Реферат по предмету "Финансы"


Федеральное государственное и федеральное регулирование рынка ценных бумаг

Оглавление.
Введение. 2
История возникновения и развития рынка ценных бумаг в России. 3
Рынок ценных бумаг в дореволюционной России. 3
Ценные бумаги России в условиях СССР. 11
Становление рынка ценных бумаг в РоссийскойФедерации   16
РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ. 22
Государственное регулирование рынка ценных бумаг. 23
Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг России. 28
Заключение. 30
Список используемой литературы. 31
Приложение. 32Введение.
Процесс реформирования экономикинашего государства не может считаться завершенными без создания конкурентоспособногофинансового сектора, способного мобилизовать и предоставить реформируемойэкономике инвестиционные ресурсы для ее развития. Стимулирование производства иинвестиций, структурная перестройка и повышение эффективности являютсяопределяющими факторами становления рыночной экономики. Принимая во вниманиемасштаб задач, которые предстоит решить в ближайшее десятилетие, очевидно, чтоРоссия не может полагаться только на бюджетную систему и банковский сектор дляобеспечения финансирования реконструкции экономики. Очевидно, что роль рынкаценных бумаг в этой связи приобретает исключительно важный характер.
Рынок ценных бумаг как составнаячасть финансово-кредитной системы является объектом государственногорегулирования, основная цель которого — защитить интересы инвесторов отпротивоправных действий со стороны эмитентов или посредников.
Соответственно необходимаактивная и целенаправленная политика государства в отношении развития рынкаценных бумаг, формирования модели регулирования рынка, которая будет адекватнаконкретным условиям российской экономики, национальным интересам и традициям.
Таким образом, рынок ценныхбумаг является на сегодняшний день важной с точки зрения восстановленияэкономической ситуации в стране. Целью моей работы является создание картиныразвития рынка ценных бумаг и роли государственных органов России в егорегулировании.
Поэтому в своей работе ярассмотрю динамикуразвития фондового рынка и структуру регулирующих органов в дореволюционнойРоссии, практику деятельности на рынке ценных бумаг в период НЕПа, этапыстановления современного рынка ценных бумаг России, а также деятельностьНовосибирской региональной комиссии по рынку ценных бумаг как основногорегулирующего государственного органа на рынке ценных бумаг региона.
В работе использованыаналитические материалы НРО ФКЦБ, официальная информация ФКЦБ России в сети Internet, а также другие источники.История возникновения и развития рынка ценных бумагв России.Рынок ценных бумаг в дореволюционной России.
Рынок ценных бумаг появился иразвивался в России в соответствии с тенденцией экономического развития страны.Но все же разные авторы по вопросу времени возникновения имеют различные точкизрения, размах этого момента – от 1769года до начала 90-х годов XIX века. Последняя цифра относится к началу возникновения вРоссии первых фондовых бирж.
Авторы Колесников В.И.,Торкановский В.С., Бахматов С.А. приводят следующую периодизацию возникновенияценных бумаг в России.
Первый период – с 1769года до конца 50-х годов XIX века. Этап возникновения истановления рынка ценных бумаг как преимущественно государственных ценныхбумаг.
Второй период продлился по1897 год и совпал с завершением денежной реформы (введением «золотой валюты»).Важнейший этап интенсивного развития полноценного рынка ценных бумаг.
Третий этап завершился сначалом первой мировой войны в 1913году, когда появились черты зрелого этапаразвития рынка ценных бумаг.
В 1769 году в России появилисьпервые  фондовые ценности — государственные ценные бумаги, они выпускались вформе облигационного внешнего займа России. Этот и несколько последующихвыпусков были выпущены через преимущественно голландские банки и под ихгарантией, так как тогда еще не было связи российского и зарубежного рынков идоверия иностранных инвесторов к России. Для ведения всех дел по внешним займамтогда же в России был образован «Комитет, уполномоченный для проведенияденежных негоциаций в иностранных землях», который просуществовал до1810года. Он состоял из канцлера или вице-канцлера, генерал-прокурора игосударственного казначея.
Обязанности этого Комитетасостояли в следую­щем:
·   ведение переговоров по открытию внешнего займа с банкирами сутверждением всех условий по займам;
·   получение и распространение государственных облигаций;
·   контроль за платежом, срокам по займам и процентами.
Государственный Казначейраспоряжался загранич­ными фондами и должен был заблаговременно переводитьсуммы по платежам по внешним займам.
После смерти Екатерины II подокладу государственного казначея барона Васильева 18 января 1798 г. Павлом Iбыла учреждена особаяКонтора придворных банкиров для внешних переводовказенных сумм, пла­тежей и комиссий, осуществлявшихся правительст­веннымичиновниками и учреждениями. Ей были предоставлены функции о снабжении дворавсеми необходимыми вещами из-за границы, то есть ведение иностранных торговыхопераций, а также осуществление всех платежей по внешнему государственномудолгу. 25 июня 1811 г. Контора придворных банки­ров была упразднена.
В это время основным источникомбюджетного дефицита являлся выпуск бумажных денег, что приводило к инфляции. Ив манифесте от 2 февраля 1810года по предложению М.М Сперанского Правительствообъявило о выпуске внутреннего госзайма для погашения бумажно-денежного долга.В мае того же года был выпущен 6%-ный, семилетний заем на 100 млн. асс. рублей– первый внутренний заем России. Правда, в результате дефицита долгосрочныхсвободных капиталов и недоверия имущих слоев населения к новой форме госкредитазаем был реализован лишь на 3,2 млн. руб.
После войны с Наполеоном на Комиссию погашения государственного долга (образована в 1810году) была возложеназадача сокращения текущего долга. Ассигнации, обращавшиеся тогда в стране вогромном количестве, были признаны государственным долгом. С целью их погашениябыло принято решение о продаже части государственного имущества, управление задоходом, полученным от продажи, осуществляла данная Комиссия. С этой же целью был выпущен ряд облигационных займов.
Первона­чально комиссия являласьсамостоятельной, но в 1817 г., в соответствии с Уставом Комиссии, она былаприсоединена к Министерству финансов. К обязан­ностям Комиссии относились:
qведение счетов по всем операциям;
q предоставление данных для сметы систе­мы государственногокредита;
q составление отчетов Комиссии;
q ведение каждым отделом, курировавшим займы, по своей частиГосударственной долговой кни­ги с занесением в нее вновь выпускаемых облигацийи исключением выкупленных производством транс­фертов;
q прием и проверка оплаченных купонов;
q веде­ние счетов купонам по каждому займу в отдельности;
q распределение по кассам процентов по именным би­летамбескупонных бумаг соответствующих займов и проверка правильности выплатыпроцентов.
По своемустатусу Государственная Комиссия погашения долгов находилась на уровне департаментами­нистерства и в своих отношениях с другими государст­венными органамируководствовалась соответствую­щим порядком.
На основании Устава 1817 г.Государственная ко­миссия погашения долгов должна была вести Государ­ственнуюдолговую книгу. Эта книга делилась на 3 главные части: долги по внешним займам,внутрен­ние срочные долги и бессрочные долги.
Государственнаякомиссия погашения долгов, кро­ме того, имела право выпускать собственныебилеты, которые на основании Кредитного устава могли отдаваться в залог приполучении ссуды. Прием билетов в залог по обязательствам с казною производилсяв соответствии с Положением о казен­ных подрядах и поставках.
В 1896 г.министром финансов были утверждены «Правила ревизии оборотов Государственнойкомис­сии погашения долгов чинами Государственного Кон­троля». В соответствии сэтими правилами наряду с другими операциями, которые проводила Государственнаякомиссия погашения долгов, контролю под­вергались прием, хранение иупотребление по назначению бланков для процентных бумаг, тиражи пога­шениягосударственных займов, а также прием, про­верка, хранение и уничтожениеценностей, изъятых из обращения путем их оплаты или замены другими цен­ностями.
В этот период все выпускаемыеценные бумаги носили характер бумажных денежных знаков, они принимались во всеказенные платежи и поэтому не решали проблемы инфляции.
Проведенная в 1839-1841годахденежная реформа не решила данную задачу и только после отмены крепостногоправа Россия, поднявшись на новую ступень развития, смогла провести новуюденежную реформу. В 1897году была введена «золотая валюта». Предел эмиссиикредитных билетов определился в размере 600млн. рублей, которая на 50%покрывалась золотом, на 50% — коммерческими векселями.
В этот период  наблюдаетсязначительное расширение государственного регулирования во всех областях всторону увеличения контроля.
В апреле 1817г. министр финансов граф Гурьев представил в Государственный совет записку, вкото­рой обосновал необходимость создания высшего на­блюдательного органа под названием«Совета государ­ственных кредитных установлении» для наблюдения задействиями Комиссии погашения государственных долгов и Ассигнационного,Заемного и Коммерческо­го государственных банков. Совет предполагалось со­ставитьиз трех государственных чиновников: председателя Государственного совета,министра фи­нансов и Государственного контролера, а также из представителей отдворянства и купечества, избирае­мых на три года, по шесть от каждого из этихсосло­вий. На Совет предлагалось возложить проверку отче­тов государственныхкредитных учреждений с целью надзора за правильностью их действий всоответствии с их уставами и правилами.
