Реферат по предмету "Экономика"


Теория человеческого капитала

Содержание.
 
Введение………………………………………………………………….………..3
Глава 1. Теория человеческогокапитала: основные постулаты…..………..….5
          1.1. Понятие человеческогокапитала…………………………………..…5
          1.2. Генезис теории……………………………...……………………..….12
Глава 2. Анализ современных взглядовна теорию человеческого капитала..14
Заключение……………………………………………………………………....22
 Список использованнойлитературы………………………………………….24

                                              Введение .
 
Отражением стремительныхизменений в производительных силах общества после 2-й Мировой войны сталатеория человеческого капитала, становление которой приходится на середину XX века. Теория приобела необыкновеннуюпопулярность на Западе, а ее разработчики Шульц и Беккер были удостоеныНобелевской премии по экономике. С предложенных учеными позиций нашлись ответына многие «трудные» вопросы о роли человека в производстве.
Хотя эта теория былапринята далеко не единодушно, она по сей день остается ведущей в своей области,на ней основывается большинство современных исследований. При этом многиеметодологические элементы концепции до сих пор дискуссионны.    [1]
Целью данной работыявляется рассмотрение теории человеческого капитала.
Поставленные задачи:
1.        описание основныхпостулатов теории человеческого капитала. Для этого необходимо разобрать:
1.1. понятиечеловеческого капитала
1.2. генезис самой теории
2.        анализсовременных взглядов на концепцию человеческого капитала
Информационная база:учебные пособия, средства периодической печати,  словари, материалыИнтернет-сайтов.
Тема теории человеческогокапитала очень актуальна в наше время, несмотря на то, что технический прогрессвсе больше внедряется в нашу жизнь. Теории «человеческого капитала» стало придаватьсябольшое значение, так как она позволяла с общих позиций изучать многие явлениярыночных отношений, выявлять эффективность вложенных в человеческий факторфинансовых средств. В производстве труд людей постепенно заменяется трудоммашин. Но человек всегда есть и будет выше всей техники, так как он является еенепосредственным творцом. Техника, создающая богатства, приходит в жизнь черезтехнологические знания и организационные усовершенствования. И только опытнаяквалифицированная рабочая сила способна управлять высоко технологическимпроцессом. Кроме этого, необходимо знание деловой конъюнктуры, рыночныхвозможностей, способов их практического применения, но и в этом случае намнеобходимы знания человека, его «капитал», используемый в процессе производствадля создания богатства общества. Применение понятия «человеческого капитала»позволяет понять роль социальных институтов, выяснить не только социальныепараметры, но и провести экономический анализ влияния социального фактора нарыночную экономику.

Глава 1. теориячеловеческого капитала: основные   постулаты.
 
1.1. Понятиечеловеческого капитала.
 
Для того, чтобырассматривать теорию человеческого капитала, необходимо для начала выяснитьсуть некоторых понятий.
Человеческий капитал — вэкономической науке — способность людей к участию в процессе производства.
Человеческий капиталподразделяется на:
1.        Общийчеловеческий капитал — знания, умения, навыки, которые могут быть реализованына различных рабочих местах, в различных организациях.
2.        Специфическийчеловеческий капитал — знания, умения, навыки, которые могут быть использованытолько на определенном рабочем месте, только в конкретной фирме.
3.        Человеческийинтеллектуальный капитал — капитал, воплощенный в людях в форме их образования,квалификации, профессиональных знаний, опыта.
