Реферат по предмету "Педагогика"


Развитие коллективизма у школьников тринадцати лет

Выпускнаяквалификационная работа
по педагогике
Тема:Развитие коллективизма у школьников тринадцати лет
Алексеевка2005

В В Е Д Е Н И Е 
На мой взгляд, проблемаформирования чувства коллективизма  у школьников актуальна в настоящее время,т.к. сейчас наблюдается  тенденция обособления личности. В наше время людиочень обособлены друг от друга. Каждого интересуют только личные проблемы, апроблемы коллектива уходят на второй, а порой на третий и четвертый  план. Этатема особенно актуальна в наше время, когда в стране сложилась очень сложнаяситуация. Особенно сейчас необходимо сплачить людей и в первую очередь нашебудущее, т.е. детей.
Проблема развитияколлективизма возникла очень давно. Она возникла ещё в первобытном обществе, когда слово «коллектив» было синонимом слова «жизнь». Эта проблема переходилаиз века в век и достигла наших времен.
В «основных принципахразвития воспитания» подчеркивалось,  что: «в воспитании самой  прекраснойзадачей является создание школьного коллектива, спаянного радостным и прочным товариществом…»
Необходимость развитияколлективизма у учащихся в условиях целенаправленной учебно-воспитательнойработы широко пропагандировали А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко,С.Т. Шацкий  и другие видные педагоги, и общественные деятели.
Основной цельювоспитания, считал А.В. Луначарский, должно быть всестороннее развитие такойличности, которая умеет содружествовать,  которая связана с другими сочувствиеми мыслью социально. «Мы хотим, — писал он, — воспитать человека, который был быколлективистом нашего времени, жил бы общественной жизнью гораздо больше, чемличными интересами».
Современная концепция воспитательного коллектива (Т.А. Куракин, А.И. Новикова, А.В. Мудрик.)рассматривает его как своеобразную модель общества, отражающую не столько формуего организации, сколько те отношения, которые ему присущи, ту атмосферу,которая ему свойственна, ту систему человеческих ценностей, которая в немпринята. При этом детский коллектив рассматривается как модель, в которойотражаются отношения сегодняшнего дня, общества и тенденции его развития. Дляобщества детский коллектив, будучи его ячейкой, является  средством достижениястоящих перед ним задач, а для ребенка он выступает, прежде всего,своеобразной  средой его обитания и освоения опыта, накопленногопредшествующими поколениями.
В настоящее времяисследуются  такие вопросы теории коллектива, как массовое, групповое ииндивидуальное в коллективе, проблема коллективного целепологания; формированиесоциальной направленности личности и развития творческой индивидуальностичленов коллектива; идентификация и обособление в коллективе  в их единстве;педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции; тенденции развитияколлектива, как субъекта воспитания и др. 
В основе сплочения детскогоколлектива может лежать не только труд, но и общение, познание, игра и другиевиды деятельности,  организации которых необходимо уделять специальноевнимание.
В виду того, чторазработка этой проблемы началась очень давно, и в ней было задействовано большоеколичество педагогов и общественных деятелей, литературы по данной темедостаточно.
Проблема: отсутствиечувства коллективизма у современных школьников.
Целью нашей дипломнойработы является: реализация внеклассных форм работы содействующих формированиючувства коллективизма.
Объектом нашей дипломнойработы является: развитие у школьников чувства коллективизма ипредметно-личностных отношений.
Предмет: коллективныеформы внеклассной работы.
Задачи:
·         Анализтеоретических основ коллективизма.
·         Разработать иреализовать систему воспитания коллективизма у детей 13 лет.
·         Раскрыть этапыразвития коллектива и межличностных отношений. 
·         Датьхарактеристику методики формирования коллективизма у школьников.
В ходе проделаннойработы  мы выдвинули следующую гипотезу: формирование чувства коллективизмабудет происходить эффективно в коллективе школьников при соблюдении следующихусловий:
· Своевременная диагностикамежличностных отношений, нравственной воспитанности.
· Учет индивидуальных особенностей детей.
· Наличие комплексной программы работы.
· Положительный микроклимат вколлективе сверстников.

ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОЛЛЕКТИВИЗМА.
 
§1. Коллективизм каксоциальное и психолого-педагогическое 
явления.
Латинское слово«коллективус» переводят по-разному – сборище, толпа, совместное собрание,объединенная группа.
Неудивительно, что оностало очень не четким, ясно лишь то, что коллектив – это группа людей.
Разные авторы дают разныеопределения коллективу и коллективизму.
Коллектив – (от латинскогослова collectivus – собирательный) социальная общностьлюдей, объединенной на основе общественной значимых целей, общих ценностныхориентаций, совместной деятельностью и общения.
В психологии коллектив –это контактные группы людей, находящихся в непосредственном взаимодействии.
В педагогике коллектив –это организованные общности детей и взрослых.
В толковом словаре даетсяследующее определение коллектива: коллектив – это группа лиц, объединенныхобщей работой, интересами.
На основе анализа своегоопыта  А.С. Макаренко определил, что коллектив – это такая группа детей,которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместнаядеятельность, организуемая для их достижения.
Из понятия коллективпоявилось ещё одно понятие – коллективизм. Как и коллектив, это понятие имеетнесколько трактовок.
Коллективизм (отлатинского слова collectivus –собирательный) – нравственный принцип, утверждающий приоритет интересов и целейколлектива над устремлением индивида, и характеризующий высокий уровеньгрупповой сплоченности.
Из словаря русскогоязыка: коллективизм – принцип общности, коллективное начало (в труде, вкакой-либо деятельности и т.д.).
Таким образом, рассмотревразличные подходы к определению коллектива можно сделать вывод, что единогопонятия не существует.
Но можно сказать, чтонаиболее общим определением коллектива является:
Коллектив – это такаягруппа детей, которую объединяют общие имеющие общественно ценный смысл цели исовместная деятельность, организуемая для их достижения.
Так обозначил коллективА.С. Макаренко.
 
