Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретическое содержание аналитическойдеятельности
1.1 Аналитическая деятельность: определение, задачи иорганизационная структура
1.2 Информационно-аналитические технологии как важнейшийкомпонент аналитической деятельности
1.3 Подходы, принципы и процессы осуществленияаналитической деятельности
Глава 2. Осуществление аналитической деятельности воперативном подразделении таможни
2.1 Структура аналитической деятельности в таможенноморгане
2.2 Оперативно-аналитическое подразделение таможни:основные задачи и особенности аналитической деятельности
2.3 Разработка проектов профилей рисков как процессаналитической деятельности
Заключение
Список использованных источников
Введение
Российская таможенная служба играетважную роль в регулировании внешней торговли страны. Ее основной задачейявляется обеспечение соблюдения мер таможенно — тарифного регулирования, атакже создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможеннуюграницу. Для таможенных органов существует две основные задачи – обеспечить надлежащийуровень содействия для международного торгового сообщества, и обеспечитьсоблюдение регулятивных требований.
Актуальность выбранной темы насовременном этапе развития таможенного дела сложно переоценить.
В любой системе управления дляобеспечения адекватности и эффективности принимаемых управленческих решенийанализ присутствует всегда.
Большая часть проблем наступившеговека имеет комплексный, междисциплинарный характер, а это означает, что для ихрешения потребуются новые технологии, способствующие реализацииинтеллектуального потенциала не только отдельного человека, но и общества вцелом. А это означает, что роль аналитической составляющей в процессахобработки информации будет всемерно возрастать. Аналитика являетсяконцептуальной основой современных интеллектуальных технологий; освоив ееметодологию, ознакомившись с многообразием аналитических технологий ипринципами организации аналитической деятельности, любая организация перейдетна новый более качественный уровень
Задача аналитического обеспеченияуправленческой деятельности состоит в том, чтобы лица, принимающие решения,располагали необходимым и достаточным для принятия решения объемом информации.На государственном уровне этот баланс призваны обеспечивать аналитическиеслужбы и подразделения, на уровне субъектов административно-хозяйственной иэкономической деятельности – информационно-аналитические отделы, экспертныегруппы, советы директоров и иные организационные единицы.
В таможенной службе назреланеобходимость решительной смены приоритетов в части, касающейся еёинформационно-аналитического обеспечения: настало время перейти отэкстенсивного накопления и потребления потоков необработанных вербальных данныхк новым информационно – аналитическим технологиям, созданию центров их внедренияи использования. На современном этапе это достижимо при создании условий дляэффективного информационного сотрудничества – конкуренции аналитических центровза счет развития их телекоммуникационного обеспечения и совершенствования ихметодологической и технологической базы поддержки информационно – аналитическойработы с целью развития и максимально полного использования интеллектуальногопотенциала их сотрудников на пользу общества.
В связи с этим, целью работыявляется изучение процесса организации аналитической деятельности в таможенноморгане.
Для достижения поставленной цели вработе поставлены следующие основные задачи:
Раскрыть сущность понятияаналитической деятельности.
Установить порядок организации ифункционирования аналитической деятельности.
Определить значение аналитическойдеятельности в таможенном органе.
Глава 1. Теоретическое содержаниеаналитической деятельности
1.1 Аналитическаядеятельность: определение, задачи и организационная структура
В научной литературе до настоящеговремени используются различные трактовки понятия аналитической деятельности.Это связано с тем, что аналитика – вновь возникшая область прикладных знаний.Она с одной стороны характеризует бурное развитие информатизации в обществе вцелом и российской таможенной службе в частности, а с другой стороны — знаменует новый качественный этап развития информационной области деятельности.
Анализ – метод научногоисследования явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составныхчастей, элементов изучаемой системы. Анализ служит отправной точкойпрогнозирования, планирования, управления объектами и протекающими в нихпроцессами.
Деятельность – специфическая длячеловека форма активности, направленная на целесообразное преобразование окружающегомира. Основными элементами деятельности являются: осознание деятельности в видемотива, оценка наличной ситуации, формулирование цели, выработка решения какцепи последовательных преобразований наличной ситуации в целевую ситуацию,выбор средств деятельности, реализация решения[1].
Аналитическая деятельность –целенаправленный и объединенный задачами предметной области процесс сбора,обработки, хранения, систематизации и аналитической интерпретации информации.
Аналитическую деятельностьопределим как особую форму управленческой деятельности, направленную наизучение объекта и его окружения в целях осознания наличной ситуации и еепреобразования, а также прогнозирования условий и последствий управленияобъектом и протекающими в нем процессами.
В настоящее время вопросыаналитической деятельности приобрели столь большое значение в теоретической ипрактической деятельности человека, что фактически стали тем центром, на основекоторого структурируются все основные научно – технические, организационно –управленческие и прикладные сферы знания.
Трудно, пожалуй, найти какую – либообласть научного знания, не испытавшую на себе, хотя бы в косвенной форме,необходимость аналитических способов познания. Аналитические исследованияосновываются на общественной международной методологии и методике исследования[2].Международная методология и методика научных аналитических исследованийбазируется на: философских позициях, объясняющих достоверность по отношению креальности, системе последствий по отношению к исследованиям на различныхстадиях, применяемых научных методах, точности и доказательности выводов,закономерностей, предвидений и законов, получаемых на основе использованияразличных методов исследований.
Важно, что аналитическаядеятельность позволяет обнаружить те процессы, те отношения и понятия, которыееще не сформировались. Потребность в изучении и динамики, и статике являетсяособенностью, необходимостью и основной трудностью аналитической деятельности,которая заключается в создании объективной цепочки событий. Аналитика являетсяспособом обнаружения, удержания противоречия и разработки тех идей, которыестановятся в ходе аналитической деятельности основной для синтезирования новыхзнаний, выводов и закономерностей.
Следовательно, аналитическаядеятельность – это способ понимания и отражения изменений в деятельности,позволяющий прогнозировать перспективы ее развития. Если рассматривать любуюдействующую организацию, то аналитическая деятельность становится механизмомпонимания тенденций направления ее деятельности.
