Экзаменационные вопросы к государственному экзамену потеории государства и права
1. Предмет теории государства и права.
2. Метод теории государства и права. Связь метода ипредмета науки.
3. Становление, развитие и современное состояние теориигосударства и права.
4. Социальная власть в первобытном обществе.
5. Категории и понятия теории государства и права.
6. Теории происхождения государства.
7. Признаки и функции государства.
8. Типология государства (формационный ицивилизационный) подходы. Основные типы и виды государства.
9. Политическая система общества.
10. Государство в политической системе общества.
11. Формы государства: понятие и составляющие.
12. Форма правления.
13. Политический режим.
14. Механизм государства и государственная власть.
15. Теория разделения властей.
16. Государственная власть и ее признаки. Легитимность илегальность государственной власти.
17. Функционирование государства: государственнаяслужба.
18. Роль государства в обеспечении прав и свободчеловека и гражданина.
19. Формы государственного устройства.
20. Правовое государство: понятие, признаки, условияформирования.
21. Понятие гражданского общества: его становление иразвитие.
22. Теория полицейского государства.
23. Теория целостного государства.
24. Особенности применения принципа разделения властей вРоссии.
25. Соотношение теории государства и права с другимиюридическими науками.
26. Основные этапы, тенденции и перспективы развитияправа и государства в гражданском обществе.
27. Основные задачи и направления деятельностигосударства переходного типа.
28. Государство, право, демократия.
29. Проблемы льгот и поощрений в праве.
30. Формы взаимодействия внутригосударственного имеждународного права.
31. Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона.
32. Права человека и гражданина.
33. Признаки и функции права.
34. Современные подходы к пониманию сущности права.
35. Действие права. Правовое регулирование.
36. Механизм правового регулирования общественныхотношений.
37. Правообразование. Объективное и субъективное вправе.
38. Источники (формы) права и их виды.
39. Источники права в Российской Федерации.
40. Систематизация нормативно-правовых актов.
41. Публичное и частное право.
42. Функции и ценность права.
43. Система права: понятие, структура и значение.
44. Нормотворчество. Юридическая техника.
45. Действие нормативно-правовых актов во времени, впространстве и по кругу лиц.
46. Юридические факты и их виды.
47. Содержание правовых отношений.
48. Юридические факты и их классификация.
49. Понятие, признаки и виды правоотношений.
50. Норма права: понятие, признаки, структура и виды.
51. Типология правовых семей прошлого и настоящего.
52. Современные подходы к происхождению права.
53. Соотношение нормы права и статьи закона.
54. Реализация закона, ее формы и методы обеспечения.
55. Соотношение законности и правопорядка.
56. Соотношение системы права и системы законодательства.
57. Правоприменение закона и подзаконных актов.
58. Толкование закона и подзаконных актов.
59. Правосознание и правовая культура.
60. Правовая идеология и правовая психология какструктурные элементы правового сознания.
61. Роль законности и правопорядка в жизни общества.
62. Правонарушение: понятие, признаки, социальнаяприрода.
63. Юридическая ответственность: понятие, признаки,принципы и виды. Основания освобождения от юридической ответственности инаказания.
64. Состав правонарушения и его виды.
65. Соотношение государства и права.
66. Относительная самостоятельность государства и права.
67. Государство, право и личность.
68. Государство, право и экономика.
69. Государственно-правовые факторы формированиярыночной экономики в России.
70. Гражданское общество, государство и социальнаябезопасность.
71. Государство, право и культура.
72. Государство, право и народонаселение.
73. Государство, право и глобальные проблемысовременности.
74. Содержание государственно-правовых мер пообеспечению государственной безопасности.
75. Правовое регулирование, государственный контроль задеятельностью общественных формирований.
76. Право и природа. Роль природы в оптимизациивзаимодействия общества и природы.
77. Эффективность права.
78. Закон: понятие и виды.
79. Нормативное и индивидуальное правовое регулирование.
80. Основные направления учения о праве.
81. Естественное и позитивное право.
