--PAGE_BREAK--1.2 Порядок и сроки подачи жалобы
Порядок подачи жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица определяется статьей 47 ТК РФ. Жалоба подается в вышестоящий таможенный орган. В ст. 402 ТК РФ определена система таможенных органов. Жалоба на решения (действия) таможенного поста, подчиненного таможне, подается в таможню, на действия (решения) таможни, подчиненной региональному таможенному управлению, — в региональное таможенное управление. Жалобы на решения (действия) региональных таможенных управлений подаются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела. Из указанного правила существует исключение. Жалобы на решения, действия (бездействие) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, подаются в этот же орган.
При нарушении прав, свобод и законных интересов решениями, действиями (бездействием) конкретного должностного лица таможенного органа закон предусматривает два порядка обжалования: общий и упрощенный (ст. 57 ТК РФ). При подаче жалобы на действия (бездействие), решения любого должностного лица таможенного органа жалоба подается в тот таможенный орган, в котором проходит службу (замещает государственную должность федеральной государственной службы) данное лицо, а на решение, действие (бездействие) начальника таможенного органа — в вышестоящий таможенный орган. В отличие от нормы, предусмотренной ч. 1 ст. 407 ТК РФ 1993 г., в соответствии с п. 1 статьи 47 при обжаловании решения (действия) должностного лица подающее жалобу лицо адресует ее в таможенный орган, а не вышестоящему должностному лицу.
Направление жалобы через таможенный орган, решения, действия (бездействие) которого обжалуются, не препятствует ее рассмотрению по существу. На данный таможенный орган возложена обязанность в пятидневный срок со дня ее поступления направить ее со всеми подтверждающими материалами в вышестоящий таможенный орган.
Законом предусмотрена дополнительная гарантия надлежащего рассмотрения жалобы, поступившей в таможенный орган. В том случае, когда жалоба поступила в адрес таможенного органа, в компетенцию которого не входит ее рассмотрение, последний не имеет права отказать в ее рассмотрении в соответствии со ст. 52 ТК РФ, а обязан направить ее в трехдневный срок в таможенный орган, который должен ее рассматривать в соответствии с комментируемой статьей и уведомить об этом в письменной форме лицо, подавшее жалобу.
Способ направления жалобы действующим законодательством не установлен. Следовательно, заявитель вправе направить ее по почте, желательно заказным письмом с уведомлением и описью содержимого. В этом случае полученное уведомление будет являться подтверждением факта обращения с жалобой. Также можно лично доставить жалобу в канцелярию (отдел документационного обеспечения) соответствующего таможенного органа. Со дня поступления жалобы в таможенный орган (регистрации ее в установленном порядке) будут исчисляться сроки ее рассмотрения.
Статьей 48 ТК РФ предусмотрен трехмесячный срок, в течение которого решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть обжаловано в порядке ст. 47 ТК РФ. Заинтересованные лица могут воспользоваться своим правом на обжалование и по истечении указанного срока: в определенных случаях он может быть восстановлен в порядке, предусмотренном ст. 49 ТК РФ. При этом необходимо учитывать, что несоблюдение указанного срока при подаче жалобы может быть основанием для отказа в ее рассмотрении по существу в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 52 ТК РФ.
Порядок исчисления сроков установлен ст. 9 ТК РФ. В соответствии с пунктом 2 данной статьи, для определения дня начала и дня окончания сроков в таможенном деле если не определен специальный порядок исчисления сроков, применяются правила, установленные ГК РФ. Так, в соответствии со ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца. В случаях, когда последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В соответствии со статьей 48 ТК РФ жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть подана в течение трех месяцев:
со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо незаконном возложении на него какой-либо обязанности;
со дня истечения установленного срока для принятия таможенным органом или его должностным лицом решения или совершения действия, принятие или совершение которых предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.
Если заинтересованное лицо считает, что решением таможенного органа нарушены его права, то моментом, с которого права нарушены, является дата принятия данного акта. В то же время для подачи жалобы в вышестоящий таможенный орган на такое решение имеет существенное значение установление дня, когда заинтересованное лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Именно с этого момента исчисляется определенный комментируемой статьей срок.
