Содержание
Введение
1.Таможенные органы и их функции
2.Структура таможенных органов
3.Взаимодействие таможенных органов
Заключение
Списоклитературы
/>/>/>Введение
В системе правоохранительныхорганов, осуществляющих защиту экономического суверенитета и экономическойбезопасности государства, особое место занимают таможенные органы РоссийскойФедерации.
Таможенное дело (таможеннаядеятельность) появилось и существует потому, что через границы государствперемещаются разнообразные виды товаров и транспортных средств. С возрастаниеммассы движимого имущества, которое обращается между разными странами,увеличиваются объем и значение таможенного дела.
Таможенная деятельность – сложноекомплексное понятие, она теснейшим образом связана с внешней и внутреннейполитикой Российского государства. В процессе ее осуществления реализуются двегруппы целей: экономические и правоохранительные.
Экономические цели таможеннойдеятельности связаны с осуществлением фискальной и регулятивной функцийтаможенного дела.
Правоохранительные цели направленына обеспечение безопасности страны (защиту безопасности государства,общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья людей),охрану животных растений, окружающей природной среды; на защиту интересовроссийских потребителей ввозимых товаров; пресечение незаконного оборотанаркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического иархеологического достояния и др.
Таможеннаядеятельность осуществляется специальными таможенными органами, которые всовокупности составляют иерархическую, строго централизованную систему.
Цель работы определить структурутаможенных органов.
Задачи работы дать определениетаможенным органам, описать структуру таможенных органов и их взаимодействие.
1.Таможенные органы и их функции
На таможенные органы возложеноосуществление таможенного дела, под которым понимается «таможенная политикаРоссийской Федерации, а также порядок и условия перемещения через таможеннуюграницу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взиманиетаможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другиесредства проведения таможенной политики в жизнь»[1].
Статья 71 относит кисключительному ведению Российской Федерации таможенное регулирование; ч. 1 ст.74 Конституции запрещает установление на территории РФ таможенных границ[2]. В соответствии с этимиконституционными положениями Таможенный кодекс Российской Федерации (ТК РФ)устанавливает, что таможенное дело относится к ведению федеральных органовгосударственной власти (ст. 1). Из этого следует, что все таможенные органыявляются федеральными органами, их сотрудники – федеральными служащими, ихимущество – федеральной собственностью, нормы таможенного права – федеральныминормами.
Монополия государства в областитаможенного дела обеспечивается единой таможенной политикой, единствомтаможенной территории, таможенной границы, таможенного права, единой системойтаможенных органов.
Таможенные органы выполняют следующие основные функции:
1) осуществляют таможенное оформление итаможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборотачерез таможенную границу;
2) взимают таможенные пошлины, налоги,таможенные сборы, принимают меры по их принудительному взысканию;
3) обеспечивают соблюдение порядка перемещениятоваров и транспортных средств через таможенную границу;
4) обеспечивают соблюдение установленных запретови ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;
5) обеспечивают защиту прав интеллектуальнойсобственности;
6) ведут борьбу с контрабандой и инымипреступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела;
7) осуществляют контроль за валютными операциями резидентов инерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств черезтаможенную границу;
8) ведут таможенную статистику внешнейторговли;
9) осуществляют сотрудничество стаможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международнымиорганизациями, занимающимися вопросами таможенного дела;
10) осуществляют информирование иконсультирование в области таможенного дела;
11) проводят научно-исследовательскиеработы в области таможенного дела./>2. Структура таможенных органов
Таможенные органы составляют единую федеральную централизованнуюсистему.[3]Таможенные органы представляют собой подсистему общей системы органовисполнительной власти. Координацию и взаимодействие таможенных органов в целяхэффективного таможенного регулирования обеспечивает Правительство РФ,осуществляющее общее руководство таможенным делом в Российской Федерации.
Возглавляет систему таможенных органов федеральный органисполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела –Государственный таможенный комитет РФ. ГТК России – единственный орган системытаможенных органов, имеющий право издавать в пределах своей компетенциинормативные правовые акты в области таможенного дела.[4]
Согласно статье 402 Таможенного кодекса РоссийскойФедерации таможенными органами являются:
1) федеральная служба, уполномоченная вобласти таможенного дела;
2) региональные таможенные управления;
3) таможни;
4) таможенные посты.
В систему таможенных органов также входят не являющиесяправоохранительными органами учреждения, которые находятся в ведениифедеральной службы, уполномоченной в области таможенного дела, для обеспечениядеятельности таможенных органов.