82. Стадии применения права.
83. Частные и специальные методы познания государства иправа.
84. Гарантии законности.
85. Юридические коллизии и способы их разрешения.
86. Субъекты правоотношений. Правоспособность,дееспособность, правосубъектность.
87. Соотношение права и морали: единство, различие,взаимодействие, противоречия.
88. Правотворчество: понятие, принципы, виды.
89. Проблема соотношения права и закона.
90. Виды толкований права в зависимости от юридическихпоследствий и по субъектам.
91. Понятие и формы реализации права.
92. Основные приемы (способы, методы) толкования права.
93. Толкование норм права по объему.
94. Правомерное поведение.
95. Судебная система в Российской Федерации.
96. Система права в Российской Федерации.
97. Общая характеристика национально-государственногоустройства Российской Федерации.
98. Правовой нигилизм и правовой идеализм.
99. Правотворческий процесс.
1. Предметом ТГП является многостороннее, сложное взаимодействие общества игосударства, роль и место государства и права в политической системе общества.Изучает не только государственно-правовые явления и процессы, но ипредставления о ней людей. В предмет науки ТГП входит общественное, групповое ииндивидуальное политическое и правовое сознание.
2. Термин метод введён в оборот древними греками. Подним понимается способ познания, исследования какого либо явления. Методы ТГП –приёмы, способы, подходя, которые используются для познания предмета иполучения результатов. Предмет отвечает на вопрос что изучает ТГП, а метод как(какими способами).
4.Власть в первобытнообщинном строе олицетворяла волю исило рода (союза родов), т.е. род былисточником и носителем власти. Субъект и объект власти совпадал полностью.Самоуправление – осуществление власти. Высший орган власти – собрание всехвзрослых членов рода. Решения обязательны для всех. Регулировалось обычаями –сложившиеся правила поведения, вошедшие в привычку в результате повторенияодних и тех же действий и поступков.
6. Теологическая теория – государство существует в силубожественной воли (самая древняя). Патриархальная теория – государство –представляет собой естественную форму человеческой жизни, вне государство жизньневозможна (Аристотель). Теория договорного происхождения, но она не отвечаетна вопросы где, когда и каким образом состоялся данный договор. Теория насилия(завоевания) – государство как продукт войн. Марксистская теория в работеЭнгельса (Происхождение семьи, частной собственности и государства(, связываетвозникновение государства с частной собственностью, расколом общества наклассы.
7. Функции государства – основные направления егодеятельности по решению стоящих перед ним задач. Понятие не только политическоеи управленческое, но и юридическое, так как оно осуществляется в правовыхформах. Признаки государства: а. Территориальная организация населения иосуществления публичной власти в территориальных пределах; б. Публичная власть(не совпадает с обществом, но выступает от его имени); в. государственныйсуверенитет; г. Неразрывная связь государства и права
8. Марксистская типология государства основана наформационном подходе. Согласно ней 4 типа государства рабовладельческий,феодальный, буржуазный и социалистический. Английский историк Тойнби предложилцивилизационный подход к типологии государств, учитывающий не толькосоциально-экономические условия, но религиозные, психологические и иные основыжизни общества. В последнее время применяется весьма широко такаяклассификация: тоталитарное, авторитарное, либеральное и демократическое государства.
9. Под политической системой общества понимают системувзаимосвязанных и взаимодействующих объединений людей, базирующихся наразнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю различныхклассов, слоёв, групп, реализующих политическую власть или борющихся за еёосуществление в рамках права через государство. Компоненты: а. Совокупностьполитических объединений; б. Политические отношения; в. Политические нормы итрадиции; г. Политическое сознание; д. Политическая деятельность.