Итак, под человеческимкапиталом в экономике понимается имеющий у человека запас знаний, здоровья,навыков, опыта, которые используются индивидом для получения дохода. Нужноотметить, что это не просто совокупность знаний, способностей, которымиобладает человек. Значит, под понятием «человеческий капитал» нужно видеть:
1. приобретенный запасзнаний, умений, навыков;
2. что этот запасцелесообразно использовать в той или иной сфере общественной деятельности, иэто способствует росту производительности труда и производства;
3. что использованиеданного запаса приводит к росту заработков (доходов) данного работника вбудущем путём отказа от части текущего потребления;
4. что увеличение доходовспособствует заинтересованности работника, и это приводит к дальнейшемуинвестированию в человеческий капитал;
5. что человеческиеспособности, дарования, знания и т.д. являются неотъемлемой частью каждогочеловека;
6. и что мотивацияявляется необходимым элементом для того, чтобы процесс воспроизводства(формирование, накопление, использование) человеческого капитала носилполностью завершенный характер.
Человеческий капитал,являясь частью совокупного капитала представляет собой накопленные затраты наобщее образование, специальную подготовку, здравоохранение, перемещение рабочейсилы[2].Виды «человеческого капитала» экономисты классифицируют по видам затрат,инвестиций в «человеческий капитал». И.В. Ильинский выделяет вследствие этогоследующие составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капиталкультуры. Таким образом, по его мнению, формула человеческого капиталапринимает следующий вид:
                        ЧК = Кз + Кк + Ко,
Где ЧК – человеческийкапитал;
Ко – капитал образования;
Кз – капитал здоровья;
Кк – капитал культуры.
Капитал здоровьяпредставляет собой инвестиции в человека, осуществляемые с целью формирования,поддержания и совершенствования его здоровья и работоспособности. Капиталздоровья является несущей конструкцией, основой для человеческого капиталавообще[3].Инвестиции в здоровье, его охрана, способствующие сокращению заболеваний исмертности, продлевают трудоспособную жизнь человека, следовательно, и времяфункционирования человеческого капитала. Состояние здоровья человека — это егоестественный капитал, часть которого является наследственной. Другая частьявляется приобретённой в результате затрат самого человека и общества. Втечение жизни человека происходит износ человеческого капитала. Инвестиции,связанные с охраной здоровья, способны замедлить данный процесс. Не всякиеинвестиции в человека могут быть признаны вложениями в человеческий капитал, алишь те, которые общественно целесообразны и экономически необходимы. Капиталздоровья является национальным достоянием.
Например, И.В. Ильинскийв понятии капитала здоровья выделяет базовый и приобретенный капитал. Первый,по его мнению, определяется совокупностью физиологических свойств человека,получаемых наследственным путём. Эти свойства во много определены заранее, хотяпри современной генной инженерии возможны довольно успешные корректировки.
Приобретенный капиталобразуется в процессе формирования и потребления физических свойств человека,осуществляемом в производственной деятельности. В условиях инновационногопроизводства от человека требуется высокая скорость обработки информации,выносливость, быстрота реакции, скорость принятия решений.[4] .
Различают два видачеловеческого капитала: потребительский, создаваемый потоком услуг,потребляемых непосредственно (творческая и образовательная деятельность);производительный, потребление, которого содействует общественной полезности(создание средств производства, технологий, производственных услуг ипродуктов).
Человеческий капиталклассифицируется по формам, в которых он воплощен:
 - живой капитал включаетв себя знания, здоровье воплощённое в человеке;
 - неживой капиталсоздаётся, когда знания воплощаются в физических, материальных формах;
 - институциональныйкапитал представляет собой институты, содействующие эффективному использованиювсех видов человеческого капитала.
Для характеристикикачества человеческого капитала (уровня, качества, количества) используетсясистема показателей. Это показатели – интегральные, частные, социальные(натуральные) и экономические (стоимостные).
Стоимость человеческогокапитала экономисты определяют как на макро — так и на микроуровнях.
Микроуровень – этостоимость затрат фирмы по восстановлению человеческого капитала фирмы. Аименно:
 - повышение квалификацииуже принятых работников;
 - медицинское обследование;
 - оплата больничныхлистов нетрудоспособности;
 - затраты по охранетруда;
 - добровольноемедицинское страхование, оплаченное фирмой;
 - оплата медицинских идругих социальных услуг за работника   фирмы;
 - благотворительнаяпомощь социальным институтам и т.п. Мотивация фирм заключается в том, чтодоход, получаемый при этом, будет выше, чем произведённые затраты.
На макроуровнерассматриваются  социальные трансферты, оказываемые населению, как внатуральной, так и в денежной форме, а так же льготное налогообложение, котороеявляется целевыми затратами государства. К таким затратам относятся и затратыдомашних хозяйств на сохранение и восстановление человеческого капитала.
Экономисты дают и другоеопределение человеческому капиталу (Гальперин): величина человеческогокапитала, есть приведенная к данному моменту, посредством дисконтирования,сумма всех ожидаемых доходов от труда. То есть, Гальперин применяетэкономическую оценку человеческого капитала, его способностей.
Накопление человеческогокапитала состоит из определённых затрат человека (семьи, фирмы, государства)направленные:
 - на поддержаниездоровья;
 - на получение общегоили специального образования;
 -  на поиск работы;
 - на профессиональнуюподготовку и переподготовку на производстве;
 - на миграцию позависимым и независимым от человека причинам;
 - на рождение ивоспитание детей;
 - на поиск приемлемойинформации о ценах и заработках и т.п.
Общепринято, что длярасчета экономической эффективности вложений средств в человеческий капиталнеобходимо учитывать жизненно важные показатели, характеризующиесоциально-экономическую обстановку в стране (регионе). Таким показателемвыступает ВВП для страны в целом или ВРП – для региона.
Экономисты приопределении понятия «человеческий капитал» учитывают следующие особенности.
1. Человеческий капиталявляется главной ценностью современного общества, а также основополагающимфактором экономического роста.
2. Формированиечеловеческого капитала требует значительных затрат как от самого индивидуума таки от общества в целом.
3. Человеческий капиталможет быть накоплен, а именно индивидуум может приобретать определённые навыки,способности, может увеличить своё здоровье.
4. Человеческий капитална протяжении своей жизни не только приобретает знания, но и изнашивается, какфизически, так и морально. Устаревают знания индивидуума, т.е. экономическиизменяется стоимость человеческого капитала в процессе бытия, человеческийкапитал амортизируется.
5. Инвестиции вчеловеческий капитал дают своему обладателю, как правило, в будущем болеевысокий доход. Для общества вложения дают более длительный (по времени) иинтегральный (по характеру) экономический и социальный эффект.
6. Инвестиции вчеловеческий капитал носят довольно длительный характер. И если инвестиции вчеловеческий капитал образования имеют период 12 – 20 лет, то в капиталздоровья человек производит вложения в течение всего периода времени.
7. Человеческий капиталотличается от физического капитала по степени ликвидности. Человеческий капиталне отделим от его носителя – живой человеческой личности.
8. Прямые доходы,получаемые человеком, контролируются им самим независимо от источникаинвестиций.
9. От решения человека,от его волеизъявления зависит функционирование человеческого капитала. Степень отдачиот применения человеческого капитала зависит от индивидуальных интересовчеловека, от его предпочтений, его материальной и моральной заинтересованности,мировоззрений, от общего уровня его культуры.
Человеческий капиталоценивается количественно: общее количество людей, количество активногонаселения, количество студентов и т.д. Качественные характеристики: мастерство,образование и также то, что влияет на работоспособность человека и способствуетувеличению производительности труда.
Вывод: Человеческийкапитал – капитал, представленный в индивидууме потенциальной способностьюприносить доход, основанной на врожденных интеллектуальных   способностях италанте, а также знаний и практических навыков, полученных в процессе обучения,образования и практической деятельности человека.
  1.2.  Генезистеории человеческого капитала.
В последние годы сталообщим мнением, что эффективность развития экономики современных государств вогромной степени зависит от того, сколько средств оно вкладывает в своих людей.
Следует выяснить, какразвивалась теория, какие исследователи внесли вклад в решение этой проблемы,прежде чем приступать непосредственно к ее концепции.
Еще в XVII в.родоначальник английской классической политэкономии В. Петти впервые предпринялпопытку оценить денежную стоимость производительных свойств человеческойличности. По его методу «ценность основной массы людей, как и земли, равнадвадцатикратному годовому доходу, который они приносят». Ценность всегонаселения Англии того времени он оценил примерно в 520 млн. ф. стерлингов, астоимость каждого жителя — в среднем 80 ф. стерлингов. Он отмечал, чтобогатство общества зависит от характера занятий людей и их способности к труду.Так, взрослого Петти оценивал вдвое дороже, чем ребенка, а «моряк в действительностиравен трем крестьянам».
Также позднее идеячеловеческого капитала нашла отражение в «Богатстве народов» А.Смита,«Принципах» А.Маршалла, работах многих других ученых. Однако каксамостоятельный раздел экономического анализа теория человеческого капиталаоформилась только на рубеже 50--60-х годов 20 века. Заслуга ее выдвиженияпринадлежит известному американскому экономисту, лауреату Нобелевской премииТ.Шульцу, а базовая теоретическая модель была разработана в книге Г.Беккера(также лауреата Нобелевской премии) «Человеческий капитал» (первоеиздание 1964 г.). Эта книга стала основой для всех последующих исследований вданной области и была признана классикой современной экономической науки. Вдальнейшем важное значение имели работы Й.Бен-Порэта (Ben-Porath, Yoram),М.Блауга, Э.Лэзера (Lazear, Edward), Р.Лэйарда (Layard, Richard), Дж.Минцера,Дж.Псахаропулоса, Ш.Розена (Rosen, Sherwin), Ф.Уэлча (Welch, Finnis.),Б.Чизуика и др.
Развитие теориичеловеческого капитала шло в русле неоклассического направления. В последниедесятилетия исходный для неоклассиков принцип оптимизирующего поведенияиндивидуумов начал распространяться на различные сферы внерыночной деятельностичеловека. Понятия и методы экономического анализа стали применяться для изучениятаких социальных явлений и институтов как образование, здравоохранение,миграция, брак и семья, преступность, расовая дискриминация и т. д. Теориючеловеческого капитала можно рассматривать как одно из проявлений этой общейтенденции, получившей название «экономического империализма».[5]
Вывод: развитие этойтеории берет свое начало в XVIIвеке  в работах У.Петти, который попытался оценить стоимость человеческогокапитала, и далее идет в русле неоклассического направления.

Глава2. Анализ современных взглядов на теорию человеческого капитала.
Можно сказать, чтопоследние полтора — два десятилетия управленческой науки прошли под двумязнаменами: “инновации” и “человеческие ресурсы”. Это время можноохарактеризовать усложнением внешней организационной среды, резким возрастаниемтемпов ее изменения и ужесточением конкуренции на мировых рынках. Все этопотребовало поиска скрытых резервов и новых путей повышения эффективности. Извсех организационных ресурсов именно «человеческий ресурс» или «человеческийпотенциал» стал ресурсом, скрывающим наибольшие резервы для повышенияэффективности функционирования современной организации. “Человеческий фактор”стал рассматриваться как объект инвестиций не менее, а, быть может, и болееважный, чем заводы, оборудование, технологии и т.п. В нашем столетии былиприсуждены две Нобелевские премии в области экономики за разработку теориичеловеческого капитала — Теодору Шульцу в 1979 г. и Гэри Беккеру в 1992 г.
Хотя основной вклад впопуляризацию идеи человеческого капитала был внесен Т. Шульцем, классикойсовременной экономической мысли стал одноименный трактат Г. Беккера. В своеманализе он исходил из представлений о человеческом поведении как рациональном ицелесообразном, применяя такие понятия, как редкость, цена, альтернативныеиздержки и т. п., к самым разнообразным аспектам человеческой жизни, включая ите, которые традиционно находились в ведении других социальных дисциплин.Сформулированная в нем модель стала основной для всех последующих исследованийв этой области.
