МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИНАУКИ УКРАИНЫ
ОДЕССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯКафедра теории государства и праваКУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Права и свободы личности»ОДЕССА – 2003
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. Содержание
2
Введение
3
I.
История возникновения института прав человека
6
II.
Права и свободы личности в государстве. Взаимная ответственность
12
III.
Основные права и свободы личности и их отражение в законодательстве Украины
18
Заключение
27
Литература
28
ВВЕДЕНИЕ
Все людисвободны и равны в своём достоинстве и правах. Права и свободы человека неотчуждаемыи нерушимы.[1]
Перед началом рассмотрения темы «Права и свободы личности»необходимо четко разобраться с методологией понятия – личность.
В разделе ІІ«Права, свободы и обязанности человекаи гражданина» Конституции Украины речь идет в основном о таких категориях, как«человек и гражданин».
Понятие «человек» характеризует его сбиологической стороны как индивида с физиологическими свойствами, как представителяживого мира. Права человека – это охраняемая законом меравозможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека.[2]
Права человекауниверсальная категория, представляющая собой вытекающие из самой природычеловека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами и условиямибезопасного, свободного существования личности в обществе. В современный периодправа человека понимаются как общесоциальное понятие, отражающее наднациональные,общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности.
Для реализации таких прав человека, как право на жизнь,на достойное существование, достаточно лишь факта рождения и совсем не обязательно,чтобы он обладал качествами личности и гражданина, а для реализации остальныхправ требуется, чтобы человек был гражданином личностью.
Понятие «гражданин» характеризует с юридическойстороны человека, который находится в устойчивой правовой связи с конкретнымгосударством, что значительно сужает и конкретизирует в отношении определенныхгосударств область рассмотрения прав и свобод, а это не совсем корректно для«Теории государства и права» в целом.
Тем не менее, считаю необходимым привести определениепонятия «права гражданина». Права гражданина — этоохраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная наудовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится вустойчивой правовой связи с конкретным государством.[3]
Понятие «личность» характеризует с социальнойстороны человека, который осознает себя, своё место и роль в обществе,ответственность перед ним (возможны случаи, когда человек в силу различныхобъективных и субъективных причин не обладает качествами личности, например,признан судом недееспособными вследствие психического заболевания).
Это понятие уже понятия «человек», однако, сдругой стороны включает в себя огромный необходимый круг критериев понятия«человек». Так же категория «личность» более постоянна иобъемлюща, чем категория «гражданин», как во временном так и втерриториальном пространстве. То есть в любом демократическом государстве,гражданином которого ты не являешься, твои права и свободы, как личностигарантируются, в отличие от прав и свобод гражданина. Однако, стоит тебе, потой или иной причине, сменить гражданство, как ты становишься объектом правгражданина этого государства, причем права и свободы личности сохраняются.
Поэтому наиболее показательной и интересной для изученияявляется категория «личности».
Свобода личности– это то же право гражданина, но выражающее собой лишь отсутствие какихлибо препятствий, стеснений в чем либо.[4]
Не смотря навышеприведенную аргументацию интереса к изучению категории «личности»с юридической точки зрения, с социальной и историко-правовой точки зрения, вчасти прав и свобод, правильнее рассматривать категорию «человек».
Это подтверждается тем, что именно этакатегория наделяется правами и свободами в основных международных и украинскихдокументах.
Например, "… каждый человек должен обладать всеми правамии свободами без какого либо различия в отношении цвета кожи, расы, языка,религии, политических и других убеждений, имущественного положения,национального и социального происхождения …"[5], или см. эпиграф к введению.
К сожалению, внастоящее время в Украине, не смотря на то, что юридически практически всеосновные права и свободы гарантированы, практическая реализация их довольнозатруднена. Это связано как с состоянием нормативно-правовой базы, так и ссовременным временным периодом государственного строительства (скореепереустройства) Украины.
В связи с этим мною была выбрана именно эта тема дляразработки в Курсовой работе. Изучение исторической базы, связанной с правами исвободами, классификация и рассмотрение соблюдения современных прав и свобод,как на планете Земля, так и в отдельных государствах, в том числе на Украине,путей их реализации – основные направления данной работы.
