Содержание
Введение
Таможенный осмотр и таможенный досмотр товаров, импортируемых на территорию Российской Федерации, являются наиболее распространенными формами таможенного контроля, осуществляемыми таможенным органом на таможенной территории страны. По сути, большая часть нарушений таможенного законодательства при ввозе запрещенных или незадекларированных товаров обнаруживается при проведении таможенного осмотра или таможенного досмотра.
Таможенный осмотр следует считать предварительным этапом таможенного контроля, когда в результате визуального осмотра транспортного средства, товаров, багажа и т.п. без вскрытия таможенных пломб, печатей и других средств идентификации могут быть выявлены нарушения таможенного законодательства, несоответствие количества товаров заявленному в таможенной декларации, подделка (фальсификация) товара и т.д., что может вызвать необходимость проведения более тщательного таможенного досмотра.
При таможенном досмотре снимаются таможенные пломбы, печати, другие средства идентификации, вскрываются грузовые секции применяемого при перевозке транспорта, вскрываются упаковки товаров вне зависимости от их целевого предназначения, будь то дорогостоящее высокоточное оборудование, свадебные торты или упакованные товары народного потребления. Обычно таможенный досмотр производится после подачи в таможенный орган таможенной декларации, однако при наличии информации о возможном нарушении таможенного законодательства, в целях идентификации товаров или при выборочной проверке таможенный досмотр может проводиться и без наличия таможенной декларации.
Актуальность данной работы в том, что бы рассмотреть методы, основные положения о таможенном контроле ввозимых товаров и средств.
Особенное место в работе будет отведено обнаружению, выявлению и предотвращения ввоза фальсифицированных и других запрещенных к провозу товаров и средств на территорию Российской Федерации.
Раньше таможенный контроль товаров осуществлялся на таможенной границе, но с выходом производителей на внешний торговый рынок, возникла необходимость перенести основную работу по контролю и досмотру грузов на внутренние таможни.
Целью данной работы является, рассмотрение таких вопросов как:
1. Формы и методы таможенного контроля перемещаемых через таможню товаров и средств.
2.Таможенный досмотр товаров, их учет при проверке подлинности и обнаружения фальсификации товара, в частности путем исследования его упаковки.
3.Ответственность за нарушения правил таможенного контроля.
В работе были использованы разные источники, правовые акты, приказы, кодекс РФ об административных правонарушениях, Таможенный кодекс РФ, Конституция РФ, а так же использовалась учебная литература.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1 Формы и методы таможенного контроля
1.1 Формы таможенного контроля
Таможенный контроль проводится в определённых формах, указанных в таможенном кодексе РФ.
Используются такие формы, как:
Проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей.
Таможенный досмотр, досмотр товаров и транспортных средств, личный досмотр, повторный досмотр.
Учёт товаров и транспортных средств.
Устный опрос физических лиц и должностных лиц.
Проверка системы учёта и отчётности.
Осмотр территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов и других мест, где могут находится товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы.
7.Иные формы, предусмотренные Таможенным кодексом и другими актами законодательства РФ по таможенному делу, либо не противоречащими законодательным актам РФ.
Рассмотрим каждую форму в отдельности.
1. Таможенный контроль осуществляется путём проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей.
Цели при таможенном контроле определяются по тем документам и сведениям, которые передаёт лицо, перемещающее товар или транспортное средство через таможенную границу должностному лицу таможенного органа, осуществляющему таможенный контроль.
Указанные документы должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать товары и транспортные средства. Такими сведениями могут являться: наименование российского получателя товаров, наименование перевозчика, краткие сведения о транспортном средстве, такие как: вид, название, номер и другое. К сведениям также относят обобщённое комплектование товаров и его качество.
Рассмотренные сведения необходимо предъявлять в случае, если лицо перемещает свой товар для ведения внешнеэкономической деятельности в тех режимах, которые предусмотрены Таможенным кодексом.
2. Наиболее важной и часто используемой формой контроля является таможенный досмотр. Таможенный досмотр проводится на основании Таможенного кодекса РФ. Таможенный досмотр делится на обязательный, который устанавливается нормативными актами ФТС РФ и на досмотр, производимый по усмотрению начальников таможни и начальников таможенных постов.
Таможенный досмотр — это административное действие, заключающееся в фактической проверке товаров и транспортных средств, в целях установления законности их перемещения через таможенную границу, соответствие проверяемых товаров данным, заявленным в таможенной декларации, соответствие товаров нормам, установленным соответствующими регламентирующими перечнями и списками, выявление скрытых от таможенного контроля, либо перемещаемых без разрешительных документов предметов, а также предметов, являющихся контрабандой, определения наименования и кода по ТНВЭД товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, определение стоимости, количества и качества.
3.Учёт товаров и транспортных средств.
Формой таможенного контроля является также учёт товаров и транспортных средств. Так, товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ, как при ввозе, так и при вывозе, помещаются на склад временного хранения (СВХ) или в таможенный склад (ТС). Товары и транспортные средства подлежат обязательному учёту. Формами учёта являются книги учёта и таможенный документ учёта (см. прил.). Владелец СВХ и ТС обязан вести «Книгу учёта товаров и транспортных средств» в соответствии с Положением о временном хранении и Положением о таможенном складе. Книга ведётся по календарным годам. Книга должна быть предварительно прошита, пронумерована, сброшюрована и скреплена подписью начальника таможни, либо лица, его замещающего и печатью таможни. Таможенный документ учёта товаров и транспортных средств ведётся таможней. В качестве такого документа используется краткая декларация. Грузовая таможенная декларация, документы, составленные с использованием бланка ГТД, транспортные товаросопроводительные документы, вручаемые таможне при предоставлении товаров и транспортных средств. На таможенном документе учёта проставляется два оттиска штампа, в котором указана надпись «Товар принял — Товар выдал».