Если речь идет, например, о требовании об уплате таможенных платежей, направляемом в соответствии со ст. 350 ТК РФ, то следует иметь в виду, что оно может быть передано руководителю или иному уполномоченному представителю организации или физическому лицу лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения требования. Три месяца в этом случае исчисляются с даты вручения такого требования. В то же время, если указанные лица уклоняются от получения требования, то оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня отправления.
Если имеются основания полагать, что лицо не знало и не должно было знать о нарушении своих прав решением, действиями (бездействием) таможенного органа или его должностных лиц в момент, когда они приобретают неправомерный характер, три месяца следует рассчитывать с момента, когда ему стало известно о том, что его права нарушены.
Если заинтересованное лицо узнает о факте нарушения его прав из направленного в его адрес письма, уведомления и иного акта, то такой акт таможенного органа, как и действия (бездействие), являющиеся основанием для его вынесения, нарушает права плательщика. Следовательно, установленный ст. 48 ТК РФ срок следует рассчитывать с момента получения указанных письма, уведомления или иного акта ненормативного характера.
В случае если ТК РФ предусмотрено совершение таможенным органом или его должностным лицом какого-либо действия или принятие решения в установленный срок, то срок на обжалование будет исчисляться со дня истечения указанного срока. Так, в соответствии с п. 1 ст. 196 ТК ТС таможенные органы осуществляют выпуск товаров не позднее двух рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления иных необходимых документов и сведений, а также со дня предъявления товаров таможенным органам, за исключением случая продления сроков проведения проверки товаров в соответствии с п. 2 ст. 196 ТК РФ. В случае непринятия решения о выпуске товара, срок на подачу жалобы на данное бездействие таможенного органа начнет течь на следующий день со дня истечения двухдневного срока для выпуска товара таможенным органом.
Необходимо отметить, что п. 1 ст. 256 ГПК РФ и п. 4 ст. 198 АПК РФ также установлен трехмесячный срок для обращения в суд общей юрисдикции и в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) органа государственной власти или его должностного лица. Данный срок также по общему правилу исчисляется со дня, когда лицу стало известно о нарушении своих прав и законных интересов.
Пропуск срока на подачу жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица влечет за собой отказ в ее рассмотрении (ст. 52 ТК РФ), что может существенно отразиться на правах и законных интересах заинтересованных лиц. В этой связи ТК РФ предоставляет таможенному органу, уполномоченному рассматривать такую жалобу, право при наличии уважительных причин восстановить пропущенный срок.
В случае пропуска по уважительной причине трехмесячного срока на подачу жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, предусмотренного ст. 48 ТК РФ, этот срок по заявлению лица, обратившегося с жалобой, может быть восстановлен таможенным органом, правомочным рассматривать данную жалобу.
В качестве уважительной причины, которая может послужить основанием восстановления таможенным органом пропущенного срока подачи жалобы, как правило, рассматриваются любые обстоятельства, которые затруднили получение лицом информации о действиях (решениях), в результате чего были нарушены его права и свободы; созданы препятствия к осуществлению его прав и свобод; незаконно возложена какая-либо обязанность.
Таким образом, лицо, обратившееся с жалобой с нарушением срока обжалования, должно заявить о восстановлении пропущенного срока, указав основания, по которым жалоба не была и не могла быть подана в установленный срок и позволяющие, по мнению заявителя, продлить срок. Например, болезнь лица, отсутствие или временная нетрудоспособность должностных лиц организации, компетентных в вопросах, поднимаемых в жалобе, обстоятельства непреодолимой силы, вследствие которых нарушен срок, задержка в прохождении почты и другие причины.
Закон не предъявляет требований к форме такого заявления, но, как следует из смысла п. 1 ст. 50 ТК РФ, устанавливающего письменную форму жалобы, данное заявление также должно быть подано в письменной форме. Оно может быть оформлено в виде отдельного документа, подаваемого одновременно с жалобой, либо содержаться в тексте самой жалобы. При этом к заявлению в случае необходимости следует приложить документы, подтверждающие указанные обстоятельства, обосновывающие пропуск срока обжалования.
Решать вопрос о том, является ли та или иная причина, на которую как на основание пропуска срока ссылается заинтересованное лицо, уважительной, будет таможенный орган, правомочный рассматривать указанную жалобу. Решение о восстановлении пропущенного срока выражается в фактическом принятии к рассмотрению жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица. Таким образом, дополнительно оно до заявителя не доводится.
