определение потребности ивыработка требований к качеству продукции (план, программа качества);
Придание исходному материалунеобходимых свойств (выполнение плана, программы качества);
Проверка соответствияполученного качества предъявленным требованиям  (выявление отклонений) иликонстатация соответствий;
Воздействие для устраненияотклонений полученного качества от заданного (обратная связь).
При таком взгляде напоследовательность действий по качеству обнаруживается явление, имеющеечрезвычайно большое значение для всей философии работ по качеству. Это наличиеединства и органического сочетания прямых и обратных связей во всех действияхлюдей, связанных с созданием и использованием (потреблением) продукции.
Универсальная схемауправления качеством продукции.
/>

                                                                                            СХЕМА (  )
К числу факторов, влияющих накачество (прямоугольник в центральной части схемы) относятся:
·    станки, машины, другоепроизводственное оборудование;
·    профессиональное мастерство,знания, навыки, психофизическое здоровье работников.
Обрамляющие прямоугольникфакторов,  условия обеспечения качества  более многочисленны. Сюда относятся:
·    характер производственногопроцесса, его интенсивность, ритмичность продолжительность;
·    климатическое состояние окружающейсреды и производственных помещений;
·    интерьер и производственныйдизайн;
·    характер материальных и моральныхстимулов;
·    морально–психологический климат впроизводственном коллективе;
·    формы организации информационногообслуживания и уровень оснащенности рабочих мест;
·    состояние социально-материальнойсреды работающих.
Реально изменяют свойствасырья и исходных материалов до заданного уровня качества средства производстваи труд. На их возможностях сказываются условия, в которых они взаимодействуют.Практика показывает, что такое деление, такой подход позволяет, не только болеечетко организовать работы по качеству, но и более целенаправленно и эффективноопределять меры по обеспечению нужного качества.
При возникновении отклоненияот заданных параметров качества, которые обнаруживаются в блоке сравнения ипринятия решения, блок сил воздействия для устранения этих отклоненийнаправляет усилия либо на факторы, либо на условия, либо одновременно на то идругое. Меры воздействия и их сочетания зависят от характера и величиныотклонений качества и от эффективности тех или иных возможных вариантовустранения отклонений.
Категории управлениякачеством продукции.
 Для эффективной организацииуправления качеством продукции необходимо, чтобы был не только ясно выделенобъект управления, но и чтобы четко были определены категории управления, тоесть явления, позволяющие лучше осознать и организовать весь процесс.
В отношении управлениякачеством продукции следует выделить как минимум следующие категории:
Объект управления – качество продукции. Иногда в качестве объектавыступает конкурентоспособность,  технический уровень или какой либо другойпоказатель, характеристика. Как объект управления может выступать либо всясовокупность свойств продукции, либо какая то их часть, группа или отдельноесвойство.
Цель управления – уровень и состояние качества продукции с учетомэкономических интересов производителя и потребителя, а также требованийбезопасности и экологичности продукции. Речь идет о том, какую совокупностьсвойств и какой уровень качества следует задать, а потом достигнуть иобеспечить, чтобы данная совокупность и  данный уровень соответствовали характерупотребности. При этом возникают вопросы эффективности производства ипотребления, доступности цены для потребителя, уровень себестоимости иприбыльности продукции для её разработчика и производителя. Нельзя такжеупускать из виду сроки разработки продукции, развертывания ее производства идоведения до потребителя, что напрямую связано с конкурентоспособностью.
Субъект управления – управляющие органы всех уровней и лица, призванныеобеспечить достижение и содержание планируемого состояния и уровня качествапродукции.
