Оглавление
TOC o «1-2» Оглавление_____________________________________________________________________ PAGEREF_Toc74633502 h 1
Введение_______________________________________________________________________ PAGEREF_Toc74633503 h 2
1. История обязательного экземпляра_____________________________________________ PAGEREF_Toc74633504 h 4
1.1 Своеобразие отечественногообязательного экземпляра______________________ PAGEREF _Toc74633505 h 5
1.2 Состояние обязательного экземпляра в СССР и в период Перестройки__________ PAGEREF _Toc74633506 h 7
2. Федеральный закон «Об обязательномэкземпляре»_______________________________ PAGEREF_Toc74633507 h 9
2.1 Подготовка к созданию Закона_______________________________________________ PAGEREF _Toc74633508 h 9
2.2 Основные положения_______________________________________________________ PAGEREF _Toc74633509 h 9
2.3 Значение Закона «Об обязательном экземпляре документов»__________________ PAGEREF _Toc74633510 h 12
2.4 Недостатки Закона и роль РКП в системе обязательного библиотечногоэкземпляра___ PAGEREF _Toc74633511 h 12
3. Федеральный закон № 19 «О внесении изменений и дополнений вФедеральный закон «Об обязательном экземпляре документов»» (2002 г.)__________________________________ PAGEREF_Toc74633512 h 18
3.1 Четыре редакции Законопроекта____________________________________________ PAGEREF _Toc74633513 h 18
3.2 Поправки президента РФ В.В. Путина_______________________________________ PAGEREF _Toc74633514 h 23
3.3 Главное в новом Законе____________________________________________________ PAGEREF _Toc74633515 h 25
4. Контроль за доставкой обязательного экземпляра иинформирование об издании системы «Books in print»_________________________________________________________________________ PAGEREF_Toc74633516 h 28
Заключение____________________________________________________________________ PAGEREF_Toc74633517 h 32
Список используемой литературы_______________________________________________ PAGEREF_Toc74633518 h 34
Введение
С развитием прогресса все более очевидным становитсяпревращение информации в глобальный стратегический ресурс. Согласно исследованиям ЮНЕСКО, утрата информацииприравнивается к утрате человечеством знания. В этой связи особое значениеприобретает задача собирания или накопления документов, созданных человеческойцивилизацией, и их сохранения в интересах настоящего и будущих поколений.
Особым способом гарантированного обеспечения полнотыкомплектования национальными документами фондов крупных научных библиотекфедерального уровня (РГБ, РНБ), Центральных библиотек субъектов РФ идокументами местного уровня муниципальных библиотек является система предоставленияобязательного экземпляра документов.
Обязательный экземпляр был введен в России более 200лет назад. За долгую историю в нашей стране принимались различныепостановления, уточняющие и изменяющие порядок доставки обязательногоэкземпляра в библиотеки и другие учреждения. Однако специального закона,регламентирующего политику государства в области формирования обязательногоэкземпляра документов, принято не было. Впервые такой закон был разработан в1994 г. специалистами Российской книжной палаты и Российской государственнойбиблиотеки (при участии сотрудников Российской национальной библиотеки иБиблиотеки Российской академии наук). Время потребовало модернизации Закона, сэтой целью в 2002 г. был принят федеральный закон № 19 о внесении изменений идополнений в Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов». Дажепосле принятия поправок к Закону, остается вопрос о проблемах контроля закомплектованием фондов библиотек обязательным экземпляром.
Большое внимание в данной работе я акцентирую наистории развития и современном состоянии закона об обязательном экземпляре,т.к. считаю, что в Законе отражаются основные тенденции развития Библиотечногодела в России.
Известен расхожий афоризм: культура не декретируется, а любовно выращивается.Одно из сильнейших средств создания условий для формирования культуры —законодательство. Нормы права, прямые или косвенные, оказывают самоенепосредственное влияние на некоторые области библиотечной деятельности. Текущеекомплектование библиотечных фондов — именно та область, которая позволяетсказать: какие законы мы создали, такие у нас и фонды.
