Реферат по предмету "Религия и мифология"


Мифология античной Греции

Реферат покультурологии
Тема: Мифологияантичной Греции

Содержание
Введение
1. Общая характеристика греческой мифологии
1.1 Источники
1.2 Общаяхарактеристика  реческой мифологии
2. Мифы об олимпийских богах
2.1 Доолимпийский период
2.2 Олимпийский период. Ранняя классика
2.3 Боги Олимпа
3. Мифы о героях
Заключение
Список литературы

Введение
В современном обществевелик интерес к древним культурам. Это связано с тем, что культуры современныхнародов немыслимы без прошлого. Мифы античности являются достоянием прошлого инастоящего, сохраняя мировоззрения древних греков и римлян.
Мифы древней Грецииоткрывают увлекательный мир богов и героев, чудовищ и волшебных растений – мир,в котором, кажется, преспокойно жили обычные греки, сплетничая об интригахнебожителей, споря с ними и выдавая за них замуж своих прекрасных дочерей.
Смешивая правду ивымысел, древние греки придумывали и рассказывали друг другу удивительныеистории о том, как возник мир, и что его наполняет, почему люди бывают тосмелыми и мудрыми, то глупыми и трусливыми. Яркие образы воплотились и в музыкедревних греков. Сложилось множество преданий о богах, героях и чудесныхсуществах. Изображая богов и героев, древние греки воплощали в них самые лучшиеи самые дурные свойства человека. Мы находим в этих мифах примеры благородства,отваги, крепкой дружбы и нежной любви, но рядом же — жалкая трусость, жадность,коварство и вероломство.
В мифах Древней Грецииесть одна особенность. В центре внимания здесь не происхождение мира и егодальнейшая судьба, и не борьба между богами и титанами. Главное — это отношениябогов и людей.
Древняя Греция, колыбельсовременной цивилизации… История этой страны не менее интересна, чем еепрекрасные мудрые сказания — мифы. Всем нам знакомые и любимые с детства сюжетыо Ясоне и Медее, о Геракле и Эврите, о Тесее и Ариадне. Тем не менее, мы каждыйраз открываем для себя что-то новое, когда вновь и вновь погружаемся в этоттаинственный и чарующий мир.

1. Общаяхарактеристика греческой мифологии
Сущность греческоймифологии становится понятной только при учете особенностей первобытнообщинногостроя греков, воспринимавших мир как жизнь одной огромной родовой общины и вмифе обобщавших все многообразие человеческих отношений и природных явлений. Греческуюмифологию следует рассматривать не как привычную и неподвижную картину (хотя ипрекрасную), но в постоянно изменяющемся социальном и историческом контекстеантичного мира. Образы Аполлона, красивого юноши с лирой в руках, Афродиты,исполненной женственности и привлекательности, Афины Паллады — воительницы,относятся к определенному периоду развития греческой мифологии.
Такими периодамиявляются: древнейший хтонический, или дофессалийский, доолимпийский;фессалийский, олимпийский, классический или героический. В героический периодпроисходит централизация мифологических образов вокруг мифологии, связанной сгорой Олимп, и начинается переход к художественно развитому и строгомугероизму. По мере разложения общинно-родового строя складываются утонченныеформы героической гомеровской мифологии. В дальнейшем наивная мифология — своего рода единственная форма первобытного мышления — гибнет каксамостоятельное творчество и приобретает служебный характер, став одной из формхудожественного выражения разного рода религиозных, социально-политических,моральных и философских идей рабовладельческой полисной идеологии, превращаетсяв философскую аллегорию, широко используется в литературе и искусстве.
1.1Источники
Сведения о греческоймифологии дошли до нас в огромном количестве памятников письменной литературы — художественной и научной. Основными источниками изучения греческой мифологииявляются «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Миф у Гомера излагается как объективноеявления, сомнений в реальности которого у автора не возникает. Иное отношение кмифологии у Гесиода, жившего в период становления греческой полисной системы иидеологии. Он собирает и сводит воедино мифы и генеалогии богов, излагаеткосмогоническую систему в связи с историей происхождения богов («Теогония»),обнаруживая большую склонность к хтонической мифологии.
Образы мифологии в 7-5вв. до н.э. представлены и в классической лирике, и в греческой драме (5в. –Эсхил, Софокл, Еврипид) и комедии (Аристофан – 5 в.до.н.э). Немаловажныймифологический материал, изобилующий экзотическими именами, содержат гимныКаллимаха (3 в. до н.э.). Из собраний гимнов важны так называемые Гомеровскиегимны, пять из которых (к Аполлону — два, к Гермесу, Афродите и Деметре)возникли в классический период (но позже «Илиады» и «Одиссее»), остальные — вэллинистическую эпоху. В так называемых Орфических гимнах, восходящих к 6 в. дон.э., но составленных в целом в 3-2 вв. до н.э., содержатся эпитеты богов,помогающие анализировать мифологические образы. Третье собрание гимнов — гимныПрокла (5 в. н.э.) резюмируют работу античной мифологической мысли над рядомцентральных образов.