Методы и средствауправления – способы, которыми органыуправления воздействуют на элементы производственного процесса, обеспечиваядостижение и поддержание планируемого состояния и уровня качества продукции.Управление качеством использует следующие четыре типа методов:
1) экономические методы,обеспечивающие создание экономических условий, побуждающих коллективыпредприятий, конструкторских, технологических и других организаций изучатьзапросы потребителей, создавать, изготавливать и обслуживать продукцию,удовлетворяющую эти потребности и запросы. К числу экономических методовотносятся правила ценообразования,  условия кредитования, экономические санкцииза несоблюдение требований стандартов и технических условий, правила возмещенияэкономического ущерба потребителю за реализацию ему некачественной продукции;
2) методы материальногостимулирования, предусматривающие, с одной стороны, поощрение работников засоздание и изготовление высококачественной продукции ( к числу этих методовотносятся: создание систем премирования за высокое качество, установлениенадбавок к заработной плате и др.), а с другой – взыскание за причиненный ущербот ее некачественности;
3) организационно –распорядительные методы, осуществляемые посредством обязательных дляисполнения директив, приказов, указаний руководителей. К числу организационнораспорядительных методов управления качеством продукции относятся такжетребования нормативной документации;
4)воспитательные методы,оказывающие влияние на сознание и настроение участников производственногопроцесса, побуждающие их к высококачественному труду и четкому выполнениюспециальных функций управления качеством продукции. К их числу относятся:моральное поощрение за высокое качество продукции, воспитание гордости за честьзаводской марки и др.
Выбор методов управлениякачеством продукции и поиск их наиболее эффективного  сочетания – один из самыхтворческих моментов  в создании систем управления, так как они оказывают прямоевоздействие на людей, участвующих в процессе создания и изготовления продукции,то есть на мобилизацию человеческого фактора.
Средства управления –включают оргтехнику (в том числе компьютеры), средства связи, словом, все то,что используют органы и лица, управляющие выполнением специальных функций всистемах управления качеством. В состав средств управления качеством продукциитакже включаются:
банк нормативнойдокументации, регламентирующей показатели качества продукции и организующейвыполнение специальных функций управления качеством;
метрологические средства,включающие (в зависимости от уровня системы) государственные эталоны физическихвеличин, образцовые и/или рабочие средства измерений;
государственная системаобеспечения единства измерений (ГСИ);
государственная службастандартных справочных данных о свойствах веществ и материалов (ГССД).
Управленческие отношения, то есть отношения субординации (подчинения) икоординации (сотрудничества).
Отношения субординации обычнохарактеризуются вертикальными связями от руководителя к подчиненным. Содержаниеэтих отношений определяется степенью централизации и децентрализации функций изадач управления качеством продукции. На уровне предприятия отношениясубординации по управлению качеством определяется производственной структуройпредприятия и структурой действующей системы управления качеством.Управленческие отношения базируются на сочетании единоначалия, коллегиальности,активности членов трудового коллектива, на экономических, моральных иматериальных стимулах.
Отношения координациихарактеризуются горизонтальными связями между отдельными работниками иорганизациями, вступающими во взаимодействие ради обеспечения определенногоуровня качества продукции или его улучшения.
Органы управлениякачеством продукции.
При определении органовуправления качеством продукции нужно исходить из того, что управление качеством– органическая составная часть общего управления производством, одна из еговетвей, одна из его функций. В силу этого оно не может противостоять ему.Поэтому, как правило, управление качеством развивается и выполняется в рамкахдействующего аппарата управления и заключается в более четкой и хорошоорганизованной деятельности по выявлению потребностей, созданию, изготовлению иобслуживанию продукции.
На уровне предприятияуправление качеством организуется одним из двух способов. Первый заключается вчетком распределении функций и задач управления качеством продукции междусуществующими подразделениями и работниками, периодическом пересмотре как самихфункций и задач, так и их распределения ради улучшения деятельности. При этомне создается специализированный орган – отдел управления качеством.
Второй предполагает вдополнение к первому варианту выделение общей функции координации и созданиеспециального органа – отдела управления качеством. На этот отдел и возлагаютсямногие специальные функции управления качеством продукции.
Каждый из этих двух вариантовимеет свои преимущества и свои недостатки.
Так, преимущества первоговарианта заключается в том, что все участники производственного процесса несутответственность за качество. Не возникает чувства того, что кто-то за них несетэту ответственность и должен решать все вопросы, связанные с качеством.Недостаток состоит в том, что ряд координирующих функций никто не выполняет,никто не ведет организационных и методических вопросов общего характера.
Второй вариант лишенуказанного недостатка, но зато у работников предприятия нередко возникаетчувство, что есть специально выделенные люди на предприятии, которые отвечаютза качество, следовательно, они и должны решать все проблемы, связанные скачеством.
