Все большеераспространение в современном транспорте получают газо-
турбинныедвигатели. Газотурбинная установка состоит из воздушного компрессора, камерсгорания и газовой турбины. Компрессор состоит из ротора, укрепленного на однойоси с турбиной, и неподвижного направляющего аппарата.
При работе турбины ротор компрессоравращается. Лопатки ротора имеют такую форму, что при их вращении давление передкомпрессором понижается, а за компрессором повышается. Воздух засасывается вкомпрессор, несколько ступеней лопаток компрессора повышают давление воздуха в5-7 раз .
Процесс сжатия протикае адиабатно, поэтомутемпература воздуха повышается до температуры 200`с и более.
Сжатый воздух поступает в камеру сгорания. Одновременно через форсунку в неевпрыскивается под большим давлени-ем жидкое топливо — керосин, мазут.
При горении топлива воздух, служа-
щий рабочим телом, получает некоторое количествотепла и нагревается до темпе-
ратуры1500 — 2200 `с. NНагреваниевоздуха происходит при постоянном дав-
лении,поэтому воздух расширяется и скорость его движения увеличиваетсяя.
Движущийся с огромной скоростью воздух ипродукты горения направляют-
сяв турбину. Переходя от ступени к ступени, они отдают свою кинетическую энергиюлопаткам турбины. Часть полученной турбиной энергии расхо-
дуетсяна вращение компрессора, а остальная часть используется для вра-
щениявинта самолета, винта морско-
гокорабля или колес автомобиля.
Вместо вращения винта самолета, теплоходаили ротора электрогенерато-
рагазовая турбина может быть использована как реактивный двигатель.
Воздухи продукты горения выбрасываются из газовой турбины с большой скоростью.Реактивная сила тяжести, возникшая при этом, может быть использована длядвижения само-
лета,теплохода или железнодорожного транспорта.
Турбореактивными двигателями оборудованыизвестные всему миру самолеты ИЛ — 62, ТУ — 154.