Реферат по предмету "Теория государства и права"


Экзаменационные вопросы к государственному экзамену по теории государства и права

Экзаменационные вопросы к государственному экзамену потеории государства и права
1. Предмет теории государства и права.
2. Метод теории государства и права. Связь метода ипредмета науки.
3. Становление, развитие и современное состояние теориигосударства и права.
4. Социальная власть в первобытном обществе.
5. Категории и понятия теории государства и права.
6. Теории происхождения государства.
7. Признаки и функции государства.
8. Типология государства (формационный ицивилизационный) подходы. Основные типы и виды государства.
9. Политическая система общества.
10. Государство в политической системе общества.
11. Формы государства: понятие и составляющие.
12. Форма правления.
13. Политический режим.
14. Механизм государства и государственная власть.
15. Теория разделения властей.
16. Государственная власть и ее признаки. Легитимность илегальность государственной власти.
17. Функционирование государства: государственнаяслужба.
18. Роль государства в обеспечении прав и свободчеловека и гражданина.
19. Формы государственного устройства.
20. Правовое государство: понятие, признаки, условияформирования.
21. Понятие гражданского общества: его становление иразвитие.
22. Теория полицейского государства.
23. Теория целостного государства.
24. Особенности применения принципа разделения властей вРоссии.
25. Соотношение теории государства и права с другимиюридическими науками.
26. Основные этапы, тенденции и перспективы развитияправа и государства в гражданском обществе.
27. Основные задачи и направления деятельностигосударства переходного типа.
28. Государство, право, демократия.
29. Проблемы льгот и поощрений в праве.
30. Формы взаимодействия внутригосударственного имеждународного права.
31. Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона.
32. Права человека и гражданина.
33. Признаки и функции права.
34. Современные подходы к пониманию сущности права.
35. Действие права. Правовое регулирование.
36. Механизм правового регулирования общественныхотношений.
37. Правообразование. Объективное и субъективное вправе.
38. Источники (формы) права и их виды.
39. Источники права в Российской Федерации.
40. Систематизация нормативно-правовых актов.
41. Публичное и частное право.
42. Функции и ценность права.
43. Система права: понятие, структура и значение.
44. Нормотворчество. Юридическая техника.
45. Действие нормативно-правовых актов во времени, впространстве и по кругу лиц.
46. Юридические факты и их виды.
47. Содержание правовых отношений.
48. Юридические факты и их классификация.
49. Понятие, признаки и виды правоотношений.
50. Норма права: понятие, признаки, структура и виды.
51. Типология правовых семей прошлого и настоящего.
52. Современные подходы к происхождению права.
53. Соотношение нормы права и статьи закона.
54. Реализация закона, ее формы и методы обеспечения.
55. Соотношение законности и правопорядка.
56. Соотношение системы права и системы законодательства.
57. Правоприменение закона и подзаконных актов.
58. Толкование закона и подзаконных актов.
59. Правосознание и правовая культура.
60. Правовая идеология и правовая психология какструктурные элементы правового сознания.
61. Роль законности и правопорядка в жизни общества.
62. Правонарушение: понятие, признаки, социальнаяприрода.
63. Юридическая ответственность: понятие, признаки,принципы и виды. Основания освобождения от юридической ответственности инаказания.
64. Состав правонарушения и его виды.
65. Соотношение государства и права.
66. Относительная самостоятельность государства и права.
67. Государство, право и личность.
68. Государство, право и экономика.
69. Государственно-правовые факторы формированиярыночной экономики в России.
70. Гражданское общество, государство и социальнаябезопасность.
71. Государство, право и культура.
72. Государство, право и народонаселение.
73. Государство, право и глобальные проблемысовременности.
74. Содержание государственно-правовых мер пообеспечению государственной безопасности.
75. Правовое регулирование, государственный контроль задеятельностью общественных формирований.
76. Право и природа. Роль природы в оптимизациивзаимодействия общества и природы.
77. Эффективность права.
78. Закон: понятие и виды.
