Реферат по предмету "Таможенная система"


Таможенная политика в первые годы создания Совесткого государства

Введение
Таможенное дело являлось и является неотъемлемой частью экономическойполитики государства. Взаимоотношения между государствами, народамиспособствуют не только экономическому развитию, но и политическому. Толькочерез взаимный интерес между государствами и народами может развиватьсяэкономика. Ни одно государство не может существовать без защиты своегоэкономического суверенитета и экономической безопасности. Поэтому каждоегосударство уделяет большое внимание таможенному делу, что отражается внациональном законодательстве. Российская Федерация не является исключением.
История таможен, таможенных пошлин и, в целом, таможенного деланеразрывно связана с возникновением и развитием государства. Развитие внешней ивнутренней торговли способствовало и способствует в настоящее времятоварообмену, совершенствованию таможенного дела.
Таможенная политика имеет многовековую историю. Она зародиласьодновременно с государством и стала важным элементом его в экономическом ростеи развитии внешнеторговой деятельности.
Рост торговых отношений в государстве и между государствами сопровождалсяразвитием таможенной политики, которая решала задачи по перемещению товаровчерез границу и с помощью тарифов обеспечивала конкурентоспособностьнационального производства.
Вся история таможенной политики, начиная с докапиталистическогоспособа производства, тесно связана с двумя направлениями ее развития:протекционистским и фритредерским.
Протекционизм – это государственность, он находится в теснойвзаимосвязи с политическим аспектом, так как затрагивает экономические интересыгосударства, фритредерство – свободная торговля, устраняет всякие помехи вовнешнеторговых отношениях и внутри страны, что ведет к росту товарооборота,способствует более выгодному международному разделению труда и удовлетворениюпотребностей рынка, но при определенных условиях.
Однако в слаборазвитых странах свободная торговля ведет кэкономическому закабалению страны, и в этих условиях национальные интересыстраны требуют введения таможенной политики протекционизма.
Ядро таможенной политики – таможенное дело, его законы, закономерностии тенденции, которые проявляются в сфере общения людей на рынке при реализациитовара. На основе познания объективных законов формируется таможенная политика,определяются ее цели, направления и конкретные задачи.
Объективный характер таможенной политики позволяет использовать еемеханизм в интересах:
таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности;
защиты национальной экономики;
фискальных сборов.
Исследованию механизма таможенной политики уделялось и уделяется пристальноевнимание как в общих трудах, так и в специальной литературе. Хотя изучение ианализ документальных источников и литературы показывает, что не все вопросыобстоятельно исследованы и освещены. Большинство авторов рассматривает торговуюполитику, тарифную практику и ее влияние на экономическое развитие страны впериод протекционизма и фритредерства. Проблемы же формирования таможеннойполитики освещены в общем плане. Также недостаточно изучены характер таможеннойполитики, ее связь с общим подъемом народного хозяйства страны. Следует такжеотметить, что многие положения таможенной политики в современной литературеслабо аргументированы.

1. Таможеннаяполитика и таможенная система Советского периода
 
1.1 Характер таможенной политики Советскогогосударства
Создание Советского государства сопровождалось рядом важныхмероприятий как в экономической, так и в социальной сфере. Особенно актуаленбыл вопрос о роли и функциях в новой экономической формации.
Существовало два мнения. Ультрареволюционеры настаивали на ликвидациитаможен как структуры старого режима и ненужного атрибута государства, абольшинство считало, что Россия не может существовать в замкнутом пространстве,ей придется торговать с сопредельными государствами, с государствами с инымиструктурой и идеологией.
Первый нарком торговли и промышленности Л.Б. Красин писал,что Моссовет в связи с негативным отношением к таможенному ведомству подготовилпроект постановления о ликвидации Московской таможни и создании на ее базенародных бань. Были и другие высказывания о таможнях, суть которых сводилась кодному: экономика социализма должна иметь закрытый характер и таможенное делоей не потребуется.
Эти взгляды подогревались и усиливались в связи с экономическойблокадой первого в мире Советского государства, развернувшейся Гражданскойвойной и империалистической военной интервенцией против Советской России.
В.И. Ленин писал в от период, что объективно существующиеэкономические законы всегда прокладывают себе путь, не считаясь с политическойконъюнктурой. Обстановка складывалась так, говорил он, что делали или не желалибы этого капиталисты, хотели бы или не хотели коммунисты торговать придется, аколь так, то для регулирования внешнеэкономической деятельности и решения задачзащиты национальной экономики необходимы таможенное дело и его органы.