В функциональной структуреуправления, в процессе формирования управленческих решений аналитическойдеятельности превращается в подсистему, в рамках которой проводятсяисследования, охватывающие все области деятельности объекта управления и егоокружение. Место аналитической деятельности в системе управления показано нарис 1.1.
/>
Объект управления />/>/>/>/>/>/>Внешняясреда
/>
/> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Аналитическая деятельность
Выбор методов знаний
Идентификация и анализ модели объекта управления
Анализ проблем />
Анализ внешней среды
Рис.1.1. Место аналитической деятельностив системе управления[3]
Управление в любой системе, в томчисле и в таможенных органах, находит выражение в принятии и реализациирешений. Принятие решений представляет собой процесс преобразования информациив действия. Основным требованием для принятия эффективного объективного решенияявляется наличие адекватной точной информации[4]. Успех управления зависит от того, какая информацияотобрана и как выполнено ее преобразование для целей управления.
Рассмотрим управление как процесспринятия решения (рис. 1.2.).
/>
Рис. 1.2. Управление как процесспринятия решения
Очевидно, что первые четыре этапапредполагают аналитическую деятельность. Для обработки больших массивовинформации и представления ее лицам, принимающим решения, создаются специальныеаналитические службы. Роль таких служб – институтов заключается в информационно– аналитической поддержке управленческих решений. Сочетание функций между собственноуправленцами – лицами, принимающими решения, и аналитиками – лицами,занимающимися анализом информации, возможна на всех организационных уровнях.
Выделяют три наиболее значимыхнаправления аналитической деятельности таможенного органа:
Оценка деятельности таможенногооргана и выявление изменений в ней в пространственно – временном разрезе;
Прогнозирование основных факторов,влияющих на деятельность таможенного органа, и оценка степени их влияния;
Выявление резервов повышениярезультативности (эффективности) деятельности таможенного органа.
На основе обозначенных направленийопределим спектр задач аналитической деятельности таможенных органов:
Контроль выполнения требований,стоящих перед таможенным органом;
Определение рациональностииспользования ресурсов;
Раскрытие причинно – следственныхсвязей между видами деятельности таможенного органа;
Изучение интенсивности и формы этихсвязей;
Выявление наиболее информативных(обобщающих) показателей;
Прогноз основных тенденцийсостояния деятельности таможенного органа;
Сравнение с другими аналогичнымитаможенными органами[5]
Аналитическая деятельностьнаправлена на сбор, обработку, анализ, обобщение (синтез) и использование данныхдля достижения целей субъекта и в этом плане она будет существовать, покасуществует человеческий разум.
Однако уже с древних времёнсуществует тенденция к преимущественному выполнению этого вида деятельности вопределённых структурах, то есть к её специализации. Поэтому в более узкомаспекте аналитическая деятельность рассматривается в связи с потребностямиуправления и поэтому представляет неотъемлемую часть управленческойдеятельности. Связь аналитического обеспечения с управлением показана на рис.1.3.
/>Аналитическая деятельность
/>/>
Подсистема управления
Интеллектуальная обработка данных
Первичная обработка данных. Сбор, обработка (сортировка, хранение, отображение) данных. /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Необходимые элементы аналитическойдеятельности:
— Аналитики;
— Информационное, методическое,программное, техническое обеспечение;
— Нормативно – правовоеобеспечение.
Рис. 1.3. Связь аналитическогообеспечения с управлением[6]
Как следует из рис.1.3.специализированная аналитическая деятельность направлена на обеспечениедеятельности органа управления.
Главным компонентом, естественно,являются аналитики, то есть люди, профессионально занимающиеся аналитическойдеятельностью.
Во все времена аналитическаядеятельность опиралась на аналитиков, соответствующие методы и технику,определённые нормативы и правила. Естественно, что все компоненты, необходимыедля аналитической деятельности, претерпели с момента своего зарождения кардинальныеизменения.
По мнению Ю.В. Курносова и П.Ю.Конотопова, аналитика должна решать как минимум три класса задач:
— задачи методологического плана;
— задачи технологического плана;
— задачи организационного плана.
При этом они выделяют в структуреаналитики нижнюю часть сферы прикладной аналитики, не вошедшую в пересечение,призванную отразить эту, еще не освоенную наукой. Здесь рассматриваются такназываемые трансовые методики, и методики, связанные с применениегипнотического воздействия, довольно часто используемые в специфическихотраслях исследований. В этой системе выделяются смежные отрасли знания,которые сначала выделяются как целостное образование из среды, а позжевыделяются как компоненты, так и структура их взаимодействия. И здесь важную рольначинает играть системный анализ, как интегрирующее ядро, связывающее различныезнания в единый специфический формально-логический аппарат (рис. 1.4.).
/>/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
/>/>/>/>/>/>/>/>/>
Системный анализ />/>
Организация Методология Технология
Технологии управления обществом
/>/>
/>/> Естественные
науки
/>/>/>
Телекоммуникационные технологии />Информационные
технологии
Рис. 1.4. Структура аналитики исмежных отраслей знаний
Рассмотрим перечень требований косуществляемым в интересах информационно – аналитического обеспеченияуправленческой деятельности процессам сбора, обработки, анализа информации,моделирования и прогнозирования ситуации и подготовки проектов управленческихрешений.
Методологические основыаналитической деятельности являются общими для всех отраслей анализа.Безотносительно к отрасли основными направлениями аналитического исследованияявляются:
Морфологический анализ системы
Анализ топологии отношений и связей
Анализ среды и характеравозмущающих воздействий
Текущее состояние и тенденцииизменения обстановки
Установления проблемы и предпосылокее возникновения
Анализ статистических идинамических характеристик системы
Анализ пространства альтернатив
Выбор критериев удовлетворительногорешения
Синтез гипотез и альтернативныхрешений
Проведение моделирования
Анализ сформулированных стратегий
Выбор критериев предпочтения
Выбор множества стратегий,удовлетворяющих критериям
В качестве примера алгоритмизациипроцессов решения аналитических задач можно привести одну из эффективныхметодик проведения системного анализа:
Постановка проблемы:
— выявление проблемы
— изучение специфики объекта иусловий решений проблемы
— формирование цели и критериев еедостижения
— окончательное формулированиепроблемы
2. Определение типа проблемы ианализ ее структурированности:
— стандартная
— хорошо структурированная
— слабо структурированная
— неструктурированная
3. Выбор метода решения:
— несистемные методы решения
— методы исследования операций
— системный анализ
— экспертно – интуитивный метод
4. Процедура формирования решений исинтез альтернатив:
— моделирование
— формирование массива исходныхданных
— выполнения расчетов
— интерпретация полученных данных
— внесение корректив в модель
— оценка альтернатив
— подготовка решений
— передача решений.