79. Нормативное и индивидуальное правовое регулирование.
80. Основные направления учения о праве.
81. Естественное и позитивное право.
82. Стадии применения права.
83. Частные и специальные методы познания государства иправа.
84. Гарантии законности.
85. Юридические коллизии и способы их разрешения.
86. Субъекты правоотношений. Правоспособность,дееспособность, правосубъектность.
87. Соотношение права и морали: единство, различие,взаимодействие, противоречия.
88. Правотворчество: понятие, принципы, виды.
89. Проблема соотношения права и закона.
90. Виды толкований права в зависимости от юридическихпоследствий и по субъектам.
91. Понятие и формы реализации права.
92. Основные приемы (способы, методы) толкования права.
93. Толкование норм права по объему.
94. Правомерное поведение.
95. Судебная система в Российской Федерации.
96. Система права в Российской Федерации.
97. Общая характеристика национально-государственногоустройства Российской Федерации.
98. Правовой нигилизм и правовой идеализм.
99. Правотворческий процесс.
1.     Предметом ТГП является многостороннее, сложное взаимодействие общества игосударства, роль и место государства и права в политической системе общества.Изучает не только государственно-правовые явления и процессы, но ипредставления о ней людей. В предмет науки ТГП входит общественное, групповое ииндивидуальное политическое и правовое сознание.
2. Термин метод введён в оборот древними греками. Подним понимается способ познания, исследования какого либо явления. Методы ТГП –приёмы, способы, подходя, которые используются для познания предмета иполучения результатов. Предмет отвечает на вопрос что изучает ТГП, а метод как(какими способами).
4.Власть в первобытнообщинном строе олицетворяла волю исило рода (союза родов), т.е.  род былисточником и носителем власти. Субъект и объект власти совпадал полностью.Самоуправление – осуществление власти. Высший орган власти – собрание всехвзрослых членов рода. Решения обязательны для всех. Регулировалось обычаями –сложившиеся правила поведения, вошедшие в привычку в результате повторенияодних и тех же действий и поступков.
6. Теологическая теория – государство существует в силубожественной воли (самая древняя). Патриархальная теория – государство –представляет собой естественную форму человеческой жизни, вне государство жизньневозможна (Аристотель). Теория договорного происхождения, но она не отвечаетна вопросы где, когда и каким образом состоялся данный договор. Теория насилия(завоевания) – государство как продукт войн. Марксистская теория в работеЭнгельса (Происхождение семьи, частной собственности и государства(, связываетвозникновение государства с частной собственностью, расколом общества наклассы.
7. Функции государства – основные направления егодеятельности по решению стоящих перед ним задач. Понятие не только политическоеи управленческое, но и юридическое, так как оно осуществляется в правовыхформах. Признаки государства: а. Территориальная организация населения иосуществления публичной власти в территориальных пределах; б. Публичная власть(не совпадает с обществом, но выступает от его имени); в. государственныйсуверенитет; г. Неразрывная связь государства и права
8. Марксистская типология государства основана наформационном подходе. Согласно ней 4 типа государства рабовладельческий,феодальный, буржуазный и социалистический. Английский историк Тойнби предложилцивилизационный подход к типологии государств, учитывающий не толькосоциально-экономические условия, но религиозные, психологические и иные основыжизни общества. В последнее время применяется весьма широко такаяклассификация: тоталитарное, авторитарное, либеральное и  демократическое государства.
9. Под политической системой общества понимают системувзаимосвязанных и взаимодействующих объединений людей, базирующихся наразнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю различныхклассов, слоёв, групп, реализующих политическую власть или борющихся за еёосуществление в рамках права через государство. Компоненты: а. Совокупностьполитических объединений; б. Политические отношения; в. Политические нормы итрадиции; г. Политическое сознание; д. Политическая деятельность.