Его взгляды были поддержаны большинством, в частности, Л.Б. Красиным,писавшим, что использование таможенно-тарифной политики даст нам рычаг, которыйпозволит решить не только экономические, но и политические вопросы.
Эти взгляды и составили основу таможенной политики молодой СоветскойРоссии.
Первые три-четыре года Советская Россия находилась в блокаде, вполосе жестоких экономических атак со стороны капиталистических стран, ееторговая политика была свернута. Советская Россия была вынуждена наряду сорганизацией обороны и военной защитой революции принимать и санкцииэкономического характера. Так, 22 апреля 1918 г. был принят Декрет омонополии внешней торговли, а также введены в действие таможенно-тарифные санкциина основе Российского тарифа 1903 г. и тех коалиционных тарифах, которыерегулировали торговлю России с окружающим миром до 1914 г.
Изголодавшаяся Европа, писал Н.Г. Петров, испытывала послепобеды Октябрьской революции острую потребность во множестве продуктов, которыеона привыкла получать из «житницы Европы» – России[1].
Западные страны, осуществляя экономическую блокаду, мечтали овозвращении рынков сбыта своих товаров и получении выгодныхторгово-промышленных заказов в России. Они тяготились зависимостью от американскихмонополий.
В этой обстановке формировалась таможенная политика России. Вотличие от традиционных методов ее суть и содержание складывались не на основетарифной политики, а на принципе установления жесткого пропускногогосударственного контроля за перемещением товаров.
Ввоз необходимого экспорта осуществлялся в соответствии с отдельнымипостановлениями СНК РСФСР.
В истории такая политика названа разрешительно-запретительнойсистемой. Следует отметить, что лишь в первые годы существования СоветскойРоссии, когда не было нормативной базы, шла Гражданская война и осуществляласьэкономическая блокада государства, использовалась такая политика.
Дествительно, еще до создания первого декрета, когда вывоз и ввозтоваров на запад осуществлялись в единственном пункте на российско-финскойгранице (Торнео), разрешительно-запретительная система отвечала сложившейсяобстановке. Закупка товаров в Швеции и их ввоз в Россию осуществлялись наоснове личного указания В.И. Ленина, председателя СНК.
29 декабря 1917 г. СНК РСФСР издал постановление о порядке выдачиразрешения на ввоз и вывоз товаров, в котором предписывалось перемещениетоваров через границу осуществлять на основе письменного разрешения отделавнешней торговли Народного комиссариата торговли и промышленности.Постановление обязывало таможенных чинов строго соблюдать установленный порядокввоза и вывоза товаров. Попытка перемещения товаров без таких разрешений рассматриваласькак контрабанда.
В этом постановлении, вводившемся в действие с 1 января 1918 г.по телеграфу, были заложены первые элементы советской таможенной политики. Ононосило временный характер и было нацелено на упорядочение контроля завнешнеэкономической деятельностью.
Последующие декреты СНК РСФСР также не решили вопросы формированиятаможенной политики. Однако законодательно за государством были закрепленытаможенное ведомство – Департамент таможенных сборов и подчинение его Народномукомиссариату финансов.
Переход таможенного ведомства в введение государства был завершендекретом СНК РСФСР от 29 мая 1918 г., в соответствии с которым всетаможенные учреждения подчинялись центральной Советской власти, а таможенныедоходы поступали в Государственный банк.
Следующим правительственным актом был декрет СНК РСФСР от 29 июня1918 г. о переименовании Департамента таможенных сборов в Главноеуправление таможенного контроля (ГУТК), подчиненное Народному комиссариатуторговли и промышленности.
В последующем таможенные органы были подчинены вновь созданномуНаркомату внешней торговли.
Какова же была таможенная политика с 1917 по 1922 г., какие вопросырешало правительство в эти годы?
Таможенная политика волновала многих маститых исследователей. Н.Г. Петровписал: «Никакая таможенная политика не могла быть действительной в условияхчудовищной разницы между странами невероятно богатыми и странами нищими»[2].