Для дальнейшего удобства рассмотрения проблемыобязательного экземпляра важно с самого начала дать определения основнымпонятиям, которые будут использоваться в данной работе:
Система представления обязательных экземпляровдокументов — это совокупность видов обязательных экземпляров, а такжеустановленный порядок их собирания, распределения и использования (16, С. 79);
Обязательный экземпляр — это экземпляр каждогоотечественного документа, направляемый в обязательном порядке производящими ихорганизациями согласно закону или специальному правительственному распоряжениюв государственные книгохранилища, крупные библиотеки, информационные ибиблиографические центры для государственного библиографического учетавыпускаемых документов, комплектования общенациональных библиотечных фондов,архивов документации, обеспечения информационной и библиографическойдеятельности (16, С. 79);
Обязательный экземпляр документов — экземплярыразличных видов тиражированных документов, подлежащие передаче производителямив соответствующие учреждения и организации в порядке и количестве,установленных настоящим Федеральным законом;
Документ — материальный объект с зафиксированной нанем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный дляпередачи во времени и пространстве в целях хранения и общественногоиспользования;
Обязательный бесплатный экземпляр — экземплярыразличных видов документов, подлежащие безвозмездной передаче их производителямив соответствующие учреждения и организации в порядке и количестве,установленных настоящим Федеральным законом;
Обязательный платный экземпляр — экземплярыразличных видов документов, подлежащие передаче за плату их производителями всоответствующие учреждения и организации в порядке и количестве, установленныхнастоящим Федеральным законом;
Обязательный бесплатный местный экземпляр —экземпляры различных видов изготовленных на территории города, районадокументов, которые подлежат безвозмездной передаче их производителями всоответствующие учреждения и организации в порядке и количестве, установленныхнастоящим Федеральным законом. (11, С. 50)
1. История обязательного экземпляра
Законодательство об обязательном экземпляре документов, ведущеесвою историю в Европе с середины 16 столетия, ныне, бесспорно, являетсяфундаментальной основой формирования национальных библиотечных фондов игосударственного библиографического учета в большинстве стран мира.
Вниманиюшироких кругов специалистов в области издательского и библиотечного дела,информатики, гуманитарного права предлагается впервые изданное на русскомязыке «Руководство по законодательству об обязательном экземпляре». Оно былоразработано в своем начальном варианте канадской исследовательницей Джин Ланн,одобрено и опубликовано ЮНЕСКО в 1981 г. как примерная модель закона о системеобязательного экземпляра, которая могла бы служить основой для обеспечениянационального библиографического учета в странах, являющихся членами ЮНЕСКО.
В1998 г. Вторая международная конференция по национальным библиографическимслужбам, состоявшаяся в Копенгагене, учитывая дальнейшее расширение видовдокументов на различных носителях информации, рекомендовала ИФЛА «… поддержатьпересмотр существующего набора руководств, чтобы предусмотреть положения обовсех новых и будущих формах публикаций». В соответствии с данной резолюциейдиректор Юридической библиотеки Университета Оттавы (Канада) Жюль Ларивьерподготовил полностью пересмотренное и дополненное издание «Руководства» д-раЛанн, которое осуществлено при финансовой помощи ЮНЕСКО через структуры ИФЛА ипод общим руководством Национальной библиотеки Канады в Париже в 2000 г. (4,С. 2)
Авторновой редакции «Руководства» считает егоцелью содействие разработке или пересмотру законодательства об обязательномэкземпляре на основе современных требований, но отмечает, что его работа«содержит лишь предложения, и эти предложения нуждаются в адаптации в каждойконкретной юридической системе». Автор отмечает: «Руководство представляет собойминимальные стандарты и не должно рассматриваться как строгие правила. Их неследует также воспринимать как нераздельный свод правил. К каждому из нихнужно подходить индивидуально, в зависимости от потребностей и условийконкретной страны. Документ предлагает выбор, и дело каждой правовой системыопределить тот тип юридических положений, который больше всего соответствуетвнутренней ситуации». (4, С.3)
Темаразвития обязательного экземпляра в Европе и мире многоаспектна и обширна,поэтому будут рассмотрены только аспекты развития отечественного обязательногоэкземпляра.1.1 Своеобразие отечественногообязательного экземпляра
Российский общегосударственный обязательный экземпляр (далее- ОЭ) был учрежден в 1783 г. указом Екатерины II о вольных типографиях, покоторому один экземпляр всех изданий в России надлежало доставлять вБиблиотеку Императорской Академии наук в Петербурге. Кроме того, этабиблиотека получала с 1746 г. обязательный экземпляр изданий Академии наук, тоестьведомственный обязательный экземпляр возник на 37 лет раньше государственного.