4 Проверка системы учёта и отчетности.
В качестве формы таможенного контроля применяется также проверка системы учёта и отчётности.
Товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ, находящиеся на складе временного хранения, а также заявленные в режиме таможенного склада и находящихся там, подлежат строгому учёту и отчётности со стороны таможенных органов.
На основании Таможенного кодекса РФ, владельцы складов обязаны вести учёт и представлять таможенному органу РФ отчётность о хранящихся товарах и транспортных средствах.
5. Осмотр территорий и помещений, складов временного хранения, таможенных складов.
Следующей формой таможенного контроля является осмотр территорий и помещений складов, свободных таможенных зон, транспортных средств и других мест, где находится или могут находится товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю. Основанием для проведения таможенного контроля является Таможенный кодекс РФ, а также приказы и указания ФТС РФ. Под таможенным осмотром понимается действие таможенного органа, заключающееся в проверке помещений и других мест, где находятся или могут находиться товары и транспортные средства, исследование внешнего вида транспортного средства или грузовых помещений, тары, либо упаковка груза на предмет установления законности их перемещения через границу и выполнение таможенных формальностей. В местах таможенного оформления таможенные органы производят осмотр транспортных средств как непосредственно перед выгрузкой товаров и проведением досмотра, так и после выгрузки.
Целью осмотра является контроль за надлежащим оборудованием транспортного средства, выявление внешних признаков наличия скрытых тайников, определения способа осуществления досмотра, сохранность средств идентификации и т.п. Осмотр предполагает проверку, обозрение внешнего вида грузов, предметов, транспортных средств без вскрытия упаковки, тары, без нарушения целостности товаров.
6. Иные формы таможенного контроля.
К иным формам таможенного контроля относятся контролируемая поставка, организация и проведение которой регламентируется Таможенным кодексом РФ, Законом об оперативно-розыскной деятельности в РФ.
Перечисленные формы позволяют наиболее полно и точно выполнить возложенные на таможенные органы функции и задачи по защите экономической безопасности России и по соблюдению установленного порядка перемещения товаров и транспортных средств через границу Российской Федерации. Должностные лица таможенного органа могут использовать как одну форму контроля, так и несколько, исходя из целесообразности их проведения. Перечисленные формы контроля являются такой юридической мерой воздействия, как принуждение.
1.2 Таможенный режим
Таможенный режим является одним из видов административно-правовых режимов и важнейшим институтом таможенного права Российской Федерации. Согласно п.12 ст.18 ТК РФ «таможенный режим — совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, для таможенных целей». Вместе с тем необходимо отметить, что таможенный режим устанавливает порядок перемещения товара через таможенную границу в зависимости от его назначения, условия нахождения его на/вне таможенной территории, устанавливает рамки, в которых может использоваться товар. Он определяет пределы прав физических и юридических лиц по распоряжению находящимися в их владении товарами и транспортными средствами, ввезенными на территорию Российской Федерации, следующими транзитом или вывозимыми за ее пределы.
Таможенный режим является постоянным, федеральным (общегосударственным) режимом. Он закрепляется системой установленных федеральными актами юридических норм, регулирующих деятельность по перемещению материальных ценностей через границу Российской Федерации.
Таможенный кодекс РФ содержит общий перечень видов таможенных режимов товаров и транспортных средств: 1
1. Выпуск для свободного обращения.
2. Реимпорт.
3. Транзит.
4. Таможенный склад.
5. Магазин беспошлинной торговли.
6. Переработка на таможенной территории.
7. Переработка под таможенным контролем.
8. Временный ввоз (вывоз).
9. Свободная таможенная зона.
10. Свободный склад.
11. Переработка вне таможенной территории.
12. Экспорт.
13. Реэкспорт.
14. Уничтожение.
15. Отказ в пользу государства.
Перечень таможенных режимов не является исчерпывающим: Правительству Российской Федерации и Государственному таможенному комитету предоставлено право устанавливать иные таможенные режимы, не предусмотренные Таможенным кодексом (ст.24). Правительство Российской Федерации ввело своим постановлением еще два таможенных режима:
16. Вывоз товаров для представительств РФ за рубежом.
Таможенный кодекс РФ определяет, что лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой, независимо от характера, количества, страны происхождения или назначения товаров и транспортных средств, если иное не предусмотрено таможенным законодательством. Таким образом, выбор и изменение, таможенного режима в отношении товаров является прерогативой лица, перемещающего товары.
Роль таможенных органов заключается в предоставлении разрешения на использование данного режима либо отказывают в таком разрешении, исходя из условий помещения товара под данный таможенный режим.
Транзит товаров — таможенный режим, при котором товары перемещаются под таможенным контролем между двумя таможенными органами Российской Федерации, в том числе через территорию иностранного государства, без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики (ст.35 ТК РФ).
В целях учета перемещаемых по стране грузов подается заявление и получается разрешение таможенного органа на транзит товаров.