В любом варианте общееруководство системой управления качеством должен возглавлять руководительпредприятия, отвечающий  за всю деятельность предприятия и за экономическиерезультаты, которые в условиях рыночной экономики не могут быть высокими приплохом качестве продукции.
Общие принципы управления(цикл Деминга)
Комплексная системауправления качеством продукции – это применение статистических методов на всехэтапах производства, которая в наивысшей степени способствует экономичномупроизводству продукции. УКП, развиваясь циклически, проходит через определенныеэтапы. Этот цикл называется циклом Деминга, а его реализация — оборотомцикла Деминга.
Понятие цикла Деминга неограничивается  только контролем качества изделий, его можно распространить навсе управление производством. А именно, управление любыми процессами, включаяуправление качеством продукции, можно рассматривать как последовательностьпрохождения следующих важных этапов:
1.   План (PLAN)
2.   Реализация (DO)
3.   Проверка (CHECK)
4.   Исправление (ACTION)
Цикл PDCA обеспечиваеткачественный рост услуг, управления и контроля. Цикл Деминга всегда имеет неодин, а несколько оборотов. Реализация этого цикла группой специалистовобеспечит повышение качества продукции. При умелой реализации цикла Деминга напредприятии можно ожидать наибольшей эффективности их работы при минимальныхзатратах 
Управление следуеторганизовать на основе шести комплексов мероприятий, которые доказали своюэффективность.
1. P: (PLAN)
·    Определение целей и задач.
·    Определение способов (путейстратегий) достижений целей. План мероприятий.
·    Обучение и подготовка кадров.
2. D: (DO)
·    Выполнение работ.
3. C: (CHECK)
·    Проверка результатов выполненияработ.
4. A: (ACTION)
·    Осуществление соответствующихуправляющих воздействий. Исправление.
Остановимся подробно накаждом комплексе.
Р: Определение целей и задач
Определяя задачи необходимоустановить конечный срок их выполнения. Задачи следует определять на основаниистоящих перед фирмой проблем, и они должны определяться таким образом, чтобыобеспечить совместные действия всех подразделений.
   Определение способовдостижения целей
Получение определенныхпоказателей качества является целью реализации системы. Факторы и причины,которые формируют данные показатели, можно определить с помощью диаграммыИсикавы. Такой подход помогает предвосхитить проблемы и предотвратить ихвозникновение, это – прогрессивное управление. В процессе поисков следуетконсультироваться с теми, кто  знаком с конкретным процессом, а именно: срабочими инженерами и исследователями. Ключ к успеху – в решительнойстандартизации очевидных вещей и передачи их подчиненным.
   Обучение и подготовкакадров
На всех этапах прохожденияцикла Деминга существует острая необходимость в квалифицированных иподготовленных работниках. Поэтому руководители несут ответственность заобучение и воспитание своих подчиненных. Обучение не ограничивается формальнымизаседаниями, руководитель должен учить своего подчиненного индивидуально напрактике. Получив образование и подготовку, человек становиться работником, накоторого можно положиться и которого можно облечь властью.
D:Выполнение работ
Можно заставить подчиненныхвыполнять работу, отдав соответствующие распоряжения, но такой процесс никогдане будет протекать гладко. Условия постоянно меняются, и распоряжения никогдане будут точно поспевать за изменяющимися условиями. По этой причине следуетобращать особое внимание на добровольное начало в управлении качеством.
Например, есть много причин,объясняющих неудачу программы бездефектного производства. Одна из нихзаключается в том, что программа превратилась в сплошное теоретизирование. Приэтом забывали, что каждый человек – личность. Неудача также объяснялась тем,что бытовало мнение, согласно которому число дефектов будет равно нулю, еслистрого следовать требованиям стандартов. Однако, как уже отмечалось стандарты ирегламенты всегда несовершенны. Только опыт и квалификация работников помогаюткомпенсировать несовершенство стандартов и качества.