I.ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯИНСТИТУТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Правачеловека, их социальные корни, назначение — одна из вечных проблемисторического, социального и культурного развития человечества, прошедшая черезтысячелетия и неизменно находившаяся в центре внимания политической, правовой,этической, религиозной, философской мысли. Права человека — сложное многомерноеявление. В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясьполитико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либофилософское звучание в зависимости от социальной позиции находившихся у властиклассов.
Самозарождение прав человека в V-IV вв. до н.э. в древних полисах(Афинах, Риме), появление принципа гражданства было крупным шагом на путидвижения к прогрессу и свободе. Неравномерность распределения прав человекамежду различными классовыми и сословными структурами, а то и полное лишениеэтих прав рабов было неизбежным для тех этапов общественного развития. Каждаяновая ступень такого развития добавляла новые качества правам человека,распространяла их на более широкий круг субъектов. И происходило это нестихийно, а в результате борьбы классов и сословий за свои права и свободу, заее расширение и обогащение.
Проблема правчеловека всегда была предметом острых классовых битв, которые велись заобладание правами, расширение прав, фиксировавших положение человека вобществе.
Данный аспекткультурного прогресса можно проследить на возрастании гуманного начала вморали, праве, религии, философии по мере естественноисторического развитияобщества.
Античный рабсвободнее первобытного дикаря, средневековый крепостной свободнее античного раба,а наемный рабочий раннебуржуазного общества свободнее средневекового крепостного.И хотя развитие общества по пути свободы не было поступательным наращиваниемтолько прогрессивных начал, исторический прогресс — явление, само по себе, пробивающеедорогу через все случайности и хаотические нагромождения социального развития.
Известно, чтоправила поведения в первобытном обществе носили синкретический (лат. synkretismos — соединение) характер. Эти правила в научной литературе получилинаименование «мононормы», поскольку они не могут быть дифференцированы и классифицированыкак нормы религии, морали, обычного права. По своему характеру — это правила,выражающие устойчивые привычки, убеждающие своей целесообразностью. Они концентрировалистихийно складывающиеся представления о полезном и вредном для рода или племении, в конечном счете, были связаны со становлением общественного труда. Цельютаких норм было поддержание и сохранение кровнородственной семьи.
Родовые нормысодержали в зачаточном состоянии представление о добре и зле, так как онипредусматривали правила взаимопомощи и взаимозащиты. Но в целом это былижесткие предписания, продиктованные необычно трудными условиями существованиячеловека, примитивному сознанию которого противостояли суровые силы природы,необходимость обороняться от враждебных племен. Поэтому и правила первобытногообщества как мононормы, в которых еще четко не проступают ни признаки морали,ни признаки религии, ни правовые свойства в силу синкретизма сознанияпервобытного человека, определяемого синкретизмом бытия, в наибольшей степени выражаютих характер и социальное назначение — поддержание целостности общины, рода,орды.
Для мононормхарактерным было то, что они никогда не давали преимуществ одному члену родаперед другим, т.е. закрепляли «первобытное равенство». Но суть этого равенствасостояла в поглощении человека сообществом, в жесточайшей регламентации всейего деятельности, в консервативности и застойности форм, закрепляющихсуществующие связи и отношения. Эта т.н. нормативная избыточность, свойственнаобществам с относительно бедной культурой, для которых важнейшей задачейявляется поддержание равновесия и общественного спокойствия.
Однаковозникновение мононорм было свидетельством грандиозной эволюции человечества,вышедшего из животного царства. Сам факт появления норм — это признак сугубочеловеческого бытия, его социальности. Через освоение мононорм культивировалисьформы поведения, которые были необходимы человеческому сообществу длядальнейшего прогресса. Ведь даже самые консервативные и жесткие социальныенормы пришли на смену стадным инстинктам и свидетельствовали об осознаниичеловеческими сообществам особенности своего существования по отношению костальном миру и необходимости поддержания и сохранения своей общности. Врамках первобытной морали, обычаев, традиций, ритуалов, выраставших измононорм, происходило становление человеческой социальности. Люди на практическомопыте убеждались в полезности и целесообразности определенных правил, запретов,предписаний.
На последнемэтапе распада первобытнообщинного строя в эпоху классообразования возникаютнормы права. Однако формирование норм права и прав человека явленияразновременные. Правовые системы большинства регионов мира формируются в связис крупными общественными разделениями труда, ростом его производительности,которые создали возможность появления избыточного продукта и сосредоточенияобщественного богатства в руках уже сформировавшейся привилегированной верхушки,осуществлявшей процесс управления в родовых организациях. Они были основаныпреимущественно на методах насилия, принуждения, применявшихся носителямиверховной власти по отношению к большинству общества. Уровень свободы былминимальный и охватывал, разве что, правящую верхушку. В таких условияхпритязания индивидов на обеспечение нормальной жизнедеятельности былинереальны. Люди видели в представителях верховной власти либо ставленников Богана земле, либо просто владык, требующих беспрекословного подчинения.
