МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ОДЕССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра теории государства и права
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
на тему: «Функции государства и государственнаяполитика»
Студента 1 курса
дневного обучения,
группа № 1
факультета Международно-
правовых отношений
и юридической
журналистики
Сушко Сергея
Александровича
Одесса
2006
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ……………………..……………………………………………………3
РАЗДЕЛ І. ФУНКЦИИГОСУДАРСТВА:
1.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА…….…………5
1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙГОСУДАРСТВА:…………………………8
а) внутренниефункции……………………………………………………………10
б) внешниефункции…………..……………………………………………...……14
РАЗДЕЛ ІІ.ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА:
2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ…...…18
2.2. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙПОЛИТИКИ…………………………………20
РАЗДЕЛ ІІІ. ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯФУНКЦИЙ И
РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В УКРАИНЕ…………………………………………………………………...……....27
ВЫВОДЫ………………….……………………………………………………...….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………….…………….....33
Введение
Прежде всего, необходимо заметить, чтопреобразования в области отечественного права, начавшиеся чуть большепятнадцати лет назад и продолжающиеся до сих пор, коснулись и такого предмета,как теория государства и права. Вышло огромное количество учебников,монографий, трудов многих учёных. Большинство из них характеризуют состояниеукраинского права и государства в мировом сообществе. Это крайне важно вусловиях всеобщей глобализации и интеграции Украины в европейское общество.
Обогащение научных знаний украинского народа вобласти права вынудили пересмотреть многие сложившиеся представления. Этиизменения коснулись и таких понятий как «функции государства» и «государственнаяполитика». Я считаю этот вопрос очень актуальным. Общество должно понимать, чтоже «делает государство». В этом случае общество будет доверять государству и нестанет протестовать против даже довольно непопулярных решений действующейвласти.
Кроме того, мне кажется, что изучение даннойтемы позволит рассмотреть государство не только в качестве элемента управления,но и в качестве социального института, в котором происходят довольно сложныепроцессы, который живёт, изменяется, и иногда бывает довольно хрупок и долженбыть защищён.
Вфункциях государства выражается его сущность, его предназначение, а структурагосударства, то есть его внутреннее строение, определяется в первую очередь егоназначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет.Проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполненияобщественно полезной, социально обусловленной деятельности.
В то же время государственная политикаизменяется чаще, чем функции. К примеру, с приходом нового правительства,возможно, изменится внешняя политика государства. Это произойдёт, если на сменустарой власти придут силы, имеющие иной геополитический вектор. Скорее всего,изменятся и другие виды государственной политики. Отсюда можем сделать вывод,что государственная политика ещё более динамична, чем функции государства.
Многие политические партии формируют своипредвыборные программы на основе собственного видения способов реализациигосударственной политики.
В то же время правильное осуществлениесоциальной политики государства даёт возможность гражданам чувствовать себязащищёнными. А экономическая политика определяет уровень развития государства иматериального благосостояния граждан. Но для такого многонациональногогосударства, как Украина, на сегодняшний день во многом определяющей отношениек власти является внешняя политика. Именно внешняя политика позволяетгосударству самоопределятся в мировом сообществе и самостоятельно выбирать путивзаимодействия с другими странами.
Считаю, что вопрос о функциях государства игосударственной политике имеет не только теоретическое, но и практическоезначение. Он позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы,внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть его под углом зренияразносторонней деятельности. С помощью рассмотрения функций государства и егополитики мы получаем возможность с достаточно высокой точностью определитьхарактер деятельности государства, правильность выбора приоритетов, а такжеуровень его организованности и эффективности.
Множество юристов рассматривает вопросы,касающиеся осуществления функций государства и реализации государственнойполитики. Среди них Юрий Николаевич Оборотов, А.Б. Венгеров, В.М Корельский иВ.Д Перевалов, Н.И. Матузов, А.В Малько и многие другие.
Целью своей работы я вижу подробный анализфункций государства и государственной политики, присущих Украине, прииспользовании всей необходимой научной литературы, а также написание своихсобственных выводов по рассмотренному вопросу.