Если при подаче жалобы не соблюдены установленные сроки обжалования и лицо не обратилось с заявлением о восстановлении пропущенного срока для обжалования либо заявление о восстановлении пропущенного срока отклонено, в рассмотрении жалобы по существу отказывается в соответствии со ст. 52 ТК РФ.
продолжение
--PAGE_BREAK--1.3 Форма и содержание жалобы
Жалоба представляет собой обращение заинтересованного лица о неправомерности конкретного решения, действия или бездействия таможенного органа либо его должностного лица, содержащее требование о восстановлении его нарушенных прав, свобод и законных интересов. Закон предъявляет к форме и содержанию жалобы ряд требований. Жалоба должна быть оформлена в письменной форме, за исключением случаев, предусмотренных ст. 57 ТК РФ, когда жалоба подается в упрощенном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 68 Конституции РФ государственным языком на всей территории РФ является русский язык. Работа в федеральных органах государственной власти осуществляется на государственном языке РФ. Жалоба на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц подается на русском языке. Однако необходимо отметить, что в соответствии с ч. 4 ст. 15 Закона РСФСР от 25 октября 1991 г. N 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» граждане РФ вправе обращаться в государственные органы, организации, на предприятия и в учреждения РФ с предложениями, заявлениями, жалобами на государственном языке РФ, родном языке или на любом другом языке народов РФ, которым они владеют.
Жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, с указанием фамилии, имени, отчества или наименования лица и содержать данные о месте его жительства или местонахождении. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. N 2534-VII жалоба, не содержащая этих сведений, признается анонимной и рассмотрению не подлежит.
С жалобой от имени физических лиц, не обладающих полной дееспособностью, могут обратиться их законные представители: родители, усыновители, опекуны или попечители.
С жалобой от имени юридических лиц могут обратиться их органы (руководитель), действующие в пределах полномочий, предоставленных им нормативными правовыми актами или учредительными документами.
Кроме того, физические и юридические лица могут обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц через своих уполномоченных представителей при условии, что полномочия представителя подтверждены документами, оформленными в соответствии с требованиями законодательства РФ (доверенность, ордер, выданные в установленном порядке, и т.п.). Документы, подтверждающие полномочия представителя на подачу жалобы в таможенный орган (или их заверенные копии) необходимо прикладывать к жалобе.
Обязательным является указание в жалобе наименования таможенного органа или должности, фамилии, имени и отчества должностного лица таможенного органа (если они известны), решение, действие (бездействие) которых обжалуются. Если не известны должность, фамилия, имя, отчество конкретного должностного лица таможенного органа, достаточно будет указать наименование соответствующего органа.
Указание на существо обжалуемого решения, действия (бездействия) — предмет обжалования — также является существенным и обязательным элементом жалобы. Лицо, подающее жалобу, должно указать, каким решением, действием (бездействием) таможенного органа нарушены его права, привести реквизиты обжалуемого решения, описать действия или бездействие должностного лица, а также назвать обстоятельства, по которым они обжалуются.
Необходимо учитывать, что в случае несоблюдения требований, установленных п. 1, 2 статьи 50, в рассмотрении жалобы по существу отказывается в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 52 ТК РФ.
В то же время ТК РФ не содержит такого требования к содержанию жалобы, как указание обоснований заявленных требований. Лицо, подающее жалобу, вправе самостоятельно определять, что обжаловать, как излагать свою позицию, чем доказывать свою правоту.
В соответствии с п. 3 статьи 50 представление документов, которыми подтверждаются указанные в жалобе обстоятельства, — это право, а не обязанность лица. Таможенный орган, рассматривающий указанную жалобу, вправе запросить их у лица, ее подавшего. При этом обращение таможенного органа, рассматривающего жалобу, с запросом документов к заявителю жалобы возможно при одновременном наличии двух условий:
представление таких документов имеет существенное значение для рассмотрения указанной жалобы;
эти документы отсутствуют в таможенном органе, решение, действие (бездействие) которого или должностного лица которого обжалуются.
В этом случае срок рассмотрения жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица приостанавливается до представления лицом запрошенных таможенным органом документов, но не более чем на три месяца.
Документы представляются в оригиналах или в копиях, заверенных надлежащим образом.
В случае непредставления лицом запрошенных таможенным органом документов решение по указанной жалобе принимается без учета доводов, в подтверждение которых не были представлены документы.