§2. Проблемаколлективизма в теории педагогики.
Идея коллективизмавозникла на самой ранней стадии развития человеческого общества, т.к. в этомпоявилась крайняя необходимость. Около трех миллионов лет назад появилисьпервые предки человека, и с тех пор начался процесс развития и воспитания,который, как и все другие формы существования человека пробивался черезживотнообразные  формы в условиях формирования социума.
Переходу коллективногообраза жизни к чувству коллективизма способствовал труд. Труд приводил вдвижение все естественные силы человека и постепенно люди поняли, что коллективэто единственно верный путь развития. В древних общинах совершенствовалиськоллективно-групповая хозяйственная деятельность. 
Общая эволюцияколлективной деятельности вела к увеличению и разнообразию пищевого рациона,улучшению общих условий жизни. Стали появляться постоянные стойбища,создавались более благоприятные условия роста численности детей, удлиненияпериода детства, сохранения жизни трудоспособных стариков.
В заботе старших оподрастающем  поколении происходят качественные изменения, воспитание детейстановиться коллективным делом, а представители старшего поколения выступают вроли педагогов. Происходит зарождение самых примитивных форм воспитания, гдеглавную роль играет окружающая ребенка социальная среда, в которой коллективявляется основной формой жизни. Однако специально организованное воспитание вранних периодах отсутствует.
Жизнь в суровых условияхобщины заставляла детей рано взрослеть, к 13 годам они уже вступали во взрослуюжизнь. Заботясь о физической закалке детей и передовая опытколлективно-хозяйственной деятельности, выработались и накопились средстваобучающе-воспитательного направления: обряды, игрушки, талисманы, фигуркиживотных из кости и мягких пород дерева.
С помощью таких игрушекдети знакомились с игрушками коллективной охоты, что являлось своеобразнымсредством их наглядного обучения с распределением ролей. В соответствии сусловиями существования в общинах вырабатывалось и своего рода программаобучения, включавшая объем знаний и практических умений, необходимых охотнику,земледельцу воину. А для девочек – домоводство, ткачество и т.д.
Предусматривалось так жефизическая, ритуальная и социально-нравственная подготовка.
Постепенно выделяласькатегория лиц, посвятивших себя обучению подрастающего поколения. Воспитание иобучение в форме цивилизаций исторически предваряли школьное обучение. Вусловиях разложения первобытнообщинного общества, зародились предпосылки дляпоявления частной собственности, имущественного и социального расслоения.Имущество семьи наследовалось детьми. Расширялся кругозор знаний, в областивоспитания произошли весьма существенные изменения.
Усложнение производства,разделение труда и выделение ремесел определили необходимостьспециализированного профессионального обучения. Начался процесскласообразования  и концентрации имущества в собственности семьи. Онастановиться достоянием семьи и тщательно охраняется. Семья ремесленника –мастера, становится центром профессионально-ремесленного ученичества.  В этомслучае размер коллектива сужается до семьи.
Семейное воспитание детейв Древней Руси строилось на основе народно-педагогических  традиций инаходилось под общественным и  даже государственным контролем. Так, в «Уставекнязя Ярослава» предусматривалась ответственность родителей за подготовку детейк будущей жизни. Обучение грамоте осуществлялось в частных училищах, учителямибыли дьяки, грамотные ремесленники, отставные воины, торговцы. В таких школахдух коллективизма практически отсутствовал, дети собирались вместе для изучения грамоты, дети редко общались за пределами училищ.
К первым философамДревней Греции, занимавшимся проблемами воспитания, относится Демокрит. Демокритотмечал, как важно родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал скупыхродителей, не желавших тратить средства на обучение детей и обрекавших их наневежество.  Но таким же важным он считал обучение, в обществе рассматриваяобучение как трудную работу, Демокрит полагал  естественным прибегать кпринуждению в отношении к учащимся. «Если бы дети не принуждались к труду, онине научились бы ни грамоте, не музыке, ни гимнастике, ни тому,  что укрепляетдобродетель – стыду». Однако, Демокрит советовал добиваться педагогическихрезультатов ни одним лишь принуждением. Он предлагал формировать те стремленияпостигать неизвестное, воспитывать чувство долга и ответственности и внекоторой степени чувство коллективизма. Идеи Демокрита предваряли становлениевзглядов  древнегреческих ученых-софистов  ( V – IVв.в. до н.э.). Софисты, т.е. мудрецы, предлагая свои знания за определенноевознаграждение, оказались едва ли не первыми профессиональными учителями. Крупнейшими представителями философии  софистов являлся Сократ.  В  своейпедагогической практике Сократ  довел до совершенства такой способ нахожденияистины, как диалог с учеником. Именно в диалоге и совместно с учеником он искалистину.  Проблеме коллектива и коллективизма Сократ внимания не уделял. Егобеседы  были направлены на то, чтобы помочь «самозарождению» истины в сознанииученика. В поисках истины ученик и наставник  находились в равном положении,руководствуясь тезисом: «Я знаю только то, что я  ни чего не знаю».  Виднейшимфилософом  античности, являлся Аристотель (384 – 322 до н.э.). Аристотельпридавал первостепенное значение общественному  государственному воспитанию.Однако он был против упразднения семейного  воспитания, как это фактическинаблюдалось у  Платона. По Аристотелю семья и семейное  воспитаниесоответствуют  особенностям  человеческой природы. Воспитание детей с 7-летнеговозраста  обязательно должно находиться  под контролем государства – полиса.Семейное и общественное воспитание должны находится в соответствии друг с другом как часть и целое. Воспитание подрастающего поколения является основной задачейшколы. Аристотель оказал громадное  влияние на педагогическую мысль античностии средневековья. Его трактаты служили учебными пособиями в течение многихстолетий.
В России проблемеколлективизма стали уделять пристальное внимание с начала 19 века (Макаренко,Сухомлинский, Луначарский, Крупская).
Узловым пунктом теорииМакаренко являлся тезис «параллельного действия», т.е. органического единствавоспитания в жизни общества, коллектива и личности. При  параллельном  действииобеспечиваются  «свобода и самочувствие воспитанника»,  который выступаеттворцом, а не объектом педагогического воздействия. 
Квинтэссенцией  методики системы воспитания, по Макаренко, является идея воспитательного коллектива.Суть этой идеи заключается в необходимости формирования единого трудовогоколлектива педагогов и воспитанников, жизнедеятельность которого служитпитательной средой  для развития личности и индивидуальности.  Таким образом,Макаренко дал толчок для развития идеи коллективизма в России. Так В.Е. Гурманпредлагал говорить о предрасположенности, а не предопределенности  личности каксубъекта воспитания.  В.Е. Гурман настаивал на том, что социальное воспитаниеимеет первостепенное значение. Воспитание он рассматривал как процесснаправления от коллектива к личности.
После распада СССР вРоссии открылись возможности  не стесненных идеологическими предписаниямипедагогических  поисков,  произошли качественные изменения в школьной политике.Активный поиск совершенствования преподавания ввели учителя новаторы: С.И.Лысенкова, И.Т. Волков, Е.И. Ильин, Т.И. Гончарова и другие. Были разработанынесколько новых методик, одной из которых является методика  коллективногоспособа учебной работы. Суть этой методики заключается в том, что каждыйшкольник получает возможность расширить свои  знания с помощью товарищей. Вначале 1990-х годов  организовывались экспериментальные школы, которые брали на«вооружение» новые методы, разработанные учителями-методистами.  
Таким образом, можносказать, что к проблеме воспитания коллектива в России обратились не так уж идавно. Первым о необходимости формирования единого коллектива воспитанниковзаговорил А.С.Макаренко. Только после этого начали разрабатывать методикуразвития коллектива, которая до настоящего времени остаётся несовершенной. 

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯКОЛЛЕКТИВИЗМА.
§1. Этапы развитияколлектива.
 