Сделать подобный вывод мог человек, не понимающий предназначениятаможенной политики. Таможенная политика решает задачи по регулированиювнешнеэкономической деятельности, сбору таможенных доходов и защищаетнациональную экономику. Эти задачи выполнялись, хотя объем работ былзначительно сокращен. Учитывая, что таможенная политика тесно связана свнутренней и внешней политикой, следует признать, что таможенная политикаосуществлялась. Это подтверждают и события того времени. На Генуэзскойконференции западных держав, проходившей с 10 апреля по 19 мая 1922 г.,речь шла об уплате долгов, о продлении экономической блокады Советской России ио главном – прорыве в области торговли с капиталистическими государствами наоснове существующей таможенной политики.
Следует отметить, что принятие декрета о монополии внешнейторговли – это не что иное, как составная часть торговой политики и таможеннойполитики, находящихся в жесткой диалектической взаимосвязи. Другое дело, чтомонополия внешней торговли – это система государственных и таможенныхмероприятий, направленных на защиту национальной экономики и решение финансовыхзадач.
На первый взгляд кажется, что при монополии внешней торговлиисключается таможенный механизм регулирования. Но это не так. Осуществлениеторговых операций в условиях даже монополии внешней торговли не отрицает, апредполагает введение таможенно-тарифного ее регулирования.
Необходимо отметить и другую сторону это процесса. Вся торговля зарубежом и внутри страны контролируется на основе правил, вытекающих изпринципов таможенной политики. Тем более, что при монополии внешней торговлисоблюдаются все условия каждой сделки, цена товара, условия платежа (в кредитили наличные) и др.
В условиях монополии внешней торговли таможенная политика необходилась без внешнеторговых операций, даже при осуществленииразрешительно-запретительной системы, которая была основным рычагомрегулирования и проведения принципа монополии внешней торговли. Поэтому междутаможенной политикой и ее составными частями была теснейшая связь.
В первую очередь таможенная политика тесно была связана стаможенными пошлинами, которые являются концентрированным ее выражением. Черезтаможенные пошлины, изложенные в тарифе, осуществляется регулированиевнешнеэкономической деятельности. Они имеют фискальное и покровительственноезначение. Вырабатываемая государством таможенная политика – фактор,обусловливающий экономические отношения с другими странами.
Если бы в государстве не существовало таможенных пошлин, то труднобыло получить соответствующую компенсацию от иностранных государств, которые неменяли бы свою таможенно-тарифную и торговую политику.
Научная разработка таможенной политики в Советский периодпредполагала определение основных направлений применения тарифов во внешнейторговле.
В первые годы Советской власти оперативные секторы внешней торговлиосуществлялись:
государственными экспортно-импортными конторами внутри СССР,торгпредствами на заграничных рынках;
отдельными хозяйственными органами, которым в указанных пределах,преимущественно по отдельным отраслям внешней торговли, также было представленоправо совершения экспортно-импортных операций;
смешанными обществами и кооперативными организациями;
отдельными учреждениями и лицами, получающими право совершенияопераций в порядке исключения, т.е. в каждом отдельном случае учитывалисьудельный вес той или иной операции и те условия, на которых совершается этаоперация[3].
Особенность стратегии таможенной политики в этих условиях состоялав том, что чисто государственные торговые сделки осуществлялись в совместныхобществах и кооперациях, которые участвовали во внешних связях,государственному сектору принадлежало не менее 50%.
Регулирующая роль таможенной политики заключалась в плановомначале. Все звенья внешней торговли были связаны с планом. При осуществлениитаможенного оформления важно было определить, что, когда и в каком количествеввозится, сроки платежей и др. не менее важно определить качество товара, какприбывшего из-за границы, так и отпускного.
Заботясь о доверии к русскому хлебу за границей, Советскоеправительство стремилось к тому, чтобы экспортировался качественный продукт,отвечающий всем требованиям, предъявляемым к нему. Поэтому особенно важна былапокупка первоклассного оборудования, несмотря на его дороговизну.
Важной стороной деятельности государства по реализации таможеннойполитики был политика цен. Она стоилась на взаимовыгодной основе. Но западныепартнеры нарушали договоренность или в одностороннем порядке повышали цены,советские торговые объединения отвечали им тем же.
Находясь в обстановке капиталистического окружения, Советскоегосударство проводило, как правило, протекционистскую политику, но неотказывалось и от политики свободной торговли, в зависимости от обстоятельств ирежима торговли, устанавливаемого капиталистическими монополиями.
Государство регулировало пошлины, цену на иностранные товары,исходя из целесообразности и экономической выгоды. Как и в любом государстве,таможенные пошлины на иностранные товары использовались и интересах пополнениябюджета, т.е. были источником дохода.