C: Проверкарезультатов выполнения работ
Если все идет в соответствиис поставленными задачами и согласно требованиям стандартов, никакоговмешательства не требуется. Но когда имеют место необычные явления илинарушается заведенный порядок, должен вмешаться руководитель. Цель контролязаключается в обнаружении таких отклонений. Для того чтобы обнаружитьотклонения необходимо: проверить сначала причины, а затем выполнить проверкуработы по ее результатам. Прежде всего, необходимо установить, контролируютсяли все причинные факторы, следует проверить каждый процесс – проектирования,материально-техническое снабжение, изготовление – и убедиться в правильномпонимании причинных факторов в соответствие с заданными техническимитребованиями. Проверку причинных факторов следует поручать руководителям болеенизкого звена.
Другой способ заключается впроверке процесса или работы по результатам. К результатам также относятсявопросы, связанные с кадрами, качеством, количеством, сроками поставки,наличием сырья, рабочей силой и оборудования, необходимых для выпуска единицыпродукции и затратами. Наблюдая изменения, происходящие в каждой из этихпозиций, можно контролировать процесс, работу и управление ими.
Если результаты отсутствуютили искажены, это означает, что в каких-то процессах происходит что-тонеобычное, и имеются определенные трудности. Задача руководителя заключается вустановлении источника сбоев, связанного с причинными факторами.
A: Осуществлениесоответствующих управляющих воздействий
При осуществлении корректирующихвоздействий важно принять меры во избежание повторения отклонений. Необходимоположить конец имеющимся нарушениям. Следует устранить причинные факторы,которые вызвали отклонение. Исправление и предотвращение повторяющихсяотклонений – это два разных действия, в том числе в отношении принимаемых мер.Устраняя причины отклонений необходимо обратиться к истокам проблемы и принятьмеры по предотвращению их повторения.
Все эти мероприятия позволяютдостичь значительного снижения брака, а следовательно, повышение качествапродукции, надежности и долговечности выпускаемого изделия.
Процесс управления(улучшения) качества, в отличие от процессов планирования и контроля не имеетчетко определенной фазы в жизненном цикле любого процесса. Например, предложенияпо улучшению процесса могут возникнуть в конце фазы планирования как результатпилотных (пробных) испытаний или в любой момент в ходе выполнения процесса какрезультат операционного контроля. Эта деятельность необходима в связи соспецификой самого процесса, который не может оставаться на прежнем уровне из-засуществующей цены брака. Стоимость брака – основной инициатор улучшенияпроцесса и его арбитр, определяющий все проекты улучшения процесса. Чем меньшеобъем брака, тем меньше требуется издержек на его исправление, что, в своюочередь, снижает добавленную стоимость, а следовательно, и общую стоимостьготового продукта. Направление улучшения качества является постояннымтребованием улучшения процесса, вовлекающим в его выполнение всех участников.
Планировать на уровнеруководства улучшение качества, выбирать наиболее критичный процесс длядостижения успеха в уменьшении брака, анализировать его шаг за шагом,совершенствуя деятельность по наиболее эффективному использованию ресурсов –стратегия в достижении улучшения процесса при одновременном снижении требуемыхресурсов. Эффективность такого планирования оценивается значительным («прорыв»)уменьшением процента брака, после чего планируемые показатели качества процессастановятся стандартными до следующего прорыва. 
Цель современной системыуправления качеством (TQM) – непрерывное (постоянное) улучшение качества продукта.
Суть непрерывного(постоянного) улучшения сводится к следующим этапам решения проблем качества.
1.   Организация проекта:
·     выбор проблем для решения;
·     подбор коллектива для решенияпроблемы.
2.   Диагностика:
·    анализ симптомов;
·    выдвижение гипотез для объясненияпричин;
·    проверка гипотез;
·    выбор и конкретизация основныхпричин;
3.   Поиск решения:
·    использование альтернативныхрешений и проведение их сравнительного анализа;
·    разработка решений и системыконтроля;
·    сопротивляемость изменениям;
·    внедрение решений и системыконтроля.
4.   Удерживание достигнутого:
·    проверка работы новой системы;
·    наблюдение за системой.
Последнийэтап – этап стандартизации новой системы, на которую надо будет ориентироватьсяпри наблюдении за системой с помощью ее контроля. Этот этап является наиболееважным, позволяющим по результатам отслеживания процесса выяснить дальнейшиепути его улучшения.