Как уже говорилось выше,человеческий капитал — это имеющийся у каждого запас знаний, навыков,мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накоплениепрофессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поискинформации. Первоначальные интересы исследователя заключались в оценкеэкономической отдачи от образования.
Беккер первым осуществилстатистически корректный подсчет экономической эффективности образования. Дляопределения дохода, например, от высшего образования из пожизненных заработковтех, кто окончил колледж, вычитались пожизненные заработки тех, кто не пошелдальше средней школы. Издержки обучения, наряду с прямыми затратами (плата заобучение, общежитие и т.д.), в качестве главного элемента содержат “упущенныезаработки”, т. е. доход, недополученный учащимися за годы учебы. По существу,потерянные заработки измеряют ценность времени учащихся, затраченного наобучение, и являются альтернативными издержками его использования. Определивотдачу от вложений в учебу как отношение доходов к издержкам, Беккер получилцифру в 12-14% годовой прибыли.
Теория человеческогокапитала  изучает процесс качественного совершенствования людских ресурсов,образуя один из центральных разделов современного анализа предложения труда. Сее выдвижением связан настоящий переворот в экономике труда. Наибольшеезначение имели:
1) выделение«капитальных», инвестиционных аспектов в поведении агентов на рынке труда;
2) переход от текущихпоказателей к показателям, охватывающим весь жизненный цикл работников (таким,как пожизненные заработки);
3) признаниечеловеческого времени в качестве ключевого экономического ресурса. [6]
Классикой  современнойэкономической мысли стал одноименный трактат Г. Беккера. В своем анализе онисходил из представлений о человеческом поведении как рациональном ицелесообразном, применяя такие понятия, как редкость, цена, альтернативныеиздержки и т. п., к самым разнообразным аспектам человеческой жизни, включая ите, которые традиционно находились в ведении других социальных дисциплин.Сформулированная в нем модель стала основной для всех последующих исследованийв этой области.
Важный вывод состоял втом, что общепринятые оценки экономического неравенства, основанные наизмерении текущих, а не пожизненных доходов, являются преувеличенными.Молодежь, инвестирующая в свое образование, сознательно отдает предпочтениенизким текущим доходам с тем, чтобы получить впоследствии доступ квысокооплачиваемым рабочим местам. Более низкие заработки женщин во многомобъясняются тем, что они относительно меньше инвестируют в навыки, имеющиерыночную ценность, и относительно больше — в навыки, имеющие ценность вдомашнем производстве. Это заметно сужает поле для вмешательства государства.Аналогию между человеческим и «обычным» капиталом нельзя считатьполной. Во-первых, в современном обществе человек — в отличие от станка илипакета акций — не может быть предметом купли-продажи (такое возможно лишь врабовладельческой экономике). Как следствие, на рынке устанавливаются толькоцены за «аренду» человеческого капитала (в виде ставок заработнойплаты), тогда как цены на его активы отсутствуют. Это серьезно усложняетанализ. Во-вторых, человеческий капитал способен повышать эффективностьдеятельности как в рыночном, так и внерыночном секторе и доход от него можетпринимать как денежную, так и неденежную форму. В результате потребительскиеаспекты вложений в человека оказываются не менее важны, чем производственные.Тем не менее в главном человеческий капитал подобен физическому: онпредставляет собой благо длительного пользования; требует расходов по ремонту исодержанию; может устаревать еще до того, как произойдет его физический износ.[7]
Центральное место втеории человеческого капитала принадлежит понятию внутренних норм отдачи. Онистроятся по аналогии с нормами прибыли на капитал и позволяют оцениватьэффективность человеческих инвестиций, прежде всего — в образование ипроизводственную подготовку. Теоретики человеческого капитала исходят изпредставления, что при вложении средств в подготовку и образование учащиеся иих родители ведут себя рационально, взвешивая соответствующие выгоды ииздержки. Подобно «обычным» предпринимателям, они сопоставляютожидаемую предельную норму отдачи от таких вложений с доходностью альтернативныхинвестиций (процентами по банковским депозитам, дивидендами по ценным бумагам ит. д.). В зависимости от того, что экономически целесоообразнее, принимаетсярешение либо о продолжении учебы, либо о ее прекращении. Нормы отдачивыступают, следовательно, как регулятор распределения инвестиций междуразличными типами и уровнями образования, а также между системой просвещения вцелом и остальной экономикой. Высокие нормы отдачи свидетельствуют онедоинвестировании, низкие — о переинвестировании. Различают частные исоциальные нормы отдачи. Первые измеряют эффективность вложений с точки зренияотдельных инвесторов, вторые — с точки зрения всего общества.