Введение монополий внешней торговли было вызвано особенностямивзаимоотношений с внешним миром, который не терял надежды на реставрациюкапиталистического строя и озврата старых порядков во внешнеэкономическойдеятельности. В последующие годы, в период нэпа, закон о монополии внешнейторговли действовал лишь частично.
 
1.2 Таможенно-тарифная политика в период НЭПа
До февраля 1922 г. РСФСР в осуществлении таможенного дела руководствоваласьтарифом 1903 г. и другими документами, вышедшими в свет до 1917 г.
Переход к политике нэпа, системе товарно-денежного расчета, допущениечастной промышленности и свободного товарооборота вызвали общее оживлениеэкономики страны и потребовали соответствующего организационного изменения иформ внешней торговли. Возрастал и товарооборот:[4]
Таблица 2.1Годы Товарооборот, млн. руб.
В процентном
соотношении к 1913 г. 1913 2894,1 100 1920 30,5 1,1 1921 320,2 8,7 1922 355,4 12,3
Данные показывают, что рост общего товарооборота, направленного навосстановление внешней торговли, происходил за счет импорта. Развитие внешнейторговли было тесно связано и определялось общим хозяйственным развитиемстраны. Тенденции роста производства и в первую очередь восстановлениянародного хозяйства и развивающейся внешней торговле объективно требовалисоздания новой таможенной нормативной базы, без которой не могла существовать итаможенная политика.
В 1922 г. СНК утвердил первые таможенные тарифы по ввозной торговле(февраль) и по вывозной (июнь).
Разработку новых тарифов осуществлял созданный при Наркоматевнешней торговли Таможенно-тарифный комитет. Важнейшей его функцией была охранамонополий внешней торговли. Тщательный контроль за лицензионным порядкомосуществляли таможенные учреждения как на границе, так и внутри страны,обеспечивая установленный порядок и борьбу с контрабандой. Таможенное ведомствозанималось охраной экономических интересов страны, военная и политическаяохрана возлагалась на органы ГПУ, затем ОГПУ. Борьбу с контрабандой рассматриваликак опасный промысел, направленный против монополии внешней торговли.
Создание тарифов сыграло важную роль в формировании основныхположений таможенной политики, в создании таможенного механизма регулирования.
Декретом СНК РФ от 13 марта 1922 г. определились формы связисоветской промышленности и отдельных хозяйственных групп с внешними рынками.
Согласно декрету от 16 октября 1922 г. крупнымгосударственным организациям предоставлялось право вести торговые операции сзарубежными партнерами. Однако полная самостоятельность государственным органамне предоставлялась. Они были обязаны в соответствии с требованиями Декрета омонополии внешней торговли ставить в известность Наркомвнешторг о каждойнамечаемой сделке, а тот, в свою очередь, имел право налагать свое veto на каждую сделку.
В марте-апреле 1923 г. был издан ряд декретов, упорядочившихторговые операции.
Устанавливалось, что центральным торговым органом на внешнихрынках является торговое представительство СССР.
Госторги (государственные экспортно-импортные конторы) получилиправо заниматься экспортно-импортными операциями, другие организации – лишь потой группе товаров, которую они производили. Такой порядок импортных операцийобеспечивал закупку товаров только для своего производство и, естественно,реализацию своей продукции также только своего производства.
Третьей группой субъектов внешней торговли были смешанные общества,для которых устанавливался особый порядок внешней торговли.
Важную роль в организации внешней торговли сыграли мирные иторговые договоры Советской России с зарубежными государствами. Они оказаливлияние и на характер таможенной политики. Предпосылкой заключения торговыхдоговоров послужило постановление Верховного Совета РСФСР от 16 января 1920 г.о снятии с Советской России блокады.
Первые торговые договоры были заключены в 1920–1921 гг. Ониспособствовали формированию торговой и таможенной политики, улучшениюполитических и экономических отношений с определенными государствами.
Важное значение имели торговые соглашения с Англией (16 марта 1921 г.)и с Германией (6 мая 1921 г.).
Этим соглашениям предшествовали мирные договоры Советской России ссопредельными странами: с Эстонией (2 февраля 1920 г.), Литвой (12 июня1920 г.), Латвией (12 августа 1920 г.), Финляндией (14 октября 1920 г.),Персией (26 февраля 1920 г.), Турцией (16 марта 1921 г.), Польшей (18марта 1921 г.).