Зарождениероссийских национальных библиотек ознаменовало последующие этапы развитиясистемы обязательною экземпляра: в 1810 г. ее установили для ИмператорскойПубличной библиотеки в Петербурге (ныне — Российская национальная библиотека),а с 1862 г. — для Библиотеки Румянцевского и Публичного музеев (ныне — Российскаягосударственная библиотека). (10, С. 430)
Третьимэтапом развития системы явилось предоставление в 1812 г. российскогообязательного экземпляра едва ли не впервые в мировой истории провинциальномуучреждению — Библиотеке Хельсинкского университета, которая получала его вплотьдо отделения Великого княжества Финляндского от Российской империи в 1917 г.
Ужена начальных этапах становления отечественной системы ОЭ обозначилось еесвоеобразие, при общих исходных принципах, с моделями других стран Европы.Сходными были задачи собирания национального культурного наследия, отраженногов литературе, и контроля за публикациями.
Дваважнейших фактора предопределили особые черты отечественного ОЭ.
Во-первых,более выраженная, чем в иных странах, государственная поддержка крупныхпубличных библиотек. Отсюда — несколько получателей ОЭ, начиная с 18-го века.
Во-вторых,специфический дуализм столиц — первопрестольной Москвы и новоучрежденнойстолицы — Санкт-Петербурга, что вызвало формирование в нашей стране двухнациональных библиотек.
Кназванным обстоятельствам добавилась необходимость создания ресурсов русскойлитературы в центрах крупных провинций (например, Хельсинкского университета).
Темсамым у нас перед системой ОЭ была поставлена третья цель — он сталцентрализованным источником бесплатного комплектования фондов крупнейшихнаучных и публичных библиотек.
1.2Состояние обязательного экземпляра в СССР и в период Перестройки
Триединоепредназначение ОЭ с сильным акцентом на контролирующие и комплектаторскиезадачи особенно развилось в советский период. Без справки об отправкеустановленного количества ОЭ органы Главлита не давали разрешения на выпусктиража издания в свет; получателями универсальных и так называемых профильных(отраслевых и видовых) комплектов ОЭ в 70-е годы являлись не только крупнейшиегосударственные центральные библиотеки, но и научно-информационные учреждения(например, ВИНИТИ, ИНИОН) в Москве и Ленинграде, а также в Алма-Ате, Киеве,Минске и Хабаровске.
Именнопоэтому только в нашей стране возникло столь специфическое учреждение, как Российскаякнижная палата, которая осуществляет государственную регистрацию и хранениефонда отечественных публикаций (в других странах - это функция национальных библиотек), а такжеполучение и распределение комплектов ОЭ между утвержденными фондодержателями.
Параллельнов советский период был учрежден также платный обязательный экземпляр — длякомплектной поставки книг научным библиотекам в соответствии с их заказами потиповому тематическому плану комплектования. Данную функцию выполнял ивыполняет Центральный коллектор научных библиотек в Москве.
Приадминистративно-командной системе экономики, которая подкреплялась тотальнойцензурой, данная ситуация казалась вполне естественной. Все издатели исправноотправляли 17 ОЭ каждого книжного издания и несколько меньшее количествопериодики в Книжную палату, а та, в свою очередь, делила их между двумядесятками с лишним книгохранилищ.