Важным компонентом аналитическойдеятельности является информационно-техническое обеспечение, оформившееся всамостоятельную подсистему. Эта подсистема имеет свои структуры во всех органахи обеспечивает все виды информационной деятельности, в том числе ианалитической[7].
1.2 Информационно-аналитическиетехнологии как важнейший компонент аналитической деятельности
Информационно – аналитическиетехнологии можно определить как систему знаний, методов, операций и правил,позволяющих на основе привлечения энергетических, сырьевых, технических,интеллектуальных, кадровых, организационных и прочих ресурсов обеспечитьнаибольшую эффективность того или иного вида деятельности. Важнейшейособенностью ИАТ является их междисциплинарный характер, они находятся на стыкецелого ряда научных дисциплин, порою слабо связанных между собою, например,философия, социология, логика, математика, информатика[8].
В рамках ИАТ могут быть выделеныдве компоненты: автоматизация деятельности (инструментальное направление) иалгоритмизация деятельности (методолого-организационное направление). Благодаряэтому ИАТ позволяют эффективно решать разнообразные практические задачи в самыхразличных сферах деятельности: в технике, экономике, политике, гуманитарныхотраслях. На основе проводятся: анализ ситуации, обоснование выбора решения наразличных уровнях, прогнозирование результатов выборов.
ИАТ направлены на обеспечениедеятельности различных лиц, принимающих решение в условиях дефицита времени,неполноты сведений об исследуемых процессах, нечеткости, противоречивости илинедостоверности информации
Информационно-техническоеобеспечение развивалось поэтапно и этапы развития отражают этапы развитиявычислительной техники и программного обеспечения.
Этапы развития ИТО:
Позадачный подход;
Комплексная автоматизация;
Возрастание роли знаний иинтеллектуальной составляющей в процессах управления ТД. Возможность реализацииконтроллинга
Парадокс заключается в том, чтоинформации много, а средств анализа мало и он недостаточно разработан иэффективен. По результатам исследований процессов, протекающих в системахуправления известно, что собственно информационная деятельность составляет по временидо 70% в объёме управленческой деятельности. Следующие виды управленческойдеятельности– организационно-распорядительная и собственно-аналитическаясоставляют в месте до 30%… При этом аналитическая деятельность – около 10%.
В системе – субъекте ИАО выделяютсяследующие компоненты, для которых могут быть выделены специфические направлениядеятельности субъекта ИАО:
— инфраструктура управления
-компонент, реализующий деловыепроцессы, связанные с аналитической деятельностью
— инфраструктура обеспеченияделовых процессов
Большинство задач в организациях,длительное время решающих задачи аналитического обеспечения некоторого классапотребителей. Субъект ИАО должен вести работу по классификации и формализациианалитических задач и их описанию в виде устойчивых к вариациям начальныхусловий алгоритмов.
Основными принципами ИТО являются:
Комплексность автоматизации,повышение уровня системности БД;
Ориентация на интеллектуальнуюобработку информации, создание ИБД;
Повышение оперативностиинтеллектуальной обработки данных (ИОД), доведение её до уровняфункционирования в реальном масштабе времени.
Взаимосвязь ИТО с целями, задачамии функциями организации.
Взаимосвязь ИТО с основной системойозначает его нацеленность на предметную область системы, учёт его специфики.
Комплексность автоматизацииозначает всесторонний охват информационными технологиями всех видовдеятельности организации, функционирование на единой информационно-технической базе.
Как бы ни организовываласьинформационно – аналитическая работа, но первой и поэтому чрезвычайно важнойпроцедурой является первичный анализ и отбор релевантной информации. Этапроцедура служит своеобразным фильтром, отбрасывающим ненужное, и защищаетаналитика от информационного шума (избыточности). Содержание этой процедурысостоит, прежде всего, в установлении сущности, важности, точности, полноты изначимости информации на основе ее разделения (дробления) и сопоставления[9].
Сущность информации заключается всовокупности отраженных в ней признаков объектов, систем, явлений и процессов,выделенной из более обширного объема. Информация всегда отражает изменениесуществующего знания.
Важность информации. Информацияявляется важной, если она релевантная, то есть имеет связь с решением проблемы,и если ее использование может внести вклад в деятельность.
Достоверность информации. Не всегдалегко установить, является информация достоверной или ложной, особенно если онасодержит сведения о событиях, которые еще не произошли. Имеются критерии, покоторым можно судить о достоверности информации. К числу этих критериевотносятся:
— критерий обоснованности (наличиеподтверждений);
— критерий непротиворечивости;
— критерий авторитетности источникаи/или степени защищенности носителя.
Ориентация на интеллектуальнуюобработку данных означает увеличение доли аналитической деятельности, повышениеуровня связности информации и её системности. Управление осуществляется сучётом взаимодействия выше и нижестоящих систем. То есть по сути делафункционирование системы управления рассматривается в рамках одной системы.Принятие решений в системе в режиме реального времени означает, чтоинформационные технологии позволяют организовать темп выдачи управляющихвоздействий, согласованный со скоростью протекания процессов основнойдеятельности.
1.3 Подходы,принципы и процессы осуществления аналитической деятельности
Существует два базовых подхода косуществлению эффективной аналитической работы. Эти два подхода, будучиприменены последовательно, параллельно или в цикле, позволяют сформироватьмнение о значимости поступившей информации, ее связи с иными знаниями, встроитьее в процесс управления.