Согласно постановлению Правительства РФ от21 августа 2004 г. № 429 «Федеральная таможенная служба является федеральныморганом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии сзаконодательством РФ функции по контролю и надзору в области таможенного дела,а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе сконтрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями»[5].
Федеральная таможенная служба находится в ведении Министерстваэкономического развития и торговли Российской Федерации ивсвоей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральнымиконституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениямиПрезидента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями ПравительстваРоссийской Федерации, международными договорами Российской Федерации,нормативными правовыми актами Министерства экономического развития и торговлиРоссийской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Центральногобанка Российской Федерации, а также Положением о таможенной службе.
Федеральная таможенная служба осуществляет свою деятельностьнепосредственно, через таможенные органы и представительства Службы за рубежомво взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти,органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления,Центральным банком РФ, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральную таможенную службу возглавляет руководитель,назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ попредставлению Министра экономического развития и торговли РФ. РуководительФедеральной таможенной службы имеет заместителей.
Федеральная таможенная служба является юридическим лицом, имеетпечать с изображением Государственного герба Российской Федерации со своимнаименованием, иные печати, штампы и бланки, геральдический знак – эмблему,флаг и вымпел, а также счета в банках. Место нахождения Федеральной таможеннойслужбы – г. Москва.
Региональное таможенное управление (РТУ)действует на основании Общего положения о региональном таможенном управлении,утвержденного приказом ГТК России от 10 октября 2002 г. № 1082.
В каждом из федеральных округов, образованных в соответствии сУказом Президента РФ от 21 июня 2000 г. № 1149 «О полномочномпредставителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» РТУ,являясь связующим звеном между ГТК России и таможнями, таможенными постами наместах, осуществляют организацию, руководство, координацию и контрольдеятельности подчиненных таможен, таможенных постов.
Организуя таможенное дело в регионе деятельности и решая иныезадачи, РТУ взаимодействует с органами государственной власти РФ, органамигосударственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления,физическими и юридическими лицами. РТУ является юридическим лицом, органомдознания и правоохранительным органом.
РТУ вправе вести хозяйственную деятельность, осуществлять функциигосударственного заказчика, обладает правом оперативного управления в отношениизакрепленного имущества, являющегося федеральной собственностью. РТУ ограниченов праве издавать нормативные правовые акты и издает правовые актыненормативного характера.
Создание таможен осуществляетсяисключительно ГТК России с учетом особенностей региона, специфики и объемапассажиро- и товаропотока, а также иных условий[6]. Эти условия определяют количество и категорию таможен в регионе,а также особенности их деятельности.
Таможни, как и таможенные посты, являются таможенными органами,непосредственно осуществляющими таможенное оформление товаров, перемещаемыхчерез таможенную границу РФ. Таможни действуют на основании Общего положения отаможне, утвержденного приказом ГТК России от 10 октября 2002 г. № 1082.
Правовой статус таможни сходен со статусом региональноготаможенного управления. Решая возложенные на нее задачи, таможнявзаимодействует с различными государственными органами РФ и органамигосударственной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления, физическимии юридическими лицами. В непосредственном подчинении таможни находятсятаможенные посты.
Таможня является правоохранительным органом, органом дознания.Таможня является юридическим лицом, она вправе самостоятельно вестихозяйственную деятельность и осуществлять функции государственного заказчика,обладает правом оперативного управления в отношении закрепленного за нейимущества, являющегося федеральной государственной собственностью.
Акцент в деятельности таможни делается в первую очередь напрактической реализации функций таможенного оформления и таможенного контролятоваров, перемещаемых через таможенную границу РФ, на борьбе с контрабандой ииными преступлениями, дознание и проведение неотложных следственных действий, атакже с административными правонарушениями.
Таможня также исполняет ряд задач и функций, стоящих перед ней какорганом, структурно подчиненным вышестоящему таможенному органу. Особенностидеятельности таможен определяются специальными нормативными правовыми актамиГТК России[7].
Таможенный пост действует на основанииОбщего положения о таможенном посте, утвержденного приказом ГТК РФ от 10.10.2002г. №1082.
Таможенный пост входит в единую системутаможенных органов Российской Федерации и осуществляет свою деятельность подобщим руководством ГТК России, руководством РТУ и непосредственным руководствомтаможни. Создание, реорганизацию и ликвидацию таможенного поста осуществляетГТК России.