Специфичнойразновидностью рабовладельческого государства была полисная форма, котораявыступала в виде рабовладельческой демократии, тирании, аристократии. Полиснаядемократия породила первые ростки явления, которые могут быть названы правамичеловека. Это связано с возникновением определенного пространства свободы,которое создало условия для появления равных политических прав у лиц,являющихся гражданами.
В VIв. дон.э. афинский архонт Солон разработал Конституцию, закреплявшую некоторыеэлементы демократии и устанавливавшую право на привлечение к ответственностигосударственных чиновников.
Свой вклад вразвитие гражданских свобод внесли римляне, которые ввели разделение властей,приняли и разработали идеи естественного права.
В периодсредневековья свобода была крайне ограниченна, поскольку феодальное общество — общество всеобщей зависимости. Система внеэкономического принуждения, сословнаяиерархия, бесправие большинства порождали произвол, культ силы, систематическоенасилие. Однако уже в этот период в Англии возникают попытки ограничения правамонарха, соединения монархии с сословным представительством, стремление определитьдля владычества монарха правила, которым он должен следовать.
Противостояниемонарха, баронов, рыцарства, завершилось принятием Великой хартии вольностей1215 г. В ней содержатся статьи, направленные на обуздание произвола королевскихчиновников, требования не назначать на должность судей, шерифов и констеблей,лиц, не знающих законов, либо не желающих их выполнять. Особое место занимаетст.39 Великой хартии, предусматривающая применение наказаний по отношению ксвободным не иначе как по законному приговору равных и по закону страны.
Петиция оправе 1628 г., относящаяся к периоду формирования буржуазного строя в Англии,возлагала определенные обязанности на короля, которые призваны были защищатьподданных от произвола королевской администрации. Дальнейшим шагом на путиобеспечения прав человека явился Хабеас корпус акт 1679 г., который ввелпонятие «надлежащей процедуры», установил гарантии неприкосновенности личности,принцип презумпции невиновности и другие важнейшие для защиты прав личностиположения.
Актом,закрепившим компромисс между упрочившейся буржуазией и правящей верхушкойземлевладельцев, утверждением конституционной монархии, стал Билль о правах1689 г. Билль отводил значительную роль парламенту, запрещал без его согласияприостанавливать действия законов, взыскивать налоги и сборы в пользу короны,содержать постоянную армию в мирное время. Наряду с этим Билль внес неоценимыйвклад в развитие прав человека, установив свободу слова и прений в парламенте,свободу выборов в парламент, право обращения подданных с петицией к королю.
Указанныенормативные акты — свидетельство первооткрывательства Англии в области правчеловека и в необходимом для их защиты разделении властей. Акт об устроении1701 г. учредил верховенство парламента в сфере законодательства, принципнесменяемости судей, запрет королевским министрам быть членами парламента. Этинововведения стали возможными в связи с интенсивным развитием буржуазныхотношений, усилением власти буржуазного сословия, требовавшего положить пределфеодальному произволу и абсолютизму.
Дальнейшееразвитие идеалов свободы и прав человека, нашедшее воплощение в историческихдокументах, произошло в США. Истоки этого явления заложены в философии просвещения,учениях древнегреческих философов, естественно-правовой доктрине, таких актах,как Великая хартия вольностей, Петиция о праве, Билль о правах, Хабеас корпусакт, которые были созданы в период становления буржуазного строя в Англии.
Учениеестественного права было развито Томасом Пейном и Томасом Джефферсоном в ихборьбе за победу буржуазно-демократической и антиколониальной революции. ИдеиПейна и Джефферсона были направлены не только на утверждение демократическойгосударственности, но и на защиту неотъемлемых естественных прав человека. Труднопереоценить великий гуманный пафос Декларации прав Вирджинии 1776 г., провозгласившей:«Все люди по природе являются в равной степени свободными и независимыми иобладают определенными прирожденными правами, коих они — при вступлении вобщественное состояние — не могут лишить себя и своих потомков каким-либосоглашением, а именно: правом на жизнь и свободу со средствами приобретения ивладения собственностью, правом на стремление к счастью и безопасности и ихприобретение». Декларация прав Вирджинии 1776 г. была первымгосударственным определением прав человека.
