ИНСТИТУТ ТОВАРОВЕДЕНИЯ И ТОРГОВЛИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ТЕМА: Идентификацияпарфюмерно-косметической продукции
Москва 2004Содержание
Введение
3
1. Идентификация парфюмерно-косметической продукции
4
1.1. Идентификация фирмы-изготовителя
6
1.2. Идентификация по дате выпуска
7
1.3. Идентификация на соответствие НД
8
1.4. Идентификация на соответствие наименованию и основным функциональным свойствам
8
1.5. Виды идентификации
9
2. Фальсификация парфюмерно-косметической продукции
11
2.1. Исторический аспект фальсификации
13
2.2. Современное состояние вопроса о фальсификации
13
2.3. Борьба с фальсификацией
17
3. Сертификация парфюмерно-косметической продукции
20
3.1. Схемы, применяемые при сертификации парфюмерно-косметической продукции
20
3.2. Порядок проведения сертификации парфюмерно-косметической продукции
23
3.3. Инспекционный контроль за сертифицированной парфюмерно-косметической продукцией
26
Заключение
28
Список используемой литературы
31
Введение
В последние десятилетия потреблениепарфюмерно-косметических товаров во всем мире, а также в нашей стране оченьвозрасло. На сегодняшний день на российском рынке появилось огромное количествоновых товаров как отечественного, так и зарубежного производства. Вырос спросна качественные парфюмерно-косметические товары, а значит и требования,предъявляемые к ним. Всем известно, что косметические товары придают красивыйвнешний вид и здоровое состояние коже, поэтому имеют большое гигиеническое,эстетическое и психологическое значение.
Становление рыночных отношений, их дальнейшееразвитие и совершенствование требуют четкого подхода к характеристикам товаракак основного объекта коммерческой деятельности. Именно товар является звеном,связывающим воедино интересы изготовителей, продавцов и потребителей. Стоитубрать товар из процесса купли-продажи и вся сложная надстройка – финансы, учети маркетинг, менеджмент, другая рыночная инфраструктура рынка рухнет. Поэтомупроблема многостороннего изучения товара была и будет актуальной независимо отобщественных формаций и производственных отношений.
Взаимодействие субъектов товарно-денежных отношенийначинается с оценки видовых, количественных, качественных и стоимостныххарактеристик товаров. Важнейшим элементом этой оценки является идентификациятоваров. Цель идентификации – выявление и подтверждение подлинности конкретноговида и наименования товара, а также соответствие определенным требованиям илиинформации о них, указанной на маркировке или в товарно-сопроводительныхдокументах.
Конечный результат идентификации носитальтернативный характер: выявляется либо соответствие, либо несоответствиетовара определенным требованиям. Эти два понятия связаны между собой и в общейпроблеме качества товаров, актуальность которой возрасла за последнее время поряду причин:
- переход крыночной экономике;
- смена жесткойрегламентации системы товарно-денежных отношений полнейшей экономическойсвободой, временное ослабление органов внутренней власти;
- несовершенствозаконов и нормативной документации и т.д.
1. Идентификация парфюмерно-косметической продукции
Под идентификацией понимается процедура установлениясоответствия конкретной продукции образцу и описанию, т.е. заявленной о неминформации и основным требованиям, предъявляемым к данному виду.
Поскольку соответствие товара заявленной информации– обязательное требование, процедура идентификации является очень важным этапомобщей оценки товара, и проводится по всем заявленным характеристикам, включаянаименование, и, как правило, в три этапа (табл. 1).
Таблица1
Последовательность проведенияидентификации товаров [С.А. Вилкова]
Этапы
Последовательность операций
1.Предварительная идентификация
1. Изучение и анализ документов, маркировки
2. Первоначальный общий осмотр упаковки; индивидуальной тары, содержимого или самого товара
3. Выделение соответствующих и несоответствующих характеристик
4. Использование в определении характеристик органолептических и экспресс-методов
5. Определение показателей для испытаний физико-химическими и другими методами
2.Заключительная идентификация
1. Анализ данных испытаний
2. Заключительный полный анализ
3.Составление заключения
Заключение о соответствии (несоответствии)
Работу по идентификации частично проводят припредварительном осмотре товара и документов на него с использованиеморганолептических и экспресс-методов (предварительная идентификация).Заключительную идентификацию осуществляют после определения экспертомпоказателей (критериев) идентификации и проведения лабораторных испытаний(измерение, взвешивание, определение состава и т.д.). По результатампредварительной идентификации и лабораторных испытаний проводят заключительнуюидентификацию. Возможно подтверждение отдельных характеристик товара на стадиикак предварительной идентификации, так и заключительной идентификации,например по наименованию (виду товара) и по соответствующему ему НД. В таблице2 приведены средства и методы, применяемые при идентификации.