Процесс развитияклассного коллектива является противоречивым и нелинейным. Это связано с тем,что детский коллектив, развивался как психологическая общность, содержащая всебе зоны нестабильности и саморазвития,  которые возникают,  прежде всего, всфере отношений. Они-то и становятся  источниками  либо прогрессивного, либорегрессивного развития. 
Для классного коллектива,как для всякой социальной общности, присуща самоорганизация. Это одна изсторон  его развития;  она, не являясь прямым следствием процесса управленияклассом, и порождает эти зоны.
Класс можно рассматриватькак некую социальную систему, а для любой системы поле путей ее развития, ивыход на тот или иной путь, в частности, связан с явлениями, происходящимивнутри класса на микроуровне.
Поэтому появление новичкав классе, незначительные изменения в структуре взаимоотношений, могут оказатьна определенном отрезке времени более существенное влияние на процесс развитиякласса, чем целенаправленные действия педагогов.
Развитие коллектива вклассе в значительной степени зависит от открытости, внешних связей ивзаимодействия с различными общностями в школе и вне нее.
Так же существуетнесколько стадий развития коллектива. На первоначальной стадии развития целиколлектива обычно сориентированы на внутреннюю жизнь класса. Отношение кразличным видам деятельности только начинает формулироваться, и ононеустойчиво.
К концу этой стадиипоявляется заинтересованность в совместных делах, но не у всех школьников.Эмоционально-психологические отношения опережают в своем развитии деловые.Каждый ребенок в этот период старается найти друзей, микрогруппу в которую егоприняли бы, занять в ней достойное положение. Обычно к концу этой стадииодноклассники при наличии разнообразной и интересной для них деятельностиделают ее объектом своих суждений, микрогруппы образуются довольно интересно:
Порой лишь на основесимпатий, но чаще на основе общности интересов. В центре, как правило,- дети,обладающие привлекательными для всех знаниями, умениями либо обладающиесоблазнительными для других вещами (компьютером, музыкальными записями и т.д.).В последнем случае микрогрупы носят неустойчивый характер и, если не появитьсядругого мотива их объединения, распадается уже на первоначальной стадииколлектива. В классе в этот период обычно значительное количество изолированныхшкольников.
На этой стадии коллективапроисходит и в основном завершается «узнавание» его членами не только другдруга, но и микрогрупп.
Наиболее интенсивно этотпроцесс реализуется в совместной деятельности, когда каждая микрогруппа играетв ней особую роль. При этом происходит выдвижение лидирующей микрогруппы,направленность и нормы, которой могут быть приняты всем классом. Стадияпервоначального сплочения коллектива характеризуется сравнительно высокойконфликтностью отношений, причины ее разнообразны и чаще не являютсяпринципиальными. Только к концу этой стадии число конфликтов уменьшается, асохраняющиеся оказываются связанными для жизни класса вопросами.
Эмоциональная атмосферавначале неустойчива, часто бывают сильные перепады общего настроения. Чувство«мы – единое целое», «мы – коллектив» возникает только в делах, которые удаетсяорганизовать как коллективные. Общественное мнение только начинаетформироваться и легко меняется в зависимости от обстоятельств. Уже к завершениюпервоначальной стадии развития коллектива. Вместе с тем вклад класса в общешкольныедела может быть различен в зависимости от организации его жизнедеятельности.Контакты с другими первичными коллективами школы и вне ее чаще всегоэпизодичны.
К окончанию первой стадиибольшинство учащихся принимает цели коллектива, и участвует в коллективныхделах, но доля этого участия неодинакова, часть школьников (актив) уже на этомэтапе получает возможность проявления своих творческих возможностей.
На второй стадии развитияколлектива класс еще не становится инструментом воспитания каждого ребенка, сучетом его индивидуальности. Однако, уже все большее значение для классаприобретают общественно значимые цели и мотивы деятельности. К ее окончаниюколлектив в деятельности сориентирован не только на себя, но и на принесениепользы другим. Класс часто стремится к разнообразию деятельности, но в любом еевиде ему необходимы ощутимый результат, признание успехов.
К завершению второйстадии, как правило, создается работоспособный актив, хотя учащиеся ииспытывают еще определенные затруднения в организации самоуправления. Кругобщения их расширяется за счет детских коллективов и объединений, за счетчленов педагогических коллективов.
Значительный объемобщения посвящен классной жизни, интересным формам ее организации.
К завершению этой стадиискладываются четкая структура деловых отношений, приходят в соответствиеделовые и эмоционально-психологические отношения. Стабилизируется составмикрогрупп. Изменения в их составе сводятся, как правило, к введению в группуили выведению из нее одного или двух человек, однако полностью они обычно нераспадаются. Увеличивается число контактов между группами, порой наблюдается ихслияние.
Конфликты, возникающие вэтот период, в основном, связаны с несовпадением ценностных ориентаций испособов поведения, как отдельных членов коллектива, так и объединяющих ихгрупп. В этот период класс уже способен решать возникающие в нем конфликтысамостоятельно. Это связанно с действенностью общественного мнения, сосознанием большинством себя членами единого коллектива, с желанием сделать еголучше, с потребностью каждого ощущать в нем свою защищенность.
Эмоциональный климат вэто время достаточно устойчив и доброжелателен, к завершению второй стадииразвития коллектива еще существуют «изолированные» школьники, но число обычноне превышает одного — двух, резко увеличивается количество взаимных выборов.
Развивается активность и,что особенно важно, ответственность за класс и своих товарищей, у большинствачленов коллектива. Возникают некоторые объективные условия (сформировавшеесяобщественное мнение, общая доброжелательная атмосфера, развитие чувства «мы –коллектив» и др.) для развития и появления творческой индивидуальности, активноиспользуется знания и умения каждого ребенка в жизнедеятельности коллектива,что для обеих сторон очень важно.
По мере дальнейшегоразвития классный коллектив на третью стадию развития, когда особенно важнойего деятельность на пользу другим людям, то есть осуществляется нравственнаяцель, которая в значительной степени определяет всю организацию жизни коллектива.
Самоуправлениедействительно является способом организации всех основных сфержизнедеятельности коллектива, когда каждый его член занимает активную иответственную позицию во всем, что происходит в классе.
Наиболее яркойособенностью этой стадии развития коллектива может быть гуманистическийхарактер отношений в нем, при котором каждый школьник представляет собойценность для класса. Однако, из важнейших следствий развития внутри классныхотношений – рост возможностей для личностного самовыражения и самоутверждениякаждого за счет реализации своих творческих задатков.
Деловые иэмоционально-психологические отношения в это время гармонично связаны междусобой. Школьники ради успеха дела способны стать выше своих симпатий илиантипатий. Дружеские микрогрупы не исчезают, но границы между ними становятсявсе больше размытыми. Все группы в большей или меньшей степени приобретаютколлективистскую направленность, конфликты в коллективе единичны, и школьники восновном способны преодолевать их, исходя из интересов не только коллектива, нои отдельной личности.
Атмосфера коллективастановиться, как правило, все более устойчиво оптимистической доброжелательной.Общественное мнение. Общественное мнение сформировано и может бытьиспользаванно как мощный фактор регулирования жизни класса. Коллектив классастановится полноценной ячейкой общешкольного коллектива, в связях его с другимиклассами преобладают отношения взаимопомощи. Исчезают отношения соперничествамежду классами, и появляется стремление к участию в совместных делах.
Чувство защищенности наэтой стадии развития классного коллектива становится характерным для каждогоего члена, и, что особенно важно, оно сразу возникает у новичков. 
Это идеальная модельпроцесса развития классного коллектива, конечно, реальные условия могут внестисущественные коррективы в ее реализацию.
Рассмотрев этапы развитиямежличностных отношений в школьном коллективе, мы переходим к рассмотрениюпоследовательности развития чувства коллективизма.

§2. Последовательностьразвития чувства коллективизма у
школьников.
С точки зрения психологиисуществует пять основных периодов развития чувства коллективизма. Хотя они исхожи с этапами развития коллектива, существуют и определенные различия.
Итак, первая ступеньразвития чувства коллективизма – «песчаная россыпь», то есть это стадия, накоторой незнакомые или малознакомые дети собираются вместе для того, что быучиться. На этой стадии сплоченности среди детей не наблюдается. Детиобособлены. Но эта ступень вскоре сменяется следующей ступенью развития,которая называется «мягкая глина». На этом этапе дети собираются в группы потри – семь человек. Эти группы формируются на основе интересов и симпатийдетей. Такие микрогруппы вступают в деловые отношения и решают общие вопросы потребованию учителя.
Третья ступень развитиягруппы – «мерцающий маяк». Таким маяком является актив класса, сформированный кэтому времени. В актив класса включены наиболее сознательные ученики иобщественники. Актив помогает учителю в решении организационных вопросов, также являются примером для остальных и ведут их за собой. Однако, деятельностьактива не совсем эффективна, часто дает сбои из-за слабой организацииколлектива, но чувство коллективизма присутствует.
Четвертая ступеньразвития чувства коллективизма имеет название «алые паруса». На этой стадиипланы, намеченные учителем, заставить детей чувствовать себя коллективом и бытьим, начинают сбываться. Дети становятся дружными и требовательными к себе и кдругим. На этом этапе срабатывает принцип «один за всех и все за одного». Наэтой ступени дети чувствуют себя коллективом.
Последняя ступеньразвития носит название «горящий факел». Эта стадия является высшей степеньюразвития коллектива. На этом этапе наблюдается самопожертвование ради других,чувство коллективизма развито очень сильно. Здесь срабатывает принцип: «я горюи сгораю ради других». Во времена советской власти эта ступень былаобязательной и безоговорочно выполнялась, но в настоящее время она необязательна.
Таким образом, рассмотревпоследовательность развития чувства коллективизма, мы приходим к выводу, чтооно происходит поэтапно, в течении длительного периода времени. При развитиичувства коллективизма необходимо учитывать особенности детского коллектива.
§3.  Методикаформирования коллективизма у школьников. 
 
  Рассматривая методикуформирования коллективизма, мы подразумеваем, рассмотрение методов и приемовработы, которые входят в эту методику. Итак, рассмотрим основные методы:
·         Совместнаяпрактическая деятельность. Но необходимо учитывать, что эта деятельность должнаносить гуманистический характер, а так же субъективно-значимой для всехшкольников, так же необходимо принять во внимание, что каждый член коллектива,то есть класса, должен быть активным.
·         Преподавательдолжен отдавать предпочтение коллективным и групповым видам деятельности,которая должна быть технологически организованна. Не мало важным являютсяследующие факторы: ориентация на успех школьного коллектива, а так жеорганизация сменных отношений взаимной зависимости взаимного подчинения.
·         Использованиеразличных методов, стимулирующих деятельность коллектива. Это могут быть:консультирование, психологическая поддержка, контроль, требование, обмен опытоми так далее.
·         Жизненнаяперспектива в развитии школьника и актива.
Под методикойформирования коллектива А.С Макаренко понимал систему «перспективных  линий»,организацию завтрашней радости то есть постановку близких, средних и далекихцелей. Он считал, что они увлекут его возможностью достигать желаемогорезультата.
Под перспективой вконкретном педагогическом плане понимают такие задачи, цели, которые отвечаютвнутренним требованиям личности, класса, коллектива в целом. Более отдаленныепо времени требуют усилий всего коллектива, например коллективные творческиедела.
Но при примененииследующих методов педагог должен учитывать следующие факторы:
·           Коллектив – этодинамическая система, поэтому необходимо менять свою тактику в зависимости отизменений в коллективе.
·           Преподавательдолжен сочетать разумное руководство и активность детей.
·           Преподавательдолжен опираться на коллектив учителей.
·           Дети всегдаподражают педагогу.
Таким образом, методикуформирования коллектива необходимо строго соблюдать, так как от этого зависитразвитие всего коллектива.
Также большую роль в методикеформирования коллективизма у школьников играют формы взаимодействия ученическихи педагогических коллективов.
В деятельности классногоруководителя, воспитателя определенной группы школьников это взаимодействие смалым педагогическим коллективом, в котором объединены все педагоги (учителя –практики, педагоги дополнительного образования, вожатые). Необходимость этой«заботы» диктуется задачей выработки единой стратегии, тактики воспитательногопроцесса, осуществляемого всеми педагогами, работающими с классом, определенийстиля и тона отношений с детьми, разработкой той меры содержаниявоспитательного воздействия, которую вносит каждый учитель в развитиеколлектива и отдельных учащихся… Формы такого взаимодействия в современнойшколе многообразны. Назовем некоторые из них:
1. Рациональный подход ирасстановка кадров учителей для работы с классом в зависимости от особенностейкласса (профиля, изучаемых специальных предметов, психолого-педагогическихособенностей, сложившейся социально- педагогической ситуации развитияколлектива, истории развития и воспитания, интеллектуального потенциала,психологического климата).   И, что не маловажно, в идеале группа учителей,работающих в классе, должна относиться к категории единомышленников самогоклассн6ого руководителя. Единомышленников по педагогической позиции, единыепедагогические принципы, цели, отношение к работе и детям. Именно это позволитсоздать работоспособный творческий, оптимистичный, жизнерадостный по стилю итону отношений коллектив детей, который станет идеальной и воспитывающейсредой.
2. Проведение общихинтегрированных форм учебно-воспитательной работы с классом… Кооперированиеклассного руководителя с учителями – предметниками разных специальностей, слюдьми, имеющими разнообразные увлечения и хобби, позволяет поднять уровеньпрофессионализма воспитательной работы.
3. Проведение различныхформ воспитательной работы совместно с классами: подготовка и проведениепредметных недель, различные турниры типа « КВН », « Что? Где? Когда? », « Полечудес », « Веселые старты », совместные праздники  и «Огоньки», «Литературные(театральные, поэтические, музыкальные) гостиные», совместные театральныепостановки, выставки творческих работ, приглашения на «открытые» формы работы…
 Эти дела способствуют,кроме того, созданию и развитию общешкольной системы воспитательной работы,развитию школьного коллектива, улучшают психологический климат  в классах и вшколе, способствуют гуманизации учителей и учащихся.
  Рассмотрение различныхметодов работы с коллективом  позволяет сделать вывод, что систематическое ицеленаправленное их использование позволяет реализовать главную задачупедагога: формирование и развитие детского коллектива. Педагогу необходимострого соблюдать методику формирования коллектива, учитывать факторы, которыенепосредственно оказывают влияние.
§4.Опыт работыпо формированию коллективизма у 
школьников.
 