Сведения по греческоймифологии содержатся и в произведениях римских авторов 1 в. до н.э. — 2 в. н.э.(Овидий, Вергилий, Гораций, Лукреций Кар, Тибулл, Проперций, Апулей, Стаций,Лукиан, Силий Италик). «Метаморфозы» Овидия представляются собой по существумифологическую энциклопедию.
При изучении греческоймифологии используются сочинения историков: Геродота (5 в. до н.э.), Полибия(3-2 вв. до н.э.), Диодора Сицилийского, Дионисия Галикарнасского, Тита Ливия(1 в. до н.э.), географа Страбона (1 в. н.э.), а также сохранившиеся вофрагментах сочинения логографов и генеалогов Гекатея, Акусилая, Асклепиада идругих. Среди этих авторов выделяются Ферекид и Гелланик, у которых находимцелую космогонию.
Греческая философия тесносвязана с греческой мифологией, философы разных эпох стремились осмыслитьмифологию в целом и отдельные мифы. Это руководство по греческой мифологиистоика Луция Аннея Корнута (1 в. н.э), сочинения Плутарха (1-2 вв. н.э.) иАтенея (3 в. н.э.), и классификация богов Цицерона (1 в. до н.э.). Философиягреческой мифологии была систематизирована Проклом (5 в. н.э.), большоеколичество известий о древнейших теогониях и космогониях собрано Дамаскием (5-6вв.)
Мифографы — собиратели иизлагатели мифов — появились в Греции не позднее 5 в. до н.э. К ним относятсясофист Гиппий, а также ряд ранних историков и философов: Геродор Гераклейский,Анаксимен Лампсакский, Асклепиад Трагильский, Гераклид Понтийский и др.
Особенно много длясобирания и толкования древних мифов сделали александрийцы (4-2 вв. до н.э.):Каллимах, Истр, Филостефан, Лисимах Александрийский, Аполлодор Афинский (емуприписывают обширную мифологическую «Библиотеку»). Собранный материал послужилисточником для многих позднейших схолий. На рубеже 5 и 6 вв. появилась книгамифов Фульгенция, подражавшего историку Птолемею Хенну (1 в. н.э.), котораяотличалась часто некритическим отношением к мифографическим источникам. ИоаннуПедиасиму принадлежит сочинение о двенадцати подвигах Геракла, созданное наоснове «Библиотеки» Аполлодора. Известны очень поздняя анонимная обработка впрозе «Метаморфоз» Овидия и сочинение некоего Гераклита, содержащее 39 мифов.Большую ценность представляются сочинения трех мифографов 7 в., известных подназванием Ватиканских мифографов. Эти авторы, заимствуя друг у друга, а такжеиз Сервия и поздней комментаторской литературы, дают в систематическом видеобзор всей античной мифологии.
Изложение изобилуетмножеством разного рода вариантов и отдельных редкостных мелочей [8].
 
1.2 Общая характеристика греческой мифологии
Первоначальная или примитивнаямифология – есть тот образный, поэтический язык, который употребляли древниенароды для пояснения явлений природы. Все видимое в природе принималосьдревними за видимый образ божества: земля, небо, солнце, звезды, горы, вулканы,реки, ручьи, деревья – все это были божества, историю которых воспевали древниепоэты. Солнце, представлялось их воображению блестящим богом, вечно борющимсяпротив темного божества ночи; буря олицетворяла гнев Нептуна, а желая объяснитьземлетрясение, древние народы говорили:»Нептун ударил землю трезубцем». Дляпояснения действий и поступков этих богов слагались бесчисленные мифы.Перевороты в природе, даже повседневные происшествия порождали мифы [3].
Греческие мифы содержат повествования о деянияхлегендарных божеств, которые в сознании обитателей Древней Греции олицетворялиразличные силы природы, ирассказывают о приключениях и подвигах одаренных сверхъестественной мощью,смелостью и ловкостью людях — героях, чаще всего — детях различных богов ибогинь. Эти мифические сказания и легенды возникли в различных областях Греции,в среде племенных объединений на рубеже II и I тысячелетий до новоголетосчисления и впоследствии были заимствованы у греков римлянами. В новое время они получили общееназвание – древнегреческой мифологии [2].
То, что мы называем «греческой мифологией», — это комплекспреданий и легенд, изустно сложившихся на территории Балканского полуострова (Аттика, Беотия, Арголида, Этолия,Фессалия и др.), островов Эгейского моря (Крит, Родос, Делос) и западной части Малой Азии и получивших вдальнейшем литературную форму. Таким образом, «греческая мифология» — этокультурное наследие не только греков — ахейцев, ионийцев, дорийцев, эолийцев,но и негреческих племен — пеласгов, тирренов, фракийцев, карийцев, лидийцев,минойцев, а также финикийцев, колонизовавших ряд Эгейских островов. Отсюданеобычайное разнообразие образов, равно как и широта географического ареаладействия греческих мифов. Странствия греческих богов и героев, постоянноперемещавшихся из одного места в другое — из Крита в Карию, из Ликии вПелопоннес, из Пелопоннеса во Фракию, отражают не столько подвижность населения,уже знакомого с мореплаванием, сколько сложный характер формирования мифов.Почитание одного и того же или сходного по функциям бога или героя в разных,зачастую далеко отстоящих друг от друга местах творцам мифов легче всего былообъяснить тем, что сам бог или герой посетил все места своего почитания. Такпоявились мифы о скитаниях Диониса, Ио, Европы. Подвиги Геракла, охватившиеедва ли не весь обитаемый мир, отражают как колонизационные процессы (критскую,микенскую, финикийскую, великую греческую колонизации), так и слияниеаргосского бога-героя Геракла с множеством других греческих и негреческихмифологических персонажей [5].
