--PAGE_BREAK--Глава 2. Основные аспекты управления информационными ресурсами таможенных органов 2.1. Характеристика и управление информационными процессами и информационными потоками в системе таможенных органов
Важнейшим фактором интенсификации научно-технического прогресса является совершенствование форм и методов управления во всех функциональных звеньях управления. Применение экономико-математических методов на базе использования новейших средств вычислительной техники и связи создало новые возможности для дальнейшего совершенствования системы управления. Важнейшим направлением использования экономико-математических методов и средств вычислительной техники явилось создание автоматизированных систем управления (АСУ).
Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) ФТС России представляет собой автоматизированную систему управления процессами таможенной деятельности.[2]
Дня автоматизации деятельности таможенных органов в целом важнейшими исходными параметрами являются характеристики потоков информации, их объемы, временные критерии обработки и передачи информации, расположение и организация связи между таможенными объектами, определяющая сложность многоуровневых элементов в общей структуре таможенных органов. В целом ЕАИС характеризуется:
— территориальной распределенностью;
— иерархической структурой управления;
— централизованным методологическим управлением в части применения информационных таможенных технологий;
— необходимостью в использовании распределенных информационных систем, нуждающихся в средствах обеспечения информационного обмена между ними;
— существованием средств передачи информации и обеспечивающих их комплекса организационного, информационного и программно-аппаратного обеспечения;
— наличием ведомственной электронной почты на базе использования почтовых систем Novell Group Wise, Microsoft Exchange и Outlook;
— наличием телекоммуникационной инфраструктуры на базе использования выделенных каналов связи и коммутируемых линий телефонной сети общего пользования, с использованием различных протоколов передачи данных.
Факторы, определяющие основные характеристики ЕАИС:
— постоянный рост числа пользователей;
— постоянный рост объемов грузоперевозок;
— постоянное изменение нормативно-правовой базы;
— необходимость интеграции с зарубежными партнерами;
— необходимость интеграции с другими ведомствами (МВД, ФСБ, ФНС), (рис. 1.1).
Документооборот в системе таможенных органов характеризуется высокой интенсивностью потока и разнообразием типа документов. Основной объем документооборота приходится на ГТД, а также на документы по ведению баз данных нормативно-справочной информации (БДНСИ), на документы, оформленные по процедуре внутреннего таможенного транзита (ВТТ), международным перевозкам (МДП), на декларации таможенной стоимости.
Характер обмена информацией — асинхронный, т.е. прикладная система формирует файл (электронный документ, ЭД), выкладывает его в директорию для отправки через транспортную систему и продолжает работу. Таким образом, подтверждения о доставке информации в тот же момент не требуется.
В ФТС России нет единой транспортной системы передачи информации. Используется многоуровневая схема передачи информации, в соответствии с которой выполняется передача электронной информации по каналам связи между таможенными органами.
Циркулирующая в ЕАИС информация по источнику ее формирования подразделяется на следующие виды:
— информация, подготовленная при помощи специальных программных комплексов, реализующих информационные таможенные технологии;
— информация, сформированная стандартными средствами общего пользования (текстовые редакторы, электронные таблицы и др.);
— прочая информация, оформленная в виде файлов.
По функциональному принципу циркулирующую в ЕАИС ФТС России информацию можно разделить на следующие категории:
— исходные данные для загрузки и формирования баз данных таможенной информации;
— нормативно-справочная информация;
— оперативная информация таможенных органов;
— служебная переписка таможенных органов;
— регламентная отчетная информация таможенных органов;
— транзитная информация, проходящая через ГНИВЦ ФТС России.
В части сроков передачи информации в ЕАИС, в соответствии с требованиями существующих нормативных документов и установленными регламентами использоваться следующая классификация:
— оперативная информация (данные мониторинга таможенного оформления). Оперативная информация должна быть доставлена в минимально возможные сроки. К данной категории относятся также различные сообщения в контуре оперативного управления таможенной деятельностью (например, ориентировки), а также служебные и технологические потоки данных, связанные к контролем функционирования автоматизированных систем, входящих в состав ЕАИС;
— регламентная информация (отчеты таможенных органов в соответствии с ежегодными приказами ФТС России о введении форм статистической отчетности). Отличительной особенностью данной категории является периодический характер формирования и необходимость получения исходных данных к определенному нормативными документами сроку;
— информация, используемая для формирования официальных статистических отчетов, бюллетеней и сборников. Информация данной категории должна быть максимально достоверной и полной, при этом на оперативность ее формирования не накладывается таких жестких ограничений, как в предыдущих категориях;
— нормативно-справочная информация, которая должна вступать в действие одновременно во всех таможенных органах в установленное время.