В апреле 1922 г. открылась Генуэзская конференция, на которойсоветская делегация добилась значительных успехов. В местечке Раппало главойсоветской делегации Г.В. Чичериным и германским министром В. Ратенаубыл подписан договор, предусматривавший восстановление между Россией иГерманией дипломатических отношений и развитие экономических связей. ПодписаниеРаппальского договора означало, что Советская Россия вступила на путьравноправных дипломатических переговоров с западными странами. За пятилетие(1924–1928 гг.) было заключено 25 различных межгосударственных соглашенийи договоров в торговой и хозяйственной сферах. Были учреждены торгпредства в 13капиталистических странах.
В этот период особенно актуальными стали создание и укреплениетаможенного ведомства. Введение НЭП и системы налоговых обложений вернулитаможенному ведомству значение государственного налогового органа. Однако он необладал самостоятельными правами, так как входил в систему Наркомата внешнейторговли.
За созданием Таможенного управления последовала работа поразработке правового фундамента. Первыми такими документами были Положение оТаможенном управлении и Временное положение о местных таможенных органах,утвержденные Президиумом ВЦИК и ставшие законодательными для Таможенногоуправления.
На Таможенное управление возлагались следующие функции:
взимание таможенных пошлин;
охрана монополизированной внешней торговли;
контроль за пассажирским движением через границу и за пересылкоймеждународных почтовых отправлений.
Основная цель таможенных учреждений, осуществлявших контроль запассажирским движением через границу, – предупреждение вывоза драгоценныхметало и ценностей, а также вывоз всяких предметов в пределах норм,предусмотренных законодательством.
Решая эти задачи, государство опиралось на сеть таможенных учреждений,созданную им по морским и сухопутным границам, состоящую из 283 таможенныхорганов: 134 таможни и 149 таможенных постов, восемь окружных и дваинспекторских управления.
При определении границ каждого таможенного органа и учрежденияучитывались как административное деление страны, так и районирование каждогоокруга, по возможности совпадающие с границами РСФСР с отдельными государствами.
Однако чтобы разобраться в основных направленияхтаможенно-тарифной политики этого периода, рассмотрим противоречия, возникшие всвязи с принятием тарифов. А.И. Потяев, начальник Таможенного управления,писал, что при составлении тарифов не учитывали объективных условий и прошлогоопыта и в основном преследовали фискальные цели. Не учитывались ипотребительские интересы, как государственных органов, так и отдельных лиц, всвязи с чем высокие ставки пошлин привели к сокращению ввоза станков и машин,необходимых для восстановления народного хозяйства.
С другой стороны, жесткая протекционистская политика диктоваласьсложившимся неравновесием промышленного состояния России и доведенного доразвала хозяйства и наличием высокоразвитой промышленности капиталистическихстран, ищущих рынки сбыта для своего перепроизводства товаров.
В этих условиях без энергичной политики защиты национальнойэкономики от иностранной конкуренции не было никаких шансов на восстановление иразвитие народного хозяйства страны.
Следует учитывать и тот факт, что между сельским хозяйством ипромышленностью существовали противоречия в отношении важнейших предметовэкспорта.
И, наконец, третье противоречие – между отельными отраслямипромышленности и фиском. Поэтому формирование таможенной политики встретилось срядом трудностей, в основе которых была необходимость разработки такого тарифа,который удовлетворял бы все отрасли промышленности и аграрный сектор.
Таможенная политика в этих условиях должна была основываться наследующих принципах:
строго выдержанный протекционистский тариф;
защита сельского хозяйства исходя из сложившейся возможности, нобез ущерба для промышленности.
Для решения этих задач использовались следующие способы:
установление высоких ввозных пошлин (в виде разницы между фабричнымиценами на товары отечественного и заграничного производства). При этом соблюдалсяпорядок, при котором установление высокого таможенного обложения в каждомотдельном случае определялось важностью покровительственной отрасли промышленности;
беспошлинный ввоз промышленного сырья, полуфабрикатов, предметовмашинного оборудования, не производящихся в стране, но крайне необходимыхнациональной промышленности;
введение высоких и даже запретительных пошлин на те виды товаров,которые производились в стране в достаточном количестве;
введение умеренных пошлин на хлопок и шерсть;
умеренные пошлины на руды и лесной материал, если они производилисьв стране в достаточном количестве;
беспошлинный ввоз сахара, спирта, нефтяных и текстильных изделий.