Таблица2
Характеристика средств и методовидентификации [С.А. Вилкова]
Данные информации
Средства идентификации
Методы идентификации
Стадии идентификации
Наименование товара (вид)
Договор, товарно-сопроводительные документы, маркировка, ГОСТ, ТУ, товар
Органолептический, измерительный, экспертный
2
Наименование страны-изготовителя (поставщика), фирмы-изготовителя, ее юридического адреса
Договор, товарно-сопроводительные документы, сертификат соответствия, маркировка, упаковка, товар, сертификат происхождения
Аналитический, органолептический
1
Основное (функциональное) назначение, его характеристики
Маркировка, аннотация по применению, товар
Органолептический, измерительный, экспертный
2
Информация об обязательной сертификации
Маркировка, товарно-сопроводительные документы, сертификат соответствия (или копия), номенклатура продукции
Органолептический
1
Масса, объем
Маркировка, товар
Измерительный
2
Состав
Маркировка, документы изготовителя, ГОСТ, ОСТ, ТУ
Органолептический, физико-химический
1, 2
Дата изготовления, срок годности
Договор, ТСД, маркировка, упаковка, ГОСТ, ТУ, информация изготовителя
Органолептический, аналитический
1
Обозначение НД или определение НД для оценки основных свойств импортных
товаров
Указатель стандартов, ГОСТ, ТУ, данные по идентификации, маркировка, товар
Аналитический, органолептический, измерительный
1,2
Товарный знак
маркировка
Органолептический
1, 2
Код ОКП или ТН ВЭД
Указатели: ОКП, кодов ТН ВЭД, данные идентификации, ГОСТ, таможенные декларации, сертификат соответствия
Аналитический
1, 2
Рассмотрим последовательность и методику проведенияпредварительной идентификации. Она начинается с осмотра упаковки товара. Частоэтого достаточно, чтобы определить, что товар произведен не тем изготовителем,который указан в маркировке. Применение для упаковки тонкого картона,деформированного некачественного картона, нечеткое полиграфическое исполнение,плохое закрепление флакона или коробочки с содержимым – это все признакинизкого качества продукции или признак фальсификации. Следует отметить, чтодалеко не все фирмы упаковывают парфюмерную продукцию в целлофан. Многие фирмыего не используют, чтобы можно было при покупке увидеть флакон, его дизайн.
Далее проводят осмотр тары, в которую расфасованапарфюмерия или косметическое средство. Если это стеклянная тара, тоизготовитель информирует о себе штампом на пресс-форме, где формовалосьизделие. Требуется также чтобы не было следов дефектов формования, стекло былопрозрачным, а клапан пульверизатора должен плотно прилегать к горлышку, безнеровностей. В аэрозольных упаковках при закрытых клапанах не должно бытьуточек содержимого. Так же не допускается деформаций аэрозольных упаковок.
После этого изучают маркировку на футляре флакона,тубе и т.п., соответствие ее сведениям на картонной упаковке и данныхсопроводительных документов. Эти данные сопоставляют аналитическим методом ипроводят идентификацию товара по основным данным маркировки: изготовитель; датаизготовления; наименование товара и т.д.
1.1.Идентификация фирмы-изготовителя
Поскольку на сегодняшний день существует множествофирм, которые производят парфюмерно-косметические продукты, потребителямнеобходимо быть уверенными, что продукция, которую они покупают, не подделка.Поэтому этап идентификации фирмы-изготовителя очень важен.
В маркировке товара должны быть указаны страна,фирма-изготовитель и ее юридический адрес. При этом нельзя путать юридическийадрес фирмы, указанный на маркировке, со страной, в которой располагаетсяфилиал, где изготовлена продукция. По маркировке определяют фирму-изготовителя,которая несет ответственность за продукцию, хотя тара и сам товар могут бытьпроизведены по ее поручению другими предприятиями.
Также при идентификации изготовителя не следуеториентироваться на штриховой код, поскольку первые цифры его информируют толькоо том, в какой стране кодировался товар. Если же товары какой-либо фирмыкодируются в одной и той же организации, то последующие пять цифр одинаковы вштриховом коде разных товаров. Если не указана фирма-изготовитель (толькострана), отсутствуют коды изготовителя для идентификации товара, информация офирме на дне флакона, это скорее всего фальсификация.