Вначале 1990-х гг. в книгоиздательской и книгораспространительской сферах наметилисьдеструктивные тенденции, в частности, значительно выросло количествонегосударственных издающих организаций, большинство из которых не имело представленияо необходимости передачи в библиотеки обязательных экземпляров, не появилосьдейственного механизма контроля за их доставкой после упразднения Главлита;разрушились ранее существовавшие крупные государственныекнигораспространительские структуры библиотек, привыкшие к стабильнымисточникам комплектования с четкой организационной структурой и системойвзаимоотношений с партнерами, наступили тяжелые времена.
Усугубилоситуацию и то, что принятая еще в СССР нормативно-правовая база в областикнигоиздания и обязательного экземпляра в значительной части была дезавуирована.Если к этому добавить отсутствие стабильного и достаточного финансированиябиблиотек, то станет ясно, как остро стала проблема комплектования фондов.
Впериод «Перестройки», экономической нестабильности и резкого увеличенияцен на издательскую продукцию, для многих миллионов читателей Россиибиблиотеки стали единственными учреждениями, где бесплатно можно пользоватьсяновой литературой.
Наиболеестабильным источником пополнения фондов национальных библиотек на протяжениимногих десятилетий оставался обязательный бесплатный экземпляр документов.Однако национальные библиотеки столкнулись с его неполнотой, что взначительной мере осложнило обслуживание читателей. В связи со сложившейсяситуацией остро встали проблемы взаимодействия национальных библиотек сРоссийской книжной палатой (РКП) в обеспечении полноты комплектования фондовобязательным бесплатным экземпляром, а также координации деятельности вобласти хранения обязательного экземпляра в Государственном архиве печати РКПи фондах национальных библиотек.
2. Федеральный закон «Об обязательном экземпляре»2.1Подготовка к созданию Закона
Переходстраны к рыночной экономике, ликвидация цензуры, начавшееся в этот же периодрасширение издательского сектора и появление новых видов документов поставилисистему ОЭ в сложное положение, так как заметно снизилась полнота егополучения Российской книжной палатой. Среди руководителей и специалистовбиблиотечного дела обсуждались два противоположных решения кризисной ситуации:
Одноиз них сформулировал профессор Ю.Н.Столяров, заявив, что задачи формирования исчерпывающе полного национальногофонда страны и библиографического учета «… преспокойно можно решить… однимэкземпляром. Вот тогда выражение обязательный экземпляр становится совершенноточным». (4, С. 5)
Второерешение, поддержанное большинством специалистов, сводилось к постепенномусокращению количества бесплатных ОЭ путем дифференциации видов документов. Сгосударственной точки зрения нельзя было в момент экономических реформ лишитьэтого источника пополнения фондов более чем 20 крупнейших библиотек, формирующихпо существу распределенный документный фонд страны. Это привело бы к их гибели,так как замена обязательного экземпляра закупкой литературы и до настоящеговремени невозможна из-за отсутствия требуемых на то бюджетных средств.
Данныйподход утвердил Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов»(1994), а затем развил принятый 23 января 2002 г. Федеральный закон «О внесенииизменений и дополнений в Федеральный закон «Об обязательном экземпляредокументов».2.2Основные положения
ПринятияФедерального закона «Об обязательном экземпляре документов»библиотеки ждали с нетерпением. По отношению к нему можно неоднократно употребитьслово «впервые»:
— Впервые в России формирование системы обязательногоэкземпляра документов базируется на нормативно-правовой основе на уровнеФедерального закона.
— Впервые в правовой акт включены подлежащие доставкевсе виды документов на разных носителях, отражающих интеллектуальный потенциалстраны.
— Впервые в закон внесены нормы о защите правпроизводителей документов.
— Впервые законодательно определена политика государствав области формирования обязательного экземпляра как ресурсной базыкомплектования полного национального библиотечно-информационного фонда РФ иразвития системы государственной библиографии. (20, С. 19)
НастоящийФедеральный закон определяет политику государства в области формированияобязательного экземпляра документов как ресурсной базы комплектования полногонационального библиотечно-информационного фонда Российской Федерации и развитиясистемы государственной библиографии, предусматривает обеспечение сохранностиобязательного экземпляра документов, его общественное использование. Законустанавливает виды обязательного экземпляра документов, категории их производителейи получателей, сроки и порядок доставки обязательного экземпляра документов,ответственность за их нарушение, он не распространяется на документы личного исекретного характера, документы, созданные в единичном исполнении, архивныематериалы (документы) и управленческую документацию. (11, С. 49)
Провозглашенная в нем ответственность за сохранность фондов,сформированных на основе обязательного экземпляра как части культурногодостояния народов России, способствует в конечном счете обеспечению информационнойбезопасности страны.