Я считаю, чтоданная тема не утратит актуальности ещё долгое время по нескольким причинам:во-первых, наш мир всегда в движении, а значит со временем государственныйстрой, форма правления многих государств будет изменятся, что приведёт кпоявлению новых функций и, возможно, исчезновению некоторых старых; во-вторых,в силу стремления Украины стать полноценным членом мирового сообщества, для неёважно чётко определить свои функции и всеми силами проводить последовательную инаправленную на благо страны государственную политику, а такой сложный вопросне приемлет спешки – необходимо тщательное изучение; а в-третьих, рассмотрениеэтой темы даст нам возможность глубже понять сущность государственной политикии функций государства.
РАЗДЕЛ І. ФУНКЦИИГОСУДАРСТВА:
1.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА.
Государство – это основной институтполитической системы общества, это сложная социальная организация, основнымназначением которой является осуществление публичной власти в интересах всегообщества. Существует множество мнений о функциях государства, однако мненаиболее близко мнение Ю.Н.Оборотова.Он считает, что проблематика функций государства непосредственным образомсвязана с представлением о минимальном и максимальном государстве. Функции, тоесть основные направления деятельности государства либо ограничены узкимирамками охраны порядка внутри страны, обеспечением внешней безопасности иразрешением конфликтов в минимальном государстве, либо проявляются во всехсферах жизни общества, что соответствует характеристикам максимальногогосударства.
Функция в теории государстваи права означает направление, предмет деятельности того или иногополитико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение.Именно в этом смысле говорится о функции государства, правительства,министерства, других государственных органов.
Следовательно,функция государства — это рассматриваемые в комплексе предмет и содержаниедеятельности государства, и обеспечивающие ее средства и способы[1].
Как считает Юрий Николаевич, «минимальное имаксимальное государство по-разному проявляет себя в жизни общества. Длямаксимального государства характерна высокая активность в экономическойдеятельности и потому одной из важнейших является экономическая функция. Нарядус экономической максимальное государство осуществляет и социальную функцию»[2]. Ясчитаю также необходимым выделить содержание, признаки, а также эволюциюфункций государства.
Содержаниефункций.
Понятиефункции государства появилось и стало широко использоваться на предыдущем этаперазвития отечественной теории государства и права. В рамкахмарксистско-ленинского подхода к государству выделялись классовая сущностьгосударства, общесоциальное и классовое назначение государства, утверждалось,что поскольку и направление, и сам предмет, и содержание деятельностигосударства и обеспечивающая их система структурных образований изменяется взависимости от трансформации классовой сущности и формы государства, постолькудля определения этой зависимости вполне уместным и очень подходящим являетсяпонятие именно функции.
Уже позже это понятиеособенно широко было использовано для определения деятельностисоциалистического государства — его роли как главного орудия построениясоциализма, «подавления» эксплуататорских классов, организации народногохозяйства, поддержки национально-освободительных движений и тому подобное.
Насовременном этапе развития отечественной теории государства и права тожесохраняется функциональный подход к деятельной стороне государства, но суточнениями: во-первых, расширяется и углубляется понимание социальногоназначения государства; а во-вторых, отвергается ранее провозглашаемая ранеежёсткая связь между изменениями классовых характеристик государства исоответственно его функций.
Какпоказывает исторический опыт, на функции государства оказывают определяющеевлияние не столько классовые характеристики государства, сколько новые условияи проблемы современной жизнедеятельности общества, существования цивилизации, вчисло которых можно отнести экологию, загрязнение ядерными отходами,демографические и иные проблемы, которые можно отнести и к Украине.
Итак,содержание функций показывает, что делает государство, какие управленческиедействия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующиеорганы.1
Признакифункций
Прежде всего, нам следуетвыяснить, что же собой представляют признаки функций государства. Признакифункций государства – это те устойчивые характеристики, которые позволяют намотнести различные стороны государственной деятельности именно к государственнымфункциям.
К такимпризнакам мы можем отнести:
А) прочно сложившуюся предметнуюдеятельность государства в важнейших сферах общественной жизни: экономической,политической, социальной, духовной (идеологической, религиозной), правовой;
Б) непосредственную связь междусущностными, формальными характеристиками государства и его социальнымназначением, которая и реализуется в деятельности государства;
В) деятельность государства осуществляется вопределенных формах (чаще всего правовых) и с применением особых, в том числевластно — принудительных методов.
Г)функции государства возникают и развиваются сообразно его историческим задачами целям. Государство выполняет своё социальное назначение посредствомосуществления ему функций, представляющих собой устойчиво сложившиеся основныенаправления его деятельности.1
В то же время объективный характер функцийгосударства вовсе не означает, что они реализуются помимо воли и сознаниялюдей. Государство только тогда функционирует плодотворно, когда его функции вполной мере соответствуют объективным потребностям общества.1
Следующим вопросом, который я хотел бы рассмотреть,является эволюция функций.