Подобнолегендам и сказаниям других народов древности, Древнегреческие мифы со временембыли восполнены преданиями о реальных исторических событиях, положенных воснову фабулы эпических поэм («Илиады»,«Одиссеи», «Теогонии»,«Аргонавтики» и т. д.), своеобразно отражая явления той природной иобщественной среды, в которой они возникали. Характеризуя это обстоятельство, Ф. Энгельс писал:«… всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением вголовах людей тех внешних сил,которые господствуют над ними вихповседневной жизни, — отражением, в котором земные силы принимают формунеземных. В начале истории объектами этого отражения являются прежде всего силыприроды, которые при дальнейшей эволюции проходят у различных народов черезсамые разнообразные и пестрые олицетворения. Этот первоначальный процесспрослежен при помощи сравнительной мифологии… Но вскоре, наряду с силамиприроды, выступают также и общественные силы, — силы, которые противостоятчеловеку и так же чужды и первоначально также необъяснимы для него, как и силыприроды, и подобно последним господствуют над ним с той же кажущейсяестественной необходимостью. Фантастические образы, в которых первоначальноотражались только таинственные силы природы, приобретают теперь также иобщественные атрибуты и становятся представителями исторических сил»1[2].
По самой своей сути миф — одна из форм истории, и в этом едва лине главное его отличие от сказки. Он призван удовлетворить присущую родучеловеческому потребность в собственной идентификации и ответить на возникающиевопросы о происхождении мира, жизни, культуры, отношений, складывавшихся междулюдьми и природой. Характер ответов на эти и другие подобные вопросы зависит отмногих причин, но прежде всего от состояния самого общества и объеманаходящейся в его распоряжении информации. Пытаясь объяснить скудость сведенийо прошлом своего народа, древнегреческие мыслители выдвигали гипотезы природныхкатастроф, потопов, уничтожавших на их земле все живое. Они пытались восполнитьлакуны в исторической памяти сведениями заморских соседей, сохранившихдревнейшую письменную традицию, и порой признавали своих богов и героеввыходцами из восточного региона.
Для преобладающего большинства греков мифы были древнейшейисторией их народа. Они не сомневались в реальности Девкалионова потопа, вподвигах Геракла, в Троянской войне и определяли историческую глубину этих«событий» количеством поколений, предшествующих их собственному. Лишь отдельнымсветлым умам было ясно, что мифам нельзя верить. Так, первый греческий историкГекатей Милетский начинает свой труд словами: «Это я пишу, что считаю истинным,ибо рассказы эллинов, как мне кажется, необозримы и смешны».
Однако и Гекатей, и его последователи не отбрасывали мифы какисточник исторических сведений, а пытались их очистить от всегонеправдоподобного. Так, для Гекатея цербер — не пес, охраняющий вратаподземного царства, а страшная змея, обитавшая у входа в него. Поскольку ееукус был смертелен, змею иносказательно называли «псом Аида». Геракла Гекатейназывает «народом Эврисфея», очевидно, в том смысле, что подвиги, совершенныецелым народом, были приписаны одному Гераклу. Такая рационализация мифовуничтожает их как отголосок прошлого и ничего не дает для понимания истории. Затысячелетия исторической жизни греческого мифа критика его стала более тонкой,исходящей из более глубокого понимания этого феномена человеческого мышления.Миф не отвергается из-за несоответствия его реальности, а в самой нереальностиищутся корни религиозных представлений, которые позволяют понять, как моглавозникнуть невидаль или небылица и что за нею скрывается.
Научная дешифровка мифа ставит проблему мифа и истории на инуюплоскость. И прежде всего возникает задача отделить первоначальный миф от егодомысла или истолкования. Вернемся к рассмотренному нами примеру рождения АфиныПаллады из головы Зевса. Это миф. Но его поздним античным рассказчикампотребовалось объяснить, почему Афина называлась Тритогенеей и Палладой. Итогда же появился домысел о воспитании Афины Тритоном и о дочери ТритонаПалладе, чье имя вошло в эпитет Афины. Таких домыслов — бесчисленное множество.Это своего рода мифы-паразиты, налипающие на корпус мифа, как ракушки наподводную часть корабля.
Мифы хранят в себе прошлое человечества, но в формах, далеких отлетописи, от фактологии. Это история человечества во всех его проявлениях, втом числе и в мистическом, и чем больше мы знаем о прошлом по документам, темболее глубоким становится понимание мифа как формы духовного и историческогобытия.
