Содержание
Введение
1. Государственное регулирование ВЭД
2. Механизм государственного регулирования ВЭД
2.1. Методы государственного регулирования ВЭД
2.2. Субъекты ВЭД
2.3. Регламентирование ВЭД
3. Таможенная политика
3.1. Содержание таможенной политики
3.2. Реализация государственной таможенной политики
3.3. Государственное программирование ВЭД
Заключение
Библиографическийсписок
Приложение
309346 внешнеэкономическая деятельность таможенная политика
Введение
Россия очень давновступила в международные экономические отношения. Однако, в зависимости отгосподствующей в стране социально-политической и экономической системы, рольразличных субъектов общества в участии и управлении внешнеэкономическойдеятельностью менялась. Сегодня в России значение открытости и интеграции вмировое хозяйство бесконечно возрастает.
Материальной формойвнешнеэкономических отношений является внешнеэкономическая деятельность (ВЭД).ВЭД представляет собой совокупность производственно-хозяйственных,организационно-экономических и оперативно-коммерческих функцийэкспортоориентированных предприятий с учетом избранной внешнеэкономическойстратегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера.
ВЭД относится к рыночной сфере,базируется на критериях предпринимательской деятельности, структурной связи спроизводством и отличается правовой автономностью и экономической, юридическойнезависимостью от отраслевой ведомственной опеки.
В связи с желаниемроссийских предприятий и организаций освободиться от жесткого контроля состороны государства за проведением внешнеторговых операций в России сложилсянеобоснованно заниженный по значению механизм государственного регулирования иконтроля, что способствовало падению конкурентных позиций многих статейроссийского экспорта, поскольку в настоящее время на мировых рынках развиваетсяконкуренция поставщиков отдельных стран, поддерживаемая и подкрепляемая силой имощью правительственных органов и ассоциаций. Изучение опыта зарубежных странсвидетельствует о значительной роли государства в организации и регулированиивнешнеэкономической деятельности и ее особом усилении в периоды экономических идругих трудностей, спадов деловой активности и кризисов.
309346 внешнеэкономическая деятельность таможенная политика
1. Государственное регулирование ВЭД
Внешнеэкономическаядеятельность (ВЭД) в странах с рыночной и переходной экономикой регулируетсярынком и государством.
Механизм рыночного регулирования ВЭД – это общиймеханизм рынка с присущими ему принципами, правилами, нормами деятельности иповедения, но действующий в особой сфере. Специфика внешнеэкономической сферы,в которой субъектами отношений наряду с фирмами выступают национальныегосударства, их союзы и объединения, международные организации, реализующиесвои особые, часто противоречивые цели, сказывается на механизме еерегулирования, требует обязательного участия государства в этом процессе.
Государственное регулирование ВЭД – этопродолжение внутрихозяйственной функции государства, но реализующееся в особойформе; это комплекс правовых, административных, экономических, организационныхи иных мер воздействия государства в лице его органов на экономическиеотношения участников ВЭД в соответствии с национально–государственнымиинтересами, целями, задачами[1].
Функциигосударственного регулирования ВЭД:
1) системообразующие:
• разгосударствление,отмена государственной монополии ВЭД;
• формированиеконкурентной среды, курс на открытость экономики;
• формирование порядокаосуществления ВЭД;
2) системоутверждающие:
• структурнаятрансформация, обеспечение конкурентоспособности на мировых рынках;
• рост уровня икачества жизни;
3)системовоспроизводящие:
• достижениеустойчивого экономического развития;
• обеспечение и защитаобщенациональных экономических интересов в мировой экономике;
• упрочение ирасширение поля страны в мировом экономическом и политическом пространстве.
Реализация этих функцийнацелена на повышение эффективности механизма регулирования ВЭД, имеющейэкономическую, социальную и адаптационную составляющие. Экономическаяэффективность заключается в обеспечении расширенного воспроизводства идостижении экономического роста; социальная – в повышении уровня и качестважизни населения; адаптационная – в интеграции в мировую экономику какполноправного члена.
Механизмгосударственного регулирования ВЭД – совокупность правовых, финансово–экономическихи организационно–управленческих форм, методов и инструментов, с помощью которыхгосударство стимулирует, координирует и регламентирует деятельность субъектов всфере внешнеэкономических связей соответственно целям и задачам.
Причины,которые обусловливают регулирование ВЭД:
· интенсификация международных экономических связей инеобходимость интеграции в мировую экономику;
· потребность использования преимуществ международногоразделения труда и возможностей мирового рынка;
· ускорение рыночного реформированиястраны для повышенияэффективности национальной экономики.
Цели государственного регулирования внешнеэкономической деятельности вРоссийской Федерации[2]:
— формирование благоприятного правового климата для внешнеэкономическойдеятельности хозяйствующих субъектов;
— стимулирование осуществления хозяйствующими субъектами внешнеэкономическихсделок по приоритетным направлениям;
— обеспечение условий эффективной внешнеэкономической деятельности хозяйствующихсубъектов, в том числе создание соответствующей инфраструктуры;
— координация участия страны в международном разделении и кооперированиипроизводства, продвижение наукоемкой конкурентоспособной отечественнойпродукции на новые рынки;
— совершенствование структуры внешнеэкономической деятельности;
— регулирование экономических отношений на межстрановом и региональном уровнях;
— обеспечение отечественным экспортерам за рубежом экономической поддержки иправовой защищенности;
— регулирование платежного баланса страны;
— формирование благоприятного имиджа страны, ее регионов и фирм.
Государственноерегулирование ВЭД в России в условиях переходной экономики должноосуществляться в соответствии со следующими основными принципами:
· единствовнешнеэкономической политики и национальной (внутренней) экономическойполитики;
· единствосистемы государственного регулирования и контроля за его реализацией;
· переносцентра тяжести регулирования ВЭД с административных на экономические методы;
· четкоеразграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов в областиуправления ВЭД;
· обеспечениеравенства всех участников ВЭД.
2. Механизм государственного регулирования ВЭД
Спецификавнешнеэкономической сферы сказывается и на механизме ее государственногорегулирования в той или иной стране, проявляется в выборе и ранжировании еецелей, методов, инструментов, объектов, а также во взаимодействии субъектов.
