Реферат по предмету "Таможенная система"


О некоторых вопросах ввоза в республику Беларусь товаров для переработки

/>О некоторыхвопросах ввоза в Республику Беларусь товаров для переработки
Организации,занимающиеся переработкой иностранного сырья, материалов и комплектующих,зачастую сталкиваются с выбором таможенного режима, который необходимо заявитьв отношении ввозимых в Республику Беларусь товаров исходя из условийзаключенной внешнеэкономической сделки, а также целей последующего использованияи (или) распоряжения продуктами переработки. В настоящей статье рассмотреныосновные способы ввоза таких товаров на таможенную территорию РеспубликиБеларусь и сопряженные с ними требования относительно уплаты таможенныхплатежей, соблюдения ограничений на ввоз товаров и прочие таможенные формальности.

I.Товары для переработки ввозятся в Республику Беларусь в рамках таможенногорежима свободного обращения. Готовая продукция остается на таможеннойтерритории Республики Беларусь
Всоответствии со ст. 159 Таможенного кодекса Республики Беларусь (далее — ТК)рассматриваемый таможенный режим допускает постоянное размещение ииспользование товаров без ограничений владения, пользования и распоряжения ими,которые предусмотрены таможенным законодательством в отношении использованияиностранных товаров на таможенной территории.
Основнымиз условий помещения товаров под таможенный режим свободного обращения являетсяуплата необходимых таможенных платежей. К ним можно отнести таможенные сборы затаможенное оформление, ввозную таможенную пошлину, акциз и налог на добавленнуюстоимость (см. таблицу). Причем согласно ст. 160 ТК такие платежи должны бытьуплачены в полном объеме до выдачи свидетельства о помещении товаров под данныйтаможенный режим.Вид таможенного платежа Нормативные правовые акты, устанавливающие ставки таможенного платежа Таможенные сборы за таможенное оформление Указ Президента Республики Беларусь от 13.07.2006 № 443 «О таможенных сборах» Ввозные таможенные пошлины Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2007 № 699 «Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин» Акцизы Указ Президента Республики Беларусь от 29.12.2008 № 709 «О ставках акцизов на подакцизные товары» Налог на добавленную стоимость Закон Республики Беларусь от 19.12.1991 № 1319-XII «О налоге на добавленную стоимость»
Заявлениетоваров в таможенном режиме свободного обращения производится с применениемтаможенной декларации, форма и порядок заполнения которой определены приказомГосударственного таможенного комитета Республики Беларусь от 09.07.1998 №246-ОД «Об утверждении « Положения о таможенном документе «Грузовая таможеннаядекларация» и «Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларациидля целей таможенного декларирования товаров» (далее - Приказ № 246-ОД).
Всоответствии со ст. 159 ТК товары, ограниченные к перемещению через таможеннуюграницу при ввозе, помещаются под таможенный режим свободного обращения припредставлении таможенному органу соответствующих разрешений и (или) лицензийуполномоченных государственных органов на ввоз этих товаров. Причем применяютсяограничения, устанавливаемые по основаниям экономического и неэкономическогохарактера.
СогласноУказу Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 № 502 «О запретах и ограниченияхна перемещение отдельных видов товаров через таможенную границу РеспубликиБеларусь» (далее - Указ № 502) к товарам, ограниченным к перемещению черезтаможенную границу Республики Беларусь при ввозе по основаниям экономическогохарактера, относятся товары, внешняя торговля которыми подлежит лицензированию.В этих целях постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.09.2006№ 1267 «О лицензировании внешней торговли отдельными видами товаров» (далее — Постановление № 1267) утвержден перечень товаров, импорт которых осуществляетсяпо лицензиям, выдаваемым Министерством торговли. Данный перечень включает всебя отдельные товары, классифицируемые в группах 10, 12, 15, 25-28, 31, 41,53, 71, 72, 74-76 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельностиРеспублики Беларусь (далее — ТН ВЭД).
Перечнитоваров, ограниченных к перемещению через таможенную границу РеспубликиБеларусь при ввозе по основаниям неэкономического характера утвержденыпостановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.09.2008 № 1397«О некоторых вопросах порядка перемещения отдельных видов товаров черезтаможенную границу Республики Беларусь» (далее — Постановление № 1397).