Разрешение на транзит дает таможенный орган отправления товаров. В отдельных случаях, например при транзите подакцизных товаров, перевозимых автотранспортом, разрешение выдается только после внесения причитающихся денежных средств на депозит таможенного органа или предъявления банковской гарантии.
Существуют условия помещения товаров под таможенный режим транзита:
товар должен оставаться в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения;
не использоваться для каких-либо целей, кроме транзита;
не являться товаром, запрещенным к перемещению через территорию РФ.
Ответственность за соблюдение таможенных правил, все возникающие расходы несет перевозчик товаров.
Транзит товаров производится с разрешения таможенного органа Российской Федерации, за исключением случаев, когда Правительство Российской Федерации устанавливает ограничения транзита товаров в качестве ответной меры на дискриминационную или другую ущемляющую интересы российских лиц акцию иностранных государств и их союзов (ст.37 ТК РФ).
Документы на товары, подлежащие вручению таможенному органу назначения, доставляются в том же порядке, что и товары, к которым они относятся.
Магазин беспошлинной торговли — таможенный режим, при котором товары реализуются под таможенным контролем на таможенной территории Российской Федерации без взимания таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам мер экономической политики (ст.52 ТК РФ).
Товары, помещенные под таможенный режим магазина беспошлинной торговли, реализуются непосредственно в специальных магазинах. Магазины беспошлинной торговли могут учреждаться в портах, аэропортах, открытых для международного пассажирского сообщения, в пунктах пропуска через границу Российской Федерации, предназначенных для пересечения границы физическими лицами.
В соответствии со ст.54 ТК РФ магазины беспошлинной торговли учреждаются российскими лицами при наличии лицензии ФТС РФ России, порядок ее выдачи определяется им же. Лицензия отзывается, если владелец магазина не соблюдает требований ТК РФ, либо если лицензия более не соответствует экономической политике Российской Федерации.
ФТС РФ устанавливает перечень товаров, помещение которых под режим магазина беспошлинной торговли недопустимо (ст.53 ТК РФ). Не допускается помещение под таможенный режим магазина беспошлинной торговли следующих товаров:
а) товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию, вывозу из Российской Федерации;
б) товаров, запрещенных к реализации на территории Российской Федерации;
в) товаров, подлежащих контролю других государственных органов, при отсутствии разрешения этих органов;
г) товаров производственно — технического назначения и иных товаров, явно не предназначенных для личного пользования иди потребления физическими лицами;
д) тяжеловесных товаров (весом более 20 кг) и громоздких товаров (при сумме размеров по длине, ширине и высоте более 200 см);
е) российских товаров, облагаемых вывозными таможенными пошлинами, являющихся стратегически важными сырьевыми товарами иди подлежащих лицензированию, за исключением:
готовых изделий высокой степени переработки из олова, цинка, меди, свинца, алюминия, никеля, сплавов на их основе, черных металлов;
масел и материалов смазочных, упакованных для розничной продажи;
удобрений в таблетках или других аналогичных формах или в упаковках весом нетто не более 1 кг;
изделий из рыбы и ракообразных, моллюсков и других водных беспозвоночных (включая икру), упакованных для розничной продажи и готовых к непосредственному употреблению;
сахара в упаковках для розничной продажи весом нетто не более 1 кг;
фармацевтических продуктов (включая провитамины, витамины, гормоны и антибиотики) в упаковках для розничной продажи, если эти продукты могут продаваться без рецепта (назначения) врача;
ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и природных драгоценных камней, жемчуга и янтаря.
Продавать товары в таких магазинах беспошлинной торговли разрешено только в розницу. Продажа осуществляется за наличный расчет или по кредитным карточкам физических лиц, выезжающих за границу. Соблюдение условий качества товара обязательна и строго контролируется специальными таможенными службами.
2 Производство таможенного контроля подлинности и обнаружения фальсификации товара
2.1 Понятие о маркировке товара и товарной упаковки
Насыщение рынка товарами, расширение и углубление ассортимента являются одним из достижений перехода к рыночным отношениям. Однако потребителю зачастую трудно разобраться в этом товарном многообразии, сделать компетентный выбор достаточной и достоверной информации о каждом наименовании выпускаемых в продажу товаров. Причем необходима информация не только о новых, но и о давно известных товарах.
Товарная информация — сведения о товаре, предназначенные для пользователей — субъектов коммерческой деятельности.
В зависимости от назначения товарную информацию подразделяют на три вида: основополагающую; коммерческую; потребительскую.
Основополагающая товарная информация — основные сведения о товаре, имеющие решающее значение для идентификации и предназначенные для всех субъектов рыночных отношений. К основополагающей информации относятся вид и наименование товара, его сорт, масса нетто, наименование предприятия-изготовителя, дата выпуска, срок хранения или годности.
Коммерческая товарная информация — сведения о товаре, дополняющие основную информацию и предназначенные для изготовителей, поставщиков и продавцов, но малодоступные потребителю. Эта информация содержит данные о предприятиях-посредниках, нормативных документах о качестве товаров, ассортиментных номерах продукции по ОКП, ТН ВЭД и т. п. Типичным примером коммерческой информации является штриховое кодирование.
Потребительская товарная информация — сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений, показывающие выгоды вследствие применения конкретного товара и нацеленные, в конечном счете на потребителей. Эта информация содержит сведения о наиболее привлекательных потребительских свойствах товаров: пищевой ценности, составе, функциональном назначении, способах использования и эксплуатации, безопасности, надежности и др. Красочные изображения на товаре и/или упаковке также предназначены для усиления эмоционального восприятия их потребителями.