С целью защиты сельского хозяйства вводились следующие таможенно-тарифныемеры:
беспошлинно ввозились сельскохозяйственные машины, семена,удобрения, средства борьбы с вредителями, азотистые удобрения, сельскохозяйственныемашины;
умеренные и низкие пошлины были установлены на товары, хотя ипроизводящиеся в стране, но не в достаточном количестве и с низким качеством;
к беспошлинному ввозу допускались те виды сельскохозяйственногосырья и продовольственные товары, вывоз которых не мог отразиться на производствехлеба, кормовых семян, масла и др.
С целью защиты интересов финансового хозяйства устанавливалисьвысокие пошлины на главнейшие товары ввоза и поощрялись вывоз сырья, продуктовпродовольствия и различных изделий, устанавливались также фискальные пошлины,высокие пошлины на предметы роскоши и более умеренные на предметы широкогопотребления. Высокие вывозные пошлины устанваливались на вывоз платины,сантонина и других предметов.
С учетом потребностей в лекарственных препаратах допускался ихввоз исходя из потребностей страны.
Особые льготы устанавливались жителям окраинных областей Севера иДальнего Востока. Льготы предоставлялись для товаров, ввозимых в Мурманск иВладивосток.
Специальные тарифы вводились по азиатской и персидской торговле,особые тарифы были для Туркестана и китайской границы. Для стран Западаиспользовались общие тарифы по европейской торговле, для Востока –конвенционные.
Остановимся на фискальном значении таможенных пошлин как следствиитаможенной политики, т.е. на таможенных доходах.
Динамику поступления таможенных доходов иллюстрируют следующиецифры. В октябре 1922 г. в Государственный банк поступило 5,7 млн. золотыхруб.; в ноябре – 7,5 млн. золотых руб.; в декабре – 3,7 млн. золотых руб.; вянваре 1923 г. – 2,8 млн. золотых руб.; в феврале – 3,3 млн. золотых руб.и в марте – 5,2 млн. золотых руб.
Скачкообразное поступление таможенного дохода не случайно. 1922 г.был годом полного протекционизма, а в 1923 г. существующий тариф былчастично пересмотрен. В этот период (октябрь, ноябрь, декабрь 1922 г. ифевраль, март 1923 г.) доля таможенных поступлений составляла 18 – 35% отобщегосударственных поступлений[5].
В эти годы таможенная политика формировалась в условиях разрухи, афинансовое положение страны полностью зависело и базировалось на вывозе(экспорте).
Лишь к 1923 г.стал отмечаться процесс восстановления производительныхсил Советской России и восстановление экспорта. Но показатели и импорта, иэкспорта на душу населения в сравнении с 1913 г. были значительно ниже[6]:
Таблица 2.2Период Импорт на душу населения Экспорт на душу населения По полугодиям руб. % руб. % Среднее за полугодие 1909–1913 гг. 3,35 100 4,41 100 Первая половина 1920–1921 гг. 0,52 15,5 0,0012 0,3 Первая половина 1921–1922 гг. 0,82 24,1 0,15 3,4 Первая половина 1922 0 1923 гг. 0,64 19,1 0,40 9,7 /> /> /> /> /> />
Сопоставление с довоенным оборотом показывает, что доля импорта иэкспорта в процентном отношении на душу населения незначительна. Импорт достигвысшей точки в первом полугодии 1921–1922 гг., а затем стал сокращаться.Экспорт стабильно поднимался вверх, что безусловно определялось общимхозяйственным положением, которое лишь в середине 20-х годов стало улучшаться.
Важной стороной деятельности таможенной политики является охранамонополии внешней торговли, борьба с контрабандой. В двадцатые годыэкономическая контрабанда на границах РСФСР достигла наибольшего размера. Онастала опасным врагом народного хозяйства.
Частная инициатива, выдвинутая НЭП, легализовала торговлю. Ногосударство в этот период преградило поток товаров через границу легальным инелегальным путем. В этих условиях наиболее легким способом прорыва хозяйственногофронта стала контрабанда. Для многих жителей, особенно приграничных районов,она превратилась в промысел. Номенклатура товаров контрабандистов былаобширной. Только в первом полугодии 1922 г. номенклатура вывозимыхконтрабандой товаров насчитывала 126 наименований, основное место в которойзанимали сырье, иностранная валюта, золото, серебро, изделия из них идрагоценные камни.
Номенклатура привозной контрабанды насчитывала 139 наименований,преобладали предметы роскоши, вина, спирт, галантерея, а в районах Средней Азиии Дальнего Востока – чай.