10. В историческом плане государство можно считатьпервой, но не последней и не единственной политической организацией общества.Оно занимает центральное место в политической и общественной жизни в любойстране. а. Выступает в качестве альтернативы в борьбе между различными слоями,оно предотвращает уничтожение общества; б. Организационная форма (союз людей)для совместного проживания; в. государство выступает политической организациейэкономически господствующего класса; г. интегрирующий фактор связывающийполитическую систему и гражданское общество; д. Политическая система в силуразличных отношений находиться в постоянном движении
11. Форма государства – организация государственнойвласти, выраженная в форме правления, государственного устройства иполитического (государственного) режима. Охватывает: а. Организациягосударственной власти, источники образования и принципы взаимоотношения высшихорганов власти между собой и населением, то есть форма правления; б.Территориальную организацию власти, это форма государственного устройства; в.методы и способы осуществления власти – государственно-правовой режим.
12. Форма правления – способ организации верховнойгосударственной власти, порядок образования её органов, их взаимодействия междусобой и населением, степень участия населения в их формировании. Основныеформы: монархия (высшая государственная власть принадлежит единоличному главегосударства – монарху, занимаемому престол по наследству и несётответственности перед населением) и республика (власть принадлежит выборныморганам, избранным на определённый срок и несущая ответственность переднаселением). Бывают ограниченная монархия, авторитарная республика, парламентская республика, президентскаяреспублика.
13. Политический режим – совокупность приёмов, методов,способов, средств осуществления политической власти… К ним относятся: ценности– жизненно важные, желаемые цели с события; нормы – правила на основе которыхорганизуется жизнь государства, взаимодействие граждан; авторитет – желание испособность граждан действовать. От содержания и взаимоотношения этихкомпонентов зависят типы политических режимов. Демократические — желание испособность граждан действовать в рамках правил и норм; авторитарные – функциигосударства сосредоточены в одном узком социальном слое; тоталитарные –отрицаются или значительно ограничиваются права и свободы граждан.
14. Механизм государства – целостная иерархическаясистема государственных органов и учреждений, практически осуществляющихгосударственную власть, задачи и функции государства. Признаки: 1. Целостнаяиерархическая система; 2. Первичными структурными частями являются органы иучреждения; 3. Для обеспечения государственных властных велений имеет орудияпринуждения; 4. При помощи механизма выполняются функции и задачи государства.Государственная власть – концентрированное выражение воли и силы, мощигосударства, воплощённое в государственных органах и учреждениях. Онаобеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан отвнутренних и внешних посягательств путём использования различных методов, в томчисле государственного принуждения и военной силы.
15. Разделение властей – рациональная организациягосударственной власти в демократическом государстве, при которойосуществляется гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органовгосударства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.
16. Государственная власть – концентрированное выражениеволи и силы, мощи государства, воплощённое в государственных органах иучреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает егограждан от внутренних и внешних посягательств путём использования различныхметодов, в том числе государственного принуждения и военной силы. Легитимность– принятие власти населением страны, признание её права управлятьгосударственными процессами, готовность ей подчиняться. Легитимность власти (властвующегосубъекта) отражено в конституции. Юридическим выражением власти является еёлегальность, то есть, нормативность, способность воплощаться в нормах права,функционировать в рамках законности. Опирается на официально признанные,документально зафиксированные нормы.
19. Форма государственного устройства – территориальнаяорганизация государственной власти, соотношение государства как целого с егосоставными частями. Унитарное государство – целостное государство,административно-территориальные единицы которого имеют статус государственныхобразований не обладая суверенными правами. Федерация – сложное союзноегосударство, части которого являются государством или государственнымиобразованиями, обладающие суверенными правами, строиться на началах децентрализации.Конфедерация – союз суверенных государств, образованных для достиженияопределённых целей (имеют нестойкий переходной характер).
21. Гражданское общество – свободное, демократическоеправовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферууважения к правовым традициям и закону, общегуманным идеалам, обеспечивающеесвободу творчества и предпринимательской деятельности, создающее возможностьдостижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающеемеханизмы ограничения и контроля за деятельностью государства. Отражает собойсрез развития человечества, характеризуемый стремлением мыслящих людей создатьмодель идеального общественного устройства. Формирование всегда увязывалось спроблемами совершенства государства, возвышения роли права и закона. Древниймир – идея государства (эйдоса). Это: а. Сообщество свободных индивидов; б.Открытое социальное образование; в. саморазвивающаяся самоуправляемая система.