Маркировка — текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку и (или) товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения до потребителя информации об изготовителях (исполнителях), количественных и качественных характеристиках товара.2
Основные функции маркировки — информационная; идентифицирующая; мотивационная; эмоциональная.
В зависимости от места нанесения различают маркировку производственную и торговую.
Маркировка должна соответствовать требованиям стандартов, других нормативных документов. Требования к производственной маркировке устанавливаются в основном стандартами на маркировку и упаковку, а также общетехническими условиями стандартов на продукцию. Требования к торговой маркировке в меньшей степени разработаны, чем к производственной. Отдельные требования к торговой маркировке устанавливаются Правилами продажи отдельных групп продовольственных и непродовольственных товаров, а также региональными Правилами розничной торговли. К маркировке предъявляются общие для товарной информации и специфичные требования. Общие требования регламентируются Федеральным законом «О защите прав потребителей». Содержимое упаковки должно соответствовать торговой маркировке.
Специфичные для маркировки требования: четкость текста и иллюстраций; наглядность; однозначность текста, его соответствие потребительским свойствам товара; достоверность — приведенные на маркировке сведения не должны вводить получателя и потребителя в заблуждение относительно количества, качества, изготовителя, страны происхождения; использование для маркировки несмываемых красителей, разрешенных для применения органами Госкомсанэпиднадзора.
Производственная маркировка — текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем (исполнителем) на товар и (или) упаковку и (или) другие носители информации.
Носителями производственной маркировки могут быть этикетки, кольеретки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы и др.
Этикетки наносятся типографским или иным способом на товар или упаковку. Кроме того, они могут быть самостоятельным носителем информации, который приклеивается или прикладывается к товару. Например, большинство упакованных в производственных условиях продовольственных товаров имеют на упаковке этикетку, на которую текст, рисунки и другая информация нанесены типографским способом. Этикетирование консервных банок осуществляется путем приклеивания бумажной этикетки или нанесения ее литографским способом. Иногда этикетку наносят непосредственно на товар (например, маркировка на донышке посуды, на электробытовых товарах).
Кольеретки — разновидность этикеток, имеют особую форму, наклеиваются на горлышко бутылок. Кольеретки не несут большой информационной нагрузки, в основном их назначение — эстетическое оформление бутылок. Применяются для бутылок с алкогольными, безалкогольными напитками и пивом вместе с основной этикеткой, самостоятельного значения не имеют. На кольеретке могут быть указаны наименование напитка, изготовитель, год изготовления или информационные знаки. Иногда на кольеретках вообще отсутствует информация.
Вкладыши — это разновидность этикеток, отличающиеся от них направленностью товарной информации, предназначенные для сообщения кратких сведений о наименовании товара, изготовителе (наименование организации, номер смены). Иногда вкладыши могут содержать краткую характеристику потребительских свойств товара, в первую очередь — функционального назначения. Тогда вкладыш приобретает дополнительные функции — рекламного листка или проспекта, но в отличие от них рекламная функция вкладыша не является основной, а реализуется через характеристику товара. Такие вкладыши часто встречаются в упаковке различных косметических средств. Наиболее часто применяют вкладыши для кондитерских изделий: конфет, печенья, пряников в коробках; для парфюмерно-косметических и лекарственных средств; товаров бытовой химии.
Бирки и ярлыки — носители маркировки, которые приклеиваются, прикладываются или подвешиваются к товару. Для них характерны меньшая информационная емкость, ограниченный перечень сведений, отсутствие рисунков.
Контрольные ленты — это носители краткой дублирующей товарной информации, выполняемой на небольшой ленте и предназначенной для контроля или восстановления сведений о товаре в случае утраты этикетки, бирки или ярлыка. Они могут применяться в дополнение, реже взамен других носителей информации. Особенностью контрольных лент является преобладание цифровой или символической информации, цель которой — указание артикула изделий, номера модели, размера, сорта, иногда артикула тканей, эксплуатационных знаков и др. Контрольные ленты наиболее часто применяются для одежно-обувных товаров, причем у обуви сведения контрольной ленты чаще наносятся на подкладку или внутреннюю часть.
Клейма и штампы — носители информации, предназначенные для нанесения идентифицирующих условных обозначений на товары, упаковку, этикетки с помощью специальных приспособлений установленной формы.
Существует несколько способов клеймения и штампования товаров и упаковок: нанесение клейма или штампа несмываемой краской, разрешенной органами Минздрава РФ; выжигание электроклейма; выдавливание штампов; вдавливание пластмассовых или казеиновых цифр, букв в продукт.
Наиболее распространенный способ, применяемый для большинства товаров, — нанесение клейма или штампа несмываемой краской. Электроклейма выжигают в основном на тушках птиц.
Рельефная маркировка в виде выдавленных букв, цифр, иных условных обозначений встречается на металлических консервных банках, реже на крышках стеклянных банок. Кроме того, этим способом маркируют двигатели автомобилей, а также некоторые товары сложнотехнического назначения. Рельефная маркировка встречается и на стеклянной упаковке (бутылки, банки), иногда на стеклянной посуде (например, на донышке граненых стаканов). Вдавливание пластмассовых или казеиновых цифр применяется для маркировки сыров.
К клеймам и штампам предъявляют следующие требования: четкость оттисков клейм; сохраняемость независимо от внешних воздействий; безопасность применяемых способов клеймения и штампования; сохранение товарного вида продуктов и изделий, на которые наносят клейма и штампы; соблюдение установленных правил клеймения и штампования.