Греческие мифы, восходящие к глубочайшей древности, дошли до нас визложении авторов, пользовавшихся не иероглифической или слоговой, а алфавитнойписьменностью финикийского происхождения. При этом они постояннопересказывались и дополнялись, переживая метаморфозы вместе с греческимполисом, в котором они бытовали. Все это делает необычайно сложнымиспользование греческих мифов в качестве исторического источника. В этом преждевсего убеждает счастливый и в то же время горький для науки опытархеолога-любителя, энтузиаста, фантазера и миллионера Генриха Шлимана,отправившегося на поиски Трои с томиком Гомера. Найдя местоположение древнейТрои (оно было известно до него по упоминаниям древних авторов и предположениямнекоторых из современников), он разрушил ее как культурный памятник, принявдревнейшие слои за гомеровскую Трою и допустив множество других непоправимыхошибок. Это не уменьшило ценности изложенных Гомером мифов, но потребоваловыделения в них самых древних слоев, восходящих ко времени существования вЭгеиде государств Аххиявы и Трои, и позднейших наслоений той самой «героики», котораяне древнее IX в. до н. э.
Сказанное касается и мифов, относящихся ко времени микенскихцарств, к векам, во мраке которых вызревала греческая архаика. Зафантастическими и путаными сведениями о странствиях гомеровских «героев»,легенд о возвращении на историческую родину Гераклидов стоят историческиереалии. Они были бы не понятны без египетских текстов и изображений XIII—XII вв. до н. э., связанныхс «народами моря» и соответствующих им хеттских упоминаний, без археологическихданных, добытых о тех же «народах моря» в Палестине, без материалов раскопокПилоса, Микен, Фив, Афин, Орхомена.
Греческие мифы, имевшие хождение в VIII—V вв. до н. э., былисвоеобразной формой политической мысли, используемой в интересах государства ипротивоборствующих в нем идеологий. С помощью мифа утверждалась давностьобладания полисом той или иной территорией. Так, согласно афинским мифам, царьКекроп был сыном скалы, на которой возник акрополь, и его власть безкакого-либо перерыва передавалась наследникам. В этих мифах нет и намека на то,что до ионийцев афинян в Аттике жили пеласги — они были изгнаны не только сосвоей исконной территории, но и из мифа. Поэтому же опущены и предания обуничтожении первоначального населения Аттики во время потопа.
Из греческих мифов создается впечатление, что деяния героевсвязаны с глубочайшей стариной, мало уступающей древности богов. Однако, какправило, греческие герои не древнее Гомера. Они неизвестны памятникам микенскойписьменности. Нет ни одного героона (места культа героя) древнее IX в. до н. э. Каждый новыйлитературный пересказ мифа был новой его трактовкой, за которой стоялиопределенные интересы — государственные, локальные, личные. Миф менял свойоблик, как Протей, и выявить его первоначальное ядро — задача практическинереальная, хотя отказаться от попытки ее осуществить, как показал опытисследований, невозможно.
Мифы создают искаженную и неполную картину событий. Но ведь важнои интересно, как мифологическое сознание воспринимало важнейшие историческиереалии.
Мифы, повествующие о древнейших событиях греческой истории,являются также источниками для понимания ситуации в далеком от Миноса, Приама иАгамемнона мире, поскольку с их помощью подтверждались претензии на те или иныетерритории и акватории в эпоху великой греческой колонизации и борьбы за властьмежду союзами полисов. Афинянин Дедал, якобы добравшийся до Крита и соорудившийтам лабиринт, продолжил свой маршрут в Сицилию, это яблоко раздора междуАфинским и Пелопоннесским союзами. В Афинах в соответствии с той же политическойтенденцией появляется Тесей в годы основания афинской морской державы исвязывается с древнейшими афинскими царями, тогда как образ Тесея не мог бытьдревнее IX в. до н. э. и сложился он не в Афинах, а в Арголиде.
Греческие героические мифы являются одновременно источником дляпонимания культурных контактов между народами в эпоху великой греческойколонизации. Так, в мифе о Геракле могут быть выделены наряду с его древнейшимикритскими, фиванскими, аргосскими элементами анатолийские, финикийские, карфагенскиеи этрусские слои, следы контактов греческих колонистов с народами,участвовавшими в колонизационном процессе.
Мифы — это сложная и тонкая структура, подобная человеческомумозгу, куда невозможно проникнуть с той же легкостью, как в другие органычеловеческого тела, но если это проникновение будет осуществлено, оно обещаетпоразительные результаты.
Складывая подчас оружие перед загадкой мифа, мы с тем большимвосхищением отнесемся к его интеллектуальным и художественным достоинствам.Немало из того, что в античности казалось сказкой, теперь стало обыденностью, икто знает, какие еще невероятные вещи станут обычными. И это раскрывает понятиемифа в одном из наиболее современных его аспектов — осуществление мечты.
С помощью мифа человек взмывал над бескрылой действительностью,добивался справедливости, побеждал сильнейших противников, расправлялся созлодеями, проникал в самые отдаленные уголки земли и вселенной, преодолеваясобственную слабость и косность своего времени. Это обеспечило мифу любовь всехчеловеческих поколений, которые примеряли образы Прометея, Геракла, Тесея,Кассандры к себе и своему времени, наполняя их страстью, углубляя ихфилософский смысл и усиливая художественное воздействие [5].