25. ТГП и философия. Ф. – наука о всеобщихзакономерностях природы, общества и мышления, система знаний об общих принципахбытия и сознания. Достижения ф. Обеспечивают общенаучный уровень учения о Г. иП. Экономические науки изучают способы производства благ, формы собственности итак далее, а ТГП исходит из тезиса, что каждый способ производствафункционирует успешнее, чем больше простора ему дают правовые механизмы.Опираясь на достижения социологии ТГП может успешно решать проблемы повышенияэффективности норм права. С политикой связаны все политические партии и иныеполитические институты, и они взаимодействуют с государством и правом.
17. Государственная служба — профессиональнаядеятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Кгосударственной службе относится исполнение должностных обязанностей лицами,замещающими государственные должности категорий «Б» и «В».Государственная служба на государственных должностях категории «Б»ограничена сроком, на который назначаются или избираются соответствующие лица,замещающие государственные должности категории «А». Государственнаяслужба включает в себя: а. федеральную государственную службу, находящуюся введении Российской Федерации; б. государственную службу субъектов РоссийскойФедерации, находящуюся в их ведении.
32. Права человека – естественные возможности индивида,обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности вовсех сферах общественной жизни. Имеют естественную природу и неотделимы отиндивида, существуют независимо от закрепления в законодательных актахгосударства (свобода вероисповедания, слова, мысли и так далее). Правагражданина совокупность естественных правомочий, получивших отражение внормативно-правовых актах.
33. Сущность – главное, основное в рассматриваемомобъекте. Право базируется на трёх “китах”, нравственность, государство,экономика. Это внешние условия вызвавшие право к жизни как новое соц.явление.Право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех людей, обеспечиваеторганизованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей.
35. Правовое регулирование – целенаправленноевоздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых(юридических) средств.
36. Механизм правового регулирования – системаюридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование.К элементам механизма относят: юридические нормы, нормативные акты, актыофициального толкования, юридические факты, правоотношения, акты реализацииправа, правоприменительные акты, режим законности.
37. Субъективное право – предусмотренная дляуправомочного лица в целях удовлетворения его интересов мера возможногоповедения, обеспеченная юридическими обязанностями других лиц. Субъект –индивиды или организации, которые на основании юридических норм могут бытьучастниками правоотношений, то есть носителями субъективных прав иобязанностей. Объект – реальное благо, на использование или охрану которогонаправлены субъективные права и юридические обязанности.
38. Термин источник – сила создающая право. Древняяформа – правовой обычай, то есть правило вошедшее в привычку. Судебныйпрецедент – нормативный характер решения суда (то есть суть дела, а не саморешение или приговор). Нормативный акт – доминирующий источник права. а. Изданоперативно, изменён в любой своей част; б. Систематизированы в. Позволяют точнофиксировать содержание правовых норм; г. поддерживаются и охраняютсягосударством. 2 группы: нормативно-правовые акты (указы, законы и т.д.) иисточники права ненормативного характера. Таким образом нормативный акт –официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержитобщеобязательные юридические нормы (правила поведения).
40. 2 вида систематизации: инкорпорация и кодификация.Инкорпорация – вид систематизации в ходе которой сводятся воедино без измененияих содержания, переработки и редактирования. Результат – издание сборников,которые формируются по тематическому принципу, или по годам издания нормативныхактов. Кодификация – переработка норм права по их содержанию и систематизированноеизложение в новом законе (своде законов, кодексе). Систематизационная работаболее высокого уровня.