Появление тех или иных новых функций наразличных этапах развития государственности конкретных обществ не имеет строгопредопределенного, причинно — следственного характера. Вместе с тем такая болееили менее причинная зависимость все же характеризует функции государства,которые представляют собой важнейшие направления деятельности государства вопределяющих областях его существования в экономической, политической,социальной и иных. Основные функции наиболее «чутки» к сущностнымизменениям государства.
Функции не являются чем-то раз и навсегда,навечно данным, фундаментальным, застывшим и неизменным. В зависимости отконкретно — исторических условий элементы этих общих функций могут приобретатьсамостоятельное значение, становясь в силу особой значимости самостоятельнымифункциями. Это могут быть функции организации общественных работ, обеспечениеправ и свобод граждан, охраны природы и другие.
Следует также отметить, что в настоящее времяболее важным становится выделение глобальных функций государства, характеризующихдеятельность современного государства в экологической, демографической,сырьевой, космической сферах, в области создания и использования ядерной,информационной технологий, в области защиты прав и свобод человека и в другихсовременных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающих всюцивилизацию.
1.2.КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА:
Функции государства — этоосновные направления его деятельности, выражающие сущность и социальноеназначение государственного управления обществом1.
При изучении государстваи государственно-правовых явлений мы должны использовать метод классификации,так как без него мы не сможем тщательно изучить и подробно разобрать функциигосударства.
Признаки или же критерииклассификации позволяют нам отнести те или иные функции к определённому классув зависимости от их направленности и методов осуществления.
Выделяем такие функциигосударства.
По времени действия:
А) постоянные;
Б) временные.
В зависимости от направленности:
А) внутренние;
Б) внешние.
Однако,некоторые учёные придерживаются мнения, что внешняя и внутренняя функциигосударства значительно более связаны, чем это кажется на первый взгляд. Ясогласен с этим суждением, потому что считаю, что государство может проводитьсамостоятельную выдержанную внешнюю политику только при условии внутреннейстабильности и нормальных условиях существования такого государства. Средивнутренних и внешних функций государства также различаются функции основные(наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства поосуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним вопределённый исторический период) и неосновные (являются составными частями основных функций, представляютсобой направления деятельности государства по выполнению его задач вконкретной, и в этом смысле более узкой, сфере общественной жизни). Необходимопонимать, что разделение на основные и неосновные функции государства являетсячисто условным, поскольку лишь помогает выделить из множества государственныхфункций более широкие по объёму и общие по содержанию основные функциигосударства.2
В зависимости от источников возникновения:
А) функции, вытекающие из классовых противоречий;
Б) функции, вытекающие из потребностей общества вцелом.3
В зависимости от сферы общественной деятельности:
А) экономические;
Б) социальные;
В) политические;
Г) духовные.
Определённое количество юристов-учёныхпридерживается выделения ещё одной классификации функций в соответствии с принципомразделения властей:
А) законодательные;
Б) исполнительные;
В) судебные;
Г) информационная.
Мне всё же кажется, что функции,классифицированные в соответствии с принципом разделения властей, отражаютпроцесс реализации государственной власти, а потому может стоит относить их кфункциям осуществления государственной власти. Я отдельно выделяюинформационную функцию, так как мне кажется, что в сегодняшнем обществе онаиграет очень большую роль. История показала, насколько действенными могут бытьорудия «информационной войны» между СССР и США. Сегодня США вновь развернулимощную кампанию информационной войны против стран-соперников и потенциальныхпротивников, обладающих оружием массового уничтожения, среди которых: Россия,Китай, Северная Корея, Индия, Иран. Это свидетельствует о том, что государствосамо определяет информацию как своего рода оружие и мощное средство влияния. Поэтомуя считаю, что информация, при умелом использовании, становиться мощныминструментом воздействия. Также информация может использоваться как PR(PR: public relations — обычно переводят как «связи собщественностью», но можно вложить в это понятие нечто большее). Кпримеру, если производится бизнес PR, то врезультате потребители должны улучшить своё отношение как к торговой марке, таки к производителю. Однако, сегодня этот термин чаще применяют к политике. Этосвоеобразное ознакомление общественности с фигурой того или иного политика,можно даже сказать «реклама». Также используется «чёрный PR» — использование информации с целью нанесения вредарепутации человека).