Большой вклад в изучениипроблемы формирования коллективизма у школьников внес А.С. Макаренко. ОпытМакаренко, его педагогическое творчество являются наиболее полным выражениемпедагогических идей. Поражает диапазон содержания педагогического наследия А.С.Макаренко. Все наиболее актуальные проблемы работы школы и педагогики затронутыв нем. У А.С. Макаренко воспитание подчиняется законам системности, воспитаниязакономерен и во фронтальном, коллективном и в индивидуальном воспитаниишкольников.   А.С. Макаренко считал, что жизнь ученического коллектива можетдуховно обогащаться толь  в том случае, если педагогическая работа будетосновываться на новых закономерностях развития и удовлетворения потребностейдетей Макаренко считал это жизнь коллектива, его влияние на личность,организационные формы работы и прочие должны соответствовать условиям тоговремени. Но со временем жизнь коллектива становится разнообразнее, появляются,как говорил Макаренко, более сложные и тонкие формы коллективнойинструментовки. Все это важно иметь в виду, рассматривая опыт работысовременных коллективов учащихся. А.С. Макаренко учил, что каждый воспитанникдолжен быть членом первичного коллектива и общего и т. д. Каждый ребенок долженвыполнят какое-то поручение, каждый должен был проявить заботу о других иоказаться полезным всем. Еще одним достижением А.С. Макаренко является то, чтоон впервые обосновал идею проектирования в коллективе моральных черт личности.Антон Семенович настаивал на том, что воспитание типичного характера человекадолжно составить одну из важных целей педагогической работы. В опыте Макаренко,мы, прежде всего, видим движение коллектива, как единого целого: видимпреемственность поколений в коллективе и его связь с другими трудовымиколлективами, их тон и стиль работы, эстетику и силу коллектива.
Все это вместе взятое испособствует развитию педагогики коллективного действия. Но не только Макаренкоуделял внимание проблеме коллективизма. Необходимость развития коллективизма уучащихся широко пропагандировали Н.К. Крупская, А.И. Новикова, А.В. Мудрик идругие.       
Можно выделить ивоспитательную систему педагога Л.И.Токарской. Что особенно важно – системапрошла проверку в условиях многонациональной неэлитарной периферийной школы,где учатся представители 30 национальностей.
Детям объясняетсяорганизационная структура класса. Он делится на микрогруппы по пять человек,что поможет ребятам лучше узнать и заботится друг о друге, даст возможностьбыстрее разрешать межличностные конфликты.
Групповая организациякласса способствует формированию терпимости к представителям различныхэтнических групп и возникновению дружбы в коллективе. Навыки, полученные впроцессе групповой организации коллектива, включает умение слушать, становитьсяна общую точку зрения, правильно общаться, разрешать конфликты и работатьсообща.
 В результатеанкетирования учитель выявляет лидеров. Обычно это сложные личности, но снимиинтересно работать. Затем комплектуются группы по желанию ребят. При этом ихнужно заинтересовать поручениями, чётко формулировать как обязанности, так иограничивающее условия. Каждый должен понять, что свобода -  это вовсевседозволенность, чувствовать ответственность перед коллективом.
Состав групп периодическименяется. В дальнейшем он формируется по принципу «счастливый случай». Детипопадают в ситуацию, когда они не чувствуют себя объектом воспитания, неощущают педагогический нарочитости. Ребёнок выбирает близкое ему дело, исовершенствуются в нём, творчески воспринимая все неожиданности динамичного исложного мира.
Таким образом, мы пришлик выводу, что большой вклад в изучении проблемы формирования коллективизма ушкольников внесли многие видные педагоги и деятели. Проблема развитияколлективизма возникла очень давно и актуальна в настоящее время. Такженеобходимо учитывать опыт работы педагогов.

ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАОЕИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТОСТИ
ЧУВСТВА КОЛЛЕКТИВИЗМАУ ШКОЛЬНИКОВ 13 ЛЕТ
После изученияпсихолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, мыприступили к выполнению экспериментальной работы, цель которой состоит ввыявлении уровня развитости коллективизма у школьников, и коррекция нарушений вданной сфере посредствам использования системы коррекционной работы.
Задачамиопытно-эксперементальной работы являются:
1.        Выявление уровняразвития чувства коллективизма школьников.
2.        Составлениесистемы развития и коррекции чувства коллективизма у учащихся и еёапробирование.
3.        Выявление влиянияданной системы.
4.        Разработкарекомендаций для практических работников по использованию наиболее эффективныхметодов и форм работы, направленных на развитие коллективизма у школьников.
 
БАЗА ПРАКТИКИ
Диагностическая работабыла проведена на базе Красногвардейской средней общеобразовательной школы №1.Красногвардейская  средняя общеобразовательная школа №1. находится на улицеЦентральной, 9. директор муниципального общеобразовательного учреждения –Черёмушкин Игорь Борисович.
 Здание школы имеет триэтажа. На первом этаже расположены: методический кабинет, физкультурный зал,столовая, медицинский кабинет, учительская, библиотека, а также учебныекабинеты для младших школьников. На втором этаже кабинет психолога,учительская, методический кабинет, а также учебные кабинеты.
На базе муниципальногоучреждения работают: руководители музыкальной и изобразительной деятельности,руководитель физкультурно-оздоровительной работы. Психолог и социальный педагогосуществляют коррекционную работу. Большое внимание уделяется внеклассной икружковой работе. В библиотеке присутствует большое количество методической,психолого-педагогической литературы. Психологом регулярно проводитсядиагностическая и коррекционная работа.
Школа оформлена сэстетическим вкусом: декорации, живые цветы, картины, панно, расписные изделия.Во всех классах созданы благоприятные условия для организации различных видовдеятельности. 
Список детей.
Экспериментальнаягруппа
1.        Бордунова Анастасия
2.        ГуляевСергей
3.        Данилова Татьяна
4.        ДемиденкоМихаил
5.        ДрыгинаМарина
6.        ЕвсеевВячеслав
7.        КоркинЕвгений
8.        ЛавровАлександр
9.        ЛисавцовПавел
10.Горобец Артур
 
Контрольная группа
1.   Лопатин Андрей
2.   Малакей Антон
3.   Кузнецова Анна
4.   Набивачев Андрей
5.   Масловская Оксана
6.   Назаров Александр
7.   Скибин Игорь
8.   Тупицин Алексей
9.   Плужникова Ольга
10.Пересыпкина Елена
 
§ 1 Диагностическаяработа по определению уровня развития
коллективизма ушкольников
 
Цель:выявить уровень развития коллективизма у школьников,проанализировать работу классного руководителя, направленную па формирование икоррекцию данного чувства у учащихся.
Для проведениядиагностической работы были взяты две группы детей по десять человек:экспериментальная и контрольная.
Для реализациипоставленной цели были использованы различные методики, опросники и тесты.
Первым этапом нашейдеятельности был анализ плана воспитательной работы классного руководителя, сцелью изучения направлений и форм развития чувств коллективизма у учащихсяданного класса. В плане воспитательной работы были обозначены различные формымероприятий в этом направлении: беседы, игры, классные часы. Тематика занятийраскрывает цели и задачи, направленные на формирование сплочённости коллектива.
С целью диагностикимикроклимата класса использованы такие методики как « Социометрия» и«Референтометрия».
Поскольку люди, входящиев группу, не могут находиться в одинаковых позициях по отношению друг к другу,необходимо выявить положение каждого члена группы в отдельности.
Это позволила сделать«Социометрическая методика».