Первый подход – «циркуляция». Онсостоит в интенсивном обмене добытой информации в группе лиц, имеющих к нейпрямое отношение. Это создает предпосылки к сокращению временных затрат наустранение прямой или косвенной связи разрозненных сообщений. Например, приналичии каналов информационного взаимодействия между сотрудниками фирмы,отвечающими за разные участки ее деятельности, могут получить косвенноеподтверждение слухи о возможном банкротстве конкурента, в результате ихсопоставления с такими внешне не связанными фактами, как смена аудитора иизменение уставного капитала.
Второй подход – «синтез». Онсостоит в соединении на манер мозаики всех обрывков информации для созданиямаксимально полного представления о происходящем событии, деятельностиконкурента. Это не всегда легко, потому что часто отсутствует ряд нужныхэлементов или они неподходящей формы. Иногда наоборот. Части подходят, даваяясное представление о ситуации.
Попытаемся сформулировать болеестрогое определение аналитики, рассматривая совокупность базисных процессов,определяющих ее сущность.
К числу наиболее значимыхпроцессов, определяющих сущность аналитики относится следующее:
процесс анализа целей управления иформулирования задачи информационно – аналитической работы;
процесс адаптивного управлениясбором информации в интересах решения управленческих задач в условияхменяющейся ситуации;
процесс анализа и оцениванияполученной информации в контексте целей поступления, выявления сущностинаблюдаемых процессов и явлений;
процесс построения моделипредметной области исследований, объекта исследований и среды егофункционирования, проверка адекватности модели и ее коррекция;
процесс синтеза нового знания(интерпретация результатов, прогнозирование и т. п.), необходимого для решениязадач управления;
процесс доведения результатованалитической работы до субъекта управления[10].
Таким образом, аналитическаядеятельность – это, прежде всего, основа интеллектуальной, логико –мыслительной деятельности, направленной на решение практических задач. В основеее лежит не столько принцип констатации фактов, сколько принцип «опережениясобытий», что позволяет организации или индивиду прогнозировать будущеесостояние объекта анализа. Можно утверждать, что аналитика играет интегрирующуюроль в реконструкции прошлого, вскрытии настоящего и прогнозировании будущего.
Невозможно принять правильноерешение, не располагая разносторонней информацией о явных и скрытых процессах,происходящих в управляемой структуре и во внешней среде и здесь главную рольиграет вопрос обеспечения высокого качества работы информационно –аналитических подразделений.
Аналитика – это целостнаясовокупность принципов методологического, организационного и технологическогообеспечения индивидуальной и коллективной мыслительной деятельности,позволяющая эффективно обрабатывать информацию с целью совершенствованиякачества имеющихся и приобретения новых знаний, а также подготовкиинформационной базы для принятия оптимальных управленческих решений.
Постепенно сформировались основныепринципы аналитической деятельности и основные принципы аналитического метода,которые во многих аспектах совпадают с диалектическими принципами:
Целенаправленность — ориентацияаналитической деятельности на достижение конкретных целей решаемых задач;
Системность – комплексный анализрешаемых проблем с учетом их места, роли и взаимосвязей в общей структуреобеспечения деятельности;
Актуальность – аналитическаядеятельность должна вытекать из потребностей практики, имеет высокую степеньважности в данный момент, в данной ситуации, для решения конкретной проблемы.Кроме того, исследования могут проводиться по вопросам не столь актуальным наданный момент времени, но имеющим перспективу развития, могущим осложнитьситуацию в исследуемой области;
Своевременность – получение ивыдача результатов аналитической деятельности в требуемые сроки, в удобном видеи в форме, предназначенной для непосредственного использования адресатом;
Активность – проведенияаналитической деятельности и выдача ее результатов независимо от конкретныхзапросов пользователей с определенным упреждением и элементами прогнозирования.Для обеспечения эффективности исследования необходимо определение динамикиразвития изучаемой ситуации и предвосхищение возможных негативных последствий,установление и объяснение закономерностей изменения показателей,характеризующих ситуацию, разработка сценариев ее развития и экспертноепрогнозирование;
Инициативность – выявление иописание проблемы, формулирование задач и способов их решения. Выработка нетолько оценочных результатов, но и конструктивных предложений и рекомендаций;
Достоверность – учет истинностиисходных данных анализа, точности используемых количественных данных, степениобъективности и обоснованности выводов, оценок, предложений;
Объективность – отсутствиетенденциозности, беспристрастное отношение аналитика к исследованию и егорезультатам;
Полнота – использование всейимеющейся информации, относящейся к решаемым задачам;
Непрерывность – организацияпостоянно действующего информационно – аналитического мониторинга обстановки,своевременно и с заданной степенью детализации отражающего основные изменения висследуемой ситуации;
Альтернативность мнений – наличие укаждого сотрудника аналитического подразделения возможности свободно высказатьсвое независимое мнение по результатам проведенного исследования и довести еговышестоящего руководства;
Гибкость – возможность быстройадаптации к изменениям общественно-политической обстановки без модификацииструктуры методов и средств реализации аналитической работы;
Обоснованность – получениеаргументированных результатов аналитической работы на основе современныхдостижений науки.
Подводя итог по первой главе следуетотметить, что аналитическая деятельность состоит из трех разделов:методологического, технологического и организационного; ее главной задачейявляется разработка новых научных принципов анализа информации и обобщениесуществующих приемов и методов работы с информацией в интересах подготовкиорганизованных и структурированных массивов данных для выработки оптимальныхуправленческих решений; применение аналитических средств позволяетцеленаправленно совершенствовать качество имеющихся знаний и приобретать новые;повышает эффективность информационно-аналитической работы за счет алгоритмизациии стандартизации аналитических процедур и системности восприятия.
/>
Глава 2. Осуществлениеаналитической деятельности в оперативном подразделении таможни
2.1 Структурааналитической деятельности в таможенном органе
Обеспечение либерализациивнешнеэкономической деятельности и дебюрократизация таможенных процедурвозможно при условии эффективного функционирования всех элементов таможеннойсистемы.
Деятельность таможенного органанепрерывна, а значит, для эффективного и качественного управления необходимопостоянно анализировать происходящие процессы. Аналитические подразделенияпоявились во всех службах, что позволило существенно повысить уровень аналитическойработы. В настоящее время в типовой структуре регионального таможенногоуправления существуют 7 подразделений, подчиненных различным службам, в задачикоторых включена аналитическая функция (рис.2.1.).