Поскольку контрабанда подрывала государственную монополию внешнейторговли, ослабляя борьбу с иностранным капиталом, нарушала плановое хозяйствои тем самым замедляла восстановление народного хозяйства и развитие экономики,25 октября 1922 г. была установлена в новом составе Центральная комиссияпо борьбе с контрабандой во главе с представителем таможенного ведомства. Кборьбе с контрабандой привлекались пограничники, местная милиция и населениеприграничных районов.
Статистика показывает, что в начале 20-х годов основная тяжестьборьбы легла на пограничную охрану, которая задерживала основную частьнезаконно перемещаемых товаров. К середине 20-х годов положение изменилось: натаможенные учреждения приходилось две трети задержаний.
Ценность задержанных товаров в денежном выражении в 1923 г.(млн. руб.) иллюстрируют данные из таблицы[7].
Таблица 2.3
Участник
задержания Вывоз Ввоз Всего Процент соотношений
Число
задержаний Ценность
Число
задержаний Ценность
Число
задержаний Ценность По количеству По ценности
Таможенные
учреждения 755 193551 4398 690680 5153 884112 54,4 52,8 ОО ГПУ 409 6779 1475 305779 398 577805 41,4 34,4 Погранохрана 445 17932 1594 247295 398 577805 41,4 34,4 Милиция и уголовный розыск 12 2972 385 210330 397 213302 4,2 12,8
Как следует из таблицы, более половины всей задержаннойконтрабанды в 1922 г., как по количеству, так и по ценности, приходится натаможенные органы.
Из-за незначительности пассажиров сведения о задержаниях впассажирском движении и статистические данные о движении международных посылокне могут быть показательны. Следует сказать, что контрабанда оказываларазлагающее влияние на таможенных работников. Устранить его можно было только,обеспечив население предметами контрабандной номенклатуры и обеспечивматериальные потребности участников борьбы с незаконным перемещением товаров. Вто же время борьба с контрабандой показала, что таможенное ведомство какэкономический орган существенно пополняет бюджет государства и, отстаиваямонополию внешней торговли, осуществляет государственную таможенную политику.Это подтверждают следующие цифры. Вывоз за 11 месяцев 1922 г. увеличился в4, 5 раза, ввоз – в 2,6 раза, грузооборот – в 3, 5 раза[8]. К концу нэпа внешнеторговый оборотсоставил 50% внешнеторгового оборота периода 1913 г.
Создавались и таможенные организации. На протяжении 54 900-кмграницы в середине 20-х годов действовало 367 таможенных учреждений со штатнойчисленностью 5920 единиц[9].
В связи с изменением таможенной политики, направленное нагосударственное регулирование внешней торговли, значение таможенных органовснизилось, к 1927 г. действовали лишь 176 таможенных учреждений, а ихштаты сократились в два раза.


2. Таможенные документыв Советский период
 
2.1Таможенный кодекс СССР 1928 г.
Таможенныйкодекс СССР был утвержден 19 декабря 1928 г. Постановлением ЦИК и СНК СССРи введен в действие с 1929 г.
Вкодексе определялись задачи, функции и полномочия Главного таможенногоуправления, устанавливался порядок разработки таможенной политики, говорилось оформах и методах таможенного контроля.
Кодекссодержал четыре раздела:
· оборганизации Таможенного управления;
· отаможенных операциях;
· контрабанде,взысканиях за нее и о производстве дел о контрабанде;
· порядкевзыскания таможенных пошлин и сборов, а также штрафов за нарушение таможенныхпостановлений.
Согласнокодексу на таможенные органы возлагался контроль за выполнением постановленийвысших органов власти о государственной монополии внешней торговли, взиманиитаможенных сборов и осуществлении других таможенных операций.
Кодексрегулировал вопросы ответственности за нарушение таможенных правил. Пропускгрузов через государственную границу допускался только через таможенныеучреждения.
Кодексопределял порядок взимания таможенных сборов и таможенных пошлин, правилахранения грузов, выпуска, обратного вывоза за границу и их продажи, а такжеправила хранения на складах внешторгтранса, торгового порта и другихтранспортных организаций при таможнях экспортно-импортных и транзитных грузов,подлежащих таможенному надзору. Таможенные пошлины на привозимые и вывозимыегрузы определялись тарифами, утвержденными Советом народных комиссаров СоюзаССР.
 
2.2Таможенный тариф 1922 г.