Для сокращения сроков рассмотрения жалобы и принятия объективного решения по ней целесообразно все-таки приложить к жалобе документы, подтверждающие факт нарушения со стороны таможенного органа.
Кроме того, для подготовки своей позиции по спору заявителю можно воспользоваться правом, предоставленным ст. 23 ТК РФ, и обратиться с запросом в таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются, о причинах и об основаниях принятого решения или совершенного действия либо о причинах непринятия решения или несовершения действия. В данном случае можно приложить к жалобе на указанные решения, действия и копию ответа таможенного органа на указанный запрос.
2 Лица уполномоченные рассматривать жалобы, сроки рассмотрения жалобы, решение по жалобе, упрощенный порядок обжалования 2.1 Лица уполномоченные рассматривать жалобы
Статьей 54 определено, что жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа рассматриваются вышестоящим таможенным органом. Система таможенных органов РФ определена в ст. 402 ТК РФ. Жалоба на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа рассматривается таможенным органом, в котором проходит службу (замещает государственную должность) это лицо, а жалоба на решение, действие (бездействие) начальника таможенного органа — вышестоящим таможенным органом.
Решение по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица принимается от имени таможенного органа, в связи с чем в соответствии с п. 3 данной статьи такое решение принимает начальник таможенного органа, который также может специально уполномочить на принятие решения иное должностное лицо этого таможенного органа (например, заместителя начальника таможни).
Гарантией всесторонности и объективности при рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица является запрет на ее рассмотрение должностным лицом, принявшим обжалуемое решение, совершившим обжалуемое действие (бездействие), или нижестоящим по отношению к нему должностным лицом.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.2 Последствия подачи жалобы, основания для отказа в рассмотрении жалобы
По общему правилу подача жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа (должностного лица) не приостанавливает исполнение обжалуемого акта или действия.
ТК РФ предусматривает два исключения из данного правила. В соответствии с п. 2 51 статьи ТК РФ при наличии достаточных оснований полагать, что обжалуемые решение, действие не соответствуют законодательству РФ, а также в случае, когда неприостановление исполнения решения, действия может иметь необратимый характер, таможенный орган, рассматривающий жалобу, вправе (но не обязан) полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых решения, действия до принятия решения по существу жалобы. При этом законом не предусмотрено право таможенного органа, рассматривающего жалобу, в аналогичной ситуации обязать таможенный орган совершить какое-либо действие или принять решение в случае обжалования бездействия таможенного органа или его должностного лица.
Таможенный орган, рассматривающий жалобу, вправе приостановить исполнение обжалуемого решения или действия как по собственной инициативе, так и по просьбе лица, подавшего жалобу. ТК РФ не установлены форма, порядок принятия и исполнения такого решения, что может вызвать некоторые затруднения на практике.
Реализация этой нормы даст возможность предотвратить наступление для заинтересованных лиц вредных последствий, связанных с исполнением обжалуемого решения или действия.
Статьей 52 предусмотрены основания и порядок принятия решения об отказе в рассмотрении жалобы по существу. Такое решение принимается таможенным органом, уполномоченным на рассмотрение жалобы, по следующим основаниям:
1) не соблюдены установленные сроки обжалования и лицо не обратилось с заявлением о восстановлении пропущенного срока для обжалования либо заявление о восстановлении пропущенного срока для обжалования отклонено;
2) не соблюдены требования, установленные п. 1 и 2 ст. 50 ТК РФ;
3) лицо уже обратилось с жалобой аналогичного содержания в суд и такая жалоба принята судом, арбитражным судом к рассмотрению либо по ней вынесено решение. ТК РФ, как было отмечено выше, не ограничивает права лица на одновременную или последующую подачу жалобы по тому же поводу и основанию в суд либо арбитражный суд. При этом необходимо учитывать, что в случае одновременного рассмотрения жалобы аналогичного содержания в суде, арбитражном суде и в таможенном органе, а также в случае принятия по такой жалобе решения приоритет отдается судебному рассмотрению или решению, причем независимо от вступления его в законную силу. Связано это с тем, что вступившие в силу решения судов и арбитражных судов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ. Кроме того, в соответствии с п. 7 ст. 201 АПК РФ решения арбитражного суда по таким делам подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении;
4) предметом указанной жалобы являются решение, действие (бездействие) органа, не являющегося таможенным органом, или должностного лица органа, не являющегося таможенным органом. Решение об отказе в рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица по существу должно быть принято не позднее трех дней со дня поступления указанной жалобы, а в случае, предусмотренном подп. 3 п. 1 комментируемой статьи, — со дня получения таможенным органом, рассматривающим эту жалобу, определения суда, арбитражного суда о принятии жалобы аналогичного содержания к рассмотрению или судебного решения. ТК РФ не указывает, в какой форме принимается такое решение и в каком порядке оно доводится до сведения заявителя жалобы. Поскольку такое решение может повлечь нарушение прав и свобод заинтересованных лиц, оно может быть обжаловано в вышестоящий таможенный орган или в суд, арбитражный суд.