Сам механизмгосударственного регулирования ВЭД может быть структурирован следующим образом(см. рис.1)[3]:
/>
Рис. 1. Механизм государственногорегулирования ВЭД
Механизмцелеобразования представляет собой совокупность принципов и нормативов,предопределяющих состав и величину целевых параметров по всей совокупностиинтересов – общегосударственного, корпоративных, частных (см. табл. 1). Призванопределить, на что направлено государственное воздействие, каков должен бытьрезультат.
Экономический механизмобразует базис, объективную основу механизма государственного регулирования ВЭДи представлен системой экономических отношений, складывающихся вовнешнеэкономической сфере по поводу реализации государственных, корпоративных,индивидуальных целей и интересов.
Механизм управленияпредставляет собой направляющее воздействие государственных органов власти навнешнеэкономическую сферу с использованием определенного инструментария наоснове созданной правовой базы. Таким образом, в механизм управления ВЭДвключены государственные органы власти, нормативные правовые основы иинструменты воздействия.
Таблица 1. Цели иинтересы участников ВЭД по уровням
Уровень целеобразования
Цели и интересы Общегосударственный Политическая и социальная стабильность Обеспечение устойчивого развития экономики страны Региональный Эффективное функционирование систем жизнеобеспечения населения Наполнение бюджета Социальная защита населения Экологическая безопасность Комплексное развитие региона Корпоративный Обеспечение эффективного развития Максимизация прибыли Индивидуально–частный Стабильный доход семьи
Механизмгосударственного регулирования ВЭД призван обеспечить баланс взаимныхинтересов, согласование функций, прав и ответственности субъектоввнешнеэкономического комплекса на макро–, мезо– и микроуровнях регулирования (см.приложение А)[4].
2.1.Методы государственного регулирования ВЭД
К методам государственного регулирования ВЭДотносятся административно–правовые и экономические методы[5].
Административно–правовые методы включают:
–законодательное обеспечение ВЭД (принятие законов, разработка процедур иустановление норм);
–контроль за соблюдением законов, процедур и норм, применение санкций за ихнарушение;
–принятие и выполнение принудительных административных и юридических решений поотношению к государственным и негосударственным компаниям (закрытиекомпаний–банкротов, разукрупнение монополистов и др.);
–выдачу разрешений, наложение запретов и ограничений на деятельностьхозяйствующих субъектов.
К экономическим методам относятся:
–воздействие на поведение хозяйствующих субъектов путем регулирования внутреннихцен и тарифов, валютного курса, других финансовых параметров и инструментов;
–осуществление непосредственной хозяйственной деятельности с целью производстваобщественных благ;
–перераспределение финансовых потоков с помощью налогов, пошлин, субсидий,дотаций и иных методов финансирования.
В современном мирепровозглашен приоритет экономических средств регулирования[6].В то же время в условиях переходной экономики России содержание мергосударственного регулирования ВЭД должно определяться прагматическим путем вконтексте макроэкономической и микроэкономической стратегии развития народногохозяйства с учетом его реальной структуры. Чем более стабильна национальнаяэкономика, чем более гармоничны пропорции между различными ее отраслями,взаимоотношения ее с мировым хозяйством, тем меньше нуждается она вадминистративных мерах государственного регулирования. Российская экономика всееще переживает сложный переходный период она крайне диспропорциональна. Поэтомуей нужен весь арсенал возможных средств государственного регулирования ВЭД.
В качестве инструментов регулирования ВЭД правительстваиспользуют таможенный тариф, нетарифные ограничения, кредитные средствафорсирования экспорта, налоговые льготы и субсидии.
Объектами государственного регулирования ВЭДявляются ее участники (физические и юридические лица) в сферах:
–внешняя торговля;
–международное движение капитала;
–международные валютные и кредитные отношения;
–научно–технический и культурный обмен;
–международное перемещение рабочей силы;
–туризм.
2.2. Субъекты ВЭД
Субъекты государственного регулированиявнешнеэкономической деятельности представлены федеральными и региональнымиорганами управления. На федеральном уровне это Президент Российской Федерации,Законодательное собрание, Правительство, Центральный Банк, Министерствоэкономического развития и торговли, независимые организации (национальные союзыи ассоциации) и др. На региональном уровне это администрации субъектовФедерации и их структурные подразделения.
Всоответствии с законодательством ПрезидентРФ наделен следующимифункциями[7]:
• осуществлятьобщее руководство государственной внешнеэкономической политикой (в частности,подписывать законы и издавать указы по ключевым ее направлениям);
• подписыватьмеждународные соглашения, представлять Россию на соответствующих международныхфорумах;
• регулироватьвоенно–техническое сотрудничество;
• определятьусловия экспорта драгоценных камней, металлов, расщепляющихся материалов.
ГосударственнаяДума и Совет Федерации разрабатывают и принимают законы,регламентирующие ВЭД, через соответствующие комитеты и комиссии участвуют вруководстве ВЭД на государственном уровне, заслушивают отчеты руководителейведомств.
ПравительствоРФ выполняетследующие функции[8]:
• проводитв стране единую внешнеэкономическую политику, осуществляет разработкусоответствующих программ;
• участвуетв организации и проведении международных переговоров;
• участвуетв формировании экспортного и импортного режимов;
• осуществляетуправление федеральной российской собственностью за рубежом;
• регулируетвеличины ставок таможенного тарифа;
• принимаетконкретные меры по защите внутреннего рынка от массированного импорта;
• разрабатываети осуществляет мероприятия по реализации указов
Президента РФ.