В декабре 1866 г. на основаниидокладной записки министра финансов из отделения Государственного банка позаграничным операциям было образовано для осуществления тех же операций иностранноеотде­ление при Особенной канцелярии по кредитной час­ти. Обязанности этогоотделения состояли в проведении заграничных операций, таких, как:
·    выдача перевод­ных векселей, аккредитивов;
·    производство заграничных платежей по поручении разных казенныхучреж­дений, а также управляющих делами императорской семьи;
·    покупка заграничных тратт для покрытия та­ковых выдач и платежей;
·    покупка за границей иностранной валюты для пополнения денежныхзапа­сов Государственного казначейства, а также продажа и покупка валюты сцелью поддержания определенного курса рубля;
·    покупка и продажа фондов по распоря­жению министра финансов и попоручению различ­ных ведомств.
Крометого, иностранное отделение распоряжалось взносами денежных сумм государства виностранные банки, наблюдало за получением денежных сумм по размещенным заграницей займам, контролировало уплату процентов по займам и погашение займов,вело все операции по конверсиям займов.
В феврале 1867г.министр финансов утвердил «Правила о наложении Правительственного штемпе­ля, атакже грифа уполномоченного от Правительства лица на процентные бумагиакционерных и других об­ществ». Штемпель с изображением государственного гербанакладывался на ценные бумаги акционерных и иных обществ для обозначения, чтооплата процентов и погашение данных бумаг обеспечивались правитель­ством всоответствии с уставами этих обществ.
Значительную роль в историиценных бумаг России сыграли государственные ценные бумаги железнодорожногозайма. На средства, полученные от пяти внешних облигационных займов, былапостроена линия «Москва – Петербург». А по инициативе Александра II началось применение «системы железнодорожных гарантий»,которая заключалась в обеспечении правительством доходности капитала,вложенного в железнодорожные предприятия в виде ценных бумаг. Эта система даласильный толчок в развитии железнодорожной отрасли и целевых ценных бумаг. Почтивсе железнодорожные ценные бумаги выпускались и обращались на иностранных фондовыхрынках, что демонстрировало высокий экономический потенциал и имело важноезначение для формирования национального фондового рынка. В России благодаряиспользованию ценных бумаг за несколько десятилетий свершилось «железнодорожноечудо» – протяженность рельсовых путей России достигла 70,9 тыс. км. В этомотношении Россия уступала только США.
Параллельно с обращениемгосударственных ценных бумаг шло развитие ценных бумаг, связанных сдеятельностью хозяйственных субъектов – векселя и акции.
В России первый вексельный уставбыл составлен при Петре I по образцу Лейпцигскоговексельного устава, он был многократно переработан, прежде чем в 1902 годувышел новый вексельный устав/>. Он представлял собой значительное достижение посравнению с предшествующими вексельными уставами, созданными исключительно поиностранным образцам. По мере развития банковской системы России расширялоськредитование хозяйства под залог векселей и в форме их учета. Пик развитиявексельного обращения относится к этапу зрелого капитализма.
Активизация вексельного обращения в начале ХХ векаобъяснялось утверждением капиталистических отношений как в промышленности,сельском хозяйстве, так и в торговле.
После отмены крепостного права шел ускоренный процесссоздания акционерных обществ, что обусловило рост значения акций на фондовомрынке.
Акционерные общества в России возникли еще вдореформенное время. К 1861 г. в России было 120 акционерных обществ скапиталами в размере 100 млн. руб.; в т.ч. 35 млн. руб. в промышленности. Помере дальнейшего развития  число акционерных обществ постоянно росло и во времяэкономического подъема 90-х гг. ХХ века их капиталы достигли 2,4 млрд. руб., вт.ч. капиталы акционерных обществ в промышленности составили 1,6 млрд. руб.  К1914 г. 2235 акционерных обществ имели капитал в сумме 4,7 млрд… руб. Из нихна долю 1621 промышленных акционерных обществ приходилось 3,2 млрд. руб.
Акционерные общества в дореволюционной России занималиведущее положение в Фабрично-заводской промышленности. На них производилось 60%промышленной продукции.
По мере развития рынка ценных бумаг развивалась исистема государственного управления в данной области. Она представляла собойразличные нормативно-правовые акты, систему государственных органов,выполнявших в различное время ту или иную роль в государственном регулировании.
С середины 90-х гг. XIX в.Кредитная канцелярия совместно с Государственным банком стала осуществ­лятьцелый ряд важных финансовых операций, свя­занных с регулированием денежногообращения, ва­лютной и дисконтной политикой. В 1904 г. при одном из отделенийКре­дитной канцелярии было образовано особое делопро­изводство для надзора закредитными учреждениями.
К предметам ведения Особеннойканцелярии по кредитной части относились также:
q  дела по внешнемукредиту, куда относились дела по внешним займам, распо­ряжения о выплате по нимпроцентов и капитала, все внешние денежные операции, производство загранич­ныхрасходов по разным министерствам и управлени­ям;
q  дела о долгахГосударственному казначейству разных лиц и обществ.
Кроме того, Министерствофинансов и Государствен­ный банк решали такие вопросы, как увеличение ак­ционерныхкапиталов банков, санкционировали заключе­ние соглашений и условия сделок,прежде всего курс, по которому новые акции передавались, с иностраннымибанками.
Министр финансов осуществлялконтроль за деятельностью кредитных организаций. Таким образом, он имел правопотребовать от учреждения представления необ­ходимых сведений и объяснений поподозрительным операциям, проводить проверку по ним и даже запретитьдеятельность в этой области.
 На протяжении XIX — начала XXвека Министерство финансов являлось главным государственным органом,осуществлявшим надзор за российским фондовым рынком. Еще 29 января 1810 г.императорским указом было определено: «производство дел, относящихся дозаймов, вне государства учиненных, и до других внешних денежных операций, равнои всякое по сим предметам сношение с иностранными банкирами, принять всобственное ведение министров финансов, с тем, чтобы таковое производство исношение происходило впредь чрез него непосредственно». Поэтому в 1811 г.вместо Экспедиции для производства дел «по системе кредитной» вканцелярии министра финансов было образовано особое III Отделение. В этоОтделение, открывшее свои действия 1 января 1812 г, были переданы из Экспедициигосударственных доходов и расходов все дела по кредитной части, производившиесяс 1769 по 1803 гг. По предложению министра финансов 17 января 1814 г.Экспедиция о государственных доходах передала в III Отделение для дальнейшегоделопроизводства все неоконченные дела по долгам Государственного казначействаи часть дел по долгам разных мест и лиц Государственному казначейству.
Роль министерства финансов вобласти  государственного регулирования постоянно менялась. В разгарфинансово-промышленного кризиса в феврале 1900 г., занимаясь спасениемфондового рынка, Витте заявил, что страна «нуждается в… объединенном итвердом руководстве в области торгово-промышленной политики», и предложилНиколаю II сосредоточить в руках министра финансов всё управление экономикойстраны, поставив его в правительственной иерархии в равное положение сминистрами иностранных и внутренних дел. Но добиться доставленной цели в полномобъеме Витте не удалось. Создание в октябре 1905 г. Министерства торговли ипромышленности сократило полномочия Министерства финансов, так как последнемупришлось уступить новому государственному органу часть своих функций, в томчисле контроль за деятельностью бирж (кроме фондового отдела Петербургскойбиржи) и регистрацию акционерных компаний. Однако значение Министерствафинансов тем не менее возросло. После 1905 г. усилилась роль этого министерствав руководстве кредитными учреждениями (особенно Государственного банка) пооперациям, связанным с заключением внешних займов и выдачей ссуд Крестьянскимбанком на покупку земли в период столыпинской аграрной реформы.
Министерством финансов впервыебыл создан синдикат банков под главенством и на средства Государственного банкадля организации противодействия падению курсов акций промышленных предприятий впериод кризиса начала XX в. 
21 авгу­ста 1818 г. былиутверждены штаты и Положение об Экспедиции заготовления государственныхбумаг и с июля 1819 г. начались работы по изготовлению ценных бумаг иассигнаций нового образца. Главная задача вновь созданной Экспедиции состояла«в заготовлении государственных бумаг, как кредитных, так и всех прочих, сгосударственным гер­бом установленных», кроме того, на нее возлагалось«производство делания государственных и гербовых бумаг всякого рода попредписаниям правительства».
В 1820-х гг. в связи с тем, чтоМинистерство фи­нансов почти не производило новых выпусков бумаж­ных денег,предпочитая справляться с хроническим дефицитом государственного бюджета спомощью зай­мов, Экспедиция стала усиленно выпускать гербовую и вексельнуюбумаги, различные свидетельства и ак­ции, процентные банковские билеты.
К началу ХХ века уже сложилсябиржевой механизм и проводились довольно крупные операции с ценными бумагами.Особое место на фондовом рынке России занимал Фондовый отделСанкт-Петербургской биржи. Отдел был образован как акционерное обществозакрытого типа и подчинялся канцелярии по кредитной части Минфина.