 
II.Товары для переработки ввозятся в Республику Беларусь в рамках таможенногорежима свободного обращения. Готовая продукция вывозится за пределы таможеннойтерритории Республики Беларусь
Основныеусловия помещения товаров под таможенный режим свободного обращения рассмотренывыше (см. п. I). В свою очередь, касаясь рассматриваемой ситуации,необходимо обратить внимание на следующую особенность.
Всоответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23.08.2005 № 391 «Оботсрочке уплаты таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость» вотношении комплектующих, запасных частей, материалов и сырья, ввозимых вРеспублику Беларусь для изготовления экспортной продукции, когда подлежащаяуплате сумма ввозной таможенной пошлины в отношении ввозимых товаров непревышает 10 % от их таможенной стоимости (за исключением ввозимогосахара-сырца тростникового для производства сахара белого), плательщик вправеполучить отсрочку уплаты ввозной таможенной пошлины и налога на добавленнуюстоимость. Рассматриваемая отсрочка предоставляется на срок:
· не более 12месяцев — в отношении товаров, ввозимых для изготовления продукции экспортногосудостроения, а также сахара-сырца тростникового для производства сахара белого;
· не более 6месяцев — в отношении других товаров.
Крометого, в случае вывоза ввезенных товаров в составе готовой продукции вустановленные отсрочкой сроки за пределы таможенных территорий РеспубликиБеларусь и Российской Федерации ввозная таможенная пошлина и налог надобавленную стоимость не взимаются, т.е. фактически предоставляется льгота поуплате ввозных таможенных пошлин, налогов.
СогласноИнструкции о порядке реализации взимания таможенных платежей, процентов,утвержденной постановлением Государственного таможенного комитета РеспубликиБеларусь от 24.01.2007 № 11 «О некоторых вопросах, связанных со взиманиемтаможенных платежей, процентов» (далее — Инструкция № 11), под экспортнойпродукцией понимаются товары, вывезенные за пределы таможенных территорийРеспублики Беларусь и Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе,в состав которых исходя из номенклатуры и количества вошли ввезенныекомплектующие, запасные части, материалы и сырье (как непосредственно, так и всоставе другой продукции).
Даннаяотсрочка предоставляется при таможенном оформлении. Для ее полученияодновременно с подачей таможенной декларации плательщик подает в таможню,производящую таможенное оформление, выписку из технологического процесса(промышленного регламента) изготовления экспортной продукции с указанием нормрасхода ввезенных комплектующих, запасных частей, материалов и сырья наизготовление единицы экспортной продукции, заверенную подписью руководителя ипечатью плательщика.
Дляподтверждения выполнения условий отсрочки плательщик представляет в таможню:
· отчет обиспользовании комплектующих, запасных частей, материалов и сырья дляпроизводства экспортной продукции по установленной форме — в течение 10 рабочихдней со дня истечения срока предоставленной отсрочки. Форма такого отчетаопределена приложением 3 к Инструкции № 11;
· документы,подтверждающие факт вывоза экспортной продукции за пределы таможенныхтерриторий Республики Беларусь и Российской Федерации, — не позднее 30календарных дней со дня истечения срока предоставленной отсрочки, а в отношениитоваров, вывозимых за пределы таможенных территорий Республики Беларусь иРоссийской Федерации, следующих транзитом через таможенную территориюРоссийской Федерации, — не позднее 60 календарных дней со дня истечения срокапредоставленной отсрочки.
Однаконеобходимо отметить, что в случае невыполнения вышеуказанных условий,добровольного погашения такой отсрочки законодательством не предусмотрено.Согласно Указу № 391 при неосуществлении вышеназванного вывоза у плательщикавозникает таможенная задолженность, которая взыскивается с начислением пеней вразмере ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь,увеличенной на 20 %.
 
III.Товары для переработки ввозятся в Республику Беларусь в рамках таможенногорежима переработки на таможенной территории. Готовая продукция остается натаможенной территории Республики Беларусь
Всоответствии со ст. 165 ТК таможенный режим переработки на таможеннойтерритории допускает совершение на таможенной территории операций переработкииностранных товаров в течение установленного срока, в том числе сиспользованием при таких операциях отечественных товаров, в целях полученияпродуктов переработки, предназначенных для вывоза с таможенной территории. Приэтом согласно ст. 174–175 ТК продукты переработки могут быть также размещены натаможенной территории Республики Беларусь, что требует их помещения подтаможенный режим свободного обращения.