Повышение качества спомощью нововведений.
Системы управления качествомпредставляют собой органическое сочетание экономических, правовых и другихфакторов влияющих на качество. С помощью нововведений можно не только избежатьконсерватизма и застоя в развитии комплексного подхода к качеству, но и сознательнои уверенно двигаться дальше. В системах качества нововведения делятся на двегруппы :
Функциональные (KAIZEN)
Системные (KAIRYO)
К функциональным относятсянововведения, затрагивающие задачи одной из функций управления качеством и нетребующие структурных изменений системы. В крайнем случае, необходимость вструктурных изменениях столь незначительна, что их можно не проводить.
К системным относятсянововведения, которые затрагивает не одну, а несколько функций управлениякачеством и вызывают необходимость внесения изменений в содержание элементовсистемы. Системные нововведения могут касаться одной функции, но по масштабамвоздействия влияют на другие функции, что приводит к необходимости внесения вних изменений. Например, известно, что сдельная оплата труда во многих случаяхотрицательно влияет на качество изготовления и в определенный момент времени,когда качество начинает опускаться ниже допустимого предела, возникаетнеобходимость от этой системы отказаться и перейти к повременной или смешаннойоплате труда. Такое нововведение входит в состав функции управления качеством - материального стимулирования улучшения качества. Изменение формы оплаты трудазатронет другие функции — технологическую подготовку производства, контролькачества, а по масштабам воздействия окажет влияние на очень большую группуучастников процесса обеспечения качества.
С помощью классификациинововведений нам легче определить адресность в реализации нововведений. Функциюнововведения осуществляет подразделения аппарата управления — технические,технологические службы, отделы кадров и оплаты труда, ответственные зареализацию тех или иных задач управления качеством.
Системные нововведенияпроводятся руководством, администрацией более высокого уровня, чем функциональныеорганы управления. Это объясняется необходимостью координации внесенияизменений (одновременно или в определенной последовательности) в деятельностьразличной службы подразделений.
Для определения порядкадействия с системными и функциональными нововведениями чрезвычайно важнооценивать их последствия и степень влияния на качество. Т.к. точные сведенияполучить очень сложно, приходится полагаться на мнение авторитетныхспециалистов, экспертов, работников предприятия, осуществляющих разработку ивнедрение нововведений в деятельность по улучшению качества.
У.Э. Деминг, известныйамериканский специалист и ученый в области статистических методов, анализаразличных способов улучшения качества, считает, что системные нововведенияболее эффективны как по масштабу воздействия на качество, так и по величинеэкономических результатов по улучшения качества.
Анализ всего нового ивыработка на этой основе соответствующих рекомендаций в интересах улучшениякачества особая функция органов, служб управления качеством. В число служебныхобязанностей новых современных руководителей теперь должны включаться такиекак:
·    Организация и руководстворазработкой, внедрением и совершенствованием систем качества.
·    Организация сертификации  системкачества.
·    Контроль за состоянием иэффективностью системы.
·    Контроль за реализацией планаразработки и внедрения нововведений в систему качества.
Было бы ошибкой руководителяпредприятия пренебречь вышесказанным и полагать, что системы качества даже приих высокой степени развития не нуждаются в совершенствовании.
Все большее освоение новойдля нашей страны экономической среды воспроизводства, т.е. рыночных отношений,диктует необходимость постоянного улучшения качества с использованием для этоговсех возможностей, всех достижений прогресса в области техники и организациипроизводства.
Наиболееполное и всестороннее оценивание качества обеспечивается, когда учтены всесвойства анализируемого объекта, проявляющиеся на всех этапах его жизненногоцикла: при изготовлении, транспортировке, хранении, применении, ремонте,техобслуживании. Список использованной литературы
 
1.     Всеобщее управление качеством. / Под ред. Глудкина О.П.М.: «Радио и связь», 1997
2.     Закон РФ от 10 июня1993 г. N 5154-I «О стандартизации» (с изменениями от 27 декабря 1995г.)
3.     Медведев А.М. Международная стандартизация. М.: Издательствостандартов, 1988
4.     Менеджмент систем качества. / Круглов М.Г. и др. М.:Издательство стандартов, 1997


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :