Международное сотрудничество в таможенной сфере
Установление и развитие международных отношений в таможенной сфере является одним из главных элементов процесса укрепления функциональных возможностей таможенных администраций во всем мире в целях ответа на вызовы и возможности XXI века. В этом контексте, Таможенная служба Республики Молдова проводит обширную и последовательную политику по интенсификации международного таможенного сотрудничества.
Принимая во внимание особую важность договоров в качестве источника международного права и средства международного сотрудничества, проведем обзор основных международных договоров в области таможенной деятельности, стороной которых является Республика Молдова.
Универсальные международные договора в рамках Всемирной таможенной организации (ВТО)
Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества (Брюссель, 15 декабря 1950)
Посредством присоединения к этому международному инструменту Республика Молдова, начиная с 28 октября 1994 года, стала членом ВТО. Основанная в 1952 году, ВТО является независимой межправительственной организацией в таможенной сфере, задачей которой является повышение эффективности деятельности таможенных администраций путем продвижения международных таможенных стандартов. На данный момент ВТО объединяет 174 таможенные администрации, которые обрабатывают приблизительно 98% мировой торговли.
Являясь форумом диалога и обмена опытом между таможенными ведомствами, ВТО предоставляет ее членам ряд конвенций и рекомендаций относительно различных аспектов таможенной деятельности, а также техническую помощь. В то же время, данная международная организация поддерживает и стимулирует усилия таможенных администраций в отношении модернизации и укрепления их возможностей.
Следует отметить, что на протяжении последних лет Таможенная служба Республики Молдова в сотрудничестве с ВТО достигла положительных результатов, среди которых выделяются следующие:
визиты Генерального секретаря ВТО в Республику Молдова (май 2007, январь 2008), которые обеспечили углубление сотрудничества с этой международной организацией;
определение и внедрение стратегических приоритетов развития таможенной системы;
включение Таможенной службы Республики Молдова в число пилотных проектов ВТО по оказанию помощи в целях внедрения Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли от 2005 года (Постановлением Правительства № 590 от 28.05.2007 года был утвержден План действий по внедрению рекомендаций ВТО в соответствии с Рамочными стандартами);
поддержка реформ, проводимых в таможенной системе;
проявление Таможенной службы Республики Молдова на международной арене путем участия в различных международных событиях, организуемых для государств-членов.
Международная конвенция о взаимной административной помощи по предупреждению, расследованию и пресечению таможенных преступлений (Найроби, 9 июня 1977)
Данная Конвенция позволяет таможенным администрациям государств-членов оказывать взаимную административную помощь (обмен информацией, проведение расследований, обмен опытом и т.д.) в целях правильного применения таможенного законодательства посредством предупреждения, расследования и пресечения таможенных правонарушений, которые наносят ущерб экономическим, торговым, налоговым и социальным интересам соответствующих стран. Помощь предоставляется, в особенности, на основании взаимных запросов.
Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (Брюссель, 14 июня 1983)
Рассматриваемая Конвенция является одним из основных инструментов в области упрощения международной торговли. Конвенция имеет следующие характеристики:
Товарная номенклатура, установленная Конвенцией, применяется в большинстве стран мира;
98% всей международной торговли осуществляется на основании Конвенции, которая одновременно упрощает сбор, сопоставление и анализ статистических данных, относящихся к международной торговле;
Гармонизированная система может применяться ко всем товарам;
документ является многофункциональным, то есть может быть использован в различных областях: (I) торговая и транспортная статистики, (II) торговая политика, (III) правила происхождения товаров, (IV) экономический анализ, (V) мониторинг контролируемых товаров и т.д.
В 2008 году предполагается присоединение Республики Молдова к еще одному международному договору в рамках ВТО, а именно к Конвенции о временном ввозе (Стамбул, 26 июня 1990), которая ознаменовывает важный этап в области гармонизации и упрощения таможенных процедур.
Увеличение числа международных инструментов относительно временного ввоза усложняет деятельность экономических агентов на международном уровне. Конвенция объединяет в один инструмент все льготы, которые могут быть представлены в настоящее время на основании документа о временном ввозе, и устанавливает режим новых категорий товаров, которым должны предоставляться льготы временного ввоза.
Универсальные международные договора в рамках Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН)
Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением карнета TIR (Конвенция TIR) (Женева, 14 ноября 1975)
Конвенция о Договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) (Женева, 19 мая 1956)
Обе Конвенции направлены на облегчение международных перевозок грузов автомобильным транспортом путем гармонизации и упрощения таможенных процедур, а также унификации требований в отношении соответствующей документации.
В 2008 году предполагается присоединение Республики Молдова к Международной конвенции о согласовании условий проведения контроля грузов на границах (Женева, 21 октября 1982), целью которой является «сокращение требований в отношении соблюдения формальностей, а также видов и продолжительности контроля, в частности путем национальной и международной координации процедур контроля и методов их применения» (ст. 2 Конвенции).
Принципы согласования условий проведения контроля определены в ст. 1 Приложения 1 к Конвенции:
«1. Учитывая наличие таможен на всех границах и общий характер их работы, организация других видов контроля, по мере возможности, координируется с таможенным контролем.