Существует два основныхподхода к расчету норм отдачи. Первый основан на прямом измерении выгод и издержек.Например, доход от высшего образования можно представить как разность впожизненных заработках тех, кто окончили колледж, и тех, кто не пошли дальшесредней школы. В состав издержек помимо прямых расходов включаются потерянныезаработки, то есть доход, недополученный учащимися за годы учебы. (По существу,они измеряют ценность времени учащихся, затраченного на формированиечеловеческого капитала.) На потерянные заработки приходится до двух третейсуммарных издержек обучения. Внутренняя норма отдачи будет представлять собойтакую ставку дисконта, при которой приведенные величины выгод и издержекобразования окажутся равны.
Второй подход исходит изоценки параметров так называемой «производственной функции заработков», котораяописывает зависимость заработков человека (точнее — их логарифма) от уровня егообразования, трудового стажа, продолжительности отработанного времени и другихфакторов. Разработка этого класса функций связана с именем Дж.Минцера,доказавшего, что в рамках подобной модели коэффициент перед образовательнойпеременной будет эквивалентен показателю внутренней нормы отдачи. Этосущественно упростило оценку эффективности вложений в образование.
Расчеты показывают, чторентабельность человеческого капитала, как правило, выше, чем физического. Этосвидетельствует в пользу предположения о рациональности поведения учащихся и ихродителей. В США оценки норм отдачи начального образования достигали 50-100%,среднего — 15-20%, высшего — 10-15%. В 70-е годы эффективность высшегообразования упала до 7-8%, что дало основания говорить о перепроизводстведипломированной рабочей силы, однако в 80-е годы она вернулась на прежний,более высокий уровень. Неодинаковы нормы отдачи для различных категорийработников: у мужчин они выше, чем у женщин, у белого населения выше, чем уцветного. Международные сопоставления демонстрируют, что с ростом душевогодохода эффективность вложений в человека убывает, но в самых богатых странахвновь перемещается вверх. Таким образом, взаимосвязь между уровнем экономическогоразвития и нормами отдачи образования имеет U-образную форму.
Оценки внутренних нормотдачи критиковались на том основании, что высокие заработки образованныхработников могут свидетельствовать не о полезности приобретенных ими знаний инавыков, а быть следствием их природной одаренности или происхождения из болееобеспеченных семей. Однако эмпирический анализ показывает, что как факторспособностей, так и фактор социального происхождения не играют большойсамостоятельной роли. Если они и оказывают воздействие на заработки, то восновном косвенным путем, влияя на объем и качество получаемого образования.