Согласност. 166 ТК операции переработки товаров в таможенном режиме переработки на таможеннойтерритории включают:
· собственнопереработку или обработку товаров, при которых товары для переработки теряютсвои индивидуальные характеристики (отличительные признаки);
· изготовлениеновых товаров, в том числе монтаж, сборку, разборку и подгонку, при которомтовары для переработки сохраняют свои индивидуальные характеристики(отличительные признаки);
· ремонт либотехническое обслуживание товаров, в том числе их восстановление, заменусоставных частей, восстановление их потребительских свойств;
· использованиетоваров, которые содействуют производству продуктов переработки или облегчаютего, даже если эти товары полностью или частично потребляются в процессепереработки, за исключением средств производства (оборудование, станки, приспособленияи др.). Данная операция должна быть выполнена одновременно с одной извышеуказанных операций.
Как ив таможенном режиме свободного обращения (см. п. I и II), при помещениитоваров под таможенный режим переработки на таможенной территории:
· заявление товаровв таком таможенном режиме производится с применением таможенной декларации,форма и порядок заполнения которой определены Приказом № 246-ОД;
· товары,ограниченные к перемещению через таможенную границу при ввозе по основаниямнеэкономического характера, помещаются под такой таможенный режим припредставлении таможенному органу соответствующих разрешений и (или) лицензийуполномоченных государственных органов на ввоз этих товаров (ст. 165 ТК).
Однакоограничения, устанавливаемые по основаниям экономического характера, в отношениитаких товаров не применяются.
Нарядус вышеизложенным, в отличие от таможенного режима свободного обращения вотношении товаров, заявляемых в таможенном режиме переработки на таможеннойтерритории, необходимо предварительно согласовать в таможенном органе условияиспользования товаров в данном таможенном режиме (ст. 165 ТК). При этомисходя из п. 6 ст. 167 ТК до такого согласования заинтересованное лицо должнополучить заключение уполномоченного органа об условиях переработки товаров натаможенной территории. Выполнение данных требований законодательствапредусматривает совершение заинтересованным лицом до представления товаров ктаможенному оформлению товаров следующих действий.
Впервую очередь, в порядке, установленном ст. 168 ТК и постановлением СоветаМинистров Республики Беларусь от 21.08.2007 № 1065 «О некоторых вопросах выдачизаключения об условиях переработки товаров на таможенной территории изаключения об условиях переработки товаров вне таможенной территории»(далее - Постановление № 1065), заинтересованное лицо представляет всоответствующий уполномоченный орган заявление о выдаче заключения об условияхпереработки товаров на таможенной территории.
Формаи порядок заполнения такого заявления установлены постановлениемГосударственного таможенного комитета Республики Беларусь от 26.02.2008 № 27 «Оформах документов, используемых при выдаче заключения об условиях переработкитоваров на таможенной территории и заключения об условиях переработки товароввне таможенной территории, и о порядке их заполнения» (далее — Постановление №27).
Приэтом такими уполномоченными органами (в зависимости от подчиненностизаинтересованного лица, управления акциями (долей в уставном фонде) такоголица, а также вида его экономической деятельности) являются:
· отдельныереспубликанские органы государственного управления и государственныеорганизации, подчиненные Правительству Республики Беларусь (Министерствоархитектуры и строительства, Министерство здравоохранения, Министерство информации,Министерство промышленности, Министерство связи и информатизации, Министерствосельского хозяйства и продовольствия, Министерство транспорта и коммуникаций,Министерство финансов, Министерство энергетики, Национальная академия наук,Управление делами Президента Республики Беларусь, концерны «Белгоспищепром»,«Белнефтехим», «Беллегпром», «Белбиофарм», «Беллесбумпром»);
· областные иМинский городской исполнительные комитеты;
· государственноепроизводственно-торговое объединение «Белхудожпромыслы» Управления деламиПрезидента Республики Беларусь.
Послеполучения вышеуказанного заключения, на выдачу которого законодательствомпредусмотрен срок в 10 рабочих дней, заинтересованное лицо в порядке,установленном ст. 167 ТК, представляет в таможенные органы заявление осогласовании условий использования товаров в таможенном режиме переработки натаможенной территории.