2. Во исполнение этого принципа в случае необходимости допускается проведение всех или отдельных видов контроля не на границе, при условии, что используемые процедуры содействуют облегчению международных перевозок грузов».
Таким образом, присоединение к данной Конвенции соответствует усилиям Таможенной службы Республики Молдова по обеспечению внедрения принципа «единого окна» в пунктах пропуска через государственную границу.
Региональные международные договора
Европейский Союз
Протокол между административными ведомствами о взаимопомощи в таможенных делах Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Европейскими сообществами и их государствами-членами, с одной стороны и Республикой Молдова, с другой стороны (Брюссель, 28 ноября 1994)
Пакт Стабильности для Юго-Восточной Европы, преобразованный в феврале 2008 года в Региональный совет сотрудничества
Соглашение о сотрудничестве в области предотвращения и борьбы с трансграничной преступностью (Бухарест, 26 мая 1999)
Содружество независимых государств (СНГ)
Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах (Москва, 15 апреля 1994)
Организация за демократию и экономическое развитие — ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова)
Соглашение о взаимной помощи и сотрудничестве в таможенных делах между правительствами государств — участников ГУАМ (Ялта, 4 июля 2003)
Эти региональные международные договора преследуют ту же главную цель, что и Найробская Конвенция в рамках ВТО, а именно предоставление административной взаимопомощи в целях правильного применения таможенного законодательства, в частности путем предотвращения, расследования и борьбы с таможенными правонарушениями и преступлениями. Основным средством взаимопомощи является обмен информацией.
Международные двусторонние договора о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах
Такие договора заключены (на межгосударственном, межправительственном или межведомственном уровнях) с 21 государством, а именно: Украиной, Россией, Беларусью, Кыргызстаном, Арменией, Узбекистаном, Азербайджаном, Румынией, Турцией, Польшей, Болгарией, Литвой, Италией, Албанией, Израилем, Хорватией, Македонией, Нидерландами, Грецией, Словакией, Венгрией, из которых только 2 не вступили в силу (с Литвой и Хорватией).
В настоящий момент готовы к подписанию соглашения с Черногорией, Боснией и Герцеговиной.
Переговоры по проектам таких соглашений были инициированы с Францией, Бельгией, Великобританией, Ирландией, Канадой, Португалией, Испанией, США, Германией, Чехией, Сербией и другими странами.
Необходимо отметить, что многосторонние и двусторонние международные договора на пространстве СНГ, заключены и по другим направлениям таможенной деятельности, таким как: обмен статистической информацией, порядок транзита, таможенный контроль культурных ценностей и др.
Таможенное сотрудничество посредством других международных структур
Помимо вышеуказанных международных организаций, многостороннее и двустороннее таможенное сотрудничество осуществляется посредством других международных структур, которые будут охарактеризованы в дальнейшем.
Миссия Европейского Союза по приграничной помощи Республике Молдова и Украине (EUBAM)
EUBAM действует на основании Меморандума о взаимопонимании между Правительством Республики Молдова, Европейской Комиссией и Правительством Украины о Миссии Европейской Комиссии по приграничной помощи Республике Молдова и Украине (Паланка, 7 октября 2005)
Миссия ЕС преследует следующие цели:
поддержка в реализации Планов действий ЕС в рамках Европейской политики добрососедства с Республикой Молдова и Украиной;
содействие разрешению приднестровского конфликта путем усиления мониторинга границы, сокращая, таким образом, возможные угрозы безопасности, происходящие из этого региона;
развитие операционных и институциональных возможностей таможенных и пограничных служб в целях обеспечения эффективного контроля на границе;
борьба с контрабандой и распространением оружия путем обеспечения инфраструктуры и необходимого оборудования, а также консультаций и обучения;
увеличение таможенных доходов и создание необходимых условий для правильного внедрения национальной торговой политики путем совершенствования возможностей таможенных органов и борьбы с коррупцией;
улучшение сотрудничества между Республикой Молдова и Украиной в области обмена трансграничной информацией и совместных операций и т.д.
Уже первые месяцы деятельности EUBAM подтвердили эффективность мониторинга молдавско-украинской государственной границы для обеспечения стабильности и безопасность в регионе.
Региональный центр Инициативы по сотрудничеству в Юго-Восточной Европе (SECI) по борьбе с трансграничной преступностью, Бухарест, Румыния (Соглашение о сотрудничестве в области предотвращения и борьбы с трансграничной преступностью, Бухарест, 26 мая 1999)
Центр SECI является структурой операционного сотрудничества, которая объединяет таможню и полицию государств-членов для прямого взаимодействия, руководствуясь в своей деятельности рекомендациями ВТО и Интерпола.
Задачей Центра SECI является поддержка общих усилий государств-членов по борьбе с трансграничной преступностью в целях улучшения делового и инвестиционного климата в Юго-Восточной Европе и, соответственно, обеспечения политической и экономической стабильности в регионе.