Таможенный пост решает возложенные на негозадачи непосредственно и во взаимодействии с территориальными органами другихфедеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной властисубъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления юридическими ифизическими лицами.
Таможенный пост, являющийся юридическим лицом, имеет печать сизображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием,иные печати и штампы, самостоятельный баланс, счета в органах федеральногоказначейства, банках и иных кредитных организациях, обладает правомоперативного управления в отношении закрепленного за ним имущества, являющегосяфедеральной государственной собственностью[8].
Таможенные посты в еще большей степени ориентированы на исполнениефункций по таможенному оформлению и таможенному контролю, а также по борьбе садминистративными правонарушениями, производство по которым отнесено КоАП РФ ккомпетенции таможенных органов. Отсутствуют функции, связанные с руководствомподчиненными таможенными органами.
Правовой статус таможенного поста во многом зависит от того,является ли он юридическим лицом. Если это так, его статус сходен со статусомтаможни. Если же таможенный пост не является юридическим лицом, онрассматривается лишь как структурное подразделение таможни.
В ТК РФ впервые получило законодательное закрепление право ГТКРоссии создавать еще и специализированные таможенные органы. Ранее возможностьсоздания специализированных таможенных органов опосредованно была закреплена вприказе ГТК России от 10 января 1996 г. № 12, а позднее в приказе ГТК России от10 октября 2002 г. № 1082 «Об утверждении общих положений о таможенныхорганах Российской Федерации».
Специализация таможенных органов может заключаться как вустановлении для них лишь отдельных правомочий для выполнения некоторых изфункций, возложенных на таможенных органы в целом, так и в возможностисовершения таможенных операций в отношении определенных категорий товаров. Кчислу специализированных относятся Центральное экспертно-криминалистическоерегиональное таможенное управление, оперативные, акцизные и тыловые таможенныеорганы, кинологический центр, а также таможенные органы, специализирующиеся натаможенном оформлении и таможенном контроле товаров, перевозимых воздушнымтранспортом, таможенные органы, специализирующиеся на таможенном оформленииввозимых (вывозимых) драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенные органы,специализирующиеся на таможенном оформлении и таможенном контроле товаров,перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи[9].
Все региональные таможенные управления, таможни и таможенные постыРФ действуют на основании Общих положений о таможенных органах РФ, утвержденныхприказом ГТК России от 10 октября 2002 г. № 1082 «Об утверждении общих положенийо таможенных органах Российской Федерации»./>3. Взаимодействие таможенныхорганов
Система таможенных органов является достаточной для реализациивозложенных на нее функций. Ее единство определяется структурнойвзаимосвязанностью и взаимодействием таможенных органов. Поскольку даннаясистема является системой федерального уровня, ее возглавляет федеральный органисполнительной власти. Имущество всех субъектов данной системы являетсяфедеральной собственностью.
Системе таможенных органов, являющейся строго централизованной,свойственна иерархичность, характеризующаяся отношениями субординации повертикали: федеральный орган исполнительной власти – региональные таможенныеуправления – таможни – таможенные посты (исключение – таможни центральногоподчинения), и вместе с тем отношениями координации и взаимодействия погоризонтали.
Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты,которые являются территориальными органами федерального органа исполнительнойвласти, уполномоченного в области таможенного дела, подчиняются только ему.Этим обусловлен запрет на вмешательство органов государственной властисубъектов РФ, органов местного самоуправления и общественных объединений вдеятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций.
Запрет на вмешательство в деятельность таможенных органовперечисленных в статье органов различных уровней власти объясняется также итем, что в соответствии со ст.71 Конституции РФ таможенное регулированиенаходится в ведении Российской Федерации.
Единство, строгая централизация системы четко прослеживаются и впорядке издания нормативных правовых актов. Только ГТК России вправе издаватьнормативные правовые акты в области таможенного дела, требования к которымизложены в ст.5, 6 ТК РФ. Правовые акты иных субъектов данной системы не могутносить нормативного характера.
«Понятие системы таможенных органов шире простой их совокупности.Для обеспечения деятельности таможенных органов ГТК России создается такжеорганизации некоммерческого характера в форме учреждений, осуществляющиесоциально-культурные и иные функции, которые возложены на таможенные органызаконодательством РФ. Таковыми являются учреждения здравоохранения (Центральнаяполиклиника и Центральный госпиталь ГТК России, санатории и пансионаты,созданные в соответствии со ст.45 Федерального закона «О службе втаможенных органах Российской Федерации»), Главный научно-информационныйвычислительный центр (ГНИВЦ) ГТК России, Российская таможенная академия (РТА)»[10].