41. В любом праве есть нормы призванные обеспечитьобщезначимые (публичные) интересы, то есть интересы общества, государства вцелом (конституционное, уголовное, процессуальное права). Нормы, защищающиеинтересы частных лиц (гражданское, трудовое, семейное права). Публичное правосвязано с публичной властью, носителем которого является государство. Частноеправо обеспечивает интересы лиц, не обладающих властными полномочиями(физических и юридических) и выступающих в качестве свободных и равноправныхсобственников. Частное право — это совокупность правовых норм, охраняющих ирегулирующих отношения частных собственников в процессе производства
и обмена, их интересы, как свободных субъектов рынка.
42. Функции права – основные направления юридическоговоздействия на общественные отношения. Выделяют социальные и юридическиефункции права. К социальным функциям относят – политическую, экономическую,иногда информационную. К юридическим функциям – относится регулятивная иохранительная. Регулятивная – направление воздействия выражающееся вустановлении определённых правилах поведения. Охранительная — направлениеправового воздействия нацеленное на охрану общественных отношенийурегулированных правом. Ценность права – способность права служить средствомдля удовлетворения справедливых, прогрессивных потребностей и интересовобщества и отдельных его членов.
43. Система права – обусловленное характеромобщественных отношений внутренне строение права, выраженное в объединениисоставляющих его норм права в институты, подотрасли и отрасли права. Отрасльправа – регулирует однородную сферу общественных отношений (например,гражданское право). Подотрасль права – обособленная часть отрасли права,которая регулирует особо крупные подразделения общественных отношений, входящихв сферу отношений, регулируемых отраслью права (например, авторское право).
44. Юридическая техника – совокупность правил, средств иприёмов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях ихясности, понятности и эффективности. Предпроектный этап (выявляется потребностьв урегулировании социальной проблемы). Проектный – происходит работа надтекстом документа (внесение в правотворческий орган текста документа,рассмотрение его, обсуждение законопроекта, принятие).
45. Во времени: 1. Распространённый момент началадействия – официальное опубликование; 2. Момент принятия или опубликование; 3.Указание на момент оговорено в самом акте; 4. Вступает в действие с моментаполучения акта ведомствами или учреждениями. В пространстве осуществляется наоснове территориального (в пределах государства или административной единицы) иэкстерриториального (распространение за пределы территории – например, прирассмотрении судом внешнеторговых сделок может быть применено иностранноезаконодательство) принципов. По кругу лиц: распространяется на всех лиц,находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа.
46. Юридический факт – конкретное жизненноеобстоятельство, с наступлением которого норма права связывает возникновение,изменение, прекращение правоотношений. Для возникновения правоотношенийтребуется фактический состав (совокупность двух или более юрфактов). Попоследствиям: правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие. По волевомупризнаку: а. События – не зависят от воли субъекта (пожар от удара молнии). Б.Действия – внешнее выражение воли людей (индивидуальные решения и юридическиепоступки); в. бездействие – пассивное поведение (правомерное и неправомерное).
47. Юридическое и фактическое содержание. А. Юридическое– возможность определённых действий; б. Фактическое – сами действия. Содержание– субъективные юридические права и обязанности. Субъективное право – предусмотреннаядля управомочного лица в целях удовлетворения его интересов мера возможногоповедения, обеспеченная юридическими обязанностями других лиц.
48. По последствиям: правообразующие, правоизменяющие,правопрекращающие. По волевому признаку: а. События – не зависят от волисубъекта (пожар от удара молнии). Б. Действия – внешнее выражение воли людей(индивидуальные решения и юридические поступки); в. бездействие – пассивноеповедение (правомерное и неправомерное).
49. Классификация производиться по различным основаниям:1. По отрасли права: конституционные, гражданско-правовые, административные,уголовно-правовые, трудовые, семейные, иные правоотношения. 2. По содержанию:общерегулятивные, регулятивные, охранительные. 3. По степени определённости сторон:абсолютные (отношения собственности), относительные (отношения купли-продажи);4. По характеру обязанностей: пассивного и активного типов.