Торговая маркировка — текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем на товарные (или) кассовые чеки, упаковки и (или) товар.
Носителями торговой маркировки служат ценники, товарные и кассовые чеки. В отличие от производственной торговая маркировка наносится не на товар, а на указанные носители (упаковки, контейнеры, тару и т.п.) или эксплуатационные документы.
2.2 Маркировка подакцизных товаров
Ряд подакцизных товаров вы сможете ввезти в Россию только в том случае, если на них будут наклеены специальные акцизные марки. К таким товарам относятся:3
алкогольная продукция;
табак и табачные изделия.
Не позднее чем за 50 дней до начала месяца, в котором вы планируете получить марки, нужно представить на таможню:
заявление на покупку марок с приложением (форма приведена в приложениях 1 и 1а к инструкции «О порядке маркировки отдельных подакцизных товаров акцизными марками», утвержденной приказом ФТС РФ России от 28 декабря 2000 г. N 1230). Обратите внимание: если после подачи заявки на получение акцизных марок вы внесете изменения в условия контракта, эти изменения нужно будет представить на таможню до момента получения марок;
оригинал и копию контракта на ввоз товара;
платежный документ с обязательной пометкой «Уплата за акцизные марки» в графе «Назначение платежа»;
оригинал и копию лицензии на импорт данных товаров;
оригинал и копию свидетельства на право ввоза квотируемых товаров;
оригинал и копию свидетельства на товарный знак или лицензионное соглашение на использование товарного знака;
оригинал и копию договора на складское хранение ввозимого товара;
если ввозится алкогольная продукция, дополнительно представляют копию лицензии на хранение.
Работники таможни проверяют представленные документы и возвращают импортеру один экземпляр заявления с отметкой о регистрации.
В течение 50 дней таможня извещает импортера о возможности получить марки. В течение 30 дней после получения извещения и не позднее трех месяцев со дня регистрации заявления на покупку марок импортер представляет на таможню:
зарегистрированное заявление на покупку марок;
обязательство о ввозе товаров и использовании марок (форма такого обязательства приведена в приложении 4 к инструкции «О порядке маркировки отдельных подакцизных товаров акцизными марками», утвержденной приказом ФТС РФ России от 28 декабря 2000 г. N 1230);
обеспечение выполнения обязательств (банковская гарантия, внесение денег на депозит, залог товаров и транспортных средств).
При выдаче марок на заявлении делается отметка о количестве и видах выданных марок. Марки выдаются представителю импортера по доверенности.
Для маркировки товара импортер вывозит марки за границу и оклеивает ими приобретаемую продукцию на складе иностранного поставщика. Таможенные пошлины и сборы при вывозе акцизных марок и при обратном ввозе неиспользованных и поврежденных марок не взимаются.
В течение семи месяцев c момента получения марок импортер обязан:
ввезти промаркированный товар;
разместить его на складе;
вернуть поврежденные или неиспользованные марки на таможню;
представить на таможню отчет об использовании марок (форма этого отчета приведена в приложении 7 к инструкции «О порядке маркировки отдельных подакцизных товаров акцизными марками», утвержденной приказом ФТС РФ России от 28 декабря 2000 г. N 1230).
Неиспользованные и поврежденные марки сдают на таможню. Для этого нужно представить заявление, в котором указывают:
причину, по которой возвращают марки;
серию, номенклатуру и количество марок.
Таможня компенсирует 50% стоимости неиспользованных или поврежденных марок. Остальные 50% списываются на внереализационные расходы.
Некоторые товары, поставляемые в Россию из-за рубежа, могут быть растаможены только при наличии сертификата.
Перечень ввозимых товаров, которые подлежат обязательной сертификации, приведен в письме ФТС РФ России от 12 января 2005 г. N 01-06/107. Перечислим наиболее распространенные товары из этого перечня:
продукты питания и напитки;
сигареты;
бензин, моторные масла и топливо, керосин;
лекарства;
парфюмерия и косметика;
изделия из меха и кожи;
стройматериалы;
одежда и ткани;
обувь;
посуда;
бытовые электроприборы;
компьютерная и оргтехника;
средства связи;
автомобили и мотоциклы.
Сертификаты выдают организации, уполномоченные Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (ранее — Госстандарт). Чтобы получить сертификат, нужно подать в эти организации заявку на сертификацию. Не позднее чем через месяц сертифицирующая организация представляет список необходимой технической документации и перечень испытательных лабораторий.
В испытательную лабораторию нужно представить образцы продукции. Затем она выдает протокол испытаний. Протокол и другую техническую документацию анализирует сертифицирующая организация, она же выносит решение о выдаче сертификата или отказе.
Срок действия каждого сертификата определяется сертифицирующей организацией и не может превышать три года.
Существует ряд международных соглашений о взаимном признании сертификатов. Это означает, что ввозимые товары сертифицируются за рубежом, а российская сертифицирующая организация выдает свидетельство о признании зарубежного сертификата.
Обязанность иностранного поставщика представить вам сертификат нужно предусмотреть во внешнеэкономическом контракте.
Подробнее о том, как составить внешнеэкономический контракт, смотрите раздел «Внешнеэкономический контракт».
Сертификаты или свидетельства об их признании представляются в таможню вместе с грузовой таможенной декларацией и являются необходимыми документами для получения разрешения на ввоз продукции на территорию России.