Общепризнанные принципы и нормы международного права имеждународные договоры Российской Федерации являются составной частью ееправовой системы.[11]Поэтому развитие интеграционных процессов и необходимость обеспеченияэкономической безопасности Российской Федерации определяют актуальностьдальнейшей активизации международной деятельности Государственного таможенногокомитета (ГТК) России.
Особое внимание уделяется сотрудничеству с таможенными службамиСоюзного государства, государств – членов ЕврАзЭС и государств – участниковСНГ, осуществляемому как на двусторонней, так и на многосторонней основе.
Создание единого таможенного пространства предполагает отменутаможенных пошлин и других ограничительных мер во взаимной торговле междугосударствами – участниками СНГ, а в торговле с третьими странами – принятиеобщего таможенного тарифа, унификацию систем тарифного и нетарифногорегулирования, таможенного законодательства и организации таможенного дела наодинаковых принципах.
Результатом комплексного участия ГТК России в интеграционныхобъединениях – «двойки», «пятерки» и «четверки» –является унификация и упрощение процедур таможенного оформления, установлениеэффективного противодействия таможенным правонарушениям и контрабанде товаров.
Приоритетные направления международного таможенного сотрудничестваРоссии являются дальнейшее расширение правовой базы двустороннегосотрудничества со странами – основными торгово-экономическими партнерамиРоссии, с приграничными государствами, а также со странами, входящими в зонуриска в отношении контрабанды наркотиков и оружия, укрепление сотрудничества вобласти обеспечения собственной безопасности таможенных служб государств –участников СНГ.[12]
Заключение
Таможенное дело относится кведению федеральных органов государственной власти, поэтому все таможенныеорганы являются федеральными органами, их сотрудники – федеральными служащими,их имущество – федеральной собственностью, нормы таможенного права –федеральными нормами.
Таможенные органы, составляют единую систему, представляющую собойподсистему общей системы органов исполнительной власти. Координацию ивзаимодействие таможенных органов обеспечивает Правительство РФ, осуществляющееобщее руководство таможенным делом в Российской Федерации.
Таможенными органами являются: федеральная служба, уполномоченнаяв области таможенного дела; региональные таможенные управления; таможни;таможенные посты. Кроме этого система таможенных органов включает в себя,помимо совокупности таможенных органов, которыми являются региональныетаможенные управления, таможни и таможенные посты, еще и учреждения,создаваемые ГТК России, не являющиеся, однако, правоохранительными органами.Создавая таможенные органы и учреждения, ГТК России осуществляет в отношении ихимущества правомочия собственника.
Система таможенных органов характеризуется иерархичностью, котораяпроявляется в отношениях субординации по вертикали: федеральный органисполнительной власти – региональные таможенные управления – таможни –таможенные посты (исключение – таможни центрального подчинения), и вместе с темотношениями координации и взаимодействия по горизонтали.
Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты,которые являются территориальными органами федерального органа, уполномоченногов области таможенного дела, и подчиняются только ему.
Взаимодействиетаможенных органов осуществляется не только в одной стране, но и намеждународном уровне.
/>/>/>Список литературы
1. Конституция РоссийскойФедерации от 12.12.1993 года. // СПС Гарант
2. Таможенный кодекс РоссийскойФедерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (с изм. и доп. от 23 декабря 2003 г., 29июня, 20 августа 2004 г., 18 июля 2005 г.) // СПС Гарант.
3. ПостановлениеПравительства РФ от 21 августа 2004 г. № 429 «О Федеральной таможеннойслужбе» (с изменениями от 10 июня 2005 г.) // СПС Гарант.
4. Приказ ГТК РФ от 10октября 2002 г. № 1082 «Об утверждении Общего положения о таможенномпосте» (с изменениями от 3 марта, 16 июня 2003 г., 12 января 2005 г.) //СПС Гарант
5. Вельяминов Г.М…Международное экономическое право и процесс (Академический курс): Учебник. –М.: Волтерс Клувер, 2004. // СПС Гарант.
6. Комментарий кТаможенному кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю.Ф. Азарова и Г.В.Баландиной. – «Норма», 2004
7. Трошкина Т.Н.Таможенный кодекс Российской Федерации в вопросах и ответах. – М.: НоваяПравовая культура, 2004