В своей работе я вижу рассмотрение функций,классифицируемых по направленности (внутренние и внешние), в качествеприоритетной цели. Существует большое количество функций государства, однакомне необходимо рассмотреть те функции, наличие которых предопределяетосуществление государственной политики по их реализации, чтобы позже перейти кнепосредственному рассмотрению государственной политики. Именно поэтому я хотелбы подробно разобрать функции, подразделяемые на внутренние и внешние.
Теперь рассмотрим, какие же именновнутренние и внешние функции присущи Украинскому государству.Исходя из сегодняшней ситуации, мы можем выделить такие внутренние функцииУкраины: экономическая, социальная,обеспечение народовластия, охрана прав и свобод граждан, экологическая функция,обеспечения законности и правопорядка, функция налогообложения. Квнешним функциям мы относим: функциисотрудничества с другими государствами врешении глобальных проблем современности, интеграции в мировую экономику,внешнеэкономического партнерства и государственной поддержки иностранныхинвестиций, обороны страны, поддержки мирового правопорядка.
Стоитотметить, что не всегда просто отличить внутренние функции от внешних. В такихформированиях, как ЕС и СНГ, эти функцииразличить очень сложно, а в большинстве случаев такие внутренние функции, какэкономическая и социальная, во многом зависят от множества внешних условий,предопределяющих качество их выполнения.
Теперь, послерассмотрения общей характеристики функций государства, мы можем перейти к болееподробному их анализу.
а) ВНУТРЕННИЕФУНКЦИИ.
Экономическая функция.
На данномэтапе развития нашего общества государство играет наиболее заметную роль восуществлении экономической функции. Если раньше государство практически невмешивалось в вопросы экономического регулирования, то сейчас ситуацияизменилась. Однако абсолютный контроль над экономикой со стороны государстватоже нежелателен. В этом мы могли убедиться на примере тоталитарных государств.Однако, как и всегда, мы встречаем некоторые исключения из правил. К примеру,Белоруссия. Несмотря на откровенно тоталитарный режим, Белоруссия оказаласьединственной страной, которая смогла избежать экономического кризиса,постигшего все страна бывшего Советского Союза после его распада. А на данномэтапе, несмотря на то, что почти 70 процентов всех предприятий находятся всобственности государства, страна имеет прирост в экономике 7-8 процентовежегодно, а инфляцию в пределах 5-6 процентов. Скажем прямо, после таких данныхутверждение, что «государство – плохой собственник» мне не кажется уже такимбесспорным. Однако Украины решила пойти другим путём – путём свободного,динамичного рынка европейского образца. Государство имеет множествовозможностей влиять на экономику: через кредитно-финансовую, валютно-денежную иналоговую системы.
Ю.Н. Оборотовотдельно выделяет кредитно-денежную систему в качестве инструмента государства,так как банки выступают как эффективноесредство, расширяющее экономическую свободу населения1.А доверие к институтам государства и определяет доверие граждан к банкам.
В условияхрыночных отношений экономика развивается в условиях саморегулирования ивмешательство государства имеет чётко ограниченные пределы:
А) разработка и осуществление экономическойполитики;
Б) управление предприятиями, являющимисягосударственной собственностью;
В) регулирование внешнеэкономических отношенийгосударства;
Г) установление правовых основ рынка и ценовойполитики.
Экономическая функция государства имеетантикризисную направленность и нацелена на создание социально ориентированнойрыночной экономики, учитывающей и согласующей интересы производителей ипотребителей.2
Несмотря назначительную самостоятельность экономики Украины, государство активновмешивается в экономику в периоды кризиса либо на переходных этапах еёстановления. Это характерно и для современной Украины. Я думаю, что послеполучения Украиной статуса страны с рыночнойэкономикой, последует множество законодательных актов, направленных наулучшение состояния функционирования экономики Украины.
Социальнаяфункция.