10. В историческом плане государство можно считатьпервой, но не последней и не единственной политической организацией общества.Оно занимает центральное место в политической и общественной жизни в любойстране. а. Выступает в качестве альтернативы в борьбе между различными слоями,оно предотвращает уничтожение общества; б. Организационная форма (союз людей)для совместного проживания; в. государство выступает политической организациейэкономически господствующего класса; г. интегрирующий фактор связывающийполитическую систему и гражданское общество; д. Политическая система в силуразличных отношений находиться в постоянном движении
11. Форма государства – организация государственнойвласти, выраженная в форме правления, государственного устройства иполитического (государственного) режима. Охватывает: а. Организациягосударственной власти, источники образования и принципы взаимоотношения высшихорганов власти между собой и населением, то есть форма правления; б.Территориальную организацию власти, это форма государственного устройства; в.методы и способы осуществления власти – государственно-правовой режим.
12. Форма правления – способ организации верховнойгосударственной власти, порядок образования её органов, их взаимодействия междусобой и населением, степень участия населения в их формировании. Основныеформы: монархия (высшая государственная власть принадлежит единоличному главегосударства – монарху, занимаемому престол по наследству и несётответственности перед населением) и республика (власть принадлежит выборныморганам, избранным на определённый срок и несущая ответственность переднаселением). Бывают ограниченная монархия, авторитарная республика, парламентская республика, президентскаяреспублика.
13. Политический режим – совокупность приёмов, методов,способов, средств осуществления политической власти… К ним относятся: ценности– жизненно важные, желаемые цели с события; нормы – правила на основе которыхорганизуется жизнь государства, взаимодействие граждан; авторитет – желание испособность граждан действовать. От содержания и взаимоотношения этихкомпонентов зависят типы политических режимов. Демократические — желание испособность граждан действовать в рамках правил и норм; авторитарные – функциигосударства сосредоточены в одном узком социальном слое; тоталитарные –отрицаются или значительно ограничиваются права и свободы граждан.
14. Механизм государства – целостная иерархическаясистема государственных органов и учреждений, практически осуществляющихгосударственную власть, задачи и функции государства. Признаки: 1. Целостнаяиерархическая система; 2. Первичными структурными частями являются органы иучреждения; 3. Для обеспечения государственных властных велений имеет орудияпринуждения; 4. При помощи механизма выполняются функции и задачи государства.Государственная власть – концентрированное выражение воли и силы, мощигосударства, воплощённое в государственных органах и учреждениях. Онаобеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан отвнутренних и внешних посягательств путём использования различных методов, в томчисле государственного принуждения и военной силы.
15. Разделение властей – рациональная организациягосударственной власти в демократическом государстве, при которойосуществляется гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органовгосударства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.
16. Государственная власть – концентрированное выражениеволи и силы, мощи государства, воплощённое в государственных органах иучреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает егограждан от внутренних и внешних посягательств путём использования различныхметодов, в том числе государственного принуждения и военной силы. Легитимность– принятие власти населением страны, признание её права управлятьгосударственными процессами, готовность ей подчиняться. Легитимность власти (властвующегосубъекта) отражено в конституции. Юридическим выражением власти является еёлегальность, то есть, нормативность, способность воплощаться в нормах права,функционировать в рамках законности. Опирается на официально признанные,документально зафиксированные нормы.
19. Форма государственного устройства – территориальнаяорганизация государственной власти, соотношение государства как целого с егосоставными частями. Унитарное государство – целостное государство,административно-территориальные единицы которого имеют статус государственныхобразований не обладая суверенными правами. Федерация – сложное союзноегосударство, части которого являются государством или государственнымиобразованиями, обладающие суверенными правами, строиться на началах децентрализации.Конфедерация – союз суверенных государств, образованных для достиженияопределённых целей (имеют нестойкий переходной характер).
21. Гражданское общество – свободное, демократическоеправовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферууважения к правовым традициям и закону, общегуманным идеалам, обеспечивающеесвободу творчества и предпринимательской деятельности, создающее возможностьдостижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающеемеханизмы ограничения и контроля за деятельностью государства. Отражает собойсрез развития человечества, характеризуемый стремлением мыслящих людей создатьмодель идеального общественного устройства. Формирование всегда увязывалось спроблемами совершенства государства, возвышения роли права и закона. Древниймир – идея государства (эйдоса). Это: а. Сообщество свободных индивидов; б.Открытое социальное образование; в. саморазвивающаяся самоуправляемая система.