/>
Рис.2.1. Существенная структурааналитических подразделений РТУ
Следует учитывать, что информационноеполе для аналитических исследований таможенной деятельности значительно шире. Внего входят вопросы осуществления таможенных процедур, взаимодействия со сферойВЭД, проблемы правовой и управленческой деятельности. Однако представленнаяструктура аналитических подразделений в основном представляет возможностьанализа только свершившихся фактов по конкретному направлению деятельности, чтоне создает условий для одновременного комплексного исследования всей таможеннойдеятельности, полноценного анализа возникающих ситуаций, прогнозирования ихпоследствий и разработки необходимых системных решений.
Но до настоящего времени не решенаглавная аналитическая задача – обеспечение руководства таможенных органов повсей вертикали таможенной службы информацией до и после совершения факта –такого уровня информацией, которая позволит оперативно принять взвешенныеуправленческие решения, направленных на повышение эффективности работытаможенного органа и его подразделений. У каждого начальника таможенного органадолжен быть аналитический центр, работающий постоянно по всем направлениям ифункция. Принципиальным моментом в аналитической деятельности является регулярныйхарактер этого процесса, что возможно лишь на основе создания в структуреуправления ФТС России системы информационно-аналитического мониторинга исоответствующие информационно-аналитические службы на уровне РТУ[11]. При этомнедостаточно рассматриваются вопросы причинно – следственных связей в процессетаможенной деятельности, не выстраиваются таможенные процедуры и не оцениваетсяэффективность взаимосвязей различных направлений деятельности таможенныхорганов. В результате получаемые оценки не позволяют адекватно отразитьпроцессы деятельности таможенных органов.
Результативнаяинформационно-аналитическая деятельность возможно лишь при создании системыаналитических подразделений по всей вертикали таможенной службы (рис. 2.2).
/>
Рис. 2.2. Схема создания аналитическихподразделений по всей вертикали власти[12]
Преобразование всех аналитическихподразделений в единую систему, подчиненную начальнику таможенного органа,позволит:
— обеспечить единообразие инаучность в подходе к аналитической деятельности по всей вертикали управления;
— обеспечить комплексностьаналитической работы и подготовку выверенных решений по всем направлениямдеятельности таможенного органа;
— сократить время и трудозатраты,необходимые при анализе информации по разным направлениям деятельности.Необходимо сосредоточить всю аналитическую работу в одном подразделении на уровнетаможни, в одной службе на уровне РТУ, в одном управлении на уровне ФТС.Результативная информационно-аналитическая деятельность возможна лишь присоздании структуры аналитических подразделений по всей вертикали таможеннойслужбы.
Внешними факторами воздействия натаможенный орган определяется специфика его деятельности. Результативностьуправленческой деятельности полностью зависит от способности оценить степеньвлияния факторов на изменение величины показателей, характеризующих работукаждого таможенного органа (рис. 2.3).
/>
Система показателей и критериев
Функции и задачи (А.Д.) /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
/>
Таможенные органы />
Участники ВЭД и брокеры
ВЭД />
Рис. 2.3. Организационно-функциональнаяструктура аналитической деятельности
В общем случае организационнуюоснову аналитической деятельности в таможенных органах должны составлять:
Теоретико–методологическоеобеспечение системных исследований деятельности таможенных органов;
Система информации и информационныебазы анализа, технологии автоматизации процессов анализа;
Система информационно –аналитического мониторинга;
Информационно – аналитическаяслужба[13].
Результатом согласованного анализавнешнеэкономической и таможенной деятельности должна стать адекватной процедурауправления таможенной деятельностью. На рисунке представлена модель процедурыуправления таможенной деятельностью с учетом аналитической компонентыформирования управленческого решения[14](рис. 2.4).
/>
Рис.2.4. Модель процедуры управлениятаможенной деятельностью
2.2 Оперативно-аналитическоеподразделение таможни: основные задачи и особенности аналитической деятельности
Известно, что задачи анализа обычнорассматриваются как более значимые по отношению к задачам информатизации. Темне иене исход данных для анализа создается в ходе сбора систематизации.Следовательно, рассматривая цикл образования информации и получения на основеисходных данных нового знания, необходимо в первую очередь обратиться к вопросусоздания полноценных информационных ресурсов, а также средств пользования ими[15].
Процесс ресурсного обеспеченияинформационно-аналитической деятельности (ИАД), то есть создание необходимыхдля анализа объема либо потока информации в наиболее общем виде включает этапы:
формирование проблемной области(задачи);
формирование перечня исходныхданных;
формирование информационногопотока;
предварительное хранение иобработка данных;
анализ данных[16]
Оперативно-аналитическая работа в правоохранительномблоке таможни есть комплекс мероприятий по информационному, а также аналитическомусопровождению деятельности оперативных и следственных подразделений. Содержаниеоперативного поиска информации силами и средствами можно определить какполучение первичной оперативно-значимой информации с использованием ресурсов испециальной компьютерной технологией. К способам добывания информации, присущимИАД в интересах решения задач оперативно-розыскной деятельности (ОРД)таможенного органа, представляется возможным выделить следующие стадии ОРД:
оперативный поиск;
проверка;
разработка и контроль;
розыск
На основании вышеизложенного можносделать вывод, что сначала по внутренним и внешним каналам происходит передачаданных оперативному подразделению, затем они анализируются с использованиемопределенных методов, диагностируются, планируются текущие оперативно-розыскныемероприятия, отслеживаются внешнеторговые операции, определяется риск несоблюдениятаможенного законодательства и затем оперативный происходит поиск[17].