«Социометрия»
Цель.
Выявить микроклимат вгруппе, симпатии и антипатии детей в группе.
 
Ход.
Учащимся была предложенаследующая инструкция: представьте себе, что каждому из вас предоставляетсявозможность по своему желанию определить состав вашего класса. Вам необходимоответить на несколько вопросов.
В итоге были полученыследующие результаты:
Экспериментальнаягруппа
/>
10% учащихся –«аутсайдеры»: Коркин Евгений, и 10% относятся к группе «лидеров» – ЕвсеевВячеслав.

Контрольная группа
/>
10% учащихся – «аутсайдеры»:ПересыпкинаЕлена, и 20% относятся к группе «лидеров» — Скибин Игорь,Тупицин Алексей.
 
Лидер.
Экспериментальнаягруппа                                        10%
Контрольнаягруппа                                                    20%
Аутсайдер.
Экспериментальнаягруппа                                        10%
Контрольнаягруппа                                                    10%Уровни Критерии %
  
Лидер — член класса, получивший от остальных наибольшее число выборов.
Э 10
К 20 Аутсайдер — вызывает к себе наибольшую антипатию, это тот, кто получил больше всего отклонений.
Э 10
К 10
Таким образом, в  данномклассе есть явные лидеры, которые вызывают доверие и уважение среди сверстников,и аутсайдеры. Полученные результаты свидетельствуют о недостаточнойсплочённости коллектива.
Для определения кругалиц, чьё мнение важно и значимо в группе (референтной группе) использоваласьметодика «Референтометрия». Данная методика сходна с вышеописанной методикой«Социометрия».
«Референтометрия»
 
Цель.
Выявить микроклимат вгруппе, выявить «звезду», «принебрегаемых» а также группу лиц, к мнению которыхприслушиваются остальные (референтная группа).
Ход.
Учащимся предлагалосьоценить определённые качества, предложенные им, соотнести их с каждым членомгруппы.
Данные, полученные в ходеопроса, были соотнесены с данными «Социометрической методики», что позволилополучить следующие результаты:
Экспериментальнаягруппа
/>
К категориипредпочитаемых относится 20% учащихся – Гуляев Сергей, Дрыгина Марина.
К звёздам относятся 10%учащихся – Евсеев Вячеслав. И к пренебрегаемым относятся 10%  учащихся – КоркинЕвгений.
Контрольная группа
 
/>
К категориипредпочитаемых относится 30% учащихся – Лопатин Андрей, Кузнецова Анна,Масловская Оксана.
К звёздам относятся 20%учащихся – Скибин Игорь, Тупицин Алексей. И к пренебрегаемым относятся 10% учащихся – Пересыпкина Елена.
Звёзды.
Экспериментальнаягруппа                                        10%
Контрольнаягруппа                                                    20%
Предпочитаемые.
Экспериментальнаягруппа                                        10%
Контрольнаягруппа                                                    10%
 
Пренебрегаемые.
Экспериментальная группа                                       20%
Контрольнаягруппа                                                    30%Уровни Критерии % Звёзды Личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные поручения, затрагивающих их интерес.
Э 10
К 20 Пренебрегаемый Лицо, по отношению к которому осуществляется пренебрежение и неуважение его интересов и убеждений.
Э 10
К 10  
Референтная
Группа Люди мнения которых являются точкой отсчёта для оценки субъекта, самого себя и других людей.
Э 20
К 30
Методика показала, что вданных группах категории «звёзд» и «предпочитаемых» составляют референтнуюгруппу, категория «принебрегаемых» составляет 20% от общей массы учащихся, чтодостаточно высоким показателем.
С целью изученияпсихологического климата в классе были использованы следующие методики:
1.        Опросник«Психологический климат в нашем классе».
2.        Методика«Диагностика преобладающего психологического климата в коллективе».
3.        Методика«Изучение социально-психологического климата коллектива, класса».
 «Психологическийклимат в нашем классе»
Цель.
Определитьпсихологический климат в коллективе учащихся.

Ход.
Методика включает в себяпять вопросов, к каждому из которых предлагалось три варианта ответа.Результаты, полученные в ходе опроса показали:
Положительныйпсихологический климат.
Экспериментальнаягруппа                                        70%
Контрольнаягруппа                                                    60%
Неустойчивыйпсихологический климат.
Экспериментальнаягруппа                                        30%
Контрольнаягруппа                                                    30%
Отрицательныйпсихологический климат.
Экспериментальная группа                                       0%
Контрольнаягруппа                                                    10%Уровни Критерии % Положительный  психологический климат.
— высокий уровень сплочённости коллектива.
— дружеские отношения.
— активное участие в совместной деятельности.
Э 70
К 60
Неустойчивый психологический климат.
  — характерен изменчивый характер отношений в коллективе.
Э 30
К 30
Отрицательный психологический климат.
— низкий уровень сплочённости.
— конфликтные отношения.
-совместная деятельность не привлекает учащихся.
Э 0
К 10
Опросник показал, чтобольшинство учащихся характеризуют психологический климат класса какположительный, имеют доброжелательные отношения с классным руководителем и судовольствием совместно проводят досуг.
 «Изучениесоциально-психологического климата коллектива, класса»
Цель.
Изучение спецификивзаимоотношений в классе, активности членов коллектива.
Ход.
Учащимся предлагалосьответить на ряд вопросов, ответы на которые позволили сделать вывод оактивности членов коллектива.
В результате былиполучены следующие результаты:
Положительныйсоциально — психологический климат.
Экспериментальнаягруппа                                        60%
Контрольная группа                                                   60%
Неустойчивый социально- психологический климат.
Экспериментальнаягруппа                                        30%
Контрольнаягруппа                                                    30%
Отрицательныйсоциально — психологический климат.
Экспериментальнаягруппа                                        10%
Контрольнаягруппа                                                    10%
Уровни Критерии % Положительный  психологический климат.
— высокий уровень сплочённости коллектива.
— дружеские отношения.
— активное участие в совместной деятельности.
Э 60
К 60
Неустойчивый психологический климат.
  — характерен изменчивый характер отношений в коллективе.
Э 30
К 30
Отрицательный психологический климат.
— низкий уровень сплочённости.
— конфликтные отношения.
-совместная деятельность не привлекает учащихся.
Э 10
К 10
Полученные результатыпоказали, что в классе положительный психологический климат и это подтвердилирезультаты предыдущей методики. Но в тоже время следует провести ещё ряддиагностик на изучение специфики отношений в коллективе.
Естественно, что уровеньсплочённости коллектива будет полностью зависеть от специфики взаимоотношений иобщения членов группы друг с другом.
«Оценкакоммуникативных умений»
Цель.
Изучение коммуникативныхумений учащихся в группе сверстников.
Ход.
Учащимся были предложенынекоторые ситуации, возникающие между собеседниками способные вызватьнеудовлетворение от беседы.
Высокий уровень.
Экспериментальнаягруппа                                        20%
Контрольнаягруппа                                                    30%
Средний уровень.
Экспериментальнаягруппа                                        40%
Контрольная группа                                                    40%
 
Низкий уровень.
Экспериментальнаягруппа                                        40%
Контрольнаягруппа                                                    30%
В виде диаграммы этопредставлено следующим образом:
 
Экспериментальнаягруппа
/>
Контрольная группа
/>
Уровни Критерии % Высокий уровень
— умение слушать собеседника.
— избегание конфликтных ситуаций.
— откровенное выражение своих мыслей.
Э 20
К 30 Средний уровень. — хороший собеседник, но отказывает партнёру в помощи, внимании.
Э 40
К 40
    Низкий уровень.
 
— не умение слушать.
— постоянная критика и непринятие мнений других.
Э 40
К 30
Таким образом, полученныерезультаты свидетельствуют о том, что и в контрольной и в экспериментальнойгруппах большинство учащихся имеют средний или низкий уровень развитиякоммуникативных умений. Это препятствует полноценному общению членов коллективадруг с другом.
«Методика К.НТомаса»
 
Цель.
Изучение способовреагирования в конфликтной ситуации, возникающей в коллективе.
 