25. ТГП и философия. Ф. – наука о всеобщихзакономерностях природы, общества и мышления, система знаний об общих принципахбытия и сознания. Достижения ф. Обеспечивают общенаучный уровень учения о Г. иП. Экономические науки изучают способы производства благ, формы собственности итак далее, а ТГП исходит из тезиса, что каждый способ производствафункционирует успешнее, чем больше простора ему дают правовые механизмы.Опираясь на достижения социологии ТГП может успешно решать проблемы повышенияэффективности норм права. С политикой связаны все политические партии и иныеполитические институты, и они взаимодействуют с государством и правом.
17. Государственная служба — профессиональнаядеятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Кгосударственной службе относится исполнение должностных обязанностей лицами,замещающими государственные должности категорий «Б» и «В».Государственная служба на государственных должностях категории «Б»ограничена сроком, на который назначаются или избираются соответствующие лица,замещающие государственные должности категории «А». Государственнаяслужба включает в себя: а. федеральную государственную службу, находящуюся введении Российской Федерации; б. государственную службу субъектов РоссийскойФедерации, находящуюся в их ведении.
32. Права человека – естественные возможности индивида,обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности вовсех сферах общественной жизни. Имеют естественную природу и неотделимы отиндивида, существуют независимо от закрепления в законодательных актахгосударства (свобода вероисповедания, слова, мысли и так далее). Правагражданина совокупность естественных правомочий, получивших отражение внормативно-правовых актах.
33. Сущность – главное, основное в рассматриваемомобъекте. Право базируется на трёх “китах”, нравственность, государство,экономика. Это внешние условия вызвавшие право к жизни как новое соц.явление.Право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех людей, обеспечиваеторганизованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей.
35. Правовое регулирование – целенаправленноевоздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых(юридических) средств.
36. Механизм правового регулирования – системаюридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование.К элементам механизма относят: юридические нормы, нормативные акты, актыофициального толкования, юридические факты, правоотношения, акты реализацииправа, правоприменительные акты, режим законности.
37. Субъективное право – предусмотренная дляуправомочного лица в целях удовлетворения его интересов мера возможногоповедения, обеспеченная юридическими обязанностями других лиц. Субъект –индивиды или организации, которые на основании юридических норм могут бытьучастниками правоотношений, то есть носителями субъективных прав иобязанностей. Объект – реальное благо, на использование или охрану которогонаправлены субъективные права и юридические обязанности.
38. Термин источник – сила создающая право. Древняяформа – правовой обычай, то есть правило вошедшее в привычку. Судебныйпрецедент – нормативный характер решения суда (то есть суть дела, а не саморешение или приговор). Нормативный акт – доминирующий источник права. а. Изданоперативно, изменён в любой своей част; б. Систематизированы в. Позволяют точнофиксировать содержание правовых норм; г. поддерживаются и охраняютсягосударством. 2 группы: нормативно-правовые акты (указы, законы и т.д.) иисточники права ненормативного характера. Таким образом нормативный акт –официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержитобщеобязательные юридические нормы (правила поведения).
40. 2 вида систематизации: инкорпорация и кодификация.Инкорпорация – вид систематизации в ходе которой сводятся воедино без измененияих содержания, переработки и редактирования. Результат – издание сборников,которые формируются по тематическому принципу, или по годам издания нормативныхактов. Кодификация – переработка норм права по их содержанию и систематизированноеизложение в новом законе (своде законов, кодексе). Систематизационная работаболее высокого уровня.