Специальнымгосударственным органом регулирования ВЭД является Министерство внешнихэкономических связей (МВЭС) РФ. В его функции входят:
• государственноерегулирование ВЭД (разработка рекомендаций по совершенствованию нормативно–правовойбазы ВЭД; тарифное и нетарифное регулирование деятельности участников ВЭД;защита внутреннего рынка и интересов отечественных экспортеров; участие ввалютном и экспортном контроле РФ; организация импортных поставок дляфедеральных государственных нужд; контроль за обеспечением государственныхинтересов и т.д.);
• координациядействий российских участников ВЭД (разработка мер по совершенствованиювнешнеэкономической политики; координация действий федеральных властей ирегионов в сфере ВЭД;
• совершенствованиеинституциональной организационной структуры управления ВЭД; координациядействий российских экспортеров и т.д.);
• оценкаперспектив и текущего состояния внешнеэкономических связей РФ (анализ и прогнозмировой экономической конъюнктуры;
• участиев разработке платежного баланса, ведение внешнеэкономической статистики;анализ эффективности ВЭД и разработка мер по повышению ее уровня);
• кадровоеи информационное обеспечение ВЭД (подготовка и повышение квалификацииспециалистов по ВЭД;
• формированиеединой информационной системы, выпуск соответствующих специальных изданий;
• консультированиеучастников ВЭД; содействие проведению выставок, ярмарок, презентаций);
• созданиеблагоприятного режима внешнеэкономического сотрудничества с иностраннымигосударствами (подписание двусторонних межправительственных договоров ипротоколов;
• участиев деятельности соответствующих международных организаций;
• борьбапротив дискриминации российских экспортеров, обеспечение равноправнойинтеграции РФ в мировое хозяйство, участие в разрешении спорных ситуаций намежправительственном уровне и т.д.);
• участиев экспортно–импортных операциях по ряду товарных групп черезвнешнеэкономические объединения, входящие в систему МВЭС («Продинторг», «Росвнешторг»и др.);
• руководстводеятельностью торговых представительств РФ и аппаратов торгового советника припосольствах РФ за рубежом, аппаратов уполномоченных МВЭС в субъектах РФ.
Всистему МВЭС входят:
1.Центральный аппарат (департаменты: поддержки промышленного экспорта;координации ВЭД; многостороннего экономического сотрудничества; регулированияВЭД; экономики и информации; валютно–финан–совый и др. Центральный аппаратимеет также ряд отделов и управлений).
2.Внешнеэкономическиеобъединения, осуществляющие внешнеторговую деятельность по определеннойноменклатуре товаров.
3.Всероссийскаяакадемия внешней торговли, осуществляющая подготовку руководящих работников испециалистов в сфере ВЭД для работы в международных экономическихорганизациях.
4.Всероссийскийнаучно–исследовательский конъюнктурный институт (ВНИКИ). Его сотрудникиизучают общие проблемы мирохозяйственных связей, конкретные конъюнктурныевопросы основных товарных рынков. Предоставляются платные информационно–консультационныеуслуги участникам ВЭД. Выполняются соответствующие заказные работы, издаетсяБюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ). Объединение информационногообеспечения и автоматизированной обработки данных (ИнформВЭС). Оно являетсягенеральным подрядчиком при разработке и внедрении информационных систем,обеспечивающих выполнение функций регулирования, координации ВЭД, внедренииавтоматизированной системы валютного и экспортного контроля. Оно обеспечиваетинформационное обслуживание центрального аппарата МВЭС и его уполномоченных наместах, снабжает информацией торгпредства РФ за рубежом, а также собственноучастников ВЭД.
Вусловиях децентрализации управления ВЭД особую роль играет институтуполномоченных МВЭС в регионах. К их важнейшим функциям относятся[9]:
• проведениеобщегосударственной политики в сфере ВЭД на всей территории России, общийгосударственный надзор;
• обеспечениеразграничения прав и ответственности в сфере ВЭД между федерацией и регионами;
• оказаниевозможного содействия региональным участникам ВЭД в налаживании деловыхконтактов и выходе на внешние рынки;
• помощьрегиональным властям в подготовке и осуществлении государственных ирегиональных программ международного сотрудничества;
• регистрацияэкспортных контрактов для стратегически важных сырьевых товаров.
Вструктуре МВЭС важное место занимают торговые представительства РФ за рубежом.Их задачи:
• защитаи представительство интересов российских участников ВЭД в стране пребывания,снабжение их необходимой информацией, оказание консультационных услуг;
• контрольза соблюдением резидентами страны размещения торгпредств и российскихучастников ВЭД межгосударственных соглашений;
• содействиев установлении и расширении деловых контактов между фирмами соответствующих государств;
• сбори анализ конъюнктурной информации в стране пребывания.
Министерствоэкономики, помимо разработки и проведения единойгосударственной социально–экономической политики в целом, также играет важнуюроль в управлении ВЭД России. Согласно утвержденному 26 августа 1995 г. Положению о Министерстве экономики Российской Федерации оно участвует в разработкепредложений по экономической политике в сфере международного сотрудничества,совершенствованию механизма государственного регулирования внешнеэкономическихсвязей, осуществлению совместных проектов и программ, участвует в составленииплатежного баланса страны. Министерством разрабатываются и осуществляются мерыпо привлечению иностранных инвестиций, размещению российского капитала зарубежом. Оно координирует взаимодействие с международными финансовымиинститутами. Этими вопросами заняты: департаменты международногоинвестиционного сотрудничества; ВЭД; экономического сотрудничества сгосударствами – участниками СНГ; инвестиционной политики.
Министерствофинансов регулирует кредитно–денежную сферу, по соглашению сдругими ведомствами вносит в правительство предложения об изменении ставокимпортных и экспортных таможенных пошлин. Оно регулирует систему налогообложения,в том числе при осуществлении ВЭД, определяет методические основы разработкиплатежного баланса.
Центральныйбанк России определяет совместно с Министерством финансовусловия и порядок финансирования ВЭД, активно участвует в совершенствованиисоответствующего законодательства, регулирует валютные операции и курс рубляпо отношению к валютам другим государств, вывоз российского капитала, выдаетлицензии коммерческим банкам на осуществление валютных операций. Центральныйбанк участвует в осуществлении валютного контроля по экспорту и импорту.
Государственныйкомитет РФ по науке и технологиям призван контролироватьи координировать международное научно–техническое сотрудничество,финансирование международных проектов, принимать участие в подготовке иподписании соответствующих межправительственных соглашений, в совершенствованиизаконодательной базы международных научно–технических связей.
