СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 2
1.Таможеннаяполитика графа Е.Ф. Канкрина. протекционизм. введение протекциониского тарифа в1822 году. 3
2. Свободнаяторговля — как источник накопления капитала и формирование слоя частныхпредпринимателей. 7
3.Современные международные торговые и таможенные организации. 10
3.1 Принципысовременных международных организаций. 10
3.2 Современныемеждународные таможенные организации. 11
3.3Современныемеждународные торговые организации. 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 15
Списоклитературы. 16
ВВЕДЕНИЕ
Между сторонниками протекционизма и защитникамисвободы торговли идет давняя полемика. Меркантилисты, впервые обратившиеся канализу внешней торговли и увидевшие в ней источник обогащения государства,были тем не менее страстными поборниками протекционизма — системы мер,направленных на стимулирование национальной экономики и ее защиту отиностранной конкуренции. Первыми экономистами, которые выступили за свободуторговли, по иронии судьбы стали французские физиократы, которые отрицали какуюбы то ни было производительную роль торговли в увеличении богатства нации.Наиболее последовательными защитниками экономического либерализма вообще и международнойторговли в частности явились английские классики, не только разработавшиестройную теорию внешней торговли, но и предложившие конкретную политику в этойобласти. В XX в. в результате войн и экономических кризисов происходилозначительное усиление протекционистской идеологии и практики, и в настоящеевремя она является одним из важных элементов международных экономическихотношений.
В данной работе рассмотрены оба течения. Первая главпосвящена рассмотрению протекционизма, вторая – свободной торговли. Третьяглава посвящена рассмотрению основных принципов и особенностей функционированиясовременных международных торговых и таможенных организаций.
Цель работы – рассмотреть исторические особенностиформирования современной международной экономической политики и факторы,влияющие на нее.
1. Таможенная политика графаЕ.Ф. Канкрина. протекционизм. введение протекциониского тарифа в 1822 году
Граф Егор Фра́нцевич (Георг Людвиг) Канкри́н(27 ноября 1774 — 10 сентября 1845) — писатель и государственный деятель,генерал от инфантерии, министр финансов России в 1823—1844 годах.
В таможенной политике Канкрин строго придерживалсяпротекционизма. Протекционизм — вид внешнеэкономической политики государства,направленной на защиту национальной экономики от конкуренции импорта.Осуществляется с помощью прямого и косвенного ограничения импорта иностранныхтоваров, снижающего их конкурентоспособность в сравнении с товараминационального производства.
После тарифа 1819 года, который, по словам Канкрина,убил у нас фабричное производство, правительство нашло вынужденным прибегнуть ктарифу 1822 года, составленному не без участия Канкрина. Не смотря на то, что атот момент Канкрин еще не был министром финансов, не подлежит никакомусомнению, что, хотя он и не находился тогда у дел, сильно повлиял, как вгосударственном совете, так и иными путями, на отречение правительства отустановленной в 1819 году более либеральной торговой политики. В то времяпоявилась записка, в которой эта система подвергалась беспощадной критике, исам Канкрин признает, что он в качестве министра финансов старался толькоразвить и дополнить начала, положенные в основание этой записки. Трудносомневаться, что автором ее был сам Канкрин и что вообще высокий тариф 1822 годаявляется делом по преимуществу рук Канкрина. Следовательно, и ответственностьза этот тариф должна быть возложена на него.
Канкрин и в прежнее время, и до сих пор осуждаетсяодними и восхваляется другими за его протекционизм.
Когда Канкрин проходил университетский курс, идеиАдама Смита были еще мало распространены в Германии. В начале нынешнегостолетия меркантильная школа имела громких представителей в экономическойнауке; мало того, это направление возродилось с необычайным блеском и силой вконце тридцатых и начале сороковых годов в лице такого замечательногоэкономиста, каким был Лист. Не забудем, кроме того, что и в настоящее времябольшинство государственных людей в Европе придерживаются не фритредерских, апротекционных начал, и что по большей части те экономисты, которые действуют нетолько в кабинете, но и в самой жизни, более или менее склоняются в сторонупротекционизма. Поэтому упрекать Канкрина в его научной отсталости за то, чтоон придерживался протекционных начал, по меньшей мере несправедливо.