Ход.
Учащимся было предложенооценить предлагаемые ситуации и выбрать, из представленных способовреагирования, наиболее подходящие к ним.
Соперничество.
Экспериментальнаягруппа                                        30%
Контрольная группа                                                   40%

Сотрудничество.
Экспериментальнаягруппа                                        10%
Контрольнаягруппа                                                    20%
 
Компромисс.
Экспериментальнаягруппа                                        20%
Контрольнаягруппа                                                    30%
 
Избежание.
Экспериментальнаягруппа                                        10%
Контрольнаягруппа                                                     0%
 
Приспособление.
Экспериментальнаягруппа                                        20%
Контрольнаягруппа                                                    20%
Поскольку, наиболееприемлемыми будут являться такие формы поведения как: сотрудничество компромиссмы отнесли их к высокому уровню реагирования при конфликте; а соперничество,избежание и приспособление к низкому уровню.
В этом случае диаграммавыглядит следующим образом.

Экспериментальнаягруппа
/>
30% учащихся выбралипредпочитаемой форму поведения – соперничество: Гуляев Сергей, Лисавцов Павел,Демиденко Михаил.
10% учащихся выбралипредпочитаемой форму поведения – сотрудничество: Евсеев Вячеслав.
30% учащихся выбралипредпочитаемой форму поведения – компромисс: Дрыгина Марина, БордуноваАнастасия, Коркин  Евгений.
10% учащихся выбралипредпочитаемой форму поведения – избежание: Данилова Татьяна.
20% учащихся выбралипредпочитаемой форму поведения –  приспособление: Лавров Александр, ГоробецАртур.
Контрольная группа
/>
40% учащихся выбралипредпочитаемой форму поведения – соперничество: Лопатин Андрей, Скибин Игорь,Тупицин Алексей, Пересыпкина Елена.
 20% учащихся выбралипредпочитаемой форму поведения – сотрудничество: Кузнецова Анна, НабивачевАндрей.
30% учащихся выбралипредпочитаемой форму поведения – компромисс: Плужникова Ольга, НазаровАлександр, Малакей Антон.
10% учащихся выбралипредпочитаемой форму поведения –  приспособление: Масловская Оксана.Уровни Критерии % Высокий
Сотрудничество,
Компромисс
— способность найти общее решение возникших проблем.
— учёт интересов других участников конфликтов.
-урегулирование разногласий при взаимных уступках.
Э 40
К 50 Низкий
Соперничество,
Избежание
— отстаивание только своих точек зрения без учёта мнений других.
— уход от разрешения конфликта.
— принятие противоположной точки зрения.
-приостановка конфликта, но не его решение
Э 60
К 50
Таким образом,большинство учащихся имеют низкий уровень реагирования в конфликте и используютформы выхода из него неблагоприятные для формирования сплочённого общественноактивного коллектива.
В процессе взаимодействиячленов коллектива друг с другом могут проявляться такие состояния человека как:«родителя», «взрослого», «ребёнка». Эти три состояния сопровождают человека всюжизнь.

«Транзактный анализобщения»
Цель.
Выявить состояние,преобладающее в группе по предложенным критериям.
 
Ход.
Учащимся предлагалосьоценить в десятибалльной системе предложения или высказывания, к примеру:«бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому», или «люди должны соблюдатьвсе правила независимо от обстоятельств».
Результаты теста показалиследующие результаты:
Состояние «ребёнок».
Экспериментальнаягруппа                                        30%
Контрольнаягруппа                                                    50%
 
Состояние «взрослый».
Экспериментальнаягруппа                                        40%
Контрольнаягруппа                                                    30%
Состояние «родитель».
Экспериментальнаягруппа                                        30%
Контрольнаягруппа                                                    20%
Результаты, полученные врезультате проведения теста, представлены в диаграмме.

Экспериментальнаягруппа
/>
30% учащихся выбралисостояние «ребёнок»: Лавров Александр, Горобец Артур, Данилова Татьяна.
40% учащихся выбралисостояние «взрослый»: Дрыгина Марина, Бордунова Анастасия, Коркин  Евгений,Евсеев Вячеслав.
30% учащихся выбралисостояние: Гуляев Сергей, Лисавцов Павел, Демиденко Михаил.
Контрольная группа
/>
50% учащихся выбралисостояние «ребёнок»: Лопатин Андрей, Скибин Игорь, Тупицин Алексей, ПересыпкинаЕлена Масловская Оксана.
30% учащихся выбралисостояние «взрослый»: Плужникова Ольга, Назаров Александр, Малакей Антон.
20% учащихся выбралисостояние «родитель»: Кузнецова Анна, Набивачев Андрей.Уровни Критерии % ребёнок
— не умение управлять эмоциями.
— высокая импульсивность.
Э 30
К 50 взрослый
— чувство ответственность, импульсивность.
— доброжелательность.
Э 40
К 30 родитель
— категоричность в суждениях.
-излишняя самоуверенность.
-склонность к назиданиям и поучениям.
Э 30
К 20
Наиболее благоприятным будет являться состояние «взрослый», для которого характерна адекватная оценкаокружающей действительности. Такое состояние преобладает лишь у третьей частиопрошенных.
Таким образом,диагностика уровня развития чувства коллективизма показала, что чувствоколлективизма у учащихся развито на среднем уровне, но этого недостаточно.Поэтому необходимо уделять больше внимания развитию и коррекции данногокачества в личности учащихся. Для этого необходима разработка системы коррекциии развития.
§2 Система работынаправленная на коррекцию и развитие
чувства коллективизмау школьников 13 лет.
Цель: развитие и коррекция чувстваколлективизма у учащихся, посредствам использования системы мероприятий разработаннойв этом направлении.
Для реализациипоставленной цели была разработана система мероприятий комплексногопедагогического воздействия. Все запланированные беседы, игры, занятия,викторины проводились с экспериментальной подгруппой детей.
 При проведении различныхформ работы основное внимание уделялось принципам: систематичности ипоследовательности, а также преподнесение материала, начиная от простого ксложному. Немаловажную роль в организации мероприятий педагогические методы,которые позволяют организовать и проводить деятельность более интересно ицеленаправленно.
Как уже было сказано,запланированные нами мероприятия основываются па принципе: от простого ксложному, учитывая это, мы организовали и провели ряд тематических классныхчасов, такие как: «Ребята давайте жить дружно», «Без дружбы трудно жить»,«Волшебные слова» и другие.
Целью этих классных часовбыли: развитие умения дружить, воспитание верности в дружбе, культураповедения, развитие сплочённости коллектива, воспитание уважения к товарищам. Вцелом все эти классные часы были направлены на улучшение микроклимата в группе.
В процессе проведениятематических классных часов дети проявляли интерес и активность, об этомсвидетельствует количество вопросов задаваемых учащимися с целью получения подробнойинформации о взаимодействиях в коллективе. Также учащиеся рассказывали о своёмопыте, делились мыслями. Рассказывая всё это, учащиеся проявляли чувствогордости и любви к своему классу, их рассказы были эмоциональны и выразительны.
Одним из важнейшихнаправлений в развитии коллективизма у школьников является поддержка групповогоединства и развитие групповой сплочённости.
  В связи с этим в планнашей работы мы включили серию мероприятий па развитию групповой сплочённости ичувства группового единства.
В эту серию мероприятийвошли игры, которые оказывают большое влияние на развитие коллективизма ушкольников. Позволяют более осознано регулировать отношения в группе детей.
На всех видахдеятельности, которые предлагались детям, был подобран информационный материал,способствующий формированию чувства коллективизма и воспитание взаимопониманияв группе.
В серию мероприятий такжевошли походы и экскурсии. Наблюдая за животными во время похода в парк, детиухаживали за ними: вместе кормили их и, получив положительный результат, детивсе вместе радовались этому.
Во время экскурсии вмузей дети очень живо обсуждали, то что они могут увидеть, учащиеся которыепосещали музей ранее делились впечатлениями с теми кто ещё не был там. В музеедети с удовольствием рассматривают экспонаты, и задают вопросы экскурсоводу.Возвращаясь из музея, все дети делились впечатлениями друг с другом,рассказывали, что им понравилось больше всего.
Запланированныемероприятия включали в себя и поход в кино. Возвращаясь, после просмотрафильма, дети бурно обсуждали фильм. Все дети делились впечатлениями друг сдругом об увиденном.
Все перечисленные видыдеятельности направленные на развитие коллективизма у школьников являются оченьсодержательными, поэтому при их организации и проведении, особое вниманиеуделялось использованию оборудования, игровому методу, а также не упущено былоиспользование на равнее с коллективным и индивидуального подхода. Все этиусловия позволили организовать деятельность доступной, интересной, а также сформироватькачества личности, которые являются важными в развитии коллективизма уучащихся.
Таким образом, на данномэтапе работы все запланированные мероприятия проводились систематически,основываясь на принципе от простого к сложному.
Детям предлагались мероприятияна развитие коллективизма по следующим направлениям:
— создание положительногоэмоционального фона,
— воспитание культурыповедения,
— развитиевзаимопонимания в группе,
— развитие групповойсплочённости,
— улучшениеэмоционального климата в группе.
Все виды деятельностипроводились в разнообразных формах занятия, игры, прогулки, экскурсии сиспользованием яркого, эстетического оформленного материала, который вызывалбольшой интерес и желание с ним работать.
Соблюдая условия,выдвинутые в гипотезе, удалось добиться и реализовать поставленную цель,которая была направлена на реализацию внеклассных форм работы содействующихформированию чувства коллективизма.
§3 Диагностическаяработа по определению изменения уровня
развития коллективизма
Цель:выявить изменился ли  уровень развития коллективизма ушкольников, проанализировать поделанную работу, направленную на формирование икоррекцию данного чувства у учащихся.
Для проведениядиагностической работы были взяты те же две группы детей по десять человек:экспериментальная и контрольная.
Для реализациипоставленной цели были использованы различные методики, опросники и тесты.
С целью диагностикимикроклимата класса использованы такие методики как « Социометрия» и«Референтометрия».
Поскольку люди, входящиев группу, не могут находиться в одинаковых позициях по отношению друг к другу,необходимо выявить положение каждого члена группы в отдельности.
Это позволила сделать«Социометрическая методика».
 