В графе 44 ГТД под номером 6 указывают:
номер сертификата;
дату выдачи.
Подробнее о том, как заполнить ГТД, смотрите раздел «Таможенное оформление» — подраздел «Как заполнить грузовую таможенную декларацию (ГТД)».
На таможню нужно передать копию сертификата, заверенную нотариально или организацией, выдавшей сертификат.
Если сертификат выдан за рубежом, его копия должна быть заверена выдавшей организацией или апостилем консульства России.
Если на момент прибытия товара на таможню сертификат соответствия не получен, в течение двух месяцев товар может храниться на таможне. В течение этого срока необходимо получить сертификат. Для этого импортер может с разрешения таможни брать пробы и образцы ввезенных товаров. За хранение товаров на таможенном складе необходимо заплатить сбор за таможенное хранение.
2.3 Маркировка товаров как способ защита от некачественной продукции
Особенностями современного российского потребительского рынка являются:
большая доля недоброкачественной (опасной) продукции, попадающей в обращение в обход действующего порядка доступа продукции на рынок, что наносит ущерб жизни и здоровью граждан;
фальсификация продукции и значительное количество товаров, находящихся в теневом обращении, что приводит к недополучению бюджетом миллиардов рублей. В числе факторов, негативно влияющих на качество (безопасность) продукции, следует упомянуть:
отсутствие эффективного механизма контроля добросовестной конкуренции, что позволяет некоторым изготовителям поставлять контрафактную продукцию или продукцию, не прошедшую сертификацию, что в свою очередь приводит к формированию нерегулируемого рынка;
слабое применение законодательства в части ответственности за качество поставляемого на рынок товара производителя или поставщика, которые сегодня чувствуют себя достаточно вольготно и безнаказанно;
наличие избыточных административных барьеров, в результате чего некоторые операторы рынка ушли в «теневой» сектор экономики.
К сожалению, сегодня отсутствуют действенные рычаги для устранения этой негативной ситуации. В связи с этим необходимо разрабатывать и проводить комплекс мер по оздоровлению российского потребительского рынка. Такая работа проводится в рамках Правительственной комиссии по вопросам потребительского рынка и в соответствии с поручениями Правительства РФ. В то же время сегодня жестко столкнулись два взгляда на формирование потребительского рынка и организацию его защиты от недоброкачественной продукции:
свободный доступ товара на рынок в сочетании с усилением ответственности хозяйствующих субъектов, действующих на рынке;
сбалансированное введение в действие государственных и общественных рычагов защиты рынка на всем пути движения товара от изготовителя к потребителю, с акцентом на профилактику попадания на рынок недоброкачественной продукции.
Первый подход чреват следующими негативными последствиями:4
1. Появлением на рынке особо опасных для потребителей товаров, а следовательно, увеличением риска для жизни, потери трудоспособности и т.п., поскольку контроль может быть организован только выборочно, периодически и с определенным запаздыванием.
2. Резким увеличением числа предприятий-однодневок, для которых вопросы получения быстрой и незаконной прибыли являются доминирующими. В этих условиях неотвратимость наказания недобросовестных продавцов по результатам усиленного контроля на рынке теряет смысл.
3. Дальнейшее усиление акцента на контроль и надзор за рынком неминуемо приведет продавца к необходимости формирования специальной системы контроля качества продукции, как соответствующей защитной меры. Это, в свою очередь, вызовет неоправданное увеличение цены товара и другие негативные последствия. Такая тенденция отмечается многими исследованиями рынка стран ЕС.
4. Еще один негативный аспект этого подхода — увеличение числа контролеров на рынке, что вызовет рост цен товара, а также возможные несанкционированные «поборы» со стороны контролеров. Если даже в благополучной Европе не удалось справиться с этой проблемой, то для России она тем более актуальна.
Таким образом, декларируемые меры дерегулирования на дорыночной стадии с последующим жестким контролем на рынке, лоббируемые определенной частью производителей, представляются малоэффективными. Особенно при незначительном опыте работы экономических партнеров в рыночных условиях и сложившемся менталитете производителей в отношении соблюдения законодательства.
Товары и транспортные средства, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы при их прибытии на таможенную территорию Российской Федерации и до момента:
выпуска для свободного обращения;
уничтожения;
отказа в пользу государства;
обращения товаров в федеральную собственность либо распоряжения ими иным способом в соответствии с главой 41 настоящего Кодекса;
фактического вывоза товаров и транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации.
Пользование и распоряжение ввезенными товарами и транспортными средствами, находящимися под таможенным контролем, допускаются в порядке и на условиях, которые определены настоящим Кодексом.
Российские товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации с момента принятия таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, и до пересечения таможенной границы.
Таможенные органы осуществляют контроль исполнения обязательств лиц об обратном ввозе вывезенных ранее с таможенной территории Российской Федерации российских товаров и транспортных средств либо об обратном ввозе продуктов их переработки в соответствии с условиями таможенных режимов в порядке, предусмотренном настоящим разделом, если такие товары (продукты переработки) подлежат обязательному обратному ввозу в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таможенные органы осуществляют проверку наличия на товарах или их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров, используемых для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
Отсутствие на товарах специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров рассматривается как подтверждение факта ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации без производства таможенного оформления и выпуска товаров, если лицо, у которого такие товары обнаружены, не докажет обратное.