50. Норма права – общеобязательноеформально-определённое правило поведения, установленное и обеспеченное обществоми государством, закреплённое и опубликованное в официальных актах, направленноена регулирование общественных отношений путём определения прав и обязанностейих участников. Признаки: 1. Мера свободы волеизъявления и поведения; 2. Формаопределения и закрепления прав и обязанностей; 3. Правило поведенияобщеобязательного характера (каким образом действовать, предписывает правильныйобраз действий, носит общий характер); 4. Формально-определённое правилоповедения. Виды: 1. По субъектам: от государства и общества; 2. По социальномуназначению (учредительные, регулятивные, охранительные, обеспечительные,декларативные, коллизионные, оперативные).
55. Законность – комплексное, политико-правовое явление,отражающее правовой характер организации общественно-политической жизни,органическую связь права и власти, права и государства. Также можно сказать,что законность – общественно-политический режим, состоящий в господстве права изакона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовыхнорм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе справонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц, в обеспечениипорядка и организованности в обществе.  Спонятием законности тесно связано другое понятие правопорядок, то естьоснованное на праве и законности организация общественной жизни, отражающаякачественное состояние общественных отношений на определённом этапе развитияобщества.
56. Система права – внутреннее строение (структура)права, отражающее объединение и дифференциацию юридической нормы. Системазаконодательства – совокупность нормативно-правовых актов, в которыхобъективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права.
31. Пробел в законодательстве – отсутствие конкретнойнормы, необходимой для регламентации отношения, входящего в сферу правовогорегулирования. Пробел в позитивном праве – нет закона, подзаконного акта,обычая, прецедента. Пробел в нормативно-правовом регулировании – отсутствиенорм закона или подзаконного акта. Пробел в законодательстве – отсутствиезакона вообще. Пробел в законе – неполное регулирование вопроса в данномзаконе.  Юридическая аналогия –разрешение случая, непосредственно не урегулированная правом, но обязательнонаходящегося в сфере  правовогорегулирования, путём применения правовой нормы, регулирующие сходные похарактеру отношения (аналогия закона), или на основе общих начал и смыслазаконодательства (аналогия права).
57. Применение права – властная деятельностькомпетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения поюридическому делу на основании юридических фактов и  конкретных правовых норм.
58. Толкование права – интеллектуально-волеваядеятельность по установлению подлинного содержания правовых актов в целях ихреализации и совершенствования. Уяснение – процесс понимания норм (для себя(.Разъяснение – объяснение для других. Способы: а. Грамматическое; б. Логическое(по смыслу с использованием законов логики); в. Систематическое (уяснение нормыправа сравнения её с другими); г. Историко-политическое; д.Специально-юридическое; е. Телеологическое (целевое) – цель издания акта; ж.Функциональное (учитывание условий и факторов, при которых реализуется норма).
59. Правосознание – совокупность представлений и чувств,выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни.Виды правосознания: а. По носителям (индивидуальное, групповое, массовое,общественное); б. По уровню (обыденное, профессиональное, научное). Правоваякультура – обусловленное всем социальным духовным, политическим и экономическимстроем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся вдостигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов,правосознания и в целом и в уровне правового развития субъекта (человека, различныхгрупп, всего населения), а также степени гарантированности государством игражданским обществом свобод и прав человека.
62. Правонарушение – общественно вредное виновное деяниедееспособного субъекта, противоречащее требованиям правовых норм. Являетсяантиподом правомерного  поведения.Признаки: а. Акт поведения, выражающееся в действии или бездействии; б. Имсчитаются только волевые действия; в. признаётся, если только индивид сознаёт,что действует противоправно; г. действие противоправное, нарушающее действиенорм; д. Социально вредно. Отсутствие хотя бы одного из признаков не позволяетрассматривать деяние как правонарушение.
63. Юридическая ответственность применение кправонарушителю предусмотренных санкцией юридической нормы мер государственногопринуждения, выражающихся в форме лишений личного, организационного либоимущественного характера. Признаки: а. Государственное принуждение; б. Мерапринуждения; в. связано с правонарушением; г. негативные последствия дляправонарушителя; д. Характер и объём установлены в норме; е. Осуществляется входе правоприменительной деятельности. Принципы: законность, справедливость,неотвратность наступления, целесообразность, индивидуализация наказания,ответственность за вину, недопустимость удвоения наказания. Виды: уголовная,административная, гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная.Освобождение: изменение обстановки, лицо перестало быть общественно опасным,замена уголовного наказания другим, условно-досрочное освобождение, отсрочкаисполнения приговора, амнистия, помилование, устранено в законе. Невиновность.