«Социометрия»
Цель.
Выявить микроклимат вгруппе, симпатии и антипатии детей в группе.
Ход.
Учащимся была предложенаследующая инструкция: представьте себе, что каждому из вас предоставляетсявозможность по своему желанию определить состав вашего класса. Вам необходимоответить на несколько вопросов.
В итоге были полученыследующие результаты:
Экспериментальнаягруппа
/>
10% учащихся –«аутсайдеры»: Коркин Евгений, и 20% относятся к группе «лидеров» – ЕвсеевВячеслав,Гуляев Сергей.
Контрольная группа
/>
10% учащихся –«аутсайдеры»: ПересыпкинаЕлена, и 20% относятся к группе «лидеров» — Скибин Игорь, Тупицин Алексей.
 
Лидер.
Экспериментальнаягруппа                                        20%
Контрольнаягруппа                                                    20%
Аутсайдер.
Экспериментальнаягруппа                                        10%
Контрольнаягруппа                                                    10%Уровни Критерии %
  
Лидер — член класса, получивший от остальных наибольшее число выборов.
Э 20
К 20 Аутсайдер — вызывает к себе наибольшую антипатию, это тот, кто получил больше всего отклонений.
Э 10
К 10
Таким образом, мы видим,что в экспериментальной группе появился еще один явный лидер, эти учащиеся вызывают доверие и уважение среди сверстников. Полученные результаты свидетельствуюто изменении уровня сплочённости коллектива.
Для определения кругалиц, чьё мнение важно и значимо в группе (референтной группе) использоваласьметодика «Референтометрия». Данная методика сходна с вышеописанной методикой«Социометрия».
«Референтометрия»
Цель.
Выявить микроклимат вгруппе, выявить «звезду», «принебрегаемых» а также группу лиц, к мнению которыхприслушиваются остальные (референтная группа).
Ход.
Учащимся предлагалосьоценить определённые качества, предложенные им, соотнести их с каждым членомгруппы.
Данные, полученные в ходеопроса, были соотнесены с данными «Социометрической методики», что позволилополучить следующие результаты:
Экспериментальнаягруппа
/>
К категориипредпочитаемых относится 30% учащихся – Гуляев Сергей, Дрыгина Марина, ГоробецАртур.
К звёздам относятся 10%учащихся – Евсеев Вячеслав.
 
Контрольная группа
/>
К категориипредпочитаемых относится 30% учащихся – Лопатин Андрей, Кузнецова Анна,Масловская Оксана.
К звёздам относятся 20%учащихся – Скибин Игорь, Тупицин Алексей. И к пренебрегаемым относятся 10% учащихся – Пересыпкина Елена.
Звёзды.
Экспериментальнаягруппа                                        10%
Контрольнаягруппа                                                    20%
Предпочитаемые.
Экспериментальная группа                                       30%
Контрольнаягруппа                                                    30%
 
Пренебрегаемые.
Экспериментальнаягруппа                                         0%
Контрольная группа                                                   10%
Уровни Критерии % Звёзды Личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные поручения, затрагивающих их интерес.
Э 10
К 20 Пренебрегаемый Лицо, по отношению к которому осуществляется пренебрежение и неуважение его интересов и убеждений.
Э   0
К 10  
Референтная
Группа Люди, мнения которых являются точкой отсчёта для оценки субъекта, самого себя и других людей.
Э 30
К 30
Методика показала, что вэкспериментальной группе категории «звёзд» и «предпочитаемых» составляютреферентную группу, категория «принебрегаемых» отсутствует, что являетсядостаточно хорошим показателем. С целью изучения психологического климата вклассе были использованы следующие методики:
1. Опросник«Психологический климат в нашем классе».
2. Методика «Диагностикапреобладающего психологического климата в коллективе».
3.        Методика«Изучение социально-психологического климата коллектива, класса».
«Психологическийклимат в нашем классе»
Цель.
Определитьпсихологический климат в коллективе учащихся.
 
Ход.
Методика включает в себяпять вопросов, к каждому из которых предлагалось три варианта ответа.Результаты, полученные в ходе опроса показали:

Положительныйпсихологический климат.
Экспериментальнаягруппа                                        80%
Контрольнаягруппа                                                    60%
Неустойчивыйпсихологический климат.
Экспериментальная группа                                       20%
Контрольнаягруппа                                                    30%
Отрицательныйпсихологический климат.
Экспериментальнаягруппа                                        0%
Контрольная группа                                                   10%Уровни Критерии % Положительный  психологический климат.
— высокий уровень сплочённости коллектива.
— дружеские отношения.
— активное участие в совместной деятельности.
Э 80
К 60
Неустойчивый психологический климат. — характерен изменчивый характер отношений в коллективе.
Э 20
К 30
Отрицательный психологический климат.
— низкий уровень сплочённости.
— конфликтные отношения.
-совместная деятельность не привлекает учащихся.
Э 0
К 10
Опросник показал, чтобольшее количество учащихся характеризуют психологический климат класса какположительный, имеют доброжелательные отношения с классным руководителем и судовольствием совместно проводят досуг.
 
 «Изучениесоциально-психологического климата коллектива, класса»

Цель.
Изучение спецификивзаимоотношений в классе, активности членов коллектива.
Ход.
Учащимся предлагалосьответить на ряд вопросов, ответы на которые позволили сделать вывод обактивности членов коллектива.
В результате былиполучены следующие результаты:
Положительныйсоциально — психологический климат.
Экспериментальнаягруппа                                        80%
Контрольнаягруппа                                                    60%
Неустойчивый социально- психологический климат.
Экспериментальнаягруппа                                        10%
Контрольнаягруппа                                                    30%
Отрицательныйсоциально — психологический климат.
Экспериментальнаягруппа                                        10%
Контрольнаягруппа                                                    10%Уровни Критерии % Положительный  психологический климат.
— высокий уровень сплочённости коллектива.
— дружеские отношения.
— активное участие в совместной деятельности.
Э 80
К 60
Неустойчивый психологический климат. — характерен изменчивый характер отношений в коллективе.
Э 10
К 30
Отрицательный психологический климат.
— низкий уровень сплочённости.
— конфликтные отношения.
-совместная деятельность не привлекает учащихся.
Э 10
К 10
Полученные результатыпоказали, что в классе в лучшую сторону изменился психологический климат. Онстал наиболее положительным, и это подтвердили результаты предыдущей методики.
Естественно, что уровеньсплочённости коллектива будет полностью зависеть от специфики взаимоотношений иобщения членов группы друг с другом.
«Оценкакоммуникативных умений»
Цель.
Изучение коммуникативныхумений учащихся в группе сверстников.
Ход.
Учащимся были предложенынекоторые ситуации, возникающие между собеседниками способные вызватьнеудовлетворение от беседы.
Высокий уровень.
Экспериментальнаягруппа                                        40%
Контрольнаягруппа                                                    30%
Средний уровень.
Экспериментальнаягруппа                                        40%
Контрольнаягруппа                                                    40%
Низкий уровень.
Экспериментальнаягруппа                                        20%
Контрольнаягруппа                                                    30%

В виде диаграммы этопредставлено следующим образом:
 
Экспериментальнаягруппа
/>
Контрольная группа
/>Уровни Критерии % Высокий уровень
— умение слушать собеседника.
— избегание конфликтных ситуаций.
— откровенное выражение своих мыслей.
Э 40
К 30 Средний уровень. — хороший собеседник, но отказывает партнёру в помощи, внимании.
Э 40
К 40
    Низкий уровень.
 