ИдеиДекларации прав Вирджинии были развиты в Декларации независимости 1776 г.,провозгласившей: «Мы полагаем самоочевидным те истины, что все людисозданы равными и наделены Творцом определенными неотчуждаемыми правами, что кним относятся жизнь, свобода, стремление к счастью, что для обеспечения этихправ среди людей учреждаются государства, черпающие свои разумные полномочия всогласии управляемых».
Конституция1787 г. не содержит перечня естественных неотъемлемых прав человека.Впоследствии, в 1789 г., были предложены 10 первых поправок к Конституции,составившие Билль о правах, ратифицированный в 1791 г.
Важнейшимшагом в развитии прав человека явились буржуазно-демократические революции XVII-XVIIIвеков, которые выдвинули не только широкий набор прав человека, но и принципформального равенства, ставший основой универсальности прав человека.
Дальнейшимэтапом углубления и развития каталога прав человека стала вторая половина XXвека. После Второй мировой войны, сопровождавшейся грубыми массовыминарушениями прав человека, они вышли за пределы внутригосударственной проблемыи стали предметом постоянного внимания международного сообщества.
ПризнаниеВсеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции о защите прав человекаи основных свобод, Международного пакта об экономических, социальных и культурныхправах, Конвенции о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него,Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и рядадругих важнейших международно-правовых актов, явилось неоценимым вкладом вразвитие цивилизации и культуры XX в.
II.ПРАВА И СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ В ГОСУДАРСТВЕ.
ВЗАИМНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Права исвободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельностигосударства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждениеи обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства.[6]
В общественномсмысле, права человека неотделимы от социальной деятельности людей, от ихобщественных отношений. Права человека являются нормативной формойвзаимодействия людей, упорядочения их связей, координации их поступков идеятельности, предотвращения противоречий, противоборства и конфликтов. По своемусуществу они нормативно формулируют те условия и способы жизнедеятельностилюдей, которые объективно необходимы для обеспечения нормального функционированияиндивида, общества, государства.
Такие права,как право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободусовести, мнений, убеждений, автономию личной жизни, право на участие вполитических процессах и др., являются необходимыми условиями жизни человека вцивилизованном обществе и должны быть безоговорочно признаны и охраняемыгосударством.
Правачеловека, основанные на формальном равенстве, стали одним из главных ценностныхориентиров общественного развития, оказали огромное влияние на характергосударства, сделались ограничителями его всевластия, способствовали установлениюдемократического взаимодействия между государственной властью и индивидом,освободив последнего от чрезмерной опеки и подавления его воли и интересов состороны властных структур. Формирование правового государства невозможно безутверждения в общественном сознании и практике прав человека.
Когдаговорят о правовом государстве, то в первую очередь имеют ввиду егосоциальность: какие права и свободы провозглашены в этом государстве и какграждане могут пользоваться этими правами, как государство заботится о своихгражданах. Правовое государство не может создаваться на пустом месте. На путиего построения очень важны обычаи и преемственность.
Среди примеров – Великая хартия вольностей, принятая в1215 г. В ней записано: "… Ни один человек не может быть схвачен, заключенв тюрьму, или лишен своего имущества, или отвержен законом, или в любом видеуничтожен, также мы не можем преследовать его или пытаться арестовать его, заисключением случаев, когда вынесено правовое решение его согражданами илизаконодательством государства. Никому не будет продано, отказано или отсроченоего право на правосудие … "[7].
Современные государства формировались с одной стороныпод влиянием лозунгов французскойбуржуазной революции. Французская Декларация прав человека и гражданина 1789год провозгласила, что "… все то, что не запрещено законом, то дозволено…". В России же примерно в это время, в своде законов, установленнымПетром I, существовала норма, по которой "… полиция пресекает всякуюновизну, законам противную …".[8]
Этот путь выбрали те государства, которые формировалисьпод влиянием пролетарских лозунгов. Но установки буржуазно – демократическихреволюций и в этом случае получили воплощение. Права и свободы в Конституциисоциалистических стран были даже шире, чем в странах Запада, но не был предусмотренмеханизм осуществления гражданами своих прав. Их осуществление сдерживалось иотсутствием экономических свобод.