Так как аналитическая составляющаяоперативных подразделений основана на работе, которая заключается в анализеданных, то чаще всего деятельность на различных стадиях ОРД представляет собойцикл систематизации и анализа информации. Рассмотрим этот цикл:
цель (задание), например, собратьданные для анализа, осуществить оперативный поиск;
для решения поставленной задачивыдвигается оперативная версия (на основе данных предыдущих аналитическихисследований);
формализация оперативной версии;
подготовка запроса и его выполнение(надо помнить, что слишком краткий перечень условий влечет неполноту картины, аизлишне широкие дадут объем информации, осознать который будет очень сложно);
анализ результата. Один из наиболееответственных этапов работы аналитика. Только от него зависит — увидит ли онисходные закономерности, сможет ли понять, какие криминальные действия стоят засловами и цифрами. Задача аналитической деятельности заключается в рассмотренииотобранных и систематизированных данных в их совокупности для основанияутверждать о справедливости выдвинутой версии.
Основная цель деятельности отделениязаключается в повышении эффективности работы правоохранительного блока таможни.
Осуществление информационноговзаимодействия с профилирующими подразделениями ФТС, МТУ, МОТ и другимигосударственными и правоохранительными органами. Можно выделить следующиезадачи данного блока:
Организационные задачи:
— Организация и поддержаниеинформационного взаимодействия с вышестоящими таможенными органами (ГУБК ФТСРФ, МОТ);
— Организация информационноговзаимодействия с подразделениями таможни (АСУ, ОКДТ...);
— Организация сбора данных отподразделений правоохранительного блока и предоставление им доступа кинформационным базам.
2) Оперативные задачи:
— Информационное и аналитическоесопровождение деятельности оперативных и следственных подразделений таможни;
— Участие в планированииспециальных и оперативных мероприятий в части их информационного ианалитического обеспечения, а также сбора данных и подведение итогов по ним;
— Сбор и обработка информации отоперативных и следственных подразделений в рамках программных продуктов и формотчетностей;
— Представление информационных ианалитических материалов руководству таможни и вышестоящим таможенным органам;
— Обмен информацией в рамкахвзаимодействия с другими правоохранительными органами.
3) Информационные функции:
— Сбор и систематизация данных,относящихся к результатам правоохранительной деятельности таможни;
— Изучение информационно-справочныхпрограммных продуктов других правоохранительных органов с целью применения их вправоохранительной деятельности таможни;
— Формирование информационногомассива в отделении и доведение его в порядке установленного доступа доподразделений таможни;
— Доведение до сведения руководстваи подразделений таможни об информационных возможностях отделения;
— Обмен в установленном порядкеинформацией с другими правоохранительными и государственными органами.
4) Аналитические функции:
— Анализировать результатыдеятельности:
— подразделений таможни;
— совместных мероприятий в рамкахвзаимодействия с другими правоохранительными органами;
— специальных мероприятий иопераций.
— По рекомендованным методикам ГУБКФТС РФ и МОТ проводить анализ деятельности правоохранительного блока таможни.
— Представлять оперативнымподразделениям в установленном порядке аналитические материалы о деятельностиучастников ВЭД, а также другие материалы, необходимые в их служебнойдеятельности.
— Анализировать базу грузовыхтаможенных деклараций (ГТД) АСУ таможни с целью выявления предполагаемыхправонарушений, совершенных путем заявленных недостоверных сведений в ГТД.Определение фирм — импортеров, которыми были совершены предполагаемыеправонарушения при таможенном оформлении. Результаты анализа в виде материаловнаправлять в оперативные подразделения с целью проверки деятельности этих фирм.
— Совместно с ОКДТ проводить анализнаправленных, а также недоставленных товаров в зону деятельности таможни.Результаты анализа в виде материалов направлять в оперативные подразделения сцелью проверки этих фирм.
Проведение в рамках взаимодействияс другими правоохранительными органами совместного анализа внешнеторговойдеятельности фирм, организаций.
— Анализировать правонарушения, совершенныеучастниками ВЭД с целью ухода от уплаты таможенных платежей, и вырабатыватьпредложения по борьбе с ними.
Подготовка оперативныханалитических материалов о состоянии правоохранительной деятельностируководству таможни[18].
2.3 Разработкапроектов профилей рисков как процессаналитической деятельности
Важную роль в системе управлениярисками играет аналитическая составляющая. Система управления рисками связана сопределением области риска и вероятностью совершения правонарушений. На этойоснове определяются критерии, которые взятые вместе, служат в качествепрактического инструмента риска-сочетание факторов риска, основанная насобранной информации, которая была проанализирована и классифицирована поопределенным категориям. Данные процедуры выполняются в определенной логическойпоследовательности. В первую очередь решаются вопросы стратегии решения задачи — определение области риска, а также критерии оценки риска, затем подлежатопределению сами риски. Для этого необходим глубокий анализ всей структурывнешнеэкономической сделки, начиная с предпосылок ее заключения. Анализируютсявопросы, связанные со сведениями об участниках сделки, сильные и слабыестороны, возможности и предпосылки возникновения риска. На третьем этапеанализируется сам риск. На данной стадии определяется вероятность наступленияриска и потенциальные последствия его возникновения. Результатом анализаявляется определение уровня риска. Затем осуществляется сопоставление данногориска с уже имеющимися рисками и установление его значимости, приоритетности.После решения данных задач определяется план действия, направленный напредотвращение совершения правонарушения, в том числе организационногохарактера[19]. Должностныелица таможенных органов, осуществляющие выявление и анализ рисков, используютинформацию из источников:
1) базы данных электронных копийподанных, а также зарегистрированных и оформленных ГТД;
2) базы данных электронныхуведомлений о направлении товаров;
3) базы данных электронных копийдеклараций таможенной стоимости и корректировок таможенной стоимости (КТС);
4) базы данных электронных копийтаможенных приходных ордеров;
5) базы данных автотранспортныхсредств;
6) базы данных фактического вывозатоваров;
7) базы данных электронныхжурналов;
8) центральный реестр субъектов ВЭД(ЦРСВЭД);
9) базу данных информационногообмена с Европейским бюро по борьбе с мошенничеством (OLAF);
10) базу данных внешней торговлиЕС;
11) базу данных внешней торговлистран — участниц СНГ;
12) базу данных по итогам внешнейторговли МВФ;
13) базу данных внешней торговлиООН (Comtrade);
14) базу данных международнойторговли;
15) базы данных паспортов сделок;
16) образцы оттисков печатейуполномоченных банков и других компетентных органов, используемых для целейвалютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок;
17) базы данных, содержащиеинформацию об уголовных делах и делах об административных правонарушениях;
18) единый информационный банкданных правоохранительных органов для обмена информацией о физических июридических лицах, подозреваемых в незаконном обороте и контрабанде оружия;
19) оперативную информацию;
20) информацию, полученную изсредств массовой информации;
21) информацию, полученную врезультате оперативно-розыскной деятельности;
22) информацию, полученную в результатерасследования уголовных дел и дел об административных правонарушениях[20].