Наконец, Федеральный закон дал толчок развитиюзаконотворческой инициативы на региональном уровне, расширив тем самым правовоеполе в области культуры.
Начиная с 1995 г. резко возрос и последовательно увеличивалсяобъем поступлений документов в фонды Российской государственной библиотеки.Например, если в 1994 г. поток поступлений по обязательному экземплярууменьшился до 35 тыс. названий, то уже в 1995 г. РГБ получила 44,3 тыс., в 1998— 77,7 тыс. названий.
Итак,кардинальные различия между общепринятой в мире моделью ОЭ и отечественнойсистемой заключаются в двух позициях. Однаиз них—моноцентризм илиполицентризм системы; вторая— минимальное (1—2) или множественное (до 16)количество обязательных экземпляров.
ВРоссии создана и развивается полицентричная и многоуровневая системаобязательного экземпляра. Она включает, во-первых, две категории — бесплатныйи платный ОЭ; во-вторых, бесплатный ОЭ делится на три уровня:
— федеральный (охватывает документы в масштабе всего государстваи предоставляется депозитариям национального значения);
— ОЭ субъекта Российской Федерации (охватывает потокдокументов региона и предоставляется центральным региональным библиотекам,определенным решениями органов государственной власти субъекта РФ);
— ОЭ муниципального образования (охватывает потокдокументов, изготовленных на территории города, района и предоставляетсямуниципальным библиотекам в соответствии с решениями органов государственнойвласти субъекта РФ или органов местного самоуправления).
Посути дела, в нашей стране предпринята беспрецедентная попытка создатьраспределенный национальный библиотечно-информационный фонд, охватывающий потокдокументов всех известных сегодня форматов.
Степеньдифференциации российских депозитариев показывает не только включение в ихсостав региональных и даже муниципальных библиотек, но в еще большей мере —значительное количество центров федерального ранга. Достаточно назвать ихчисленность по основным группам документов. Так, бесплатный федеральный ОЭпечатных изданий получают в общей сложности 19 библиотек и других организаций(подавляющее большинство — через Российскую книжную палату, которая ведетнациональную библиографию печати). Получателями ОЭ так называемых некнижныхматериалов являются еще 8 организаций. Итак, национальный фонд рассредоточен в27 различных учреждениях.
Государственнаярегистрация основного опубликованного наследия нации сосредоточена в одномцентре — Российской книжной палате, хотя специалисты знают о трудностях унификацииформатов библиографической записи РКП с национальными библиотеками.
Сложнееобеспечить раскрытие и всеобщую доступность распределенных национальныхдокументных ресурсов, так как их отражение в общероссийской компьютернойбиблиотечно-информационной сети ЛИБНЕТ еще только предусматривается какрезультат отдаленного будущего. Затруднено также дистанционное получениематериалов из-за ненадежности межбиблиотечного абонемента и медленного развитияэлектронной доставки документов.2.3Значение Закона «Обобязательном экземпляре документов»
Закон«Об обязательном экземпляре документов» сыграл важнейшую роль в формировании национальной системыкомплектования информационно — библиотечных фондов страны нанормативно-правовой основе. Это произошло в период перехода от плановой крыночной экономике в сфере книгоиздания и книгораспространения, когда привыкшиек стабильным источникам комплектования библиотеки (как на федеральном, так и нарегиональном уровне) вдруг стали получать не более 40 — 45% ОЭ издаваемых встране документов и лишились возможностей воздействовать на издателей.