41. В любом праве есть нормы призванные обеспечитьобщезначимые (публичные) интересы, то есть интересы общества, государства вцелом (конституционное, уголовное, процессуальное права). Нормы, защищающиеинтересы частных лиц (гражданское, трудовое, семейное права). Публичное правосвязано с публичной властью, носителем которого является государство. Частноеправо обеспечивает интересы лиц, не обладающих властными полномочиями(физических и юридических) и выступающих в качестве свободных и равноправныхсобственников. Частное право — это совокупность правовых норм, охраняющих ирегулирующих отношения частных собственников в процессе производства
и обмена, их интересы, как свободных субъектов рынка.
42. Функции права – основные направления юридическоговоздействия на общественные отношения. Выделяют социальные и юридическиефункции права. К социальным функциям относят – политическую, экономическую,иногда информационную. К юридическим функциям – относится регулятивная иохранительная. Регулятивная – направление воздействия выражающееся вустановлении определённых правилах поведения. Охранительная — направлениеправового воздействия нацеленное на охрану общественных отношенийурегулированных правом. Ценность права – способность права служить средствомдля удовлетворения справедливых, прогрессивных потребностей и интересовобщества и отдельных его членов.
43. Система права – обусловленное характеромобщественных отношений внутренне строение права, выраженное в объединениисоставляющих его норм права в институты, подотрасли и отрасли права. Отрасльправа – регулирует однородную сферу общественных отношений (например,гражданское право). Подотрасль права – обособленная часть отрасли права,которая регулирует особо крупные подразделения общественных отношений, входящихв сферу отношений, регулируемых отраслью права (например, авторское право).
44. Юридическая техника – совокупность правил, средств иприёмов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях ихясности, понятности и эффективности. Предпроектный этап (выявляется потребностьв урегулировании социальной проблемы). Проектный – происходит работа надтекстом документа (внесение в правотворческий орган текста документа,рассмотрение его, обсуждение законопроекта, принятие).
45. Во времени: 1. Распространённый момент началадействия – официальное опубликование; 2. Момент принятия или опубликование; 3.Указание на момент оговорено в самом акте; 4. Вступает в действие с моментаполучения акта ведомствами или учреждениями. В пространстве осуществляется наоснове территориального (в пределах государства или административной единицы) иэкстерриториального (распространение за пределы территории – например, прирассмотрении судом внешнеторговых сделок может быть применено иностранноезаконодательство) принципов. По кругу лиц: распространяется на всех лиц,находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа.
46. Юридический факт – конкретное жизненноеобстоятельство, с наступлением которого норма права связывает возникновение,изменение, прекращение правоотношений. Для возникновения правоотношенийтребуется фактический состав (совокупность двух или более юрфактов). Попоследствиям: правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие. По волевомупризнаку: а. События – не зависят от воли субъекта (пожар от удара молнии). Б.Действия – внешнее выражение воли людей (индивидуальные решения и юридическиепоступки); в. бездействие – пассивное поведение (правомерное и неправомерное).
47. Юридическое и фактическое содержание. А. Юридическое– возможность определённых действий; б. Фактическое – сами действия. Содержание– субъективные юридические права и обязанности. Субъективное право – предусмотреннаядля управомочного лица в целях удовлетворения его интересов мера возможногоповедения, обеспеченная юридическими обязанностями других лиц.
48. По последствиям: правообразующие, правоизменяющие,правопрекращающие. По волевому признаку: а. События – не зависят от волисубъекта (пожар от удара молнии). Б. Действия – внешнее выражение воли людей(индивидуальные решения и юридические поступки); в. бездействие – пассивноеповедение (правомерное и неправомерное).
49. Классификация производиться по различным основаниям:1. По отрасли права: конституционные, гражданско-правовые, административные,уголовно-правовые, трудовые, семейные, иные правоотношения. 2. По содержанию:общерегулятивные, регулятивные, охранительные. 3. По степени определённости сторон:абсолютные (отношения собственности), относительные (отношения купли-продажи);4. По характеру обязанностей: пассивного и активного типов.