Со стороны Республики Молдова в рамках Центра SECI работает по одному офицеру связи от Таможенной службы и Министерства внутренних дел, посредством которых непосредственного осуществляется сотрудничество с соответствующими ведомствами государств региона в борьбе с трансграничной преступностью, в особенности путем оперативного обмена информацией.
Региональный офис по обмену информацией для Восточной и Центральной Европы (RILO ECE), Варшава, Польша
RILO является программой ВТО, целью которой является обмен информацией между таможенными администрациями стран Восточной и Центральной Европы, в целях предотвращения и борьбы с таможенными правонарушениями путем анализа полученных данных, которые хранятся в управляемой ВТО базе данных CEN (Customs Enforcement Network).
Программа RILO состоит из 3 уровней:
1. Секретариат ВТО;
2. RILO для различных регионов, например: указанный RILO ECE, RILO для Западной Европы (RILO WE), RILO для стран СНГ (RILO CIS), RILO для азиатского и тихоокеанского региона (RILO A/P) и т.д.;
3. Национальные пункты связи в рамках таможенных администраций государств-членов ВТО.
Таможенное сотрудничество в рамках RILO содействует:
укреплению возможностей таможенных администраций в противодействии таможенным правонарушениям;
стимулированию административной взаимопомощи;
адаптации к международным стандартам в этой области.
Совет руководителей таможенных служб государств-участников СНГ (Решение Совета глав правительств СНГ о Положении о Совете руководителей таможенных служб государств участников СНГ в новой редакции, Москва 30 мая 2002)
Данный Совет является специализированным органом таможенного сотрудничества в рамках СНГ, который имеет своей целью обеспечение координации взаимодействия соответствующих государств в области таможенной политики. Заседания Совета проводится, как правило, два раза в год.
Европейский офис по борьбе с мошенничеством (OLAF) Европейской Комиссии
Задача OLAF заключается в защите финансовых интересов Европейского Союза, борьбе с любыми нарушениями, в том числе и таможенными. ОLAF является партнером Таможенной службы Республики Молдова по внедрению Протокола о взаимопомощи между административными ведомствами в таможенных делах Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Европейскими сообществами и их государствами-членами, с одной стороны и Республикой Молдова, с другой стороны (Брюссель, 28 ноября 1994).
Европейская экономическая комиссия ООН
Данная структура является региональным органом ООН по развитию торгово-экономических отношений в европейском регионе, а также между другими регионами мира. Постоянный представитель Таможенной службы Республики Молдова принимает участие в заседаниях Рабочей группы по таможенным вопросам, связанным с транспортом, задачей которой является руководство процессом гармонизации и упрощения требований для процедур пересечения границ различными видами внутреннего транспорта в регионе. Эта Рабочая группа администрирует ряд конвенций и соглашений ООН в области упрощения пересечения границ, а также разрабатывает различные проекты поправок к соответствующим инструментам для их совершенствования. Представитель Таможенной службы участвует и в заседаниях Административного комитета Конвенции TIR.
Конференция ООН по торговле и развитию (UNCTAD)
UNCTAD проводит политику интеграции развивающихся государств в мировую экономику, в частности путем предоставления необходимой технической помощи, обеспечивая, таким образом, долгосрочную стабильность.
UNCTAD оказала Таможенной службе Республики Молдова техническую помощь по внедрению самой передовой Интегрированной информационной системы для обработки документов и таможенного оформления товаров ASYCUDA World. Республика Молдова является первой страной в мире внедрившей эту систему.
ASYCUDA World является существенным инструментом по оптимизации и облегчения внешней торговли страны, который был внедрен в рамках Проекта Всемирного банка «Облегчение торговли и перевозок в Юго-Восточной Европе (TIFSE)», завершенного в сентябре 2007 года.
Следует отметить, что 14 мая 2007 года в Женеве был подписан Меморандум о взаимопонимании между Таможенной службой Республики Молдова и Конференцией Организации Объединенных Наций по торговле и развитию о развитии таможенной интегрированной информационной системы, основанной на софте ASYCUDA World. Меморандум закрепил продолжение сотрудничества с этим международным учреждением относительно модернизации молдавской таможенной системы, в частности в области развития таможенной интегрированной информационной системы.
Международная программа помощи и обучения в области уголовных расследований (ICITAP) в рамках Департамента юстиции США
ICITAP является партнером Таможенной службы Республики Молдова в реализации Программы действий по внедрению Предварительного плана Республики Молдова в рамках Программы США «Вызовы Тысячелетия», утвержденной Постановлением Правительства № 32 от 11.01.2007 года.
Сотрудничество осуществляется в сфере внедрения Новой компьютеризированной системы транзита (NCTS), борьбы с коррупцией, управления рисков и аудита после таможенного оформления, внедрения концепции «единого окна», взаимодействия с деловыми кругами и др.
Отразив основные аспекты международного таможенного сотрудничества, продвигаемые Таможенной службой Республики Молдова, в заключение, отмечаем, что процесс установления и развития международных отношений в таможенной сфере является достаточно трудным и разноплановым. Это предполагает использование комплексных подходов для обеспечения эффективного диалога с международными партнерами. Цель интенсификации международного таможенного сотрудничества будет преследоваться и в дальнейшем.