Социальныйпотенциал Конституции Украины весьма значителен. Основной закон характеризуетУкраину как социальное государство, политика которого направлена на созданиеусловий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Оценкасоответствия проводимой политики конституционным целям и задачам неоднозначна.«Закрепление в Основном законе социально-экономических прав граждан в качествеобщеобязательных норм непосредственного действия ещё не означает ихпоследовательного осуществления на практике. Многие конституционные положениярасходятся с действительностью», — именно так считает доктор юридических наукВ.О. Лучин. Я склонен с ним согласиться. К большому сожалению, в социальнойсфере деятельности нашего государства всё далеко не идеально. Однако, же такоесоциальное государство? Это государство, считающее своей приоритетной задачейпомощь гражданам, которые в силу определённых причин не могут обеспечить себедостойное существование. Что же включает в себя такое понятие? Это и проблемыбезработицы, и защита прав нетрудоспособных граждан, детей и инвалидов.Социальная деятельность государства регламентируется особой отраслью –социальным правом. В таких развитых странах, как, например, ФРГ, уже многиегоды действует Социальный кодекс, в котором сведены воедино (кодифицированы)нормы о различных видах социальных льгот и социального обеспечения, омногообразных формах социальной помощи1.
В последнеевремя намечается положительная тенденция выделения всё больших средств нареализацию государственных программ в социальной сфере. Были приняты важнейшиезаконы, ставящие своей целью защиту определённых категорий граждан. Среди них ветераныВОВ и Афганистана, пострадавшие во время ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС,жертвы репрессий и некоторые другие. Государство принимает программы в сферездравоохранения и образования, культуры и спорта и т.д. Украина заинтересованаиметь здоровое, образованное общество, однако это невозможно безгосударственной поддержки. Недостаточно только принимать перспективныепрограммы – необходимы средства для их реализации. Государство также поощряетразвитие правового воспитания своих граждан. Каждый должен знать и уважатьзаконы своей страны. После всего вышесказанного мы можем сказать, чтосоциальная функция государства – это заботы государства о своих гражданах. Вомногих странах она является приоритетной. Надеюсь, так будет и в Украине.
Обеспечениенародовластия.
Через какиеинституты государства осуществляется функция народовластия? Конечно, это,прежде всего, представительские органы власти, органы местного самоуправления.Непосредственно функция народовластия осуществляется через всенародные выборы,а также референдум. Содержание этой функции:
А) непосредственная реализация волеизъявлениянарода;
Б) обеспечение государственного суверенитета;
В) защита существующего конституционного строя;
Г) представительство общества в органахгосударственной власти.
В нашемгосударстве представительские органы обладают всей полнотой власти, однакозависят от воли народы, так как именно народ делегирует им полномочия, безкоторых существование этих органов оказалось бы бессмысленным. Следует такжезаметить, что защита конституционного строя и целостности государства может осуществлятьсяне только уполномоченными на то органами, но и самим народом. Например, приотражении нападения иностранного агрессора. Мне бы очень хотелось, чтобыобладатели мандатов никогда не забывали, кому они ими обязаны.
Защита прави свобод граждан.
В настоящеевремя в истории Украины открывается совершенно новая страница. РаспадСоветского Союза привёл к коренным изменениям в жизни нашего общества. Нынешнеегосударство уже не является тоталитарным, однако оно ещё не достигло тогоуровня, при котором его можно было бы назвать по-настоящему демократичным.Несмотря на некоторые трудности, Украина продолжает стремиться к созданиюнастоящего свободного общества. Но это путь не из лёгких. Существует многофакторов, тормозящих этот процесс. Я считаю, что одним из них является нашменталитет. Пока мы не научимся думать иначе, более современно, то никакиепреобразования и декларации не дадут результата. Но останавливаться нельзя.
Эта функцияочень актуальна сегодня. Она направлена на обеспечение правового иобщественного порядка, защиту прав и свобод граждан, а также на охрану их здоровья,жизни, чести и достоинства. Утверждение иобеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства»,а также, что «человек, его жизнь издоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются вУкраине наивысшей социальной ценностью1.Исходя из этого, можно сказать, что любое посягательство на жизнь, здоровье,честь граждан является правонарушением и влечёт уголовную, а также административнуюответственность.
Экологическаяфункция.
Довольноскоро человечество может столкнуться с проблемой тотального загрязнения нашейпланеты. В этих условиях охрана окружающей среды – одна из важнейших задачгосударства. Обеспечение экологической безопасности и поддержаниеэкологического равновесия на территории Украины, преодоление последствийЧернобыльской катастрофы – катастрофы планетарного масштаба, сохранениегенофонда Украинского народы является обязанностью государства2. Деятельность по охране природы врамках своих полномочий осуществляют все составные механизмы государства.Принципы осуществления экологической функции:
А) все природные богатства находятся под защитойгосударства;
Б) использование природных богатств должно бытьлимитированным;
В) любое нарушение природоохранительных законов ииных актов влечёт за собой строгую ответственность.