Государственныйтаможенный комитет (ГТК) – ФТС непосредственно подчиненПрезиденту РФ и выполняет следующие функции[10]:
• осуществляетконтроль за пересечением государственной границы РФ гражданами и грузами,декларированием соответствующих грузов и имущества;
• принимаетучастие в изменениях ставок таможенных пошлин и размеров таможенных сборов;
• участвуетв формировании доходной части федерального бюджета РФ посредством взиманиятаможенных пошлин, сборов, штрафов, конфискации грузов, финансовых средствимущества граждан;
• осуществляетзащиту экономических и иных интересов России через борьбу с незаконным вывозомгрузов, ценностей и т.д. из России и путем предотвращения незаконного ввоза встрану оружия, отходов и т.д.;
• ведеттаможенную статистику;
• принимаетучастие в валютном и экспортном контроле;
• принимаетучастие в разработке таможенного законодательства и таможенной политики РФ вобеспечении реализации последней.
Торгово–промышленнаяпалата (ТПП) РФ является негосударственной некоммерческойобщественной организацией. Она призвана содействовать всем формампредпринимательства в России, а также содействовать развитию разнообразногомеждународного сотрудничества. Она состоит из региональных палат, объединяющихнесколько тысяч предприятий и организаций, различных их союзов и объединений.Ее деятельность регулируется Федеральным законом «О торгово–промышленныхпалатах в Российской Федерации», подписанным Президентом РФ 7 июля 1993 г.
ЗадачамиТПП в сфере ВЭД являются:
• содействиеразвитию экспорта российской продукции;
• оказаниепомощи российским участникам ВЭД в их внешнеторговых операциях, освоении новыхформ международного экономического и научно–технического сотрудничества;
• организациямероприятий по обучению и повышению квалификации российских предпринимателей всфере ВЭД;
• помощьзарубежным предпринимателям в нахождении надежных российских партнеров.
ТППимеет 18 представительств за рубежом и участвует в деятельности 8 смешанныхмеждународных палат. При ТПП РФ действуют: Международный коммерческийарбитражный суд, Морская арбитражная комиссия, Третейский суд для разрешенияэкономических споров.
Всистему ТПП входят следующие внешнеэкономические предприятия: АО «Совинцентр», ЗАО«Экспоцентр», ВО «Союзэкспертиза», «Союзпатент», ВЭ рекламное агентство «Северо»,Внешнеэкономическое предприятие «Внешэкономсервис».
Существуютотраслевые объединения производителей и экспортеров (свыше15), включая «Союз нефтеэкспортеров России», «Всероссийскуюассоциациюрыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров», «Международныйсоюз машиностроителей», «Совет производителей и экспортеров черных металлов» идр. Их основные задачи[11]:
· координацияценовой политики российских экспортеров;
· представительствои защита общих интересов на мировых рынках;
· созданиесистемы контроля количества, качества и цены экспортных товаров;
· участиев разработке российской внешнеэкономической политики по основным товарнымгруппам;
· сотрудничествов продвижении российской продукции на зарубежные рынки.
Вцелях выработки согласованных позиций в сфере ВЭД, осуществления согласованнойвнешнеэкономической политики, повышения ее эффективности, улучшения отраслевойи региональной структуры внешнеторгового оборота создан Совет отраслевыхобъединений производителей и экспортеров при МВЭС. К его важнейшим задачамотносятся:
· взаимодействиеотраслевых объединений производителей и экспортеров с МВЭС;
· разработкарекомендаций по совершенствованию экспортной политики;
· координацияценовой политики российских участников ВЭД;
· цодготовкапредложений по совершенствованию таможенного режима;
· участиев защите интересов российских экспортеров;
· содействиеэкспортоориентированному производству;
· участиев формировании системы учета ВЭД;
· участиев создании системы контроля качества, количества и цен экспортируемых товаров идр.
Банквнешней торговли России осуществляет все виды операций по внешнеторговымрасчетам внутри страны и за рубежом: экспортно–импортныерасчеты, кредитование, операции с ценными бумагами, открытие и ведение счетовкак в валюте, так и в рублях, гарантийные операции, а также предоставлениеконсультационных услуг.
Экспортно–импортныйбанк РФ призванпредоставлять долгосрочные кредиты российским экспортерам, кредитоватьпредприятия, способные выпускать экспортную продукцию, страховать кредиты.
Российскийбанк реконструкции и развития финансирует и кредитуетинвестиционные проекты, обеспечивающие совершенствование отраслевой структурыэкономики, в том числе путем стимулирования российского экспорта и развитияимпортозаменяющего производства.
Длястимулирования двусторонних и многосторонних международных экономических связейсозданы разнообразные ассоциации делового сотрудничества, в том числе идвусторонние: России с США, ФРГ, Францией и т.д. Существуют и другиеорганизации, в том числе и иностранные (консультативные, контактные и др.),призванные, с одной стороны, содействовать выходу российских участников ВЭД намировой рынок, с другой – информировать потенциальных зарубежных партнеров оперспективах российского рынка.
2.3. Регламентирование ВЭД
Общуюправовую базу регулирования ВЭД в России составляют законы РФ, указыПрезидента РФ, постановления Правительства РФ, различные нормативные актысоответствующих министерств и ведомств[12].
Изчисла действующих ныне законов, регулирующих ВЭД в России, прежде всего,следует назвать:
· Федеральныйзакон от 4 января 1999 года N 4–ФЗ «О координации международных ивнешнеэкономических связей субъектов Федерации»,
· Федеральныйзакон от 30 декабря 2001 года № 196–ФЗ «Об экспортном контроле»,
· РаспоряжениеПравительства Российской Федерации от 14 октября 2003 года N 1493–р «ОКонцепции развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспортапромышленной продукции в Российской Федерации»,
· Федеральныйзакон от 8 декабря 2003 года N 164–ФЗ «Об основах государственногорегулирования внешнеторговой деятельности»,
· Федеральныйзакон от 8 декабря 2003 года N 165–ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговыхи компенсационных мерах при импорте товаров»,
· Федеральныйзакон от 10 декабря 2003 года N 173 «О валютном регулировании и валютномконтроле»,
· РаспоряжениеПравительства Российской Федерации от 21 сентября 2004 г. N 1222–р «Переченьпромышленной продукции, при осуществлении экспорта которой оказываетсягосударственная гарантийная поддержка»,
· ПостановлениеПравительства Российской Федерации от 9 июня 2005 г. N 363 «Положение о наблюденииза экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров»,
· ПостановлениеПравительства Российской Федерации от 9 июня 2005 г. N 364 «Об утвержденииположений о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и о формировании иведении федерального банка выданных лицензий»,
· Закон«О таможенном тарифе» (от 21 мая 1993 г.),
· «Таможенныйкодекс Таможенного союза» (от 1 июля 2010 г.) и др. законы определяют общиеусловия и принципы осуществления ВЭД в России[13].