Древнегреческоеобщество прошло долгий путь развития от самого темного, архаического периода доразвитой цивилизации. Мифы, в которых выражалось его мировоззрение, изменялисьвместе с развитием общества.

2.Мифы оболимпийских богах
Вдревнегреческой мифологии боги представлены тремя поколениями. Первое поколение– гиганты, второе поколение – титаны и титаниды и третье поколение – боги Олимпа(таблица 1).
Таблица 1
/>
 
2.1Доолимпийский период
Доолимпийский этапразвития мифов пришелся на историческую эпоху, когда человек чувствовал себябеззащитным перед силами природы. Окружающий мир представлялся ему в видепервобытного хаоса, в котором действовали неуправляемые, страшные для человекастихии. Главной действующей силой природы мыслилась земля, все порождающая ивсему дающая начало. Земля порождала чудовищ, олицетворявших ее темнуюхтоническую силу. Таковы титаны, циклопы и «гекатонхейры» — сторукие чудища,пугавшие воображение человека. Таков многоголовый змей Тифон. Таковы страшные богиниЭринии — старухи с собачьеми головами и змеями в распущенных волосах. В этот жепериод появились и кровожадный пес Цербер, и лернейская гидра, и химера с тремяголовами: львицы, козы и змеи с пламенем изо рта, Сфинкс, убивающая всех, ктоне разгадал ее загадок [7].
Миксантропическимидемонами являются сирены (полуптицы-полуженщины), кентавры (полукони-полулюди).Все это примеры невыделенности в первобытном человеческом сознании человека изприроды, рассматривавшего себя как неотъемлемую ее часть. Окружающий мир пугалчеловека, представлялся ему враждебным, заставлял прятаться и искать спасения. Стихийно-чудовищнаятератологическая мифология эпохи матриархата (Медуза, горгоны, Сфинкс, Ехидна,Химера — чудовища женского пола) получает обобщение и завершение в образеВеликой матери или богини-матери. В классическую эпоху Греции эти образы былиоттеснены на задний план, но в глубинах догомеровской истории в эпохуматриархата, а затем в эллинистическо-римский период, когда происходитвозрождение архаики, тератологическая мифология (и прежде всего культбогини-матери) имела огромное значение [4].
Божества доолимпийскогопериода были далеки от тех идеальных изваяний, которые представляются нам прислове «греческая мифология». Идея божества (по-гречески — демона) была ещенеотделена от предмета, который мыслился его олицетворением. Например, в городеСикионе (Пелопоннес) Зевса изначально почитали в виде каменной пирамиды. Вгороде Феспии (Беотия) Геру представляли в виде обрубка древесного ствола, а наострове Самос — в виде доски. Богиня Лето была представлена необработаннымполеном [7].
 
2.2 Олимпийскийпериод. Ранняяклассика
Однако развитиедревнегреческого общества не стояло на месте. Подъем хозяйственной деятельностиукрепил веру человека в себя, позволил ему смелее взглянуть на окружающий мир.Период к патриархату породил новый вид мифологического персонажа — знаменитогодревнегреческого героя, победителя чудовищ и основателя государств. Один изсамых значительных мифов этого периода — победа солнечного бога Аполлона надзмеем Тифоном. Герой Кадм убивает дракона и на месте победы основывает городФивы. Персей побеждает страшное хтоническое чудовище Медузу, один взглядкоторой превращал людей в камни. Беллерофонт избавляет людей от Химеры, аМелеагр — от калидонского вепря. И, наконец, наступает самый яркий периодборьбы человека над миром, прежде казавшимся враждебным, а теперь становящимсяпригодным для обитания. Геракл, сын Зевса, совершает свои двенадцать подвигов иокончательно дарует людям этот мир [7]. Вместо мелких богов и демоновпоявляется один главный, верховный бог Зевс, которому подчиняются все остальныебоги и демоны. Патриархальная община водворяется теперь на небе или, что то жесамое, на горе Олимп (отсюда понятия «олимпийские боги», «олимпийскаямифология»). В мифах этого периода Зевс сам ведет борьбу с разного родачудовищами, побеждает титанов, киклопов, Тифона и гигантов и заточает их подземлю, в тартар. Появляются боги нового типа.
2.3 БогиОлимпа
Древние греки, любившиепорядок, сгруппировали большинство богов в то, что они называли пантеон («всебоги»), или «двенадцать олимпийских богов». Число 12 у различных народовсчиталось священным. Возможно это связано с тем, что данное число можнополучить умножая 3 на 4. При этом 3 символизирует деление мира по вертикали(небо, земля и подземный мир), а 4 означает стороны света. Но как бы там нибыло, состав пантеона был не очень устойчив. Обычно это Зевс, Гера, Афина,Аполлон, Артемида, Афродита, Деметра (покровительствовшая земледелию), Гестия(богиня священого огня), Арес, Гермес, Гефест, Дионис. Посейдон и Аид невключаются в это число, ибо пребывают в собственных владениях.