Экономическое развитие страныпривело к про­буждению корпоративных интересов отдельных групппредпринимателей. Начали организовываться пред­ставительские структурыотраслевого характера. Пер­выми в России стали возникатьобщественные органи­зациипредставителей кредитных учреждений. В 1872 г. состоялся съезд представителейземельных банков, по­ложив начало первому подобному обществу, получив­шемуназвание Съезд представителей русского земельного кредита или Съездпредставителей русских земе­льных банков. Уже на первом же съезде обсуждалсяактуальный вопрос о закладных листах, которые в бо­льших количествахвыбрасывались на рынок первыми ипотечными банками, в результате чего их курсстал быстро падать, опускаясь до 80 и даже 76% от номина­ла. Было решеноограничить выпуск закладных листов определенной суммой, распределив ее междувсеми акционерными земельными банками. Постановление съезда и его исполнениебыстро выправили ситуацию, курс закладных листов в течение нескольких месяцевподнялся до 90%.
В 1873 г. собрался первый Съездпредставителей акционерных коммерческих банков, учредивший еще одну организацию— Съезды пред­ставителей русских акционерных банков (Съездыпредставителей акционерных банков коммерческого кредита). Постояннодействовавшими органами обеих ор­ганизаций были комитеты, избиравшиеся насъездах. На заседаниях комитетов, так же, как и на съездах, об­суждалисьвопросы экономической политики прави­тельства и банковского дела в России,вырабатывались единые условия и формы деятельности банков.
Особой активностью в отстаиванииторгово-про­мышленных интересов в России выделялись биржевые комитеты,которые играли роль, не известную иностранным биржевым обществам, — рольпредста­вительных учреждений. Начало этому было положено в 1870 г., когдаутверждался устав Московской биржи, узаконивший существование «биржевогообщества», возглавляемого избираемым им биржевым комитетом. За последнимзакреплялись не только руководство собственно биржевым собранием, но и защитаинтере­сов биржевого общества перед правительственными, государственными иобщественными организациями. Биржевой комитет, таким образом, взял на себя функ­циивыразителя интересов коммерсантов и промыш­ленников московского региона.
Уже в первые годы развитияакционерного законо­дательства правительством были предприняты меры по защитевладельцев ценных бумаг от недобросовест­ных и мошеннических действийруководителей акцио­нерных компаний. В 1845 г. были приняты достаточно жесткиенормы об ответственности руководителей и членов акционерных обществ занарушения действо­вавшего законодательства. К примеру за подделку акции торгово­гообщества, товарищества или компании виновные приговаривались «к лишению всехособенных, лично и по состоянию присвоенных прав и преимуществ, и к отдаче висправительные арестантские отделения» на срок от 5 до 6 лет.
В июне 1902 г. былиприняты «Правила об ответст­венности лиц, вводящих в обращение наСанкт-Петербургской бирже ценные бумаги», где предусматри­валось наказание «заубытки, обусловленные неверно­стью представленных при выпуске бумаги данных, не­обходимыхдля надлежащей оценки бумаги и финан­сового положения» предприятия,производившего эмиссию. Ответственность определялась в размере разницы междуценою, уплаченной приобретателем бумаги, и курсом, по которому бумага былапродана.
С того момента, когда Россия выпустила первый внутреннийгосударственный займ в 1810 году, началась история формирования фондовогорынка. Это  проявилось  прежде  всего  в возникновении бирж, на которыхобращались ценные бумаги.
В дореволюционной России первая товарная и вексельнаябиржа была официально открыта в 1703 г. по инициативе Петра 1. Большинство биржбыло организовано во 2-й половине XIX века. В 1914 г. их было 115. Главной былаСанкт-Петербургская биржа, которая имела товарный и фондовый отделы. На нейкотировались 312 различных видов акций на 2 млрд.  руб., а также облигациигосударственных и гарантированных государством займов. Главную роль на биржеиграли крупнейшие петербургские банки. В начале 1-й мировой войны официальныебиржи были закрыты.
К 1820 году облигации госзаймов стали обращаться вместес товарами на официальных товарных биржах (Петербург, Москва, Одесса, Варшава,Киев, Рига, Харьков и др.), но все же большая часть этих ценных бумаг до конца60-х годов XIXвекаобращалась в основном на иностранных биржах. Что касается акций и облигацийкорпораций торговля ими на биржах (с 1827 г.) была весьма незначительна.Фондовые операции в России не имели больших масштабов и строгой организации.
Фондовый рынок получил быстрое развитие  после  отменыкрепостного права, благодаря преобразованию экономической системы и развитиюпроизводительных сил. До начала войны центр тяжести ценных бумаг  постепенно переходил с иностранных бирж на российский рынок. Одновременно ГЦБ постепенноуступали место акциям и облигациям  корпораций. На всех биржах две трети и болееобъемов купли-продажи составляли облигации госзаймов (включая железнодорожные).Русские биржи по существу выступали как рынок  госкредита. Это отражалонеразвитость капитализма и государственную экономическую монополию. Однакоуправление  деятельностью  бирж происходило с участием  представительныхорганов.
В качестве представительных постоянных выборных органовпри биржах стали создаваться Биржевые комитеты. Первый Биржевой комитетвозник при Петербургской бирже в 1816 г. Московский Биржевой комитет водник в1832 г.  В 1831 г. было утверждено Положение о Биржевых комитетах и биржевыхмаклерах.
Крупные купцы, фабриканты, банкиры получили правовыбирать Биржевые комитеты на несколько лет. Их компетенция ограничивалась восновном обсуждением экономических вопросов. В 1905 г. Биржевым комитетам былоразрешено посылать представителей от торговли и промышленности вГосударственный Совет.
В течение 1900-1914 гг.,то есть в период наивысшего подъема биржевого дела в стране, наблюдалосьзначительное усиление государственного регулирования фондового рынка. Во времяэтого периода были приняты ряд мер по регулированию деятельности на фондовомрынке, в частности сначала на фондовом отделе Санкт-Петербургской биржи. 
В 1901 г. правительство приняло«Правила для фондового отдела при Санкт-Петербургской бирже».
Был создан Совет фондового отделаСанкт-Петербургской биржи как орган управления, который избирался на три годаиз числа действительных членов фондового отдела и осуществлял надзор задеятельностью фондового отдела, охрану юридической силы биржевых сделок,контроль за правильностью составления биржевого бюллетеня, принимал решения одопуске ценных бумаг к обращению на бирже, рассматривал другие вопросы.
6 сентября 1902 г.Министерством Финансов были утверждены «Правила о допущении бумаг ккотировке на фондовом отделе Санкт-Петербургской биржи». Российские законыпредусматривали ответственность лиц, которые выпускали в обращение ценныебумаги на бирже.
Данные о  курсах ценных бумаг наСанкт-Петербургской бирже публиковались в биржевом бюллетене, который назывался«Официальная вексельная и Фондовая котировка на Санкт-Петербургскойбирже» и выходил на русском и французском языках.
 19 ноября 1907 г.  министр финансов утвердил «Правила для сделок   по  покупке  и  продаже  иностранной валюты,  фондов  и  акций  на  Санкт-Петербургской бирже». Ценные бумагиРоссии в условиях СССР
После октябрьских  событий  декретом СНК РСФСР от 23декабря 1917г. все операции с ценными бумагами на территории страны былизапрещены. Были аннулированы и облигации внутренних и внешних государственныхзаймов. Это, с одной стороны, освободило страну от платежей по государственномудолгу, а с другой стороны, привело к отказу от исторического опытаиспользования ценных бумаг,  разрушило фундамент  международного кредита иторговых отношений между Россией и западными державами.  В условияхнационализации прекратили существование акционерные общества. Их акции иоблигации утратили юридическую силу. В результате корпоративные ценные бумагитакже были выведены из экономического оборота. Рынок ценных бумаг прекратилсвое существование на территории советской России.
После окончания  гражданской войны страна приступила квосстановлению народного хозяйства,  проводя «новую экономическуюполитику».
В целях  максимального  привлечения  свободных  средств для восстановления экономики  правительство  попыталось перейти к активномуиспользованию ценных бумаг на новых политических и экономических условиях.  Втечение 1928-1927 гг.  были выпущены самые разнообразные займы с различными сроками,  доходностью,  формами выплаты дохода, способами размещения и т.д.
Первые займы (три выпуска),  выпущенные в 1922-1923 гг.,носили натуральную  форму — исчислялись в хлебной и сахарной единицах. Это былосвязано с отсутствием нормальной денежной  системы, обесценением валюты иострой  нехваткой жизненных  средств.  Эти займы были  выпущены  беспроцентнымии на короткий срок.  По мере стабилизации денежного обращения после проведенияденежной реформы (1922-1924 гг.) займы стали выпускаться в денежном исчислении.
По срокам займы были краткосрочные (не более одногогода), среднесрочные (2-5 лет) и долгосрочные (6, 8, 10 лет). Основнаятенденция заключалась в постепенном увеличении доли среднесрочных идолгосрочных займов.
По способу размещения займы делились на добровольные,добровольно-принудительные и принудительные. Размещение некоторых займов врассрочку через сберкассы, то есть в принудительном порядке было вызванонеблагоприятными экономическими условиями в стране и недоверием населения ксоветским займам.