50. Норма права – общеобязательноеформально-определённое правило поведения, установленное и обеспеченное обществоми государством, закреплённое и опубликованное в официальных актах, направленноена регулирование общественных отношений путём определения прав и обязанностейих участников. Признаки: 1. Мера свободы волеизъявления и поведения; 2. Формаопределения и закрепления прав и обязанностей; 3. Правило поведенияобщеобязательного характера (каким образом действовать, предписывает правильныйобраз действий, носит общий характер); 4. Формально-определённое правилоповедения. Виды: 1. По субъектам: от государства и общества; 2. По социальномуназначению (учредительные, регулятивные, охранительные, обеспечительные,декларативные, коллизионные, оперативные).
55. Законность – комплексное, политико-правовое явление,отражающее правовой характер организации общественно-политической жизни,органическую связь права и власти, права и государства. Также можно сказать,что законность – общественно-политический режим, состоящий в господстве права изакона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовыхнорм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе справонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц, в обеспечениипорядка и организованности в обществе. Спонятием законности тесно связано другое понятие правопорядок, то естьоснованное на праве и законности организация общественной жизни, отражающаякачественное состояние общественных отношений на определённом этапе развитияобщества.
56. Система права – внутреннее строение (структура)права, отражающее объединение и дифференциацию юридической нормы. Системазаконодательства – совокупность нормативно-правовых актов, в которыхобъективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права.
31. Пробел в законодательстве – отсутствие конкретнойнормы, необходимой для регламентации отношения, входящего в сферу правовогорегулирования. Пробел в позитивном праве – нет закона, подзаконного акта,обычая, прецедента. Пробел в нормативно-правовом регулировании – отсутствиенорм закона или подзаконного акта. Пробел в законодательстве – отсутствиезакона вообще. Пробел в законе – неполное регулирование вопроса в данномзаконе. Юридическая аналогия –разрешение случая, непосредственно не урегулированная правом, но обязательнонаходящегося в сфере правовогорегулирования, путём применения правовой нормы, регулирующие сходные похарактеру отношения (аналогия закона), или на основе общих начал и смыслазаконодательства (аналогия права).
57. Применение права – властная деятельностькомпетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения поюридическому делу на основании юридических фактов и конкретных правовых норм.
58. Толкование права – интеллектуально-волеваядеятельность по установлению подлинного содержания правовых актов в целях ихреализации и совершенствования. Уяснение – процесс понимания норм (для себя(.Разъяснение – объяснение для других. Способы: а. Грамматическое; б. Логическое(по смыслу с использованием законов логики); в. Систематическое (уяснение нормыправа сравнения её с другими); г. Историко-политическое; д.Специально-юридическое; е. Телеологическое (целевое) – цель издания акта; ж.Функциональное (учитывание условий и факторов, при которых реализуется норма).
59. Правосознание – совокупность представлений и чувств,выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни.Виды правосознания: а. По носителям (индивидуальное, групповое, массовое,общественное); б. По уровню (обыденное, профессиональное, научное). Правоваякультура – обусловленное всем социальным духовным, политическим и экономическимстроем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся вдостигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов,правосознания и в целом и в уровне правового развития субъекта (человека, различныхгрупп, всего населения), а также степени гарантированности государством игражданским обществом свобод и прав человека.
62. Правонарушение – общественно вредное виновное деяниедееспособного субъекта, противоречащее требованиям правовых норм. Являетсяантиподом правомерного поведения.Признаки: а. Акт поведения, выражающееся в действии или бездействии; б. Имсчитаются только волевые действия; в. признаётся, если только индивид сознаёт,что действует противоправно; г. действие противоправное, нарушающее действиенорм; д. Социально вредно. Отсутствие хотя бы одного из признаков не позволяетрассматривать деяние как правонарушение.
63. Юридическая ответственность применение кправонарушителю предусмотренных санкцией юридической нормы мер государственногопринуждения, выражающихся в форме лишений личного, организационного либоимущественного характера. Признаки: а. Государственное принуждение; б. Мерапринуждения; в. связано с правонарушением; г. негативные последствия дляправонарушителя; д. Характер и объём установлены в норме; е. Осуществляется входе правоприменительной деятельности. Принципы: законность, справедливость,неотвратность наступления, целесообразность, индивидуализация наказания,ответственность за вину, недопустимость удвоения наказания. Виды: уголовная,административная, гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная.Освобождение: изменение обстановки, лицо перестало быть общественно опасным,замена уголовного наказания другим, условно-досрочное освобождение, отсрочкаисполнения приговора, амнистия, помилование, устранено в законе. Невиновность.