2.4 Применение специальной техники для таможенного контроля ввозимых товаров
Для проверки подлинности содержимого товара, выявления не соответствия содержимого товарной упаковки или маркировки товара, или обнаружения запрещенных предметов, средств и т.д. в производстве таможенного контроля применяются специальные средства контроля. Важное место среди широкого многообразия специальных средств контроля принадлежит поисково-досмотровой технике и криминалистическому оборудованию, к наиболее информативным из которых относятся средства, основанные на методах интроскопии и неразрушающего контроля (НК).
Применение таких поисковых средств является одной из эффективных форм решения задач противодействия угрозам государственной, социальной, экономической, личной и имущественной безопасности, защиты и сохранения конфиденциальной информации, обеспечения безопасности различных объектов.
Контроль багажа и почтовых отправлений, различных контейнеров и транспортных средств, продуктов питания и сыпучих грузов, строительных конструкций, мебели и предметов обихода; судебно-медицинская экспертиза и анализ подлинности произведений искусства, ценных бумаг, банкнот и документов, осуществляемые в настоящее время с помощью поисковых средств интроскопии, обеспечивают решение задач поиска и выявления взрывчатых веществ и устройств, оружия и боеприпасов; пресечение попыток нелегального провоза запрещенных предметов, контрабанды и наркотиков; выявление систем подслушивания и передачи информации; обнаружение подделок, фальшивок; предотвращение террористических актов и т.п.
Поисково-досмотровая техника, обеспечивает возможность осуществления эффективных мер по предотвращению провоза контрабанды, информационной защите и преступлений в экономической сфере, а также решение задач техногенной и экологической безопасности.
Существует широкий арсенал технических средств, реализующих различные методы и обеспечивающих эффективный контроль. Если эффективность гласного контроля может быть весьма высока, то возможности аппаратурных средств для негласного контроля в значительной степени ограничены.
Основным средством контроля являются стационарные и ручные металлоискатели.
В качестве основного наиболее информативного и эффективного инструмента для досмотра ручной клади и багажа используются различного типа рентгеновские или рентгенотелевизионные установки (РТУ) — интроскопы.
Флюороскопические системы производятся в виде стационарных и мобильных (портативных) устройств. В состав оборудования могут входить различные излучатели и разного размера преобразователи. Применение в флюороскопических системах микрофокусных излучателей резко расширяет их функциональные возможности, позволяет значительно увеличить контрастность получаемых изображений и реализовать режим геометрического увеличения теневого изображения в 5-20 раз. Флюороскопические мобильные рентгенотелевизионные системы, оснащенные процессорными или компьютерными модулями, позволяют осуществлять детальный контроль не только малогабаритных предметов, но и контролировать отдельные узлы и зоны крупногабаритных объектов (например, дверей, бензобаков, днища, баллонов автомобиля).
Последние результаты в области разработки методов и создания новых технических средств для контроля ПК, основанных, например, на ядерном квадрупольном резонансе, позволяют надеяться на создание в ближайшее время эффективных технических средств, кардинальным образом решающих задачу контроля ПК. Первые образцы систем контроля на основе метода квадрупольного резонанса, условно названные «QED''-детекторами, успешно зарекомендовали себя при опытной эксплуатации. Такая аппаратура определяет наличие наркотиков внутри упакованных предметов на фоне других органических соединений. Причем вероятность обнаружения достигает примерно 0,99 при очень низкой вероятности ошибки.
Для досмотра крупногабаритных контейнеров и грузов используют высокоэнергетические излучатели, обеспечивающие зондирование объектов эквивалентной толщины до 200-З00 мм стали.
3 Ответственность за нарушение правил таможенного контроля
3.1 Юридическая ответственность
Юридическая ответственность — это важная мера защиты интересов личности, общества и государства. Она наступает в результате нарушения предписания правовых норм и проявляется в форме применения к правонарушителю мер государственного принуждения.
Как правило, таможенные правонарушения обнаруживаются при производстве таможенного оформления и проведении таможенного контроля. Прежде всего с ними сталкиваются таможенные посты. Меры взыскания, которые налагают таможенные органы за нарушения таможенных правил, относятся к мерам государственного принуждения. Например, нарушение порядка таможенного контроля влечёт предупреждение, либо наложение штрафа (статья 256 Таможенного кодекса).
В зависимости от характера совершённых правонарушений в сфере таможенного контроля различают дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность. Наиболее жёсткими мерами воздействия определяется уголовная ответственность, которая применяется в судебном порядке к лицу, виновному в совершении преступления.
Таможенный кодекс сформулировал три состава правонарушений, которые по степени общественной опасности должны быть отнесены к преступлениям:
контрабанда, статья 219 Таможенного кодекса РФ;
уклонение от уплаты таможенных платежей, статья 220 Таможенного кодекса РФ;
незаконные валютные операции и иные действия с валютными ценностями, статья 221 Таможенного кодекса РФ.
Одним из самых опасных преступлений в сфере таможенного дела, отнесённого к таможенному контролю, является контрабанда, за совершение которой лица привлекаются к уголовной ответственности.
3.2 Административная ответственность.
Административная ответственность выражается в применении органами исполнительной власти, в нашем случае таможенными органами, мер административного воздействия к виновным лицам.
Таможенные правонарушения относятся к административным правонарушениям. До принятия Таможенного Кодекса РФ рассматривались по правилам, установленным Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (КоАП). Этим же Кодексом определялись составы нарушений таможенных правил. Таможенный Кодекс РФ значительно расширил перечень составов нарушений таможенных правил, определил процедуру их рассмотрения и заложил основы таможенно-правовой ответственности, которые включают положение различных отраслей права, но в тоже время существенно от них отличаются.