 По выплате дохода облигации займов можно подразделитьна процентные, беспроцентные, выигрышные и процентно-выигрышные.
Для обеспечения высокой ликвидности ценных бумаг этого периодагосударство проводило определенную политику: облигации займов характеризовалисьнизким курсом и высокой доходностью (6,6, 8 и даже 12%), выпускались облигациис выигрышами в тиражах, держатели облигаций займов имели ряддополнительных льгот (возможность получения ссуд банков под залог облигаций,использование облигации при уплате налогов). Это обеспечивало высокуюликвидность государственных ценных бумаг.
Что касается внешних займов, то иностранные державысоглашались предоставить финансовую помощь только при условии признаниядореволюционных долгов.  Правительство вело переговоры в этом отношении, норезультатов не было достигнуто.
Выпуск ГЦБ  имел  существенное значение для преодолениябюджетного дефицита.  К концу восстановительного  периода государственныйбюджет сводился с положительным сальдо. Значение ГЦБ не ограничивалосьпокрытием бюджетного дефицита. Они  были  использованы  при проведенииденежной  реформы в 1922-1924 гг.  Например,  в 1923 году был выпущенгарантированный правительством краткосрочный  заем  Наркомата  путей сообщенияв форме транспортных сертификатов на сумму 24 млн.  рублей  золотом сроком на 9месяцев — один год. Номинал облигаций определялся в 5 рублей золотом. Сертификаты были предназначены для покрытия расходов железных  дорог и дляоплаты транспортных услуг.  Они стали играть заметную роль в денежномобращении, т.к. в то же время параллельно были  введены две валюты — совзнаки итвердые червонцы большого достоинства.  Мелкий хозяйственный же оборот остронуждался в  твердой  денежной единице — купюре меньше червонца.  Как раз такойпотребности соответствовал 5-руб. сертификат, застрахованный от  обесценения. Таким образом,  он носил характер казначейских денежных знаков особого рода.
Новая экономическая  политика открыла дорогу развитиюдругих элементов рынка ценных бумаг.  Восстанавливается вексельное обращение иакционирование. В первые годы советской власти вексельное обращение во время«военного коммунизма» прекратилось. С возвращением страны к мирной жизни, спереходом к НЭПу вексель возродился. Вексельное обращение регулировалосьПоложением о векселях, которое было утверждено в 1922 году. При их разработкеза основу был взят Российский вексельный устав 1902 года.
1 января 1926 г. Народным Комиссариатом Финансов былапринята Инструкция учреждениям Госбанка по операциям учета векселей испециальным текущим счетам, обеспеченных векселем. Принимались меры повышениявексельной дисциплины.
Появились акционерные общества. Они стали создаваться в20-х годах и представляли тогда одну из форм управления промышленностью, торговлейи банками при совместном участии в управлении нескольких хозяйственныхорганизаций.
Возрождение различных инструментов рынка ценных бумагобъективно привело к формированию в новых экономических условиях бирж.
В июле  1921  года открылась первая советская биржа.  В1922 году постановлением СНК были установлены правила фондовых  биржевыхопераций. Фондовые отделы при товарных биржах могли заниматься торговлей:инвалютой  (наличностью, траттами, чеками), банкнотами, советскимигосударственными ценными бумагами, акциями и паями, металлическими слитками.
В течение  1922-1924 гг.  фондовые отделы,  главнымобразом, заключали сделки с валютой — червонцами в связи с денежной реформой.К  котировке  на официальных фондовых отделах были допущены только платежныеобязательства, выпущенные Наркомфином в 1923 году, и облигации первогошестипроцентного выигрышного эайма.  Операции с ними были неудачны в связи сзавышенной ценой. На внебиржевом рынке курс облигаций был гораздо ниже.
После завершенияденежной реформы  прекратились  операции с банкнотами и  центр тяжестифинансовой политики правительства перешел на оздоровление системы госкредита.
К концу  1924  года вместо официальной неизменной ценыгосударственные ценные бумаги стали  размещаться по  рыночному курсу. Всебанки, кредитная кооперация, сберкассы свободно участвовали в операциях. Чтобысоответствовать состоянию фондового рынка, масштаб выпуска займов сокращался. В1925-26 финансовом году было выпущено только два новых займа: второйкрестьянский выигрышный заем и  второй 8%-ный внутренний заем 1926 года (наобщую сумму 200 млн. рублей).
Фондовые отделы  при товарных  биржах активно действовали в течение 1924-1927 гг. На 1924/26 год насчитывалось  10  фондовых отделов при крупнейших товарных биржах.
Начиная с 1927 г. страна вступила в стадиюиндустриализации, Правительство изменило курс первого этапа на развитие фондового рынка. Главной формой размещения ГЦВ стала «подписка врассрочку» (после 1930года она стала единственной).  Она заключалась вдобровольно-принудительном характере  размещения и оплаты облигаций. Подписка врассрочку проводилась следующим образом: сберкассы выдавали инструкции оПорядке размещения займа, бланки для его учета и оформления и авансовую суммуоблигаций предприятиям,  учреждениям и  сельских советам.  Последние выдавалиподписчикам подписной лист", который содержал фамилию подписчика и сушу,на которую приобретались облигации.  Затем эти подписные листы передавались вбухгалтерии для удержания взносов  из  заработной  платы рабочих и служащих.Крестьяне первый взнос выплачивали в десятидневный срок после подписки, рабочие и служащие — в течение срока рассрочки — 10 месяцев.  Все взносыперечислялись через Госбанк в государственныйбюджет.
Начиная с 1927 года, государственные предприятия былиобязаны помещать все  свои запасные и резервные средства в ГЦБ.  Кооперативныеи акционерные (паевые) общества в  приобретаемые ГЦБ должны были вкладыватьООУ.  резервных средств.  Таким образом, состав кредиторов государстварасширился до всех юридических лиц.  В это время были организованы Комиссиисодействия госкредиту и сберегательному делу (Комсоды) на всех предприятиях и организациях  под общим руководством Центральном комиссии при Президиуме ЦИКСССР. Их задача состояла в том, чтобы контролировать работу по размещениюзаймов, проводить массовые соревнования по подписке между цехами, предприятиямии т.д.,  в целом способствовать распространению госзаймов.
Начала изменяться структура облигаций госзаймов  по срокам. Более 94% госзаймов приходилась на долю долгосрочных облигаций.
По мере «укрепления» планового управленияэкономикой в  1930 году были закрыты фондовые отделы бирж.  Операции с ценнымибумагами проводились снова по твердому официальному курсу  без  учета реальногосостояния  рынка.  Согласно постановлению от 22 февраля 1930года обращениеоблигаций — покупка,  продажа и  залог были запрещены без  разрешения Комсодови в исключительных случаях.  В результате ликвидность облигаций была серьезноограничена. Подобным способом  обеспечивалась долгосрочность облигаций займов уих держателей. В 1630 году Правительство,  с учетом огосударствления экономики,приняло решение о ликвидации резервных капиталов трестов и запрещениигосударственным учреждениям, акционерным обществам и кооперативным предприятиямиметь облигации займов.
В течение  1930-1941гг.  правительство проводило реформув сфере госкредита,  которая выражалась в унификации облигаций госзаймов путемих  конверсии.  Был выпущен  ряд новых займов  (под названием «внутренний  займ  пятилетки»). Для  обмена облигаций ранеевыпущенных  займов.  Конверсия  привела все займы к единому стандарту — двадцатилетнему сроку. Погашение займов было отложено на 10-19 лет. Ихдоходность снизилась с 8-10% до 3-4% годовых.
Отказ от принципов новой экономической политикисказался  на судьбе ценных бумаг предприятий — векселей и акций. С 1929-30 гг.акционерные общества стали  заменяться  формами  государственных предприятий.Только после окончания 2-й мировой войны в некоторых странах народной демократии Советским Союзом  и правительствами этих стран совместно,  на паритетныхначалах,  были  организованы акционерные общества с целью развития важныхпромышленных отраслей. С достижением этой цели совместные акционерные обществабыли ликвидированы, а доля собственности СССР была передана на льготныхусловиях заинтересованным правительствам.
Недолго просуществовало и вексельное обращение. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1937 г.  на территории СССР быловведено в действие, основанное на Женевских вексельных  конвенциях 1930 г., «Положение о простом и переводном векселе». Однако вексель использовался тольков расчетных и кредитных отношениях,  возникших в  сфере экономическогосотрудничества СССР с капиталистическими странами. Во внутреннем же оборотеСССР вексельное обращение было ликвидировано  еще  в 1980 г.  в связи спереходом к системе прямого целевого банковского кредитования народногохозяйства.
Великая отечественная война потребовала огромных финансовых ресурсов. Государственные займы служили одним из существенныхисточников средств для финансирования военных расходов.  В  течение 1942-1946гг. было выпущено четыре «военных займа» на общую сумму 72 млрд.рублей сроком на 20 лет, исходя из 4% годовых.
После окончания  войны  был  утвержден  четвертыйпятилетний план — план восстановления и развития народного хозяйства СССР на1945-1960 гг. Была необходима конверсия всех займов.