Выделениеэтих принципов позволяет нам определить направление деятельности государства ирешения задач в сфере охраны окружающей среды и экологии.
Итак,основное содержание экологической функции составляют государственное управлениеи координация деятельности в области охраны окружающей среды, регулированияприродопользования, обеспечения экологической безопасности, оздоровления иулучшения качества окружающей среды.1
Функция налогообложения.
Бюджет государства пополняется не только засчёт внешнеэкономических отношений. Немаловажную позицию в сфере финансированиягосударства занимают налоги. Если исходить из договорной теории происхождениягосударства, то после того как государству были делегированы полномочия поуправлению обществом, общество обязалось обеспечивать финансовую поддержку истабильность государства. Государство не может функционировать без материальныхсредств, ведь тогда не смогут существовать такие необходимые обществугосударственные службы, как милиция, медицинские учреждения, правоохранительныеорганы, сфера образования. Поэтому эта функция состоит из разнообразных налогов, сборов,обязательственных платежей, пошлин. Государственная налоговая служба всоответствии с законом регламентирует права, обязанности и ответственностьналогоплательщиков и налоговых органов, порядок установления и отмены налогов идругих платежей, объекты налогообложения, льготы по налогообложению, видыналогов и контроль над их взиманием.
б) ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ.
Функция обороны.
Оборонная функция – одно из важнейшихнаправлений деятельности государства по защите суверенитета, территориальнойцелостности государства. Согласно законам Украины, все мужчины, являющиесягражданами Украины, достигшие 18 лет обязаны нести службу в рядах ВооружённыхСил Украины. Оборонная политика Украины требует эффективной инновации. Именноиз этого исходили государственные органы управления, принявшие в мае 2002 года новуюстратегию в отношении НАТО. Как считает К.П. Морозов «оборонные способностистраны существенно влияют на состояние её обороноспособности, её экономическуюи социальную сферу, обуславливают эффективность в развитии государства»1. Моё личное мнение совпадает с мнениемавтора. Я считаю, что государство не может быть по-настоящему сильным инезависимым без мощной армии, а при современном развитии технологий – системыПВО и ПРО. Однако, считаю, что Украине следует искать стратегического военногопартнёра в ШОС, а не в НАТО. Думаю, что нам следует сближаться с Россией, авпоследствии войти в состав ШОС.
Практическое исполнение функции обороны так жевозложено на особые государственные вооруженные организации. Они предназначены дляобеспечения суверенитета, защиты территории, границы и населения от внешнихпосягательств и обеспечении общественного порядка и безопасности граждан.Особые вооруженные организации наделяются компетенцией в соответствие сконституцией. Характер задач выполняемых вооруженными государственнымиорганизациями обуславливает особенности их формирования, деятельности,управления и обеспечения. К особым вооруженным государственным организациямотносятся:
А) Службабезопасности Украины – СБУ (контрразведывательная служба, противодействуетиностранной разведке, защищает государство от внутренних и внешнихпосягательств);
Б) Службывнешней разведки (собирают информацию о потенциальном противнике);
В) Милиция –обеспечивает и охраняет общественный порядок.
Извышесказанного приходим к выводу, что мощная оборонительная система – залогмира и спокойствия, а её обеспечение – важнейшая функция государства.
Функцияподдержки мирового правопорядка.
Данная функциязаключается в поддержании мира, спокойствия и всемерном сотрудничестве посохранению стабильности в мире. Особое место здесь занимает ядерноеразоружение. Несмотря на все уверения ядерных сверхдержав в своей исключительнооборонной военной доктрине, мы не можем исключать возможности нанесения превентивногоядерного удара со стороны одной из них. К сожалению «ядерный клуб» расширяется.Помимо традиционных США, России, Великобритании, Франции, Китая и Израиля внего вошли Индия Пакистан, Северная Корея и уже близок Иран. Мы не можемпредугадать, чем завершится этот процесс. Помимо ядерного разоружения в даннуюфункцию входят борьба с наркобизнесом, контрабандой, организованнойпреступностью. В последние годы отдельное место занял терроризм. Чтобысправиться с такими проблемами создаются специальные международные службы.Одним из таких является ИНТЕРПОЛ.
Одним из приоритетов дипломатии государстваявляется укрепл