Информация о рисках может бытьпередана в координирующее подразделение ФТС России любым заинтересованным лицомчерез официальный сайт ФТС России в сети Интернет.
Анализ информации проводится понаправлениям, определенным Перечнем критериев отнесения товаров,внешнеэкономических операций и лиц к группам риска, который доводится дотаможенных органов письмом ФТС России.
С целью единообразного выявления ианализа рисков ФТС России разрабатывает на основании предложений РТУ и таможенцелевые методики выявления рисков, типовые правила. При выявлении риска уполномоченноедолжностное лицо таможенного органа определяет его степень с применениемцелевой методики выявления рисков и (или) экспертным методом (например, исходяиз рассчитанной потенциальной суммы недополученных таможенных платежей).
В целях реализации принципавыборочности при проведении таможенного контроля, упорядочения и систематизацииобмена информацией, взаимодействия подразделений координации и применениясистемы управления рисками таможенных органов, подразделений, осуществляющихтаможенное оформление и таможенный контроль, с подразделениями таможеннойинспекции при применении системы управления рисками, в соответствии с положениямиТаможенного кодекса Российской Федерации.
Подразделения таможенной инспекцииорганизовывают и проводят проверку достоверности сведений после выпуска товарови (или) транспортных средств с применением форм таможенного контроля, в томчисле таможенной ревизии, установленных Таможенным кодексом. С этой цельюподразделения таможенной инспекции в пределах своей компетенции и взаимодействияосуществляют:
— анализ информации о деятельностиотправителей товаров, получателей товаров, лиц, ответственных за финансовоеурегулирование, декларантов, таможенных брокеров (представителей), владельцевскладов временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенныхперевозчиков с целью выявления рисков;
— разработку проектов профилейриска или подготовку предложений о целесообразности разработки проектов профилей;
— организацию, координацию ипроведение проверочных мероприятий;
— анализ результатов проверочныхмероприятий, и при выявлении рисков — передачу информации в подразделениекоординации и применения СУР таможенных органов.
Проверочные мероприятия проводятсяподразделениями таможенной инспекции в общем порядке в соответствии сположениями таможенного законодательства Российской Федерации, правовых актовФТС России.
В целях ускорения актуализацииинформации, касающейся таможенного контроля, взаимодействующие подразделения повозможности используют современные технологии информационного обмена(электронная почта, телефакс).
Взаимодействие осуществляется приприменении СУР в следующих случаях:
— при анализе деятельности лиц, покоторым подразделениями таможенной инспекции выявлены риски;
— при получении информации одеятельности лиц от подразделений координации и применения СУР по результатаманализа эффективности применения прямых мер по минимизации рисков, содержащихсяв профилях рисков;
— при получении информации отподразделений таможенной инспекции о лицах, в отношении которых затрудненыпроверочные мероприятия;
— при получении информации одеятельности лиц, у которых отсутствует индивидуальный таможенный номер (ИТН) вЦентральном реестре субъектов внешнеэкономической деятельности (ЦРСВЭД);
— при анализе информации о деятельностилиц, перемещающих товары, в отношении которых таможенный контроль притаможенном оформлении проводится не в полном объеме.
Организация взаимодействияподразделения таможенной инспекции таможенных органов проводят анализинформации о деятельности лиц, из источников, указанных ранее, с цельювыявления рисков, разработки и направления проектов профилей. Подразделениятаможенной инспекции таможенных органов ежеквартально осуществляют обобщениерезультатов проведенных проверочных мероприятий. Информация о ревизионныхмероприятиях, по результатам которых целесообразно рассмотреть вопрос оразработке проектов профилей рисков (проектов ориентировок), направляется вподразделения координации и применения СУР либо применяется подразделениемтаможенной инспекции для разработки проектов профилей риска самостоятельно.
Подразделение таможенной инспекциитаможенного органа по запросу подразделения координации и применения СУР илиструктурного подразделения таможенного органа, по направлению деятельностикоторого выявлены риски, представляет информацию о результатах проведенияпроверочных мероприятий.
Проекты профилей рисков,направленные в ФТС России, рассматриваются совместно структурным подразделениемФТС России, по направлению деятельности которого выявлен риск, Управлениемтаможенной инспекции (УТИ) и Главным управлением организации таможенногоконтроля (ГУОТК) в максимально короткие сроки:
— определение целесообразностииздания правового акта ФТС России, содержащего профиль риска — в течение двухрабочих дней;
— подготовка профилей рисков — втечение пяти рабочих дней.
Структурные подразделениятаможенных органов проводят анализ информации о таможенном оформлении итаможенном контроле, а также анализ результатов применения прямых мер поминимизации рисков.
Результаты указанного анализа,касающиеся деятельности лиц, при необходимости проведения проверочныхмероприятий подразделениями таможенной инспекции направляются в подразделениекоординации и применения.
Начальник подразделения таможеннойинспекции на основании информации, поступившей из подразделения координации иприменения СУР, определяет целесообразность проведения проверочных мероприятий,определяет форму таможенного контроля в соответствии с главой 35 Таможенного Кодексаи сроки проведения.
В случае отсутствия оснований дляпроведения проверочных мероприятий мотивированная информация об этомнаправляется в подразделение координации и применения СУР таможенного органа.
Контрольно-аналитическоеподразделение УТИ после проведения анализа полученных документов и сведений, информируетГУОТК о целесообразности разработки ориентировок, профилей рисков (либовнесения изменений в существующие профили риска (ориентировки), содержащиеперечень лиц).