В 1948 году был выпущен новый конверсионный заем — государственный двухпроцентный заем для обмена облигаций займов, выпущенных до1947 года (кроме выигрышного займа 1936 года,  часть которого обменивалась  наналичность,  часть — на облигации трехпроцентного внутреннего выигрышного займа1047 года). Обмен облигаций займов проводился сберегательными кассами на предприятиях,учреждениях и колхозах в пределах определенного периода. После  конверсии объемдолга сократился в несколько раз, уменьшились платежи по займам.
С 1946 по 1957гг. было выпущено пять займоввосстановления и развития народного хозяйства СССР и семь займов развитиянародного хозяйства (выпуска 1961-1967 гг.) сроком на 20 лет.  Доходвыплачивался только в виде выигрышей.  Кроме того,  еще два займа были выпущены  сроком  на 26 лет;  внутренний  выигрышный  заем 1947 года ичетырехпроцентный внутренний выигрышный заем 1947 года.
Возникла ситуация,  когда текущие  расходы  пообслуживанию госзаймов стали превышать поступления от размещения новыхоблигаций. Поэтому в 1957 году ЦК КПСС И Совет Министров  СССР принялипостановление «О государственных займах,  размещаемых по подписке средитрудящихся Советского Союза»,  согласно которому,  в основном,прекратился  дальнейший выпуск новых займов,  было отсрочено погашение ранеевыпущенных займов на 20 лет  и  перестали  проводиться выигрышные тиражи.
Таким образом, после окончания периода НЭПа рынок ценныхбумаг России перестал существовать, хотя государство и выпускало под этиминазваниями принудительно размещаемые займы. С этого практически нулевогосостояния начинается современная история возрождения рынка ценных  бумаг, начало которой относится к периоду «перестройки».Становление рынка ценных бумаг в Российской Федерации
В начале 90-х  гг.  Россия встала на путь возрождениярынка ценных бумаг,  учитывающего как исторические российские традиции, так иопыт стран с развитой рыночной экономикой.
Становление современного рынка ценных бумаг также можноразделить на этапы.
1. 1988 — 1990 гг. — законодательство СССР и РСФСР, разрешающее выпускценных бумаг и создание акционерных обществ. Было принято в свете утвержденногополитического курса на перестройку экономики и развитие рыночной экономики врамках социалистической системы хозяйствования. С целью повышениязаинтересованности трудящихся в результатах производства, а также напривлечения дополнительного финансирования в основном в государственный секторэкономики, повышения частной инициативы и начала развития  рыночных отношенийбыли приняты ряд документов.
Самымпервым глобальным актом этого периода можно считать постановление  СоветаМинистров СССР “ О выпуске предприятиями и организациями ценных бумаг” от 15октября 1988 года. В 1990 году Совет Министров СССР принимает постановление   “Об утверждении Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченнойответственностью и Положения о ценных бумагах”. Этими положениями допускалосьсоздание хозяйственных субъектов с ограниченной ответственностью, полностьюреабилитировался вексель как инструмент внутренних расчетов, вводились вобращение сберегательные сертификаты, акции акционерных обществ и облигации,вводились в цивилизованные рамки практика выпуска ценных бумаг.
Верховным Советом были приняты законы о предприятиях ипредпринимательской деятельности, о собственности, о банках и банковскойдеятельности и т. п. Советом  Министров РСФСР было принято постановление “ Обутверждении Положения об акционерных обществах “ от 25 декабря 1990 года.
Законодательныеакты этого периода характеризовались отсутствием общей концепциинормотворчества по вопросам экономических преобразований, низкой юридическойпроработанностью и хаотичностью изложения, оторванностью от мирового опыта.
2. 1991 — 1992 годы — законодательство  СССР и   РСФСР (РоссийскойФедерации), направленное на закрепление института ценных бумаг.
Практическиединственным нормативным актом СССР, перешедшим по наследству к России из этогопериода, были Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31мая 1991 года, в которых на уровне закона давалось общее определение ценнойбумаги, и определялись конкретные виды ценных бумаг.
Основнымроссийским актом этого периода являлось постановление Правительства РСФСР от 28декабря 1991 года  “Об утверждении Положения о выпуске и обращении ценных бумаги фондовых биржах”, в котором достаточно подробно говорилось о порядке выпускаи совершения сделок с ценными бумагами, о лицензировании инвестиционныхинститутов, об аттестации специалистов инвестиционных институтов, одеятельности фондовых бирж и т.п. В развитие этого постановления  Министерствомфинансов России были приняты документы, детально освещающие многие вопросы,затронутые в постановлении.
Вэтот же период было подтверждено действие вексельного законодательства СССР,приняты новые документы о чеках, развивалось государственное регулированиепроизводства бланков ценных бумаг.
Вэтот период существовала разрозненность в регулировании, которая  повлекла засобой нескоординированность действий регулирующих органов.
3. 1993 — 1994 годы — законодательство Российской Федерации, регулирующееотдельные вопросы рынка ценных бумаг ( в основном с целью защиты интересовинвесторов, и акционеров в частности).
Основныминормативными актами, направленными на защиту интересов инвесторов, были указыПрезидента. Это не были акты системного характера, и они зачастую противоречилидействующему законодательству, поэтому такое регулирование больше напоминалолатание дыр с соответствующими последствиями.
Наиболееконструктивным актом этого периода стал Указ Президента РФ  “О мерах порегулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации” от 4 ноября 1994 года,которым было утверждено Положение о Федеральной комиссии по ценным бумагам ифондовому рынку при Правительстве РФ. Комиссии предоставлялись полномочия нафактически монопольное регулирование рынка ценных бумаг.
4. 1995 – 1997годы — законодательство России, направленное  нацивилизованное регулирование рынка ценных бумаг. В основном этосистематизированные законодательные акты. Первым важнейшим актом этого периода,конечно же, следует признать Гражданский кодекс России (части 1 и 2), в которомдается определение ценной бумаги, регулируются так называемые бездокументарные ценные бумаги, определяются конкретные виды ценных бумаг и раскрывается ихсодержание. В этот же период принят систематизированный Закон “Об акционерныхобществах”, во многом устранивший конструктивные недостатки предыдущегозаконодательства, законы о рекламе, о финансово-промышленных группах, новыередакции антимонопольного и банковского законодательства.
Важнейшимсобытием следует признать подписание 22 апреля 1996 года Президентом РФ Федеральногозакона “ О рынке ценных бумаг”, принятого 20 марта 1996 года ГосударственнойДумой. Оно означало, что государство окончательно приняло и закрепило важностьфондового рынка как средства инвестирования, регулирования инвестиционногопроцесса и сбережений частных накоплений населения и юридических лиц. ДанныйЗакон регулирует отношения, связанные именно с рынком ценных бумаг: правовыеосновы деятельности профессиональных участников, их виды, понятие и порядоквыпуска эмиссионных ценных бумаг, порядок раскрытия информации на рынке ценныхбумаг и ее объем, полномочия Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и пр.Законом определено, что Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг становитсяорганом государственного регулирования на рынке. Создаются условия дляпроведения согласованной государственной политики в этой области. Вводитсяпроцедура регулирования рынка, значительное место в которой отведено ФКЦБРоссии и саморегулируемым организациям профессиональных участников.
Не менее важным шагом для обеспечения прав инвесторовстал принятый Закон о Стандартах эмиссии ценных бумаг акционерными обществами,который позволил сделать деятельность акционерных обществ более прозрачной  какв момент проведения эмиссии, так и в течение всего времени деятельности компании.
Тогдаже был принят еще один нормативно-правовой акт, обобщивший российский опыт врегулировании рынка ценных бумаг, а именно — «Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации»,утвержденная указом Президента РФ от 1 июля 1996 г. N 1008. Этот документ натолько проводит анализ прошедшей деятельности на рынке ценных бумаг в прошлом,но и определяет основные задачи, стратегию государства на рынке, а такжеосновные направления развития нормативно-правовой базы в будущем.
Вдокументе отмечено, что развитие рынка ценных бумаг в 1991-1995 годахпроисходило в условиях, когда отсутствовали определяющие нормативную правовуюбазу рынка ценных бумаг федеральные законы: об акционерных обществах, о рынкеценных бумаг, об инвестиционных фондах.
Масштабная приватизациягосударственных предприятий привела к появлению на рынке ценных бумаг огромногоколичества новых финансовых инструментов — акций приватизированных предприятий.Но первые выпуски ценных бумаг в 1991-1992 годах осуществлялись в условиях абсолютнонедостаточного развития нормативной правовой базы и неразвитости системыгосударственного регулирования рынка, а на фоне с высокой  степенью готовностинаселения к вложению средств в финансовые инструменты рынка ценных бумаг, неоправдали ожиданий своих акционеров и вкладчиков.  Большое количестворазорительных  для обычного населения финансовых пирамид повлекло за собойнегативное отношение в данному виду финансовых вложений.
В этот период наиболееразвитым был                                                                         ценныхбумаг и суррогатов ценных бумаг, выпускаемых вновь созданными компаниями,включая нелицензированные финансовые компании, привлекавшие средства населения.Обвалы таких финансовых пирамид как «МММ», «Сапер-Инвест» и многих другихпривели к потере доверия населения к данной области иповлекли за собойтрансформацию сбережений в такие типы финансовых активов, которые не связаны сфинансированием производства и являющиеся, с точки зрения населения болеестабильными и надежными: в наличную валюту (население), рост скрытыхиностранных активов юридических лиц (бегство капиталов), а начиная с 1994 года- рост вложений в государственные ценные бумаги, доходы от выпуска которыхтакже в основном не связаны с финансированием производства.