Таким образом, из понятия следуют четыре основные группы нарушений таможенных правил:
нарушения, связанные с порядком перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;
нарушения, связанные с порядком таможенного контроля и таможенного оформления;
нарушения, связанные с обложениями таможенными платежами и их уплатой;
нарушения, связанные с предоставлением таможенных льгот и пользованием ими, за которые Кодексом предусмотрена ответственность.
Нарушения таможенных правил включает сорок составов правонарушений. Рассмотрение их и наложение взысканий осуществляют таможенные органы.
К нарушениям таможенных правил, связанных с таможенным контролем относятся:
нарушения режима зоны таможенного контроля (ст.249 ТК РФ):
выдача без разрешения таможенного органа, утрата или недоставление в таможенный орган товаров, транспортных средств и документов на них (ст. 254 ТК РФ);
перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ помимо таможенного контроля (ст. 276 ТК РФ).
Различные виды ответственности наступают в зависимости от степени и характера нарушения при прохождении таможенного контроля.
Заключение
И так, таможня – государственное учреждение, осуществляющее контроль над провозом грузов (в том числе багажа и почтовых отправлений) через границу и взимание установленных пошлин и иных сборов с этих товаров. Таможня не пропускает грузы, которые не удовлетворяют условиям, предусмотренным законодательством данной страны (товары не снабжённые соответствующей лицензией; товары, ввоз и вывоз которых запрещён, и т. д.
Прибывающие в пограничный пункт или пункт импортные и экспортные товары и другие грузы подвергаются таможенному досмотру в целях контроля за выполнением действующих правил по ввозу и вывозу грузов, взимания причитающихся таможенных пошлин и других сборов и получения сведений для таможенной статистики. Грузы выпускаются только после погашения всех необходимых платежей. В случае несоблюдения таможенных правил (неправильное составление или несвоевременное представление таможенной документации, указание неправильной цены товара или неверного веса его, неправильная маркировка груза и т.д.) таможня может применить административные взыскания (штраф, конфискация груза и др.).
К числу других функций относятся также: борьба с контрабандой, временное хранение грузов, проходящих через таможенную границу и т.д.
Таможенный контроль представляет собой действия должностных лиц таможенного органа, осуществляемые в установленной последовательности и направленные на обеспечение соблюдения действующего таможенного законодательства, а также международных договоров РФ и установленного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, в том числе соблюдение мер нетарифного регулирования, при перемещении товаров и транспортных средств под определённый таможенный режим.
Таможенный контроль — это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ. Под совокупностью осуществляемых таможенными органами мер понимаются формы и способы производства таможенного контроля. Таможенный контроль проводится исключительно таможенными органами в соответствии с ТК РФ. В целях проведения таможенного контроля в формах таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением создаются зоны таможенного контроля.
Для лучшего проведения таможенного контроля перевозимых товаров, необходимо полное оснащение таможенных пропускных пунктов наилучшим оборудованием, для того, что бы не допустить проникновения запрещенных средств, а так же для обеспечения безопасности границ Российской Федерации.
Список использованной литературы
Кодекс РФ об административных правонарушениях: введен в действие Федеральным законом «195-ФЗ от 20.12.2001 Российская газета 256 от 31.12.2001 (в редакции от 09.02.2009)
Конституция РФ, 1993г (в редакции от 30.12.2008)
Постановление Правительства РФ от 26.07.2006 459 «О Федеральной таможенной службе» (в редакции от 10.03.2009)
Правовое обеспечение новой организации и деятельности таможенных органов: состояние и задачи дальнейшего совершенствования (А.Ф. Ноздрачев, «Законодательство и экономика», N 2, 3, 4, февраль, март, апрель 2008.)
Приказ Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 4 апреля 2008. N 79 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по исполнению государственной функции по выдаче заключений о применении мер нетарифного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности»
Приказ ФТС РФ России от 16.05.2006 443 «О типовых структурах таможенных органов РФ» (в редакции от 11.09.2008)
Таможенный кодекс РФ: Федеральный закон от 28 мая 2003 г. 61-Ф3(в редакции от 30.12.2008)
Указ Президента РФ от 16 ноября 1998г.1396 «Дисциплинарный устав таможенной службы РФ» СЗ РФ 47.1998. Ст.5742
Федеральный закон « О государственной гражданской службе РФ» от 27 июля 2004.79-ФЗ
Федеральный закон «О службе в таможенных органах РФ» от 21 июля 1997 г.114-Ф3
Федеральный закон в РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 173-ФЗ (в редакции от 2207.2008)
Федеральный закон от 15 декабря 200 г.166-Ф3 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» С3 РФ. 2001.51 Ст.4831
Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в редакции от 02.02.2006)
Федеральный закон от 8 декабря 2003 г.164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в редакции от 02.02.2006)
Габричидзе Б.Н. Таможенное право. 2-е изд., исправл. и доп. – Л.: Закон и право, 2007
Контроль таможенной стоимости в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (А.В. Агапова, «Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет», N 1, январь 2008.)
Халипов С.В. Таможенное право (Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности). 2-е изд., исправл. и доп. – М.: ИКД Зерцало, 2008
Этапы таможенного оформления (Бератор «Практическая энциклопедия бухгалтера. Валюта. Экспорт. Импорт») (в редакции изменений за ноябрь 2007.)