Таможенныйкодекс ТС полностью базируется на нормах Международной конвенции об упрощениитаможенных процедурах (Киотской конвенции). Казахстан – один из членов ТС, ужеприсоединился к этой конвенции, а Россия и Белоруссия сделают это в ближайшеевремя.
Впереходных положениях ТК ТС содержится норма, закрепляющая декларированиетоваров по принципу национального резидентства. В статье 368 ТК ТСпредусмотрено, что до издания отдельного решения Межгосударственного советаЕвразийского экономического сообщества на уровне глав государств–членов ТС,декларация на товары будет подаваться таможенным органам той страны, в которойзарегистрировано либо постоянно проживает лицо, являющееся декларантом. То естьдекларанты – российские юридические лица и индивидуальные предприниматели, каки сейчас, будут декларировать товары только таможенным органам РоссийскойФедерации.
Этосвязано с тем, что в таможенном союзе пока унифицировано только таможенноезаконодательство, а иные виды законодательства – гражданское, банковское,налоговое – остаются национальными. Такое переходное положение нераспространяется на физических лиц, перемещающих товары для личного пользованияи таможенную процедуру таможенного транзита.
Приввозе товаров ТК ТС предусматривает последовательное совершение таможенныхопераций, связанных с их прибытием на таможенную территорию ТС, помещениемтоваров на временное хранение в месте прибытия, либо перемещением всоответствии с таможенной процедурой транзита до таможенного органа, в которомбудет осуществляться их таможенное декларирование в соответствии с выбраннойдекларантом таможенной процедурой. При вывозе товары декларируются всоответствии с таможенной процедурой, предусматривающей их вывоз, а в местеубытия за пределы таможенной территории ТС совершаются таможенные операции,связанные с убытием.
3. Таможенная политика
3.1. Содержание таможенной политики
Таможенная политика – это составная часть внутренней ивнешней политики государства, система осуществляемых в национальных интересахмер воздействия на поведение участников ВЭД в целях обеспечения наиболееэффективного использования инструментов таможенного контроля и регулированиятоварообмена на таможенной территории страны, участия в реализации торгово–политическихзадач по защите внутреннего рынка, стимулирования развития национальнойэкономики, содействия проведению структурной перестройки и других задачэкономической политики[14].
Таможеннаяполитика, как и государственная политика в целом, строится на принципахединства, стабильности, независимости, открытости, равноправия, признанияприоритета международных договоров и соглашений.
Таможеннаяполитика России определяется высшими органами государственной власти иуправления страны и является составной частью внешней и внутренней политикироссийского государства. Целями таможенной политики России являются:
а)интеграция хозяйства страны в мировую экономику;
б)защита и стимулирование экономического развития России;
в)создание условий для функционирования российского рынка и рынка стран СНГ;
г)укрепление торгового и платежного баланса страны;
д)рост доходов государственного бюджета;
е)упрочение торгово–политических позиций России;
ж)противодействие дискриминационным акциям иностранных государств и их союзов;
з)расширение культурных и информационных обменов между Россией и зарубежнымистранами, контактов между людьми;
и)охрана жизни и здоровья человека, животных и растений, сохранение окружающейсреды;
к)защита государственной и общественной безопасности;
л)защита прав и законных интересов граждан, предприятий, объединений иорганизаций, культурного и исторического наследия народов России.
Таможенныйтариф России построен на базе Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности(ТН ВЭД), представляющей собой «российский вариант» НоменклатурыГармонизированной системы. Согласно структуре ТН ВЭД каждый товар имеет свойотличительный 9–ти значный код, позволяющий точно идентифицировать этот товар.На базе данных, содержащихся и ТН ВЭД, работает таможенная статистика,оформляется вся товаросопроводительная документация, в том числе и грузоваятаможенная декларация.
Ксубъектам таможеннойполитики, разрабатывающим ее, формирующим механизм ее осуществления ипринимающим участие в ее реализации, относятся законодательные и исполнительныеорганы государства, союзы предпринимателей, коммерческие банки,неправительственные и негосударственные международные организации.
Объектами таможенной политики являютсяучастники ВЭД, другие социальные группы, интересы которых затрагиваеттаможенная политика.
Содержание таможенной политики определяетсяразличными факторами, оказывающими на нее как прямое, так и опосредованноевлияние (см. приложение Б)[15].
К политическим факторам относятся:
– государственная политика, илидеятельность органов государственной власти и государственного управления,определяемая их интересами и целями;
– внутренняя политика, представляющаясобой систему основных принципов, направлений и форм деятельности государства,его институтов, органов и организаций, обеспечивающих сохранение,функционирование и совершенствование сложившегося социально–политического иэкономического строя (в том числе политика обеспечения национальнойбезопасности);
– внешняя политика, представляющая собой принципы,направления и формы деятельности государства и других субъектов международногоправа на мировой арене, регулирующие их отношения между собой, а также смеждународными и региональными организациями»;
– экономическая политика – проводимаяправительством система мер, действий в области экономики, задающая определеннуюнаправленность экономическим процессам в соответствии с целями, задачами,интересами государства (в том числе ее составляющие – структурно–инвестиционнаяполитика, инновационная политика, политика ценообразования, кредитно–денежнаяполитика, бюджетно–налоговая политика, антиинфляционная политика,антимонопольная политика, политика занятости, политика обеспеченияэкономической безопасности);
– внешнеэкономическая политика – проводимаяправительством система мер, действий в области развития и регулированияэкономических отношений с другими странами (в том числе ее составляющие –внешнеторговая политика, политика международного движения капитала, валютнаяполитика);
– социальная политика – взаимоотношениясоциальных групп по поводу сохранения и изменения социального положениянаселения в целом и составляющих его слоев, социальных, социально–демографических,социально–профессиональных групп, социальных общностей.
Важнейшие экономические факторы, определяющие содержание таможенной политики:
–темпы роста внутреннего валового продукта страны;
–динамика инвестиционной и инновационной активности, научно–техническогопотенциала;
–состояние и динамика материального производства и социально–культурной(непроизводственной) сферы;
–состояние финансовой системы;
–состояние кредитно–банковской системы;
–размеры и динамика теневого сектора экономики;
–размеры внешнего и внутреннего государственного долга;
–размеры и структура экспорта и импорта, и др.