В результате чегонаиболее высокими темпами развивался рынок государственных ценных бумаг и рынокценных бумаг коммерческих банков.
К началу 1996 года значительныхмасштабов достигла практика использования государством финансовых инструментоврынка ценных бумаг по следующим направлениям:
1) выпуск государственных ценныхбумаг в целях финансирования дефицита государственного бюджета государственныхкраткосрочных обязательств (ГКО), облигаций федерального займа (ОФЗ), облигацийгосударственного сберегательного займа (ОГСЗ);
2) реструктуризация внутреннеговалютного долга — выпуск облигаций внутреннего валютного займа (ОВВЗ);
3) связывание частисвободных денежных средств на основе денежной приватизации (инвестиционныеторги и конкурсы, залоговая приватизация).
Но данные инструменты недавали приток денежных средств в производство. На фоне постоянного уменьшенияВВП, остановки основных заводов страны рынок ценных бумаг увеличивал своиобъемы и к середине 1998 года стал наиболее привлекательным среди развивающихсярынков мира.
Но необходимо ответить,что в основном рынок характеризовался тогда и сейчас больше короткими ценнымибумагами (3-6 месяцев) и основными инвесторами на нем являлись портфельныеинвесторы, которые, в отличие от стратегических, не вкладывали капиталы вразвитие производства, а являлись спекулятивными игроками на рынке.
За период с 1992 по 1996год высокими темпами развивались все типы посредников на рынке ценных бумаг.Основные группы таких структур — профессиональных участников рынка ценных бумагпредставляют собой:
—   коммерческие банки;
—   брокерские фирмы;
—   инвестиционные фондыразличных типов;
—   инфраструктурныеорганизации (регистраторы, депозитарии и расчетно-клиринговые организации,фондовые биржи и другие торговые системы).
Таким образом, к 1996году сформировались правовые, экономические и организационные основы дляразвития отечественного рынка ценных бумаг, в том числе:
q  создана структуранормативно-правовой базы для регулирования рынка ценных бумаг Росси (принятыосновные федеральные законы, издан ряд указов Президента Российской Федерации ипостановлений Правительства Российской Федерации, формирующие нормативнуюправовую основу рынка, разработана Комплексная программа защиты прав акционерови вкладчиков);
q  создан единый органгосударственного регулирования рынка — Федеральная комиссия по ценным бумагам ифондовому рынку при Правительстве Российской Федерации (ФКЦБ России), которая всоответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг»преобразована в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг;
q  появилосьзначительное количество профессиональных участников рынка, имеющих опытпрактической работы на нем;
q  создан определенныйзадел в развитии инфраструктуры рынка.
Вместе с тем осталсянерешенным ряд значительных проблем, основными из которых являлись:
·     низкий уровень капитализации рынка и ликвидности ценных бумагмелких и средних эмитентов;
·     высокая стоимость заимствований на рынке государственного долга;
·     слабое развитие нормативной правовой базы, устанавливающейответственность за правонарушения на рынке, недостаточность полномочий органовгосударственного регулирования по привлечению к ответственности организаций илиц, нарушающих законодательство Российской Федерации и правовые нормы нарынке, непроработанность вопросов взаимодействия регулирующих органов справоохранительными органами и судебной системой.
Для решения этих проблемнеобходимо обеспечить проведение активной государственной политики,направленной на дальнейшее развитие самостоятельного российского рынка ценныхбумаг, отвечающего национальным интересам России, интегрированного в мировойфондовый рынок и обеспечивающего привлечение инвестиций в российскую экономику.
В соответствии с этимипроблемами были обозначены и задачи, которые необходимо решить:
ü  укрупнение иповышение уровня капитализации практически всех структур фондового рынка
ü  повышение стандартовпрофессиональной деятельности;
ü  повышение уровнякомпетентности специалистов на рынке ценных бумаг;
ü  развитие иужесточение системы регулирования и надзора за деятельностью профессиональныхучастников рынка ценных бумаг, в том числе на основе саморегулирования;
ü  развитие системысбора и раскрытия информации о профессиональных участниках рынка ценных бумаг
ü  повышениеконкурентоспособности российских профессиональных участников рынка ценных бумагпо сравнению с зарубежными финансовыми институтами.
Крометого, необходимо заметить, что в условиях современного  кризисного  состояния  экономики в России не может бытьполноценного рынка ценных  бумаг.  Уровень развития этого  рынка во многомзависит от благосостояния населения, которое определяет спрос на ценныебумаги.  Поэтому экономический рост,  сопровождаемый увеличением доходов населения,  — главный фактор возрождения рынка ценных бумаг в России.
Современный этап рынка ценных бумаг можно назватькризисным этапом. После августа 1998года рынок ценных бумаг России долженпройти все заново. Обвала громаднейшей пирамиды ГКО, практически государственыйдефолт, а вследствие этого окончательная потеря доверия вкладчиков кгосударству – все это является серьезным препятствием к возрождению рынкаценных бумаг. Государство на данном этапе должно прежде всего создатьблагоприятные условия для инвестиционных вливаний в сферу производства и этовозможно после создания стабильных условий для производства, восстановлениядоверия населения к самому себе (представителям государственной власти) в целоми  рынку ценных бумаг в частности. Для этого необходимо выполнение рядаусловий, таких как установление четких рамок законности сделок на рынке ценныхбумаг и жестких мер наказания за преступления в этой области, принятиеопределенного курса государственной политики и соответственно стабилизацииэкономической ситуации в стране. Это очень долгий этап, но, на мой взгляд, невозможно создать за 5 лет такого же относительно стабильного, управляемого иполноценного во всех отношениях рынка ценных бумаг как, например, в США илидругих развитых странах с более чем столетней историей.РЕГУЛИРОВАНИЕРЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ.
Любая человеческая деятельностьна данном этапе развития общества должна быть регулируема, не являетсяисключением и рынок ценных бумаг. В законе «О рынке ценных бумаг»предусматривается как регулирование деятельности государственными органами, таки специальными организациями, функционирующими на рынке ценных бумаг.
Для начала следует выделитьсистему регулирования рынка ценных бумаг — так называемую регулятивнуюинфраструктуру рынка, на данный момент эта система включает в себя:
*          государственные органы регулирования;
*          саморегулирующиеся организации;
*          законодательные нормы рынка ценных бумаг;
*          этику, традиции и обычаи рынка.
Регулирование рынкаценных бумаг — это упорядочение деятельности на нем всех его участников иопераций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на этидействия.
Регулирование рынкаценных бумаг охватывает все виды деятель­ности и все виды операций на нем,осуществляется органами или орга­низациями, уполномоченными на выполнениефункций регулирования.
Различают:
·    государственное регулирование рынка, осуществляемое госу­дарственнымиорганами;
·    регулирование со стороны профессиональных участников рын­каценных бумаг, или саморегулирование рынка;
·    общественное регулирование или регулирование через общест­венноемнение.
Регулирование рынка ценных бумагобычно преследует следующие цели:
/>        поддержание порядкана рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;
/>        защита участниковрынка от недобросовестности и мошенниче­ства отдельных лиц или организаций отпреступных организаций;
/>        обеспечениесвободного и Открытого процесса ценообразова­ния на ценные бумаги на основеспроса и предложения;
/>         созданиеэффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательскойдеятельности и на котором каж­дый риск адекватно вознаграждается;
/>        в определенныхслучаях создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночныхструктур, рыночных на­чинаний и нововведений и т. п.;
/>        воздействие нарынок с целью достижения каких-то общест­венных целей (например, для повышениятемпов роста экономики, снижения уровня безработицы и т.|д.).
Конкретные цели регулированиярынка ценных бумаг всегда определяются текущей экономической и бюджетнойполитикой, состоянием экономического роста и ряда других факторов.
Процесс регулированиярынка ценных бумаг включает:
üсоздание нормативной базы функционирования рынка;
üотбор профессиональных участников рынка;
üконтроль за соблюдением всеми участниками рынка норм и правилфункционирования рынка;
üсистему санкций за уклонение от норм и правил.
Основнымипринципами регулирования являются:
-    разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом иинвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участниковрынка – с другой;
-    выделение тех ценных бумаг, которые в первую очередь нуждаются втщательном регулировании;
-    обеспечение конкуренции между участниками рынка;
-    обеспечение гласности нормотворчества;
-     соблюдение преемственностироссийской системы регулирование рынка ценных бумаг и учет опыта мировогорынка.Государственное регулирование рынка ценных бумаг.
Особенность рынка ценныхбумаг состоит в том, что обращающиеся на нем ценности представляют собойсовокупность прав и не существуют в отрыве от обеспечиваемой государствомнормативной правовой базы и системы правоприменения. Таким образом, государствовыполняет системообразующую функцию, которая будет непрерывно видоизменяться всоответствии со стоящими перед ним задачами по обеспечению национальныхинтересов.