С другой стороны, не следует упускать из виду, чторезультаты либерального тарифа 1819 года оказались на первый раз для Россииневыгодными. В 1820 году наши торговые обороты возросли; но в следующем ужегоду они значительно понизились, и такое же понижение произошло в 1822 году, ав 1823-м наши внешние торговые обороты, несмотря на высокий покровительственныйтариф, начали снова увеличиваться. Таким образом, научные начала, воспринятыеКанкриным в молодости, впечатления, вынесенные им в раннем периоде детства народине в Ганау, где население процветало благодаря мануфактурнойпромышленности, его позднейшие размышления над экономическими вопросами,направленные к облегчению участи народных масс и нашедшие себе выражение в егокниге о “Мировом богатстве”, наконец опыт, вынесенный им в первые годы егоуправления министерством финансов, – все это соединилось, чтобы укрепить его впротекционных началах.
Канкрин был по преимуществу ум практический.Отдаленное будущее его занимало меньше, чем требования данной минуты. Когдаречь касалась будущего, он, думая о судьбе горячо им любимого русского народа,представлял себе Россию, пересеченной во всех направлениях железными дорогами,пользующейся благами свободного торгового обмена со всеми народами, но тем неменее он на практике ничего не делал для достижения этой цели. Напротив, онэнергично восставал против свободы торговли, а впоследствии – и против железныхдорог. Однако это не было противоречием, это не было недомыслием слабого ума.Когда он восставал против свободы торговли, он руководствовался опасением, чтоневежественный, неподготовленный к промышленной борьбе русский народ станетжертвой народов, более искушенных в этой отрасли борьбы за существование. Когдаон впоследствии восставал против железных дорог, его страшила мысль о громадныхкапиталах, которые придется затратить на их сооружение, о непосильном бременипроцентов, которое придется нести русскому народу; его страшила и мысль, чтоэти громадные издержки будут на первый раз отчасти непроизводительны, потомучто громоздкое русское сырье не представляет собой удобного груза для перевозкипо рельсовым путям. Тут с Канкриным повторилось то же, что и в вопросе обосвобождении крестьян: будучи страстным сторонником освобождения, он предложилпрограмму, которая его отсрочивала на многие десятилетия. Он думал, что быстроерешение этой грандиозной реформы может нанести самому народу во многихотношениях большой экономический вред.
Можно ли, однако, утверждать, что Канкрин не сознавали опасности защищаемого им протекционизма? Внимательное чтение его трудов непозволяет отвечать на этот вопрос утвердительно. Канкрин видел, что все народы,не исключая и английского, придерживаются на практике охранительной системы. Неследует забывать, что, как в конце прошлого столетия, так и в конце нынешнего,Англия занимала первенствующее, почти исключительное положение в нашей внешнейторговле: все товары, которые мы выписывали из-за границы, были английские;Англии же мы продавали почти исключительно наше сырье. Континентальная система,к которой мы примкнули в угоду Наполеону I, нанесла большой вред нашемународному благосостоянию, так что император Александр I вынужден был в 1809году облегчить нашу внешнюю торговлю, открыв архангельский, рижский, ревельскийи петербургский порты для всех товаров, доставляемых морем из “Тенерифа”. Этобыло, в сущности, полным нарушением континентальной системы, потому чтоанглийские корабли, прибывавшие к нам под флагом Тенерифа, привозили наминостранные товары и увозили наши. Пострадав так сильно от континентальнойсистемы, Россия охотно усвоила себе либеральную теорию известного экономистаШторха, горячего последователя Смита, и своими тарифами, особенно в 1817 и 1819годах, открыла иностранным товарам почти свободный доступ в пределы России.
Но тем временем другие страны одумались, – одумалась исама Англия. Ее товары имели свободный доступ в Россию, а наши товары недопускались в Англию. Таким образом, и нашей, еле зарождавшейся,промышленности, и нашему земледелию был нанесен чувствительный удар, и тариф 24марта 1822 года как бы послужил признанием совершенной нами при данныхобстоятельствах ошибки.
Канкрин придерживался в международных торговыхотношениях дарвиновского принципа о борьбе за существование, в которой погибаетвсегда слабый. Он думал защитить русский народ, вступая в решительнуютаможенную борьбу с теми, кто в силах и намерен его эксплуатировать. Но в то жевремя он утверждал, что эта цель не будет достигнута запретительными иличрезмерно высокими пошлинами.
“Если, – говорит он в одном из своих трудов, –подобными пошлинами имеется в виду поднять отечественное мануфактурноепроизводство, то этот взгляд ошибочен: с одной стороны, предоставляя фабрикаммонополию, они остановят успехи промышленности; с другой – они заставят одну частьнарода платить чрезмерные цены, следовательно, обессилят многие отраслипроизводства и возложат на народ жертвы, которые могли бы найти себе лучшееприменение”.