Максимальные объемы передачи сообщений приходятся на Центральное таможенное управление (почти 35% общего объема) и Северо-Западное таможенное управление (почти 18% общего объема). Каждое из остальных 5 региональных таможенных управлений имеют трафик меньше чем 10% от общего объема. В целом отмечается ежегодный прирост объемов передаваемых данных на 10-15%. При этом максимальный объем сообщений составляет информация, передаваемая в адрес ГНИВЦ ФТС России.
Для передачи большей части указанных данных используются канальные ресурсы ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети ФТС России (ВИТС ФТС России). ВИТС ФТС России построена по иерархическому принципу по схеме «звезда». На верхнем уровне ВИТС представлена узлом ГНИВЦ, имеющим каналы связи с региональными таможенными управлениями и таможнями непосредственного подчинения.
Существует тенденция к созданию собственных транспортных систем в рамках различных информационных таможенных технологий. В частности, широко используется коммерческая электронная почта для обеспечения функционирования АСКДТТ, системы «Карнет АТА» и системы «Автоконтроль» (для передачи данных о доставке транспортных средств физическими лицами). Своя система передачи данных реализована в рамках функционирования ряда программных средств, обеспечивающих работу правоохранительных подразделений таможенных органов («БК-ИНФОРМ»). Такой подход значительно увеличивает затраты на передачу данных в ЕАИС, так как эксплуатация нескольких транспортных программных комплексов требует большего числа людских и финансовых ресурсов.[3]
продолжение
--PAGE_BREAK--2.2. Стандарты пользовательского интерфейса для информационных таможенных технологий
Чтобы терминологически выделить традиционную технологию решения таможенных и управленческих задач, введем термин предметная технология, которая представляет собой последовательность технологических этапов по модификации первичной информации в результатную. Например, технология таможенного оформления предполагает поступление первичной документации, которая трансформируется в форму таможенной декларации. Последняя, наряду, с другими требуемыми в конкретном случае формами, вызывает движение денежных средств и приводит к изменению банковских счетов юридических лиц.
Информационные технологии отличаются по типу обрабатываемой информации (рис. 1.2), но могут объединяться в интегрированные технологии.
Представленная классификация в известной мере условна, поскольку большинство указанных информационных технологий позволяет поддерживать и другие виды информации. Так, в текстовых процессорах предусмотрена возможность выполнения примитивных расчетов, табличные процессоры могут образовывать не только цифровую, но и текстовую информацию, а также обладают встроенным аппаратом генерации графики. Однако каждая из этих технологий все — таки в большей мере акцентирована на обработку информации определенного вида.
Очевидно, что модификация элементов, составляющих понятие информационных технологий, дает возможность образования огромного их количества в различных компьютерных средах. В этой связи возможна классификация на обеспечивающие информационные технологии и функциональные информационные технологиях.
Обеспечивающие информационные технологии — технологии обработки информации, которые могут использоваться как инструментарий в предметных различных областях для решения конкретных задач. Информационные технологии обеспечивающего типа могут быть классифицированы относительно видов задач, на которые они ориентированы. Обеспечивающие технологии базируются на совершенно разных платформах, что обусловлено различием видов компьютеров и программных сред, поэтому при их объединении на основе предметной технологии возникает проблема системной интеграции. Она заключается в необходимости приведения различных информационных технологий к стандартному единому интерфейсу.
Функциональная информационная технология представляет собой такую модификацию обеспечивающих информационных технологий, при которой реализуется какая-либо из предметных технологий. Например, работа сотрудника отдела контроля доставки с использованием компьютера обязательно предполагает применение совокупности банковских технологий оценки внешнеэкономических контрактов, кредитных и срочных обязательств участника ВЭД, реализованных в какой-либо информационной технологии: СУБД, текстовом или табличном процессоре и т.д.
Классификация информационных технологий по типу пользовательского интерфейса (рис. 1.3) позволяет говорить о системном и прикладном интерфейсе. И если последний связан с реализацией некоторых функциональных информационных технологий, то системный интерфейс — это набор приемов взаимодействия с компьютером, который реализуется операционной системой или ее надстройкой. Современные операционные системы поддерживают командный, WIMP-и SILK — интерфейсы. В настоящее время поставлена проблема создания общественного интерфейса (social interface).