Производственнаяподготовка в понимании теоретиков человеческого капитала охватывает какформальное обучение внутри фирм, так и накопление опыта непосредственно по ходутрудовой деятельности. Огромное теоретическое значение имело введенноеГ.Беккером различение между специальными и общими инвестициями в человека(позднее разграничение между общими и специфическими ресурсами легло в основутрансакционной теории фирмы). Специальная подготовка наделяет работниковзнаниями и навыками, представляющими интерес лишь для той фирмы, где они былиполучены. В ходе общей подготовки работник приобретает знания и навыки, которыемогут найти применение и на множестве других фирм. Общая подготовка косвеннымобразом оплачивается самими работниками, когда стремясь к повышениюквалификации, они соглашаются на более низкую в период обучения заработнуюплату; им же достается и доход от общих инвестиций. Напротив, специальная подготовкафинансируется по большей части самими фирмами, которым поступает и основнойдоход от нее. Понятие специального человеческого капитала помогло объяснить,почему среди работников с продолжительным стажем работы на одном и том же местетекучесть ниже и почему заполнение вакансий в фирмах происходит в основном засчет внутренних продвижений по службе, а не за счет наймов с внешнего рынка.
Глубокий анализ проблемпроизводственной подготовки был дан в работах Дж.Минцера. Согласно его оценкам,объем инвестиций в подготовку на производстве сопоставим с объемом инвестиций вформальное образование. Нормы ее отдачи также не уступают нормам отдачиформального образования.
В 70-е годы теориячеловеческого капитала подверглась атакам со стороны так называемой теориифильтра (среди ее авторов известные экономисты и социологи — А.Берг, М.Спенс,Дж.Стиглиц, П.Уилс, К.Эрроу). Согласно этой теории, образование представляетсобой механизм, сортирующий людей по уровню их способностей. Информация об этомдостается фирмам даром, помогая отбирать наиболее перспективных кандидатов нарабочие места. Более высокая производительность оказывается связана не сполученным работниками образованием, а с их личными способностями, которыесуществуют до и помимо него и которые оно просто делает явными. Теория фильтране ставит под сомнение выгодность обладания дипломом для отдельного человека.Но для общества в целом содержание такого дорогостоящего сигнального устройствакак система образования заведомо неэффективно, поскольку известны намного болеепростые и дешевые методы проверки деловых качеств.
Аргументы теории фильтра,как показали ее критики, недостаточно убедительны. Даже в качестве средстваотбора образование может содействовать повышению эффективности, помогая будущимработникам, не имеющим достаточной информации о собственных возможностях,узнавать себя лучше и находить в экономической системе наиболее подходящиениши. Вопреки утверждениям теории фильтра фирмы не полагаются при отбореперсонала на образовательные удостоверения, а затрачивают немалые средства наего тестирование. Неспособна она объяснить и высокие нормы отдачи образования уфермеров, которые не являются наемными работниками и которым незачемсигнализировать о своих способностях с помощью дипломов.
Вместе с тем теорияфильтра заставила с большей осторожностью относиться к выводам и рекомендациям,выработанным теорией человеческого капитала. Большинство исследователейсогласны с тем, что их нужно рассматривать не столько как противоположные,сколько как взаимодополняющие подходы.
Еще одна область, гдевклад теории человеческого капитала оказался особенно весом, — это анализпроблем экономического неравенства. Используя разработанный им аппарат кривыхспроса и предложения инвестиций в человеческий капитал, Г.Беккер сформулировалуниверсальную модель распределения личных доходов. Неодинаковое расположениекривых спроса на инвестиции в человеческий капитал отражает неравенство вприродных способностях учащихся, тогда как неодинаковое расположение кривыхпредложения — неравенство в доступе их семей к финансовым ресурсам.
Структура распределениячеловеческого капитала, а, значит, и заработков, будет тем неравномернее, чемсильнее разброс в индивидуальных кривых. Особенно глубокое неравенствовозникает в случае корреляции кривых спроса и предложения, когда выходцы избогатых семей оказываются также наделены и более высокими способностями.