Как сейчас видно, ближе всех подошли к созданию правовыхгосударств те страны, где наиболее развит рынок. Кроме того, на пути реализацииправ и свобод в социалистических странах стояла административно-команднаясистема, с ее запретами и санкциями, гражданам надо было получать разрешениевластей на совершение многих действий.
Нокакие бы права и свободы не гарантировались, они не могут бытьбезграничны. Во всеобщей декларации прав человека (принятой ГенеральнойАссамблеей ООН в 1948 году) сказано: "… при осуществлении своих прав исвобод, каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которыеустановлены законом, исключительно с целью обеспечения признания и уваженияправ и свобод других граждан и удовлетворения справедливых требований моралиобщественного порядка и демократического общества …"[9].
Во многом современная модель правового государстваобязана своим появлением Римской республике. Современному человеку можетпоказаться странным сам факт появления римского права в древнем мире. Как моглосформироваться государство со столь высокой для того времени правовойкультурой? Вряд ли дикарь сможет оценить ту свободу, которой обладает гражданинсовременного правового государства. Общество должно быть готово для правильноговосприятия международного правового акта. Римское государство благодаря своемудолгому экономическому процветанию, смогло подготовить и создать платформу дляподдержания законности. Неужели принятие Всеобщей декларации прав человекаговорит о готовности мирового сообщества к формированию демократических устоев?К сожалению, этого нельзя утверждать. До сих пор в некоторых малоразвитыхстранах существуют тоталитарные и авторитарные режимы.
На протяжении многих лет в центре мировой политики находитсяИрак. Это государство полностью пренебрегает всеми международными правовымиактами, оно существует не по принципу государство ради человека, а человек радигосударства. Но насколько правомерны действия США в отношении этогогосударства? Возможно ли установление прав и свободы личности силовымиметодами, стоят ли они этого? Вряд ли иракский народ сможет достойным образомоценить желание Президента США облагодетельствовать его. Формированиедемократического государства с помощью силы оружия противоречит его главнымпринципам.
Наряду с Ираком существует множество стран с развитымиправовыми нормами и с высокой степенью их защищенности. Однако, несмотря напоследние, эти страны не остановились в своем развитии, демократия – это несамоцель, к которой должно стремиться любое государство, а форма общественногосознания, стремящаяся к самосовершенствованию.
В таких странах, как Англия, Швеция и Франция существуетогромное количество правовых проблем. Периодически достоянием общественностистановятся скандалы, в центре которых находится нарушение свобод граждангосударством, в ряде случаев оно не только не в состоянии проконтролировать исполнениезаконов, но и само идет на их нарушение. Это очень важная проблема, посколькуочень трудно выдвигать и доказывать обвинение против государства. Мироваяобщественность очень озабочена этим вопросом, и с целью его решения был созданКомитет по правам человека при ООН.
Один из вопросов, который приходится решать этому комитету,– это законные ограничения свобод граждан. Допустимо ли это? Права человеканезыблемы, получается противоречие. Но его нельзя избежать, введениеограничений необходимо, но оно возможно только в том случае, если направлено напользу общества. В качестве примера можно рассмотреть установлениекомендантского часа в стране в случае чрезвычайной ситуации. Происходитнарушение свободы передвижений, но это делается во благо людей, с целью сохраненияих жизней.
Во многихцивилизованных странах очень остро стоит вопрос приоритета прав человека. Можноли пренебречь одной из свобод общества ради выполнения другой? Это оченьсложный вопрос, потому что государству так или иначе приходится идти наущемление прав гражданина. В подобных случаях необходимо выбирать из двух золменьшее, то есть стараться делать так, чтобы в результате принятого решения былнанесен ущерб как можно меньшей группе населения.
Государство, провозглашая права и свободы граждан,наделяет их и обязанностями, т.е. личность и государство вступают вправоотношения, а именно отношения, в которых субъекты реализуют свои права иобязанности. На сколько равноправны стороны в этих отношениях, по этому можносудить о правовом государстве.
Обязанности записаны в Конституции (принимающей различныеформы, что не отражается на основной её цели). Каждый гражданин должен, впервую очередь, соблюдать законы, нормы права, уважать права и свободы другихграждан.
Правовое государство имеет определенные обязанности передсвоими гражданами.