Формавышеуказанного заявления и порядок подтверждения содержащихся в нем сведенийопределены постановлением Государственного таможенного комитета РеспубликиБеларусь от 15.01.2009 № 3 «О формах документов, необходимых длясогласования таможенными органами условий использования товаров в таможенномрежиме переработки на таможенной территории и в таможенном режиме переработкивне таможенной территории, и порядке их заполнения» (далее — Постановление №3).
Представленноезаявление рассматривается таможенными органами в течение 7 рабочих дней, врезультате чего принимается решение о согласовании заявленных срока переработкитоваров и способа, позволяющего определить товары для переработки в продуктахпереработки, либо о несогласии с таким сроком и способами.
Помещениетоваров под таможенный режим переработки на таможенной территории согласно ст.165 ТК производится без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. При этомуплачиваются только таможенные сборы за таможенное оформление.
Однакообязанность уплатить такие пошлины и налоги возникает при помещении продуктовпереработки под таможенный режим свободного обращения. Причем согласно ст. 177ТК суммы ввозных таможенных пошлин, налогов уплачиваются в отношении товаровдля переработки, вошедших в состав продуктов переработки. Кроме того, с суммтаких пошлин, налогов дополнительно уплачиваются проценты, как если бы вотношении этих сумм была предоставлена отсрочка их уплаты со дня выдачитаможенным органом свидетельства о помещении товаров под таможенный режимпереработки на таможенной территории.
Необходимоотметить, что результатом совершения операций переработки с товарами,помещенными под таможенный режим переработки на таможенной территории, являютсяне только продукты переработки, но и товары, неизбежно образующиеся приполучении продуктов переработки. В отношении таких товаров декларантом в целяхпрекращения действия рассматриваемого таможенного режима должны быть совершеныдействия, которые установлены ст. 174, 175 ТК.
Дляцелей совершения таких действий ст. 173 ТК предусмотрено, что товары,неизбежно образующиеся при получении продуктов переработки, в том числе отходы,в дальнейшем для целей таможенного оформления и уплаты ввозных таможенныхпошлин, налогов рассматриваются, как если бы указанные товары были ввезены натаможенную территорию в этом состоянии.
Приэтом Указом Президента Республики Беларусь от 04.09.2007 № 399 «Об определениитаможенной стоимости товаров, неизбежно образующихся при получении продуктовпереработки» (далее — Указ № 399) установлены особенности определениятаможенной стоимости товаров, неизбежно образующихся при получении продуктов переработки.
Всоответствии со ст. 174 ТК такие товары должны быть помещены под таможенныережимы свободного обращения, реэкспорта, переработки на таможенной территории,уничтожения или отказа в пользу государства или сняты с таможенного контроля вустановленном законодательством порядке.
При этомоснования для снятия таких товаров с таможенного контроля определены ст. 278ТК. Кроме того, согласно Указу № 399 такие товары снимаются с таможенногоконтроля также при наличии в заключении уполномоченного органа об условияхпереработки товаров на таможенной территории сведений о невозможности ихдальнейшего коммерческого использования.
Порядокснятия вышеуказанных товаров с таможенного контроля определен постановлениемГосударственного таможенного комитета Республики Беларусь от 14.11.2007 № 106«О порядке снятия с таможенного контроля товаров, помещенных под таможеннуюпроцедуру временного хранения товаров или под таможенные режимы», согласнокоторому снятие вышеуказанных товаров с таможенного контроля производится путемвнесения должностным лицом таможни в графе Д «Таможенный контроль» и (или) наоборотной стороне имеющихся экземпляров свидетельства о помещении товаров подзаявленный таможенный режим записи «Снято с таможенного контроля» с указанием:
· количестваснимаемого с таможенного контроля товара;
· реквизитовдокументов, подтверждающих наступление обстоятельств, допускающих снятиетоваров с таможенного контроля;
· реквизитовтаможенных и (или) иных документов, подтверждающих прекращение налоговогообязательства по уплате таможенных пошлин, налогов, если срок исполнения такогоналогового обязательства наступил;
· даты внесенияэтой записи.