Командный интерфейс — самый простой. Он обеспечивает выдачу на экран системного приглашения для ввода команды. Например, в операционной системе MS-DOS приглашение выглядело как .
WIMP-интерфейс расшифровывается как Windows (окно) Image (образ) Menu (меню) Pointer (указатель). На экране высвечивается окно, содержащее образы программ и меню действий. Для выбора одного из них используется указатель.
SILK-интерфейс расшифровывается — Spich (речь) Image (образ) Language (язык) Knowledge (знание). При использовании SILK-интерфейса на экране по речевой команде происходит перемещение от одних поисковых образов к другим по смысловым семантическим связям.
Общественный интерфейс будет включать в себя лучшие решения WIMP- и SILK-интерфейсов. Предполагается, что при использовании общественного интерфейса не нужно будет разбираться в меню, Экранные образы однозначно укажут дальнейший путь. Перемещение от одних поисковых образов к другим будет приходить по смысловым семантическим связям.
Большинство обеспечивающих и функциональных информационных технологий могут быть использованы сотрудником таможенных органов без дополнительных посредников (программистов). При этом пользователь может влиять на последовательность применения тех или иных технологий. Таким образом, сточки зрения участия или неучастия пользователя в процессе выполнения функциональных информационных технологий все они могут быть разделены на пакетные и диалоговые.
Традиционно, задачи, решаемые в пакетном режиме, характеризуются следующими свойствами:
-алгоритм решения задачи формализован, процесс ее решения не требует вмешательства человека;
-имеется большой объем входных и выходных данных, значительная часть которых хранится в электронном виде;
— регламентность, т.е. задачи решаются с заданной периодичностью. Диалоговый режим является не альтернативой пакетному, а его развитием.
Если применение пакетного режима позволяет уменьшить вмешательство пользователя в процесс решения задачи, то диалоговый режим предполагает отсутствие жестко закрепленной последовательности операций обработки данных.
Особое место занимают сетевые технологии, которые обеспечивают взаимодействие многих пользователей.
Информационные технологии различаются по степени их взаимодействия между собой.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.3. Критерии оценки результатов внедрения и управления информационными таможенными технологиями
Оценка эффективности реализуемой системы организационных и технических мероприятий является важным инструментом информационно-технической политики, с помощью которого определяется текущее состояние информационнотехнического обеспечения таможенных органов, производится выбор приоритетных направлений и мер по его дальнейшему развитию и совершенствованию, оценивается соответствие достигнутого (ожидаемого) результата предъявляемым требованиям.
Под эффективностью понимают способность системы выполнять возложенные на нее задачи с требуемым качеством (точностью, чувствительностью, надежностью и т.д.) в условиях эксплуатации. Для этих условий показатель эффективности выражают функционалом от параметров системы, ее входных и выходных процессов. Вид функционала зависит от целевого назначения системы, а конкретное математическое выражение в значительной степени определяется принятой моделью системы. Критерий эффективности — обобщенный показатель или правило выбора лучшей системы (лучшего решения). Например, Y*=max{YJ}. Если решение выбирается по качественным характеристикам, то критерий называется решающим правилом.
Критериями (показателями) эффективности информационно-технической политики, отражающими степень улучшения выполнения таможенными органами своих основных функций в сопоставлении с затратами на проведение организационных и технических мероприятий, являются:
— параметры оперативной деятельности таможенного органа с учетом применения информационных технологи, таможенного оформления и таможенного контроля (пропускная способность таможенного органа, время выполнения процедур таможенного оформления и таможенного контроля и др.);
— количество выявленных таможенных правонарушений с применением информационно-технических средств по отношению к общему количеству выявленных правонарушений;
— объемы перечислений таможенных платежей в федеральный бюджет (собираемость таможенных платежей);
— степень интеграции информационных ресурсов таможенных органов с информационными системами других министерств и ведомств Российской Федерации, а также с информационными системами таможенных служб государств-участников ЕврАзЭС) и государств-участников СНГ;
— защищенность таможенной информации от несанкционированного доступа и утечки по техническим каналам;
— качественная характеристика потоков информации, их объемы, временные параметры обработки и передачи (представления) информации таможенными органами, оперативность мониторинга таможенной деятельности;
— обеспеченность таможенных органов современными информационно-техническими средствами и охранными системами.