Основные социальные факторы, воздействующие на содержание таможеннойполитики:
–социальное положение населения страны, в том числе его дифференциация поимущественному признаку;
–приоритеты социального развития;
–уровень безработицы, и др.
Квнешним факторам, воздействующимна содержание таможенной политики, можно отнести:
–состояние и тенденции развития международной торговли и туризма;
–участие страны в международных и региональных экономических организациях;
–присоединение к международным договорам, конвенциям, соглашениям в сфере внешнеэкономическойи таможенной деятельности, и др.
Существенноевлияние на содержание таможенной политики оказывают факторы институционального характера. К нимотносятся:
–степень реализации основополагающих принципов механизма рыночного регулированияэкономической деятельности;
–глубина «провалов рынка» и «провалов государства» в национальной экономике.
Таможеннаяполитика России способствует развитию национальной экономики, ее интеграции вмировое хозяйство. Она реализуется в процессе взаимодействия участников ВЭД итаможенных органов. Эти взаимоотношения строятся на общих закономерностях(принципах), которые заложены в основу таможенной политики. Главными из нихявляются:
–единство и разграничение таможенной и внешнеторговой политики РоссийскойФедерации;
–единство таможенной территории и границ Российской Федерации;
–законность и ответственность;
–защита экономических интересов государства и участников ВЭД.
Таможеннаяполитика имеет сложную структуру. В качестве составных частей в ней можновыделить:
– правовую составляющую – комплексмер, правил регулирования, способов упорядочения ВЭД посредством процедурадминистративно–властного характера;
– организационную (институциональную) составляющую – системугосударственных учреждений, в которых таможенная политика разрабатывается,утверждается и реализуется;
– экономическую составляющую – реализациюосновополагающих целей внешней и внутренней экономической политики путем выборасоответствующей направленности таможенной политики: протекционистской (обеспечивающейзащиту национальных производителей в конкурентной борьбе с иностраннымифирмами), фискальной (обеспечивающей формирование доходной частигосударственного бюджета), регулирующей (обеспечивающей оптимизацию размеровтаможенных платежей), защитной (обеспечивающей защиту населения и природнойсреды от вредного воздействия импортируемых товаров и услуг);
– психоэтическую составляющую –разработанную систему сценариев разрешения возникающих противоречий;
– технико–технологическую составляющую – установленныепроцедуры таможенного контроля, таможенного оформления, сбора таможенныхплатежей;
– коммуникационную составляющую – стратегию итактику развития и механизмы реализации внешних коммуникаций таможни.
Понаправлениям деятельности в составе таможенной политики можно выделить:
–таможенно–тарифную политику;
–политику совершенствования таможенного контроля;
–политику платежных технологий;
–политику таможенных режимов;
–политику компьютеризации таможенных систем;
–кадровую политику таможенной службы;
–политику автономии и расширения ответственности таможенной службы;
–политику противодействия распространению коррупции в таможенных структурах;
–политику прозрачности таможенного регулирования, и др.
Возможнатакже классификация таможенной политики по товарным группам (отдельнымтоварам).
Внастоящее время в Российской Федерации государственная таможенная политикаформируется экспертным путем, в ходе выработки комплекса таможенно–тарифных меррегулирования ВЭД. Органы законодательной власти принимают нормативные акты,регламентирующие этот вид деятельности. Президент страны издает соответствующиеуказы и распоряжения. Правительство Российской Федерации, основываясь надействующих законах, указах и распоряжениях Президента, принимаетсоответствующие постановления. Непосредственный контроль за соблюдениемтаможенно–тарифных мер регулирования внешней торговли осуществляет Федеральнаятаможенная служба Российской Федерации.
Наиболеесложной процедурой осуществления любой политики, в том числе и таможенной, являетсяее реализация – процесс достижения государством поставленных целей.
3.2. Реализация государственной таможенной политики
Реализация государственной таможенной политики регламентируетсясоответствующими нормативными актами и включает в себя применение экономическихи нетарифных мер регулирования внешней торговли[16].
К экономическим мерам относятся:
–тарифные меры – адвалорные, специфические и комбинированные, а также сезонныепошлины;
–фискальные меры – налог на добавленную стоимость, акцизы, сборы за таможенноеоформление, хранение и таможенное сопровождение товаров, сбор в отношениитранзитных товаров;
–экономические меры поддержки экспортеров – субсидирование, дотации,непосредственная передача средств, предоставление товаров и услуг,кредитование, кредитные гарантии, налоговые льготы, страхование экспорта;
–финансовые меры поддержки экспортеров и ограничения импорта – изменение учетнойбанковской ставки, изменение валютного курса, ограничения на накоплениеиностранной валюты, введение норм ускоренной амортизации, введение заниженныхставок налога на прибыль и добавленную стоимость, предварительная оплатастоимости импорта и таможенных пошлин, предварительные импортные депозиты ивозмещаемые депозиты, оплата наличными, специальные правила импортных платежей,отсрочки платежей;
–контроль над ценами – система минимальных цен, декретированная таможеннаястоимость;
–защитные меры – антидемпинговые пошлины, компенсационные пошлины, специальныезащитные меры (дополнительные импортные пошлины, отзыв торговых уступок,обоснованные серьезным ущербом квоты).
К нетарифным мерам регулированиявнешней торговли относятся:
–административные меры – запреты и ограничения экспорта/импорта (в том числеэмбарго), лицензирование, квотирование (абсолютное, тарифное), автоматическоелицензирование; государственная монополия на торговлю отдельными товарами;договоренности о добровольном ограничении поставок; условные разрешения взависимости от экспорта, возможности осуществления национальных поставок,закупки национальной продукции и т.п.; условный выпуск товаров в свободноеобращение; предпочтительная система размещения государственных заказов,государственные закупки товаров, поддержка на определенных условияхиспользования местных полуфабрикатов и комплектующих изделий, приоритетноеснабжение предприятий сырьем, топливом и материалами; ограничение участияиностранных перевозчиков в транспортировке товаров на территории страны;
–таможенные и иные административные импортные и экспортные формальности –усложненная процедура таможенного оформления и таможенного контроля, повышенныетребования к составу необходимой для оформления документации, порядоксертификации происхождения товаров; содействие в организации необходимой дляэкспорта инфраструктуры и обеспечении экспортеров необходимой информацией;деятельность по обеспечению максимально благоприятных условий для национальныхпроизводителей на внешних рынках; моральное поощрение экспортеров;
–технические барьеры в торговле и системы их подтверждения – требования побезопасности товаров и услуг, нормы здравоохранения, фитосанитарные нормы,ветеринарные нормы, зоотехнические нормы и правила, нормы охраны природнойокружающей среды, требования к упаковке, маркировке и составу сопроводительнойдокументации, особые технические требования, порядок сертификации качества товарови подтверждения установленных норм.