Статья 53 предоставляет лицу, обратившемуся с жалобой на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, возможность отозвать ее. Единственное условие, установленное законодателем для отзыва жалобы, состоит в том, что он должен быть совершен до принятия соответствующего решения по данной жалобе. Несмотря на то, что закон не содержит каких-либо требований к содержанию заявления об отзыве жалобы, последнее должно подаваться в таможенный орган, рассматривающий жалобу, в той же, что и сама жалоба, письменной форме. Лицо, подавшее жалобу, не обязано приводить мотивы своего отказа.
Следует отметить, что законодателем не установлено каких-либо ограничений при повторной подаче жалобы по тому же поводу и основаниям, за исключением того, что повторная жалоба по тому же поводу может быть подана в пределах сроков, установленных ст. 48 ТК РФ.
2.3 Сроки рассмотрения жалобы, решение по жалобе, упрощенный порядок обжалования.
В соответствии с п. 1 статьи 55 ТК РФ жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица должна быть рассмотрена таможенным органом в течение одного месяца со дня ее поступления в таможенный орган, правомочный рассматривать указанную жалобу. Указанный срок рассмотрения жалобы начинает течь со дня, следующего за днем ее официальной регистрации по существующим правилам делопроизводства в таможенном органе, правомочном рассматривать данную жалобу. По истечении указанного срока заявитель имеет право предъявить жалобу на бездействие таможенного органа в установленном порядке.
В случае необходимости, например при направлении запросов в компетентные органы или организации, срок рассмотрения жалобы может быть продлен. Решение о продлении срока рассмотрения жалобы принимает начальник таможенного органа. Продление указанного срока осуществляется не более чем на один месяц, о чем сообщается лицу, подавшему эту жалобу, в письменной форме с указанием причин продления.
Важным этапом всего процесса рассмотрения жалобы является принятие по ней решения — индивидуального акта, которым таможенный орган разрешает жалобу по существу.
Решение по результатам рассмотрения жалобы оформляется в письменном виде и в обязательном порядке должно содержать: наименование таможенного органа, рассмотревшего жалобу; должность, фамилию и инициалы должностного лица таможенного органа, принявшего решение по жалобе; фамилию и инициалы или наименование лица, обратившегося с жалобой; краткое изложение жалобы по существу; принятое по жалобе решение; доводы и основания принятого решения; сведения о порядке обжалования принятого решения.
Форма решения по результатам рассмотрения жалобы утверждается правовым актом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела.
Закон содержит перечень возможных решений по результатам рассмотрения жалобы:
1) установив, что обжалуемые решения, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица были совершены в соответствии с законом, в пределах полномочий органа (должностного лица) и права, свободы и законные интересы лица не были нарушены, таможенный орган, рассматривающий жалобу, признает правомерными решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица и отказывает в удовлетворении жалобы;
2) в случае, если обжалуемым решением (действием) нарушены права и свободы лица, обратившегося с жалобой, созданы препятствия осуществлению его прав и свобод, на него незаконно возложена какая-либо обязанность, таможенный орган, рассматривающий жалобу, признает неправомерными решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица полностью или частично и принимает решение об удовлетворении жалобы полностью или частично.
В случае признания решения таможенного органа неправомерным, если не требуется восстановления нарушенных прав и законных интересов лица, таможенный орган отменяет обжалуемое решение полностью или в части. В случае если требуется принять новое решение, таможенный орган, рассмотревший жалобу, отменяет принятое таможенным органом или его должностным лицом решение и обязывает этот таможенный орган или его должностное лицо принять новое решение в соответствии с законодательством РФ либо самостоятельно принимает такое решение, если его принятие относится к компетенции таможенного органа, рассмотревшего жалобу.