Основными критериями функционирования автоматизированной информационной системы таможенных органов являются полнота, актуальность, достоверность информации, необходимость минимизации времени выполнения задач и стоимости информационных технологий, обеспечивающих их решение. При оценке эффективности учитывается многофункциональный характер таможенной деятельности, структура таможенных органов, многообразие форм и способов таможенного оформления и таможенного контроля, применяемые при этом различные технические средства и программное обеспечение.
В настоящее время требуется унификация и разработка ведомственного стандарта по составу и эксплуатации программного обеспечения во всех подразделениях ФТС России, в рамках которого можно было бы оценивать существующие информационные системы по критерию «производительность/отказоустойчивость/безопасность».[4]
Глава 3. Понятие «электронной таможни» и рисков при использовании информационных систем и информационных технологий в таможенных органах 3.1. «Электронная таможня» — главный механизм обеспечения таможенной безопасности государства
Стратегия развития общества в мире однозначно подтверждает, что победы достигают те структуры, которые накапливают информацию и умело распоряжаются ею. Сбор и обработка больших объемов информации в настоящее время возможны только с применением информационных технологий, которые реализуются путем создания комплексных систем.
Ведущие таможенные службы мира (Германии, Франции, России, Японии, Китая, США, Канады и многих других государств) также активно внедряют современные информационные технологии.
Тенденции мирового развития устанавливают новые задачи по упрощению таможенных процедур и процедур логистики при ввозе и вывозе товаров с территории страны, уменьшению рисков нарушения безопасности жителей. Для этого необходимо создавать электронные информационные системы, которые будут функционально совместимыми с аналогичными системами разных стран, доступными, управляемыми, безопасными, объединенными и контролируемыми.
В документах стран — участниц Европейского союза и других государств указано, что путь к этому — сокращение различий между таможенными процедурами стран мира. Механизм реализации данной задачи называется «Электронной таможней», частично определены его составляющие и сроки введения в действие, однако комплексного определения понятия не дается.
Анализ последних исследований и публикаций. Вопрос внедрения проекта «Электронная таможня» рассматривался Комиссией Европейского союза, которая представила на рассмотрение странам ЕС «Многолетний стратегический план действий», этапы его внедрения[5].
Ученые и практики С.А. Колобов, О.А. Николайчук, СВ. Жлуктенко, СМ. Коваль, М. Ланг, И.В. Коновалов, B.C. Давидюк, В.В. Наумов, С.А. Фесенко, А.Е. Же-рихов, Л.М. Ухлинов, А.В. Слобожанов изучают механизмы решений проблем, которые возникают при внедрении информационных технологий, и реализуют их на практике в государственных органах.
Государства — члены ЕС приняли решение действовать в рамках структуры «Электронная Европа» и утвердили Решение Совета Европейского союза относительно простой и безбумажной среды для таможенных администраций и субъектов внешнеэкономической деятельности.
Комиссия ЕС в Многолетнем стратегическом плане внедрения «Электронной таможни»[6]предлагает:
— объединить существующие системы контроля за экспортом, импортом и транзитом в единую систему;
— ввести систему единого учета торговцев с регистрацией только в одном государстве;
— предоставить субъектам ВЭД возможность использования мест единого электронного доступа для оформления внешнеэкономических операций;
— проводить все фактические проверки товара в единое время в едином месте;
— обеспечить обмен электронной информацией между всеми органами и субъектами, задействованными во внешнеэкономических операциях (в том числе с третьими странами). Таможня будет действовать для этих органов и агентов как «единое окно»;
— отбор товаров для таможенного досмотра на пограничных и внутренних пунктах таможенного оформления проводить на основе автоматизированного анализа рисков;
— сбор платежей, возвращение их, освобождение от платежей осуществлять уполномоченным субъектом в месте, где он зарегистрирован и где находятся его документы;
— осуществить введение безбумажной среды для таможни и торговли, представление таможенной декларации в электронном виде со своего местоположения, вне зависимости от страны отправления или ввоза товаров;
— проводить электронный обмен информацией между таможенными пунктами пропуска на территории всего ЕС, где она необходима для таможенных процедур.
Этот план рассчитан на внедрение до 2013 г. Для его реализации планируется внесение изменений в Таможенный кодекс, главной целью которого является применение информационных технологий вместо бумажных.
Исходя из задач, которые формулируют государства для своих таможенных служб, можно сформулировать общее понятия определения «Электронная таможня».