Таким образом, после тарифа 1819 года, который, пословам Канкрина, убил у нас фабричное производство, правительство нашловынужденным прибегнуть к тарифу 1822 года, составленному преимущественноКанкриным. За время его управления министерством финансов состоялись частныеповышения окладов тарифа, завершившиеся в 1841 году общим его пересмотром. Взаградительных таможенных пошлинах Канкрин видел не только средствопокровительства русской промышленности, но также и способ получения дохода слиц привилегированных, свободных от прямых налогов. Понимая, что именно присистеме протекционизма особенно важно поднятие общего технического образования,Канкрин основал в Санкт-Петербурге Технологический институт и способствовализданию полезных сочинений в этой области. Он заботился также об улучшенииотчетности и внесении большего порядка в финансовое управление. До него смета опредстоящих доходах и расходах представлялась в Государственный совет весьманеаккуратно и в крайне несовершенной форме, а отчет о расходах уже исполненных— лишь через несколько лет; о расходах 1812 и 1813 годов совсем не было представленоотчета. Канкрин принял меры к исправлению этого недостатка.
2. Свободная торговля — как источник накоплениякапитала и формирование слоя частных предпринимателей
таможенная политика свободная торговля
Свободная торговля — это политика государства,базирующаяся на принципе сравнительных издержек, направленная на созданиеблагоприятного торгово-экономического климата с целью эффективного размещенияресурсов и роста благосостояния страны.
На современном языке вопрос о свободной торговлесводится к следующему убедительному выводу. Благодаря свободной торговле,базирующейся на принципе сравнительных издержек, мировая экономика можетдостигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровняматериального благосостояния. Структура ресурсов и уровень технологическийзнаний каждой страны различны. Следовательно, каждая страна может производитьопределенные товары с разными реальными издержками. Каждая страна должнапроизводить те товары, издержки производства которых относительно ниже издержекв других странах, и обменивать товары, на которых она специализируется, напродукты, издержки производства которых в стране выше относительно другихстран. Если каждая страна будет поступать таким образом, мир может в полной степенииспользовать преимущества географической и человеческой специализации. То естьмир — и каждая свободно торгующая страна — может получить больший реальныйдоход от использования того объема ресурсов, которыми они располагают.Протекционизм — барьеры на пути свободной торговли — уменьшают или сводят, нанет выгоды от специализации. Если страны не могут свободно торговать, онидолжны перебросить ресурсы с эффективного их использования на неэффективное вцелях удовлетворения своих разнообразных потребностей.
Побочная выгода от свободной торговли заключается втом, что последняя стимулирует конкуренцию и ограничивает монополию. Возросшаяконкуренция иностранных фирм заставляет местные фирмы переходить кпроизводственным технологиям с более низкими издержками. Это также вынуждаетвводить новшества и держать руку на пульсе технического прогресса, повышаякачество продукции и используя новые методы производства, и таким образомсодействовать экономическому росту. Свободная торговля предоставляетпотребителям возможность выбора из более широкого ассортимента продукции.Причины, по которым следует отдать предпочтение торговле, в сущности, те же, покоторым необходимо стимулировать конкуренцию. Поэтому нет ничего удивительногов том, что подавляющее большинство экономистов оценивает свободную торговлю какэкономически обоснованное явление.
Преимущества свободы торговли достаточно многогранны идоказываются как теорией, так и практикой.
Во-первых, свободная торговля позволяет улучшитьблагосостояние торгующих наций, так как открывает возможности международнойспециализации производства и обмена на основе принципа сравнительныхпреимуществ. Рост благосостояния происходит за счет выигрыша, получаемого отмеждународной торговли. Классики предлагали измерять этотвыигрыш разницей междунормой прибыли в условиях международного обмена товарами и нормой прибыли приего отсутствии. А. Маршалл использовал другой метод — определение величиныизлишков (прибылей) производителей и потребителей продукции.
Во-вторых, свободная торговля облегчает развитиеконкуренции и поддерживает дух новаторства не только среди национальныхпроизводителей, но и в отношениях с другими странами. Это в конечном счетеспособствует повышению качества выпускаемой продукции.
В-третьих, свободная торговля открывает возможностидля расширения рынков и, следовательно, для международной концентрациипроизводства и массового выпуска товаров, выгодного потребителям.
В-четвертых, свободная торговля служит основойоптимизации распределения производственных ресурсов между странами и такой ихмеждународной комбинации, которая значительно повышает эффективность ихиспользования.
Рекомендации сторонников свободной торговли(фритрейдерства = free trade) способствовали экономическому росту и процветаниюмногих стран, вставших на путь открытой экономики.