Государство создаетсистему регулирования рынка и обеспечивает ее функционирование. Развитиесистемы правоприменения как одного из ключевых элементов системообразующейфункции государства будет приоритетным направлением государственной политики.
Государство выступаеткрупнейшим заемщиком на рынке ценных бумаг и оказывает прямое влияние на егоколичественные и качественные характеристики.
Государство являетсякрупнейшим держателем ценных бумаг российских предприятий и выступаеткрупнейшим продавцом на рынке корпоративных ценных бумаг.
Государство выполняет рядважнейших функций на рынке ценных бумаг, среди них можно выделитьследующие основные:
¨ разработка программы и стратегии развития рынка ценных бумаг,наблюдение и регулирование исполнения этой программы, выработка законодательныхактов для реализации стратегии;
¨ установление требований к участникам рыночного процесса,установка различных стандартов;
¨ контролирование финансовой безопасности и устойчивости рынка,надзор за выполнением распоряжений по безопасности;
¨ обеспечение информированности всех без исключения инвесторов осостоянии рынка;
¨ формирование государственных систем страхования на рынке ценныхбумаг;
¨ контроль и предупреждение чрезмерного вложения инвестиций вгосударственные ценные бумаги;
На сегодняшний день известны двемодели государственного регулирования рынка ценных бумаг, первая подразумевает,что государство максимально активно контролирует и вмешивается в регуляционныйпроцесс на рынке и лишь небольшая часть передается саморегулирующимсяорганизациям. Вторая модель прямо противоположна первой — роль государства врегулировании минимальна и основная доля регулирования принадлежит участникамрынка. В большинстве стран мира государство идет по пути среднего между этимидвумя крайними моделями.
Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерациивыделяет следующие важнейшие принципы государственной политики нарынке ценных бумаг:
а) государство, выполняяуниверсальную функцию по защите граждан, их законных прав и интересов,осуществляет меры по защите прав участников рынка ценных бумаг на основелицензирования и регулирования всех видов профессиональной деятельности на этомрынке.
б) принцип единстванормативной правовой базы, режима и методов регулирования рынка на всейтерритории Российской Федерации;
в) принцип минимальногогосударственного вмешательства и максимального саморегулирования,основывающийся на минимизации затрат из федерального бюджета, отказа отнавязывания централизованных решений, гласности нормотворчества иобязательности участия профессиональных участников рынка в регулировании;
г) принцип равныхвозможностей, означающий:
·    стимулирование государством конкуренции на рынке ценных бумагчерез отсутствие преференций для отдельных его участников;
·    равенство всех участников рынка перед органами, осуществляющимиего регулирование;
·    гласное и конкурсное распределение государственной поддержкиразличных проектов на рынке;
·    отсутствие преимуществ у государственных предприятий,функционирующих на рынке, перед коммерческими;
·    запрет государственным органам давать публичные оценкипрофессиональным участникам рынка;
·    отказ от государственного регулирования цен на услугипрофессиональных участников рынка (кроме компаний-реестродержателей).
д) принциппреемственности государственной политики на рынке ценных бумаг, означающийпоследовательность государственной политики и ее приверженность складывающейсяроссийской модели рынка ценных бумаг;
е) принцип ориентации намировой опыт и учета тенденции глобализации финансовых рынков, а такжепредполагающий разработку взвешенной политики по отношению к иностранныминвесторам и иностранным участникам российского рынка ценных бумаг.
К числу основных принциповгосударственного регулирования рынка ценных бумаг относятся:
q  функциональноерегулирование в сочетании с институциональным регулированием по вопросаморганизации контроля и надзора за деятельностью профессиональных участниковрынка;
q  использованиемеханизмов саморегулирования рынка, создаваемых при помощи государства и подего контролем;
q  распределениеполномочий по регулированию рынка между Российской Федерацией и субъектамиРоссийской Федерации, а также различными органами исполнительной власти;
q  приоритет в защитемелких инвесторов и населения, всех форм коллективных инвестиций при развитиисистемы регулирования рынка;
q  приоритет в развитииинфраструктурных организаций;
q  максимальное снижениеи разделение рисков;
q  поддержка конкуренциина рынке;
q  предотвращение иличастичное снятие конфликтов интересов на основе регулирования вопросовсовмещения видов профессиональной деятельности.
Формой выражениягосударственного регулирования рынка ценных бумаг, прежде всего, являютсянормативно-правовые акты, с помощью которых осуществляется  регулирование.Область законодательства гораздо легче поддается влиянию государства, чемдругие составляющие рынка ценных бумаг. Следовательно, с помощью разумныхзаконов можно обеспечить наиболее сильное воздействие с целью ускоренияпроцесса становления фондового рынка.
Основные проблемы в этой областизаключаются не в самом факте регулирования, а в конкретных способах и формах,которыми оно должно осуществляться. Кроме того, учитывая, что наше государствосамо является крупным акционером, необходимо иметь механизм общественного(независимого) контроля и регулирования рынка ценных бумаг.
 На сегодняшний моментимеется около 1000 законодательных и нормативных документов, регулирующихразличные стороны деятельности его участников. Основные законодательные акты,которыми регулируется российский рынок ценных бумаг:
Гражданский кодекс РФ, части I и II (1995 –1996годы);
Закон «О банках и банковскойдеятельности» (1990г.)
Закон «О центральном банкеРоссийской Федерации» (1995г.)
Закон «О приватизациигосударственных и муниципальных мероприятий в РСФСР» (1991г.)
Закон «О товарных биржах ибиржевой торговле» (1992год)
Закон «О валютном регулировании ивалютном контроле» (1992год)
Закон «О государственномвнутреннем долге Российской Федерации» (1992год)
Закон «Об акционерных обществах»(1996год)
Закон «О рынке ценных бумаг»(1996год)
Указы Президента по развитиюрынка ценных бумаг и т. д.
Однако существующие документызачастую не дополняют, а противоречат и даже взаимоисключают друг друга. Именнопоэтому одним из одновных требований Указа Президента РФ №1008 от 1 июля 1996года стало «обеспечение единства и непротиворечивости государственногорегулирования рынка ценных бумаг через механизм обязательного согласования …»[1] нормативныхправовых актов исполнительной власти с ФКЦБ России.
На настоящий момент документом,определяющим направление деятельности по регулированию рынка ценных бумаг,является вышеупомянутая Концепция. Согласно ей, национальные интересы Россииопределяют основные цели государственной политики на рынке ценных бумаг. Ких числу относятся:
—  создание и обеспечение эффективного функционирования механизмовпривлечения инвестиций в частный сектор российской экономики, и, прежде всего,в приватизированные предприятия;
—  финансирование дефицита федерального бюджета на основе связанныхс рынком ценных бумаг методов неинфляционного финансирования конкретныхдолгосрочных проектов;
—  создание надежных механизмов и финансовых инструментов инвестированиясредств населения;
—  перестройка системы управления приватизированными предприятиями исоздание института «эффективного собственника», повышениедисциплинирующего воздействия рынка ценных бумаг на администрации российскихкомпаний;
—  предотвращение социальных взрывов и конфликтов, могущихвозникнуть в результате проведения операций на рынке ценных бумаг, путем защитыправ участников рынка ценных бумаг, и в первую очередь прав инвесторов;
—  создание в России цивилизованного рынка ценных бумаг и его интеграцияв мировой финансовый рынок, обеспечение самостоятельного места российскогорынка в системе международных рынков капиталов;
—  борьба с суррогатами ценных бумаг и с мошенничеством, пресечениенезаконной деятельности на рынке ценных бумаг.
В стратегическом планеуказанные цели комплиментарные и должны реализоваться через единый комплексмер, скоординировано осуществляемых государственными органами ипрофессиональными участниками рынка.
Государство может осуществлятьтак называемоепрямое управление РЦБ, которое со­стоит в разработке норми правил и контроля за их выполнением.
Кроме этого государствоосуществляет икосвенное, или экономическое управление РЦБ через системуналогообложения, денежную политику, государственные капиталы и государственнуюсобственность и ресурсы.
В настоящий момент преобладающимявляется косвенное регулирование РЦБ, а именно:
ü контроль за денежной массой в обращении и объемом предоставленныхкредитов с помощью влияния на ставки ссудного процента;
ü изменения в налогообложении и сроках амортизационных отчислений;
ü гарантии правительства (по депозитам, кредитам, займам частногосектора и др.);
ü внешнеэкономическая (операции с иностранной валютой, золотом,мероприятия по стимулированию экспорта, валютные ограничения и т. д.) ивнешнеполитическая деятельность (развитие или свертывание политическихконтактов, отражающиеся на внешней торгов­ле и экономических связях, военныедействия и пр.).
Структура органовгосударственного регулирования российского рынка ценных бумаг в настоящее времяеще не сложилась. Регулиро­ванием РЦБ на государственном уровнезанимаются:
Высшие органы государственнойвласти:
Государственная дума (издаетзаконы, регулирующие РЦБ);
Президент (издает указы);
Правительство (выпускаетпостановления, обычно в развитие ука­зов президента).