«Электронная таможня» — это многофункциональная комплексная система, которая существует в таможенных органах страны и объединяет информационно-коммуникативные технологии, совокупность механизмов их применения и дает возможность повысить качество таможенного регулирования, а также усовершенствовать таможенное администрирование с целью обеспечения таможенной безопасности государства путем:
— технологической поддержки беспрерывного двустороннего потока электронной информации от органов государственной власти, субъектов внешнеэкономической деятельности, таможенных администраций других государств к таможенной администрации страны, его накопления и обработки;
— внедрения новейших процедур автоматизации процессов таможенного контроля и оформления и их сопровождение;
— создания и технической поддержки организационно-технических систем для функционирования всеохватывающих автоматизированных процедур оценки качества выполнения таможенного дела;
— информационного обеспечения правоохранительной деятельности, контроля за перемещением товаров и других функций, которые возложены на таможенные органы.
Аналогичные задачи при внедрении новейших технологий в таможенное дело ставят себе таможенные администрации многих стран СНГ, Азии и Америки. Они отличаются лишь в сроках реализации и отдельных деталях. Поэтому «Электронная таможня» — это будущее таможенного сообщества мира, а не только достояние нескольких стран.
Украина поэтапно продвигается к созданию собственной информационной системы.
Применение информационных технологий в таможенной службе Украины, создание информационной среды началось еще в 1992 г..
На протяжении 1994-2005 гг. происходило применение новейших информационных технологий, усовершенствование уже существующих автоматизированных систем и увеличение собственных информационных ресурсов.
На современном этапе создаются механизмы, которые реализуют информационные технологии контроля за таможенной деятельностью и таможенного оформления.
В зависимости от функций, которые выполняет организация, отвечающая за создание и работу электронной информационной среды в таможенный службе, изменялись ее структура и полномочия. Изменение и расширение электронно-информационного комплекса, главного функционального элемента этой организации, можно представить как переход от информационного хранилища к информационно-справочной системе, которая, в свою очередь, нуждается в преобразовании в автоматизированную исполнительно-контрольную систему.
Краеугольным камнем, на котором базируется вышеприведенная система, является «Электронная таможня». Ее составными элементами должны быть такие подсистемы, как: электронное декларирование; электронный документооборот; анализ рисков и управление ими; контроль за транзитом; единая межведомственная автоматизированная система сбора, хранения и обработки информации, в том числе поступающей из разных ведомств; автоматизированное осуществление всех видов государственного контроля; унифицированная база нормативных и справочных документов, которые используются в таможенных целях; информационное обеспечение пост-аудита и правоохранительной деятельности.
Вместо приложения к таможенным процедурам (рис. 4) «Электронная таможня» должна стать не только ядром, стержнем таможенных технологий, но и инструментом управления и контроля таможенной деятельности — механизмом реализации таможенного дела.
В решениях Европейского союза «Электронная таможня» является базой для создания «единого окна», которое обязаны использовать другие ведомства, задействованные в таможенном деле. Поэтому и на таможенные органы Украины должны быть возложены дополнительные обязанности по координации действий министерств и ведомств в этом направлении, утвердить их необходимо соответствующими решениями Правительства.
Объединяющая роль таможенной службы в будущем — применение информационных механизмов. Это — залог повышения авторитета таможни.
Работа таможенной службы Украины направлена на широкое применение информационных технологий, отказ от бумажных технологий, введение контрольной системы, которая будет охватывать все сферы таможенной деятельности, и станет источником информации для принятия управленческих решений.
Это также важно для воплощения в жизнь требований международных стандартов качества, которые являются эталоном для создания и оценки систем качества, в том числе качества выполнения функций таможенного дела, непосредственно связанных с таможенной безопасностью государства.
Таможенная безопасность государства определяется как состояние защищенности национальных интересов, обеспечение и реализация которых возложены на таможенные администрации страны, дающее возможность независимо от любых внешних и внутренних угроз обеспечить осуществление таможенного дела[7]. Базой для оценки таможенной безопасности Украины может стать оценка качества выполнения таможенного дела, которое, в свою очередь, определяется расчетно-программными способами через организационно-технические системы в рамках «Электронной таможни».
«Электронная таможня» в таких условиях становится механизмом и реализации таможенного дела, и оценки качества его выполнения, т.е. главным механизмом обеспечения таможенной безопасности государства.
продолжение
--PAGE_BREAK--