В 1922 г.таможенные учреждения начинают работать по новому таможенному тарифу, которыйпросуществовал до начала 1924 г.
Согласноданному тарифу в интересах защиты сельскохозяйственного производства допускалсябеспошлинный ввоз сельскохозяйственных машин, семян, удобрений и средств дляборьбы с вредителями, если они не производились в стране.
Беспошлинныйвывоз товаров (хлеб, кормовые семена, масло) допускался в тех случаях, если ихвывоз не отражался на производстве важнейших отраслей нашей промышленности.
Устанавливалисьвысокие пошлины на главнейшие предметы ввоза и поощрения вывоза сырья,жизненных припасов и изделий.
Устанавливалисьфискальные ввозные пошлины: высокие на предметы роскоши и более умеренные напредметы широкого потребления; высокие ввозные пошлины на те предметы экспорта,в отношении которых наша страна являлась на мировом рынке монополистом.
Былиповышены пошлины на предметы роскоши и понижены на все виды металлом иметаллические изделия.

Заключение
Таможенная политика Советской России в первые годы была направленана защиту экономических интересов страны, решение задач регулированиявнешнеэкономической деятельности и фиск. Для таможенной политик страны в этотпериод были характерны тесная связь с государственными планами восстановлениянародного хозяйства и их реализация в условиях монополии внешней торговли, чтоналожило определенный отпечаток на ее взаимосвязь с другими государственнымиструктурами.
Таможенная политика в период нэпа была направлена на осуществлениефункций регулирования внешней торговли и успешно справлялась с задачами защитынациональной экономики.
На формирование таможенной политик СССР оказали влияние внутренняяи внешняя политика Советского государства. Это было закреплено взаконодательных и нормативных актах: Таможенном кодексе 1929 г. иТаможенном тарифе 1930 г. и многочисленных дополнениях, которыми регулироваласьтаможенная служба в 30-е и 40-е годы. После второй мировой войны таможеннаяполитика была направлена на укреплением и развитие внешнеторговых связей состранами народной демократии.
Это диктовалось внутренней потребностью стран социалистическогосодружества и необходимостью дальнейшего укрепления оборонной мощи этих стран.
К середине 50-х годов сложились основные направления внешнейторговли СССР, наметились вехи международного разделения труда в рамках стран –членов Совета экономического взаимодействия (СЭВ) и Варшавского договора, чтонашло отражение в таможенном законодательстве нормативных актах.

Список использованныхисточников
 
1) Блинов Н.М. Таможенная политика России X–XX вв. – М.: Русина,1997. – 272 с.: ил.
2) Петров Н.Г. Международная торговля и торговая политика.– М., 1929. – С. 162.
3) Петров Н.Г. Указ. соч. С. 165.
4) Пиляева В.В. История таможенного дела и таможеннойполитики России. – М: ООО «БалтРус», 2007. – с. 208.
5) Внешняя торговля России. 1922, №10. – С. 65.
6) Внешняя торговля России. 1922, №21 – 22. – С. 25.
7) Внешняя торговля в России. 1923, №12. – С. 21.
8) Внешняя торговля России. 1923, №19 – 20. – С. 12, 58, 67.
9) Развитие торговли в России – С. 57.
10) Энциклопедия советского импорта. – М., 1928. – С. 154.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат My favorite newspapers
Реферат Плата за природные ресурсы
Реферат Психограмма и профессиограмма государственного служащего
Реферат Химические свойства и область применения полиэтилентерефталата
Реферат Автор Автор I видавнича фiрма «Вiдродження» з вдячнiстю повiдомляють, що видання цiєї книжки стало можливим завдяки спонсорству Товариства «Україна – Iзраїль» та Фонду iм. Володимира (Зеєва) Жаботинського
Реферат Классификация и ремонт магистральных газопроводов особенности эксплуатации
Реферат Эпилептический статус и дифференциальный диагноз судорог
Реферат Минск в мемуарной литературе: Библиографический реферативный обзор
Реферат А. Сухово-Кобылин / Из самой реальнейшей жизни с кровью вырванная драма
Реферат Расчет основных технико–экономических показателей колбасного цеха
Реферат Физика атомного ядра Структура атомных ядер
Реферат Права человека и гражданина генезис эволюция и современные трактовки
Реферат Свойства метанола и его водных растворов
Реферат Эволюция и самоорганизация химических систем. Макромолекулы и зарождение органической жизни
Реферат Разработка оптимального технологического процесса производства детали Вал-шестерня