Движение фритрейдеров зародилось в Англии в последнейтрети XVIII в. и было связано с происходившим там промышленным переворотом.Борьба английских фритрейдеров была направлена против аграрных пошлин,поддерживавших высокие цены на сельскохозяйственную продукцию, которыесдерживали развитие фабричного производства, а также на снижение таможенныхпошлин во взаимной торговле с другими странами, которое способствовало быувеличению вывоза английских товаров за границу.
Под давлением фритрейдеров в 20-е гг. XIX в. в Англиибыла проведена реформа таможенной системы, в ходе которой были отменены илизначительно снижены пошлины на многие товары. В середине XIX в. фритрейдерствоодержало полную победу в Англии, что в значительной степени способствовалопревращению ее к этому времени в наиболее развитую страну мира. Во второйполовине XIX в. тенденции фритрейдерства стали проявляться и в торговойполитике Франции (1852 — 1870 гг.), России (1850 — 1860 гг.) и других стран.
В XX в. после второй мировой войны устранение многихпрепятствий на пути свободного обмена способствовало беспрецедентномуэкономическому и социальному развитию большинства стран мира, и прежде всеготех, которые дальше других пошли по пути либерализации внешней торговли (созданиезон свободной торговли, таможенных союзов, региональных рынков). Напротив,страны, вставшие на путь автаркии, защиты своей экономики от влиянияиностранной конкуренции, вынуждены были со временем изменить свой курс ипровести более или менее глубокие реформы внешнеэкономических связей,направленные на освобождение внешней торговли от чрезмерного государственноговмешательства.
3. Современныемеждународные торговые и таможенные организации 3.1 Принципысовременных международных организаций
В современном мире международные организации являютсяосновным организатором общения государств. Международная организация – этообъединение государств в соответствии с международным правом и на основе международногодоговора для осуществления сотрудничества в политической, экономической,культурной, научно-технической, правовой и иных областях имеющая необходимуюдля этого систему органов, права и обязанности, производные от прав иобязанностей государств в автономную волю, объём которой определяется волейгосударств – членов. Современные международные организации делятся на 2основных типа: межправительственные и не правительственные организации. Роль итех и других значительна и все они способствуют общению государств в различныхсферах жизни. Но все же два данных типа имеют свои особенности, признаки.
Любая межправительственная организация должнаобладать, по крайней мере, шестью признаками.
Во-первых она создаётся в соответствии с международнымправом. Это наиболее существенный признак, имеющий решающее значение. Любаяправительственная организация должна быть создана на правомерной основе, аименно организация не должна ущемлять интересы отдельного государства имеждународного сообщества вцелом.
Кроме того, любая международная организация создаётсяна основе международного договора (конвенции, соглашения, трактата, протокола ит.д.). Сторонами такого договора являются суверенные государства, а в последниевремя участниками международных организаций также межправительственныеорганизации. Например, ЕС является членом многих международных рыболовныхорганизаций.
Цель создания любой международной организациизаключается в объединении усилий государств в той или иной области.
Очень важно для каждой международной организации иметь соответствующуюорганизационную структуру. Этот признак как бы подтверждает постоянный характерорганизации и тем самым отличает её от многочисленных других форммеждународного сотрудничества. Межправительственные организации имеют штаб-квартиры,членов в лице суверенных государств и вспомогательные органы. 3.2 Современные международные таможенные организации
Теперь перейдем к рассмотрению непосредственнотаможенных организаций.
Всемирная таможенная организация (ВТО) — межправительственная организация по вопросам таможни.
ВТО основана 15 декабря 1950 года в Брюсселе, где былиподписаны три конвенции — Конвенция о создании Совета таможенногосотрудничества, Конвенция об оценке таможенных пошлин и Конвенция о таможеннойноменклатуре. Конвенции вступили в силу соответственно 4 ноября 1952 года, 28июля 1953 года и 11 сентября 1959 года.
Учредительная сессия Совета таможенногосотрудничества, в которой приняли участие таможенные службы 17 стран Европы,состоялась 26 января 1953 года. Поэтому Международный день таможенника каждыйгод отмечается 26 января.
Со временем Совет таможенного сотрудничествапревратился в организацию всемирного масштаба. В октябре 1994 он былпереименован во Всемирную таможенную организацию.
В настоящее время ВТО объединяет 169 государств.Россия, правопреемница СССР, является членом ВТО с 1992 года. В июле 2000 годарусскому языку был придан статус рабочего языка Всемирной таможеннойорганизации (наряду с английским, французским и испанским) для использованияего в так называемой гармонизированной системе описания и кодирования товаров.