ГУОТК с учетом предложений УТИсамостоятельно либо во взаимодействии с заинтересованным структурнымподразделением ФТС России разрабатывает ориентировки, профили рисков либовносит соответствующие изменения в существующие профили рисков, ориентировки.
При выявлении уполномоченнымдолжностным лицом таможенного поста (ОТОиТК) в процессе декларирования товаровфакта отсутствия у лица, перемещающего товары, ИТН в ЦРСВЭД таможенный пост(ОТОиТК) информирует об этом по телефону отдел применения СУР таможни.
Отдел применения СУР таможни втечение 15 минут с момента получения указанной информации направляет ее пооперативным каналам связи в отдел таможенной инспекции таможни.
При проведении структурнымиподразделениями таможенных органов анализа рисков в отношении товаров,перемещаемых лицами, информация о выявленных рисках передается в подразделениетаможенной инспекции с целью принятия решения о проведении таможенного контроляпосле выпуска товаров. Информация о результатах проведения таможенного контролянаправляется подразделением таможенной инспекции в течение пяти календарныхдней в УТИ ФТС России по оперативным каналам связи[21].
Заключение
Переход таможенных органов странына работу в соответствии с мировыми стандартами таможенного администрированиятребует разработки нового механизма информационного контролявнешнеэкономической деятельности. Для этого, образующиеся аналитическиеподразделения в процессе своей деятельности обеспечат единообразие и научностьв подходе к аналитической составляющей таможенного администрирования по всейвертикали таможенных органов.
Комплексность и структурированностьаналитической деятельности по всей вертикали таможенных органов обеспечат подготовкувыверенных управленческих решений, позволят создать механизм информационногоконтроля по всем направлениям деятельности таможенных органов.
Кроме того, структурные изменения впроцессе организации аналитической деятельности таможенных органов позволятсократить время и трудозатраты, необходимые при анализе информации по разнымнаправлениям деятельности, поскольку одной из компонент совершенствованияаналитической деятельности является проведение комплексных аналитическихисследований на основе метатехнологии согласованного анализавнешнеэкономической и таможенной деятельности.
На основании вышеизложенногоопределим аналитическую деятельность как процесс и целостную системувзаимосвязанных компонентов.
С одной стороны, аналитическаядеятельность предстает перед нами как динамичный процесс сбора, обработки,анализа и систематизации информации, а с другой, как организованная структура,основными элементами которой являются: аналитики, информационное, методическое,программное и нормативно-правовое обеспечение.
В связи с тем, что на таможеннуюслужбу была возложена функция формирования государственной политики в областитаможенного дела, потребовалась структура, которая могла бы не толькосоставлять представляемые предложения, но соотносить их со всеми другимифакторами, анализировать все программные и стратегические документы АппаратаПрезидента и Правительства РФ. И в итоге, все эти задачи были возложены наАналитическое управление, которое было создано 15 января 2008 года.
Если раньше Правительство РФ давалокакое-то поручение, которое таможенная служба выполняла и отправляла требуемыематериалы, а Аппарат Правительства РФ готовил решения по представляемымматериалам, то в настоящее время по определенным вопросам Аналитическоеуправление стало основным органом формирования соответствующих предложений.
Очевидно, что на этапе определениянаиболее эффективных средств и методов непосредственной реализации таможеннымиорганами России задач в области таможенного дела, таких как: усовершенствованиесуществующей системы таможенного администрирования, повышения ее качества вусловиях разделения товаропотоков и документооборота и перехода от тотальногоконтроля товаров к контролю информационному, роль аналитических подразделенийбудет возрастать.
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации. – М.:Омега-Л, 2007.
2. Таможенный кодекс РФ: Закон РоссийскойФедерации от 28.05.2003 №61-ФЗ.
3. Письмо ГТК России от 10.12.1999 №06-16/9035 «Типовое положение оперативно-аналитического отделенияправоохранительного блока таможни».
4. Приказ ГТК России от 26.09. 2003 № 1069«Концепция системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации».
5. Приказ ФТС РФ от 17.08. 2005 №751 «Обутверждении порядка взаимодействия при применении системы управления рисками».
6. Приказ ФТС от 27.11.2006 № 1227 «Об утверждениитиповых положений об оперативно-розыскном подразделении, подразделении поборьбе с особо опасными видами контрабанды, подразделении по борьбе сконтрабандой наркотиков, оперативно-аналитическом подразделении таможни».
7. Приказ ФТС России от 19.02.08 № 143 «Обутверждении Положения об Аналитическом управлении ФТС России».
8. Акимов. А.Е.Информационно-аналитическое обеспечение оперативно-розыскной деятельности. Дис…канд. юр. наук/ РТА. – М., 2003. – 108 с.
9. Бекяшев К.А., Моисеев Е.Г. Таможенноеправо: Учеб. – М.: Проспект, 2007. – 360 с.
10. Данилин Н.С., Якупов Р.Г. Введение винформационные таможенные технологии: Учеб. пособие. – М.: РИО РТА, 2000. – 48с.
11. Зиновьва А.Л. Совершенствованиеорганизации аналитической деятельности в системе таможенных органов России.Форум. Методический сборник № 14. – М.: РИО РТА, 2005. – 180 с.
12. Зиновьева А.Л. Совершенствованиеаналитической деятельности таможенного органа в СЭЗ. Дис… канд. экон. наук/РТА. – М., 2005. – 145 с.
13. Курносов Ю.В., Конотопов П.Ю.Аналитика: методология, технология и организация информационно – аналитическойработы. – М.: Русаки, 2004. – 512 с.
14. Лейбин В.М. Системный анализ илисистемный синтез: Учеб. – М.: Наука, 1987. – 238 с.
15. Макрусев В.В. Основы системногоанализа: Учеб. – М.: РИО РТА, 2006. – 576 с.
16. Мескон М., Альберт М., Франклин Х.Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2004. – 720 с.
17. Сереброва С.П. Использованиекомпьютерной информации при рассмотрении преступлений в сфере экономики //Российский следователь. – 2000. — № 4. – С. 5-7.
18. Чернова Г.В., Кудрявцев А.А. Управлениерисками: Учеб. пособие. – М.: Проспект, 2003. – 160 с.