64. Состав правонарушения – совокупность обязательныхпризнаков (или элементов. Объект – общественные отношения охраняемые правом,которым наносится ущерб. Объективная сторона – элементы противоправногонарушения характеризующийся внешним проявлением в действительность. Субъект –лицо (организация) совершившее правонарушение. Субъективная сторона –психическое отношение субъекта к совершённому деянию. Виды: а. Преступление –виновное противоправное поведение, нарушающее нормы уголовного права инаносящее ущерб; б. Проступок – все остальные правонарушения не признанныепреступлениями. Характеризуются меньшей степенью общественной опасности.
65. 2 противоположные теоретические позиции по этой проблеме:а. Этатически — тоталитарная исходит из того, что государство выше и важнееправа, оно творит право и использует его как инструмент своей политики; б.Либеральная базируется на естественно-правовой теории, согласно которой правовыше и важнее государства. Соотношение между ними следует проводить анализируяих в совокупности, а не по отдельности. Государство не творит право, а лишьоформляет и закрепляет лишь то, что уже созрело в обществе в виде объективныхпотребностей. Право без поддержки и воздействия государства обойтись не может,но и государство нуждается в праве.
68. (см. 65). Государство не может функционировать иразвиваться без экономического фундамента, под которым понимают системуэкономических (производственных) отношений общества, существующих в нём формсобственности. От базиса зависит и собственно его финансово-экономическаяоснова (бюджет).Капиталистическое государство опиралось на стихийную рыночнуюэкономику. Частная и государственнаясобственности разнополярны, каждая из которых обладает достоинствами инедостатками.
75. Механизм правового регулирования – система правовыхсредств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений. В качествеэлементов механизма выделяют законность и правовую культуру. В рамках темымеханизма п.р. получает освещение проблемы понятия и форм правовоговоздействия, понятия, предмета и пределов правового регулирования, а такжеметодов способов и типов п.р. Механизм п.р. неразрывно связан с государством.
78. Закон – нормативно–правовой акт, принимаемый вособом порядке по наиболее важным вопросам общественной и государственнойжизни. Обладает высшей юридической силой. В зависимости от значимости законыделятся на: а. основные т.е. конституции (Регулируют основы государственногостроя, закрепляют основные права, свободы и обязанности человека и гражданина,образование и деятельность высших органов государства); б. Конституционные(законы дополняющие конституцию, или издающиеся по отдельным, указанным вконституции наиболее важным вопросам); в. органические (законы определяющиеорганизации и деятельности государственных органов на основе бланкетных статейконституции); г. обычные (все остальные законодательные акты).
80. Юридический позитивизм, основные положения: а. Право– продукт государственной воли, содержится в нормативных актах; б.правоприменительная (судебная) власть не должна выходить за пределы норм; в.задача юридической науки – исследовать нормы, издаваемые государством, ихклассифицировать; г. граждане получают свои права от государства законодателя.Нормативный подход – самый пригодный для отражения его инструментальной роли.Определение права как совокупности устанавливаемых и охраняемых государствомнорм позволяет исполнителям правовых предписаний знакомиться с ними исознательно избирать вариант своего поведения.
82. Применение права – властная деятельностькомпетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения поюридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.Стадии: 1. Установление фактических обстоятельств юридического дела; 2. Выбор ианализ правовой нормы, подлежащей применению; 3. Принятие решения по делу и документальное оформление.Стадии 1 и 2 – подготовительные, а 3 – заключительная (основная). Кругобстоятельств очень широк. Сущность юридической оценки обстоятельств состоит втом, чтобы выбрать именно ту норму, которая по за