— не умение слушать.
— постоянная критика и непринятие мнений других.
Э 20
К 30
Таким образом, полученныерезультаты свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе большинствоучащихся имеют средний или высокий уровень развития коммуникативных умений. Этоговорит о том, что методическая работа велась в правильном направлении иоказала положительное влияние на учащихся. 
 
«Методика К.НТомаса»
 
Цель.
Изучение способов реагированияв конфликтной ситуации, возникающей в коллективе.
Ход.
Учащимся было предложенооценить предлагаемые ситуации и выбрать, из представленных способовреагирования, наиболее подходящие к ним.
Соперничество.
Экспериментальная группа                                       20%
Контрольнаягруппа                                                    40%
 
Сотрудничество.
Экспериментальнаягруппа                                        20%
Контрольнаягруппа                                                    20%
 
Компромисс.
Экспериментальнаягруппа                                        40%
Контрольнаягруппа                                                    30%

Избежание.
Экспериментальнаягруппа                                        10%
Контрольнаягруппа                                                      0%
 
Приспособление.
Экспериментальнаягруппа                                        10%
Контрольнаягруппа                                                    20%
Поскольку, наиболее приемлемымибудут являться такие формы поведения как: сотрудничество компромисс мы отнеслиих к высокому уровню реагирования при конфликте; а соперничество, избежание иприспособление к низкому уровню.
В этом случае диаграммавыглядит следующим образом.
Экспериментальнаягруппа
/>
20% учащихся выбралипредпочитаемой форму поведения – соперничество: Гуляев Сергей, Лисавцов Павел.
20% учащихся выбрали предпочитаемойформу поведения – сотрудничество: Евсеев Вячеслав, Демиденко Михаил.
40% учащихся выбралипредпочитаемой форму поведения – компромисс: Дрыгина Марина, БордуноваАнастасия, Коркин  Евгений, Горобец Артур.
10% учащихся выбралипредпочитаемой форму поведения – избежание: Данилова Татьяна.
10% учащихся выбралипредпочитаемой форму поведения –  приспособление: Лавров Александр.
Контрольная группа
/>
40% учащихся выбралипредпочитаемой форму поведения – соперничество: Лопатин Андрей, Скибин Игорь,Тупицин Алексей, Пересыпкина Елена.
 20% учащихся выбралипредпочитаемой форму поведения – сотрудничество: Кузнецова Анна, НабивачевАндрей.
30% учащихся выбралипредпочитаемой форму поведения – компромисс: Плужникова Ольга, НазаровАлександр, Малакей Антон.
10% учащихся выбралипредпочитаемой форму поведения –  приспособление: Масловская Оксана.
Уровни Критерии % Высокий
Сотрудничество,
Компромисс
— способность найти общее решение возникших проблем.
— учёт интересов других участников конфликтов.
-урегулирование разногласий при взаимных уступках.
Э 50
К 50 Низкий
Соперничество,
Избежание
— отстаивание только своих точек зрения без учёта мнений других.
— уход от разрешения конфликта.
— принятие противоположной точки зрения.
-приостановка конфликта, но не его решение
Э 50
К 50
Таким образом,большинство учащихся приобрели средний уровень реагирования в конфликте ииспользуют формы выхода из него благоприятные для формирования сплочённогообщественно активного коллектива.
В процессе взаимодействиячленов коллектива друг с другом могут проявляться такие состояния человека как:«родителя», «взрослого», «ребёнка». Эти три состояния сопровождают человека всюжизнь.
«Транзактный анализобщения»
Цель.
Выявить состояние,преобладающее в группе по предложенным критериям
 Ход.
Учащимся предлагалосьоценить в десятибалльной системе предложения или высказывания, к примеру:«бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому», или «люди должны соблюдатьвсе правила независимо от обстоятельств».
Результаты теста показалиследующие результаты:

Состояние «ребёнок».
 
Экспериментальнаягруппа                                        20%
Контрольнаягруппа                                                    50%
 
Состояние «взрослый».
Экспериментальнаягруппа                                        50%
Контрольнаягруппа                                                    30%
Состояние «родитель».
Экспериментальнаягруппа                                        30%
Контрольнаягруппа                                                    20%
Результаты, полученные врезультате проведения теста, представлены в диаграмме.
Экспериментальнаягруппа
/>
20% учащихся выбралисостояние «ребёнок»: Лавров Александр, Горобец Артур.
50% учащихся выбралисостояние «взрослый»: Дрыгина Марина, Данилова Татьяна, Бордунова Анастасия,Коркин  Евгений, Евсеев Вячеслав.
30% учащихся выбралисостояние: Гуляев Сергей, Лисавцов Павел, Демиденко Михаил.
Контрольная группа
/>
50% учащихся выбралисостояние «ребёнок»: Лопатин Андрей, Скибин Игорь, Тупицин Алексей, ПересыпкинаЕлена, Масловская Оксана.
30% учащихся выбралисостояние «взрослый»: Плужникова Ольга, Назаров Александр, Малакей Антон.
20% учащихся выбралисостояние «родитель»: Кузнецова Анна, Набивачев Андрей.Уровни Критерии % ребёнок
— не умение управлять эмоциями.
— высокая импульсивность.
Э 20
К 50 взрослый
— чувство ответственность, импульсивность.
— доброжелательность.
Э 50
К 30 родитель
— категоричность в суждениях.
-излишняя самоуверенность.
-склонность к назиданиям и поучениям.
Э 30
К 20
Наиболее благоприятнымбудет являться состояние «взрослый», для которого характерна адекватная оценкаокружающей действительности. Состояние «взрослый» проявила половинаэкспериментальной группы. Это является хорошим показателем.
Таким образом,диагностика развития чувства коллективизма показала, что чувство коллективизма учащихся по сравнению с начальным этапом изменилось со среднего до высокогоуровня. 
Поэтому мы пришли квыводу, что разработанная нами система коррекции, направленная на развитиечувства коллективизма действенна и эффективна. Поставленная нами цельдостигнута.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Проблема развитияколлективизма традиционно привлекает внимание исследователей, психологов,педагогов. Этой проблеме уделяли огромное внимание такие педагоги как:А.С.Макаренко, Сухомлинский, Н.К.Крупская, Луначарский, Лысенков, Волков,Ильин.
В настоящее время встране сложилось очень сложная ситуация. Каждого интересуют только личныепроблемы.
Но возникает вопрос, какнужно воспитывать чувство коллективизма у детей. По мнению А.С.Макаренкоколлектив будет развиваться только в том случае, если будет постоянное движениевперёд. Нужно воспитывать не какого-то отдельного человека, а весь коллектив вцелом. И это единственный путь воспитания.
Человек – существосоциальное и начиная с малых лет он должен жить совместно с другими людьми,вступать с ними во взаимодействие и сотрудничество. Этому можно научиться тольков групповом общении.
Задача педагогов, вданном случае, помочь детям в организации совместной деятельности. Это возможнотолько при наличии необходимых условий. Диагностика межличностных отношенийпозволяет выяснить сложившуюся атмосферу в коллективе детей. При учете качествкаждого индивида в отдельности можно добиться положительных результатов.
Рассмотрев подходы кданной проблеме, можно сделать вывод, что гипотеза исследования подтверждена:Формирование чувства коллективизма будет происходить эффективно при соблюденииследующих условий:
· Своевременная диагностикамежличностных отношений, нравственной воспитанности.
· Учет индивидуальных особенностейдетей.
· Наличие комплексной программы работы.
· Учет личностных качеств педагога.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Методы удовлетворения потребностей сферой сервиса
Реферат Компьютеризация и учет затрат в ОАО "Динамик"
Реферат Айкидо и гармония в природе
Реферат Разработка элементов модульной технологии обучения математике в 6-ом классе
Реферат Tobacco Companies And Thier Ethics Essay Research
Реферат В списках не значился. Васильев Б.Л.
Реферат Методичні засади контролю пізнавальної діяльності студентів вищих технічних навчальних закладів із загальної фізики
Реферат «Информация»
Реферат Право в РФ
Реферат Священная Римская империя
Реферат Понятие финансов и финансовой деятельности Украины
Реферат Отчет о прохождении производственной практики по бухгалтерскому учету на примере фирмы
Реферат ОДИНОЧНЫЙ ЗАМЕР
Реферат Декоративно-прикладное искусство в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Реферат Shelby Essay Research Paper This novel opens