Главными задачами организации с момента ее созданияявляются гармонизация и унификация таможенных систем, совершенствованиетаможенного законодательства, развитие международного сотрудничества.
ВТО поддерживает тесные контакты с Интерполом, службойООН по контролю над наркотиками, контртеррористическим комитетом Совбеза ООН.
В июне 2005 года Советом ВТО были приняты Рамочныестандарты безопасности и облегчения мировой торговли, цель которых — упроститьтаможенные процедуры, защитить каналы международной торговли от ихиспользования террористическими организациями и преступными синдикатами исделать торговые и таможенные механизмы прозрачными. Основными принципамисистемы, которая будет применяться таможенными службами в мире, являютсяпереход к автоматическим таможенным процедурам (когда таможня работает наоснове данных, предоставляемых компаниями, и осуществляет лишь выборочныйконтроль), предварительный обмен данными автоматизированным способом, созданиетехнологий контроля транспортных средств и контейнеров, а также создание партнерскихотношений с бизнесом.
Генеральный секретарь ВТО Мишель Данэ в январе 2006года принял участие в заседании Совета руководителей таможенных служб СНГ вСанкт-Петербурге, где представил стратегию внедрения Рамочных стандартов.3.3 Современныемеждународные торговые организации
Устав международной торговой организации был выработанна конференции ООН по торговле и занятости в Гаване, на Кубе, проводившейся 21ноября 1947 г — 24 марта 1948 г; известен как Гаванский устав. В процессератификации отдельными странами Гаванского устава в 1947 г, помимо другихвопросов, было обсуждено временное соглашение о торговле и тарифах — Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Членство США в УставеМеждународной торговой организации (МТО) рассматривалось как жизненно важное,поэтому отказ Сената США 1950 г от такого членства и решение США не добиватьсяего ратификации привело к резкому падению его значения. Вместо этого ГАТТ сталодействовать как Международный торговый кодекс и правила по тарифам безоформленной постоянно действующей организационной структуры и секретариата. В1955 г учредители ГАТТ возобновили предложение о создании организационнойструктуры для осуществления его целей под названием Организация торговогосотрудничества (ОТС). Она должна была состоять из секретариата, исполнительногокомитета из 17 членов и ассамблеи, состоящей из всех наций, подписавших ГАТТ.Этот постоянный административный орган получил бы право заниматься торговымиспорами или жалобами о нарушениях ГАТТ, имея исполнительные и судебныеполномочия. Протокол МТО подписан представителем Госдепартамента США 21 марта1955 г: для создания организации требовалась ратификация Конгрессом, которая,как и в случае с уставом МТО, не была осуществлена, хотя протокол был внесен вКонгресс по рекомендации президента 14 апреля 1955 г. По этой причине ГАТТпродолжало активно использоваться как инструмент международных многостороннихтарифных соглашений и средство устранения торговых ограничений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время в период быстрого развитиянаучно-технического прогресса невозможно существование государств без ихвзаимодействия. Их взаимодействие может осуществляться как через экономические,так и политические отношения. В современном мире именно с помощью международныхорганизаций осуществляется сотрудничество между государствами. Международныеорганизации не только регулируют межгосударственные отношения, но и принимаютрешения по глобальным вопросам современности. В данной работе показаныособенности исторического формирования таможенных и торговых международныхорганизаций и принципы их работы в настоящее время. На сегодняшний деньсуществует много острых вопросов. Каждая международная организация призванарешать данные вопросы.
Кроме того, в этой работе отражена историявозникновения международных организаций, для создания которых было необходимо,чтобы в мире произошли определённые исторические события, которые привели бычеловечество к мысли о взаимодействие. Историческое познание о созданиямеждународных организаций позволяет проследить весь сложный путь возникновениявзаимодействия между государствами. Рассматривая вопрос с исторической стороны,можно понять на каких принципах основывались, и как совершенствовалисьмеждународные отношения, и к чему стремится человечество.
Рассмотрев международные организации и особенности ихсоздания и поняв принципы, на которых они создаются, необходимо отметить, чтомеждународные организации представляют собой определенную систему, котораяоснована как на договорных, так и на юридических нормах. Все отношения, которыесуществуют между государствами регулируются самими государствами черезсозданные ими международные организации.
Список литературы
1. Зайцева О. Г. Международныемежправительственные организации.
2. Моравецкий. В. Функциимеждународные организаций. 1997г..
3. А.Киреев “Международнаяэкономика'', часть ІІ, Москва, 1999г. (478 стор.)
4. Что такое М/>ВФ?, Москва, 1997г.(35 стр.)