Таможеннаяполитика реализуется в таможенно–тарифном регулировании ВЭД[17]. Таможенно–тарифное регулирование ВЭД включает всебя различные виды тарифов и пошлин, методологию исчисления таможенныхплатежей, условия предоставления тарифных льгот, в том числе предоставлениетарифных преференций для товаров из развивающихся стран.
3.3. Государственное программирование ВЭД
ПравительствоРоссии рассмотрело проект основных направлений таможенно–тарифной политики на2010 год и на плановый период 2011 и 2012 гг. Минэкономразвития РФ совместно сМинфином и ФТС подготовило данный проект.
Особенноститаможенно–тарифной политики в предстоящий период предполагают два разных этапаее реализации[18]:
1этап – до конца следующего года, характеризующийся смягчением кризисных явленийи появлением признаков оздоровления экономики. На данном этапе таможенно–тарифнаяполитика реализуется как неотъемлемая часть антикризисной экономическойполитики страны. Применение мер таможенно–тарифного регулирования должно бытьнаправлено на сбалансированную защиту интересов бюджета государства,отечественных производителей и потребителей, сообщает «Альянс Медиа».
IIэтап – 2011–2012 гг. – стабилизация экономики. Восстановление равновесия междупротекционистской и регулятивной функцией таможенно–тарифной политики,формирование потенциала устойчивого посткризисного экономического развития и впереходе к полномасштабной реализации основных направлений, которые определеныв Основных направлениях таможенно–тарифной политики на 2009 год и плановыйпериод 2010 и 2011 годов, намерены продолжить политику снижения импортныхпошлин на высокотехнологичное оборудование, не имеющее аналогов в РФ.
ПравительствоРоссии в целом одобрило концепцию внешнеэкономической стратегии России до 2020года.
Согласнодокументу основной упор будет сделан на торговое сотрудничество России состранами ЕврАзЭС, что позволит обеспечить членам этой организации лидирующиепозиции на европейском пространстве. Прежде всего, будут достигнутысущественные продвижения интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС в вопросахформирования Таможенного союза и его последующего расширения.
Отдельнопланируется достигнуть большей координации в использовании расчета. Вчастности, предполагается расширить применение рубля в качестве основной валютыв торговле со странами ЕврАзЭС. Именно страны ЕврАзЭС должны стать основнойопорой создания в России международного финансового центра.
К2020 году планируется увеличить долю России в мировом ВВП с 4 до 4,2—4,4%, а сучетом стран ЕврАзЭС – до 6%[19].
Следующийприоритет в торговле Россия отводит для приграничных стран, не входящих вЕврАзЭС или СНГ, прежде всего Ирану, Афганистану, Монголии. Кроме того,планируется активно расширять торговлю с Китаем и Индией, при этом Китайрассматривается в качестве перспективного рынка для экспорта из Россиимашинотехнической продукции.
Упорна расширение торговли в области машинотехнической продукции также будет сделанпри сотрудничестве с европейскими странами, в том числе ЕС. Одним из важнейшихприоритетов в отношениях России и Европы станет обмен активами. Вопрос об участииинвесторов в освоении российского шельфа месторождений нефти и газа будетнапрямую связан с возможностью инвестиций России в европейские энергоактивы.
Вконцепции прописаны вопросы сотрудничества России со всеми странами и регионамии динамика такого сотрудничества, в том числе со странами Азии и США. Концепцияпредполагает создание новых институтов для поддержки российского экспорта, втом числе с учетом финансового кризиса. Новые институты и механизмы должны бытьзадействованы через один-два года. В настоящее время вопросами обеспечениягарантий для российских экспортеров и поддержкой экспорта занимаетсяРосэксимбанк, входящий в структуру Внешэкономбанка.
Минэкономразвитияподготовит предложения правительству в части определения объемов государственныхгарантий экспортерам и условий их предоставления, страхования экспорта иинвестиций за рубежом. При планировании экспортной политики большое внимание вдокументе уделено поддержке крупнейших госкомпаний на мировых рынках, вчастности экспортных планов «Газпрома», Объединенной авиастроительной иОбъединенной судостроительной корпораций и других крупных экспортеров.
Такжеправительство России обсуждает вопрос о создании Агентства по страхованиюэкспортных контрактов для поддержки российских экспортеров.
Крометого, планируется сохранение к 2020 году экспортных пошлин в России на газ инефть. В документе также отмечается, что, несмотря на отсрочку вступленияРоссии во Всемирную торговую организацию (ВТО), большинство договоренностейстраны с зарубежными партнерами, заключенных ранее, сохранится в силе. В то жевремя слишком продолжительное затягивание процесса вступления России в ВТОможет привести к пересмотру ряда позиций по уже заключенным соглашениям сторговыми партнерами.
Заключение
Важнойсоставной частью механизма государственного регулирования ВЭД являетсятаможенное дело.
Отрезультативности таможенного дела зависит степень достижения целейгосударственного регулирования ВЭД. В свою очередь, по мере реализации этихцелей и выбора новых ориентиров меняется и содержание самого таможенного дела.
Втаможенном деле используются различные методы и инструменты, оно охватывает всеобъекты внешней торговли, его совершенствованием занимаются все субъектыгосударственного регулирования ВЭД. Так, в состав таможенного дела входят какадминистративно–правовые, так и экономические методы влияния на участников ВЭД.