Государственные органырегулирования РЦБ министерского уровня:               
Министерство финансов РФ(регистрирует выпуски ценных бумаг корпораций, субъектов федерации и органовместного самоуправле­ния, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании ифонды, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регу­лирует ихобращение);
Центральный банк РФ (регистрируетвыпуски ценных бумаг кре­дитных организаций, осуществляет операции и регулируетпорядок осуществления кредитными организациями операций на открытом РЦБ,устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на РЦБ и т.д.);
Государственный комитет поантимонопольной  политике (устанавливает антимонопольные правила и осуществляетконтроль за их исполнением);
Госстрахнадзор (регулируетособенности деятельности на рынке ценных бумаг страховых компаний);
Федеральная комиссия по рынкуценных бумаг (занимается лицензированием деятельности реестродержателей ирегулированием их деятельности. В будущем могла бы взять на себя основнуюнормотворческую и контрольную работу по регулированию РЦБ).Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг России.
ФКЦБ России являетсяфедеральным органом исполнительной власти по проведению государственнойполитики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностьюпрофессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов,акционеров и вкладчиков.
ФКЦБ России создана всоответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» и УказомПрезидента Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 1009 и являетсяправопреемником Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. ФКЦБРоссии подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации по вопросам,закрепленным за ним Конституцией Российской Федерации и законодательствомРоссийской Федерации. Комиссия является коллегиальным органом и состоит из 6человек. Члены ФКЦБ России назначаются и освобождаются от должности ПрезидентомРоссийской Федерации.
ФКЦБ России:
·    разрабатывает основные направления развития фондового рынка,
·    координирует деятельность государственных органов по вопросам егорегулирования,
·    устанавливает требования к проспектам эмиссии и операциям сценными бумагами,
·    лицензирует различные виды профессиональной деятельности нарынке.
В функции Комиссиивходит контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынкаценных бумаг и их саморегулируемыми организациями требований законодательстваРоссийской Федерации, а также стандартов и правил, утвержденных ФКЦБ России.
Деятельность Комиссии направленана развитие российского рынка ценных бумаг, обеспечивающего привлечениеинвестиций в экономику страны. Для достижения этих целей необходимо решить целыйряд задач. Одна из них — построение инфраструктуры фондового рынка, без которойневозможно его дальнейшее развитие и увеличение объемов торговли. ФКЦБоказывает всемерную поддержку инфраструктурным проектам — созданию торговыхсистем, клиринговых и расчетных организаций, депозитариев.
Другое приоритетное направлениеработы Комиссии — защита прав субъектов фондового рынка — инвесторов,эмитентов, профессиональных участников. Поэтому особое внимание ФКЦБ Россииуделяет совершенствованию нормативной правовой базы фондового рынка, повышениюинформационной прозрачности, открытости рынка.
Поскольку порядок на фондовомрынке не может поддерживаться силами лишь государственных органов, особоезначение в системе регулирования рынка приобретают саморегулируемые организацииего профессиональных участников. Именно саморегулируемым организациям можетбыть передана часть полномочий ФКЦБ России по лицензированию и контролю задеятельностью участников рынка. При этом передача полномочий по регулированиюрынка основана на принципе ответственности за результаты. Так, саморегулируемыеорганизации, получившие полномочия по лицензированию участников рынка, отвечаютза деятельность последних.
Для рассмотрения вопросовмежведомственного характера в ФКЦБ России создается совещательный орган — коллегия, состоящая из 15 членов. В состав коллегиивходят как члены Комиссии, так и представители федеральных органовисполнительной власти, палат Федерального Собрания Российской Федерации,Министерства финансов и Центрального банка. Решения коллегии ФКЦБ России носятрекомендательный характер.
Консультационно-совещательныморганом, который в обязательном порядке рассматривает проекты постановленийКомиссии, является Экспертный совет при ФКЦБ России, состоящий из 25 членов. ВЭкспертный совет входят представители государственных органов — АдминистрацииПрезидента Российской Федерации, Министерства финансов, МВД, Госкомимущества,Госналогслужбы, Центрального банка, Российского фонда федерального имущества. ВЭкспертном совете представлены сами профессиональные участники фондового рынка,их саморегулируемые организации, союзы и объединения. Кроме того, в составсовета входят независимые эксперты.
Согласно Федеральному закону «Орынке ценных бумаг» от  22 апреля 1996г. ФКЦБ России по согласованию с органамиисполнительной власти субъектов РФ образует Региональные отделения Федеральнойкомиссии для обеспечения выполнения установленных Российским законодательствомнорм, правил и условий функционирования рынка ценных бумаг, практическойреализации принимаемых ФКЦБ России решений и контроля за деятельностьюэмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемыхорганизаций. Заключение.
Таким образом, рынок ценныхбумаг России – это не новое явление, хотя значительный разрыв поставил страну вновые условия, и использование прошлого опыта в этой ситуации существенноосложнено. Но история показывает, что государственные органы были ключевыми«фигурами» в регулировании рынка ценных бумаг и поэтому, на мой взгляд, отход всовременной практике от этой модели является неэффективным, хотя такая точказрения существует.
Становление современногорынка ценных бумаг прошло как и во всем мире с большим процентом так называемыхфинансовых пирамид, но вследствие таких факторов как низкий уровень правовойграмотности населения, резкий переход государства на рельсы рыночных отношенийи некоторых других привел к появлению огромного количества финансовых пирамид,а их крах к недоверию населения к ценным бумагам как форме инвестиционныхвложений. А последний кризис 17 августа – крах новой по форме финансовойпирамиды – пирамиды государственных ценных бумаг, являющихся во всем миренаиболее надежных ценных бумаг привел к полной потери доверия населения кданной отрасли.
Эта ситуация сложиласьвследствие следующих причин:
—  слабое государственное регулирование рынка ценных бумаг(запоздание нормативно-правовой базы, высокий уровень коррумпированности,слабая наказуемость нарушителей на рынке ценных бумаг, отсутствие концепцииразвития рынка ценных бумаг как основной направляющей государственной политикив этой области, политическая нестабильность);
—  информационная закрытость рынка, что влечет за собойнеустойчивость рынка, недоверие;
—  территориальная и финансовая и отраслевая деформация, котораяявляется и на сегодняшний момент обычным фактом в России;
—  большое количество нерезидентов на рынке, которые в своембольшинстве являются не стратегическими, а спекулятивными участниками на рынке.
Этипроблемы, прежде всего, необходимо решить государственным органам насегодняшний момент для восстановления доверия населения к рынку ценных бумаг,создав благоприятные и, самое главное, надежные условия для инвестированияфинансов в ценные бумаги. Это возможно через усиление норм ответственности заправонарушения на рынке ценных бумаг, увеличение контрольных функцийрегулирующих государственных органов, в частности ФКЦБ России, установлениеналоговых и других льгот при инвестировании в ценные бумаги, а также другиемеры.
Еслигосударственные органы действительно станут реальной властью в стране, то нашастрана может надеяться на дальнейшее развитие во всех отрасляхжизнедеятельности. Все-таки Россия – страна с огромным потенциалом и она должназанять подобающее ей место в мире.Список используемой литературы.
1.Гражданский Кодекс, часть I и II
2.  Закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 года
3.    Концепцияразвития рынка ценных бумаг в Российской Федерации (утвержденная указомПрезидента РФ от 1 июля 1996 г. N 1008)
4.«Введение в российский фондовый рынок»// Уч. пос. под ред. ЗолотаревВ.С., Кузнецов Н.Г., Кравцова Н.И. и др., Ростов-на-Дону, 1995г. с.5-7.
5.Ивашина Т.Б. «Рынок ценных бумаг: анализ, зарубежный опыт, перспективы»,Воронеж, 1996г. с. 13-15.
6.«Рынок ценных бумаг»// Уч.пос. под ред. Колесников В.И., ТоркановскийВ.С., Бакланов С.А., СПб, 1997г., с.80-97.
7.Волосский А.А. «Тенденции переструктуризании источников инвестиций врегионе»//Финансовые ресурсы региона, Новосибирск, 1997г. с.66-79.
8.    НовосибирскоеРО ФКЦБ России в 1998году // Деловой экспресс №10, 16-23 марта 1999года.
9.Материалы официального сайта ФКЦБ России сети Internet.
10.Аналитические материалы НРО ФКЦБ России.Приложение.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Сказки по телефону
Реферат Маркетинговые исследования рынка полиграфической продукции и перспектив развития фирменного магазина
Реферат Загальна характеристика права власності
Реферат Причины военных конфликтов в первой половине XX века
Реферат Celtic Frost
Реферат Развитие страхового дела в Республике Казахстан
Реферат Corrosion of Conformity
Реферат Реклама как средство психологического воздействия
Реферат Расчет лампы бегущей волны О-типа малой мощности
Реферат Разработка и анализ эффективности средств отражения распределенных атак
Реферат Совершенствование организации производства и реализации зерна овса в ФГУП УОХ "Липовая Гора" Пермского района Пермского края
Реферат Разработка узла компаратора регулятора напряжения
Реферат Разработка системы непрерывного управления скоростью асинхронного двигателя с фазным ротором
Реферат Устройство и использование сооружений защищенного грунта
Реферат Расчет электронной пушки