Фальсифицированной продукцией считается продукция,название которой очень созвучно с широко известными названиями фирмы илипродукции (иногда заменяют одну-две буквы, например зубные пасты “blend-a-med” и“bel-a-med”). [С.А.Вилкова]
1.2.Идентификация по дате выпуска
Далее одним из важнейших пунктов является датавыпуска и срок, до которого товар можно использовать.
В отечественной косметической продукции в маркировкепринято указывать дату изготовления и срок годности. Как правило, срок годностиуказывают на таре или упаковке.
Зарубежные фирмы, особенно крупные, маркируют продукциюпо разработанной ими системе кодирования. Код наносят оттиском, краской илидругими способами. Существует стандартный европейский код:
- первая букваобозначает день недели и время выпуска товара;
- две цифрысоответствуют номеру модели (рецептуре) – от 1 до 53;
- третья цифрасоответствует последней цифре года;
- вторая буква –страна изготовления (F — Франция, D — Германия, U — Великобритания ит.д.);
- четвертая цифрасоответствует номеру производственной линии.
Чаще всего в маркировке даты изготовления импортнойпродукции указывают две последние цифры года и день года по счету, когдаизготовлена продукция.
Иногда в маркировке товара указана одна дата иотсутствует информация, является ли эта дата временем изготовления или сроком,до которого можно использовать продукцию. В этом случае необходимо ознакомитьсяс документацией на поставку продукции, определить время поставки и постаратьсянайти на маркировке или упаковке информацию о дате изготовления.
Правильная идентификация по изготовителю продукции идата, до которой можно использовать товар, важна для проведения дальнейшейидентификации, предъявления претензий в спорных ситуациях. Она позволяетвыполнить правила торговли, обеспечить безопасность товара и исключитьпредъявление штрафных санкций контролирующими органами.
1.3.Идентификация на соответствие НД
Проводят дляпоследующей проверки косметической продукции по наименованию и основнымфункциональным характеристикам.
В маркировке отечественной продукции указываетсяГОСТ или ТУ, в соответствие с которыми производится данная продукция.
1.4. Идентификация на соответствие наименованию иосновным функциональным свойствам
Начинается с органолептического изучения свойствтовара: цвета, запаха, свойственного изделию данного назначения. Очень частоорганолептических характеристик недостаточно для правильного определениянаименования продукции, поэтому применяют лабораторные методы анализа, которыепозволяют с большей достоверностью подтвердить или опровергнуть соответствиепродукции указанному на ней наименованию. Так например, для идентификациишампуней, гелей для душа и пены для ванн в качестве необходимых могут бытьвыбраны три показателя: рН, содержание ПАВ и пенообразующая способность. Однакоанализ требований НД показывает, что в данном случае проведение идентификациипо рН не представляется возможным, так как его назначение для продукции разныхнаименований находится в одних пределах. Поэтому для идентификации шампуней ипен для ванн применимы и достаточны два показателя: содержание ПАВ ипенообразующая способность, поэтому фактические данные по исследуемому товарупозволяют с достаточной уверенностью идентифицировать как шампунь (табл. 3).
Таблица 3
Обоснование выбораноменклатуры физико-химических показателей [С.А. Вилкова]
Вид товара
рН
Содержание ПАВ
Пенообразующая способность, мм
Пены для ванн
5,5 – 7,5
Не нормируется; как правило 12 – 30
Не ниже 160
Шампуни
5,0 – 8,5
5 – 24
Не ниже 145
Ополаскиватели
2,7 – 7,5
Не нормируется; как правило около 1
Не нормируется; низкая
Исследуемый товар (фактические значения)
5,8
6,1
145
Одновременно с идентификацией проводят контроль насоответствие маркировки требованиям НД (полотна маркировки). Поэтому заключениеэксперта может содержать не только подтверждение соответствия товара данной онем информации, но и оценку полноты маркировки товара.
1.5. Виды идентификации
В зависимости от назначения различают следующие видыидентификации: ассортиментная (видовая), качественная и товарно-партионная.
Ассортиментная идентификация – это установлениесоответствия наименования товара по ассортиментной принадлежности,обуславливающей предъявляемые к нему требования. Этот вид идентификацииприменяется для подтверждения соответствия товара его наименованию при всехвидах оценочной деятельности, но особое значение он имеет при сертификациитоваров. Видовая идентификация одновременно служит методом выявлениянесоответствия, что определяется как фальсификация.
Качественная идентификация – это установлениесоответствия требованиям качества, предусмотренным нормативной документацией.Этот вид идентификации позволяет выявить наличие допустимых и недопустимыхдефектов, а так же соответствие товарному сорту, указанному на маркировке и/илив сопроводительных документах. При такой идентификации устанавливается градациякачества: стандарт или нестандарт.