Принятыйв России впервые за всю ее историю Федеральный закон позволил довольно быстронавести порядок во взаимоотношениях поставщиков и получателей ОЭ. Былиустановлены его основные виды, категории производителей и получателей, срок ипорядок доставки документов, обязанности и права их производителей, требованиясохранности и общедоступности фондов. Впервые была определена государственнаяполитика в области формирования системы ОЭ как ресурсной базы комплектованияполного национального библиотечно-информационного фонда РФ и развития системыгосударственной библиографии. Провозглашенная федеральным закономответственность за сохранность этих фондов как части культурного достояния народовРоссии способствовала обеспечению информационной безопасности страны.
Этотже закон обусловил развитие законодательной инициативы на местах, т.е. врегионах, поскольку российская система бесплатного и платного ОЭ функционируетна основе не только одного федерального закона, но и комплекса базирующихся нанем законодательных актов и нормативных документов, принимаемых на федеральном,региональном и муниципальных уровнях. Соответственно, имеются ОЭ какфедеральный комплект, ОЭ субъекта РФ и местный ОЭ (уровень региона или города).
Чрезвычайноважно, что с 1994 г. в состав ОЭ включены аудиовизуальные материалы иэлектронные издания (программы для ЭВМ и базы данных, а также электронныедокументы, тиражируемые и распространяемые на машиночитаемых носителях).2.4Недостатки Закона и роль РКП в системе обязательного библиотечного экземпляра
Темне менее, перспективность распределенного в депозитариях фонда неоспорима, но,видимо, в будущем надо предвидеть постепенное сокращение состава получателейфедерального ОЭ однотипных документов, что позволит значительно повыситьполноту их доставки издателями.
Нерешеннойдля российской системы, да и в международном масштабе, остается проблемаохвата ОЭ онлайновых электронных документов. Дело в том, что сетевые публикациипорождают намного больше сложностей, чем документы на «твердых» носителях,когда организуется их библиографическое описание, хранение и особенно — предоставлениепользователям, поскольку в каждой из этих операций возникают противоречия савторским правом и смежными правами.
Вместес тем формирование фондов в федеральных библиотеках вызывало тревогу. Вкрупнейшие федеральные библиотеки не поступала в составе ОЭ значительная частьотечественного книжного репертуара (до 20%) и периодики (около 40%). Между темподобные пробелы даже в размере 2-3 % расцениваются ЮНЕСКО как утратакультурного национального наследия. Важно учитывать, что доля ОЭ вкомплектовании фондов центральных библиотек составляет сегодня от 90 до 95%общего объема отечественных поступлений, а доля закупки изданий ничтожна из-заотсутствия средств на эти цели. Именно поэтому 80%-ный охват печатных книжныхизданий мог бы считаться успешным показателем в большинстве стран Запада, но нев России, где библиотеки не имеют денег на устранение лакун в своих фондах.
МинистерствоРоссийской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовыхкоммуникаций — государственное учреждение, ответственное за государственнуюрегистрацию издательской продукции и контроль за передачей издателям ОЭ вдепозитарии, — фактически не использовало предоставленное ему законом правоприменения санкций к нарушителям, да и сами эти санкции являются весьмащадящими и необременительными.
Особеннобесконтрольной оказалась область доставки в национальные библиотеки ОЭнекнижных документов — аудиовизуальных и электронных. Требовалось внестисоответствующие изменения в Административный кодекс, чтобы усилитьответственность издателей документов (как на бумажных, так и на машиночитаемыхносителях) за нарушение доставки ОЭ в Российскую книжную палату (РКП) иостальные депозитарии.
Дляиздателей, заботящихся о развитии отечественной науки и культуры, своевременновысылающих в соответствии с законом свои книги в Российскую книжную палату дляих перераспределения между крупнейшими библиотечно-информационными учреждениямистраны, в законе предусмотрен ряд льгот: бесплатная публикациябиблиографической информации о выпускаемой ими продукции в изданияхгосударственной библиографии, в сигнальных и реферативных, в рекламных изданиях;включение библиографической информации в отечественные и международныеавтоматизированные банки данных; бесплатное предоставление по запросамиздателей фактографических и статистических данных, касающихся их продукции.Кроме того, предусмотрено постоянное хранение в фондах национальных библиотекобязательного экземпляра документов, выпущенных каждым из издателей.