Женские божества,оформившиеся из многогранного древнего образа богини-матери, получили новыефункции в эпоху героизма. Гера стала покровительницей браков и моногамнойсемьи, Деметра — культурного земледелия, Афина Паллада — честной, открытой иорганизованной войны (в противоположность буйному, анархическому и аморальномуАресу), Афродита — богиней любви и красоты (вместо прежней дикой всепорождающейи всеуничтожающей богини), Гестия — богиней домашнего очага. Даже Артемида,которая сохранила древние охотничьи функции, приобрела красивый и стройный види превратилась в образец дружелюбного и сердечного отношения к людям. Ремеслотакже обрело своего покровителя, а именно — Гефеста. В XX гомеровском гимне емуприписывается покровительство всей цивилизации. Богами патриархального укладажизни стали Афина Паллада и Аполлон, которые славятся мудростью, красотой ихудожественно-конструктивной деятельностью. Гермес из прежнего примитивногобожества превратился в покровителя всякого человеческого предприятия, включаяскотоводство, искусство, торговлю, он водит по дорогам земли и дажесопровождает души в загробный мир. Не только боги и герои, но и вся жизньполучила в мифах совершенно новое оформление. Прежде всего преображается всяприрода, которая раньше была наполнена страшными и непонятными для человекасилами. Власть человека над природой значительно возросла, он уже умел болееуверенно ориентироваться в ней (вместо того чтобы прятаться от нее), находить вней красоту, использовать природу для своих надобностей. Если раньше нимфы реки озер — о наяды или нимфы морей — нереиды, а также нимфы гор, лесов, полей идр. — это воплощения дикости и хаоса, то теперь природа предстаетумиротворенной и поэтизированной. Власть над морской стихией принадлежит нетолько грозному Посейдону, но и довольно мирному и мудрому богу морей Нерею.Рассеянные в природе нимфы становятся предметом поэтического любования.
Всем правил Зевс, и всестихийные силы оказались в его руках. Прежде он сам был и ужасным громом, иослепительной молнией, не было никакого божества, к кому можно было быобратиться за помощью против него. Теперь же гром и молния, равно как и всяатмосфера, стали не больше как атрибутами Зевса. Греки стали представлять, чтоот разумной воли Зевса зависит, когда и для каких целей пользуется он своим Перуном[4].
Местом вечного обитаниябогов считался Олимп на границе между Фессалией и Македонией. Но это женазвание относилось еще к 16 горам в Малой Азии, на островах Эгеиды и в южнойчасти Балканского полуострова. Имеются основания думать, что резиденция боговперемещалась от одного Олимпа к другому по мере того, как Балканская Грецияначинала играть все большую роль в судьбах эллинов. Помимо того, Олимпы как быпунктиром обозначают путь эллинского этноса из Малой Азии на Балканы.
Кроме Олимпа каждый изнебожителей имел, согласно мифам, свой удел, свою малую земную родину, вполнеконкретную местность, остров, гору. Впоследствии, когда местом почитания боговстановились не пещеры и священные рощи, а искусственные сооружения — храмы,именно они мыслились земными дворцами богов и богинь, наряду с особым,принадлежащим каждому богу помещением в небесных чертогах. Родиной Зевсаназывали гору Иду на острове Крит, местом рождения Аполлона и Артемиды —каменистый островок Делос. Гефест, родившийся на Олимпе, получил вторую родинуна острове Лемнос, куда он был сброшен матерью. Нетрудно понять, что стоит заэтими представлениями: место первоначального почитания бесчисленных божков доих превращения в великих богов и богинь и перенесения на Олимп.
С богами были соединеныопределенные растения, птицы, пресмыкающиеся, млекопитающие. Орел, вестникЗевса, постоянно находившийся у его ног на Олимпе, очевидно, приобрел этоположение потому, что еще до Зевса воспринимался как владыка неба. Священнымиживотными Афины были змея и сова, у многих народов рассматривавшиеся какносители мудрости. Трагически окончившееся ухаживание Аполлона за прекраснойДафной — свидетельство роли, которую играло лавровое дерево в культе Аполлона.Равным образом с Зевсом был связан патриарх лесов дуб, с Дионисом — винограднаялоза и плющ, с Персефоной — тополь, с Аполлоном — мышь, разносчица моровойязвы, отсюда его прозвище «Мышиный». Все это информация о том времени, когдасверхъестественные силы еще не мыслились в человеческом облике. Выделениерастительной или животной основы в образах олимпийцев раскрывает их сущностьдалеко не полностью. Каждый бог или богиня — сложный комплекс представлений,сложившийся в ходе многовекового развития греческого народа и его столкновенийс другими народами на территории Балканского полуострова и за его пределами.Греки прекрасно это понимали, приписывая происхождение образов и имен своихбогов то первоначальному населению Балканского полуострова, то выходцам изЕгипта и Передней Азии. Открытие в XIX—XX вв. огромного количества памятниковдревневосточной литературы и искусства, значительно более древних, чемдревнейшие греческие изложения мифов, позволило просветить до самой глубиныолимпийских богов и обнаружить в них черты вавилонских, хеттских, финикийскихбогов. Особенно очевидны следы восточного происхождения в такой богине, какАфродита. Не случайно ее земным «уделом» стал заселенный финикийцами островКипр, географически близкий к сирийско-палестинскому побережью, где почиталисьАстарта с Адонисом, Атаргатис и другие богини любви. Такие черты Афродиты, какстрастность, изнеженность, бесспорно, восходят к ее восточным предшественницам.