Для выполнения своих обязанностей государство выполняетряд функций:
- хозяйственно-организационную, в которой помимо прочихвходит контроль за мерой труда и мерой потребления, налоговая политика и др.Государство должно следить, чтобы не политика, а экономика определяла экономическоеразвитие общества;
- правоохранительную функцию;
- социальную. Правовое государство должно обеспечитьприемлемую жизнь для всех своих граждан. Это налоговое регулирование,обеспечение занятости населения, поддержка безработных. В обязанностигосударства входит поддержка здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения, культуры, науки;
- экологическую. Правовое государство заинтересовано всохранении окружающей среды и оно должно сделать все, чтобы производство иконтроль были сосредоточены в одних руках;
- функцию правосудия. В демократическом государствеочень важно соблюдение демократических основ правосудия. Это:
- осуществление правосудия только судом,
- образование судов на основе выборности,
- независимость судов,
- право граждан на судебную защиту,
- презумпция невиновности;
- функция обороны от внешних врагов.
За невыполнение своих обязанностей граждане несут ответственность.Особое место принадлежит юридической ответственности. Юридическаяответственность имеет целью показать правонарушителю, точнее оказатьвоспитательное воздействие на окружающих. Каждому виду правонарушениясоответствует особый вид юридической ответственности: уголовная, административная,гражданско-правовая, дисциплинарная.
В правовом государстве должны неукоснительно соблюдатьсяпринципы юридической ответственности – законность, справедливость, целесообразность.
В правовом государстве не только граждане несутответственность за не выполнение своих обязанностей, но и государство, все егоорганы и должностные лица несут ответственность за свои действия передгражданами. Речь идет о взаимной ответственности государства с одной стороны ивсех кто вступает с ним в правоотношения, с другой. Общество нуждается вконтроле государством и его органами. Известно, что некоторые представителивласти злоупотребляют своими служебными полномочиями, существует взяточниство.
Функции контроля за деятельностью государствавозложена на суд, т.е. в компетенцию судов входит задача решать переступают лиграницы дозволенного законом государственные органы. В компетенцию Конституционныхсудов входит контроль соответствия издаваемых законов конституции. Суды занимаютсяисками отдельных граждан к государству. Предмет исков вытекает из ошибок илинарушений, допущенных государственными органами. Согласно законодательству,должностные лица, допустившие ошибки или злоупотребляющие власть, несут соответствующуюответственность.
Извышеприведенного можно сделать вывод, что состояние соблюдения прав и свободличности напрямую зависит от направленности государственной политики в этомотношении.
III.ОСНОВНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ
И ОТРАЖЕНИЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ УКРАИНЫ
Права исвободы человека и гражданина, закрепленные настоящей Конституцией, не являютсяисчерпывающими.
Конституционныеправа и свободы гарантируются и не могут быть упразднены.[10]
Правачеловека и гражданина весьма сложные и многообразные категории, которые могутклассифицироваться в зависимости от следующих критериев:
1)
исходя из этапов провозглашенияосновных прав и свобод на три поколения:
· первое поколениевключает в себя провозглашенные буржуазными революциями(XVII—XVIII вв.) гражданские и политическиеправа, которые получили название «негативных», т.е. выражающих независимостьличности в определенных действиях от власти государства, обозначающих пределыего невмешательства в область свободы и самовыражения индивида (к ним, например,относятся право на жизнь, свободу и безопасность личности, неприкосновенностьжилища, право на равенство перед законом, избирательное право, право на свободумысли и совести, свободу слова и печати и т.д.);
· второе поколениесвязано с социальными, экономическими и культурными правами, которыеутвердились как таковые к середине XXстолетия под влиянием борьбы народов за улучшение своегосоциально-экономического положения, за повышение культурного статуса, подвоздействием социалистических идей и стран. Данные правд иногда называют«позитивными», ибо их реализация, в отличие от реализации прав первогопоколения, требует известных целенаправленных действий со стороны государства,т.е. его «позитивного вмешательства» в их осуществление, создания необходимыхобеспечивающих мер (к ним, например, относятся право на труд и свободный выборработы, на отдых и досуг, на защиту материнства и детства, на образование, наздравоохранение, на социальное обеспечение, на участие в культурной жизниобщества и т.п.);
· третье поколение—праваколлективные или солидарные, вызванные глобальными проблемами человечества ипринадлежащие не столько каждому индивиду, сколько целым нациям, народам (кним, например, относятся права на мир, благоприятную окружа