Внесеннаязапись заверяется оттиском личной номерной печати и подписью должностного лицатаможни, принявшего решение о снятии товаров с таможенного контроля.
Согласност. 175 ТК при помещении продуктов переработки под таможенный режим свободногообращения, а также помещения под соответствующий таможенный режим товаров,неизбежно образовавшихся при получении продуктов переработки, действиетаможенного режима переработки на таможенной территории прекращается.
 
IV.Товары для переработки ввозятся в Республику Беларусь в рамках таможенногорежима переработки на таможенной территории. Готовая продукция вывозится запределы таможенной территории Республики Беларусь
Основныеправила помещения товаров под таможенный режим переработки на таможеннойтерритории были рассмотрены выше (см. п. III). Напомним, что допредставления товаров к таможенному оформлению с целью помещения под такойтаможенный режим заинтересованное лицо должно получить заключениеуполномоченного органа об условиях переработки товаров на таможенной территориии согласовать в таможенном органе условия использования товаров в данномтаможенном режиме, а затем представить товары к таможенному оформлению. Приэтом уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов не требуется.
Всвою очередь, в рассматриваемой ситуации вывоз продуктов переработки за пределытаможенной территории Республики Беларусь осуществляется в соответствии стаможенным режимом реэкспорта. Причем согласно ст. 174 ТК декларант обязанпредставить такие товары к таможенному оформлению с целью помещения под данныйтаможенный режим до истечения срока действия таможенного режима переработки натаможенной территории.
Всоответствии со ст. 212 ТК таможенный режим реэкспорта допускает вывоз ипостоянное размещение товаров за пределами таможенной территории безвозникновения налогового обязательства по уплате вывозных таможенных пошлин,т.е. без уплаты вывозных таможенных пошлин. При этом уплачиваются толькотаможенные сборы за таможенное оформление.
Необходимоотметить, что товары, ограниченные к перемещению через таможенную границу приввозе и (или) вывозе по основаниям неэкономического характера, помещаются подтаможенный режим реэкспорта при представлении таможенному органусоответствующих разрешений и (или) лицензий уполномоченных государственныхорганов на ввоз и (или) вывоз этих товаров. Перечни таких товаров определеныПостановлением № 1397.
Заявлениетоваров в таможенном режиме реэкспорта производится с применением таможеннойдекларации, форма и порядок заполнения которой определены Приказом № 246-ОД.
Необходимоотметить, что результатом совершения операций переработки с товарами,помещенными под таможенный режим переработки на таможенной территории, являютсяне только продукты переработки, но и товары, неизбежно образующиеся приполучении продуктов переработки. В отношении таких товаров декларантом в целяхпрекращения действия рассматриваемого таможенного режима должны быть совершеныдействия, которые установлены ст. 174, 175 ТК (выполнение данного требованиярассмотрено в п. III).
Согласност. 175 ТК при помещении продуктов переработки под таможенный режим реэкспорта,а также помещения под соответствующий таможенный режим товаров, неизбежнообразовавшихся при получении продуктов переработки, действие таможенного режимапереработки на таможенной территории прекращается. При этом законодательствомне предусмотрено возмещение сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, от уплатыкоторых было предоставлено освобождение при помещении товаров для переработкипод таможенный режим переработки на таможенной территории.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.  Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.) Минск «Беларусь» 2004г.
2.  Таможенный кодекс Республики Беларусь от 4 января 2007г. № 204-З. Принят Палатой представителей 7 декабря 2006 года. Одобрен Советом Республики 20 декабря 2006 года. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 24.01.2007, № 17, рег. № 2/1301 от 11.01.2007). Юридическая база «ЮСИАС» 2008г.
3.  Козырин А.Н. Таможенное право России: Учеб. Пособие. М.: СПАРК, 2004г.
4.  Основы таможенного дела: Учеб. Пособие в 7 вып. Вып. 1: Развитие таможенного дела в России / Науч. Ред. П.В. Дзюбенко. М., РИО РТА, 2001.
5.   Основы таможенного дела: Учеб. Пособие в 7 вып. Вып 4: Правовое регулирование таможенного дела / Ю.В. Воробьев, Под общ. ред. В.А. Максимцева. М., РИО РТА, 2002.
6.  Таможенное право Республики Беларусь. Черевченко Н.В.; 2007г., 300с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.