Различныеиздающие организации часто нарушают правила доставки изданий в РКП. Иногда этопроисходит в силу сознательного игнорирования производителями принятогофедерального закона, в отдельных случаях из-за недостаточной информированностивновь созданных издательств о порядке направления обязательных бесплатныхэкземпляров в РКП, еще чаще от нежелания многих издателей делать этобезвозмездно. Однако не исключена вероятность того, что в первый год действиязакона не все издатели в достаточной степени ознакомились со своими льготами иправами, не уяснили обязанностей по доставке обязательного экземпляра.
Отсложившейся ситуации в равной степени страдают как фонды национальныхбиблиотек, так и фонды Государственного архива печати Российской книжной палаты.Значительные потери несет государственная библиография, поскольку РКП нерасполагает данными обо всей издательской продукции Российской Федерации.Российская книжная палата выявила значительные пробелы в составе обязательногобесплатного экземпляра. Исследователями на основе сопоставительного анализарегистрационной картотеки изданий, полученных РКП, и списков изданий, поступившихв 22 библиотеки страны за тот же период по почте, из коллекторов, в виде дарови т. д., было установлено, что пробелы печатной продукции в составеобязательного экземпляра составляют более 50 процентов.
Неменее сложное положение для библиотек создается, если издатели посылают вРоссийскую книжную палату свою продукцию в единственном экземпляре (такназываемые «объявленные пробелы»). В этом случае тяжесть утратыкаждого издания в полной мере ощущают читатели национальных библиотек. Показательтаких утрат, как выявил анализ листов государственной регистрации РКП, проводимойежегодно Российской государственной библиотекой, растет, к сожалению, из годав год. В 1995 г. по сравнению с 1991 г. он увеличился в 7 раз (от 300 до 2136названий). (3, С. 5)
Такимобразом, национальные библиотеки не получают издательскую продукцию какотсутствующую в РКП, так и направленную туда в единственном экземпляре. Однимиз продуктивных способов восполнения пробелов в составе обязательногоэкземпляра в настоящее время является самостоятельный поиск комплектатораминациональных библиотек этих изданий.
Вусловиях рыночной экономики взаимодействие национальных библиотек с Российскойкнижной палатой переживает новый этап своего развития. Он связан с обеспечениемполноты обязательного бесплатного экземпляра, с ликвидацией лакун внациональном фонде страны. Выполнить эти задачи возможно лишь совместнымиусилиями всех заинтересованных сторон.
Национальнымбиблиотекам необходимо более оперативно доводить сведения об изданиях, невошедших в состав обязательного экземпляра, до Российской книжной палаты,высылать в ее адрес для государственной регистрации сами издания, если онипоступили в библиотеку более чем в двух экземплярах. Например, РГБ передала вРКП более 100 названий изданий.
Российскойкнижной палате, осуществляющей контроль за полнотой обязательного экземпляра,потребуется собирать списки изданий, полученных от различных библиотек, ивозвращать им эти списки в кумулятивном виде для использования вдоукомплектовании фондов.
Деятельностьнациональных библиотек по выявлению пробелов в составе обязательногоэкземпляра не может носить одностороннего характера и развиваться без обратнойсвязи с Российской книжной палатой. В этой связи РКП должна оперативноинформировать национальные библиотеки о мерах, принимаемых ею по отношению кнарушителям Закона об обязательном экземпляре документов, а также о полученныхв результате этой работы изданиях. При этом необходимо иметь в виду, что длячитателей в равной степени существенна полнота, как государственной библиографии,так и национального фонда отечественных документов. Об этом свидетельствуют нетолько отечественная практика, но и практика зарубежных стран, имеющихмноголетний опыт работы.
Решениепроблемы обязательного экземпляра в условиях рыночных отношений требует такжесовместных усилий РКП и национальных библиотек в деле широкой пропагандыфедерального Закона «Об обязательном экземпляре документов»,доведения его основных положений до издающих структур. Необходимо разъяснитьим, что их деятельность оценивается обществом не только с юридических, но и снравственных позиций, таких, как высокая гражданственност