Предложенная Г.Беккероммодель объясняет неравенство доходов не только от труда (фактически — отчеловеческого капитала), но и от собственности (от полученных в дар или понаследству иных активов). Отдача от вложений в человека в среднем выше, чем отвложений в физический капитал. Однако в случае человеческого капитала онаубывает с ростом объема инвестиций, тогда как в случае иных активов (недвижимость,ценные бумаги и т. п.) уменьшается мало или вообще не меняется. Поэтомустратегия рациональных семей такова: инвестировать сначала в человеческийкапитал детей, поскольку отдача от него сравнительно больше, а затем, когда помере убывания она сравнивается с нормой доходности прочих активов,переключаться на инвестирование в них, чтобы впоследствии передать эти активыдетям. Отсюда Беккер сделал вывод, что семьи, оставляющие наследства,производят инвестиции в человеческий капитал детей в оптимальном размере, тогдакак семьи, не оставляющие наследства, чаще всего недоинвестируют в ихобразование. [8]
Вывод: Теориячеловеческого капитала – теория, предполагающая, что умение работника илигруппы работников добиться лучшего результата приводит к повышению ихзаработной платы.

                         Заключение.
 
Наконец, хотелось бысделать общий вывод всему выше сказанному.
Человеческий капитал –капитал, представленный в индивидууме потенциальной способностью приноситьдоход, основанной на врожденных интеллектуальных   способностях и таланте, атакже знаний и практических навыков, полученных в процессе обучения,образования и практической деятельности человека. Теория человеческого капиталаберет свое начало еще в XVIIвеке, в работах Уильяма Пети и Адама Смита. Заслуга ее выдвижения принадлежитизвестному американскому экономисту, лауреату Нобелевской премии Т.Шульцу, абазовая теоретическая модель была разработана в книге Г.Беккера.
В настоящее время онапредполагает, что умение работника или группы работников добиться лучшегорезультата приводит к повышению их заработной платы.
Теории «человеческогокапитала» стало придаваться большое значение, так как она позволяла с общихпозиций изучать многие явления рыночных отношений, выявлять эффективностьвложенных в человеческий фактор финансовых средств.
Под влиянием этой теории,в которой образованию отводится роль «великого уравнителя», произошлаопределенная переориентация социальной политики. В частности, программыподготовки стали рассматриваться как эффективное орудие борьбы с бедностью,возможно, более предпочтительное, чем прямое перераспределение доходов.[9]
Благодаря теориичеловеческого капитала вложения в человека стали рассматриваться как источникэкономического роста, не менее важный, чем «обычные»капиталовложения. Т.Шульц, Э.Денисон, Дж.Кендрик и др. произвели количественнуюоценку вклада образования в экономический рост. Было установлено, что напротяжении 20 века накопление человеческого капитала опережало темпы накопленияфизического капитала.
Идеи, заложенные в теориичеловеческого капитала, оказали серьезное воздействие на экономическую политикугосударства. Благодаря ей изменилось отношение общества к вложениям в человека.В них научились видеть инвестиции, обеспечивающие производственный, причемдолговременный по своему характеру, эффект. Это обеспечило теоретическоеобоснование для ускоренного развития системы образования и подготовки кадров вомногих странах мира. [10]

Списокиспользованной литературы:
 
1.        Добрынин А.И.,Дятлов С.А., Цыренова. Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике:формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука. 1999.
2.        Ильинский И.В.Инвестиции в будущее: образование в инновационном  воспроизводстве. СПб.: Изд.СПбУЭФ. 1996. С. 30, 163.
3. А.Ф. Лысков. Человеческий капитал:понятие и взаимосвязь с другими категориями./ Менеджмент в России и за рубежом/№6, 2004.
4. Маренков Н.Л., Алимарина Е.А.Управление трудовыми ресурсами. Серия «Высшее образование». – М. – Московскийэкономический институт. Ростов -  на Дону: Издательство Феникс, — 2004. – 448с.
5.              Моисеев Н.Н.«Устойчивое развитие» или «стратегия переходного периода» // Экономика.Предпринимательство. Окружающая среда. №1-2. 1995 г. с. 30.
6.              Шаркова А. человеческийкапитал как фактор экономического роста.
1.        http://prometa.ru/policy/social/materials/6


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.