В случае если признается неправомерным действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, таможенный орган, рассмотревший жалобу, определяет меры, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений, либо самостоятельно совершает необходимые действия, если их совершение относится к компетенции таможенного органа, рассмотревшего жалобу.
Кроме того, если в ходе рассмотрения жалобы будут выявлены признаки виновного неисполнения или ненадлежащего исполнения должностным лицом таможенного органа возложенных на него должностных обязанностей, должностное лицо таможенного органа, рассматривающего жалобу, принимает меры по привлечению виновного должностного лица к дисциплинарной ответственности в установленном порядке (п. 5 статьи).
Пункт 4 данной статьи устанавливает порядок и сроки реализации решения таможенного органа об удовлетворении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица. Такое решение направляется в таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого были признаны неправомерными, в течение 10 дней со дня поступления решения по указанной жалобе в этот орган, если в решении не установлен иной срок. Он должен совершить действия по реализации решения таможенного органа об удовлетворении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица.
Копия решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, направляется лицу, обратившемуся с жалобой, в пределах сроков, установленных ст. 55 ТК РФ.
Необходимо отметить, что жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может считаться разрешенной, если рассмотрены все поставленные в ней вопросы, по ним приняты необходимые меры и заявителю дан исчерпывающий письменный ответ, соответствующий действующему законодательству.
Поставленные в жалобе вопросы считаются разрешенными лишь тогда, когда восстановлены нарушенные права заявителя, удовлетворена его законная просьба, установлены и устранены причины, породившие жалобу, либо правомерно и обоснованно отказано в удовлетворении просьбы.
В случае несогласия с принятым решением таможенного органа по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица заинтересованное лицо имеет право обжаловать его в вышестоящий таможенный орган или в суд, арбитражный суд.
Статья 57 ТК РФ является новеллой в таможенном законодательстве и предусматривает упрощенный порядок обжалования решения, действия (бездействия) должностного лица таможенного органа. Применение этого порядка имеет своей целью ускорение производства таможенных операций, своевременное и оперативное рассмотрение жалоб на решения, действия (бездействие) должностных лиц таможенных органов.
Для применения указанного порядка обжалования необходимо соблюдение ряда условий:
1) решения, действия (бездействие), которыми, по мнению лица, подающего жалобу, нарушены его права, свободы или законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность, приняты или совершены должностным лицом таможни или таможенного поста;
2) указанные решения, действия (бездействие) приняты или совершены в связи с перемещением через таможенную границу товаров, стоимость которых не превышает 1,5 млн. руб., и (или) одного транспортного средства.
В соответствии с п. 2 данной статьи при применении упрощенного порядка обжалования жалоба на соответствующие решение, действие (бездействие) представляет собой обращение в устной форме к вышестоящему должностному лицу соответственно таможни или таможенного поста, а в случае обжалования решения, действия (бездействия) начальника таможенного поста — к начальнику таможни, в регионе деятельности которой находится данный таможенный пост. При этом указанное должностное лицо обязано безотлагательно рассмотреть данную жалобу и незамедлительно принять по ней решение.
В целях письменного оформления результатов рассмотрения поданной в упрощенном порядке жалобы по желанию заявителя должностным лицом таможенного органа, рассматривающим указанную жалобу, составляется акт о рассмотрении этой жалобы в упрощенном порядке. Форма акта определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. При этом, такой акт в обязательном порядке должен содержать сведения о рассматривающем жалобу должностном лице таможенного органа, о лице, обратившемся с жалобой, краткое содержание жалобы и принятое решение. В случае отказа в рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа в упрощенном порядке в этом акте указываются причины такого отказа. Акт о рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа в упрощенном порядке подписывается должностным лицом таможенного органа, рассматривающим жалобу, и лицом, обратившимся с жалобой.
Копия акта о рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа в упрощенном порядке вручается лицу, обратившемуся с жалобой.
Избрание заинтересованным лицом упрощенного порядка обжалования не лишает его права обжалования решения, действия (бездействия) должностного лица таможенного органа в общем порядке, предусмотренном гл. 7 ТК РФ.
продолжение
--PAGE_BREAK--