Таможенномуоформлению и контролю подлежат практически все товары и транспортные средства,перемещаемые через таможенную границу в рамках как торгового, так и неторговогооборота. Разработкой, формированием механизма осуществления таможенного делазанимаются в той или иной мере все субъекты государственного регулирования ВЭД.
Таким образом, содержание таможенногодела определяется сложившимся в соответствующий период соотношением механизмоврыночного и государственного регулирования ВЭД и закрепляется нормамидействующего в стране законодательства.
Библиографическийсписок
1. Федеральныйзакон от 8 декабря 2003 года N 164–ФЗ «Об основах государственногорегулирования внешнеторговой деятельности»
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008года № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развитияРоссийской Федерации на период до 2020 года»
3. Андрейчук, Е.Л. Экономика таможенногодела: учебник / Е.Л. Андрейчук, В.Ю. Дианова, В.П. Смирнов; Российскаятаможенная академия; Владивостокский филиал. – Владивосток: ВФ РТА, 2006. –304 с. ISBN 5–9590–0059–8
4. Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. Таможенное право России: Учебник /Отв. ред. Н.И. Химиче–ва. – М: Юристъ, 2005. – 427 с. I5ВN 5–7975–0605–Х (впер.)
5. Воронкова О.Н., Пузакова Е.П. Внешнеэкономическая деятельность:организация и управление: учебник / под ред. проф. Е.П. Пузаковой, 2-е изд.,доп. и перераб. – М.: Экономистъ, 2008. – 624 с. ISBN: 5-98118-102-8
6. Таможенное право России. Учебник / Тимошенко И.В. — С.-Пб.: Юрид.центр Пресс, 2006. — 391 c. ISBN: 5-94201-443-4
7. «Государственные органы регулирования и содействия развитиювнешнеэкономической деятельности» globbusiness.ru [электронный носитель]
8. «Какой будет таможенная политика на три года» wingi.ru
[электронный носитель]
9. «Основные законы регулирования внешнеэкономической деятельности»globbusiness.ru [электронный носитель]
10. «Структура механизма ВЭД» leasingworld.ru [электронныйноситель]
Приложение А
Механизмсогласования интересов субъектов ВЭД
Сфера
регулирования
Уровень регулирования
федеральный
региональный
предприятия
Ф
У
Н
К
Ц
И
И
Разработка и реализация общей стратегии
развития ВЭД
Подготовка и принятие
законов, регулирующих
ВЭД
Государственная поддержка участников
ВЭД
Обслуживание
внешнего долга
Организация внешних
заимствований
Прогноз платежного баланса
Оценка состояния и
проблем торгово–экономических отношений РФ с другими
государствами
Государственное стимулирование экспорта
наукоемкой продукции
Таможенная политика
Обеспечение валютного и экспортного
контроля
Нетарифное регулирование ВЭД
Контроль за уровнем
цен
Региональная внешне–
экономическая
политика
Региональная инвестиционная политика
Сотрудничество с международными организациями
Адаптация норматив–
ной правовой базы
Формирование региональной инфраструктуры ВЭД
Стимулирование промышленного экспорта
Разработка и реализация систем гарантий
и страхования экспортных кредитов
Заключение соглашений с зарубежными
партнерами
Создание и функционирование свободных экономических зон
Регулирование приграничной торговли
Информационное
обеспечение ВЭД
Разработка и реализация стратегии выхода на зарубежные рынки
Обеспечение сбалансированности экономических интересов участников ВЭД
Заключение внешнеэкономических
договоров
Создание и функционирование совместных предприятий
Производство конкурентоспособной продукции на экспорт и импортозамещающей продукции для внутреннего рынка
П
Р
А
В
А
Лицензирование Квотирование Таможенные пошлины, налоги и сборы
Субсидии, преференции участникам ВЭД
Эмбарго на поставку товаров и услуг Определение валютного курса
Валютные ограничения
Координация и контроль за ВЭД российских и иностранных лиц
Формирование и реализация региональных программ ВЭД
Регулирование местных налогов участникам ВЭД
Формирование отраслевой специализации региона
Выявление региональных конкурентных преимуществ в ВЭД и стимулирование их развития
Предоставление гарантий и льгот участникам ВЭД
Создание страховых и залоговых фондов в сфере ВЭД для привлечения иностранных кредитов и займов
Региональные гарантии инвестиций
Заключение внешнеэкономических договоров
Создание совместных предприятий Определение объемов, цен и условий поставки товаров
и услуг (кроме специально регулируемых государством) Разработка и реализация инвестиционных проектов
О
Т
В
Е
Т
С
Т
В
Е
Н
Н
О
С
Т
Ь
За макроэкономические пропорции
Поддержку интересов
отраслей, регионов
и хозяйствующих
субъектов на мировом
рынке
Своевременное реагирование законодательной базы валютной,
ценовой, инвестиционной политики на
изменения мировой
конъюнктуры
Обеспечение национальной экономической безопасности
Отток финансовых
ресурсов участников ВЭД
За эффективное использование воспроизводственного потенциала
региона, финансовых,
производственных,
природных, трудовых
ресурсов
Поддержание пропорций регионального воспроизводства
Экологическую безопасность международных программ
и проектов
За соблюдение законодательной и нормативной правовой базы
для участников ВЭД
Имущественная и финансовая ответственность за результаты ВЭД
За своевременное
и полное отчисление
налогов, сборов
и пошлин
Э
Ф
Ф
Е
К
Т
И
В
Н
О
С
Т
Ь
Расширение участия
в МРТ
Выход на новые
мировые рынки
Совершенствование
структуры экспортно–импортных операций
Рост доходов бюджета
от ВЭД
Увеличение занятости
и доходов населения
за счет развития экспортно–ориентированных производств
и развития всех видов ВЭД
Повышение технического уровня производства
Создание конкурентоспособной национальной экономики
Создание эффективных
внешнеэкономических
связей
Степень реализации
программ и проектов
комплексного регионального развития
Объем привлеченных
иностранных инвестиций и отдача от их
использования
Рост уровня доходов
и качества жизни населения
Рост объемов производства и реализации
продукции и услуг
Повышение доходов
участников производства
Освоение новых
технологий
Повышение качества
товаров и услуг
Сокращение затрат на
производство и реализацию экспортной
продукции
Рост доходов российских участников
совместных
предприятий
Повышение конкурентоспособности
товаров и услуг