Об олимпийских богах мыузнаем от эпических поэтов, создателей «гомеровских» и иных гимнов, историков,драматургов, систематизаторов мифов (мифографов): образы богов и богиньпереплавляются в горниле творческих талантов и поэтому приобретают чертыгосподствовавших в разные эпохи древнего мира философских представлений [8].

3.Мифы огероях
мифологиягреческий олимпийский бог герой
Герой сын или потомокбожества и смертного человека. У Гомера героем обычно именуется отважный воин(в «Илиаде») или благородный человек, имеющий славных предков (в «Одиссее»).Впервые Гесиод называет «род героев», созданный Зевсом, «полубогами». В словареГесихия Александрийского (VI в.) понятие герой разъясняется как «мощный,сильный, благородный, значительный» [8].
История героев относитсяк так называемому классическому или олимпийскому периоду греческой мифологии(II тыс. до н.э., расцвет — II тыс. до н.э.), связанному с укреплениемпатриархата и расцветом микенской Греции. Олимпийские боги, ниспровергшиетитанов, в борьбе с доолимпийским миром чудовищных порождений матери-земли — Геи, создают поколения героев, вступая в брак с родом смертных. Иногда герой незнает своего отца, воспитывается матерью и отправляется на поиски, совершая попути подвиги.
Герой призван выполнятьволю олимпийцев на земле среди людей, упорядочивая жизнь и внося в неесправедливость, меру, законы, вопреки древней стихийности и дисгармоничности.Обычно герой наделяется непомерной силой и сверхчеловеческими возможностями,однако он лишен бессмертия, остающегося привилегией божества. Отсюданесоответствие и противоречие между ограниченными возможностями смертногосущества и стремлением героев утвердить себя в бессмертии.
Невозможность личногобессмертия компенсируется в героическом мире подвигами и славой (бессмертием)среди потомков. Личность героев большей частью имеет драматический характер,так как жизни одного героя не хватает, чтобы воплотить предначертания богов.Поэтому в мифах укрепляется идея страдания героической личности и бесконечногопреодоления испытаний и трудностей. Герои часто гонимы враждебным божеством(например, Геракла преследует Гера) и зависит от слабого, ничтожного человека,через которого действует враждебное божество (например, Геракл подчиненЭврисфею).
Чтобы создать великогогероя, требуется не одно поколение. Зевс трижды вступает в брак со смертнымиженщинами (Ио, Данаей и Алкменой), чтобы через тридцать поколений родилсяГеракл, среди предков которого были уже Данай, Персей и др. сыновья и потомкиЗевса. Таким образом, происходит нарастание героической мощи, достигающейапофеоза в мифах об общегреческих героях, таких, как Геракл [8].
Подвиги Геракла — вершинагероической деятельности. Этот сын Зевса и смертной женщины Алкмены — не толькоистребитель разного рода чудовищ (немейского льва, лернейской гидры,керинейской лани, эриманфского вепря и стимфалийских птиц), не толькопобедитель природы в мифе об авгиевых конюшнях и борец против матриархата вмифе о поясе, добытом у амазонки Ипполиты. Если своими победами над марафонскимбыком, конями Диомеда и стадами Гериона он еще сравним с другими героями, тодвумя подвигами, ставшими апофеозом человеческой мощи и героического дерзания,он превзошел всех героев древности: на крайнем западе, дойдя до сада гесперид,он овладел их яблоками, дарующими вечную молодость; в глубине земли он добралсядо самого Цербера и вывел его на поверхность.
Тема победы смертногочеловека над природой звучит и в других греческих мифах олимпийского периода.Когда Эдип разгадал загадку Сфинкс, она бросилась со скалы. Когда Одиссей (илиОрфей) не поддался завораживающему пению сирен и невредимо проплыл мимо них,сирены в тот же момент погибли. Когда аргонавты благополучно проплыли средискал Симплегад, которые до тех пор непрестанно сходились и расходились, тоСимплегады остановились навсегда. Когда же аргонавты прибыли в сад гесперид, терассыпались в пыль и только потом приняли свой прежний вид [4].
Ранний героизм — подвигигероев, уничтожающих чудовищ: борьба Персея с горгоной, Беллерофонта с химерой,ряд подвигов Геракла, вершиной которых является борьба с Аидом.
Поздний героизм связан синтеллектуализацией героев, их культурными функциями (искусный мастер Дедал илистроители фиванских стен Зет н Амфион). Среди героев певцы и музыканты,овладевшие магией слова и ритма, укротители стихий (Орфей), прорицатели(Тиресий, Калхант, Трофоний), отгадыватели загадок (Эдип), хитроумные илюбознательные (Одиссей), законодатели (Тесей).