Товарно-партионная идентификация – одна из наиболеесложных видов деятельности, в ходе которой устанавливается принадлежностьпредставленной части товара конкретной товарной партии. Сложность заключается втом, что в большинстве случаев отсутствуют или не очень надежны критерии дляидентификации. [Идентификация и фальсификация пищевых продуктов]
2. Фальсификацияпарфюмерно-косметической продукции
В разные эпохи фальсификация возникала с большей илименьшей остротой, однако для всех этих периодов времени характерным являлся нетолько рост количества фальсификаций, но и падение нравственных устоевобщества. Это объясняется тем, что попытки и случаи обмана фальсификацией иограбление ближнего были общественно не наказуемы. Распространениюфальсификации промышленных товаров способствуют как ажиотажный спрос, так иснижение жизненного уровня населения, отсутствие или несовершенствозаконодательных актов и нормативных документов, низкая законопослушностьизготовителей и продавцов, малая информированность потребителей и слабая защитаинтересов на государственном и общественном уровнях, отсутствие илиразрушенность контролирующих структур.
Вседозволенность «развращает» фальсификатора ипобуждает его прибегать к самым грубым способам обмана покупателей. Дляпредотвращения фальсификации и обеспечения гарантии стабильного качествапродукции необходимо осуществление комплекса мероприятий, включающего:
- обоснование икорректировку номенклатуры контролируемых показателей, наиболее точно характеризующихкачество продукции;
- совершенствованиеметодов оценки качества продукции;
- разработкусертификатов на продукцию и создание системы сертификации;
- разработказаконодательных норм, координирующих отношения между производителем ипотребителем и определяющих ответственность за их нарушения.
При фальсификации обычно подвергается подделке однаили несколько характеристик товара, что позволяет выделить несколько видовфальсификации: ассортиментная (видовая), качественная, количественная,стоимостная, информационная. Для каждого вида фальсификации характерны своиспособы подделки товара. Взаимосвязь характеристик товара с видамифальсификации представлена в схеме 1 на с. 12.
Взаимосвязь видов фальсификациитовара с его характеристиками
ТОВАР
натуральный
фальсифицированный
ХАРАКТЕРИСТИКИ
ассортимент
качество
количество
стоимость
информация
ИДЕНТИФИКАЦИЯ
соответствия
установления
несоответствия
ФАЛЬСИФИКАЦИЯ
по характеристикам товара
по месту
стоимостная
ассортиментная
качественная
информационная
количественная
технологическая
предреализационная
Схема1
[Идентификация и фильсификация пищевых продуктов]
2.1. Исторический аспект фальсификации
Фальсификация товаров с правовой стороныпредставляет собой разновидность торгового обмана, мошенничества.
Исходя из очевидного вреда фальсифицированныхпродуктов для здоровья потребителей при создании законодательных актов офальсификации следует исходить из того, что как производитель, так и посредникдолжны не только остерегаться введения в заблуждение потребителя с помощьюодного из тех обманных способов, которые квалифицируются как мошенничество, нообязан сделать все необходимое для того, чтобы покупатель имел ясноепредставление об истинном достоинстве своей покупки.
Следует отметить, что понятие фальсификации товаровтрактовалось в различных европейских странах по-разному, в соответствии с этими различным было наказание за подделку товаров, поскольку законодательство этихстран ограничивало понятие фальсификации.
2.2. Современное состояние вопроса о фальсификации
В период формирования рынка, приватизации торговых ипромышленных структур резко возрастает вероятность и возможность производства иреализации фальсифицированных товаров. Это в известной степени объясняется тем,что подделки заполняют нишу того или иного дифицита, с одной стороны, испособствуют быстрому накоплению капитала производителя с посредниками с другойстороны. Безусловно, эти мошеннические действия ложатся тяжелым бременем наплечи общества, ухудшая криминогенную обстановку в целом и в отдельных еерегионах. Фальсификация товаров дефицитных на внутреннем рынке страны относитсяк разряду мошенничества, сопровождается различными злоупотреблениями.
Фальсификации наиболее часто подвергаютсяпарфюмерно-косметические товары, стоимость которых достаточно велика, ареализация подделки сулит мошенникам достаточно высокую прибыль.
Почему же несмотря на применяемые меры, наличиеисторического опыта борьбы с фальсификацией, развитие российской экономикисопровождается усиливающимся процессом фальсификации непродовольственныхтоваров?
Во-первых, в условиях нестабильности экономики,ломки старых административных, контролирующих, производственных, снабженческихи других структур и связей в первую очередь разрушению подвергались именноконтрольные службы (инспекции по каче