64. Состав правонарушения – совокупность обязательныхпризнаков (или элементов. Объект – общественные отношения охраняемые правом,которым наносится ущерб. Объективная сторона – элементы противоправногонарушения характеризующийся внешним проявлением в действительность. Субъект –лицо (организация) совершившее правонарушение. Субъективная сторона –психическое отношение субъекта к совершённому деянию. Виды: а. Преступление –виновное противоправное поведение, нарушающее нормы уголовного права инаносящее ущерб; б. Проступок – все остальные правонарушения не признанныепреступлениями. Характеризуются меньшей степенью общественной опасности.
65. 2 противоположные теоретические позиции по этой проблеме:а. Этатически — тоталитарная исходит из того, что государство выше и важнееправа, оно творит право и использует его как инструмент своей политики; б.Либеральная базируется на естественно-правовой теории, согласно которой правовыше и важнее государства. Соотношение между ними следует проводить анализируяих в совокупности, а не по отдельности. Государство не творит право, а лишьоформляет и закрепляет лишь то, что уже созрело в обществе в виде объективныхпотребностей. Право без поддержки и воздействия государства обойтись не может,но и государство нуждается в праве.
68. (см. 65). Государство не может функционировать иразвиваться без экономического фундамента, под которым понимают системуэкономических (производственных) отношений общества, существующих в нём формсобственности. От базиса зависит и собственно его финансово-экономическаяоснова (бюджет).Капиталистическое государство опиралось на стихийную рыночнуюэкономику.  Частная и государственнаясобственности разнополярны, каждая из которых обладает достоинствами инедостатками.
75. Механизм правового регулирования – система правовыхсредств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений. В качествеэлементов механизма выделяют законность и правовую культуру. В рамках темымеханизма п.р. получает освещение проблемы понятия и форм правовоговоздействия, понятия, предмета и пределов правового регулирования, а такжеметодов способов и типов п.р. Механизм п.р. неразрывно связан с государством.
78. Закон – нормативно–правовой акт, принимаемый вособом порядке по наиболее важным вопросам общественной и государственнойжизни. Обладает высшей юридической силой. В зависимости от значимости законыделятся на: а. основные т.е. конституции (Регулируют основы государственногостроя, закрепляют основные права, свободы и обязанности человека и гражданина,образование и деятельность высших органов государства); б. Конституционные(законы дополняющие конституцию, или издающиеся по отдельным, указанным вконституции наиболее важным вопросам); в. органические (законы определяющиеорганизации и деятельности государственных органов на основе бланкетных статейконституции); г. обычные (все остальные законодательные акты).
80. Юридический позитивизм, основные положения: а. Право– продукт государственной воли, содержится в нормативных актах; б.правоприменительная (судебная) власть не должна выходить за пределы норм; в.задача юридической науки – исследовать нормы, издаваемые государством, ихклассифицировать; г. граждане получают свои права от государства законодателя.Нормативный подход – самый пригодный для отражения его инструментальной роли.Определение права как совокупности устанавливаемых и охраняемых государствомнорм позволяет исполнителям правовых предписаний знакомиться с ними исознательно избирать вариант своего поведения.
82. Применение права – властная деятельностькомпетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения поюридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.Стадии: 1. Установление фактических обстоятельств юридического дела; 2. Выбор ианализ правовой нормы, подлежащей применению; 3. Принятие  решения по делу и документальное оформление.Стадии 1 и 2 – подготовительные, а 3 – заключительная (основная). Кругобстоятельств очень широк. Сущность юридической оценки обстоятельств состоит втом, чтобы выбрать именно ту норму, которая по за


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.