Независимо от характерагероизма подвиги героев всегда сопровождаются помощью божественного родителя(Зевс, Аполлон, Посейдон) или бога, функции которого близки характеру того илииного героя (мудрая Афина помогает умному Одиссею). Нередко соперничество богови их принципиальное отличие друг от друга сказывается на судьбе героя (гибельИпполита как результат спора Афродиты и Артемиды; буйный Посейдон преследуетОдиссея наперекор мудрой Афине; Гера, покровительница моногамии, ненавидитГеракла, сына Зевса и Алкмены).
Зачастую герои испытываютмучительную смерть (самосожжение Геракла), гибнет от руки вероломного злодея(Тесей), по воле враждебного божества (Гиакинф, Орфей, Ипполит). Вместе с темподвиги и страдания героев рассматриваются как своего рода испытания, вознаграждениеза которые приходит после смерти. Геракл обретает бессмертие на Олимпе, получивв жены богиню Гебу. Однако, по другой версии, сам Геракл находится на Олимпе, атень его скитается в аиде, что указывает на двойственность и неустойчивостьобожествления героев.
Развитие героизма исамостоятельности героев приводит к их противопоставлению богам, к их дерзостии даже преступлениям, которые накапливаются в поколениях героических династий,приводя к гибели героев. Известны мифы о родовом проклятии, которое испытываютна себе герои конца классического олимпийского периода, соответствующеговремени упадка микенского владычества. Таковы мифы о проклятиях, тяготеющих надродом Атридов (или Танталидов) (Тантал, Пелопс, Атрей, Фиест, Агамемнон, Эгисф,Орест), Кадмидов (дети и внуки Кадма — Ино, Агава, Пенфей, Актеон), Лабдакидов(Эдип и его сыновья), Алкмеонидов [8].
Героический век подходитк концу, незадолго до Троянской войны — последнего большого деяния героическоговека — Геракл освобождает Прометея. Между Зевсом и Прометеем происходит великоепримирение, которое означает торжество Прометея, даровавшего людям огонь изачатки цивилизации, сделавшего человечество независимым от бога. Такимобразом, Прометей, будучи сам богом, разрушал веру в божество вообще и в мифологическоевосприятие мира.

Заключение
Греция переживала наплыввосточных культов, сами греческие мифы подвергались различным философским ипоэтическим толкованиям. Приход христианства положил конец почитанию божеств,однако сами древнегреческие мифы, образы древних божеств и рассказы о нихпродолжали бытовать в Средневековье и продолжают привлекать к себе внимание и внаши дни.
Мы, порой, даже не подозреваем, насколько глубоко прониклигерои и образы древних мифов в нашу жизнь. В каждодневной речи мы частоупотребляем такие известные выражения, как «Авгиевы конюшни», «Эдиповкомплекс», «Ахиллесова пята», «Кануло в лету», «Содом и Гоморра», «Все вТартарары», «Взгляд Горгоны», «Геростратова слава» и другие. Происхождение ихсвязано с сюжетами древней мифологии.
Неотдавая себе отчета, мы порой говорим о титанических усилиях и гигантскихразмерах (а ведь титаны и гиганты – порождения богини Земли, боровшейся сгреческими богами), о паническом страхе (а это проделки бога Пана, любившегонаводить безотчетный ужас на людей), об олимпийском спокойствии (которымобладали древние боги – обитатели священной горы Олимп) или о гомерическомсмехе (это безудержный громовой смех богов, описанный поэтом Гомером). Кобщепринятым сравнениям можно отнести и уподобление могучего и сильногочеловека Геркулесу, а смелой и решительной женщины – амазонке.
А сколько великих художников и скульпторов черпали своевдохновение из сюжетов мифов Древней Греции. Это и «Персей и Андромеда»Рубенса, «Пейзаж с Полифемом» Пуссена, «Даная» и «Флора» Рембрандта и картинынаших художников («Дедал, привязывающий крылья Икару») П. Соколова, («ВстречаАполлона и Дианы») К. Брюллова, («Посейдон, несущийся по морю») И.Айвазовского.

Списоклитературы
1. Боннар Андре. Греческая цивилизация. Т. I. От Илиады до Парфенона / Пер. сфранц. О.В. Волкова; Предисл. проф. В.И. Авдиева. — М.: Искусство, 1992 — 269с., ил.
2. Легенды и мифы ДревнейГреции Н.А. Кун.- М.:Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещенияРСФСР, 1954.-451с
3. Менар Рене. Мифы в искусствестаром и новом.-М.: Гелеос, 2007.-368с
4. Мифы народов мира. Энциклопедия.Т.1 / Гл. ред. А.С. Токарева.- М.: Советская энциклопедия, 1991.- 671с.
5. Мифы и легенды народов мира.Древняя Греция / А.И. Немировский.- М.: Литература, Мир книги, 2004.- 496 с
6. Мифы Древней Греции. Ю. Зайцев.-М.: Изд. «Белый Город», 2008.- 145с.
7. Мифология древних народов мира.Мифы Древней Греции. Режим доступа: www.mythology.ru
8. Энциклопедия древнегреческой и древнеримскоймифологии. Antigua. Режим доступа:www.greekroman.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.